Оперативный план борьбы с пожаром на судах

Оперативные планы пожаротушения

Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота требуется, чтобы на всех судах были составлены и отработаны оперативные планы пожаротушения.

Оперативный план пожаротушения—это документ, содержащий основные пожарно-технические данные об отдельных судовых помещениях, которые необходимы капитану как руководителю тушения пожара. При наличии этого документа сокращается время на изучение аварийных помещений в процессе тушения пожара, при этом больше внимания можно уделить разведке и обстановке самого пожара.

Оперативные планы пожаротушения должны быть составлены на сухогрузные трюмы, грузовые отсеки и помповые отделения наливных судов, машинное и котельное отделения, топливные цистерны, жилые и служебные помещения, фонарные, малярные, подшкиперские, а на пассажирских судах — на жилые помещения пассажиров и экипажа, расположенные между главными противопожарными зонами, т. е. на те судовые помещения, где могут возникнуть наиболее сложные в тактическом отношении пожары.

Оперативные планы пожаротушения являются программой действий капитана, в них предусматривается, что и как нужно делать аварийным партиям при тушении возникшего пожара, что должно быть использовано для этих целей, количество необходимых сил и средств для тушения наиболее сложного по обстановке варианта пожара.

При выборе исходных данных для оперативных планов следует учитывать величину требуемой интенсивности лодачи огнегаситель-ных веществ, линейную скорость распространения огня, величину зоны задымления, возможную величину зоны теплового воздействия, пределы огнестойкости судовых конструкций, время возможного вскипания или выброса нефтепродуктов из грузовых отсеков или топливных цистерн, действия аварийных партий в период локализации и ликвидации пожара.

При составлении оперативных планов пожаротушения на сухогрузных трюмах следует, например, учитывать, что возникший пожар нецелесообразно тушить водой, так как вода портит груз, к тому же ухудшается остойчивость судна. В оперативном плане надо предусмотреть тушение сухогрузных трюмов выеокократной пеной. Интенсивность подачи раствора пеногенератором выеокократной пены должна составлять 4 л/(мин-м2), расчетное время тушения должно быть 16 мин и запас пенообразователя должен быть трехкратным по отношению к расчетному. На основании этик исходных данных и делается расчет количества пенообразователя и числа пено!генераторов.

Если же на судне имеется система углекислошого тушения, количество углекислоты должно быть определено из необходимости заполнения 30% объема трюма, или 1 кг углекислоты на 0,56 мЗ объема трюм-а.

Если же судно оборудовано системой СЖБ, то при расчете исходят из нормы 215 г бромэтиловой жидкости на кубический метр объе.ма трюма.

В оперативном плане предусматривается, что, наряду с беспрерывной разведкой пожара (в том числе в прилегающих к аварийному трюмах или в машинно-котельном отделении), все время охлаждают водой грузовую палубу и соприкасающиеся переборки. Для этояпо следует учесть производительность и напор имеющихся пожарных насосов, от которых работают пенные установки и ручные водяные стволы.

В оперативном плане предусматривается, что в случае пуска объемных средств тушения и в целях предотвращения возможности повторного возгорания аварийный трюм можно вскрыть только при заходе, в ближайший порт. В плане также предусматривается, что с момента объявления судовой тревоги вентиляционная система- трюма перекрывается.

Таким образом, в случае возникновения пожара в сухогрузном трюме оперативный план пожаротушения облегчит капитану судна решение пожарно-так-тических задач, поскольку в плане эти вопросы предусмотрены и необходимые расчеты сделаны.

В оперативном плане должно быть учтено, что в машинно-котельном отделении при применении высокократной пены интенсивность подачи раствора должна быть не менее 6 л/(мин.м2), расчетное время тушения пожара — 15 мин, запас пенообразователя должен быть трехкратным по отношению к расчетному. В случае тушения машинно-котельного отделения углекислотой должно быть предусмотрено заполнение — углекислотой 40% объема помещения. Здесь также следует заранее определить, какие двери, люки и проемы должны быть закрыты до пуска объемных средств тушения, в каких случаях следует орошать водой -переборки и двери машинно-котельного отделения, как использовать туннель гребного вала для эвакуации людей из МКО.

В случае тушения пожара в грузовых отсеках наливного судна одновременность подачи воды должна быть 0,11, а на наружных надстройках 0,18 л (сек-м2). Исходя из этого, в оперативном плане подсчитывают, сколько водяных стволов должно быть подано одновременно.

