1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.6. Конституционное законодательство в период консульства и империи Наполеона Бонапарта (1799-1804)

После установления в 1794 г. режима Термидорианской республики и принятия Конституции 1795 г. к власти во Франции пришла крупная буржуазия. Наиболее видные революционеры были казнены, а тысячи арестованы. В стране около пяти лет проводилась так называемая «политика качелей», когда горстка лидеров Директории, стремилась, прежде всего, обеспечить себе беспринципными средствами личную карьеру и благосостояние.

Правящие круги буржуазии видели свое политическое спасение в создании альтернативного режима военной диктатуры, которая силой оружия могла бы защитить их интересы. В среде заговорщиков оказался весьма популярным генерал Наполеон Бонапарт – более всего благодаря победам французских армий в Италии и Египте под его предводительством.

9-10 ноября 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Страной юридически стали управлять три консула, но реальная власть перешла в руки первого консула (Бонапарта).

Конституция 13 декабря 1799 г. (VIII года Республики), созданная по известной директиве Наполеона: «Пишите коротко и неясно», юридически закрепила новый государственный режим, основными признаками которого были плебисцитарная основа конституции; игнорирование положений Декларации прав человека и гражданина; верховенство правительства; новая избирательная система.

Краткая, похожая на протокол, Конституция 1799 г. внешне сохранила республиканский строй. Законодательная власть «расщеплялась» между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом, Охранительным сенатом и Первым консулом:

· Государственный совет по указанию и под руководством
правительства составлял и предлагал законопроекты;

· трибуны (100 человек) обсуждали законопроект и направляли его в Законодательный корпус;

· Законодательный корпус не обсуждал, а только принимал
законопроекты, за что его прозвали «300 немых»;

· Охранительный сенат выполнял функции конституционного контроля;

· Первый консул подписывал законопроекты.

К органам законодательной власти, таким образом, формально относились Законодательный корпус, Трибунат, Охранительный сенат, Государственный совет, но все эти учреждения маскировали фактическое единовластие Первого консула, без подписи которого ни один нормативный акт в государстве не имел шансов стать законом.

Хотя исполнительная власть формально принадлежала трем консулам, но Первый консул обладал особым статусом. В компетенцию главы правительства, Первого консула, входило осуществление исполнительной власти; назначение и смещение министров, генералов, послов, высших чиновников, судей, членов Государственного совета – нового органа, созданного Бонапартом в качестве консультативного при правительстве.

Существенные изменения по новой Конституции претерпело избирательное право. Вводилась избирательная система, получившая известность как «представительство по плебисциту». Избранию на первом этапе подлежала десятая часть граждан – жителей коммуны (мужчин старше 21 года), включенных в коммунальные списки. Затем они избирали из своего состава также десятую часть (департаментские списки). На последнем этапе составлялся национальный список – десятая часть граждан департаментского списка. Лица, включенные в последний список, лично Бонапартом назначались высшими чиновниками на вакантные должности.

Конституция 1799 г. упразднила выборность местных органов. Управление империей строилось на принципах жесткой централизации. Теперь правительство стало назначать мэров и членов совещательных советов коммун и городов, следуя директиве Наполеона: «Обсуждать коллегиально, решать единолично». Это означало, что советы коммун при мэрах, советы префектур при префектах ничего не решали – за все отвечали соответственно мэры и префекты. Департаменты были поделены на округа и коммуны. В департаменте административные и полицейские функции перешли целиком к префекту, в округе – к супрефекту, в городе – к мэру. Местные руководители полностью подчинялись центральной власти, поэтому роль правительственных чиновников постоянно возрастала. Франция превратилась в своеобразную монархию с сохранением республиканских атрибутов, выборов, плебисцитов, гимна «Марсельеза», трехцветного флага революции.

В 1802 г. путем плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Его власть приобретала все более явный монархический характер, а в 1804 г. плебисцитарным Органическим сенатус-консультом он был провозглашен императором французов Наполеоном I.

В своих руках Бонапарт сосредоточил всю исполнительную и законодательную власть. Армия к этому времени стала профессиональной. Соответственно монархической форме правления складывался и облик императорского двора: родственники, приближенные Бонапарта получали титулы графов, князей, принцев, создавались и придворные должности. Постепенно Наполеон I вообще перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как считал себя выше любого, даже основного закона. Таким образом, при Наполеоне Бонопарте в целом сложился государственный аппарат буржуазной Франции, причем бюрократическая централизация стала его основным принципом.

Первая французская империя просуществовала почти 15 лет, и ее внешнеполитическая история – это история непрерывных захватнических войн. После неудачного «похода» войск Франции в Россию русские, австрийские, прусские и английские войска вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

[1. С. 479-496; 2. С. 48-76; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

1. Установление империи во Франции.

2. Буржуазное право Франции в период первой империи.

3. Гражданское и уголовное право как отражение либерально-буржуазных реформ.

netprava.ru

Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти — — Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти — — Директорию (рис.

Наполеон Бонапарт. Медальон 1793 г.

Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Режим Консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г., написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!» Основными чертами государственного строя согласно этой, крайне запутанной Конституции, стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту (табл. 28).

(составление и редактирование законопроектов)

(принимал или отвергал законопроекты)

1804 г. — — провозглашение Франции империей. Наполеон — — император.

