Трансформация собственности

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики — это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945—1951 гг. В частности, за 1945—1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация — это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

• продажа государственного имущества;

• бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) — продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса — участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации — в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион — продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап — чековый (ваучерный): 1992 — первая половина 1994 гг.;

II этап — денежный: с 1 июля 1994 г.

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация — возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

market-pages.ru

Процесс перехода государственной собственности в частные руки проходит в большинстве государств СНГ

Процесс перехода государственной собственности в частные руки проходит в большинстве государств СНГ. Такие события подстегнули экономический рост и многих развитых стран мира. Как правило, частные активы работают гораздо эффективнее, чем казенные, ведь административные процедуры порой становятся препятствием для гибкого и быстрого реагирования на рыночные тенденции.

Как известно, в июне текущего года в Казахстане в рамках второй волны приватизации начался процесс передачи государственных активов и активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду. Этот шаг обусловлен необходимостью предоставления дополнительного импульса предпринимательству, так как деятельность некоторых дочерних компаний, активы которых частично или полностью принадлежат государству, сопряжена с более выгодными условиями по сравнению с аналогичными предприятиями, работающими на рынке, что противоречит принципам здоровой конкуренции.

С пользой для всех сторон

Список приватизируемых объектов в Казахстане постоянно расширяется. В настоящее время он состоит из 853 предприятий, которые будут передаваться в конкурентную среду в соответствии с графиками продаж объектов на 2014 год. Для обеспечения гласности и прозрачности создан единый портал по продаже имущества www.gosreestr.kz. На сегодня зафиксировано около 120 000 посещений пользователями веб-портала.

Председатель комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК Эдуард Утепов в ходе семинара-презентации электронных торгов отметил, что объекты государственной собственности в ходе второй волны приватизации будут продаваться только посредством электронных торгов.

«В соответствии с решениями, принятыми Правительством РК, все объекты республиканской коммунальной собственности будут продаваться только на этой электронной площадке, за исключением доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью, потому что в соответствии с законом, второй участник или участники товарищества имеют приоритетное право. Если они отказываются покупать по той цене, по которой мы оцениваем свою долю, они тоже будут выставляться на торги», — отметил глава комитета.

Отдельная электронная площадка будет действовать для продажи объектов, входящих в состав Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», так как на акционерные общества распространяются другие правила. «Сейчас у нас есть меморандум, который мы подпишем о том, что они будут продавать максимальное количество объектов, если не все, именно на электронной площадке. По объектам госсобственности и долям участия государства — стопроцентно, только там будет продажа», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.

Торги закрыты для мздоимства

Такие меры позволят повысить прозрачность и максимально снизить возможности для коррупционных нарушений. Электронная система торгов хорошо себя зарекомендовала. На сегодня жалоб по организации электронных торгов не поступает, есть только жалобы технического характера на сбои в сети, хотя их тоже не большое количество.

По словам Эдуарда Утепова, всего с первого июня прошлого года по настоящее время было проведено более 1 500 электронных аукционов по республиканской и коммунальной собственности. В ходе семинара-презентации электронных торгов он обратил внимание на то, что итоговая цена продажи оказалась почти в два раза больше итоговой стартовой цены продажи: 1,2 миллиарда тенге против 734,3 миллиона тенге, которые запрашивались в начале торгов.

Он добавил, что на сегодня число участников электронных торгов на объекты государственного и коммунального имущества очень быстро растет. «До 30 с лишним участников набирают продажи по одному объекту, есть прямая конкуренция», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.

На сегодняшний день зафиксировано около 120 тысяч посещений пользователями веб-портала, среднее количество просмотров сведений по объекту — 147. Причем максимальное количество участников на одном аукционе было зафиксировано при продаже объекта по английскому методу — 31 участник, а по голландскому методу торгов — 23 участника. В целом, по официальным данным, на начало августа в качестве участников электронных торгов на веб-портале было зарегистрировано 2667 пользователей, из которых большинство (2078) составляют физические лица, 174 индивидуальных предпринимателя и 415 юридических лиц.

