Судовые сигнальные средства
На водных дорогах, как и на сухопутных, жизненно важно вовремя увидеть другие средства транспорта и быть ими замеченным. При этом важную роль играет не только оборудование судов техническими вспомогательными средствами, такими как РЛС и радиоустановки, но и оснащение сигнальными огнями, которые могут восприниматься человеческим глазом. К оптическим сигналам, применяемым при плохой видимости, т. е. днем при тумане, дожде или снегопаде и ночью — от захода до восхода Солнца — относятся опознавательные и сигнальные огни. Любое судно, которое находится в море, при плохой видимости или ночью несет сигнальные огни. Они позволяют наблюдателю на другом, находящемся вблизи судне определить положение и направление движения этого судна по отношению к своему. К сигнальным огням относятся белый топовый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй топовый огонь в корме. Оба огня светят вперед на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Они должны быть видны на расстоянии не менее 5 морских миль (9,26 км). Передний топовый огонь находится на 6,10 м выше корпуса судна (главной палубы), задний — на 4,60 м выше переднего. В любом случае топовые огни располагаются выше, чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали. Малые суда длиной менее 45,75 м имеют, как правило, только передний белый топовый огонь.
Ходовые огни
а — расположение ходовых и сигнальных огней; b — судно длиной менее 45,75 м на ходу; с — судно длиной более 45,75 м на ходу; d — парусное судно на ходу; е — парусное судно с вспомогательным двигателем на ходу.
Дополнительно на правом борту судно несет один зеленый и на левом — один красный огонь, которые светят параллельно диаметральной плоскости судна вперед на 112,5° и видны на расстоянии не менее двух морских миль. Оба бортовых огня не видны с другой стороны судна. На корме судна находится белый огонь, видимый на расстоянии двух морских миль, который светит под углом 135° от кормы, т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна. При встрече ночью бортовые огни судна и расположение топовых огней информируют о том идет ли оно навстречу (топовые огни находятся один над другим, зеленый и красный огни при приближении видны) или пересекает курс (нижний топовый огонь находится по правому или левому борту от верхнего, т. е. заднего, зеленый и красный огни на близком расстоянии также видны, благодаря чему примерно можно определить направление движения). Настигая медленно идущее судно, можно видеть только кормовой огонь. В особых условиях эксплуатации суда, кроме этих огней, должны нести установленные международными Правилами сигнальные огни, а днем — сигнальные знаки. Благодаря им другие суда получают нужные сведения, особенно о типе, величине, состоянии движения, деятельности, курсе и удаленности, а также о необходимости и целесообразности маневрирования во избежание столкновения. Парусное судно, как и судно с механическим двигателем, несет бортовые и кормовой огонь. Дополнительно оно может нести на топе фок-мачты два огня один над другим, верхний — красный, нижний— зеленый. Оба огня имеют такие же характеристики, как передний топовый огонь у моторных судов, а дальность их видимости составляет не менее 2 морских миль. Парусное судно, которое одновременно использует двигатель, несет днем на носу один черный конус острием вниз.
Сигнальные огни и фигуры
а — буксир и буксируемый караван длиной более 183 м на ходу; b — «не могу управляться», судно на ходу; с — кабеле- и буеукладчик, промерное судно на ходу; d — кабеле- и буеукладчик, промерное судно без хода; е — «не могу управляться», судно без хода; f — судно с опасным грузом на борту; g — судно длиной менее 45,75 м на мели; h — судно длиной менее 45,75 м на якоре; i — судно, ведущее промысел, (траулер) на ходу; j — судно длиной более 45,75 м на мели; к — судно длиной более 45,75 м на якоре; l — судно, ведущее промысел (не тралом), на ходу; m — судно, ведущее промысел (не тралом), длина рыболовных снастей которого по горизонтали превышает 153 м, без хода; n — лоцманское судно при несении службы на ходу.