1807 г. — — окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законода­тельный корпус собирался редко)

m Уничтожение выборного местного и департа­ментского самоуправления.

m Создание советов префектур во главе с префек­том (префек­т назначался правительством; ему принадле­жала вся полнота административной власти, включая административную юстицию)

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет.

Во-первых, он осуществлял исполнительную власть. Затем он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были:

1. Государственный совет, осуществлявший редактирование за­конопроектов;

2. Трибунат, обсуждавший их;

3. Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;

4. Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.

Эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте — — супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу («Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» — — такова была установка Наполеона).

Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом по итогам плебисцита 1802 г. с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

А уже через два года, в 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов. Таким образом он полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая в себя привилегированные войска — — императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Кроме того, императору помогали как бюрократия, так и церковь.

Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

· запрещались публичные собрания и манифестации;

· устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д. (табл. 29).

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

sci-book.com

Консульство и Империя (1799—1814 гг.)

Государственный строй Франции в период наполеоновской диктатуры. Внутренняя политика Наполеона. Классовая сущность военной диктатуры Бонапарта определяется тем, что это было «буржуазное правительство, которое задушило французскую революцию и сохранило только те результаты революции которые были выгодны крупной буржуазии».

Конституция, принятая в конце 1799 г. (конституция VIII года) передала исполнительную власть трём, консулам, избиравшимся на 10 лет. Первым консулом стал Бонапарт; он получил право назначать министров, всех чиновников, судей, послов, командовать всеми вооружёнными силами, а также право законодательной инициативы. Законодательство осуществлялось следующим образом: Государственный совет разрабатывал проекты законов, Трибунал обсуждал их, Законодательный корпус мог или принять их или отвергнуть целиком, Сенат утверждал законы.

В основу государственного строя Франции при Наполеоне был положен принцип строгого административного централизма. Армия, полиция, бюрократия и церковь — таковы были главные рычаги наполеоновской диктатуры. Местное и областное самоуправление было упразднено. Во главе каждого департамента ставился префект, назначавшийся правительством; правительство назначало и мэров городских и сельских коммун.


Одновременно с созданием новой бюрократии было усилено по¬литическое ведомство (во главе его стал Фуше, бывший якобинец, предавший Директорию, изменивший потом и Наполеону). Чтобы обеспечить себе поддержку со стороны духовенства, Наполеон заключил с папой Пием VII соглашение (конкордат), в силу кото¬рого католическая церковь стала государственным учреждением духовенство стало получать крупные оклады от правительства. Свобода печати была уничтожена.
После покушения на жизнь Наполеона (24/XII 1800 г.) суровым репрессиям были подвергнуты многие левые республиканцы, хотя они были совершенно непричастны к этому покушению, совершённому дворянами-эмигрантами (сторонниками Бурбонов и агентами Англии).
В 1802 г. Бонапарт добился дальнейшего усиления своей власти. По новой конституции (конституции X года) он стал пожизненным консулом и получил право избирать себе преемника. 18/V 1804 г. была принята новая конституция (конституция XII года), в силу которой Наполеон Бонапарт был провозглашён императором под именем Наполеона I.
Новая империя носила буржуазный характер. Такой же классовый характер носили и выработанные в это время кодексы — разработанный ещё во времена Консульства гражданский кодекс (1804 г.), коммерческий (1808 г.), уголовный (1811 г.). В основу кодексов был положен принцип охраны буржуазной частной собственности; под угрозой тюремного заключения рабочим запрещалось участие в союзах и стачках.
С целью поощрения экономического развития Франции и укрепления позиций буржуазии внутри страны, Наполеон учредил такие органы, как Совет по делам фабрик и мануфактур, Министерство мануфактур и торговли. Впервые появились торговые палаты, состоявшие из выборных представителей торгово-промышленных кругов. В 1800 г. был создан Французский банк.
Франция переживала экономический подъём. Продукция шерстяной промышленности, по сравнению с дореволюционным периодом, увеличилась в 4 раза; добыча железной руды удвоилась; началась механизация некоторых отраслей производства. Рост производства наблюдался и в сельском хозяйстве, освобождённом от оков феодализма. Заметно увеличились обороты внешней торговли.


От экономического подъёма, продолжавшегося (с перебоями) до 1810 г., выигрывали главным образом крупная буржуазия и зажиточное крестьянство. Но середняцкая и бедняцкая прослойки деревни уже начали ощущать гнёт ростовщиков и крупных землевладельцев буржуазного типа. Сказывалось и тяжёлое бремя налогов, особенно косвенных. Но самым тяжёлым для народа были непрерывные войны и достоянные наборы в армию.
В отличие от справедливых, освободительных войн французской революции, войны, которые вёл Наполеон, были несправедливыми захватническими. Главной целью их была борьба за территориальные захваты, за военно-политическое и торгово-промышленная преобладание Франции в Европе. Эти войны были направлены прежде всего против Англии, основного торгового соперника политического противника Франции, организатора всех антифранцузских коалиций 1793—1815 гг.
Победы Наполеона приводили к установлению таможенными тарифов, выгодных для французских промышленников. Из зависимых и полузависимых государств непрерывно выкачивались промышленное сырьё и огромные денежные средства. Война превратилась в постоянный источник дохода для наполеоновского правительства, для поставщиков на армию, для государственных кредиторов, для владельцев предприятий военной промышленности и Война обогащала частично и армию, грабившую население побеждённых стран. Отличившиеся в сражениях военачальники получили аристократические титулы, высокие оклады и богатые поместья. Однако наполеоновским войнам была свойственна также и прогрессивная черта. Победы Наполеона в Германий, Италии, Бельгии и некоторых других странах Западной Европы имели своим результатом реформы, подрывавшие систему феодальных отношений, расчищавшие путь развитию капиталистических отношений. Эта прогрессивная черта наполеоновских войн оттеснялась захватническими целями.


