Штраф за усталость: какие новые наказания грозят владельцам автобусов в РФ

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который вводит наказание для владельцев автобусов и грузовиков, если их водители не соблюдают режим труда и отдыха. Рассказываем, почему этот закон необходим и в чем его суть.

Потому что слишком много в последние годы в нашей стране происходит ДТП с участием уставших водителей пассажирских автобусов или дальнобойщиков. Когда полиция начинает устанавливать причины аварии, выясняется, что водитель либо слишком мало отдыхал, либо отработал значительно больше положенного времени.

При этом сейчас ответственность за происшествие возлагается на самого водителя и должностное лицо.

По данным разработчиков проекта, по статье КоАП «Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством, режима труда и отдыха» с 1 апреля уже вынесено более 336 тысяч постановлений об административной ответственности в отношении водителей и более 73 тысяч — в отношении должностных лиц.

Законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, предлагает наказывать за несоблюдение режима труда и отдыха не только водителей, но и работодателей – юридических лиц. До сих пор они не несли никакой юридической ответственности за своих водителей, хотя большая часть транспорта находится в собственности предпринимателей.

В данном законопроекте к юридическим лицам приравниваются также и индивидуальные предприниматели даже без образования юридического лица.

Кроме того, новый проект предусматривает ужесточение наказания и для водителя автобуса или грузовика, и для должностного лица, в подчинении которого находится водитель.

«Увеличение административного штрафа было обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Выяснить это поможет тахограф – прибор, контролирующий режим труда и отдыха водителя.

Все пассажирские автобусы и грузовики должны быть оборудованы этим устройством.

За отсутствие рабочего тахографа либо за фальсификацию данных грозит серьезный штраф как водителю, так и работодателю.

Приведем лишь несколько примеров. 24 июня 2015 года в Омской области в ДТП с участием рейсового автобуса ПАТП № 4, перевозившего работников птицефабрики «Сибирская», погибли 16 человек, 27 пострадали. Автобус столкнулся с КамАЗом, гружённым кирпичами. Среди погибших оба водителя. На скамье подсудимых оказались директор ПАТП-4 и начальник автоколонны. Их осудили по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

3 июля 2015 года служебный автобус, в котором находились 24 работника ОАО ХК «Якутуголь», упал в пропасть. Это произошло на границе Якутии и Амурской области. Погибли четыре человека, пострадало около 20 человек. Роструд оштрафовал «Якутуголь» на 4,7 млн рублей за нарушения трудового законодательства: некоторые работники предприятия не проходят обучение по охране труда, работодатель не обеспечил выдачу средств индивидуальной защиты.

В июле 2015 года в Красноярском крае произошло ДТП с участием пассажирского автобуса и микроавтобуса. Погибли 11 человек.

6 октября 2017 года в Подмосковье рейсовый автобус MAN съехал в кювет и опрокинулся. Погибли пять человек.

4 января 2017 в Косихинском районе Алтайского края в аварию попали сразу два пассажирских автобуса. Три человека погибли, 29 получили травмы. Выяснилось, что водитель автобуса Higer KLQ6826Q отработал за рулем более 12 часов и, будучи в переутомленном состоянии, выехал на полосу встречного движения, где столкнулся со следовавшими во встречном направлении автомобилем ГАЗ-172413 и автобусом ЛАЗ 695 Н.

22 февраля 2018 года в Кемеровской области автобус столкнулся с грузовиком. Погиб водитель фуры и четыре пассажира автобуса. Девять человек получили травмы. Автобус вез туристов из Красноярска в Шерегеш.

m.amic.ru

Новые штрафы на грузовики

С 1 июля водителей грузовиков, которые нарушают режим въезда на МКАД, начали штрафовать на 5 000 рублей вместо прежних 3 000 рублей. Этот этап повышения штрафов для большегрузов стал последним, установив максимальное наказание за выезд на кольцевую в неположенное время.