В случае тушения пожара в грузовых отсеках наливного судна одновременно тушат и смежные танки с нефтепродуктами. В оперативном плане рассчитывается расход огнегасительных веществ, количество пожарной техники и людей. Так, для грузовых наливных отсеков при подаче высокократной пены переносными пеногенераторами интенсивность подачи раствора должна быть: для нефтепродуктов I разряда 6, а для нефтепродуктов II и III разрядов 4,5 л/мин-м2.

Расчетное время тушения 5 мин, а запас^пеноо(бразователя должен быть шестикратным по отношению к расчетному.

Оперативными планами предусматривается: закрытие противопожарных эон, люков, клинкетных дверей, иллюминаторов, проемов и отверстий; перекрытие вентиляционной системы помещений, куда должны быть направлены люди, чтобы проверить, нагреваются ли смежные переборки; определение условий, в которых неизбежен запуск аварийных пожарных насосов; включение аварийного освещения; организация разведки пожара и ряд других «важных вопросов.

Оперативные планы пожаротушения состоят из двух частей: текстовой и графической. Их наносят на лист ватмана длиной 30 и шириной 40 см, чтобы при сложении его вдвое размер плана составлял 30X20 см.

На первой странице пишут заголовок — наименование судового помещения. На второй странице дается краткое описание судового помещения с указанием имеющихся на судне стационарных и переносных средств тушения. На третьей наносят план и указывают прилегающие помещения, возможное направление эвакуации людей, приводят расстановку сил и средств. Четвертая страница предназначена для отметки о времени и количестве проведенных учений, а также для внесения дополнений и изменений.

Оперативные планы пожаротушения должны храниться в аварийной папке, которая находится в штурманской рубке.

www.safety-at-work.ru

Оперативный план борьбы с пожарами на судах морского флота

Автор: А. П. Ремнёв В.Ф. Чернышев В.М. Киселев .

Тип документа: Учебное пособие | doc .

Размер файла: 1 Mb .

Год издания: 2004 .

Оперативный план содержит систематизированный материал по вопросам разработки оперативных планов по борьбе с пожаром на морских и речных судах, содержит таблицы и формулы, с помощью которых производятся расчеты сил и средств пожаротушения, условные обозначения, применяемые для обозначения обстановки на плане судна.

Предназначено для курсантов высших морских учебных заведений, членов экипажей судов, других специалистов, связанных с эксплуатацией морского флота. Будет полезно в процессе обучения слушателей тренажер-ных центров работников морского и речного флота и в практической работе на судах.

Учебное пособие соответствует требованиям Международной кон-венции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также документам ИМО.

Оперативный план борьбы с пожарами

Успех тушения пожара достигается правильным и четким выполнением оперативного плана борьбы с пожаром, умелым управлением аварийными партиями и группами во время пожара, высокой тактической выучкой, дисциплинированностью, активными, решительными и инициативными действиями всех командиров и членов экипажа.

Основным назначением оперативного плана (ОП) по борьбе с пожаром является четкое руководство экипажем судна по борьбе с пожаром с ГКП.

В соответствии с требованиями НБЖС (РД 31.60.14-81), Правил пожарной безопасности на морских судах РФ (ППБ) оперативные планы борьбы с пожарами на судах РФ разрабатываются с целью быстрого и оперативного решения организационных и тактических задач пожаротушения на случай возникновения пожара в определенных судовых помещениях. ОП позволяют ориентировочно предвидеть характер и возможное развитие пожара, рационально организовать тушение с использованием реальных на момент эксплуатации судна сил и средств пожаротушения.
ОП составляются на конкретные помещения, определенные приказом капитана. Оперативный план борьбы с пожарами разрабатываются на: все грузовые помещения, отсеки машинных помещений (МП), кладовые ЛВЖ, блоки жилых и служебных помещений, крюйт-камеры, лаборатории, зрительные залы, музыкальные салоны, выгороженные противопожарными переборками, посты управления и другие помещения по усмотрению капитана. ОП для грузовых помещений корректируются на каждый рейс. На танкерах новые ОП должны разрабатываться в зависимости от вида принятого груза.

Капитан, сообразуясь с обстановкой, может производить любые отклонения от ОП, если это даст положительный результат борьбы с огнем.