В момент захвата власти Наполеоном Франция находилась в состоянии войны со второй коалицией. В 1800 г. французские войска во главе с первым консулом появились в Верхней Италии.
Победа при Маренго (14/VI 1800 г.) привела к тому, что австрийцы были вытеснены из Италии. Другая победа французских войск открыла им „путь на: Вену. Австрия была вынуждена выйти из коалиции и заключить с Францией мир (Люневильский мир 9/П 1801 г.).
Ещё ранее вышла из коалиции Россия. Павел I отнёсся весьма одобрительно к перевороту 18 брюмера. Возмущённый действиями Австрии, которая не оказала необходимой помощи Суворову во время его швейцарского похода), Павел отозвал его с войсками в Россию. Резко обострились и англо-русские взаимоотношения (из-за захвата англичанами острова Мальты, важного стратегического пункта на Средиземном море). При таких обстоятельствах Павел вступил в переговоры с Наполеоном; был разработан проект раздела турецких владений и начаты приготовления к совместному походу в Индию. Переговоры оборвались после убийства; Павла.
Потеряв всех союзников, Англия вынуждена была заключить мир с Францией (Амьенский мир 1802 г.). Франция отказалась от притязаний на Египет, Англия отказалась от Мальты и неко¬торых других занятых ею территорий. Но Амьенский мир оказался только короткой передышкой в ожесточённой борьбе между Англией и Францией;. в 1803 г. война между ними возобновилась.
В 1805 г. Англии удалось организовать против Франции новую (третью) коалицию, в состав которой, кроме самой Англии, вошли Австрия, Россия и Неаполитанское королевство. Слабость французского флота препятствовала осуществлению плана высадки французских войск в Англии, к чему Наполеон готовился в течение нескольких лет, сосредоточив в приморском городе Булони большую экспедиционную армию. Разгром франко-испанского флота при Трафальгаре (21/X 1805 г.) заставил Наполеона окончательно отказаться от высадки десанта в Англии.
На суше военные действия шли успешно для французов. 13/Х1 они вступили в Вену. 2/XII в битве при Аустерлице Наполеон одержал решительную победу над русскими и австрийскими войсками. Австрия вынуждена была заключить мир (Пресбургский мир 26/XII 1805 г.), который лишил её ряда территорий.
Победа над Австрией сделала Наполеона властелином всей Южной и Западной Германии. Чтобы упрочить своё господство в Средней Европе, он создал Рейнский союз, в состав которого было включено около 20 немецких государств, признавших над собой верховную власть французского императора. В том же году Наполеон завладел Неаполем, изгнал оттуда династию Бурбонов и возвёл на неаполитанский престол своего старшего брата Жозефа (верхняя Италия ещё в 1805 г. была превращена в вассальное королевство, которым управлял вице-король Евгений, пасынок Наполеона). Другой брат Наполеона, Луи, был назначен королём вассальной Голландии.


В 1806 г. Англия и Россия образовали четвёртую коалицию, к которой примкнули Пруссия и Швеция. В двух решающих битвах— при Иене и Ауэрштедте (14/Х 1806 г.) — прусские войска были наголову разбиты Наполеоном и маршалом Даву.
Русские войска продолжали борьбу. Военные действия затянулись. Лишь 14/VI 1807 г. Наполеону удалось нанести поражение русской армии при Фридланде.
Оставшись без союзников на континенте, Александр I вынужден был отказаться на время от продолжения борьбы с Наполеоном и пойти на мир с ним, чтобы обеспечить себе передышку. Передышка была нужна и Наполеону. 7/VII 1807 г. в Тильзите был подписан мир между Францией и Россией и заключён союз между ними направленный против Англии. Пруссии Наполеон навязал крайне тяжёлый мир. В северо-западной Германии Наполеон создал вассальное Вестфальское королевство, королём которого стал его брат Жером. Было создано также другое вассальное государство — Великое герцогство Варшавское; оно должно было служить опорной базой против сильно урезанной Пруссии, так и против России.
21/XI 1806 г. Наполеон в Берлине издал декрет о блокаде британских островов и о запрещении всякой торговли с Англией.
К континентальной блокаде примкнули все вассальные государства Французской империи и все её союзники. Англия ответила контрблокадой французских портов. Несмотря на все строгие меры Наполеона, контрабандный ввоз английских товаров на европейский континент продолжался; континентальная блокада не оправдала ожиданий Франции. Их целью совершенно отрезать Англию от континента Европы, В Наполеон предпринял попытку захватить и Пиренейский полуостров. В 1807 г. французские войска вторглись в Португалию.