Как сообщили газете «Коммерсант» в мэрии, ситуация на МКАД изменилась в лучшую сторону, но незначительно. «Несмотря на существенное сезонное увеличение личного легкого транспорта на дорогах Москвы, а также в связи с ежедневным приростом грузового транспорта в летнее время регистрируется увеличение скорости на 3 км/ч в дневные часы и на 5 км/ч в утренние часы пик», — сообщили изданию.

Еще после первого повышения штрафов с 300 рублей до 1 000 рублей эксперты подсчитали, что эти изменения практически никак не сказались на загруженности. Более того, в определенные часы ситуация только ухудшилась. «Среднесуточный уровень загруженности кольцевой автодороги в будни остался без изменений, хотя общегородская ситуация немного ухудшилась. Утренние часы пик стали сложнее как в целом по городу, так и на МКАД, вечерние везде остались на прежнем уровне», — передает текст сообщения РИА «Новости».

Причем, положительной динамики не наблюдалось с первого дня введения запрета. Согласно замерам аналитических компаний в марте, среднесуточная скорость движения по кольцевой дороге сохранились на прежнем низком уровне. В частности, такие выводы были сделаны на основе информации от компаний «Геолайф» и «Яндекс», которые используют данные спутникового мониторинга движения.

Со скепсисом к новому повышению штрафов отнеслись и эксперты. Так, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров сообщил Autonews.ru, что к видимым результатам это, скорее всего, не приведет.

«Я думаю, что повышение штрафов не повлияет на ситуацию. Запреты и штрафы – не те инструменты, которые могут решить проблему. Тем более, они не совсем правомерны, так как изначально МКАД строился как дорога федерального значения», — отметил эксперт.

Напомним, на МКАД продолжает действовать так называемый «дачный сезон». Это значит, что фуры могут выезжать на кольцо по пятницам, субботам, воскресеньям и по нерабочим праздничным дням лишь после полуночи, а не после 22:00, как в другое время года. Такой режим будет действовать до 1 октября.

В скором времени из московского КоАП уберут статью, которая запрещает в дневные часы грузовикам массой более 12 тонн выезжать на МКАД. При этом сам запрет и штраф в размере 5 000 рублей, который начнет действовать с июля, будет сохранен. В аппарате председателя комиссии по законодательству Мосгордумы газете «Московский комсомолец» сообщили, что поправки будут внесены из-за того, что в федеральный КоАП будет введена новая статья, касающаяся несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками. Таким образом, нарушающих запрет водителей грузовиков будут штрафовать именно по этой статье.

www.autonews.ru

Законы, регламентирующие использование тахографов, и штрафы за их нарушение

Требования установки тахографов на ряд транспортных средств действуют уже достаточно давно. За отсутствие таких приборов полагается штраф, равно как и за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Кроме того, за любое вмешательство в его работу также придётся расплачиваться «рублём». Рассмотрим этот ряд вопросов подробнее.

Тахограф и закон

Приказы Министерства транспорта РФ № 273 от 13 августа 2013 года ( текст ) и №470 от 17 декабря 2013 года ( текст ), предписывают установку тахографов (с системой криптографической защиты информации – СКЗИ) на следующие категории транспортных средств:

  • Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
  • М2 – транспортные средства, с разрешённой максимальной массой до 5 тонн и наличии более 8 пассажирских мест;
  • М3 – автомобили максимальной массой более 5 тонн, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • N2 – грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой от 3,5 тонн, до 12;
  • N3 – грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

На начало 2015 года такими приборами должны быть оборудованы все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики, с массой от 12 тонн.

При этом, если на транспортном средстве уже установлен тахограф старого образца (без криптозащиты) в период до 28 февраля 2014 года, то его использование допускается до 1 января 2018 года.

Также допускается использование транспортных средств с тахографами, соответствующими нормам Евросоюза, установленными при производстве (если автомобиль выпущен до 1 апреля 2014 года).

Необходимость устанавливать тахографы с криптозащитой на грузовики категории N2 с массой от 3,5 до 12 тонн, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, наступает с 1 апреля 2015 года.