ОП для данного помещения составляется в двух (трех) экземплярах, которые находятся в Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна (аварийной папке) на ГКП судна, у командиров аварийных партий. Командиры аварийных групп должны иметь выписки из ОП в части, касающейся действий своих групп при тушении пожара в данном помещении и знать на память команды и действия по тушению по-жара.

Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) в статьях 7 и 8 обязал судоходные компании с 1998 г. для танкеров, газовозов, химовозов, навалочников, пассажирских судов и подвижных морских установок, а для других судов с 2002 года установить процедуры по действиям в потенциально аварийных операциях на судне. Поэтому оперативные по борьбе с пожаром зачастую разрабатываются персоналом копании и высылаются на суда. Разработанный ОП проверяется и при необходимости корректируется старшим помощником капитана и старшим механиком. В противном случае этим лицам приходится самостоятельно разрабатывать ОП.

ОП подписывается старшим помощником капитана, старшим механи-ком и утверждается капитаном судна. Утвержденный ОП приобретает силу юридического документа и является обязательным для выполнения всеми членами экипажа судна, если не будет полностью или частично изменен в ходе тушения по указанию капитана.
Отработка ОП производится на судне путем проведения частных и об-щесудовых учений. При введении новых ОП или при наличии отдельных изменений в действующие ОП частные учения обязательны. Все отработки ОП фиксируются в пожарно-контрольном формуляре судна.

ОП составляется из расчета наличия одновременно одного очага пожара на борту судна.

ОП выполняется на развернутом стандартном плотном листе бумаги белого цвета размером 420Х297 мм.

Состав оперативного плана

При заполнении бланков-карточек ОП весь текст выполняется черным цветом, за исключением общего наименования аварийного помещения, которое выполняется красным цветом. Тексты по организации и действиям основного варианта пожаротушения подчеркиваются линиями зеленого цвета, а резервного варианта пожаротушения — желтого цвета.

Тексты запрещающие подчеркиваются красными линиями. Номер ОП присваивается по номеру аварийного помещения на табло станции электрической или дымовой пожарной сигнализации.
В начале ОП указываются основной и резервный варианты тушения с указанием средств тушения. Основной вариант это самый мощный и эффективный способ тушения пожара, резервный вариант — второй по эффективности. В средствах тушения указываются: система пожаротушения, ее основные данные (мощность, производительность); огнетушащее вещество, его запас, расход на тушение; средства доставки вещества и их количество.

ОП состоит из 4 разделов.

Раздел I «Организация тушения пожара». В нем указываются: действия и команды ГКП, старшего механика, командира аварийной партии, вахтенного механика; рубежи обороны по борьбе с пожаром, их действия; действия ходовых вахт, санитарной группы.

Во II разделе «Пожарно-техническая характеристика аварийного помещения» помещается схема аварийного помещения, даются пояснения к ней, указываются данные помещения, дается характеристика пожароопасности помещения.

Раздел III «Схема аварийного помещения и расстановка сил и средств» выполняется на отдельных листах и подклеивается к ОП.

В разделе IV «Результативные показатели активных средств тушения» производятся расчеты возможности тушения данного пожара водой, объемными средствами пожаротушения, пеной, паром и методом выдержки (изоляции или герметизации). По результатам данного раздела и будет приниматься решение, каким способом будет тушиться пожар, если он разрастется до размеров большого судового пожара.

Порядок составления оперативного плана

Разработка и составление ОП производятся в последовательности со-держания данного методического пособия, построенного по нумерации и наименованиям формы типового оперативного плана.

В начале изучается и заполняется раздел 2 «Пожарно-техническая ха-рактеристика аварийного помещения». В разделе кратко указывается кон-структивная пассивная противопожарная защита аварийного помещения. Тип и размещение пожарных и других конструкций, ограждающих аварийное помещение:
— размещение главных пожарных переборок, ближайших к аварийному помещению;
— способ пожарной защиты жилых помещений;
— огневая загрузка аварийного помещения и, исходя из нее, расчетное время свободного горения без тушения, пути и ожидаемое время, через которое огонь и дым могут распространиться в смежных помещениях по вертикали и горизонтали, ожидаемые возможные продукты горения (состав дыма, газов и т. д.) и средства защиты людей от дыма;
— пути эвакуации людей, размещение аварийных выходов и в том числе мест возможных вырезов;
— размещение мест перекрытия вентиляционных каналов аварийного помещения и остановки вентиляторов;
— размещение постов отключения электропитания аварийного отсека;
— посты дистанционного отключения подачи топлива к агрегатам в аварийных помещениях;
— посты аварийного дистанционного спуска топлива из встроенных и подвесных цистерн;
— посты размещения дистанционного управления аварийного выпуска пара из котла и хладагента из холодильной установки;
— посты дистанционного управления перекрытия клинкетных дверей, световых люков.