Их целью совершенно отрезать Англию от континента Европы, Наполеон предпринял попытку захватить и Пиренейский полуостров. В 1807 г. французские войска вторглись в Португалию, но уже в 1808 г. были вытеснены оттуда с помощью войск. В том же году Наполеон ввёл свои войска в Испанию на испанский престол своего брата Жозефа, переведя Неаполитанского королевства, которое передал своему зятю маршалу Мюрату. Народные массы Испании поднялись на в независимость своей родины.
В 1809 г. Англия организовала против Франции экспедицию, в состав которой опять вошла Австрия. Военные действия осложнились восстанием против французов в Тироле, а также национальными восстаниями в Северной Германии.

gasenkotamara.ru

Консульство во Франции и Империя Наполеона Бонапарта

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Консульство во Франции

Революция привела на вершину власти многих талантливых и активных военачальников. Среди них Бонапарт, Ней, Мюрат, Даву, Ланн. В декабре 1799 в стране была принята конституция. Власть передавалась трём консулам, главным из которых стал первый консул наполеон Бонапарт. Он избирался на этот пост на десятилетний срок.

Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель и военачальник. Родился в 1769 году на острове Корсика. В годы революции выдвинулся как талантливый полководец, стал командующим армии. В 1799 году, совершив государственный переворот, стал первым консулом Франции. В 1804 году провозгласил себя императором французов. Военные успехи императора закончились бесславным походом в Россию в 1812 году и разгромом французской армии. Умер в 1821 году на острове Святой Елены, будучи сосланным туда по решению Венского конгресса.

Консульство сохранило республиканскую форму правления, хотя реальная власть была сосредоточена в руках Наполеона. Второй и третий консулы имели право совещательного голоса. Законодательная функция была поделена между тремя органами власти – Государственным Советом, Законодательным корпусом и Трибунатом. Принятые ими законопроекты попадали в Сенат, а затем утверждались первым консулом. Все мужчины, достигнут возраста в 21 год, получали право избирать. Правда, избирали они лишь кандидатов в депутаты, из числа которых правительство назначало членов в законодательные органы.

Конституция 1799 года была утверждена народным голосованием (плебисцитом). Большинство избирателей подавали голоса за Наполеона, который к тому времени прибрёл бешеную популярность. В стране утвердился режим личной власти Бонапарта.

Империя Наполеона Бонапарта

В 1802 году новый плебисцит закрепил за Наполеоном пост первого консула пожизненно. Он мог назначить преемника, единолично распустить Законодательное собрание, решать вопросы войны и мира. Оставалось только присвоить Наполеону титул императора. Это было сделано в мае 1804 года. Корону новому императору возложил на голову сам папа римский. Церковь славила сначала первого консула, затем императора, превратившись в опору наполеоновского режима.

В 1807 году разгоняется Трибунат, в котором сложилась оппозиция режиму Бонапарта. Началось восстановление дореволюционной пышности королевского двора. Из иммиграции возвращалось старое дворянство, король даровал дворянские титулы своим соратникам и формировал новую элиту. С 1808 года было присвоено 3600 дворянских званий. Каждому новоиспечённому дворянину Наполеон жаловал земли. Но возвращения привилегий не произошло, наполеоновские законы закрепляли юридическое равенство.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Стремясь упрочить своё положение и основать новую династию, Наполеон стремился породниться с «легитимными» монархами Европы. Российский царь ответил отказом, зато австрийский двор дал согласие на брак с принцессой Марией-Луизой.

Значение консульства и империи для Франции

Режим правления Наполеона вошёл в историю Франции под названием «бонапартизм».

Бонапартизм – военная диктатура Наполеона Бонапарта в начале XIX века во Франции. Позднее термин стал обозначать любую контрреволюционную буржуазную диктатуру.

При Наполеоне буржуазии не была допущена к власти. Император лавировал между различными классами, опираясь на государственную машину и сильную армию. Основной сплочения народа выступала революционная идея единства нации. Наполеон реализовывал свой лозунг «Франция прежде всего». Уже к 1806 году была создана громадная империя, не уступающая по площади империи Карла Великого.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

spravochnick.ru

Основной закон франции времен правления наполеона бонапарта конституция

Постреволюционная Франция в начале XIX века. Наполеон Бонапарт

Переворот 18 брюмера открыл череду постреволюционных режимов. Шел поиск новой модели общества и государства на место традиционного устройства Франции, разрушенного в революционное десятилетие. Политический режим, установившийся во Франции в 1799–1814 гг., получил название бонапартизма. Несмотря на разные формы правления, сопутствовавшие ему, власть была сосредоточена в руках одного человека. Наполеон Бонапарт (1769–1821), выходец из обедневшей корсиканской семьи, француз по воспитанию, был выдающимся государственным деятелем и гениальным полководцем.

Французская нация, уставшая от гражданских войн и политической нестабильности, сопровождавшей революцию, но не желавшая реставрации Старого порядка, с готовностью подчинилась диктатуре победоносного вождя.