Для всех других, не названных здесь типов судов, таких как тральщики, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, технические и спортивные суда, опознавательные и сигнальные огни устанавливаются в национальных и международных Правилах предупреждения столкновений судов в море. Для привлечения внимания и во избежание столкновений морские суда помимо упомянутых обязательных огней или сигнальных фигур (шары, ромбы, конусы, цилиндры, флаги, факелы и ракеты) могут быть оснащены приборами для подачи «проблескового огня» — света с периодичностью от 40 до 60 миганий в минуту. При ухудшенной видимости (туман, пасмурная погода, снегопад, сильный дождь днем или ночью) через короткие промежутки времени подаются звуковые сигналы в виде длинных и коротких гудков в установленном порядке. В качестве звуковых приборов используют свистки (тифоны), колокола и электрические гонги, которые обслуживаются с мостика.
www.seaships.ru
Часть С — ОГНИ И ЗНАКИ. Часть 1
Правило 20 — ПРИМЕНЕНИЕ
(a) Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
(b) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца, и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.
(c) Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
(d) Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.
(e) Огни и знаки, предписанные этими Правилами, должны соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.
Это Правило соответствует Правилу 1 (b) ППСС—60.
Соблюдение Правил при любой погоде. Даже малые суда должны соблюдать Правила, относящиеся к огням и знакам, при любых условиях погоды. Если какие-нибудь огни утрачены или погасли, они должны быть как можно скорее заменены или отремонтированы. Для использования в случае крайней необходимости на судах обычно имеются пиронафтовые фонари; их необходимо держать в надлежащем виде и в готовности к использованию. Задержка в приведении в порядок огней и знаков в штормовых условиях погоды из-за опасности для людей может быть оправдана, что должно быть зафиксировано в официальном судовом журнале.
Никаких других огней. По Правилу 30 (с) при стоянке на якоре судно длиной 100 м или более должно использовать имеющиеся рабочие или равноценные им огни для освещения палуб; судно меньшей длины при стоянке на якоре может использовать такие же огни.
При съемке с якоря палубные огни должны быть выключены вместе с якорными огнями, как только якорь будет оторван от грунта.
В приведенной ниже выдержке из судебного решения по делу о столкновении судов «Тоjo Маги» и Fina Italia в 1968 г. имеется ссылка на Правило 1 (b) Правил 1954 г., которое почти идентично Правилу 20 (b) МППСС—72:
«По моему мнению, огни, которые были выставлены на «Fina Italia», не соответствовали этому Правилу во многих отношениях. На основании свидетельских показаний у меня создалось впечатление..-, что маневрирование танкеров в районе Кувейта должно происходить при включенном палубном освещении. Если в порту Кувейт существует такой обычай. то чем скорее он будет отменен, тем лучше, поскольку он создает дополнительные трудности для плавания других судов» (судья Виллмэр, 1968 г.).
Ограниченная видимость. Предписанные огни, если они имеются, необходимо выставлять также при ограниченной видимости от восхода до захода солнца. Слова «если они имеются» включены потому, что некоторые суда, например паромы, не оборудованы навигационными огнями, так как их работа ограничивается дневными часами.
Днем. Днем судно должно выставлять знаки не только от восхода до захода солнца. Судно, обязанное выставлять дневной сигнал, в период сумерек должно выставлять как огни, так и знаки.
Правило 21 — ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(a) «Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
(b) «Бортовые» огни представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
(c) «Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
(d) «Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой огонь», описанный в пункте (с) этого
(e) «Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
(f) «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
ТОЛКОВАНИЕ
Основные характеристики огней — расположение на судне, цвет и сектор освещения — приведены в настоящих определениях во избежание их повторения в последующих Правилах. Более подробно требования, касающиеся расположения и характеристик огней и знаков, приводятся в Приложении I.
Топовый огонь. Настоящее определение точно соответствует требованиям Правила 2 (a) (i) ППСС—60. Хотя используется термин «топовый огонь», в тексте не говорится, что этот огонь должен быть расположен на мачте. В Приложении I, п. 2 (f) говорится, что топовые огни должны быть расположены таким образом, чтобы они были отчетливо видны над всеми другими огнями и конструкциями.
Бортовые огни. В это определение включены характеристики бортовых огней, приведенные в Правилах 2 (a) (iv—v) и 7(a) (ii) ППСС—60. Бортовые огни должны быть оборудованы со стороны обращенной к диаметральной плоскости судна, щитами в соответствии с Приложением I, п. 5, чтобы свет практически исчезал в пределах от 1 до 3° за границами установленных секторов в соответствии с Приложением I, п. 9 (а). Это означает, что лучи света от внешней части нитей накаливания или фитилей пересекают диаметральную плоскость и видны судну, приближающемуся на курсовых углах противоположного борта до 3°. Если бы какая-то часть огня не была видна в указанном 3-градусном секторе противоположного борта, то в направлении прямо по носу были бы теоретически неосвещенные полосы, в пределах которых суда, сближающиеся точно противоположными, курсами, не могли бы видеть бортовых огней друг друга (рис. 26 и 27).
