Трансформация собственности
Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.
Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.
Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.
В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики — это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .
Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.
Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945—1951 гг. В частности, за 1945—1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.
В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).
Приватизация. Приватизация — это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).
Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.
Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В мировой практике известны две формы проведения приватизации:
• продажа государственного имущества;
• бесплатная передача государственного имущества.
Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.
Конкурс (коммерческий ) — продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса — участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.
Инвестиционный конкурс проводится аналогично
коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации — в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.
Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.
Аукцион — продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).
Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению
государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.
Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.
В России приватизация осуществляется в два этапа:
I этап — чековый (ваучерный): 1992 — первая половина 1994 гг.;
II этап — денежный: с 1 июля 1994 г.
На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.
В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.
Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).
Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.
В отдельных странах происходит реприватизация — возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.
market-pages.ru
Процесс перехода государственной собственности в частные руки проходит в большинстве государств СНГ
Процесс перехода государственной собственности в частные руки проходит в большинстве государств СНГ. Такие события подстегнули экономический рост и многих развитых стран мира. Как правило, частные активы работают гораздо эффективнее, чем казенные, ведь административные процедуры порой становятся препятствием для гибкого и быстрого реагирования на рыночные тенденции.
Как известно, в июне текущего года в Казахстане в рамках второй волны приватизации начался процесс передачи государственных активов и активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду. Этот шаг обусловлен необходимостью предоставления дополнительного импульса предпринимательству, так как деятельность некоторых дочерних компаний, активы которых частично или полностью принадлежат государству, сопряжена с более выгодными условиями по сравнению с аналогичными предприятиями, работающими на рынке, что противоречит принципам здоровой конкуренции.
С пользой для всех сторон
Список приватизируемых объектов в Казахстане постоянно расширяется. В настоящее время он состоит из 853 предприятий, которые будут передаваться в конкурентную среду в соответствии с графиками продаж объектов на 2014 год. Для обеспечения гласности и прозрачности создан единый портал по продаже имущества www.gosreestr.kz. На сегодня зафиксировано около 120 000 посещений пользователями веб-портала.
Председатель комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК Эдуард Утепов в ходе семинара-презентации электронных торгов отметил, что объекты государственной собственности в ходе второй волны приватизации будут продаваться только посредством электронных торгов.
«В соответствии с решениями, принятыми Правительством РК, все объекты республиканской коммунальной собственности будут продаваться только на этой электронной площадке, за исключением доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью, потому что в соответствии с законом, второй участник или участники товарищества имеют приоритетное право. Если они отказываются покупать по той цене, по которой мы оцениваем свою долю, они тоже будут выставляться на торги», — отметил глава комитета.
Отдельная электронная площадка будет действовать для продажи объектов, входящих в состав Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», так как на акционерные общества распространяются другие правила. «Сейчас у нас есть меморандум, который мы подпишем о том, что они будут продавать максимальное количество объектов, если не все, именно на электронной площадке. По объектам госсобственности и долям участия государства — стопроцентно, только там будет продажа», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.
Торги закрыты для мздоимства
Такие меры позволят повысить прозрачность и максимально снизить возможности для коррупционных нарушений. Электронная система торгов хорошо себя зарекомендовала. На сегодня жалоб по организации электронных торгов не поступает, есть только жалобы технического характера на сбои в сети, хотя их тоже не большое количество.
По словам Эдуарда Утепова, всего с первого июня прошлого года по настоящее время было проведено более 1 500 электронных аукционов по республиканской и коммунальной собственности. В ходе семинара-презентации электронных торгов он обратил внимание на то, что итоговая цена продажи оказалась почти в два раза больше итоговой стартовой цены продажи: 1,2 миллиарда тенге против 734,3 миллиона тенге, которые запрашивались в начале торгов.
Он добавил, что на сегодня число участников электронных торгов на объекты государственного и коммунального имущества очень быстро растет. «До 30 с лишним участников набирают продажи по одному объекту, есть прямая конкуренция», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.
