ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

11 мая 2017

С начала года вступили в действие новые правила выхода на пенсию для государственных гражданских и муниципальных служащих*. Требуемый возраст для назначения страховой пенсии по старости для них увеличивается ежегодно, начиная с 01 января 2017 года на 6 месяцев. Таким образом, к 2027 году для мужчин возраст выхода на пенсию достигнет 65 лет, для женщин к 2032 году — 63 лет.

Изменения коснулись лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, должности муниципальной службы, то есть работников налоговой инспекции, службы занятости населения, управления статистики, управления федерального казначейства, судебного департамента, управления лесного хозяйства и некоторых других категорий.

Обращаем внимание, что повышение возраста для назначения страховой пенсии по старости действует только на период замещения указанных должностей. После увольнения с госслужбы, при условии достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), можно обращаться за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочной, например, как одному из родителей или опекунов инвалидов с детства) в порядке, установленном для всех граждан.

Одновременно с увеличением пенсионного возраста с 1 января 2017 года увеличивается и стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление дополнительной выплаты к пенсии по выслуге лет госслужащим. Стаж госслужбы увеличивается, начиная с 01 января 2017 ежегодно на 6 месяцев с 15 лет, и в 2026 году он составит 20 лет. Т.е., стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году составит 15 лет и 6 месяцев, в 2018 году – 16 лет, в 2019 – 16 лет и 6 месяцев и т.д.

Отметим, эти изменения не коснулись госслужащих, которые приобрели право на пенсию до 1 января 2017 года.

*Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».

www.pfrf.ru

Экономполитика

Чиновникам отложили старость

Госдума повысила пенсионный возраст госслужащих до 65 лет

Со следующего года чиновникам начнут повышать пенсионный возраст — по полгода в год до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Государство таким образом сэкономит на пенсионных выплатах. Но и у гражданских госслужащих нет причин для расстройства, ведь им дали возможность выбора — увольняться и выходить на пенсию «как все» или продолжать работать, поддерживая прежний уровень жизни.

Нижняя палата российского парламента приняла в третьем чтении законопроект о повышении пенсионного возраста для «государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах и муниципальные должности» до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (сейчас 60 и 55 лет соответственно).

Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что со следующего года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год, то есть максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

Согласно закону, страховую часть пенсии госслужащие смогут начать получать только по достижении чиновничьего пенсионного возраста, то есть позже большинства остальных граждан РФ. Впрочем, у них есть выбор — можно уволиться с госслужбы и оформить пенсию, что называется, на общих основаниях.

Однако продолжать работать чиновникам гораздо выгоднее, чем уходить на «заслуженный отдых».

Пожилые люди вынуждены дольше работать из-за демографических проблем

В 2015 году средняя назначенная пенсия у федеральных гражданских служащих в целом по стране составляла 15,6 тыс. руб. (здесь и далее — данные Росстата), а среднемесячная зарплата — 33,5 тыс. руб. Это неплохое соотношение, оно даже чуть выше, чем в целом по стране, где средняя пенсия по старости в прошлом году равнялась 11,6 тыс. руб., а средняя зарплата — 33,9 тыс. руб.

Но вот для тех, кто работает в государственных органах субъектов Федерации (их в прошлом году насчитывалось 207 тыс. человек против 505 тыс. «федералов»), пенсия уже значительно менее привлекательная альтернатива, ведь они получали по 52,3 тыс. руб. в месяц. А для сотрудников центрального аппарата министерств и ведомств, а таковых почти 40 тыс. человек, выход на пенсию (с увольнением) означает просто катастрофическую потерю в доходах. У них средняя зарплата в 2015 году составляла 111,3 тыс. руб. в месяц, то есть почти в десять раз превышала средний размер пенсий федеральных госслужащих. Больше всех получали сотрудники аппарата правительства (231,8 тыс. руб.), администрации президента (217,179 тыс. руб.), Счетной палаты (187,6 тыс. руб.), Совета Федерации (173,9 тыс. руб.), Федерального казначейства (165,8 тыс. руб.), МИДа (148,2 тыс. руб.), Госдумы (137 тыс. руб.) и Минфина (130,9 тыс. руб.).

