Забыл полис ОСАГО. Имеют ли право штрафовать?

Когда в июле 2003 года был введен Закон об ОСАГО, возмущению некоторых автовладельцев не было предела. Обязанность страховать свою гражданскую ответственность поначалу воспринималась абсолютным большинством, как очередная обременительная повинность, призванная выкачивать деньги с простых людей. С тех пор ситуация кардинально изменилась.

Последние опросы в интернете показывают, что в среднем половина автовладельцев признает, что автогражданка существенно упростила жизнь и взаимоотношения людей.

А возмущение самим фактом существования ОСАГО постепенно трансформировалось в недовольство выплатами и размерами страхового покрытия. Довольно много стало водителей, которые предпочитают вовремя рассчитывать стоимость ОСАГО и оформлять договор не только из-за “дамоклова меча” – штрафных санкций, но и благодаря четкому пониманию, что при аварии в случае отсутствия страховки платить пострадавшему придется исключительно из своего кармана.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Забыть полис может каждый

Одним словом, автовладельцы в большинстве своем стали более дисциплинированными и дальновидными. Но никто не застрахован от неожиданностей, и с каждым может случаться казус, когда на требование представителя власти показать страховой полис, предъявлять окажется нечего по банальной причине – “забыл полис дома”. Каким же образом будут развиваться события для незадачливого водителя?

“Безжалостные” инспекторы

К сожалению, практика показывает, что многие автоинспекторы ведут себя в таких ситуациях с завидным постоянством – штрафуют за отсутствие полиса на некоторую сумму, размеры которой варьируются, как правило, от 800 до 1000 рублей (в среднем, по регионам). Уж почему именно так и именно столько, можно только гадать, что отнюдь, не является целью данной статьи. Но одну причину, почему, отсутствие страхового полиса в автомобиле при его фактическом наличии, приводит к опустошению кошелька водителя, назовем – это полная неосведомленность рядового участника дорожного движения в данном вопросе.

Будьте бдительны и не поддавайтесь на провокации! Итак, что должен знать каждый автовладелец о своих правах, когда полис ОСАГО остался дома, а инспектор намеревается по-крупному оштрафовать за его отсутствие?

Приведем соответствующие проблеме выдержки из КоАП (Кодекс об административных правонарушениях).

Вот выдержки из КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), которые соответствуют данной проблеме:

  1. Ст.12.3., ч.2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе … страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса …
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей.
  2. Статья 12.37, ч.2. Неисполнение владельцем ТС установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, –
    влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Вероятнее всего, инспектор прекрасно знает содержание вышеизложенных статей и сознательно подменяет факт управления без полиса, который, все-таки, есть, и полное отсутствие у водителя договора ОСАГО. “Проштрафившийся” автовладелец, как правило, стремится побыстрее откупиться за отсутствие страховки, но разницы между первой и второй ситуацией не видит и совершенно не готов отстаивать свои права.

В том случае, если водитель попытался объяснить инспектору его неправоту и то, что приписываемого нарушения не было, но а тот не внял доказательствам, свои права можно отстоять, обжаловав незаконные действия в вышестоящей организации ГИБДД или в районном суде. Жалобу следует подать в течение 3-х месяцев с момента нарушения прав водителя.

Начните с вышестоящей организации ГИБДД, изложите конкретные события без лишних эмоций, укажите, какие права и законы были нарушены. В случае с забытой страховкой, когда штраф налагают по статье 12.37, ч.2, вместо статьи 12.3, ч.2, в 90% проблема разрешится на этапе общения с инспектором или его начальством. Подтвердить наличие оплаченного полиса не составит проблем. А любое грамотное начальство не захочет “ломать копья” из-за очевидных вещей, пересмотрит, проверит, накажет, укажет, вернет деньги и прочее-прочее…

P. S. Даже полное отсутствие страховки не столь фатально. По крайней мере, снимать за это номера имеют право далеко не все сотрудники дорожной полиции, а только: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, а также сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание (КоАП, ст. Статья 23.3.).

www.inguru.ru

Должен ли я показывать страховку инспектору ГИБДД?

Здравствуйте, если не было ни дтп ни правонарушения,просто инспектор остановил начал проверять документы ,водительское удостоверение,а затем спросил страховку.Должен ли я показывать страховку инспектору гибдд?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. При остановке транспортного средства, сотрудник ГИБДД обязан разъяснить причину остановки. К одной из причин остановки относится проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, НО только на стационарных постах ДПС. Если причина остановки законна, водитель обязан предъявить сотруднику документы, предусмотренные ПДД, включая страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности​​.