Ко времени прихода к власти Наполеон имел вполне сложившуюся систему взглядов. Он был противником революции как политического процесса, сопровождавшегося борьбой внутри гражданского общества. Своей заслугой Наполеон считал окончательное подавление «анархии» во Франции. Вместе с тем, он был наследником революции в смысле приверженности многим ее принципам и учреждениям. Наполеон принадлежал к числу людей, обязанных своими успехами лишь себе, а потому всемерно поддерживал утвержденный революцией принцип гражданского равенства, отмену системы привилегий сословного общества Старого порядка.

Бонапарт не желал реставрации традиционной династии Бурбонов. Он был приверженцем принципа народного суверенитета, толкуя его своеобразно: народ сам не может управлять, но вождь, олицетворяющий нацию, должен действовать в интересах большинства.

Наполеон был убежден в том, что обществом можно управлять только на основе принципа единоначалия. Он враждебно относился к доктринам парламентского правления и политического плюрализма, утверждал, что в ассоциациях преобладают частные, корпоративные, а не общенациональные интересы. Философии индивидуализма Наполеон противопоставлял идею приоритета государственных интересов над личными.

В начале XIX в. во Франции подавляющее большинство населения составляло крестьянство, а потому обеспечение свободы не было столь востребовано обществом, как гарантии гражданского равенства и частной собственности. Наполеон имел основания утверждать: «Свобода может быть потребностью весьма малочисленного класса людей, от природы одаренного более высокими способностями, чем масса, но потому она и может быть подавляема безнаказанно, тогда как равенство, наоборот, нравится именно массе».

Ориентация на ценности демократических слоев традиционного, аграрного общества, сочетание идей гражданского равенства и авторитаризма, объединение нации славой военных побед и завоеваний, – эти характерные черты сближают политический режим бонапартизма с цезаризмом эпохи античного Рима.

Конституция Франции 1799 года

13 декабря 1799 г. был обнародован проект Конституции, составленный специально для этой цели сформированными двумя законодательными комиссиями. Важнейшие положения документа были продиктованы Бонапартом, который отверг первоначальный проект Сийеса, пытавшегося не допустить установления во Франции личной военно-административной власти. Действуя с позиции силы, Бонапарт не допустил обсуждения своего проекта в законодательных комиссиях, а вынес его на плебисцит, апеллируя к принципу народного суверенитета. Популярность генерала обеспечила полный успех его предприятию: Конституция была принята подавляющим большинством голосов (3 млн «за», 1562 «против»).

Конституция 1799 г. установила республиканское правление, которое, однако, сочеталось с единоличной властью Бонапарта. Особенностями политического режима, а также названиями учреждений – Трибунат, Сенат, консулы – эта республика скорее напоминала Respublica Цезаря и Октавиана, нежели государственный строй эпохи Конвента. Восстанавливалось всеобщее избирательное право – для мужчин с 21 года. Имущественный ценз Конституцией не предусматривался, оговаривался лишь независимый статус избирателя и ценз оседлости. Однако, рядовые избиратели участвовали лишь в составлении списков кандидатов на государственные должности. Избиратели коммун делегировали 1/10 своего числа в коммунальные списки, 1/10 от числа попавших в эти списки попадали в департаментские списки, а 1/10 последних – в национальный. В национальный список автоматически попадали лица, хотя бы однажды занимавшие высокие государственные должности (так называемые, наполеоновские нотабли). Правительство заполняло вакансии на основании этих списков. Так был реализован основополагающий принцип бонапартистского режима: доверие идет «снизу», а власть – «сверху».

В Конституции Франции 1799 года формально сохранялся принцип разделения властей, но реальные полномочия передавались правительству, которое одно, по мнению Наполеона, способно выражать общенациональные интересы. Правительство возглавляли три консула, избиравшиеся на 10 лет одной из законодательных палат – Сенатом. Однако, первый состав консулов был определен в тексте Конституции. Всей полнотой правительственной власти обладал первый консул – Наполеон Бонапарт. В его компетенцию входило назначение на высшие военные и государственные должности, командование армией, подписание и обнародование законов. Важнейшие распоряжения первого консула приобретали силу закона. Его коллеги, консулы Комбасерес и Лебрен, обладали только совещательным голосом и не могли составить конституционного противовеса диктатуре Бонапарта.

Управление страной Бонапарт осуществлял при помощи хорошо отлаженного, эффективного и централизованного бюрократического аппарата. Министерства работали под непосредственным контролем первого консула, который лично проводил заседания, давал поручения должностным лицам и осуществлял контроль за их исполнением. В департаментах согласно закону 17 февраля 1800 главами администраций стали префекты, в округах – супрефекты, в муниципалитетах – мэры. Вакансии на эти должности заполнялись лично первым консулом (мэров небольших общин, в которых было менее 5 тыс. жителей, назначал префект).

Главам администраций помогали провинциальные советы, в которые входили назначенные Наполеоном лица из числа избранных в муниципальные или департаментские списки. Париж внушал первому консулу опасения революционными традициями и огромным влиянием на страну. С этой целью столица была лишена административного единства и самоуправления. Город с окрестностями получил статус департамента, делился на 11 округов во главе с назначенными Бонапартом мэрами, центральное управление находилось в руках префекта, а охрана общественного порядка передавалась префекту полиции, которому подчинялись полицейские комиссары в округах.

