КБК для уплаты пени по НДФЛ на 2017-2018 годы

Отправить на почту

КБК пени по НДФЛ 2017-2018 годы не изменили. В случае просрочки внесения налогового платежа в бюджет по-прежнему необходимо перечислить пени по налогу. Использовать для этого нужно верный КБК.

Порядок уплаты НДФЛ

Новшества налогового законодательства 2016 года затронули и НДФЛ. Начисление налога, облагаемого по ставке 13%, согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, происходит на дату получения дохода, а его перечисление в бюджет ― не позже следующего дня после выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Если доходы — это отпускные суммы или выплаты пособий по больничным листам, перечисление НДФЛ может быть совершено в последний день месяца (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Согласно ст. 223 НК РФ доход в целях расчета НДФЛ возникает, как правило, в момент его получения. Однако есть и другие ситуации: при утверждении авансового отчета работника, при получении заемных средств с экономией на процентах доход возникает в последний день месяца (пп. 6–7 ст. 223 НК РФ).

Отчетность по НДФЛ

Начиная с 2016 года отчитываться по НДФЛ приходится не только ежегодно, но и ежеквартально. Квартальная отчетность (форма 6-НДФЛ) касается только работодателей. Предоставлять ее нужно по итогам отчетных периодов, определяемых поквартально, в последний день следующего за очередным кварталом месяца. Отчетность содержит обобщающую информацию по налогу по всем работникам в целом.

При этом ежегодная обязанность предоставления работодателями справок о работниках 2-НДФЛ, а ИП и (в определенных ситуациях) физлицами деклараций по форме 3-НДФЛ остается прежней.

Об особенностях подготовки справок 2-НДФЛ за 2017 год, читайте в материале «Нюансы заполнения формы 2-НДФЛ в 2018 году».

КБК на пени по НДФЛ в 2017-2018 годах

Несвоевременная сдача отчетности, согласно ст. 126 НК РФ, чревата для работодателя получением штрафа в размере 1000 рублей за каждый месяц (за форму 6-НДФЛ), 200 рублей за каждую справку 2-НДЛФ. Передача неверных сведений, согласно ст. 126.1 НК РФ, повлечет наступление ответственности в размере 500 рублей за каждый некорректно оформленный отчет.

А вот в случае просрочки платежа по НДФЛ придется не только погасить задолженность, но и перечислить пени. КБК на перечисление пеней остались прежними:

  1. 182 1 01 02010 01 2100 110 ― пени по НДФЛ, перечисляемому налоговыми агентами.
  2. 182 1 01 02020 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для ИП, адвокатов, нотариусов.
  3. 182 1 01 02030 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для физлиц, получивших доходы, перечисленные в ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для нерезидентов по платежам, осуществляемым в соответствии со ст. 227.1 НК РФ.

Рассчитать сумму пени по НДФЛ можно, используя наш вспомогательный сервис «Калькулятор пеней».

Несвоевременное перечисление в бюджет налога влечет за собой дополнительную налоговую ответственность в виде обязательной уплаты пеней. Неверно указанный КБК при перечислении платежей, в том числе и пени, может повлечь за собой не только дополнительные трудозатраты на уточнение назначения платежа, но и споры с налоговыми органами.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Нужно ли платить налог с полученных по суду пеней и штрафа?

Я, как физическое лицо, передал в долг ООО денежную сумму по договору займа. Долг мне не возвращен до настоящего времени. По решению суда в мою пользу были взысканы сумма долга по договору, кроме того — штраф, пени за просрочку исполнения договорных обязательств, а также моральный вред. Слышал о необходимости уплаты налога с полученной суммы пеней и штрафа, правда ли это?

Ответ юриста:

Пункт 1 статьи 210 НК РФ определяет налоговую базу физического лица, в которую включает все его доходы, в том числе и в виде материальной выгоды, определенной в ст. 212 НК РФ. Налоговый кодекс РФ устанавливает и перечень доходов, которые налогообложению не подлежат (ст. 217).

Изучив данные нормы закона, вы увидите, что они не содержат такой вид дохода физического лица как взысканная неустойка.

Конечно, следует учитывать позицию Минфина РФ по данному вопросу, который в ряде своих писем утверждает, что неустойка является доходом физ. лица, признавая ее экономической выгодой (ст. 41 НК РФ), а соответственно, подлежащей налогообложению.