На сегодняшний день зафиксировано около 120 тысяч посещений пользователями веб-портала, среднее количество просмотров сведений по объекту — 147. Причем максимальное количество участников на одном аукционе было зафиксировано при продаже объекта по английскому методу — 31 участник, а по голландскому методу торгов — 23 участника. В целом, по официальным данным, на начало августа в качестве участников электронных торгов на веб-портале было зарегистрировано 2667 пользователей, из которых большинство (2078) составляют физические лица, 174 индивидуальных предпринимателя и 415 юридических лиц.
Учитывая, что в процессе приватизации примет участие неограниченное количество лиц, функционал торговой площадки был расширен. Так, специально для продажи объектов второй волны приватизации в правила продажи объектов приватизации внесены изменения в части внедрения электронного коммерческого тендера и конкурса. Это постановление вступило в силу шестого августа.
Внедрение электронных тендеров и конкурсов позволяет продавать объекты с определенными условиями. Это такие условия, как реализация инвестиционной программы, сохранение профиля деятельности, рабочих мест, обеспечение определенного уровня объема производства, номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг и т.д.
«Таким образом, до размещения объявления о продаже, представитель бизнеса может заранее узнать информацию о продаваемых объектах госсобственности, социально-предпринимательских корпораций, холдингов и национальных компаний, в том числе об их финансовых показателях. Полностью отсутствует контакт продавца и потенциальных участников торгов, что исключило возможность проявления коррупционных правонарушений. Это обеспечивает торгам прозрачность и доступ бизнеса к информации по принципу одного окна», — отметил Эдуард Утепов.
В реестре государственного имущества размещена информация обо всех объектах, которые передаются в конкурентную среду, с указанием инфографики, видеороликов, счетчиков по объему поступаемых средств, вырученных от реализации объектов. Предприниматели могут заранее, не дожидаясь, когда объявят на торги данный объект, ознакомиться, что это за объект, пройти по ссылкам, ознакомиться с финансовыми показателями за предыдущие годы, почитать учредительные документы, посмотреть, чем занимается, какие сделки совершались, какую площадь занимают объекты, какое имущество за ними закреплено и так далее.
Любой участник торгов при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) может самостоятельно зарегистрироваться на веб-портале, подать электронную заявку для участия в торгах, а по завершению торгов подать заявление на возврат гарантийного взноса либо протокол о результатах в качестве победителя торгов. Взаимодействие данной информационной системы с различными государственными информационными системами освобождает потенциального участника торгов от необходимости прикрепления каких-либо документов к заявке для участия в торгах.
Для населения этот шаг сулит новые возможности, а для государственных предприятий — избавление от непрофильных активов, что позволит, в свою очередь, сфокусироваться на основных задачах и повысить качество предоставляемых услуг, не говоря уже о высвобождаемых средствах. Вырученные от продажи государственной собственности финансовые потоки направляются соответственно в республиканский и областные бюджеты, в соответствии с бюджетным законодательством.
Что касается средств от продажи активов и компаний, принадлежащих национальным управляющим холдингам и национальным компаниям, то они поступают в бюджеты холдингов и национальных компаний и распределяются в соответствии с уставами обществ и внутренними документами, определяющими порядок использования средств от продажи активов.
Мировой опыт
По такому пути шли многие государства мира. К примеру, в 1980-е годы в Великобритании правительство Маргарет Тэтчер приватизировало такие государственные корпорации и компании, как полный пакет акций «Амершам Интернешнл», «Ассошиэйтед Бритиш Портс», British Aerospace, «Бритиш Гэс», «Бритойл», «Кейбл и Уайрлесс», «Энтерпрайз Ойл», «Нейшнл фрейт Ко», «Бритиш Эйруэйз», «Интернейшнл Эйрадио», «Бритиш Хэликоптерс», «Уитч Фарм», «Бритиш Рэйл», «Силинк», «Бритиш Шипбилдерс», British Steel, «Нейшнл Бас», «Ровер», «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Бритиш Аэропортс», «Ройал Орденс», 68,3 процента компании «Бритиш Петролиум» и 50,2 процента активов компании «Бритиш Телеком».
В Европе процесс массовой приватизации начался после крушения социалистического лагеря в 1990-х годах, когда в так называемых странах «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в стопроцентном государственном владении. Начиная с 1989 года в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тысяч государственных предприятий.