Учитывая, что в процессе приватизации примет участие неограниченное количество лиц, функционал торговой площадки был расширен. Так, специально для продажи объектов второй волны приватизации в правила продажи объектов приватизации внесены изменения в части внедрения электронного коммерческого тендера и конкурса. Это постановление вступило в силу шестого августа.

Внедрение электронных тендеров и конкурсов позволяет продавать объекты с определенными условиями. Это такие условия, как реализация инвестиционной программы, сохранение профиля деятельности, рабочих мест, обеспечение определенного уровня объема производства, номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг и т.д.

«Таким образом, до размещения объявления о продаже, представитель бизнеса может заранее узнать информацию о продаваемых объектах госсобственности, социально-предпринимательских корпораций, холдингов и национальных компаний, в том числе об их финансовых показателях. Полностью отсутствует контакт продавца и потенциальных участников торгов, что исключило возможность проявления коррупционных правонарушений. Это обеспечивает торгам прозрачность и доступ бизнеса к информации по принципу одного окна», — отметил Эдуард Утепов.

В реестре государственного имущества размещена информация обо всех объектах, которые передаются в конкурентную среду, с указанием инфографики, видеороликов, счетчиков по объему поступаемых средств, вырученных от реализации объектов. Предприниматели могут заранее, не дожидаясь, когда объявят на торги данный объект, ознакомиться, что это за объект, пройти по ссылкам, ознакомиться с финансовыми показателями за предыдущие годы, почитать учредительные документы, посмотреть, чем занимается, какие сделки совершались, какую площадь занимают объекты, какое имущество за ними закреплено и так далее.

Любой участник торгов при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) может самостоятельно зарегистрироваться на веб-портале, подать электронную заявку для участия в торгах, а по завершению торгов подать заявление на возврат гарантийного взноса либо протокол о результатах в качестве победителя торгов. Взаимодействие данной информационной системы с различными государственными информационными системами освобождает потенциального участника торгов от необходимости прикрепления каких-либо документов к заявке для участия в торгах.

Для населения этот шаг сулит новые возможности, а для государственных предприятий — избавление от непрофильных активов, что позволит, в свою очередь, сфокусироваться на основных задачах и повысить качество предоставляемых услуг, не говоря уже о высвобождаемых средствах. Вырученные от продажи государственной собственности финансовые потоки направляются соответственно в республиканский и областные бюджеты, в соответствии с бюджетным законодательством.

Что касается средств от продажи активов и компаний, принадлежащих национальным управляющим холдингам и национальным компаниям, то они поступают в бюджеты холдингов и национальных компаний и распределяются в соответствии с уставами обществ и внутренними документами, определяющими порядок использования средств от продажи активов.

Мировой опыт

По такому пути шли многие государства мира. К примеру, в 1980-е годы в Великобритании правительство Маргарет Тэтчер приватизировало такие государственные корпорации и компании, как полный пакет акций «Амершам Интернешнл», «Ассошиэйтед Бритиш Портс», British Aerospace, «Бритиш Гэс», «Бритойл», «Кейбл и Уайрлесс», «Энтерпрайз Ойл», «Нейшнл фрейт Ко», «Бритиш Эйруэйз», «Интернейшнл Эйрадио», «Бритиш Хэликоптерс», «Уитч Фарм», «Бритиш Рэйл», «Силинк», «Бритиш Шипбилдерс», British Steel, «Нейшнл Бас», «Ровер», «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Бритиш Аэропортс», «Ройал Орденс», 68,3 процента компании «Бритиш Петролиум» и 50,2 процента активов компании «Бритиш Телеком».

В Европе процесс массовой приватизации начался после крушения социалистического лагеря в 1990-х годах, когда в так называемых странах «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в стопроцентном государственном владении. Начиная с 1989 года в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тысяч государственных предприятий.