Кроме того, в Налоговом кодексе РФ и ряде писем Минфина РФ можно найти ссылку на обязанность налогового агента, которым признаются указанные в п. 1 ст. 226 НК РФ органы, исчислить, удержать и уплатить сумму налога за физическое лицо, в процессе исполнения решения суда. Если же такое удержание по каким-либо причинам сделать невозможно, то на агенте лежит обязанность уведомить налоговый орган об этом и о наличии долга за физическим лицом. А равно — такая обязанность по уплате налога должна будет лечь на плечи гражданина (пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Конечно, можно согласиться с указанными выводами Минфина, тем более, не имея закрепления иной позиции. Однако требуется рассмотреть этот вопрос с другой точки зрения. Штраф, пени – это неустойка, которая является одним из способов обеспечения обязательств и ее понятие закреплено в п. 1 ст. 329 и п. 1 ст. 330 ГК РФ. Из данных норм следует, что взыскание неустойки связано с неисполнением (ненадлежащим исполнением) гражданско-правовых обязательств и является мерой ответственности, применяемой за нарушение договора, не связанной непосредственно с исполнением самого договора. Это мера ответственности, которая возмещает собой гражданину понесенные убытки по неисполненному договору. Поэтому признать такую выплату в качестве экономической выгоды нельзя, а как вывод — она не должна облагаться НДФЛ.

Другая сторона вопроса, это то, что ст. 226 НК РФ предусматривает конкретный перечень налоговых агентов, которые должны выплачивать налог за счет физического лица. В налоговом законодательстве существует пробел в части порядка взыскания (не взыскания) такого налога при исполнении договорных обязательств между физическими лицами, а такие правоотношения однозначно влекут штрафные санкции. Соответственно, если говорить с позиции Минфина, то гражданин получает прямые доходы.

Кроме того, предусмотренная обязанность агента по передаче в налоговую инспекцию сведений о должнике (физическом лице) в действительности может повлечь нарушение Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», то есть прав гражданина.

Подводя итог под всем изложенным выше, и учитывая наличие противоположной точки зрения контролирующих органов, следует признать необходимость отстаивать такую позицию, при согласии с ней, в судебном порядке. В противном же случае, налог с полученных пеней и штрафа придется уплатить.

Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Налоговое право»:

Я приобрела квартиру. В год я плачу подоходного налога около 31 000 р. Смогу ли я получить всю сумму налогового вычета примерно за четыре года?

Четыре года назад была куплена квартира за 2 млн. руб. Оформлена она была на мужа. Через 2 года заключили договор о разделе имущества и оформили по 1/2 доле прав собственности на меня и на мужа.

Я не работаю, и у меня нет справки 2-НДФЛ. Вернут мне налог за квартиру, купленную в Москве в рассрочку у строительной компании? Рассчитаюсь за квартиру через 14 месяцев.

Я не был собственником земельных участков ни в 2011, ни в 2012 годах. Ранее, когда приходили требования об оплате земельного налога за эти годы, я брал справку в местной администрации и представлял ее в налоговую инспекцию.

Квартира была приватизирована в равных долях на мою дочь и мать. Два года назад умирает мама. После смерти мамы я одна вступила в наследство на ее долю. В прошлом году умерла дочь. Я вступила в наследство и на ее долю. Хочу продать квартиру.

Мы с братом унаследовали по 1/2 родительской квартиры. В настоящий момент решили ее продать. Подскажите, каким образом можно это сделать, чтобы не платить государству никаких налогов?

Я как физическое лицо являюсь владельцем нежилого помещения, которое сдаю в аренду. При этом я зарегистрирован в качестве ИП и нахожусь на УСН.

www.juristkons.ru

Штраф за неуплату НДФЛ

lori-0007107499-bigwww.jpg

Похожие публикации

Все работодатели (организации и ИП), являясь налоговыми агентами, должны начислять, удерживать и перечислять НДФЛ с доходов, выплаченных своим работникам. Очень важно делать это своевременно и не нарушать сроки, установленные для перечисления налога в бюджет, во избежание образования недоимки и санкций со стороны ИФНС в виде штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ. Неуплаченную вовремя задолженность налоговики могут обнаружить при проведении проверок, мониторингов и иных контрольных действий. В течение 3-х месяцев после обнаружения просрочки ИФНС выставит требование об уплате налога и пеней (п. 1 ст. 70 НК РФ), а также начислит штраф.

