Статья 9. Первичные учетные документы
Статья 9. Первичные учетные документы
О первичных учетных документах, применяемых с 1 января 2013 г., см. информацию Минфина от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ в часть 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ в часть 3 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ в часть 4 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В качестве первичного документа для оформления операций по передаче материальных ценностей может быть использована также рекомендуемая форма универсального передаточного документа, доведеная письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. N ММВ-20-3/96@
О корректировке универсального передаточного документа см. письмо ФНС России от 17 октября 2014 г. N ММВ-20-15/86@
5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
См. схему «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учёта»
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
base.garant.ru
Какие формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами, остаются обязательными к применению в 2013 году?
Согласно разъяснениям Минфина России обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Какие именно формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, остаются обязательными к применению в 2013 году?
В частности, являются ли обязательными к применению формы документов по договору складского хранения, например по формам МХ-1, МХ-2, МХ-3 и другим, поскольку согласно п. 2 ст. 907 ГК РФ письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом?
Все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков «первички» организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков. При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Однако при составлении собственных форм первичных документов следует учитывать разъяснения Минфина России, согласно которым обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Так, Положением о порядке ведения кассовых операций (утверждено ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П) для отражения кассовых операций предусмотрены следующие унифицированные формы:
— кассовая книга (форма 0310004);
— расчетно-платежная ведомость (форма 0301009);
— книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005);
— лист кассовой книги (форма 0310004).
Поэтому применение иных форм документов для отражения кассовых операций будет расценено налоговыми органами как нарушение порядка ведения кассовых операций.
Кроме того, уполномоченными в соответствующей области органами установлены некоторые виды транспортных документов обязательных к применению.
Эти документы, в силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, подтверждают заключение договора перевозки груза между отправителем и перевозчиком при перевозке грузов соответствующими видами транспорта.
Так, форма и порядок заполнения транспортной накладной, которой подтверждается заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом, предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Заключение договора воздушной перевозки груза, а также принятие груза к перевозке и условия перевозки груза удостоверяются перевозочным документом — грузовой накладной (п.п. 1, 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ), п. 56 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82, далее — Общие правила)).
Коносамент является документом, которым могут быть подтверждены наличие и содержание договора морской перевозки груза. Кроме того, они могут подтверждаться чартером или другими письменными доказательствами. Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя после приема груза для перевозки (п. 2 ст. 117, п. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ).
При перевозках внутренним водным транспортом заключение договора перевозки груза подтверждается составленной в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортной накладной и оформленными на ее основании дорожной ведомостью и квитанцией о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67, п.п. 2, 4 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ).
Заключение договора перевозки груза железнодорожным транспортом подтверждается транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза (ст.ст. 25, 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
Таким образом, транспортная накладная (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом), обязательны к применению.
Налогоплательщикам нецелесообразно также отказываться от таких унифицированных форм, как кадровые документы, так как, помимо требований бухгалтерского учета, при их разработке были учтены нормы трудового законодательства.
Кроме того, учитывая, что новый Закон N 402-ФЗ не дает ответ на множество вопросов, которые могут возникнуть в ходе практической работы, налогоплательщику в 2013 году безопаснее ориентироваться на унифицированные формы. Тем более что разработка новых форм достаточно трудоемкий процесс, а типовые бланки уже существуют для учета:
— основных средств и нематериальных активов;
— операций, связанных с оплатой труда;
Кроме того, Госкомстат разработал бланки, учитывающие специфику отдельных отраслей. Так, в настоящее время утверждены типовые бланки для учета:
— торговых операций (в том числе при продаже товаров в кредит и по договорам комиссии);
— операций на предприятиях общественного питания;
— денежных расчетов с населением с применением ККМ;
— капитального строительства и ремонтно-строительных работ;
— работы строительных машин и механизмов;
— операций на автомобильном транспорте;
— сельскохозяйственной продукции и сырья.
Если организация планирует применять унифицированные формы первичных документов, то в учетной политике в составе приложений к приказу об учетной политике необходимо утвердить самостоятельно разработанные формы первичных документов, унифицированные формы, в которые были внесены корректировки, а также формы первичных документов, которые до 01.01.2013 применялись в качестве унифицированных форм первичной учетной документации.
