Какова роль (и полномочия) органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства?

дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших 15 лет, до получения ими общего образования;

участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Законодательство субъектов РФ может возложить на органы опеки и попечительства дополнительные полномочия и права в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Также, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних должностные лица органов опеки и попечительства пользуются дополнительными правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно:

в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

Полномочия других органов, входящих в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, заметно шире.

осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям современные методики и технологии социальной реабилитации.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Наконец, сотрудники органов управления социальной защиты населения имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (п. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

webcache.googleusercontent.com

Органы опеки в системе профилактики

Порядок организации работы органов опеки и попечительства

по профилактике социального сиротства

Во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761, органы опеки и попечительства должны организовать работу по профилактике социального сиротства и реабилитации родителей лишённых родительских прав.

Одной из основных причин, препятствующих сокращению численности детей, оставшихся без попечения родителей, остается неэффективность работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.

В связи с этим одним из направлений деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье, а так же работа с родителями лишёнными родительских прав.

В качестве объекта профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, прежде всего дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (далее — дети, находящиеся в социально опасном положении).

Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми установлена ст. 121 Семейного кодекса

Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

1. Своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию.

Выявление детей, проживающих в семье и находящихся в социально опасном положении организуется органом опеки и попечительства. Непосредственное участие в этой работе могут принимать уполномоченные организации.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, проживающих в семье и находящихся в результате действий или бездействия родителей в условиях, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

На основании поступившего сообщения о том, что ребенок находится в социально опасном положении органом опеки и попечительства в течение 3 дней с даты поступления информации осуществляется первичное обследование ребенка и семьи с целью проверки поступивших сведений о создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию.

Орган опеки и попечительства обязан вести учет всех выявленных детей, в отношении которых по итогам первичного обследования подтвердились факты проживания в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. Учет целесообразно вести в журнале регистрации таких детей, а также на электронных носителях. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

По итогам первичного обследования в случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребенка орган опеки и попечительства может принимать решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.

При проведении первичного и дополнительного обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего орган опеки и попечительства выясняет:

— характер угрозы жизни и здоровью ребенка, имеющиеся факты, свидетельствующие о наличии такой угрозы или о жестоком обращении и насилии, пренебрежении интересами ребенка, повторяемости насилия, уязвимости ребенка в случаях проявления насилия по отношению к нему с учетом его возраста и состояния здоровья;

— основные потребности ребенка (состояние его здоровья, проблемы в образовании, умственное и психическое развитие, самосознание, общение с другими детьми, проблемы поведения, развитие навыков самообслуживания и соблюдение гигиенических норм);

— состав семьи ребенка (наличие и место жительства родителей, братьев, сестер, других близких родственников, привязанности и отношения ребенка с родителями, родственниками, их родительские компетенции и способность обеспечить основные потребности ребенка в уходе и воспитании, безопасности, стабильном интеллектуальном, физическом и психическом развитии, эмоциональном тепле);

— жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка.

По итогам обследования специалисты органа опеки и попечительства составляют проект заключения о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства, включающий также и предложения по защите прав ребенка, его законных интересов (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.

2. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи.

Первоначальной формой защиты прав выявленного ребенка, находящегося в социально опасном положении, которую должен использовать орган опеки и попечительства из имеющегося арсенала форм защиты, является индивидуальная профилактическая работа с ребенком и его семьей.

Основной целью индивидуальной профилактической работы должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Достижение указанной цели возможно при условии организации комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка для оказания помощи родителям в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и статьей 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенцию учреждений социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, входит организация индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и детьми, нуждающимися в помощи государства, оказание им соответствующих социальных услуг. Поэтому руководитель органа опеки и попечительства по результатам обследования условий жизни и воспитания ребенка и издания соответствующего заключения ( пункт 5 статьи 6 вышеуказанного закона) вправе привлечь к осуществлению индивидуальной профилактической работы с указанными семьями и несовершеннолетними вышеперечисленные учреждения.

3. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей после изъятия ребенка из семьи для обеспечения его возврата в родную семью.

Если по тем или иным причинам ребенок был изъят из семьи на основании статей 69 , 73 , 77 Семейного кодекса Российской Федерации, органам опеки и попечительства необходимо во всех случаях, когда это возможно, принимать меры, обеспечивающие в дальнейшем возврат ребенка в родную семью. Указанные меры должны включать организацию реабилитационной работы с родителями, в том числе уже лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи с целью воссоединения ребенка с семьей.

Данное положение в полном объеме соответствует положениям Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, с одной стороны, приоритетность воспитания ребенка в родной семье, с другой — возможность восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» суд вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав даже в случае доказанности виновного поведения родителей с учетом характера их поведения, личности и других конкретных обстоятельств. В этом случае суд предупреждает родителей о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением родителями родительских обязанностей.

В подобных случаях контроль за поведением родителей и условиями жизни ребенка в семье со стороны органа опеки и попечительства также не должен носить формальный характер. Осуществление указанного контроля должно сопровождаться реальной программой специальных реабилитационных мероприятий.

Все действия по реабилитации ребенка и семьи в целях предупреждения утраты ребенком родительского попечения, создания благоприятных условий для его проживания, воспитания и развития в родной семье, начиная с момента выявления ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, должны осуществляться в рамках плана по защите прав ребенка.

Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий является добровольное участие в них самих родителей. В связи с этим органу опеки и попечительства следует проводить с родителями разъяснительную работу, привлекать их, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и способов их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий по нормализации обстановки в семье в интересах ребенка.

Основными этапами работы органов опеки и попечительства

с семьёй являются:

— выявление детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

— первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты прав детей;

— составление плана по защите прав детей;

— осуществление социального (семейного) патроната над ребенком в семье;

— текущая оценка социального и морально-психологического статуса семьи, динамика изменений в семье;

— осуществление предварительной опеки (временного устройства ребенка в замещающую семью с возвратом в кровную семью, если работа с семьей дала положительные результаты);

— постоянное устройство ребенка в замещающую семью при невозможности возврата в кровную семью.

Указанная работа в целях ее максимальной эффективности должна включать следующее:

— первичную оценку положения ребенка в семье с позиции соблюдения его прав и законных интересов;

— предварительную оценку положения ребенка с позиции необходимости защиты его прав и законных интересов, определение характера необходимой помощи ребенку и семье;

— составление проекта плана по защите прав ребенка с включением социального (семейного) патроната как составного элемента;

— утверждение плана по защите прав ребенка;

— проведение текущей оценки положения ребенка и социального статуса семьи;

— внесение изменений в план по защите прав ребенка (прекращение работы с семьей, либо отобрание ребенка с последующей работой по возвращению ребенка в семью, либо решение вопроса об ограничении в родительских правах и др.).

В случае, если родители ребенка ограничены в родительских правах или лишены родительских прав либо если ребенок не изъят из семьи, но по социально-психологическим показаниям его пребывание в семье в данный момент является нецелесообразным, ребенок с учетом его возраста, особенностей развития, правового статуса может быть временно устроен в соответствующее учреждение системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения.

4. Организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

Система образования располагает значительным потенциалом в повышении уровня педагогической культуры, просвещении родителей в вопросах воспитания детей. В связи с этим органам управления в сфере образования, следует уделять особое внимание проблемам семейного воспитания, профилактики социального сиротства, активизации взаимодействия родительской и педагогической общественности, используя при этом различные формы и методы работы.

В качестве одной из наиболее действенных форм такой деятельности может рассматриваться организация родительского всеобуча, в рамках которого следует обращать внимание родителей (иных законных представителей) детей на следующие актуальные вопросы:

— права детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, другими международными документами, российским законодательством;

— обязанности родителей по обеспечению воспитания, развития, содержания детей, получения ими обязательного общего образования;

— права родителей (защищать права и законные интересы детей, выбирать формы обучения, образовательные учреждения и др.);

— ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (семейно-правовая, гражданско-правовая, административная, уголовная), основания и последствия отобрания детей у родителей, лишения родительских прав и ограничения в родительских правах;

— роль родителей в профилактике безнадзорности, правонарушений, формировании здорового образа жизни несовершеннолетних;

— защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях и др.);

— оказание родителям психолого-педагогической и социально- правовой помощи в воспитании детей;

— обеспечение родителей (законных представителей) информацией об органах и учреждениях, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также о существующих возможностях организации творческого досуга и занятости детей и подростков.

отдел опеки и попечительства

Основной функцией органа опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.

Из детей данной категории, состоящих на учете в органе опеки и попечительства внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский, 70 % являются социальными сиротами, т.е. оставшимися без родительской заботы и содержания при живых родителях.

Социальное сиротство — это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего района можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:

  • злоупотребление родителями спиртными напитками
  • невысокий доход семьи
  • чрезмерная занятость родителей на работе
  • наличие большого количества бытовых проблем в семье
  • неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и развитием своих детей
  • жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое)
  • Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто — неблагополучному окружению, или убегают из семьи.

    Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.

    В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, среди них:

    1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
    2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
    3. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
    4. Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.

      В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, т.е. от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. Важное значение в решении проблем семьи имеет своевременность выявления ситуации.

      В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

      В соответствии с этим законом, специалисты отдела опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства.

      С целью проведения профилактической работы специалисты отдела опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.

      Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства поступает из различных источников. Основная доля таких сообщений поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты отдел опеки и попечительства незамедлительно ее проверяют. В случае подтверждения информации семья ставится на учет в ООиП муниципалитета, в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) Петроградского района. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье.

      С целью усиления работы по раннему выявлению неблагополучных семей, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся заседания, посвященные раннему выявлению семей данной категории. Для участия в таких мероприятиях приглашаются представители органов образования и здравоохранения района. В ходе проведения мероприятий особое внимание уделяется именно раннему выявлению семей с детьми в трудной жизненной ситуации.

      Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано ООиП и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.

      На территории нашего внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский имели место случаи, когда несовершеннолетние помещались в детские учреждения на полное государственное обеспечение временно, без лишения родителей прав в отношении детей. Данные шаги были направлены именно на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних.

      К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье

      Какова роль (и полномочия) органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства?

      Законодательство субъектов РФ может возложить на органы опеки и попечительства дополнительные полномочия и права в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

      Также, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних должностные лица органов опеки и попечительства пользуются дополнительными правами, предусмотренными п. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно:

      запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

      Полномочия других органов, входящих в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, заметно шире.

      контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

      В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

      предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;

      Наконец, сотрудники органов управления социальной защиты населения имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (п. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

      Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

      © 2014 Нам пора домой!
      Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

      namporadomoi.ru