В странах Содружества
В странах СНГ, после распада СССР, процесс приватизации наиболее активно проходил в начале 90-х годов. Тогда она носила так называемый инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. В одном только Казахстане так было приватизировано свыше четырех с половиной тысяч объектов, в том числе почти полтысячи совхозов, переданных в коллективную собственность.
В последние годы постсоветское пространство захлестнула вторая волна приватизации.
К примеру, суммарный объем инвестиций в январе-сентябре 2012 года в предприятия Азербайджана, приватизированные посредством инвестиционных конкурсов, составил 90,2 миллиона манатов. По состоянию на 1 октября 2012 года в реестр недвижимости включены данные по 147,707 тысячи объектов недвижимости, принадлежащих 13,575 тысячам госпредприятий и их филиалов. За 9 месяцев 2012 года 5914 предприятий и организаций предоставили новые регистрационные листы о государственном недвижимом имуществе.
В Беларуси действовал план приватизации объектов, находящихся в собственности белорусского государства на 2011-2013 годы. Сейчас в плане акционирования числится 128 предприятий, которые уже были преобразованы и которым еще предстоит стать ОАО. Среди крупных активов, передаваемых в конкурентную среду — «Гомсельмаш», Минский тракторный завод, Минский электротехнический завод им. В.И.Козлова.
По данным Совета министров РБ, в Беларуси сейчас нет плана приватизации, и можно продавать любое предприятие, если есть инвестор и определена стоимость актива. К слову, приватизация является одним из условий, на которых антикризисный фонд «ЕврАзЭС» предоставил Беларуси кредит на сумму в три миллиарда долларов США. И если в 2012 году в план продажи были включены 180 акционерных обществ, затем их количество уменьшили до 168. По итогам 2011 года было продано только 34 предприятия, за которые Минск выручил 16,5 миллиона американских долларов.
Правительство Российской Федерации в середине прошлого года подготовило окончательный вариант плана приватизации на 2014-2016 годы. Тогда Кабинет министров принял решение приватизировать 7,58 процента минус одна акция Сбербанка, 25,5 процента минус одна акция ВТБ, 25 процента минус одна акция «Российских железных дорог» (РЖД), 50 процента минус одна акция «Совкомфлота», 10 процентов «Роснано», 100 процентов Объединенной зерновой компании и 49,9 процента минус одна акция «Росагролизинга».
Согласно плану, будут приватизированы 7 процентов акций АК «АЛРОСА», 14,8 процента акций ОАО «Интер РАО», 25,5 процента акций авиакомпании «Сибирь», полный пакет акций ОАО «Архангельский траловый флот», 21,1 процента акций ОАО «ТГК-5». Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале «Ростелекома». До конца 2015 года могут быть приватизированы 11 процента акций ВТБ и 3,1 процента акций АК «Транснефть». Кроме того планируется два этапа приватизации российского железнодорожного перевозчика. Согласно документу, до конца текущего года планируется приватизировать 5 процентов акций РЖД, а до конца 2016 — еще 20 процентов.
По информации «РИА Новости», в 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58 процента акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100 процентов «СГ-Транса» — за 22,77 миллиарда рублей, 20 процентов акций «Апатита» — за 11,11 миллиарда рублей, 25,5 процента Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей.
По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.
www.zakon.kz
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — перевод в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или коллективным собственникам, на возмездной или безвозмездной основе.
Характер национализации зависит от того, кем, в каких целях и в какую историческую эпоху она проводится. Национализация может диктоваться экономической целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политическими целями. Бывает частичной (национализация части акций или национализация отдельных компаний и отраслей) и глобальной (национализация имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974 год).
Законодательство большинства стран определяет национализацию как экономическую меру, проводимую в обществ. интересах на основании специального акта компетентного государственного органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о национализации имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о национализации, может путём заключения международных соглашений урегулировать вопрос об имущественных претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Национализацию отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйственного механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра — временного ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.