Видео — о применение тахографов с 1 апреля 2015 года:

Установка прибора

Самостоятельно установить тахограф нельзя. Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.

Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.

Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт».

Процесс получения карт для тахографа может занять до двух недель, что необходимо учесть перед началом эксплуатации. Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).

Штраф за тахограф

По тахографу учитывается время труда и отдыха водителей, которое должно соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2004 ( текст ).

Этот нормативный документ устанавливает рамки рабочего времени — не более 40 часов в неделю, за некоторыми исключениями.

Кроме того нормируются периоды труда и отдыха — не менее 42 часов в неделю, при этом отдых должен как предшествовать поездке, так и следовать за ней.

Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя

Административное наказание последует в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, если на транспортном средстве (подходящим под требования обязательной установки тахографа) не будет прибора соответствующего образца, либо транспортное средство было выпущено на линию с неработающим тахографом: штраф от 1 до 3 тыс. рублей для граждан, а на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

В случае нарушения водителем режима труда и отдыха — штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей.

Выдержка из КоАП:

«Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей

Штраф за неисправный тахограф

Возможна ситуация, когда тахограф вышел из строя после выхода на линию транспортного средства, при этом все пломбы на ответственных узлах устройства в сохранности. Т.е. поломка произошла без «посторонней помощи».

В этом случае водитель должен возвращаться в свой гараж с целью ремонта тахографа с привлечением специалистов компании, имеющей допуск на проведение таких работ.

Эксплуатация ТС с неработающим тахографом запрещена, о чем говорит пункт 7.4 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства:

«Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация:

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.»

В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

«Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

Видео — кто обязан устанавливать тахограф на транспортное средство и какая ответственность за их отсутствие:

Эксплуатация прибора и хранение данных

Тахограф записывает данные не только в собственную память, но и на карту водителя. С карты водителя данные необходимо выгружать каждые 28 дней, а из памяти прибора каждые 90.

Из прибора данные выгружаются на компьютер и должны храниться в течении 1 года, притом быть доступными для возможной проверки. Водитель же, при невозможности выгрузки данных с карточки, может распечатать их с помощью тахографа и иметь их при себе.

Невыполнение этих требований грозят штрафами, аналогичными за отсутствие тахографа и эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом.

Как обмануть тахограф и следует ли это делать?

Категорически не рекомендуется пытаться обмануть тахограф. Даже его питание, без острой необходимости отключать не следует. Система сделана таким образом, что его обман (а равно и корректировка показаний) практически невозможна. Все нештатные ситуации записываются в модуль с криптозащитой.

Соответствующий сотрудник всегда узнает о всех периодах пропадания питания устройства, о любых нарушениях электрических цепей связи с датчиками (если используется собственный датчик, который, к слову, пломбируется) и несоответствии пробега по данным прибора и данным ЭСУД (на современных автомобилях тахограф соединяется с системой управления, в которых фиксируется пробег и скорость, а также прочие параметры).

Даже если отключить питание прибора и связь с ЭСУД, после включения будет записано в память нештатная ситуация о расхождении данных.

Попытка вывести прибор из строя методом подачи слишком высокого напряжения также бесполезна. Тахограф имеет встроенную защиту линии питания. Даже если теоретически его вывести из строя, данные всё равно сохранятся, т.к. использованы компоненты с высоким уровнем защиты (даже от радиации).

Для более старых транспортных средств, не оборудованных ЭСУД, устанавливаются отдельные датчики. Их обмануть также практически невозможно. Передача данных осуществляется цифровым способом, с шифрованием потока данных и контролем целостности.

При этом каждый датчик «привязан» к своему тахографу и откалиброван в мастерской, где устанавливали прибор. К тому же все важные соединения пломбируются, а факты нарушения связи фиксируются.

Магнитами также баловаться бесполезно – оборудование выполнено по «военным стандартам» и не боится даже ЭМИ от ядерного взрыва.

Надежды скорректировать память прибора можно также оставить – нормы безопасности разработаны в ФСБ. Вскрыть защищённый модуль сможет не каждая спецслужба, не говоря уже о доморощенных юных хакерах, а времени это займёт непозволительно много (из-за необходимости выгрузки факт будет виден).

