Законодательно закреплены также права получателей бюджетных средств на [c.646]

Права получателей бюджетных средств [c.20]

В странах с развитой рыночной экономикой порождение прав получателей бюджетных средств осуществляется как в рамках, так и вне рамок бюджетного процесса. С одной стороны, существенная их часть возникает вследствие принятия тех или иных частных или отраслевых законов (например, социальных программ). Другая часть обязательств связана с погашением государственного долга и определяется конкретными долговыми контрактами. После принятия закона о бюджете на очередной год возникает окончательный набор обязательств, часть из которых вытекает из других законов, срок действия которых, как правило, не ограничивается очередным финансовым годом. [c.20]

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. [c.147]

Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. [c.170]

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. [c.327]

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. [c.327]

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. [c.328]

Орган, исполняющий бюджет, доводит показатели росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Они не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей. [c.387]

Получатели бюджетных средств имеют право принять обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и других документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. [c.387]

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. [c.390]

Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и не поступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджетами внебюджетных фондов выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца. [c.54]

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета —это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета. Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. [c.222]

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. [c.226]

Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. [c.110]

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). [c.110]

Непосредственно бюджетные средства используют (распределяют и тратят) главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств, которые в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные средства. Главный распорядитель бюджетных средств согласно бюджетной росписи распределяет средства между распорядителями бюджетных средств, а те, в свою очередь, распределяют выделенные средства для непосредственного использования между получателями бюджетных средств. Так, Министерство финансов РФ, являясь главным распорядителем бюджетных средств, точно, в соответствии с бюджетной росписью распределяет бюджетные средства между распорядителями бюджетных средств — министерствами, а те, в свою очередь, распределяют средства между получателями бюджетных средств. Так, Министерство культуры перечисляет бюджетные ассигнования Большому театру РФ, а Государственный комитет РФ по высшему образованию перечисляет бюджетные ассигнования для их непосредственного расходования МГУ и т.д. [c.322]

Назовите права и обязанности получателей бюджетных средств. [c.137]

С принятием Бюджетного кодекса РФ и новых правил финансирования значительно изменилась бюджетная терминология, которая применяется при бюджетных взаимоотношениях с получателями бюджетных средств, в том числе и с учреждениями социальной сферы. Например, бюджетополучателем, или получателем бюджетных средств называется бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Бюджетополучатель должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, самостоятельные счета в банковских учреждениях [c.272]

Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основном за счет небольших военных расходов). В первом случае страдают налогоплательщики, во втором — получатели бюджетных средств (социальные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу значительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран. [c.26]

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя (органа государственной власти РФ, имеющего право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета), распорядителя средств федерального бюджета (органа государственной власти или органа местного самоуправления, имеющих право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств). [c.264]

Главный распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, орган местного самоуправления, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, которое наделено указанным правом. [c.473]

Лимит бюджетных обязательств — предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета. [c.477]

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетныхобязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.» Эта норма права в разных субъектах Российской Федерации может иметь иную редакцию. [c.134]

Главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов. Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Бюджетополучатель — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год. Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ или органами местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов1. [c.141]

Как уже отмечалось, финансирование учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии это называется в соответствии с кассовым планом финансирования , который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, определяемые и утверждаемые для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. В настоящее время лимиты бюджетных обязательств устанавливаются ежемесячно, исходя из бюджетных возможностей. Определение и утверждение лимитов, или кассовое планирование представляет собой процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода. В первую очередь учитывается необходимость полного обеспечения расходов по защищенным бюджетным статьям. В пре-делахлимитов бюджетополучатели имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей. Органу, исполняющему бюджет, предоставлено право в одностороннем порядке уменьшать лимиты в случае секвестирования бюджета либо отсрочить предоставление лимитов сроком на три месяца, но не более 10% суммы квартала, в котором производится отсрочка. [c.273]

economy-ru.info

Получатели бюджетных средств имеют право на

Чтобы лучше понять суть произошедших изменений, разберемся вначале с основными терминами, приведенными в БК РФ. А именно, рассмотрим, как с 1 января 2008 г. Бюджетный кодекс РФ интерпретирует понятия «получатель бюджетных средств» и «бюджетное учреждение».