Идея национализации зародилась в левых кругах в XIX веке, первоначально как сугубо политическая (постулат об обращении средств производства в общественную собственность в качестве одного из важнейших условий построения социалистического общества в 1848 году включён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифест Коммунистической партии»). Таковой она в общих чертах остаётся в программных документах коммунистических партий и в наши дни. Постепенно в XIX веке, и особенно в XX веке, буржуазными учёными и практиками осмыслена идея национализации как средства макроэкономической стабилизации, она была дополнена концепцией кейнсианства.
Государственная собственность стала рассматриваться в качестве необходимого условия государственного регулирования, при этом инвестициям государства придавалась роль скорее средства сглаживания социального неравенства в периоды экономических спадов, в меньшей степени — способа повышения производительности. В таком виде идей национализация и расширения государственного участия в экономике придерживаются социал-демократические партии, а также правительства, где центристские или левые силы получают значительное представительство. Идее национализации противостоит либеральная экономическая модель, предусматривающая в целом последовательное самоустранение государства от участия в регулировании экономики. В зависимости от исторических и экономических обстоятельств актуальной становится то одна, то другая из этих моделей.
Впервые на практике наиболее масштабная в истории национализация проведена в советской России после Октябрьской революции 1917 года. Она являлась одним из инструментов укрепления власти советского правительства и политики строительства социалистического общества. Осуществлялась на безвозмездной основе. Первый акт национализации — Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю и её недра. Фактически весь земельный фонд переходил в собственность государства, что позднее было конкретизировано «Положением о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14.02.1919 года (главной целью социалистических преобразований на селе признавалось обобществление землепользования и создание единого производственного хозяйства) и закреплено статьей 2 Земельного кодекса РСФСР 1922 года.
Национализации промышленности предшествовало введение решением ВЦИК и СНК от 14(27). 11.1917 года рабочего контроля на предприятиях (распространялся на производство, куплю-продажу, хранение продуктов, сырья и финансовую деятельность). Отказ владельцев и администрации предприятий подчиняться требованиям рабочего контроля вызвал поспешную и стихийную в тот период национализацию, инициаторами которой выступали фабрично-заводские комитеты и радикально настроенные местные власти (ноябрь 1917 года — февраль 1918 года; «красногвардейская атака на капитал»). К марту 1918 года, по данным промышленной переписи того же года (не охватывала Урал, Донбасс, Туркестан, Сибирь и Дальний Восток), национализировано свыше 800 предприятий, главным образом в центральных и северо-западных губерниях, а также в Поволжье.
Декрет ВЦИК «О национализации банков» от 14(27).12.1917 года вводил государственную монополию на банковское дело. Акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали слиянию с бывшим Государственным банком России (находился под контролем большевиков после их прихода к власти) в единый Народный банк РСФСР; ипотечные банки, общества взаимного кредита и пр. ликвидировались. В ведение советского правительства перешли золотой запас России, денежные средства и эмиссия денег. Согласно декретам СНК РСФСР, собственностью государства стали морской и речной торговый флот [23.01(05.02). 1918 года], железные дороги и железнодорожный транспорт (фактически в начале 1918 года, юридически — в соответствии с декретами от 28.06.1918 года и 04.09.1918 года), установлена государственная монополия на внешнюю (22.04.1918 года) и внутреннюю (21.11.1918 года) торговлю.
Огосударствление банковских капиталов создало благоприятные условия для радикальной и последовательной национализации крупной промышленности. Декретом СНК от 28.06.1918 года начата национализация целых отраслей. К осени 1918 года национализировано свыше 9,5 тыс. предприятий, весной 1919 года национализация крупной промышленности была практически полностью окончена. Летом 1919 года массовая национализация распространена на средние и небольшие предприятия, постановлением ВСНХ от 29.11.1920 года национализировались все предприятия с числом рабочих свыше 5 при механическом двигателе или свыше 10 — без механического двигателя. В результате общее число национализированных предприятий превысило 37 тыс. В условиях проведения новой экономической политики советское правительство в 1921-1922 годах провело частичную денационализацию (её итоги свёрнуты с окончанием НЭПа). Однако все важнейшие средства производства, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, объекты хозяйственной и социальной инфраструктуры оставались в государственной собственности, что было зафиксировано статьей 15 Конституции РСФСР 1925 года, на союзном уровне — статьей 6 Конституции СССР 1936 года и статьей 11 Конституции СССР 1977 года.