Ещё один важный момент – блок СКЗИ оснащён модулем навигации. По данным из него (со спутника определяется время, скорость, факт движения и другие данные) легко определяются все параметры движения транспортного средства.

Если они не будут совпадать с данными других систем (часы, скорость, пробег) – то это также будет отображено в энергонезависимой зашифрованной области памяти прибора.

В итоге, все неправомерные действия не только не приведут к желаемому результату, но и с большой вероятностью вызовут финансовые потери (возможны как административные наказания, так и необходимость обращения в мастерскую для исправления или перепроверки).

Плюсы и минусы использования такого прибора учета

Правительство введением тахографов стремится снизить аварийность на дорогах, заставив соблюдать ПДД и режим труда и отдыха водителей. Эффективность этого метода доказана в европейских странах, откуда и был перенят опыт.

Насколько он будет эффективен в условиях нашей страны – покажет время.

Кроме того нельзя не отметить и дополнительные финансовые потоки от наложенных штрафов и налоговых поступлений от общей хозяйственной деятельности предприятий, занятых в обслуживании инфраструктуры.

Для добросовестного водителя также есть положительные стороны – работодатель не сможет «требовать невозможного». Можно спокойно выполнять свою работу, вовремя отдыхая и не нарушая правил дорожного движения.

Работодателям также прибор учёта может прийтись кстати – это поможет избавиться от недобросовестных водителей. Ведь факты, например, слива топлива, будет достаточно просто установить. Равно как и вмешательство в систему контроля – достаточно задать некоторые вопросы, с какой целью «задет» тот или иной блок. Да и «левые» перевозки также будут зафиксированы.

А вот недобросовестным водителям придётся трудно. Нужно будет либо тратить много финансовых средств на штрафы, постоянно меняя место работы, либо переквалифицироваться в добросовестных.

Среди минусов есть один, но достаточно серьёзный – дополнительные финансовые затраты. Придётся оснащать транспортные средства не самым дешёвым оборудованием, а также оплачивать его обслуживание. Но на общем фоне эти затраты не настолько значительны, особенно если «плюсы» станут значимыми.

Не все знают как пользоваться тахографом. Рекомендуем ознакомиться.

Про оформление карты водителя здесь рассказано более подробно.

Практика использования тахографа за рубежом показала положительные результаты.

Посмотрите видео рассказ дальнобойщика по Европе о режиме труда и отдыха водителей (часть 1):

и об использовании тахографа (часть 2):

voditeliauto.ru

Транспортные компании получат штрафы за сверхурочную работу водителей

Для компаний и ИП, работающих в сфере пассажирских и грузовых перевозок, правительство подготовило новые штрафы. Предложено ввести административную ответственность за несоблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителей. Соответствующие поправки должны быть внесены в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Об этом сообщил во время заседания правительства его председатель Дмитрий Медведев.

Сейчас за управление транспортным средством с превышением временных норм несет административную ответственность только сам шофер. Статья 11.23 КоАП предусматривает за такое нарушение штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.

— По действующему законодательству юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный режим труда и отдыха для работающих у них водителей, должны составлять разумные графики, чтобы сотрудники не перерабатывали. Тем не менее наказание за нарушение такого режима предусмотрено лишь для самих водителей, которые перевозят пассажиров или грузы. Хотя мы понимаем, что иногда водителей принуждают работать по незаконному графику. Поэтому мы рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят привлекать к ответственности и работодателей,сказал Дмитрий Медведев.

Сейчас режим отдыха водителей регламентируется приказом Минтранса. Каждое транспортное предприятие должно соблюдать требования по длительности обеденного времени, перерывов между сменами и т.д.

— Это вопрос безопасности тех, кто управляет транспортным средством, и вопрос, который касается пассажиров и других участников дорожного движения. Как известно, случаи, когда водитель в силу физиологических причин не готов ехать, иногда засыпает за рулем, бывают, — добавил председатель правительства.