Указываются топливные и масляные цистерны, защищаемые паротушением или углекислотой и посты пуска тушащего агента. При наличии в аварийном отсеке собственного кингстона — указывается пост управления.
При наличии в аварийном помещении опасных грузов указываются рекомендованные и не запрещенные правилами МОПОГ конкретные средства пожаротушения, имеющиеся на судне.
Указываются места размещения баллонов с газами судового снабжения, как в аварийном, так и в смежных помещениях.

Материал для составления данного раздела берется в основном из судовой проектной документации, с использованием следующих данных.

Противопожарные конструкции класса «А» с любым индексом рассматриваются как огне — и дымозадерживающие в течение одного часа.

Конструкции класса «В» являются огнезадерживающими в течение получаса. Стальная переборка, орошаемая из стволов с подачей воды 10 л/мин на 1 погонный метр, рассматривается как конструкция класса «А».
Огневая нагрузка аварийного помещения берется из судовой документации или вычисляется путем определения количества сгораемых материалов (по массе) на 1 м² площади аварийного помещения и служит для определения времени выгорания аварийного помещения. Для определения длительности пожара в зависимости от огневой нагрузки можно пользоваться таблицей длительности пожара (табл. 4 Приложений).

Время выгорания для различных материалов зависит также и от скорости выгорания этих материалов. Ориентировочные значения скорости выгорания приведены в табл. 1 Приложений.

Величина линейной скорости распространения горения для некоторых газов берется из табл. 2 Приложений.
Скорость распространения пожара выбирается из табл. 3 Приложений.

При пользовании таблицей длительности пожара в различных помещениях (табл. 5 Приложений) следует учесть, что:
1) воспламенение поверхностей всех горючих облицовок и мебели в каюте происходит через 4 — 5 мин после возгорания;
2) температуры пожара в жилых и служебных помещениях следует брать стандартными, и они равны:
через 5 мин — 538ºС
10 «» — 704 «»
30 «» — 843 «»
60 «» — 927 «»
3) плотно прилегающие деревянные и мастичные палубные покрытия при пожаре в помещении выгорают не полностью и препятствуют прогреву нижерасположенной палубы;
4) при пожаре в помещениях, внутренняя облицовка которых вы-полнена из полимерных материалов, отмечается более высокая в сравнении с древесной активность горения;
5) трудновоспламеняющиеся и трудногорючие материалы несколько сдерживают развитие пожара в первый период, но не снижают пожарной опасности помещения в условиях развившегося пожара.
При пожаре в грузовом трюме немаловажно знать температуру пожара для проведения охлаждения конструкций помещения во избежание деформаций и распространения огня в смежные помещения.
Температуру пожара при горении различных материалов в помещениях ориентировочно можно взять из табл. 6 Приложений.

При наличии некоторых горючих материалов в аварийном отсеке нужно ожидать появление в дыме токсичных продуктов (табл. 7 Приложений).

mga-nvr.ru

Борьба с пожарами на морских судах: учебное пособие

Соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Основы управления судном» направления подготовки высшего профессионального образования по специальности 180403.65 «Судовождение».
Настоящее издание, составленное с учетом требований разд. A-VI/3 «Обязательная минимальная подготовка по современным методам борьбы с пожаром» Конвенции ПДНВ и стандартного курса IМО 2.03 «Advanced training in fire fighting», содержит рассмотрение следующих вопросов: основы теории пожарной безопасности, главные причины пожаров на судах, конструктивная противопожарная защита, судовые огнетушащие вещества, применяемые в противопожарных системах, системы обнаружения пожара, организация борьбы с пожаром на судне.
Предназначено для курсантов 5-го курса очного и студентов заочного обучения по специальности 180403.65 «Судовождение».
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры управления судном. Протокол №7 от 10.04.2012 г.