Для управления национализированной собственностью создан огромный государственный аппарат во главе с ВСНХ. Наряду с государственной собственностью, имевшей определяющее значение для советской экономики, продолжали существовать собственность колхозная и кооперативная, а также собственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабочей силы мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. В связи с низкой эффективностью централизованно регулируемой государственной экономики советское руководство в ходе перестройки вновь начало проводить политику денационализации: в 1987-1990 годах расширены возможности для предпринимательской деятельности кооперативных предприятий в сфере услуг, производстве потребительских товаров, сельском хозяйстве, была нарушена государственная монополия в банковской сфере и пр.
В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» (28.02.1990 года) гражданам предоставлено «право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков» для занятия сельским хозяйством, строительства и др. производственной деятельности. Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации» от 01.07.1991 года определял принципы и условия преобразования государственных предприятий в частные индивидуальные, частно-коллективные, кооперативные, арендные и др. (с распадом СССР в декабре 1991 года утратил силу).
В Российской Федерации с 1992 года развернулась широкая приватизация государственной собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Российской Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, государственной, муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 235), национализаци должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.
В странах рыночной экономики к национализации обращаются, как правило, во время экономических кризисов или для преодоления негативных последствий войн, в значительной степени под влиянием левых сил. В годы Великой депрессии частичную национализацию провёл ряд европейских стран, например правительство Народного фронта во Франции национализировало несколько военных заводов, в 1937 году образовало Национальное общество железных дорог, под управление которого перешли все французские железные дороги. После Второй мировой войны для преодоления её последствий во Франции и лейбористским правительством в Великобритании национализированы соответственно Банк Франции и Банк Англии, а также угольная промышленность, производство электроэнергии, газа, транспорт, некоторые др. отрасли.
С конца 1980-х годов рост значения либеральных ценностей в экономике большинства западных стран всё более усиливался. Это во многом, казалось бы, окончательно сняло с повестки дня вопрос о национализации. Однако экономический кризис, начавшийся в 2008 году, заставил руководство многих индустриальных стран, даже ориентированных на сугубо либеральные ценности, обратиться к частичной национализации как одному из наиболее популярных антикризисных средств. Например, в США республиканское правительство пошло на беспрецедентный шаг и осуществило финансовые инъекции в обмен на привилегированные акции ряда банков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году заявило о готовности в рамках антикризисной программы конвертировать их в обычные (голосующие) акции, что некоторые эксперты назвали «ползучей национализацией»; в Великобритании лейбористское правительство выкупило значительную долю акций банков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (образован в результате слияния Lloyds TSB и HBOS). Россия во время экономического кризиса отказалась прибегнуть к прямой национализации крупных финансовых институтов, поддержав существующий финансовый сектор.
Национализация в развивающихся странах — важное средство завоевания экономической независимости в первую очередь от иностранного капитала, которому в прошлом принадлежала значительная часть основных средств производства и транспорта. В этих странах национализацией называют переход собственности иностранных компаний не только в руки государства, но и к представителям национальных предпринимательских кругов. В ходе проведённых в развивающихся странах аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор. Производство, как правило, национализируется, если правительство считает, что иностранная компания экспортирует слишком большую часть прибыли за рубеж. Но если экономически развитые страны считают, что национализация частной собственности должна происходить в соответствии с «минимумом международного стандарта», закреплённого международным правом, то развивающиеся страны, напротив, настаивают на том, что обстоятельства и условия национализации должны оставаться на усмотрение национализирующих государств, а национализация должна проходить в соответствии с национальным законодательством.
Процесс постколониального развития сопровождался требованием развивающихся стран установить новый международный экономический порядок. Оно нашло выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о постоянном суверенитете над природными ресурсами (1962 год), закрепившей возможность национализации в целях обеспечения национальных интересов. В случаях национализации в соответствии с национальным законодательством и соблюдением правил международного права предусматривается возмещение собственнику национализируемого имущества.
Исторический опыт показывает, что национализация, как и обратный процесс — приватизация, являются мощными средствами решения проблем развития экономики и приносят положительный эффект, когда выступают как инструменты экономической политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.
Исторические источники:
Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954.
w.histrf.ru