В странах Содружества

В странах СНГ, после распада СССР, процесс приватизации наиболее активно проходил в начале 90-х годов. Тогда она носила так называемый инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. В одном только Казахстане так было приватизировано свыше четырех с половиной тысяч объектов, в том числе почти полтысячи совхозов, переданных в коллективную собственность.

В последние годы постсоветское пространство захлестнула вторая волна приватизации.

К примеру, суммарный объем инвестиций в январе-сентябре 2012 года в предприятия Азербайджана, приватизированные посредством инвестиционных конкурсов, составил 90,2 миллиона манатов. По состоянию на 1 октября 2012 года в реестр недвижимости включены данные по 147,707 тысячи объектов недвижимости, принадлежащих 13,575 тысячам госпредприятий и их филиалов. За 9 месяцев 2012 года 5914 предприятий и организаций предоставили новые регистрационные листы о государственном недвижимом имуществе.

В Беларуси действовал план приватизации объектов, находящихся в собственности белорусского государства на 2011-2013 годы. Сейчас в плане акционирования числится 128 предприятий, которые уже были преобразованы и которым еще предстоит стать ОАО. Среди крупных активов, передаваемых в конкурентную среду — «Гомсельмаш», Минский тракторный завод, Минский электротехнический завод им. В.И.Козлова.

По данным Совета министров РБ, в Беларуси сейчас нет плана приватизации, и можно продавать любое предприятие, если есть инвестор и определена стоимость актива. К слову, приватизация является одним из условий, на которых антикризисный фонд «ЕврАзЭС» предоставил Беларуси кредит на сумму в три миллиарда долларов США. И если в 2012 году в план продажи были включены 180 акционерных обществ, затем их количество уменьшили до 168. По итогам 2011 года было продано только 34 предприятия, за которые Минск выручил 16,5 миллиона американских долларов.

Правительство Российской Федерации в середине прошлого года подготовило окончательный вариант плана приватизации на 2014-2016 годы. Тогда Кабинет министров принял решение приватизировать 7,58 процента минус одна акция Сбербанка, 25,5 процента минус одна акция ВТБ, 25 процента минус одна акция «Российских железных дорог» (РЖД), 50 процента минус одна акция «Совкомфлота», 10 процентов «Роснано», 100 процентов Объединенной зерновой компании и 49,9 процента минус одна акция «Росагролизинга».

Согласно плану, будут приватизированы 7 процентов акций АК «АЛРОСА», 14,8 процента акций ОАО «Интер РАО», 25,5 процента акций авиакомпании «Сибирь», полный пакет акций ОАО «Архангельский траловый флот», 21,1 процента акций ОАО «ТГК-5». Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале «Ростелекома». До конца 2015 года могут быть приватизированы 11 процента акций ВТБ и 3,1 процента акций АК «Транснефть». Кроме того планируется два этапа приватизации российского железнодорожного перевозчика. Согласно документу, до конца текущего года планируется приватизировать 5 процентов акций РЖД, а до конца 2016 — еще 20 процентов.

По информации «РИА Новости», в 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58 процента акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100 процентов «СГ-Транса» — за 22,77 миллиарда рублей, 20 процентов акций «Апатита» — за 11,11 миллиарда рублей, 25,5 процента Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей.

По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.

www.zakon.kz

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — пе­ре­вод в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва иму­ще­ст­ва, при­над­ле­жа­ще­го ча­ст­ным ли­цам или кол­лек­тив­ным соб­ст­вен­ни­кам, на воз­мезд­ной или без­воз­мезд­ной ос­но­ве.

Ха­рак­тер национализации за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торическую эпо­ху она про­во­дит­ся. Национализация мо­жет дик­то­вать­ся эко­но­мической це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го на­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, за­да­чей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тическими це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (национализация час­ти ак­ций или национализация отдельных ком­па­ний и от­рас­лей) и гло­баль­ной (национализация иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во го­су­дар­ст­ва на­цио­на­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974 год).