В связи с повышением пенсионного возраста увеличивается с 60 до 65 лет предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе. Тем, кто занимает должности из категории «руководители», срок гражданской службы может быть продлен до 70 лет. Впрочем, опция продления срока гражданской службы была и в действующем ФЗ — по истечении всех возможных продлений по согласию сторон служащий мог остаться в госоргане «на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы».

Чтобы претендовать на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии), работать чиновникам придется не 15 лет, как сейчас, а 20, но получить ее они смогут также только по достижении пенсионного возраста.

Новая пенсионная реформа, которая приведет к росту налоговой нагрузки на граждан и бизнес

Государство заинтересовано в повышении пенсионного возраста чиновникам. Во-первых, это позволяет экономить деньги на выплате пенсий госслужащим. Во-вторых, можно сохранить квалифицированные кадры, которых с каждым годом будет поступать на рынок труда все меньше из-за сокращения численности трудоспособного населения примерно на 1 млн ежегодно.

Стоит отметить, что пенсионные новации для госслужащих — это пробный шар новой пенсионной реформы, которую готовит правительство и Центральный банк. Одним из ключевых элементов преобразований, очевидно, станет повышение пенсионного возраста, но уже для всех граждан России. По большому счету сегодня дискуссия ведется вокруг даты начала повышения, его темпов и конечной планки.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, недавно возглавивший Центр стратегических разработок и ставший заместителем главы Экономического совета при президенте России, является ярым сторонником повышения пенсионного возраста.

«Надо объявить о необходимости повышения пенсионного возраста. Начать можно, например, с 2019 года, но именно сейчас нужно объявить о таком сценарии, поскольку надо будет провести много подготовительной работы. Надо уже снять этот вопрос с обсуждения», — считает Алексей Кудрин.

Возраст выхода на пенсию, на его взгляд, может составлять 63 года для мужчин и женщин (сейчас — 60 и 55 лет). Вопрос в темпах повышения: по полгода каждый год, по году или быстрее.

«До выборов надо еще пообсуждать этот вопрос, определить параметры, принять решение и объявить о нем после выборов», — отметил экс-министр финансов.

Алексей Кудрин готовит экономическую программу Владимира Путина

Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что повышение пенсионного возраста — «дело неизбежное, но оно обязательно будет принято». «Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — заявил министр.

Он также назвал возраст 63 года для мужчин и женщин как наиболее вероятный ориентир. Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. Но Алексей Улюкаев считает, что это «менее рационально».

Минфин предлагает более радикальный шаг — поднять пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 лет. Это созвучно с реформой пенсионного обеспечения госслужащих.

При этом работающим пенсионерам предполагается не платить фиксированную часть пенсии. Напомним, что с этого года тем пенсионерам, кто продолжает работать, не осуществляется индексация пенсионных выплат. Против повышения пенсионного возраста пока выступает Минтруд и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Пока все идеи находятся в стадии обсуждения, решений ни по одному пункту не принято. Вероятнее всего, пенсионная реформа начнется, как и предполагал Алексей Кудрин, только после президентских выборов 2018 года.

m.gazeta.ru

Медведев: пенсионный возраст увеличат только для госслужащих

Для остальных россиян возраст выхода на пенсию не изменится

МОСКВА, 22 октября. /ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев заверил, что все россияне, кроме госслужащих, будут выходить на пенсию в том возрасте, как и раньше.

Повышение пенсионного возраста. Новый виток дискуссии

«Законопроект (об увеличении пенсионного возраста для госслужащих) касается вполне определенной части работающих граждан нашей страны, и, естественно, он должен предусматривать переходный период, чтобы люди могли подготовиться и уже с полным сознанием дела принять для себя то или иное решение», — сказал глава кабмина на заседании правительства.

«Для абсолютного большинства других людей, естественно, возраст выхода на пенсию сохраняется в рамках действующего в настоящий момент законодательства», — заявил Медведев.

Сейчас пенсионный возраст для женщин в России составляет 55 лет, для мужчин — 60.

Увеличение пенсионного возраста до 65 лет

В среду правительственная комиссия одобрила проект закона, который предусматривает «постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение ее размера, с 15 до 20 лет». Также предусматривается увеличение с 60 до 65 лет предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе.