Получатели бюджетных средств

Получателем бюджетных средств, согласно прежней редакции статьи 162 БК РФ, признавались бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Таким образом, понятие «получатель бюджетных средств» не содержало основного признака, которым оно отличается от понятий «главный распорядитель» и «распорядитель» бюджетных средств, поскольку последние также получали бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью.
В чем же состоит основное различие между ними? Да в том, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, в то время как получатели бюджетных средств такого права не имеют. Правда, бюджетные учреждения могут распределять средства и ЛБО для своих подведомственных учреждений, но они являются в этот момент не получателями, а распорядителями средств, то есть выступают одновременно и в качестве получателей (для себя), и в качестве распорядителей (для других БУ).
Основной же отличительный признак получателей бюджетных средств состоит в том, что они имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. К сожалению, он не был нормативно закреплен в редакции БК РФ, действовавшей до 1 января 2008 г., в отличие от закрепления права главного распорядителя и распорядителя на распределение средств. В новой редакции БК РФ этот недочет устранен.
Кроме того, новая редакция БК РФ учитывает и отражает то, что органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации являются одновременно и главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, и их получателями. Ведь они также имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Поэтому данные органы представлены в БК РФ во всех своих трех «ипостасях»: они одновременно могут быть главными распорядителями и получателями бюджетных средств или одновременно распорядителями и получателями бюджетных средств.
Таким образом, получатель бюджетных средств – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также бюджетное учреждение, которое одновременно:
– находится в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
– имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
В свою очередь, как мы уже сказали, бюджетное учреждение может распределять между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, то есть быть для них распорядителем бюджетных средств.
Кроме того, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения могут быть главными распорядителями бюджетных средств, имеющими право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Такие учреждения должны быть указаны в ведомственной структуре расходов бюджета.
Все разобранные нами понятия приведены в новой редакции статьи 6 БК РФ. Получатель бюджетных средств, согласно статье 152 БК РФ, является одним из участников бюджетного процесса.

Бюджетные учреждения

Теперь посмотрим, как новый Бюджетный кодекс РФ интерпретирует понятие «бюджетное учреждение».
Согласно статье 6 БК РФ бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, функции которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Отметим, что до 1 января 2008 г., согласно статье 161 БК РФ, бюджетным учреждением признавалась организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.
Использовать это понятие дальше нельзя по одной простой причине. Дело в том, что с 9 января 2007 г., то есть с момента введения в действие Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут создавать не только бюджетные, но и автономные учреждения в указанных областях деятельности. При этом созданные ими учреждения, как бюджетные, так и автономные, являются соответственно государственными или муниципальными.
Прежняя формулировка не устанавливала характерных признаков, присущих лишь бюджетным учреждениям. В новом же определении во главу угла ставится именно финансовое обеспечение функций бюджетного учреждения. Оно осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В отличие от бюджетных учреждений, деятельность автономных учреждений обеспечивается за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Что касается государственного или муниципального задания, то такое задание бюджетному учреждению будет устанавливать его главный распорядитель начиная с 1 января 2009 г.

Как уже было сказано, бюджетное учреждение может выступать одновременно в роли главного распорядителя (распорядителя) и в роли получателя бюджетных средств.
Рассмотрим, каково правовое положение бюджетных учреждений во втором случае, то есть какие права и обязанности есть у бюджетного учреждения как у получателя бюджетных средств.

Бюджетные полномочия получателей бюджетных средств

Нужно отметить, что новая редакция БК РФ впервые четко закрепляет именно полномочия участников бюджетного процесса. Поэтому и соответствующие статьи БК РФ поменяли свои названия, которые теперь отвечают их внутреннему содержанию. Так, статья 162 БК РФ называется «Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств».
Итак, с 1 января 2008 г. получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
– составляет и исполняет бюджетную смету;
– принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением);
– обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных для него бюджетных ассигнований, то есть предельных объемов денежных средств, выделенных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
– вносит своему главному распорядителю (распорядителю) предложения по изменению бюджетной росписи;
– ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
– формирует бюджетную отчетность получателя бюджетных средств и представляет ее главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
– исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Кроме того, в статье 161 БК РФ изложены и другие особенности правового положения бюджетных учреждений. Отметим, что некоторые из полномочий бюджетных учреждений непосредственно Бюджетным кодексом РФ раньше не закреплялись. Некоторые из них были закреплены только на федеральном уровне, в частности устанавливались законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Теперь полномочия, указанные в статье 161 БК РФ, касаются бюджетных учреждений всех уровней бюджетной системы РФ. Рассмотрим их подробнее.
При этом нужно иметь в виду, что положения, установленные Бюджетным кодексом РФ применительно к бюджетным учреждениям, распространяются также на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Лицевой счет бюджетного учреждения

Установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ (пункт 1 статьи 161 БК РФ).
Для конкретизации этой нормы с 1 января 2008 г. в Бюджетный кодекс РФ введена новая статья 220.1 «Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета».
Здесь сказано, что учет операций по исполнению бюджета, которые участники бюджетного процесса осуществляют в рамках своих бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
В данной статье определено также, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Аналогичная норма содержится и в абзаце 9 пункта 1 статьи 166.1 «Бюджетные полномочия Федерального казначейства» БК РФ. Здесь указано, что Федеральное казначейство будет вести лицевые счета получателей средств федерального бюджета, равно как и других перечисленных участников бюджетного процесса, в порядке, который само и установит. Но это будет с 1 января 2009 г.
А в период с 1 января по 31 декабря 2008 г., согласно статье 5 Закона № 63-ФЗ, Федеральное казначейство будет открывать и вести лицевые счета, а также вести сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в том порядке, который установлен Минфином России. Напомним эти документы:
– Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. Приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н (зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2007 г., (№ 10611)) в данную Инструкцию внесены некоторые изменения;
– Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н. Приказом Минфина России от 15 октября 2007 г. № 86н (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2007 г. (№ 10751)) в данный порядок внесены изменения.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), должны открываться и вестись в порядке, установленном этим органом.
До 1 января 2008 г. Бюджетный кодекс РФ устанавливал обязательное использование лицевых счетов только для бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Бюджетная смета бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Эта норма установлена в пункте 1 статьи 161 БК РФ. Отметим, что такое понятие, как смета доходов и расходов бюджетного учреждения, применительно к бюджетным средствам учреждений в БК РФ больше не употребляется. Оно используется только по отношению к средствам, полученным от деятельности, приносящей доход.
Бюджетная смета – это документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов, то есть объем прав бюджетного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно статье 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Таким образом, каждый главный распорядитель бюджетных средств установит свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы (далее – Порядок).
Справедливости ради нужно сказать, что и до настоящего времени главные распорядители устанавливали Порядок самостоятельно. Однако общих требований к составлению смет не было, возможно, потому, что Бюджетный кодекс РФ этого не устанавливал.
Между тем и раньше обращалось внимание на отсутствие нормативного правового акта Минфина России, устанавливающего порядок составления, утверждения и внесения изменений в сметы доходов и расходов. Например, в письме Минфина России от 12 ноября 2001 г. № 3-01-01/12-333. Правда, речь тогда шла о смете доходов и расходов по внебюджетным средствам бюджетных учреждений. В данном письме предлагалось составлять и утверждать такие сметы – впредь до утверждения нормативного акта Минфина России – в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета.
Теперь во исполнение статьи 221 БК РФ Минфин России разработал Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений и утвердил их своим приказом от 20 ноября 2007 г. № 112н , который вступил в силу 1 января 2008 г.
Данный документ определяет, что понимается под составлением, утверждением и ведением бюджетной сметы.
Главным распорядителям (распорядителям) и получателям бюджетных средств необходимо иметь в виду, что бюджетная смета составляется на один финансовый год.
Бюджетная смета составляется бюджетным учреждением на основании расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов ЛБО. Расчетные показатели разрабатываются и устанавливаются (согласовываются) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на очередной финансовый год.
Если бюджетное учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, то его бюджетную смету утверждает руководитель главного распорядителя (пункт 1 статьи 221 БК РФ).
Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств. Кроме того, в бюджетной смете дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные Порядком.
Если руководитель бюджетного учреждения наделен, в соответствии с Порядком, правом утверждать бюджетную смету, то ее показатели могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ЛБО.
Напомним, что согласно правилам, действующим до 1 января 2008 г., бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано было составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен был ее утвердить. Теперь БК РФ конкретных сроков составления и утверждения сметы не устанавливает.