Содержание
Предисловие
1. Основы теории пожарной безопасности
1.1. Термины и определения
1.2. Необходимые и достаточные условия горения
1.3. Классификация пожаров
2. Основные причины пожаров на судах
2.1. Небрежность при курении
2.2. Неисправность электрооборудования
2.3. Перевозка грузов
2.4. Работа на камбузе
2.5. Столкновения
3. Конструктивная противопожарная защита
3.1. Основы, цели, расположение
3.2. Обеспечение противопожарной защиты
3.3. Пути эвакуации
3.4. Вентиляционная система
4. Судовые огнетушащие вещества в противопожарных системах
4.1. Вода и система водяного пожаротушения
4.2. Пена: эффект, характеристики, виды, ограничения в применении, положительные качества
4.3. Переносные системы пожаротушения: состав, подготовка и работа
4.4. Углекислый газ: свойства и применение. Углекислотные системы
4.5. Огнетушащие порошки общего и специального назначения
4.6. Талоны (хладоны)
4.7. Песок, опилки, пар
4.8. Спринкерная система пожаротушения
4.9. Переносные и передвижные огнетушители, кошма
5. Системы обнаружения пожара
5.1. Автоматические системы обнаружения пожара
5.2. Дымосигнальные системы
5.3. Системы с ручными пожарными извещателями
5.4. Проверка систем обнаружения пожара
6. Организация борьбы с пожаром на судне
6.1. Действия при обнаружении пожара, организация тушения пожара
6.2. Подготовка экипажей судов и аварийных партий к борьбе с пожарами
6.3. Оперативный план по борьбе с пожаром
6.4. Экипировка пожарного
6.5. Хранение противопожарного оборудования на судне, пожарные посты
6.6. Тактика тушения судовых пожаров
Библиографический список

www.morkniga.ru

ТЕМА 3.3. Организация борьбы с пожаром на судах.

Подготовка экипажа к действиям при возникновении пожара на судне

Готовность экипажа к борьбе с пожаром, умение командного состава судна организовать действия подчиненных членов экипажа и руководить ими, правильное использование членами экипажа средств и систем обнаружения, локализации и тушения пожара — определяются при проведении учебной тревоги по борьбе с пожаром.

Проведение учений и учебных тревог.Общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром проводят в соответствии с одним из оперативных планов пожаротушения. При этом отраба­тывают следующие вопросы:

1. действия членов экипажа, обнаруживших признаки пожара или получивших вводную с указанием места предполагаемого пожара: их умение пользоваться сигнализацией извещения о пожаре (а на мостике — станцией пожарной сигнализации);

2. время, требуемое для сбора членов аварийной партии в установленном месте (продолжительность времени рекомендуется отсчитывать с момента объявления тревоги и до прибытия всех членов аварийной партии (группы) в установленное место);

3. наличие в месте сбора аварийной партии:

· у командира аварийной партии: копий каютных карточек; оперативного плана пожаротушения для отсека, в котором расположено помещение с условным очагом пожара;

· у членов группы разведки: правильно надетых комплектов снаряжения пожарного, дыхательных аппаратов;

У других членов аварийной партии: необходимого оборудования и средств пожаротушения и соответствие их указанным в расписании по тревоге;

— возможности надежной связи аварийной партии с главным командным пунктом;

выбор огнетушащих веществ, методов, способов борьбы с пожаром;

для командира аварийной партии: умение организовать действия своих подчиненных согласно оперативному плану пожаротушения; правильно отдавать приказы; докладывать на главный командный пункт об обстановке на участке;

для членов аварийной партии: знание своих обязанностей по борьбе с пожаром; уровень натренированности; наличие практических навыков по приведению в действие средств борьбы с пожарами; наличие навыков включения дыхательных аппаратов; знание расчета необходимого запаса воздуха; знание условных сигналов связи, их подачи и приема; знание порядка боевого следования в задымленное помещение;

для капитана судна: умение координировать действия других членов экипажа с действиями аварийной партии; своевременно принимать решения по способу ликвидации пожара и применению соответствующих средств пожаротушения; руководить расстановкой сил и средств береговых и рейдовых пожарных подразделений, прибывающих для оказания помощи;

для каждого представителя командного состава судна: наличие практических навыков по приведению в действие судовых систем пожаротушения и аварийного пожарного насоса;

Дата и наименование помещения, оперативный план которого отрабатывался во время учебной тревоги, а также количество участвовавших должны быть зарегистрированы в соответствующем разделе пожарно-контрольного формуляра. Эту регистрацию осуществляет лицо, проводившее общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром (обязательно должны быть указаны его должность, фамилия и инициалы).