Кормовой огонь. Его определение основано на Правиле 10 (а) ППСС—60. Теперь требуется, чтобы огонь был расположен «насколько это практически возможно ближе к корме судна», так как на некоторых судах, например буксирующих судах, траулерах с кормовыми слипами и лихтеровозах с открытой кормой, было бы затруднительно или даже невозможно нести огонь на корме.
Буксировочный огонь. Этот огонь предписывается только судну, занятому буксировкой другого судна. Это новое требование.
Правила 1960 г. предписывали только три цвета огней: красный, зеленый и белый. По МППСС—72 как буксировочный, так и проблесковый огонь судна на воздушной подушке должен быть желтым. Приложение II разрешает судам, производящим лов рыбы кошельковыми неводами, выставлять два желтых огня, попеременно дающих проблески. Была рассмотрена возможность использовать желтый цвет для кормового огня, но испытания показали, что желтый и белый огни, если не находятся в непосредственной близости, не различаются. Желтый буксировочный огонь должен быть расположен над белым кормовым огнем.
Суда, буксирующие гибкие емкости, ранее были обязаны выставлять синий огонь, но огни этого цвета не предписываются МППСС—72, так как дальность их видимости считалась слишком ограниченной.
Круговой огонь. По-видимому, невозможно иметь непрерывный свет по дуге горизонта 360°. Это определение подробно рассматривается в пункте 9 (b) Приложения I, который требует, чтобы круговые огни, не являющиеся якорными, были расположены так, чтобы секторы их затемнений не были более 6°.
Проблесковый огонь. Проблесковый огонь, определение которого приведено в Правиле 21 (f), является новым требованием. Он предписывается только судам на воздушной подушке [Правило 23 (b)]. Частота проблесков выше, чем ранее предусматривавшаяся для судов на воздушной подушке в «Mariners Handbook» и в Извещениях мореплавателям. Частота намеренно повышена, чтобы дать возможность морякам отличать этот огонь от проблесковых огней буев и других навигационных средств, которые обычно дают не более 60 проблесков в минуту. Подводные лодки также могут выставлять проблесковый огонь.
Правило 22 — ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ
Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в разделе 8 Приложения I к этим Правилам, с тем, чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:
(a) На судах длиной 50 м или более:
топовый огонь — 6 миль;
бортовой огонь — 3 мили;
кормовой огонь — 3 мили;
буксировочный огонь — 3 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь — 3 мили.
(b) На судах длиной 12 м и более, но менее 50 м;
топовый огонь — 5 миль, но если длина судна менее 20 м — 3 мили;
бортовой огонь — 2 мили;
кормовой огонь — 2 мили;
буксировочный огонь — 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь — 2 мили,
(с) На судах длиной менее 12 м:
топовый огонь — 2 мили;
бортовой огонь — 1 миля;
кормовой огонь — 2 мили;
буксировочный огонь — 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь — 2 мили
Видимый. Определение «видимый», данное в Правиле 1 (с) (х) ППСС—60, не сохранилось в МППСС—72. Пункт 8 Приложения I дает формулу расчета силы света огней, которая учитывает видимость и пропускание атмосферы.
Метрическая система. Длины 50, 20 и 12 м, указанные в Правиле 22, соответствуют 150, 65 и 40 футам, указанным в ППСС—60.
Минимальная дальность видимости почти всех огней судов длиной более 50 м и бортовых огней судов с механическим двигателем длиной 12—20 м МППСС—72 увеличена на 1 милю. Минимальная дальность для большинства других огней, включая и круговые огни, которые должны выставлять суда длиной более 50 м на якоре или суда при исполнении лоцманских обязанностей, осталась без изменения, но для топовых огней судов с механическим двигателем длиной менее 12 м она уменьшена от 3 до 2 миль.
Правило 23 — СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ
(а) Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:
(i) топовый огонь впереди;
(ii) второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
(iii) бортовые огни;
(iv) кормовой огонь.
(b) Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.