Отметим, в п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ содержится указание на то, что первичные документы могут быть составлены в электронном виде. Однако для электронного документооборота свобода в отношении применения унифицированных первичных документов не очень хороша. Ведь чтобы обмениваться электронной «первичкой» через программы обмена, нужно, чтобы формы первичной документации были одинаковыми (совместимыми) у всех участников обмена. Поэтому если организация планирует осуществлять документооборот первичных документов в электронном виде, то необходимо применять унифицированные формы.
ФНС России уже предложила для электронного документооборота форматы наиболее востребованных первичных документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) (приказ от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@). Не исключено, что будут рекомендованы и другие формы.
По поводу оформления операций по договорам хранения.
В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Пункт 2 ст. 887 ГК содержит условия, при которых простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено одним из документов, таких, как сохранная расписка, квитанция, свидетельство, а также каким-либо иным документом, подписанным хранителем (перечень открытый).
Следует отметить, что формы указанных документов не утверждены уполномоченными органами.
В ст.ст. 913-917 ГК РФ установлены лишь требования, предъявляемые к оформлению двойного и простого складских свидетельств, закреплены в ст.ст. 913-917 ГК РФ.
Требования к оформлению и заполнению складской квитанции, сохранной расписки, и иных документов ГК РФ не установлены, следовательно, организация-хранитель вправе разработать свои собственные формы.
Кроме того, при оформлении операций по договору хранения для учета приема-передачи и возврата товарно-материальных ценностей, переданных от поклажедателей на хранение организации-хранителю, организация может использовать унифицированные формы: Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N MX-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N MX-3), утвержденные постановлением Российского статистического агентства от 09.08.1999 N 66. Эти формы документов применяются как товарным складом, так и организацией, не являющейся таковой.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Сергеева Вероника
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
30 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
www.audit-it.ru
Статья 9 ФЗ 402
Закон о бухгалтерском учете был изменен в июле 2017 года. Значительные изменения претерпела статья 9 о первичной документации, и определении притворных и мнимых договоров. В новой редакции также была утверждена обязанность индивидуальных предпринимателей вести бухгалтерский учет, в том числе и в упрощенном виде. Также, согласно новым поправкам, утвержден перечень предприятий, обязанный предоставлять к бухгалтерскому отчету и аудиторскую оценку.
Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения
Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2016 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.
- В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
- В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;
- В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
- В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
- Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
- Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
- Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
- Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.
- Название акта;
- Число и год написания;
- Название предприятия-составителя;
- Состав факта хоздеятельности;
- Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
- Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
- Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.
Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;
Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.
Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402
Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:
Скачать ФЗ 402
Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2017 году.
Скачать ФЗ — 402 «О бухгалтерском учете» можно по ссылке.
210fz.ru
Новый закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2013.
Сравним основные положения двух Федеральных законов действующего до 31.12.2012г. Закона № 129-ФЗ и нового Закона № 402-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013г. и проанализируем основные принципиальные изменения.
До 01.12.12г. (Закон № 129-ФЗ)
После 01.01.2013г. (Закон № 402-ФЗ)
Понятие бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Комментарии:
В новом Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации.
Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета являются:
1) имущество организаций;
3) хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе своей деятельности.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
4) источники финансирования его деятельности;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
С 2013 г. перечень объектов значительно расширен, хотя это не значит, что появились принципиально новые объекты, которые ранее не отражались в бухгалтерском учете. Просто положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона
1) все организации, находящиеся на территории РФ;
2) филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой);
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Новым Законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект» (п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).
Перечень лиц освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета
Организации, перешедшие на УСНО (за исключением учета основных средств и нематериальных активов.)
Организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ;
2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Таким образом, с 01.01.2013г. из списка лиц освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет исключены «Упрощенцы» и Участники проекта «Сколково».
Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами будут установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Сейчас они существуют в виде Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Организация бухгалтерского учета
П.2 ст.6
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Новый Закон запрещает руководителям организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вести бухгалтерский учет лично. Ранее руководитель организации мог самостоятельно принять такое решение. Таким образом, тем, кто не подпадает под действие указанного Закона, потребуется ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Требования к Главному бухгалтеру организации
Требования отсутствуют.
— главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Перечисленные требования обязаны предъявлять к главным бухгалтерам, претендующим на эту должность в следующих организациях: АО (за исключением кредитных организаций), страховые организации и НПФ, инвестиционные фонды, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, в органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов.