Рассмотрим, какими могут быть санкции для работодателей, нарушивших сроки уплаты НДФЛ.

Штрафные санкции за несвоевременную уплату НДФЛ

Если раньше налоговые агенты были обязаны уплатить НДФЛ в бюджет в тот же день, когда в банке снимались наличные деньги для выплат сотрудникам, или средства переводились на их счета, то с 2016 года эти правила изменились. Теперь перечислять налог следует не позднее, чем на следующий день после выплаты дохода работнику. НДФЛ, удержанный с больничных и отпускных, можно перечислить до конца месяца, в котором их выплатили сотруднику (п.6 ст.226 НК РФ).

За то, что НДФЛ налоговым агентом не уплачен, а равно и за несвоевременное перечисление налога, даже если просрочен лишь один день, агенту грозит штраф в размере 20% от суммы, которую он должен был перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Обязательное условие для применения данной санкции – отсутствие у налогового агента препятствий для удержания налога. Причем, исходя из судебной практики, ответственности в виде штрафа не избежать, даже если просроченный налог перечислить в бюджет до того, как будет сдана отчетность по НДФЛ и нарушение срока уплаты обнаружит налоговая инспекция (определение ВС РФ от 11.04.2016 № 309-КГ15-19652).

В случае, когда доходы были получены работником в натуральной форме, или в виде материальной выгоды, удержать НДФЛ получится только тогда, когда этому физлицу поступит от налогового агента любой доход в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). При отсутствии денежного дохода удержать налог с работника невозможно. Чтобы избежать штрафа, налоговый агент обязан письменно сообщить о невозможности удержания НДФЛ самому налогоплательщику-физлицу и органу ИФНС (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина РФ от 09.02.2010 № 03-04-06/10-12). Сообщение представляет собой справку по форме 2-НДФЛ, которую нужно направить в срок до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 2 Приказа ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611).

Если налоговый агент НДФЛ из дохода сотрудников удержал, но не перечислил в установленный срок, на сумму недоимки, возникшей в результате неуплаты налога, начисляются пени за каждый просроченный календарный день (п. 7 ст. 75 НК РФ). Размер пеней равен 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в данный момент.

Если же НДФЛ из дохода работника вообще не удержали, то недоимку, а следовательно и пени, налоговики взыскать не вправе, поскольку по закону уплата налога за счет средств налогового агента невозможна (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Напоминаем, что санкции неизбежны также и за просроченную отчетность по налогу. Так, за несдачу 2-НДФЛ в установленный срок налоговому агенту грозит 200 рублей штрафа за каждую не предоставленную вовремя справку, а за пропуск сроков представления ежеквартального расчета 6-НДФЛ оштрафовать могут на 1000 рублей за каждый просроченный месяц, как полный, так и неполный (п. 1 и 1.2 ст. 126 НК РФ).

spmag.ru

Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц

Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности
налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц

Л.А. Панина,
советник налоговой службы I ранга

Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Уплата пени является способом обеспечения обязательств. Основное назначение пени состоит в освобождении кредитора от необходимости доказывать размер подлежащих возмещению убытков. Для взыскания пени достаточно доказать только сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Пеня — это определенная законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе и в случае просрочки исполнения. При этом кредитор при предъявлении требования об уплате неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков. Пеня представляет собой неустойку, исчисляемую непрерывно, нарастающим итогом.

Конституционным Судом Российском Федерации в п. 5 мотивировочной части постановления от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”» определяется, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорность порядка взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица следует из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Этот вывод Конституционного Суда Российской Федерации нашел отражение и в постановлении от 15.07.1999 N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”»; так, в п. 3 мотивировочной части Постановления определено, что с учетом положений ст. 57 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

Так, согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке.

Так, ст. 123 НК РФ установлено, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Пунктом 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что вышеуказанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, если у него была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

Таким образом, ответственность, установленная ст. 123 НК РФ, применяется в случае, если у налогового агента была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание с налогового агента указанной суммы недоимки не производится согласно нижеприведенным доводам.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена согласно НК РФ на налогового агента (п. 2 ст. 45 НК РФ), то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Исходя из вышеизложенного в случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание со счетов налогового агента вышеуказанной суммы недоимки не производится.