(c) Судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 уз, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь. Такое судно, если это практически возможно, выставляет также бортовые огни.
Это Правило объединяет основные требования, предъявляемые к судам с механическим двигателем на ходу, которые были включены в Правила 2, 7 и 10 ППСС—60.
Более подробные данные включены в Приложение I (2 )и (3). Второй топовый огонь должен быть выставлен выше, чем передний топовый огонь, при всех нормальных условиях дифферента.
Суда на воздушной подушке. Желтый круговой проблесковый огонь должны выставлять только суда на воздушной подушке, находящиеся в неводоизмещающем состоянии. Основное назначение этого огня — предупреждение других судов о том, что судно находится в неводоизмещающем состоянии и поэтому бортовые огни могут дать неправильное представление о направлении его движения (см. с. 160—161). Подводные лодки также могут выставлять желтый проблесковый огонь для использования в качестве опознавательного в прибрежных водах в дополнение к бортовым огням судна с механическим двигателем. Этот огонь выставляют над задним «топовым огнем», а передний «топовый огонь» подводной лодки может быть расположен на более низком уровне, чем бортовые огни.
Небольшие суда. Судам с механическим двигателем длиной менее 7 м разрешается выставлять круговой белый огонь вместо топового огня, бортовых огней и кормового огня, если их максимальная скорость не превышает 7 уз. Это новое требование, принимающее во внимание тот факт, что небольшие тихоходные суда могут не иметь достаточной мощности для того, чтобы выставлять обычные навигационные огни. Это не распространяется на судно, способное идти со скоростью больше 7 уз, но идущее на пониженной скорости.
Круговой огонь должен быть выставлен, по-видимому, постоянно, когда судно находится на ходу ночью. Недостаточно показывать его периодически для предотвращения столкновения, что разрешается парусным судам длиной менее 7 м. Последнее предложение Правила 23 (с) требует выставлять бортовые огни, если это практически возможно. Правило 21 (Ь) разрешает любому судну длиной менее 20 м скомбинировать бортовые огни в один фонарь.
Правило 24 — СУДА, ЗАНЯТЫЕ,БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ
(а) Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять*
(i) вместо огня, предписанного Правилом 23 (а) (i), два топовых огня впереди, расположенные по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м,— три таких огня;
(iii) кормовой огонь;
(iv) буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;
(v) ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.
(b) Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.
(c) Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:
(i) вместо огня, предписанного Правилом 23 (а) (i), два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;
(ii) бортовые огни;
(iii) кормовой огонь.
(d) Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (а) и (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23(a) (ii).
(e) Буксируемое судно или буксируемый объект должны выставлять:
(i) бортовые огни;
(ii) кормовой огонь;
(iii) ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.
(f) Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:
(i) судно, толкаемое вперед, если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;
(ii) судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части — бортовые огни.
(g) Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни, предписанные пунктом (е) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие неосвещенного судна или объекта.
Требования Правил 3 и 5 Правил 1960 г. в отношении огней и знаков, которые должны выставлять суда, буксирующие или буксируемые, объединены в этом Правиле.
Топовые огни. Расстояние между огнями по вертикали, предписанное судам, занятым буксировкой или толканием, приведено в разделе 2 Приложения I, пункты (е) и (i). Если судно с механическим двигателем берет на буксир другое судно, то обычно дополнительный топовый огонь или огни можно устанавливать ниже переднего топового огня при. условии, что они выше всех других огней и препятствий. Если на судне длиной более 20 м должно быть выставлено три топовых огня на одной вертикальной линии, то они должны быть расположены на расстоянии не менее 2 м друг от друга.
Буксировочный огонь. Желтый буксировочный огонь, который должен быть расположен над кормовым огнем, предписывается только судну, буксирующему другое судно. Этот огонь предназначен для обеспечения возможности опознать буксирующее судно при его обгоне. Предложение о разрешении нести буксировочный огонь выше кормового огня буксируемого судна не было принято Конференцией 1972 г.
Сочлененное судно. Некоторые буксиры и баржи могут быть так жестко механически соединены, что их можно рассматривать как одно сочлененное судно при буксировке толканием, даже на большом волнении. Они должны выставлять только огни, предписанные одному судну с механическим двигателем.
Буксировка лагом. МППСС—72, в частности, требуют, чтобы судно, занятое буксировкой лагом, выставляло огни, предписанные судну, занятому толканием. Судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой и бортовые огни.