Есть вопрос к юристу?

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Должны иметь и должны предъявлять, за отсутствие штраф 800 руб.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательствомоб автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, – Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов – водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира – автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном – см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) – проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, – нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе – никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник – сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля – на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) – и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор – особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, – занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф – 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

m.zr.ru

Обязан ли предъявлять страховку инспекторам?

Добрый день. В соответствии с п.2.1.1 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп; в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Ст.12.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Согласно п.63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого приказом МВД России от 02.03.2009 №185 (ред. от 13.08.2012), одним из оснований к остановке транспортного средства сотрудником является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Исходя из смысла п.7 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 №40-ФЗ, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Однако полис одновременно может и являться документом, подтверждающим право пользования транспортным средством, поскольку в нём указываются лица, допущенные к управлению им.

В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании. (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Указанное позволяет сделать вывод о том, что требования сотрудника ГАИ по мнению ВС РФ, лежат в рамках права и являются законными.

Кроме того, их право и Ваша обязанность закреплены в п.2.1.1 ПДД.

m.yurist-online.net

Обязан ли я показывать страховку сотруднику ГИБДД?

Меня остановил инспектор ГИБДД для проверки документов. Я ничего не нарушил. Показал водительское удостоверение и регистрацию на автомобиль. Инспектор потребовал страховой полис. Обязан ли я его показать? Ведь в ПДД написано — в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. Что это за случаи? И что может быть за движение без страхового полиса?

Знаю что в Украине ОСАГО предъявляют лишь при нарушении ПДД, либо при ДТП. а в РФ?

28 Января 2014, 10:19 Роман, г. Омск

Ответы юристов (5)

Сотрудники ГИБДД при несении службы имеют право останавливать автомобили для проверки у водителей документов, предусмотренных ПДД, включая страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, и изымать их в случаях, установленных законодательством.
Все владельцы автомобилей, как физические лица, так и организации, обязаны страховать свою гражданскую ответственность путем заключения договора обязательного страхования.

Гражданская ответственность должна быть застрахована до регистрации автомобиля, но не позднее, чем через 10 дней после возникновения права владения им. Незастрахованный автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД. На автовладельца за отсутствие обязательного страхования может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 800 руб.

(Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263)

-В соответствии с 185 регламентом, проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (ТОЛЬКО на стационарных постах ДПС), а не, где ему захочется.

28 Января 2014, 10:44

В число документов которые водитель обязан предъявить сотруднику ГИБДД входят документы указанные в п. 2.1.1 ПДД

2. Общие обязанности водителей[Правила дорожного движения] [2]

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Уточнение клиента

Зачем мне весь пункт 2.1 ПДД? Меня интересуют конкретно, что это за случаи когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом

28 Января 2014, 10:47

Федеральный закон об ОСАГО. статья 32

3. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Вот Вам и конкретные случаи.

Роман, это формулировка такая, так называемый, юридический сленг, чтобы в случае изменений в одном документе, не переписывать кучу других.
Это значит, что если законом предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности транспортного средства, то иметь при себе и показывать инспектору ДПС по первому требованию страховой полис — вы обязаны по закону.

-В соответствии с 185 регламентом, проверка документов на право
пользования и управления транспортным средством, документов на
транспортное средство и перевозимый груз, а также документов,
удостоверяющих личность водителя и пассажиров (ТОЛЬКО на стационарных
постах ДПС), а не, где ему захочется.

Приведенный Вами регламент не редко обходится исключениями, такими как примеру объявлением какой нибудь контр-террористической операции, что лично у меня в регионе в связи с олимпиадой делают постоянно. При таких обстоятельствах инспектор ДПС может помимо проверки документов, произвести досмотр багажника.

Так же, при наличии ориентировки на авто, похожее на ваш автомобиль, водитель, которого скрылся с места дтп.

Ну и самая распространенная причина остановки и в том числе проверки документов вне стационарных постов, это нарушение водителем ПДД.

И уж если при вас не окажется полис ОСАГО, то простым штрафом вы не отделаетесь, дальше придется добираться не на своем транспорте, чтобы устранить нарушения. После вернуться с страховым полисом и поехать дальше.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

m.pravoved.ru