При этом налоговый агент обязан взыскать с физических лиц согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с них или удержанные не полностью, до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

В силу ст. 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку пеня не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 НК РФ).

С учетом вышеизложенных положений вопросы, касающиеся правомерности начисления налоговому агенту пеней за не удержанный полностью налог на доходы физических лиц, частично не удержанный налог вследствие арифметической или иной ошибки, удержанный с дохода, но неперечисленный налог, удержанный с дохода, но перечисленный частично налог, имеют следующие решения.

Эти вопросы можно разделить на две группы отношений:

1) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, но не удержал из него налог на доходы физических лиц полностью или частично;

2) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично.

Рассмотрим первую группу отношений.

Если налоговый агент не выполняет возложенных на него обязанностей НК РФ по исчислению, удержанию у налогоплательщика суммы налога с выплаченного физическим лицам дохода, то возникает ситуация, при которой налоговый агент фактически нарушает свое обязательство по уплате в установленный настоящим Кодексом срок сумм налогов; тем самым на налогового агента как на должника перед государством в лице налоговых органов, выступающих в качестве кредитора, ложится обязанность уплаты пени.

В рассматриваемой группе отношений налоговый агент освобождается от обязанности уплаты пени только в случае, если согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств он письменно сообщит в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

В связи с этим взыскание пени с налогового агента за неудержанные суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога) при невозможности удержания их у налогоплательщиков не производится.

Если налоговый агент не направил в налоговый орган письменного сообщения, то в соответствии со ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, налоговый агент привлекается к налоговой ответственности.

Привлечение налогового агента к вышеуказанной ответственности не освобождает его от уплаты пени.

Рассмотрим вторую группу отношений.

Если налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично, то в этом случае налоговым агентом не только нарушается обязательство по уплате налога как должника перед государством в лице налоговых органов как кредитора, но и осуществляется незаконное пользование чужими денежными средствами, в результате которого налоговый агент обязан уплатить пени в целях возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения обязательства.

Как в первой, так и во второй группах отношений пени удерживаются из средств налогового агента, так как: во-первых, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налог на доходы физических лиц; во-вторых, в рассматриваемых налоговых правоотношениях субъектом отношений выступает не налогоплательщик — физическое лицо, а налоговый агент; в-третьих, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

www.nalvest.com

Начисление пеней за неуплату налога на доходы физических лиц

Статьи по теме

Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы физическим лицам, выступают в роли налоговых агентов и поэтому обязаны исчислять, удерживать и своевременно перечислять налог на доходы физических лиц с выплачиваемых доходов. В данной статье разъясняется официальная позиция юристов МНС России по вопросам уплаты пеней налоговыми агентами при несвоевременном перечислении ими налога на доходы физических лиц. Например, налоговый агент своевременно не перечислил налог на доходы из-за того, что не удержал этот налог, при этом денежными средствами, причитающимися государству, он не пользовался. Должен ли в этом случае налоговый агент уплачивать пени, вы узнаете, прочитав статью.

Пени и налоговые агенты

В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, чем это установлено законодательством о налогах и сборах, сроки.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогового агента на счетах в банке, а также иного его имущества в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Так, согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты пеней обязанность по их уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке.

Ответственность налогового агента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке.

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Согласно п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” указанное в ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту, если только он имел возможность удержать соответствующую сумму налога на доходы физических лиц у налогоплательщика, поскольку удержание осуществляется из выплачиваемых последнему денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма налога удержана им у налогоплательщика.

Взыскание недоимки по налогу с налогового агента не производится

Если у налогового агента по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) образовалась недоимка в связи с тем, что он не удерживал у налогоплательщиков налог с выплаченного дохода, взыскание с него суммы недоимки не производится согласно приведенным ниже доводам.

Обязанность по уплате конкретного налога в соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Обязанность исчислять и удерживать налог с доходов физических лиц возложена на налоговых агентов, выплачивающих эти доходы налогоплательщикам, на основании п. 1 ст. 226 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Исходя из изложенного, при образовании у налогового агента по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) недоимки в связи с неудержанием у налогоплательщиков сумм налога с выплаченного дохода, взыскание со счетов налогового агента суммы недоимки не производится.

Согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Таким образом, налоговый агент взыскивает суммы неудержанного налога до его полного погашения из дохода, выплачиваемого физическому лицу (из любых сумм), с учетом того, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Необходимо отметить, что в силу статей 106, 108 и 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку пеня в соответствии со статьями 72 и 75 НК РФ не является мерой налоговой ответственности.

Уплата пеней налоговыми агентами

С учетом изложенных выше положений, вопросы, касающиеся правомерности начисления налоговому агенту пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, можно разделить на две группы:

налоговый агент выплатил физическим лицам доход, но не удержал из этого дохода налог на доходы физических лиц полностью или частично;

налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично.

Если налоговый агент в установленный срок не перечислил налог на доходы физических лиц из-за того, что не удержал его с дохода налогоплательщика, не выполнив тем самым возложенных на него НК РФ обязанностей, он должен уплачивать пени несмотря на то, что в этом случае он не пользовался денежными средствами в виде налога на доходы физических лиц, причитающимися бюджету.

В рассматриваемой ситуации налоговый агент освобождается от обязанности уплаты пени только в одном случае. А именно, если согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержания исчисленной суммы налога (например, доход был выплачен физическому лицу в натуральной форме, и при этом никаких денежных выплат не производилось) налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщил об этом в налоговый орган по месту своего учета, указав сумму задолженности налогоплательщика.

Следует отметить, что невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Взыскание пени с налогового агента за неудержанные суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога) при невозможности удержания этих сумм у налогоплательщиков не производится.

Пунктом п. 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Если налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога с этого дохода, но не перечислил ее в бюджет, в этом случае им не только нарушается обязательство по уплате налога, но и осуществляется незаконное пользование денежными средствами, причитающимися бюджету. Поэтому он обязан уплатить пени в целях возмещения ущерба, понесенного казной в результате поступления суммы налога на доходы физических лиц в более поздние, чем это установлено НК РФ, сроки.

Во всех случаях пени удерживаются из средств налогового агента по следующим основаниям:

  • во-первых, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц;
  • во-вторых, в рассматриваемых налоговых правоотношениях субъектом отношений выступает не налогоплательщик — физическое лицо, а налоговый агент;
  • в-третьих, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пример исчисления пеней

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ начисление пеней производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, начиная со следующего за установленным главой 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ дня уплаты налога. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога на доходы физических лиц. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Работнику организации установлен оклад 9500 руб. Ежемесячно ему предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате с зарплаты работника за январь — март 2002 года, составляет 3601 руб. [(9500 руб. х 3 мес. — 800 руб.) х 13%)], в том числе налог, уплаченный за январь — февраль 2002 года, — 2366 руб. [(19 000 руб. — 800 руб.) х 13%]. Таким образом, за март 2002 года организация должна перечислить налог на доходы с зарплаты этого работника в размере 1235 руб. (3601 руб. — 2366 руб.).

Однако по ошибке в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ работнику был предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. и за март 2002 года. В связи с этим сумма налога с доходов работника, перечисленная организацией — налоговым агентом за март 2002 года, составила 1183 руб. [(28 500 руб. — 1200 руб.) х 13% — 2366 руб.].

Денежные средства на выплату зарплаты за март 2002 года получены организацией в банке 2 апреля 2002 года.

Недоимка по налогу в сумме 52 руб. (1235 руб. — 1183 руб.) была удержана из зарплаты работника за апрель 2002 года и уплачена в бюджет одновременно с налогом на доходы с зарплаты работника за апрель 2002 года 30 апреля 2002 года.

Ставка рефинансирования с 9 апреля 2002 года установлена ЦБ РФ в размере 23% годовых, до этого она составляла 25% годовых.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ в рассматриваемом примере организация — налоговый агент обязана была перечислить сумму налога на доходы физических лиц с зарплаты работника за март 2002 года не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату зарплаты за март 2002 года, то есть не позднее 2 апреля 2002 года.

Следовательно, в соответствии со ст. 75 НК РФ в рассматриваемом примере пеня за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц начисляется за каждый календарный день с 3 по 30 апреля 2002 года (включительно).

Сумма пени, подлежащая уплате одновременно или после уплаты суммы недоимки по налогу на доходы, составляет 1,14 руб. (52 руб. х 25% : 300 х 6 дн. + 52 руб. х 23% : 300 х 22 дн.).

www.rnk.ru