Задний топовый огонь. Несение «второго топового огня», указанного в Правиле 23 (a) (ii), судном, буксирующим или толкающим вперед, является обязательным для судов длиной более 50 м и необязательным для судов менее 50 м. Он должен быть выставлен позади огней, расположенных по вертикальной линии.
Суда или буксируемые объекты. Несамоходные баржи и другие не укомплектованные командой суда или объекты при их буксировке должны иметь предписанные огни и/или знаки, насколько это практически возможно. Это относится также к мягким плавучим емкостям и плотам. Установившаяся практика несения кругового белого огня на плотике, буксируемом за мягкой емкостью, продолжает применяться, а синий огонь, который выставляли ранее на судне, буксирующем мягкую емкость, Конференцией 1972 г. принят не был.
Дневной сигнал. Когда длина буксира, измеряемого от кормы буксирующего до кормы буксируемого судна, превышает 200 м, как буксирующее, так и буксируемое суда должны выставлять черный ромбовидный знак (рис. 28). Если длина буксира меньше 200 м, то ни одно из них не должно выставлять дневной сигнал.
Назначение специальных огней. Дополнительные огни, предписанные судну, занятому буксировкой или толканием, предназначены для того, чтобы показать другим судам, что от него нельзя ожидать таких действий, которые можно ожидать от обычного судна с механическим двигателем.
Когда судно буксирует другое судно, они служат для указания дополнительной длины препятствия и наличия буксирного троса между двумя судами.
Суда, занятые буксировкой, если они серьезно ограничены в возможности отклониться от курса, классифицируются как привилегированные и выставляют огни или знаки, предписанные Правилом.
Правило 25 -ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ
(a) Парусное судно на ходу должно выставлять:
(ii) кормовой огонь
(b) На парусном судне длиной менее 12 м огни, предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.
(c) Парусное судно на ходу может, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — зеленым; но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с пунктом (b) этого Правила.
(i) Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила, но. если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
(ii) Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но. если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
(е) Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.
Огни, которые должны выставлять парусные суда и гребные суда, были предписаны в Правилах 5 и 7 ППСС—60.
Комбинированный огонь. Пункт (b) включает новое положение, разрешающее парусным судам длиной менее 12 м комбинировать бортовые и кормовой огни в один фонарь. Поскольку этот огонь надлежит нести на верхней части мачты или вблизи, мало вероятно, что он будет затеняться парусами больше, чем бортовые огни, однако он может быть менее эффективно защищен щитами. Требования к щитам приведены в Приложении I, п. 5. Предполагается, что комбинированный фонарь найдет широкое применение у яхтсменов.
Круговые красный и зеленый огни. Правилами 1960 г. парусным судам разрешалось располагать по вертикали красный и зеленый огни, сектор освещения каждого из которых составляет 225°. Эти огни продолжают оставаться необязательными для всех парусных судов, но если их выставляют, то они должны быть видны по всему горизонту. Совершенно очевидно, что их не должны выставлять в сочетании с комбинированным фонарем, так как это может привести к путанице.
Небольшие парусные суда. Бортовые огни паруспых судов длиной менее 20 м можно комбинировать в один фонарь в соответствии с Правилом 21 (b). Если практически возможно, парусные суда длиной менее 7 м обязаны выставлять или бортовые или кормовой огни, или комбинированный фонарь. Выставление электрического фонаря или белого огня заблаговременно для того, чтобы предотвратить столкновение, не предусматривается в качестве альтернативной меры для любого парусного судна длиной менее 7 м. Такая мера была бы неравноценной заменой постоянно выставленным бортовым и кормовому огням, которые позволяют опознать парусное судно при сближении на пересекающихся курсах и дают некоторое представление о его ракурсе.
Суда на веслах. Судам на веслах предоставляется выбор либо выставлять бортовые и кормовой огни, которые могут комбинироваться в один фонарь, либо выставлять электрический фонарь или белый огонь заблаговременно для предотвращения столкновения.
Под парусом и с двигателем. Правило 14 ППСС-60 также требовало, чтобы судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, несло черный конический знак вершиной вниз (рис. 29). В Приложении I, п. 6 предусматривается, что такой конус должен иметь высоту и диаметр основания не менее 0,6 м и что суда длиной менее 20 м могут использовать конус поменьше, но соответствующий размеру судна.