Минтруд предлагает с 2016 года поэтапно повышать пенсионный возраст для госслужащих

На сегодняшнем заседании премьер объявил о решении комиссии, уточнив, что документ касается разных категорий госслужащих — гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственные должности в различных структурах. «Это наш парламент, то есть Государственная Дума, Совет Федерации, члены правительства, то есть лица, которые именно замещают государственные должности — не по госслужбе, а немножко по другому направлению», — перечислил Медведев. «Речь идет об увеличении возраста выхода на пенсию для этих категорий граждан до 65 лет, сейчас действует общий порядок», — добавил он.

Глава кабмина напомнил, что с таким предложением выступили сами депутаты во время его апрельского отчета в Госдуме. «Эта инициатива во многом закрепляет существующее положение дел, потому что действительно, как правило, госслужащие стараются выходить на покой, то есть на пенсию, позже, это люди, которые хотели бы работать и по достижении существующего пенсионного возраста», — считает председатель правительства. По его словам, «введение этой нормы повлечет за собой коррекцию некоторых положений законодательства, в том числе по сроку и порядку исчисления стажа».

Экономическая выгода

Как сообщил 7 октября замминистра труда РФ Андрей Пудов, экономическая выгода от увеличения пенсионного возраста госслужащих в 2016 году составит 622 млн рублей.

В свою очередь глава Комитета гражданских инициатив, экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин заявил, что повышение пенсионного возраста для всех граждан на один год «способно высвободить более 250 млрд рублей на бюджетные расходы», позволив сразу покрыть дефицит пенсионного обеспечения.

tass.ru

Порядок определения заработной платы при исчислении пенсий государственных служащих

01.01.2014 г. вступит в силу Закон № 4050, который существенно изменит, в частности, условия оплаты труда государственных служащих, что, в свою очередь, скажется и на размерах пенсий как работающих, так и неработающих государственных служащих.

Пенсионное обеспечение государственных служащих, в частности условия назначения и перерасчета пенсий, порядок их исчисления, регулируется ст. 49 этого Закона.

Пунктом 3 ст. 49 Закона № 4050 предусмотрено, что порядок и условия определения заработной платы для исчисления пенсии государственного служащего устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

19.06.2013 г. издано постановление № 426, которое вступит в силу одновременно со вступлением в силу Закона № 4050. Этим постановлением установлен механизм определения заработной платы для назначения и перерасчета пенсии государственного служащего в соответствии с указанным Законом.

Согласно постановлению № 426 при назначении пенсии в соответствии с Законом № 4050 должностной оклад, надбавка за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет при определении заработной платы учитываются в размерах, установленных на день назначения пенсии, по последней занимаемой должности.

Размер других выплат (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет), включаемых в заработную плату, определяется в зависимости от периода, в котором лицо обращается за назначением пенсии. При этом такие выплаты учитываются в заработок только начиная с 01.01.2014 г.

Кроме того, постановлением № 426 предусмотрено, что по желанию должностных лиц органов местного самоуправления, работавших на выборных должностях в органах местного самоуправления восемь и больше лет или в течение полных двух и больше созывов начиная с созыва 1990 г., а также лиц, имеющих не менее 20 лет стажа государственной службы независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста, и лиц, определенных пунктами 4 и 7 раздела ІХ «Заключительные и переходные положения» Закона № 4050, размер других выплат (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет), которые включаются в заработную плату для исчисления пенсии, может определяться на момент назначения пенсии в средних размерах, выплаченных государственному служащему, занимающему долж-ность государственной службы по последней должности на момент увольнения с государственной службы лица, обратившегося за пенсией.