С целью обеспечить безраздельное господство правительства над законодательной властью, последняя была раздроблена на 4 палаты. Проекты законов готовились в Государственном совете, члены которого назначались первым консулом. Обсуждение законопроектов осуществлялось Трибунатом, а утверждение или отклонение – Законодательным корпусом, который не имел права их обсуждать. Состав Трибуната и Законодательного корпуса формировался на основании «национальных списков» членами четвертой палаты – Сенатом, которая осуществляла проверку конституционности принятых законов. Консулы назначили 80 сенаторов, которые впоследствии пополняли состав своей палаты путем кооптации из кандидатов, представленных разными государственными органами.

Судебная власть оказалась в зависимости от первого консула, поскольку он производил назначения всех судей, за исключением ведавших незначительными делами мировых, а также судей коммерческих трибуналов. Большая часть судей назначалась пожизненно, что не исключало административного контроля их действий, который осуществлялся аппаратом канцлера.

В целях укрепления личной власти Бонапарт использовал желание нации обрести политическую стабильность после десятилетия революционных потрясений. Первый консул объявил себя национальным арбитром, стоявшим вне партийных пристрастий.

Амнистия была обещана всем, кто прекращал борьбу против правительства. Эмигранты получили право вернуться во Францию при условии признания режима и отказа от национализированного и проданного новым собственникам имущества. Организованное восстание в Вандее было прекращено, лидеры шуанов получили от правительства гарантии прощения и личной безопасности. Непримиримая оппозиция, как роялистская, так и якобинская, подверглась массовым репрессиям после неудачного покушения роялистов на жизнь Бонапарта 24 декабря 1800 г.

Политические деятели разных партийных направлений были привлечены на службу режиму. Возможность участвовать в управлении страной, в проведении судьбоносных для французской нации реформ, казалась гораздо привлекательнее бесплодной политической борьбы. При назначении на должности Бонапарт принимал во внимание только административные таланты кандидатов и личную лояльность. Консул Лебрен служил чиновником еще при Старом порядке. Консул Комбасерес был депутатом Национального Конвента, голосовал за казнь Людовика XVI. «Террорист» Фуше занял пост министра полиции, а бывший епископ и депутат Учредительного собрания Талейран возглавил министерство иностранных дел. Известные ученые, деятели искусства становились сенаторами, придавая блеск режиму своими именами.

Бонапарту удалось преодолеть и церковную рознь, возникшую в годы революции. Проводившаяся в годы правления Директории политика отделения церкви от государства привела к столкновениям между священниками, признававшими законодательство о гражданском устройстве духовенства, и священниками, отказавшимися от гражданской присяги. Наполеон предпочел восстановить союз государства и церкви. В последней он видел «священную жандармерию», призванную служить правительственным целям.

В 1801 г. с папой Пием VII был подписан конкордат, согласно которому «правительство Французской Республики признавало, что католическая, апостольская и римская религия есть религия огромного большинства французских граждан». Влияние идей Просвещения, получивших распространение в годы революции, сказалось в том, что католицизм не был объявлен государственной религией. Однако, согласно статьям конкордата и в особенности приложенным к нему «органическим статьям» правительство получало полный контроль над церковью во Франции. Первый консул наделялся правом назначать архиепископов и епископов, Папа лишь утверждал назначения. Правительство определяло число лиц, которых епископы могли посвящать в духовный сан. Распоряжения Папы и постановления церковных соборов не имели силы во Франции без санкции государственной власти. Все духовные лица перед вступлением в должность обязывались приносить присягу верности республике и консулам и молиться за них в церквях. Государственный контроль был установлен за отправлением не только католического, но также протестантского и иудейского культов.

Унификация гражданского законодательства Франции. «Наполеоновский» кодекс 1804 г.

В Конституции Франции 1799 г. законодатель давал гарантии, что не допустит передела собственности, который произошел за годы революции. В этих гарантиях были кровно заинтересованы не только нувориши, но и большая часть крестьянства, а также другие мелкие приобретатели имуществ, которые до революции составляли собственность церкви, дворянства и короны. Подробно отношения собственности, а также другие личные и имущественные права были рассмотрены в гражданском кодексе 1804 г.

Первый консул отдавал отчет в огромной важности этого документа для создания правового поля постреволюционной Франции, он принимал участие в обсуждении важнейших положений этого документа и в процедуре его прохождения в законодательных палатах. Свод гражданского права получил название Наполеоновский кодекс.

Структура гражданского кодекса, а также многие его учреждения заимствованы (рецепированы) из римского частного права, как наиболее развитого и регулировавшего отношения между равными гражданами. Вместе с тем, составители этого документа творчески соединили в нем традиции исторического права Франции (кутюмов), принципы революционного законодательства и собственно бонапартистские идеи.

Кодексом устанавливалось единое французское гражданство. Это означало равенство граждан в частноправовой сфере, гарантировало от реставрации привилегий Старого порядка. В кодексе 1804 г. провозглашен абсолютный характер права собственности, его неприкосновенность и неотчуждаемость. Особое внимание законодатель уделил регулированию отношений частной собственности на недвижимость, в частности на землю, поскольку в этой сфере лежали основополагающие интересы нации. Помимо частной собственности в кодексе закреплялись государственная и муниципальная формы собственности, а также другие права на вещи: владение, пользование и т. д.