За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет национализацию как эко­но­мическую ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. ин­те­ре­сах на ос­но­ва­нии специального ак­та ком­пе­тентно­го государственного ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. За­кон о национализации име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, при­ни­маю­щее ре­ше­ние о национализации, мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­народных со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­щественных пре­тен­зи­ях с го­су­дар­ст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Национализацию от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са пе­ре­да­чи в кол­лек­тив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тель­но­сти хо­зяйственного ме­ха­низ­ма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра — временного ог­ра­ни­че­ния или за­пре­та на поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Идея национализации за­ро­ди­лась в ле­вых кру­гах в XIX веке, пер­во­на­чаль­но как су­гу­бо по­ли­ти­че­ская (по­сту­лат об об­ра­ще­нии средств про­из­вод­ст­ва в об­щественную соб­ст­вен­ность в ка­че­ст­ве од­но­го из важ­ней­ших ус­ло­вий по­строе­ния со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва в 1848 году вклю­чён К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом в «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии»). Та­ко­вой она в об­щих чер­тах ос­та­ёт­ся в про­грамм­ных до­ку­мен­тах ком­му­ни­стических пар­тий и в на­ши дни. По­сте­пен­но в XIX веке, и осо­бен­но в XX веке, бур­жу­аз­ны­ми учё­ны­ми и прак­ти­ка­ми ос­мыс­ле­на идея национализации как сред­ст­ва мак­ро­эко­но­мической ста­би­ли­за­ции, она бы­ла до­пол­не­на кон­цеп­ци­ей кейн­си­ан­ст­ва.

Государственная соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва в пе­рио­ды эко­но­мических спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни — спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей национализация и рас­ши­ре­ния государственного уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся со­ци­ал-де­мо­кра­тические пар­тии, а так­же пра­ви­тель­ст­ва, где цен­три­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чительное пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее национализации про­ти­во­сто­ит ли­бе­раль­ная эко­но­мическая мо­дель, пре­ду­смат­ри­ваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки. В за­ви­си­мо­сти от ис­то­рических и эко­но­мических об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то дру­гая из этих мо­де­лей.

Впер­вые на прак­ти­ке наи­бо­лее мас­штаб­ная в ис­то­рии национализация про­ве­де­на в советской Рос­сии по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года. Она яв­ля­лась од­ним из ин­ст­ру­мен­тов ук­ре­п­ле­ния вла­сти советского пра­ви­тель­ст­ва и по­ли­ти­ки строи­тель­ст­ва со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва. Осу­ще­ст­в­ля­лась на без­воз­мезд­ной ос­но­ве. Пер­вый акт национализации — Дек­рет о зем­ле, от­ме­нив­ший ча­ст­ную соб­ст­вен­ность на зем­лю и её не­дра. Фак­ти­че­ски весь зе­мель­ный фонд пе­ре­хо­дил в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва, что позд­нее бы­ло кон­кре­ти­зи­ро­ва­но «По­ло­же­ни­ем о со­циа­ли­сти­ческом зем­ле­уст­рой­ст­ве и ме­рах пе­ре­хо­да к со­циа­ли­сти­че­ско­му зем­ле­де­лию» от 14.02.1919 года (главной це­лью со­циа­ли­стических пре­об­ра­зо­ва­ний на се­ле при­зна­ва­лось об­об­ще­ст­в­ле­ние зем­ле­поль­зо­ва­ния и соз­да­ние еди­но­го про­из­водственного хо­зяй­ст­ва) и за­кре­п­ле­но статьей 2 Зе­мель­но­го ко­дек­са РСФСР 1922 года.