Заключение бюджетным учреждением контрактов и договоров

Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение должно заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, со следующими ограничениями:
– в пределах ЛБО, доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета;
– с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Раньше такая норма в БК РФ отсутствовала. Для федеральных бюджетных учреждений она устанавливалась законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Например, в 2007 г. действовала норма статьи 115 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
Что касается порядка доведения до бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) лимитов бюджетных обязательств, то здесь хотелось бы обратить внимание на следующий момент.
Бюджетные ассигнования и ЛБО, распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета Федеральное казначейство. Так сказано в абзаце 14 пункта 1 статьи 166.1 БК РФ.
При этом в течение 2008 г. бюджетные ассигнования и ЛБО будут доводиться до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России.
Этот порядок в основном соответствует тому, что был определен еще приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50. В настоящее время в него внесены изменения приказом от 12 ноября 2007 г. № 102н (зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2007 г. (№ 10612)).
В частности, изменена формулировка: вместо порядка «организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и объемов финансирования расходов федерального бюджета» говорится о порядке «доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета».
Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения может быть приостановлено в том случае, если бюджетное учреждение нарушит установленный финансовым органом порядок учета бюджетных обязательств.
Значит, финансовый орган должен утвердить порядок учета бюджетных обязательств и порядок санкционирования оплаты денежных обязательств (а также приостановления этого санкционирования). На федеральном уровне это должен сделать Минфин России.
Напомним, что бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. А денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств (в том числе бюджетного учреждения) уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии:
– с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий;
– положениями закона, иного правового акта (статья 6 БК РФ).
Согласно статье 219 БК РФ бюджетное учреждение подтверждает свою обязанность уплатить денежные средства за счет бюджета платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования оплаты денежных обязательств.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется так: делается разрешительная надпись (акцепт) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Кто санкционирует оплату денежных обязательств? Тот финансовый орган, в котором бюджетному учреждению открыты лицевые счета. Например, оплату денежных обязательств получателей средств федерального бюджета санкционирует Федеральное казначейство (статья 166.1 БК РФ).
Бюджетные учреждения должны знать, как подтвердить исполнение своих денежных обязательств. Это может понадобиться в различных ситуациях, в том числе при решении спорных вопросов. Итак, доказательством того, что бюджетное учреждение исполнило свои денежные обязательства, являются платежные документы, подтверждающие списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также иные документы, подтверждающие проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств. Эти документы бюджетное учреждение представляет и в случае прове
дения проверок.
Если бюджетное учреждение при заключении государственных (муниципальных) контрактов или иных договоров нарушит требования, установленные статьей 161 БК РФ, то главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может обратиться с иском в суд о признании таких контрактов (договоров) недействительными. Если требования БК РФ действительно были нарушены, суд признает эти контракты недействительными.

Порядок исполнения бюджетным учреждением договорных обязательств

Пункт 3 статьи 161 БК РФ определяет, как должно действовать бюджетное учреждение в том случае, если главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств уменьшит ему ранее доведенные ЛБО. Если в результате уменьшения ЛБО бюджетное учреждение не сможет исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных им контрактов или договоров, то оно должно будет согласовать новые сроки исполнения этих контрактов (договоров), а если необходимо, и другие условия.
Лицо, заключившее с бюджетным учреждением государственный (муниципальный) контракт или иной договор, может потребовать от учреждения возместить только фактически понесенный им ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий контракта, договора.

Субсидии и кредиты бюджетному учреждению

Осталась неизменной норма, запрещающая бюджетному учреждению получать кредиты (займы). Не предоставляются бюджетному учреждению также субсидии и бюджетные кредиты (пункт 4 статьи 161 БК РФ).

Ответственность бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам (пункт 5 статьи 161 БК РФ).
Исполняет бюджетное учреждение свои денежные обязательства, указанные в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Отметим, что новая редакция данной нормы не предусматривает исполнения денежных обязательств за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Это связано с тем, что планируется принять федеральный закон, определяющий особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств (в том числе добровольных пожертвований) и средств от иной приносящей доход деятельности.
До принятия такого закона порядок исполнения денежных обязательств за счет средств от деятельности, приносящей доход, остается прежним (установлен главой 24.1 БК РФ). Об этом сказано в статье 5 Закона № 63-ФЗ.

bino.ru