Доктрина договорного права предусматривала равенство участников соглашения, свободу их воли, а также обязательную силу заключенных сделок. Брак провозглашался светским учреждением, регистрировался не в церкви, а государственными административными органами. Предусматривалась возможность заключения брачных контрактов, а также развода.

В соответствии с патриархальным строем аграрной Франции, а также со взглядами Бонапарта, на которые наложило отпечаток клановое общество Корсики, статьи кодекса предусматривали полное преобладание главы семейства над женой и детьми. Члены семьи обязаны были ему послушанием в обмен на «покровительство». Отец был вправе распоряжаться имуществом несовершеннолетних детей и жены, определять род их занятий и даже назначать им административные наказания, включая заключение в тюрьму или исправительное учреждение.

Несмотря на некоторый консерватизм кодекса в сравнении с законодательством революции, значение его трудно переоценить. Вместе с кодексами эпохи империи (коммерческим, уголовным, процессуальными) он создал юридические основания для модернизации французского общества. Наполеоновский кодекс был заимствован во многих европейских странах, а во Франции он действует до сих пор, разумеется, подвергаясь редакциям и изменениям, продиктованными временем.

История Франции:
История Франции: полный курс

Реформирование государственного строя Франции в начале XIX века. Конституция 1804 г.

Политическая стабилизация и правовая определенность содействовали подъему экономики Франции в начале XIX в. Устойчивый экономический рост напрямую связан с оздоровлением финансовой системы. Наполеон закрепил победу над инфляцией, обузданием которой начало заниматься еще правительство Директории.

Монополия на эмиссию бумажных денег осуществлялась через Французский банк, частное учреждение, действовавшее под контролем государства. В 1803 г. в обращение был введен серебряный франк, свободно обменивавшийся на бумажные деньги. Французский банк обеспечил также стабильность рынка ценных бумаг.

Налоговая реформа, в результате которой центр тяжести был перенесен со сбора прямых налогов на косвенные (акцизы на алкоголь, табак), позволила увеличить доходную часть бюджета. Возобновилась выплата процентов по долговым обязательствам государства, что повысило доверие населения и инвесторов к экономической политике правительства.

Финансовая стабилизация стала важной предпосылкой промышленной революции, которая началась во Франции в правление Бонапарта. Наиболее быстро этот процесс проходил в хлопкопрядильной отрасли. Количество механических веретен, исчисляемых к началу XIX в. тысячами, в последние годы в империи приблизилось к миллиону.

Внутриполитические успехи в период консульства подкреплялись внешнеполитическими достижениями. Обеспечив нейтралитет Пруссии и России, Наполеон в 1801 г. нанес военное поражение Австрии, заставив эту державу, а годом позже и Великобританию, заключить мирные договоры с Францией. Враждебной коалиции европейских держав более не существовало.

Используя свою необычайную популярность среди населения, Наполеон инициировал конституционные изменения, укреплявшие его единоличную власть. В мае 1802 г. Состоялся плебисцит, в ходе которого французы высказались за пожизненный характер власти первого консула. Результаты голосования отразили рост общественной поддержки режима: Наполеона поддержали 3,6 млн избирателей и только 8,3 тыс. отказали ему в доверии.

По итогам плебисцита Сенат внес изменения в Конституцию. Наполеон получал право назначать себе преемника, ратифицировать мирные договоры, отменять смертные приговоры. Расширились возможности первого консула оказывать влияние на высшие органы власти. Бонапарт представлял отныне кандидатов для назначения своих коллег-консулов, лично участвовал в заполнении вакансий в Сенат, созывал эту палату для заседаний, обладал правом роспуска Трибуната и Законодательного корпуса. Столь важные изменения в системе государственной власти дали основания называть их новой Конституцией Франции.

Процесс перерастания власти первого консула в монархическую был завершен в 1804 г. Возобновившаяся годом раньше война с Великобританией потребовала концентрации гражданской и военной власти в одних руках. Между тем, французская полиция раскрыла заговор против жизни первого консула, который готовили роялисты при живейшей поддержке английского правительства. По подозрению в руководстве заговором был расстрелян представитель знатнейшего во Франции рода Конде – герцог Энгиенский – похищенный с целью расправы из германского государства Баден. Правительственная пропаганда сумела убедить население в необходимости конституционных гарантий неотвратимости перемен, которые произошли во Франции. Путем плебисцита была основана империя с наследственной властью Наполеона.

Новая редакция Конституции была утверждена постановлением Сената (сенатус-консультом) 18 мая 1804 г. В этом конституционном акте Франция еще называлась республикой, управление которой вверялось императору. Надпись «Французская Республика» оставалась на монетах, чеканившихся до 1807 г. Тогда же был отменен революционный календарь.

Конституция Франции 1804 г. включала в себя положения об императорской семье, о престолонаследии, регентстве; создавалась иерархия высших чинов империи, звания маршалов. 2 декабря 1804 г. в соборе Парижской богоматери состоялась церемония коронации. В ней участвовал папа Пий VII, который должен был увенчать Наполеона короной подобно тому как Лев III короновал Карла Великого императором Запада. Неожиданно для первосвященника Наполеон нарушил обряд: он взял корону из рук Пия VII и сам возложил на свою голову.