Напомним, что в 20-летний стаж государственной службы включается период работы, предусмотренный пунктами 1 — 7, 9 — 11 части второй ст. 35 Закона № 4050, а именно:

период нахождения на должнос-тях государственной службы в соответствии с этим Законом;

период нахождения на должнос-тях в органах местного само-управления, предусмотренных Законом № 2493;

период нахождения на политических должностях, определенных законами № 2591 и № 3166;

период осуществления полномочий народного депутата Украины;

период нахождения на должностях судей;

период нахождения на должнос-тях работников прокуратуры, которым присваиваются классные чины;

период нахождения на должнос-тях, на которых присваиваются специальные звания;

период повышения уровня профессиональной компетентности государственного служащего с отрывом от службы, если не позд-нее 75 дней после его завершения это лицо вернулось на государственную службу;

период, когда государственный служащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с государственным органом, органом власти Автономной Республики Крым или их аппаратом;

период нахождения государственного служащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, — в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста;

Кроме того, в соответствии с п. 7 раздела ІХ «Заключительные и переходные положения» Закона № 4050 работники, указанные в п. 4 этого раздела (работники государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым или их аппарата, государственных предприятий, учреждений и организаций, которые на день вступления в силу Закона № 4050 являются государственными служащими и должности которых согласно этому Закону не являются должностями государственной службы), которые на день вступления в силу Закона № 4050 имеют не менее 10 лет стажа на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих, определенных ст. 25 Закона № 3723, имеют право на назначение пенсии согласно ст. 49 Закона № 4050 в порядке как для лиц, имеющих не менее 20 лет стажа работы на должностях государственной службы.

В соответствии со ст. 49 Закона № 4050 основаниями для осуществления перерасчета пенсии являются:

повышение размера заработной платы работающим государственным служащим по решению Кабинета Министров Украины или изменение минимальной заработной платы;

увольнение государственного служащего с должности государственной службы.

При повышении размера заработной платы работающим государственным служащим согласно решениям Кабинета Министров Украины или в связи с изменением минимальной заработной платы заработная плата для перерасчета пенсии, назначенной в том числе до вступления в силу вышеуказанного Закона, определяется в следующем порядке:

пенсионерам, которые на момент перерасчета пенсии продолжают работать на должности, с которой назначена пенсия, — на основании заявления и справки о получаемой заработной плате на момент перерасчета;

другим пенсионерам — на основании поданного заявления и необходимых документов, предоставленных на момент перерасчета, исходя из сумм заработной платы государственного служащего, занимающего должность государственной службы в соответствии с подгруппой и рангом по последней должности государственной службы, с которой назначена (пересчитана) пенсия, на момент возникновения права на перерасчет. При этом:

должностной оклад, надбавка за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание и выслугу лет учитываются в размерах, установленных на момент возникновения права на перерасчет пенсии государственного служащего, который занимает должность государственной службы соответствующей подгруппы и ранга по последней должности на момент назначения (перерасчета) пенсии;

премии, кроме премий к государственным, профессиональным праздникам и юбилейным датам, и другие надбавки учитываются в средних размерах, выплаченных государственному служащему, который занимает долж-ность государственной службы по последней должности в том государственном органе, с которого лицо вышло на пенсию, на момент возникновения права на перерасчет. Премии к государственным, профессиональным праздникам и юбилейным датам, а также денежная помощь, выплаченные в месяце повышения заработной платы, учитываются в размере 1/12 среднего размера таких выплат, выплаченных государственному служащему, который занимает должность государственной службы соответствующей подгруппы и ранга по последней должности государственной службы, с которой назначена (пересчитана) пенсия.

По желанию как работающих пенсионеров — государственных служащих, так и неработающих при перерасчете пенсий могут учитываться выплаты, полученные на момент назначения (перерасчета на момент увольнения) пенсии, начиная с 01.01.2014 г. (кроме должностного оклада, надбавки за ранг либо квалификационный класс, классный чин или специальное звание, выслугу лет).

При увольнении государственного служащего с должности государственной службы по его желанию проводится перерасчет пенсии с заработной платы, определенной на дату увольнения.

Перерасчет пенсии проводится на основании поданного заявления и необходимых документов, выданных государственным органом по последнему месту работы, в сроки:

с месяца повышения размера заработной платы работающего государственного служащего — при перерасчете пенсии в связи с повышением размера заработной платы работающим государственным служащим в соответствии с решениями Кабинета Министров Украины или в связи с изменением минимальной заработной платы;

со дня обращения — при перерасчете пенсии в связи с увольнением государственного служащего с государственной службы.

Во всех случаях заработная плата для исчисления пенсии государственного служащего учитывается в пределах установленной законом на день назначения (перерасчета) пенсии максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (с 01.01.2013 г. — 19 499 грн., -с 01.12.2013 г. — 20 706 грн.).