Правило 26 — РЫБОЛОВНЫЕ СУДА
(a) Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
(b) Судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний — белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
(ii) топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, должно выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, -— бортовые огни и кормовой огонь.
(d) Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении II к этим Правилам.
(e) Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
Настоящее Правило аналогично Правилу 9 Правил 1960 г.
Суда, занятые ловом рыбы. Всякое судно, занятое ловом рыбы, должно выставлять огни и знаки, предписанные Правилом 26, никаких послаблений для небольших рыболовных судов нет. Определение «судно, занятое ловом рыбы» дано в Правиле 3 (d) (см. с. 22). Судно, выметывающее или выбирающее сети, считается занятым ловом рыбы. Судно, занятое ловом рыбы, находясь на якоре, или зацепившееся сетями за камни, должно выставлять только огни, предписанные этим Правилом, и может не выставлять якорные огни, предписанные Правилом 30.
Суда, занятые ловом рыбы, не могут рассматриваться как «лишенные возможности управляться» или «ограниченные в возможности маневрировать». Даже если их двигатели или рулевое устройство эыйдут из строя, они должны выставлять только огни и знаки, предписанные Правилом 26. Однако такие суда получают высокую степень привилегии, и только Правило 18 обязывает их держаться в стороне от других затрудненных в своем движении судов, насколько это возможно или «если позволяют обстоятельства случая». Рыболовные суда, не занятые ловом рыбы, должны выставлять огни, предписанные судам такой же длины, и не должны выставлять огни, предписанные Правилом 26.
Имеет ход относительно воды. Все суда, занятые ловом рыбы, должны выставлять бортовые и кормовой огни, если судно имеет ход относительно воды, а если они на ходу, но не имеют движения относительно воды, то они не должны выставлять эти огни. Рыболовное судно длиной менее 20 м может иметь бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре. Один белый огонь в сочетании с красным огнем над белым, расположенные по вертикали, могут обозначать судно, занятое ловом рыбы, за исключением занятых тралением, как имеющее ход относительно воды и находящееся в положении обгоняемого, так и не имеющее хода относительно воды со снастями, простирающимися более чем на 150 м в направлении, которое указывается одним белым огнем.
Топовый огонь при тралении. Правило 9 (с) (ii) ППСС—60 разрешало судну, занятому тралением, выставлять топовый огонь на более низком уровне, чем круговые зеленый и белый огни, видимые по меньшей мере на расстоянии 2 миль. Топовый огонь теперь обязателен для судов длиной более 50 м и необязателен только для судов меньшего размера. Его следует нести позади и выше кругового зеленого огня, и он должен быть виден по крайней мере на расстоянии 6 миль. Это — нововведение, так как ранее требовавшийся огонь должен был иметь специальное устройство, которое, по-видимому, имели немногие траулеры. Теперь для этой цели можно использовать второй топовый огонь, предусмотренный Правилом 23 (a) (ii). В соответствии с новыми требованиями этот огонь будет более заметным, так как он должен быть расположен на более высоком уровне и может быть виден на большем расстоянии, чем круговые и бортовые огни.
Суда, занятые ловом рыбы в непосредственной близости. Рыболовным судам, производящим лов рыбы в непосредственной близости, пунктом (d) разрешается выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении II. Данное Приложение относится специально к судам, занятым тралением или производящим лов рыбы кошельковым неводом, а Правило 1 (с) разрешает правительству любого государства иметь специальные правила в отношении сигнальных огней для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии, которые могли бы применяться к другим видам лова рыбы. Дополнительные огни, указанные в Приложении II, должны выставляться на более низком уровне и будут видны на меньшей дистанции, чем все круговые огни, предписанные Правилом 26 (b) (i) и (с) (i).
Сигналы для привлечения внимания. Правилом (9) (g) ППСС—60 судну, занятому ловом рыбы, предоставлялось особое право привлекать внимание приближающегося судна с помощью вспышек огня или указывать направление на опасность лучом прожектора. Это положение не сохранилось в Правиле 26 МППСС—72, но любое судно, включая и судно, занятое ловом рыбы, в соответствии с Правилом 36 может использовать световые или звуковые сигналы для привлечения внимания и указать лучом прожектора направление на опасность.
flot.com