Учебно-методический материал по русскому языку по теме:
Краткий орфоэпический словарь русского языка

Материал предназначен, как справочный материал при самостоятельной работы студентов

Предварительный просмотр:

Краткий орфоэпический словарь русского языка

а) Акцентологические нормы

баллот и ровать

бомбардиров а ть

вероисповед а ние

одновр е м е нный

дисквалифиц и ровать

компромет и ровать

копиров а льный

транспорт и ровать

ход а тайствовать

б) Произносительные нормы

анестезия [нэ], [тэ]

аннексия [нэ] и доп. [н’]

артерия [тэ] и доп. [т’]

бактерия [т’] и доп. [тэ]

беспорядочный [шн] и [чн]

булавочный [шн] и [чн]

булочная [шн] и [чн]

горничная [чн] и устар. [шн]

копеечный [шн] и [чн]

крейсер [ре] и доп. [рэ]

лавочник [шн] и [чн]

молочный [чн] и доп. [шн]

непорядочный [шн] и [чн]

нетто [нэ] и доп. [н’]

новелла [о] и [а], [вэ]

сердечный [шн] и [чн]

сливочный [шн] и [чн]

спичечный [шн] и [чн]

стрелочник [шн] и [чн]

тенденция [тэ], [дэ]

терапевт [т’] и [тэ], [п’]

фонетика [о] и [а], [нэ]

шапочный [чн] и устар. [шн]

депрессия [дэ], [рэ] и [д’], [р’]

подсвечник [шн] и [чн]

порядочность [шн] и [чн]

претензия [р’], [т’] и [тэ]

ренессанс [р’], [н’] и доп. [рэ], [нэ]

селедочница [чн] и доп. [шн]

экспресс [р’] и доп. [рэ]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме » Словари русского языка». В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи.

Справочник по русскому языку.

Друзья! Будьте внимательными в произношении!Данный материал содержит словарик ударений русского языка.Естественно, здесь собраны не все слова, а только небольшая часть.Материал скомпанован так, что ег.

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусски.

Презентация по теме» Орфоэпические нормы». На слайдах представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и изучение новой темы — норм орфоэпии.

Технологическая карта урока в 10 классе урока на тему «Орфоэпические нормы русского языка".

Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ.

nsportal.ru

Фонетика и фонетический разбор

Письменный язык состоит из букв, а устная речь из звуков. Классификацией звукового состава языка занимается фонетика. Чем может помочь носителю русского языка фонетический разбор? За примером далеко ходить не нужно. Как правило, по произношению вы можете сразу понять, что ваш собеседник иностранец или приехал из глубинки. Если человек искажает звуки в словах, неправильно ставит ударения, то его сочтут неучем или малограмотным, а подобный говор просторечным. В современном высокоразвитом обществе это выглядит весьма комично.

Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко научиться произносить в словах буквы и звуки правильно! Если вы планируете актерскую карьеру, выбираете профессию медийной персоны, журналиста, редактора, PR-агента, либо у вас далеко идущие планы на руководящий пост, то правильная речь и знание риторики основательно помогут вам на пути к заветной цели.

Что изучает фонетика языка как раздел лингвистики?

Вот что об этом говорят словари:

  • Фонетика (от phone — фонема) — это область языкознания, изучает голосовую речь (то, что мы слышим), а так же нормы, традиции и правила произношения звуковых единиц и образованных ими словоформ.
  • Фонетика — раздел лингвистической науки, изучает акустическую сторону человеческого голоса, разновидности сочетаний звуков, интонацию. При фонетическом разборе слова выявляются закономерности слияния звуковых единиц в слоги русского языка и их правильное произнесение.
  • Фонетика языка исследует свойства звуков речи, а так же особенности их образования в артикуляционном аппарате. Иначе, если ребенок не проговаривает или неправильно произносит какие-либо звуки и буквы в фразах, его ведут к логопеду. Последний учит как расположить язык, зубы, губы, нёбо (органы речи) и направить выдох, чтобы правильно выговаривать гласный или согласный.
  • Русская фонетика — научное описание речевой коммуникации (акустики и артикуляции). Объясняет закономерности слияния фонем в речевую цепочку, их взаимовлияние, чередование, специфику произношения и изменения (в зависимости от соседних). Чтобы классифицировать звуки (гласный-согласный; звонкий-глухой; ударный-безударный; шипящий, сонорный и тп.) проводится фонетический разбор. На основании правил фонетики устанавливаются литературные нормы произношения (данный раздел называется орфоэпия) и постановки ударений.
  • Звуки в словах или для чего нужна фонетика?