Национализации промышленности пред­ше­ст­во­ва­ло вве­де­ние ре­ше­ни­ем ВЦИК и СНК от 14(27). 11.1917 года ра­бо­че­го кон­тро­ля на пред­при­яти­ях (рас­про­стра­нял­ся на про­изводство, ку­п­лю-про­да­жу, хра­не­ние про­дук­тов, сы­рья и фи­нан­со­вую дея­тель­ность). От­каз вла­дель­цев и ад­ми­ни­ст­ра­ции пред­при­ятий под­чи­нять­ся тре­бо­ва­ни­ям ра­бо­че­го кон­тро­ля вы­звал по­спеш­ную и сти­хий­ную в тот пе­ри­од национализацию, ини­циа­то­ра­ми ко­то­рой вы­сту­па­ли фаб­рич­но-за­во­дские ко­ми­те­ты и ра­ди­каль­но на­стро­ен­ные ме­ст­ные вла­сти (но­ябрь 1917 года — февраль 1918 года; «крас­но­гвар­дей­ская ата­ка на ка­пи­тал»). К мар­ту 1918 года, по дан­ным промышленной пе­ре­пи­си то­го же го­да (не ох­ва­ты­ва­ла Урал, Дон­басс, Тур­ке­стан, Си­бирь и Даль­ний Вос­ток), на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 800 пред­при­ятий, главным образом в центральных и северо-западных гу­бер­ни­ях, а так­же в По­волжье.

Дек­рет ВЦИК «О на­цио­на­ли­за­ции бан­ков» от 14(27).12.1917 года вво­дил государственную мо­но­по­лию на бан­ков­ское де­ло. Ак­цио­нер­ные ком­мерческие бан­ки и бан­кир­ские кон­то­ры под­ле­жа­ли слия­нию с бывшим Государственным бан­ком Рос­сии (на­хо­дил­ся под кон­тро­лем боль­ше­ви­ков по­сле их при­хо­да к вла­сти) в еди­ный На­род­ный банк РСФСР; ипо­теч­ные бан­ки, об­ще­ст­ва вза­им­но­го кре­ди­та и пр. ли­к­ви­ди­ро­ва­лись. В ве­де­ние советского пра­ви­тель­ст­ва пе­ре­шли зо­ло­той за­пас Рос­сии, де­неж­ные сред­ст­ва и эмис­сия де­нег. Со­глас­но дек­ре­там СНК РСФСР, соб­ст­вен­но­стью го­су­дар­ст­ва ста­ли мор­ской и реч­ной тор­го­вый флот [23.01(05.02). 1918 года], же­лез­ные до­ро­ги и железнодорожный транс­порт (фак­ти­че­ски в начале 1918 года, юри­ди­че­ски — в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­та­ми от 28.06.1918 года и 04.09.1918 года), ус­та­нов­ле­на государственная мо­но­по­лия на внеш­нюю (22.04.1918 года) и внутреннюю (21.11.1918 года) тор­гов­лю.

Ого­су­дар­ст­вле­ние бан­ков­ских ка­пи­та­лов соз­да­ло бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­ди­каль­ной и по­сле­до­ва­тель­ной национализации круп­ной промышленности. Дек­ре­том СНК от 28.06.1918 года на­ча­та национализация це­лых от­рас­лей. К осе­ни 1918 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 9,5 тыс. пред­при­ятий, вес­ной 1919 года национализация круп­ной промышленности бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью окон­че­на. Ле­том 1919 года мас­со­вая национализация рас­про­стра­не­на на сред­ние и не­большие пред­при­ятия, по­ста­нов­ле­ни­ем ВСНХ от 29.11.1920 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­лись все пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 5 при ме­ха­ническом дви­га­те­ле или свыше 10 — без ме­ха­нического дви­га­те­ля. В ре­зуль­та­те об­щее чис­ло на­цио­на­ли­зи­рованных пред­при­ятий пре­вы­си­ло 37 тыс. В ус­ло­ви­ях про­ве­де­ния но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки советское пра­ви­тель­ст­во в 1921-1922 годах про­ве­ло час­тич­ную де­на­цио­на­ли­за­цию (её ито­ги свёр­ну­ты с окон­ча­ни­ем НЭПа). Од­на­ко все важ­ней­шие сред­ст­ва про­изводства, железнодорожный, вод­ный и воздушный транс­порт, бан­ки, сред­ст­ва свя­зи, объ­ек­ты хо­зяйственной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры ос­та­ва­лись в государственной соб­ст­вен­но­сти, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но статьей 15 Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 года, на со­юз­ном уров­не — статьей 6 Кон­сти­ту­ции СССР 1936 года и статьей 11 Кон­сти­ту­ции СССР 1977 года.