Рассмотрим ответы на вопросы, поступившие от подписчиков в редакцию «Вестника».

Период прохождения срочной службы засчитывается в стаж государственной службы

Мужчина 1961 года рождения с 1978 г. по 1984 г. обучался в высшем учебном заведении, с 1984 г. по 1986 г. — служил в армии, с 1986 г. — работал на заводе, с 1995 г. и до настоящего времени работает государственным служащим. Будет ли засчитан в стаж государственной службы период прохождения службы в армии и в каком возрасте этот мужчина будет иметь право на пенсию государственного служащего?

В соответствии со ст. 37 Зако-на № 3723 на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, которые достигли 62-летнего возраста, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (35 лет), в том числе не менее 10 лет стажа государственной службы, и которые на момент достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста.

Порядком № 283 предусмотрено зачисление в стаж государственной службы, в частности, периода прохож-дения срочной службы.

Следует отметить, что 01.01.2014 г. в связи со вступлением в силу Закона № 4050 Закон № 3723 утратит силу.

Учитывая то, что мужчина 1961 го-да рождения будет иметь право на назначение пенсии по достижении 62-летнего возраста, то есть в 2023 г., то и, соответственно, право на пенсию будет определяться в рамках Закона № 4050. Необходимо отметить, что существенных изменений в законодательстве, которые будут касаться возраста выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа и стажа государственной службы, не произойдет, то есть условия выхода на пенсию в целом не изменятся.

Кроме того, ст. 35 Закона № 4050 предусмотрено зачисление в стаж государственной службы периода службы в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законом, органах внутренних дел и других органах, при прохождении службы в которых присваиваются специальные звания.

То есть по достижении мужчиной 62-летнего возраста (при условии, что его страховой стаж будет составлять 35 лет, стаж государственной службы — 10 лет и он будет работать на государственной службе на момент достижения пенсионного возраста или будет иметь 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих) он будет иметь право на назначение пенсии согласно Закону № 4050.

Корректировка выплат для начисления пенсий государственным служащим

В мае 2013 г. работник находился на больничном, который выплачен в июне. Как отразить в справке для начисления пенсии госслужащего больничные — в мае или июне? Как учитывается при начислении пенсии государственного служащего материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов? Как корректируются выплаты в период с 1998 г. по 2012 г.?

В соответствии со ст. 37 Зако-на № 3723 пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Порядок определения заработной платы для исчисления пенсии государственным служащим утвержден постановлением № 865, которым предусмотрено, что размер выплат (кроме должностных окладов, надбавок за ранг и выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии согласно Закону № 3723, определяется по выбору лица, обратившегося за пенсией, за послед-ние 24 календарные месяца работы, которая дает право на этот вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на данной работе.

При заполнении справки о выплатах (кроме должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии согласно постановлению № 865, размер ежемесячных выплат за месяцы нахождения на больничном необходимо исчислять исходя из среднего размера этих выплат в порядке, определенном постановлением № 100.

Кроме того, в соответствии со ст. 33 Закона № 3723 заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, надбавок за ранг и выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Поскольку материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов не преду-смотрена указанной статьей как составляющая заработной платы, основания для ее учета в заработок,- из которого исчисляется пенсия государственному служащему, отсутствуют.

Постановлением № 865 предусмотрено, что в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов выплаты, полученные лицом за период до изменения структуры заработной платы, включаются в заработок для исчисления пенсии согласно абзацу первому п. 1 этого постановления без корректировки. То есть надбавки и премии, определенные по выбору лица, обратившегося за пенсией, за последние 24 календарных месяца работы, которая дает право на этот вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на такой работе, в данном случае не корректируются.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением № 268 с 01.01.2006 г. повышены должностные оклады работающим государственным служащим с одновременным изменением структуры заработной платы. То есть выплаты, полученные лицом до 01.01.2006 г., корректировке не подлежат.

Учитывая то, что в последний раз должностные оклады работающим государственным служащим повышались с 01.02.2008 г. согласно постановлению № 34, корректировке подлежат только выплаты, полученные лицом в период с 01.01.2006 г. по 31.01.2008 г.

www.visnuk.com.ua