Об экологической экспертизе овос

Экологическая экспертиза, ОВОС, страхование экологических рисков, экологический аудит в области землепользования и охраны почв

Курс для студентов кафедры земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, — семестр, общее количество учебных часов — 16.

I. Организационно-методический раздел

Цель курса: дать представление о современной законодательной и нормативной базе в области охраны окружающей среды, практическом применении указанного законодательства в землепользовании и при охране почв.

Задачи курса: ознакомить студентов с процедурой проведения государственной экологической экспертизы, значением государственной экологической экспертизы в области управления рациональным природопользованием, предотвращением негативного воздействия на все компоненты природной среды, включая почву; дать практические навыки работы с предпроектными и проектными материалами с целью определения допустимости и возможности для окружающей среды реализации хозяйственных намерений; дать представление о страховании экологических рисков, экологическом аудите, ОВОС в свете обеспечения экологической безопасности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Данный курс относится к завершающей фазе профессионального образования почвоведов, которая позволит обобщить опыт академических курсов, научить применять полученные знания на практике в государственных и негосударственных органах управления окружающей природной средой.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны освоить законодательную и нормативно-методическую базу, научиться применять ее при рассмотрении: отводов земельных участков под различные цели; проектов строительства; проектов реконструкции действующих предприятий; градостроительной документации, а также ориентироваться в порядке страхования экологических рисков и проведении экологического аудита.

II. Содержание курса

Экологическая экспертиза. ОВОС. Экологическая сертификация. Экологический аудит.

Темы и краткое содержание

Тема 1 (2 учебных часа). Закон РФ «Об охране окружающей среды». Основные понятия. Основные принципы построения. Объекты охраны окружающей среды. Основы управления в области охраны окружающей среды. Требования при осуществлении хозяйственной деятельности. Государственный экологический контроль. Государственный экологический мониторинг. Экологическая сертификация. Противоречия ряда положений закона другим законодательным и нормативным актам.

Тема 2 (2 учебных часа). Экологическая экспертиза. Определение. Основные принципы. Виды экологической экспертизы. Полномочия в области экологической экспертизы федеральные, субъекта федерации. История становления экологической экспертизы в РФ, г. Москве. Государственная экологическая экспертиза. Объекты государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.

Тема 3 (2 учебных часа). Экологическая экспертиза (продолжение). Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Состав материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу. Материалы обсуждений проекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями. Понятие: эксперта, экспертной комиссии, заключение государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. Права и обязанности участников экологической экспертизы. Ответственность за нарушение законодательства в области государственной экологической экспертизы.

Тема 4 (2 учебных часа). Градостроительный кодекс РФ. Основные положения. Экологические принципы, заложенные в этом документе. Реализация экологических принципов на примере города Москвы; генплан, схемы ландшафтного, строительного и функционального зонирования, проекты планировки, проекты застройки. Особенности градостроительной экологии. Роль почвы в формировании средозащитных факторов городской среды.

Тема 5(2 учебных часа). Особо охраняемые природные территории. Законодательство РФ и г. Москвы в этой области. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. Государственные природные заповедники. Национальные парки. Природные парки. Государственные природные заказники. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Особенности использования и управления особо охраняемых природных территорий. Природных комплекс г. Москвы.

Тема 6 (2 учебных часа). Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Специфика ОВОС. Зарубежный опыт ОВОС. Перечень объектов, для которых разрабатывается ОВОС. Роль общественности и учет мнения при принятии градостроительных решений и подготовке ОВОС. Противоречие в существующем законодательстве. Опыт ОВОС в РФ и г. Москве.

Тема 7 (2чебных часа). Нормирование в области охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС), проект лимитов размещения отходов (ПЛРО). Экологический аудит. Проблемы и их особенности.

Тема 8 (2 учебных часа). Практическое занятие. Рассмотрение результатов натурного обследования каждым студентом участков, предполагаемых к отводу под жилищное, административно-бытовое, производственное и другое строительство. Составление заключения по отводу земельного участка с учетом основных принципов оценки: достоверности, комплексной оценки качества среды, учета градостроительного и экологического потенциала территории и др.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Каждый студент получает комплект исходно разрешительной документации на отвод земельного участка под строительство объекта в г. Москве. Самостоятельно проводит натурное обследование и пишет заключение о допустимости и возможности реализации объекта с точки зрения воздействия на окружающую природную среду.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ. Не предусмотрено