Для управ­ле­ния на­цио­на­ли­зи­рованной соб­ст­вен­но­стью соз­дан ог­ром­ный государственный ап­па­рат во гла­ве с ВСНХ. На­ря­ду с государственной соб­ст­вен­но­стью, имев­шей оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для советской эко­но­ми­ки, про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать соб­ст­вен­ность кол­хоз­ная и коо­пе­ра­тив­ная, а так­же соб­ствен­ность ос­но­ван­ных на лич­ном тру­де без при­вле­че­ния на­ём­ной ра­бо­чей си­лы мел­ких ча­ст­ных хо­зяйств еди­но­лич­ных кре­сть­ян и кус­та­рей. В свя­зи с низ­кой эф­фек­тив­но­стью цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­руе­мой государственной эко­но­ми­ки советское ру­ко­вод­ство в хо­де пе­ре­строй­ки вновь на­ча­ло про­во­дить по­ли­ти­ку де­на­цио­на­ли­за­ции: в 1987-1990 годах рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти для пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти коо­пе­ра­тив­ных пред­при­ятий в сфе­ре ус­луг, про­из­вод­ст­ве по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, сельском хозяйстве, бы­ла на­ру­ше­на государственная мо­но­по­лия в бан­ков­ской сфе­ре и пр.

В со­от­вет­ст­вии с «Ос­но­ва­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о зем­ле» (28.02.1990 года) гра­ж­да­нам пре­дос­тав­ле­но «пра­во на по­лу­че­ние в по­жиз­нен­ное на­сле­дуе­мое вла­де­ние зе­мель­ных уча­ст­ков» для за­ня­тия сельским хозяйством, строи­тель­ст­ва и др. про­из­водственной дея­тель­но­сти. За­кон СССР «Об ос­нов­ных на­ча­лах раз­го­су­дар­ст­вле­ния и при­ва­ти­за­ции» от 01.07.1991 года оп­ре­де­лял прин­ци­пы и ус­ло­вия пре­об­ра­зо­ва­ния государственных пред­при­ятий в ча­ст­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные, ча­ст­но-кол­лек­тив­ные, коо­пе­ра­тив­ные, аренд­ные и др. (с рас­па­дом СССР в декабре 1991 года ут­ра­тил си­лу).

В Российской Фе­де­ра­ции с 1992 года раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция государственной соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Российской Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, государственной, му­ни­ци­паль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (статья 235), национализаци долж­на про­во­дить­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп пред­при­ятий го­су­дар­ст­вом воз­мо­жен на ос­но­ва­нии обыч­ных до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к национализации об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мических кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чительной сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную национализацию про­вёл ряд ев­ропейских стран, например пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло несколько во­енных за­во­дов, в 1937 году об­ра­зо­ва­ло Национальное общество же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все французские же­лез­ные до­ро­ги. После Второй ми­ро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная промышленность, про­изводство элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли.