Учения по пожарной тревоге проводят в различное время суток, при любых погодных условиях, с вводом условных отказов обору­дования.

Периодичность судовых тренировок и учений обуславливается степенью готовности экипажа и реальными возможностями. Однако такие тренировки и учения не могут проходить реже, чем это предписано СОЛАС-74.

ТЕМА 3.4. Использование противопожарного оборудования и снабжения.

Средства личной противопожарной зашиты.Очевидно, что средства личной противопожарной защиты имеют крайне важное значение. Члены аварийной партии обязательно должны быть экипированы снаряжением пожарного. Снаряжение пожарного необходимо правильно хранить, своевременно очищать, тщательно осмат­ривать, а при необходимости ремонтировать или заменять.

studopedia.ru

Оперативный план по борьбе с пожаром в каюте СПКМ

Оперативный план по борьбе с пожаром в каюте СПКМ

Оптимальный вариант тушения пожара.

Основной: поверхностный, водотушение
Средства тушения: основной насос производительностью – 90 м3/ч, вспомогательный насос производительностью – 135 м3 /ч, вода забортная, 2 пожарны[ рукава длиной 18м, стволы со спрыском Ф 13мм, система водораспыления.
Резервный: герметизация.

1.1. Организация тушения пожара

Действия и команды с ГКП
Вахтенный помощник капитана при обнаружении или сообщении о пожаре объявляет колоколом громкого боя и по трансляции «Общесудовая тревога», «Пожар в каюте СПКМ».
Подаются команды:
-Аварийной партии ,
к ликвидации пожара приступить!
-Судно загерметизировать!
-Аварийной группе к локализации пожара приступить!
-Разведку пожара начать!
-Рубежи обороны по борьбе с пожаром вооружить!
-Резервные средства и системы пожаротушения готовь!

Команды старшего механика
— каюту СПКМ загерметизировать! Выключить вентиляцию!
-Запустить пожарные насосы №1 и 2!
-Район пожара обесточить!
-Группе разведки к работе для страховки приготовиться!
-каюту СПКМ покинуть!
-Аварийной группе рубеж обороны в каютах вооружить!
-Группе разведки к работе приготовиться!

Команды командира аварийной партии
-Пост безопасности в коридоре надстройки.
-Аварийный пожарный насос включить!
-Группе пожаротушения рубежи обороны в коридоре и каютах в сторону каюты СПКМ вооружить!
— При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны

Команды вахтенного механика
Вентиляцию каюты СПКМ отключить!
Произвести не полную герметизацию.
Электропитание с помещения снять!
-К тушению пожара подручными средствами приступить!
-Аварийной группе разведки произвести разведку очага пожара и тушение.

Доклады на ГКП
Доклад о сборе членов аварийной партии
Доклад о сборе членов аварийной группы МП
Доклад о сборе членов аварийной группы поддержки
Доклад о сборе членов медицинской партии
Доклад об остановке вентиляции
Доклад о закрытии противопожарных дверей
Доклад о герметизации
Доклад о запуске пожарных насосов
Водотушение
Доклад о разведке очага пожара: — Место,
-Пострадавших,
-Причина пожара,
-Задействованные средства тушения.
Доклад с рубежей обороны
Доклад о ликвидации (невозможности ликвидации) пожара
Доклад о снижении температуры
Доклад о разведке каюты СПКМ группой разведки
Доклад о вентиляции каюты СПКМ
Инвентарь по штатным местам +

1.2. Боевой участок и действия аварийной партии:
Боевой участок АП – каюта СПКМ. Аварийная партия производит сбор на палубе, на первоначальном этапе борется с пожаром подручными средствами, эвакуирует пострадавших, герметизирует каюту СПКМ, осматривает смежные помещения с каютой СПКМ. При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны в каютах №2,4(2 чел.) и каюте капитана(1 чел.).
Действия группы разведки: группа разведки очага пожара надевает снаряжение пожарного, производит боевую проверку аппаратов, готовится по указанию ГКП произвести разведку в каюте СПКМ.
По тушению пожара: на первоначальном этапе борется с пожаром подручными средствами, эвакуирует пострадавших, герметизирует каюту СПКМ. При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны в каютах №2,4(2 чел.) и каюте капитана(1 чел.).
По использованию средств тушения: при тушении пожара в каюте СПКМ применяются водяные огнетушители. На рубежах обороны используются пожарные шланги, стволы со спрыском Ф 13мм, огнетушители, находящиеся на штатных местах. Группа разведки использует снаряжение пожарного.