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу. Экологическая экспертиза. Законодательство Российской Федерации в области экологической экспертизы. Виды градостроительной документации. Генеральные планы городских и сельских поселений. Принципы экологической экспертизы. Закон города Москвы «О защите зеленых насаждений». Полномочия федеральных органов и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы. Законодательство Российской Федерации в области особо охраняемых природных территорий. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Закон города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях». Природный комплекс города Москвы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Учет роли почвы при комплексной оценке исходно-разрешительной документации на отвод земельного участка при строительстве различных объектов. Общественная экологическая экспертиза. Объекты общественной экологической экспертизы. Проведение общественной экологической экспертизы. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании объектов. Экологическая оценка при выборе места размещения объекта. Состав материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. Роль процедуры государственной экологической экспертизы в регулировании качества окружающей среды.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

soil.msu.ru

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

С 1995 года в России действует система обязательной экологической оценки планируемой хозяйственной деятельности, способной оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, введенная федеральным законом «Об экологической экспертизе».

В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» на экологическую экспертизу (ЭЭ) представляется вся проектная документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В соответствии с п. 1.4 Приложения к Положению об ОВОС выделяются следующие типы обосновывающей документации в инвестиционном проектировании:

  • ходатайство (декларация) о намерениях;
  • обоснование инвестиций;
  • технико-экономическое обоснование (проект);
  • рабочий проект (утверждаемая часть);
  • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления;
  • материалы ОВОС;
  • материалы обсуждения объекта экспертизы (т. е. обосновывающей документации) с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления совместно с Заказчиком.
  • Процедура ОВОС описана в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). В Положении об ОВОС подробно описаны этапы ОВОС и состав документов ОВОС (Приложение 4).

    Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

    Экологическая экспертиза может быть двух видов:

  • государственная (ГЭЭ)
  • и общественная (ОЭЭ).
  • ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ по инициативе граждан, общественных организаций или органов местного самоуправления. ОЭЭ организуется общественной организацией, в уставе которой данная деятельность прописана. ОЭЭ проводится с той же целью, что и ГЭЭ. Но, зачастую, наибольший акцент ставится на реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение здоровья населения.

    В законе дается следующее определение понятию ЭЭ:

    «Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

    Экологическая экспертиза должна установить:

  • соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;
  • полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;
  • достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.
  • Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия.

    Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.

    Организация процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

    В законодательстве РФ под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Современные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду отражены в ряде законодательных документов, а также методических рекомендациях (Приложение 1).

    Проведение ОВОС, так же как и ЭЭ, основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Согласно ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды», проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

    Во время процедуры ОВОС делается прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий на окружающую среду (ОС). Изучается не только физическая величина непосредственных воздействий (объем выбросов или концентрация вредных веществ), но и ожидаемые изменения в различных компонентах ОС: воде, воздухе, почве, ландшафте, фауне, флоре, взаимосвязи между всеми этими факторами. Должны быть выявлены и описаны все значимые воздействия: как непосредственные, так и непрямые; как краткосрочные, так и долгосрочные, происходящие на всех стадиях жизненного цикла проекта. Должно быть изучено возможное влияние на здоровье населения, историко-культурные ценности и социально-экономические условия.

    Последствия осуществления намечаемой деятельности должны быть оценены не только в терминах их величины, но и в терминах их значимости.

    Необходимой частью процедуры оценки воздействия на окружающую среду является точное адресное определение объектов воздействия и определение степени повреждения (по максимуму) с последующим определением стоимости потерь, определение формы компенсации, выраженной как в натуральных, так и в денежных измерениях, разработкой инженерных мер по компенсации потерь.

    Кроме расчета параметров возможных воздействий на основе проектных данных, среди прочих составляющих, процедура ОВОС обязательно должна включать:

  • рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;
  • выработку предложений по программе экологического мониторинга, которая будет осуществляться после реализации проекта;
  • проведение общественных слушаний по выявлению и обсуждению значимых аспектов воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
  • Результатами ОВОС являются:

  • аналитические материалы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии Заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.

Результаты ОВОС документируются в материалах, подготовленных при данной процедуре, и являются частью документации, представляемой на Государственную экологическую экспертизу.

Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой деятельности закреплено законодательными актами (Перечень законодательных актов приведен в Приложении 2).

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется Заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

www.ineca.ru

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать название законов и подзаконных актов, в соответствии с которыми осуществляется ОВОС и экологическая экспертиза; порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы;

уметь правильно толковать нормы права, регулирующие порядок осуществления ОВОС и экологической экспертизы; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие порядок проведения экологической экспертизы;

владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам экологической экспертизы.

Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду

Проблема экологической оценки впервые возникла в США, когда правительство под давлением общественного мнения в 1970 г. было вынуждено принять Закон о национальной политике в области окружающей среды (ΝΕΡΑ). Его важными аспектами стали: требование подготовки общедоступных заявлений о воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду для всех федеральных проектов, которые могут повлечь за собой значительные экологические последствия; участие общественности в формировании проекта и обоснованное принятие решений. Впоследствии эта практика получила распространение во всем мире, включая и Российскую Федерацию [1] .

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом об экологической экспертизе. Так, в частности, согласно ст. 14 данного Закона, государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится только при наличии в составе представляемых материалов документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экспертизе.

Цель проведения ОВОС – предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Ее результатами являются:

– информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

– выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

– решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов ОВОС.

При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности), а также равной обязательности требований о проведении ОВОС для любых физических и юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих) без исключения.

Можно выделить несколько этапов проведения ОВОС.

Первый этап – уведомление органов власти и информирование общественности о намечаемой деятельности, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Второй этап – проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Третий этап – подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились). Он утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 г.). Осуществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международными документами, включая материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (прошла в Рио-де-Жанейро 3–14 июня 1992 г.). Так, участники данной Конференции подчеркивали, что участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (и. 23.2 Повестки дня на XXI век).

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также выявить, проанализировать и учесть экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая «нулевой вариант» (отказ от деятельности). При этом информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на ее проведение осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и иной информации.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Общественные обсуждения – комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии па окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Порядок проведения общественных обсуждений определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

Существуют позитивные примеры работы данной правовой нормы.

Так, оценка воздействия на окружающую среду Нижне- Курейской ГЭС была выполнена в соответствии с Техническим заданием, прошедшим общественные обсуждения и откорректированным по результатам первого этапа ОВОС в феврале 2009 г. В рамках второго этапа процедуры ОВОС были подготовлены и размещены в общественных приемных Предварительный вариант материалов для общественного обсуждения «Оценка воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на реке Курейке» и Резюме нетехнического характера. Общественное обсуждение проектных материалов состоялось 16 июля 2009 г. в поселке Светлогорск (в слушаниях приняли участие 112 человек) и 17 июля 2009 г. в селе Туруханск (86 человек).

Материалы окончательной редакции «Оценки воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на реке Курейке» были разработаны по результатам третьего этапа ОВОС – общественного обсуждения предварительного варианта материалов ОВОС, в соответствии с установленным законодательством РФ порядком реализации данной процедуры («Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»). Вопросы, замечания, предложения и комментарии, поступившие в ходе обсуждения, были собраны и зарегистрированы в специальных регистрационных журналах, а также в протоколах общественных слушаний. Все записи были тщательно проанализированы, в окончательный вариант по замечаниям были внесены корректировки. На поступившие вопросы подготовили аргументированные ответы. Регистрационные журналы приобщили к материалам общественных обсуждений и включили в комплект документации, передаваемой заказчику для представления на Государственную экспертизу [2] .

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком ее проведения и зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы. Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Основные процедурные вопросы проведения ОВОС указаны в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

studme.org

8.4. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В науке экологическое право под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на ок-ружающую среду, ожидаемых экологических, социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, а также выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства .
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, например, при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта — предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.
Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 32 которого ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной дея-тельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проект-ной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) от 16 мая 2000 г. № 372.
В соответствии с названным Положением, оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке.
При проведении ОВОС заказчик или исполнитель обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов РФ) предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику или исполнителю для проведения оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Положением, заказчиком ОВОС является юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу, а исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Основные принципами оценки воздействия на окружающую среду являются:
принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
принцип обязательности проведения ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу;
принцип недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
принцип обязательности рассмотрения заказчиком или исполнителем оценки воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе так называемого «нулевого варианта» (отказ от деятельности);
принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы; Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ор-ганизуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
принцип научной обоснованности и достоверности материалов по оценке воздействия на окружающую среду;
принцип учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окру-жающую среду в трансграничном контексте в том случае, если намечаемая хозяй-ственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и свя-
занных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую природную среду (ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»).
Цель экологической экспертизы определена ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверность и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими научной обоснованности, объективности и законности заключении экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений) в проведении экспертизы, учет общественного мнения;
ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.
Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная, причем государственная экологическая экспертиза имеет обязательный характер и проводится как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Объектами государственной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:
проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
проекты межгосударственных и федеральных инвестиционных программ.
проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
проекты международных договоров;
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами, и в настоящее время эта функция воз- ложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования и ее территориальные подразделения, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов установленным требованиям, т.е.

bib.social