    Подытожим. Фонема — это начальная единица в любом языке. Не существует языка, в котором была бы только одна звуковая единица, например: [о]. Из нее можно было бы образовывать такие слова: оо, ооо, оооо, ооооо и тд. В итоге, их стало бы невозможно отличать друг от друга, даже несмотря на различную постановку ударений. Очевидно, что фонем в любом языке должно быть много. Исходя их этого, назначение звука — отличать слова друг от друга.

    Сам по себе звук не несёт смысла, но в сочетании с другими фонемами образует слоги и морфемы (минимальные значимые части слов: корень, приставка, суффикс, окончание и тп). Далее они соединяются в смысловые единицы: словечки и предложения.

    Представьте, что вы можете употреблять фонетические единицы как вам вздумается, в любой последовательности и сочетаниях. Тогда бы у вас постоянно образовывались новые неизвестные никому словечки, а разговорная речь потеряла бы смысл для окружающих. В таком случае сам устный язык утратил бы свое предназначение, как средство коммуникации. Именно поэтому словообразование, произношение в словах букв и фонем подчиняется определенным закономерностям.

    Фонетика — раздел науки о языке, изучает законы, которые управляют сочетанием и чередованием звуковых единиц. Фонетика русского языка анализирует звучащую речь и выделяет:

  • признаки и отличия одних фонем от других;
  • особенности их произношения при сочетаниях в слогах;
  • а так же устанавливает нормы произнесения, расстановки ударений и интонации в словах и предложениях.
  • Данные характеристики отображаются при звукобуквенном разборе гласных и согласных. Теперь вы знаете, что все слова состоят из звуков. Не будь их, люди бы просто не смогли общаться устно и полноценно выражать свои мысли, эмоции.

    Фонетический разбор слова

    Если вы не желаете вникать в нюансы звукобуквенного анализа, воспользуйтесь автоматическим онлайн анализатором. Он поможет быстро разобрать фразу по звукам онлайн. Для этого впишите нужное слово в поисковую строку без грамматических ошибок и нажмите:

    «Фонетический разбор слова».

    Обратите внимание, что корректное определение фонем во многом зависит от окружения в слоге и даже от контекста предложения. Программа автоматически обозначит звуки в слове и выдаст варианты. Выберете из них подходящий для вашего конкретного случая. Звуко-буквенный анализ онлайн отобразит:

  • количество слогов;
  • ударные и безударные слоги;
  • общее число звуков и букв;
  • буквенный разбор каждого гласного и согласного;
  • фонетическую характеристику в транскрипции.
  • Некоторые орфографически идентичные словоформы при звуко-буквенном разборе разнятся, поскольку могут являться омонимами, либо варьироваться положением ударения при смене числа и падежа. Следите за контекстом своего предложения. Если вы хотите самостоятельно произвести фонетический разбор слов, узнать как определить звуки и фонетически охарактеризовать их, ниже приводится общая схема.

    Фонетический разбор «патент»:

    Характеристики звуков

    Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

    Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

    Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

    Список всех букв — это просто алфавит

    Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

    Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [ йу ].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]
  • В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [ ’ ] — апострофом;
  • ударный [ ´ ] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [ ` ] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [ : ] — знак долготы произнесения звука.
  • Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

    Как сделать фонетический разбор слова?

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
    • Данная схема практикуется в школьной программе.

      Пример фонетического разбора слова

      Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ].
      В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных.
      Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е.
      Ударение падает на второй.

      Звуковая характеристика букв:

      я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный
      [и] — гласн., безударный
      в [в] — согл., парный твердый, парный зв.
      л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорный
      е [э′] — гласн., ударный
      н [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный
      и [и] — гласн., безударный
      е [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный
      [э] — гласн., безударный
      ________________________
      Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков
      Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

      Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

      Фонетика и звуки в русском языке

      Какие бывают звуки?

      Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

      — Сколько в русской живой речи звуков?

      Правильный ответ 42.

      Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

      Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] — бодрый и [б’] — белка;
    • или [д]-[д’]: домашний — делать.
    • А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

      Гласные звуки в словах русского языка

      Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

      Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

      — Сколько гласных звуков в русской фонетике?

      В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв.

      Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы].
      А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю.
      Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

      Фонетика: характеристика ударных гласных

      Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще.
      Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

    • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
    • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
    • В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции.
      Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

      Разбор по звукам ударных гласных

      Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

      Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.

      Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р].

      Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

      Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

      Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

    • Я дома [йа до‘ма].
    • Новые дома [но’выэ дама’].
    • В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

    • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
    • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
    • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].
    • Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

      Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

    • в первую очередь относительно ударного слога;
    • в абсолютном начале или конце слова;
    • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
    • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
    • Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

    • гласные в первом предударном слоге;
    • неприкрытый слог в самом начале;
    • повторяющиеся гласные.
    • Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

      (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

    • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
    • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];
    • Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

    • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
    • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
    • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
    • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
    • Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда].
      При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

    • чашечка;
    • богиня;
    • с песнями;
    • перемена.
    • Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

      Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

      При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 ЗВУКА:

      Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

    • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
      • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
      • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
      • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
        • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
        • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
        • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
        • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов.
          Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
          • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
          • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
          • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда,
            а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова:
            — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
          • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова:
            — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]
          • Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

            ◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

          • в самом начале слова:
            • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
            • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
            • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
            • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
              • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
              • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
              • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака:
                — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].
              • Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

                Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

                Важно:

                Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции).
                Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора:
                — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи].

                Но:
                Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

                Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 ЗВУК

                По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

              • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
                Тогда они обозначают фонемы:
                • ё — [о],
                • е — [э],
                • ю — [у].
                • Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

              • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц].
                В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
                • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
                • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
                • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
                • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
                • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
                • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]).
                  Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами:
                  — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]
                • Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

                  Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

                  Сколько согласных звуков в русской речи?

                  В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

                  Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

                  В нашем языке согласные бывают:

                • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
                  • [б] — [б’]: банан — белка,
                  • [в] — [в’]: высота — вьюн,
                  • [г] — [г’]: город — герцог,
                  • [д] — [д’]: дача — дельфин,
                  • [з] — [з’]: звон — зефир,
                  • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
                  • [л] — [л’]: лодка — люкс,
                  • [м] — [м’]: магия — мечты,
                  • [н] — [н’]: новый — нектар,
                  • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
                  • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
                  • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
                  • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
                  • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
                  • [х] — [х’]: хорек — хищник.
                  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
                    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
                    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
                    • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
                    • Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

                      Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

                      • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
                      • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
                      • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.
                      • Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

                        Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

                        Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы:
                        «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость).

                        «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

                        Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

                        Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

                        Позиционное оглушение/озвончение

                        В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

                      • в абсолютном конце фонетического слова: нож [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
                      • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [тру´пка].
                      • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
                      • В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

                        При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

                        По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.

                        Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].

                        При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

                        Мягкие согласные в русском языке

                        В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

                      • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
                      • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
                      • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
                      • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
                      • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
                      • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
                      • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
                      • Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [ — ] прочерк.

                        Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

                        Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

                      • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].
                      • Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [ : ].

                      • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
                      • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
                      • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
                      • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
                      • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчет [ач’:о´т].
                      • Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования:

                        • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
                        • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
                        • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
                        • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
                        • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
                        • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
                        • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
                        • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
                        • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
                        • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
                        • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
                        • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
                        • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
                        • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
                        • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ за шта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
                        • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
                        • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
                        • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
                        • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
                        • Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

                          Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

                          В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

                        • «Т» — в сочетаниях:
                          • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
                          • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
                          • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
                          • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
                          • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
                          • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
                          • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
                          • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
                          • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
                          • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
                          • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
                            • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
                            • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
                            • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
                            • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
                            • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
                            • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
                            • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
                            • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
                            • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
                          • «Л» — в сочетаниях:
                            • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
                            • «В» — в сочетаниях:
                              • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].
                              • Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

                              • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [ : ]: класс, ванна, масса, группа, программа.
                              • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
                              • Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

                                Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву. Если вам пригодился наш ресурс, будем благодарны за поддержку в соцсетях.

                                Использованная литература

                                Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000

                                Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967

                                Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.

                                Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012

                                Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

                                how-to-all.com