Указанные требования касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера. А в случае оказания бухгалтерских услуг аутсорсинговой компанией в ее штате должен быть как минимум один работник, соответствующий данным требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ вышеуказанные требования не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 г.
Формы первичных документов
П.2 Ст.9
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
П.4 Ст.9
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
4) содержание факта хозяйственной жизни;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Новым Законом N 402-ФЗ отменены унифицированные формы первичных документов. С 2013 г. формы первичных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта. При этом перечень обязательных реквизитов остался неизменным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
Внесение исправлений в документы
П. 5 Ст.9:
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Новым законом № 402-ФЗ не запрещается вносит исправления в кассовые и банковские документы, но Положение о порядке ведения кассовых операций никто не отменял, а п. 2.1 положения установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
В остальном правила внесения исправлений в первичные документы остались неизменны.
Электронные документы
П.7 Ст.9
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Новым законом № 402-ФЗ закреплена возможность составления первичных документов в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью, что дает возможность дальнейшему развитию электронного документооборота в нашей стране.
Бухгалтерские регистры
П.1 Ст. 10:
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
П.4 Ст.10:
Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
П.5 Ст. 10:
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
П.6 Ст.10:
Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Новым Законом № 402-ФЗ четко определены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета, в отличии, от действующего Закона 129-ФЗ. Формы регистров бухгалтерского учета по новым правилам должен утверждать руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В настоящее время согласно п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином.
В новом законе закреплена возможность составлять регистры в виде электронного документа подписанного ЭЦП.
В действующем пока Законе N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает.
Инвентаризация имущества и обязательств
П.2 Ст.12
Проведение инвентаризации обязательно:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
П.3. Ст.11
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
П.4 Ст. 11
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В новом Законе № 402-ФЗ не утвержден перечень случаев, при которых проведение инвентаризации обязательно. Также, в новом Законе утверждена дата отражения выявленных расхождений в бухгалтерском учете, она соответствует дате, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В Законе 129-ФЗ такая норма отсутствует.
Состав бухгалтерской отчетности
Ст. 13 п.2.
Бухгалтерская отчетность организаций… состоит из:
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
Ст. 14 п.1
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из:
— отчета о финансовых результатах,
— и приложений к ним.
Состав годовой бухгалтерской отчетности по новому закону не вошли аудиторское заключение и пояснительная записка. Обратите внимание на то что, «отчет о прибылях и убытках» переименован в «отчет о финансовых результатах».
Состав промежуточной бухгалтерской отчетности, как и в старом Законе 129-ФЗ не утвержден. Но новому Закону402-ФЗ ст. 14. П. 2 состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами.
Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
Ст. 15 п. 2
Организации…. обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Ст. 18 п.2
Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Законом 402-ФЗ вводится новый термин: «обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», который экономические субъекты подают в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сроки представления промежуточной отчетности новым Законом не определены. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетный период для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно.
Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие принципиальные изменения.
С 2013 г. отчетность будет считаться составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется.
На основании п. 11 Ст. 13 Закона 402-ФЗ запрещено устанавливать режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской финансовой отчетности.
Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена организация информационного ресурса правила пользования которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.
Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15.
Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами.
В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17.
Регулирование бухгалтерского учета
Комментарии:
Новым законом 402-ФЗ ведены принципиально новые положения посвященные регулированию бухгалтерского учета (Глава 3).
Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета.
Согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно принципам: соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; единства требований к бухгалтерскому учету; использования Международных стандартов как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов.
В ст. 3 Закона N 402-ФЗ дано определение международному стандарту как стандарту бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.
Теперь должны будут разрабатываться стандарты федеральные и отраслевые, регулирующие ведение бухгалтерского учета и обязательные к применению. По своей сути это ныне действующие ПБУ, претерпевшие значительные доработки, поправки и максимально приближенные к МСФО.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Разработкой стандартов будут заниматься Минфин, ЦБ РФ и, что крайне важно, впервые – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета: саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Об этом упоминается в ст. ст. 22 – 24 Закона N 402-ФЗ.
Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанный порядок изложен в ст. ст. 26, 27Закона N 402-ФЗ.
www.profbuh.ru