Размеры штрафов, предусмотренных новым законопроектом, пока не сообщаются.

Участники заседания в закрытом режиме обсудили поправки в Налоговый кодекс. Был одобрен подготовленный Минфином России законопроект о продлении налоговых каникул для самозанятых граждан до конца 2019 года.

Как известно, по итогам своего послания Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 15 июля завершить работу по закреплению правового статуса самозанятых граждан.

В 2016 году в России были установлены налоговые каникулы для таких работников до конца 2018 года. Чтобы воспользоваться льготами, они должны встать на учет в налоговых органах. Предполагалось, что к концу нынешнего года самозанятые должны решить: сменить род деятельности, либо стать индивидуальным предпринимателем, либо уплачивать НДФЛ по ставке 13%.

Предполагалось, что налоговые каникулы стимулируют самозанятых граждан (нянь, репетиторов, уборщиц, мастеров по ремонту и строительству и др.) «выйти из тени». Однако в начале нынешнего года глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что попытки государства легализовать индивидуальную трудовую деятельность не увенчались успехом. На учет в налоговых органах встало около тысячи самозанятых граждан. При этом по существующим оценкам количество таких работников в России — от 15 млн до 22 млн.

iz.ru

Новые штрафы поспешили

Об этом министерство транспорта проинформировало МВД, направив соответствующее письмо. В Минтрансе считают, что необходимо вступившую в силу санкцию перенести по срокам. Или пока не применять.

С 1 апреля 2013 года вступили в силу законодательные нормы, предписывающие обязательное оборудование коммерческого пассажирского и грузового автотранспорта тахографами, и приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года, который унифицирует требования к этим тахографам. Объясним, тахограф — это устройство непрерывной регистрации маршрута и скорости движения, времени работы и отдыха водителей. Говоря по-русски, прибор записывает и сохраняет в памяти все тонкости эксплуатации автомобиля. Помимо скорости на конкретных участках, он также фиксирует, например, поломки машины. Но самое главное, он следит за тем, в каком режиме водитель движется. То есть, этот прибор не даст водителю работать на износ. У каждого водителя есть график работы. В соответствии с этим графиком он и должен вести машину. Вовремя останавливаться на кратковременный отдых и ни в коем случае не перерабатывать. Если есть сменщик, то вовремя с ним меняться.

За все эти нарушения в статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях отдельно прописали ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха — штраф от тысячи до трех тысяч рублей. А если прибор не включен, а то и вовсе не установлен или установлен с нарушениями, то водителю за управление такой машиной грозит тот же штраф, а автотранспортному предприятию придется раскошелиться на пять — десять тысяч рублей. Эта статья также вступила в силу с 1 апреля этого года.

И тут возникли проблемы.

Но о них позже. А сейчас о том, зачем вообще понадобились эти тахографы. Минтранс проанализировал статистику аварийности на дорогах РФ и европейского опыта использования тахографов.

Проведенные в России эксперименты с установкой тахографов на коммерческий автотранспорт показали, что водители, находясь под неусыпным контролем этой техники, переставали нарушать режим труда и отдыха, а также скоростной режим на маршруте. В среднем это позволило снизить аварийность с такими машинами на 30 процентов. Надо сказать, что проверять показатели тахографов могут не только сами автопредприятия, но и госинспекторы на дорогах.

По итогам эксперимента было принято решение оснастить постепенно тахографами и коммерческий автотранспорт, используемый на внутренних перевозках. Тут начались проблемы. К этому времени в тахографах уже использовалась криптография. И единственная в Европе сертифицированная лаборатория (она находится в Италии, ей фирмой «Сименс» на заре тахографической эры были переданы эксклюзивные права) просто не позволила России войти на европейский рынок тахографов и договориться об использовании единого крипта. А такие попытки предпринимались неоднократно. В результате, на отечественном автотранспорте, который работает на внутренних перевозках, использовались как импортные тахографы, так и отечественные, с российской криптографией.

rg.ru