Вместе с титулом Наполеон восстановил и другие атрибуты монархического правления. Пышный двор располагался в бывших королевских дворцах Тюильри, Фонтенбло. В 1811 г. Наполеон развелся с первой женой Жозефиной и сочетался браком с австрийской принцессой Марией Луизой, породнившись тем самым с одной из самых знатных династий в Европе. Члены семьи Бонапартов получали королевские титулы правителей завоеванных территорий. Сложилось новое дворянство империи, поскольку старая аристократия неохотно шла на службу к узурпатору престола.

Прообразом новой знати стал учрежденный в мае 1802 г. Почетный легион – личная гвардия Наполеона, первоначально состоявшая из 15 когорт по 400 воинов. Орден Почетного легиона стал знаком высшего отличия, принадлежности к аристократии нового режима. После провозглашения Империи были возвращены традиционные титулы князей, баронов, графов, шевалье и т. д., которые получали выдвиженцы Наполеона. Но формирование элиты империи не сопровождалось реставрацией системы сословных привилегий, присущих Старому порядку.

Укрепление личной власти Наполеона сопровождалось подавлением учреждений, через которые проявляется общественная свобода. Представительные учреждения, поставленные в зависимость от правительства уже Конституцией 1799 г., постепенно превращались в советы при Наполеоне. Особенную неприязнь глава государства испытывал к Трибунату, в котором обсуждались предложенные правительством законопроекты. Критика депутатами некоторых консервативных положений проекта гражданского кодекса побудила первого консула резко сократить численность этого учреждения, «очистив» его от либералов, а также сделать заседания закрытыми и тайными, чтобы не вызывать дискуссии в обществе. А в 1807 г. Трибунат был упразднен. Законодательный корпус созывался по усмотрению Наполеона, и перерывы между сессиями порой длились по несколько лет. Государственный совет окончательно превратился в административное учреждение, а Сенат, чьи полномочия расширились согласно Конституции 1804 г., оказался в полной зависимости от Наполеона, формировавшего большую часть его состава и назначавшего председателя. Высшим политическим учреждением стал Тайный совет, состоявший из узкого круга назначенных Наполеоном особо доверенных лиц.

Жесткий контроль режим установил за периодической прессой как самым массовым средством информации, влияющим на общественное мнение. Наполеон не признавал свободы слова, он утверждал, что права собственности на газеты есть лишь концессия, предоставляемая правительством, которое может эту концессию отозвать обратно. Уже в январе 1800 г. были закрыты 60 из 73 парижских газет. Издатели оставшихся газет были обязаны представиться в министерстве полиции, заявить о верности политическому режиму и согласовывать с правительством кандидатуры редакторов своих изданий.

В 1810–1811 гг. была восстановлена цензура, а число газет в столице было сокращено до 4. В департаментах осталось по одному печатному периодическому изданию, которое находилось под контролем префектов. Издатели и владельцы типографий должны были обязательно извещать префектов и министерство полиции о печатающихся книгах и брошюрах, чтобы властные органы при желании могли распорядиться о предварительной цензуре и не допустить распространения опасной для режима литературы. Писатели, осмеливавшиеся критиковать власть (г-жа Сталь, Шатобриан) были высланы из страны.

Под угрозой тюремного заключения запрещались как политические собрания и ассоциации, так и профессиональные стачки. Для лиц наемного труда были введены рабочие книжки без обладания которыми они квалифицировались как бродяги и подлежали полицейскому задержанию.

Роль министерства полиции в политической системе бонапартизма трудно переоценить. Ежедневно Наполеон получал сводку сообщений о происшествиях в империи, о настроениях подданных, о высказываниях и поведении лиц из политической элиты.

Большую роль в организации и деятельности этого министерства сыграл бывший революционер, талантливый, хотя и беспринципный администратор Ж. Фуше. Произвольные аресты, с размахом организованная слежка за лицами, заподозренными в нелояльности режиму, изготовление компромата и провокации против политических противников сводили на нет конституционные гарантии индивидуальной свободы.

Наполеон стремился к установлению правительственного контроля за сферой образования. С этой целью была создана преподавательская корпорация – Университет – которая получила монополию обучения в высшей и средней школе. В состав Университета входили факультеты, лицеи и колледжи. Во главе этого учреждения был поставлен великий магистр, который назначал руководителей учебных округов, инспекторов и других администраторов. Начальное образование оказалось под контролем церкви, префектов и мэров. Целью этой централизации было формирование граждан, отвечавших потребностям государства. Этой цели служила в течение ряда лет и церковь, прославлявшая власть императора. В 1808 г. для школ был составлен новый катехизис, в котором служба императору приравнивалась служению Богу, а непослушание объявлялось смертным грехом.

Государственный надзор распространялся и на другие области духовной жизни. Поощряя развитие естествознания, математики, Наполеон упразднил академии моральных и политических наук, в которых видел рассадник ненавистной ему «идеологии» – суждений, свободных от задачи служения государству.

По этой причине Наполеон с недоверием относился к литературе и театру, рекомендовал министру полиции установить контроль за сферой художественной критики, посредством которой рекомендовать публике лишь авторов «достойных внимания». Искусство, по мнению императора, должно было прославлять его достижения. Наполеон поощрял грандиозные архитектурные проекты и живопись, которыми проводились параллели его державы и Римской империи.

www.france.promotour.info