Связь с ГКП: осуществляется посредством внутренней телефонной связи, радиостанций УКВ, посыльных.

1.3. Боевой участок действия аварийной группы машинного отделения:
Боевой участок(рубежи обороны) – Офис капитана,коридор на 5й палубе и две каюты и коридор на 3й палубе.
По разведке пожара: группа разведки надевает снаряжение пожарного, производит боевую проверку аппаратов, при необходимости стахует группу разведки АП или сняв аппараты, находится на рубеже обороны в 2х каютах на 3й палубе .
Действия группы тушения: герметизирует судно, прибывает на пост безопасности — коридор надстройки, запускает основной и вспомогательный пожарные насосы, вооружает рубежи обороны по борьбе с пожаром в сторону каюты СПКМ в офис капитана,коридор на 5й палубе и две каюты и коридор на 3й палубе.

Связь с ГКП: осуществляется через КП-5 (старшего механика).

1.4. Действия ходовой вахты на мостике: выключает вентиляцию, устанавливает судно в положение удобное для тушения, ведет наблюдение за водной поверхностью.

1.5. Действия ходовой вахты в машинных помещениях: запустить пожарные насосы, выключить вентиляцию и обесточить каюту СПКМ, подготовить и контролировать работу осушительных средств.

1.6. Действия аварийной группы поддержки: подготавливает спасательные средства к немедленному спуску или сбрасыванию (ПСН), опробывает двигатели шлюпок. Резерв для борьбы с пожаром.

1.7. Действия санитарной группы: разворачивает пост медицинской помощи (ПМП), доукомплектовывает спасательные средства дополнительным имуществом, теплой одеждой, водой, продуктами. Резерв для борьбы с пожаром.

2. Пожарно-техническая характеристика аварийного помещения.

Каюта СПКМ – наиболее пожароопасное помещение, расположено в кормовой части судна, в надстройке на 4й палубе. Каюта СПКМ по периметру защищена противопожарными конструкциями класса А и В. Имеет размеры: длина 11м, ширина 6м, что составляет площадь 66м2, объем 165м3. Каюта СПКМ расположена в угловой части надстройки к ней примыкают: каюты №2,4, над каютой СПКМ находится каюта и офис капитана, под каютой СПКМ находятся жилые каюты.

На 4й палубе надстройки имеются водяные огнетушители в количестве 9шт, 2 пожарных рукава.
Огневая нагрузка МО — 25 кг/м2, расчетное время свободного горения без тушения — 30 минут, огнестойкость конструкций составляет 40 минут, наиболее опасные направления распространения пожара – вверх и в корму. Скорость распространения пожара в каюте СПКМ составляет 10 м/мин. Для защиты от угарного и углекислого газа нужно применять воздушно-дыхательные аппараты(находятся в начале каждого аварийного выхода).
Электропитание и вентиляция каюты СПКМ отключаются из ЦПУ.
Для борьбы с пожаром в каюте СПКМ, на палубе имеются 9 водяных переносных огнетушителей, комплекты 18 метрового шланга и комбинированного ствола, а также система водяного орошения (водораспыления), с помощью которой можно охлаждать лобовую часть настройки забортной водой. Забортная вода от отдельного насоса к распределительному коллектору, от которого и идёт на распыление.

3. Схема аварийного помещения
3.1. Вычерчиваются и подклеиваются две схемы:
1. «Схема аварийного помещения»

2. «Расстановка сил и средств пожаротушения»

4. Результативные показатели активных средств тушения.

4.1 Водотушение.
Суммарная производительность пожарных насосов: 230 м3 /ч. (основной – 95 м3/ч, вспомогательный – 135 м3 /ч.).
4.1.1 Основные насосы могут обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм в количестве 7 шт. без других потребителей.
Вспомогательный насос может обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм. в количестве 10 шт. без других потребителей.
4.1.2 Необходимо для ликвидации возгорания по расчёту стволов со спрыском 13мм. 13 шт.
4.2 Метод изоляции от доступа воздуха (герметизация).
4.2.1 Объём помещения 165 м3. Время тушения выдержкой 1,8 ч.
4.2.2 Количество членов экипажа для тушения по расчёту 10 человек.