С конца 1980-х годов рост зна­че­ния ли­бе­раль­ных цен­но­стей в эко­но­ми­ке боль­шин­ст­ва за­пад­ных стран всё бо­лее уси­ли­вал­ся. Это во мно­гом, ка­за­лось бы, окон­ча­тель­но сня­ло с по­ве­ст­ки дня во­прос о национализации. Од­на­ко эко­но­мический кри­зис, на­чав­ший­ся в 2008 году, за­ста­вил ру­ко­во­дство многих ин­ду­ст­ри­аль­ных стран, да­же ори­ен­ти­ро­ван­ных на су­гу­бо ли­бе­раль­ные цен­но­сти, об­ра­тить­ся к час­тич­ной национализации как од­но­му из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ан­ти­кри­зис­ных средств. Например, в США рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ст­во по­шло на бес­пре­це­дент­ный шаг и осу­ще­ст­ви­ло фи­нан­со­вые инъ­ек­ции в об­мен на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные ак­ции ря­да бан­ков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году зая­ви­ло о го­тов­но­сти в рам­ках ан­ти­кри­зис­ной про­грам­мы кон­вер­ти­ро­вать их в обыч­ные (го­ло­сую­щие) ак­ции, что не­ко­то­рые экс­пер­ты на­зва­ли «пол­зу­чей национализацией»; в Ве­ли­ко­бри­та­нии лей­бо­ри­ст­ское пра­ви­тель­ст­во вы­ку­пи­ло зна­чительную до­лю ак­ций бан­ков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (об­ра­зо­ван в ре­зуль­та­те слия­ния Lloyds TSB и HBOS). Рос­сия во вре­мя эко­но­мического кри­зи­са от­ка­за­лась при­бег­нуть к пря­мой национализации круп­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов, под­дер­жав су­ще­ст­вую­щий фи­нан­со­вый сек­тор.

Национализация в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах — важ­ное сред­ст­во за­вое­ва­ния эко­но­мической не­за­ви­си­мо­сти в пер­вую оче­редь от иностранного ка­пи­та­ла, ко­то­ро­му в про­шлом при­над­ле­жа­ла зна­чительная часть основных средств про­изводства и транс­пор­та. В этих стра­нах национализацией на­зы­ва­ют пе­ре­ход соб­ст­вен­но­сти иностранных ком­па­ний не толь­ко в ру­ки го­су­дар­ст­ва, но и к пред­ста­ви­те­лям национальных пред­при­ни­мательских кру­гов. В хо­де про­ве­дён­ных в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах аг­рар­ных ре­форм часть зем­ли пе­ре­шла в государственный сек­тор. Про­изводство, как пра­ви­ло, на­цио­на­ли­зи­ру­ет­ся, ес­ли пра­ви­тель­ст­во счи­та­ет, что иностранная ком­па­ния экс­пор­ти­ру­ет слиш­ком боль­шую часть при­бы­ли за ру­беж. Но ес­ли эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые стра­ны счи­та­ют, что национализация ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти долж­на про­ис­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с «ми­ни­му­мом ме­ж­ду­народного стан­дар­та», за­креп­лён­но­го ме­ж­ду­народным пра­вом, то раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны, на­про­тив, на­стаи­ва­ют на том, что об­стоя­тель­ст­ва и ус­ло­вия национализации долж­ны ос­та­вать­ся на ус­мот­ре­ние на­цио­на­ли­зи­рую­щих го­су­дарств, а национализация долж­на про­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Про­цесс по­стко­ло­ни­аль­но­го раз­ви­тия со­про­во­ж­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­народный эко­но­мический по­ря­док. Оно на­шло вы­ра­же­ние в ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ре­сур­са­ми (1962 год), за­кре­пив­шей воз­мож­ность национализации в це­лях обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях национализации в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом и со­блю­де­ни­ем пра­вил ме­ж­ду­народного пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­ме­ще­ние соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва.

Ис­то­рический опыт по­ка­зы­ва­ет, что национализация, как и об­рат­ный про­цесс — при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мической по­ли­ти­ки, а не в ка­че­ст­ве спо­со­бов дос­ти­же­ния док­три­наль­ных це­лей.

Исторические источники:

На­цио­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти в СССР. Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов 1917–1920 гг. М., 1954.

w.histrf.ru