Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года

С 1 января 2014 года вступит в силу ряд значительных изменений в законодательстве о налогах и сборах, в том числе, связанных с ведением налогового учета и отчетности. Также определенной корректировке подвергнутся нормы об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Данные корректировки в основном направлены на совершенствование налогового администрирования, повышение эффективности налогового контроля, противодействие легализации (отмыванию) доходов, нажитых преступным путем и устранение пробелов в законодательстве. При этом на данный момент на различных стадиях рассмотрения находится несколько крайне важных законодательных инициатив в данной области, а также в сфере бухгалтерского и персонифицированного учета, которые с большой вероятностью будут приняты до конца года и вступят в силу уже в следующем году. Наиболее значительные изменения освещены в данном материале.

1. Декларацию по НДС теперь необходимо представлять в электронном виде (подпункт «а» п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Изменения вносится в п. 5 ст. 174 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

Декларация по НДС направляется в налоговые органы по месту своего учета в электронной форме через оператора электронного документооборота. Новые правила применяются с декларационной кампании за I квартал 2014 года. Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие I кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (см. письмо ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437; Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875).

«Переход на электронную систему подачи деклараций позволяет налоговым органа осуществлять более оперативный контроль за уплатой НДС. Можно относиться к данной мере по-разному, но, однозначно, – это объективная необходимость», – отмечает руководитель комиссии по налоговому учету и администрированию Московского городского отделения «ОПОРА России», владелец консалтинговой компании «Green Group» Сергей Зеленов.

Декларацию по НДС в новом порядке должны будут представлять не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом:

  • налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами);
  • налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
  • лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС);
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС).
  • Также стоит иметь в виду, что документы, представляемые в налоговый орган, должны подписываться усиленной квалифицированной подписью. При этом документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате, выданном в соответствии с прежним законом об электронной цифровой подписи, признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью, только до 31 декабря 2013 года. В связи с этим налогоплательщику необходимо обратиться к своему специализированному оператору связи для разрешения данного вопроса (см. письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542).

    О том, в каких сферах используется каждый из видов электронной подписи, читайте в нашем материале
    «Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись«

    «Если мы хотим онлайн контроля за информацией об уплате НДС и переводим всех плательщиков в режим сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи, следовало бы сделать такие каналы условно-бесплатными и осуществлять выдачу электронной подписи прямо в регистрирующем органе, как вновь зарегистрированным предприятиям, так и всем остальным предприятиям-плательщикам НДС», – комментирует ситуацию председатель комитета по налогам общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Марина Зайкова.

    2. Вводится повышенный транспортный налог для автомобилей дороже 3 млн руб. (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ). Изменения вносятся в п. 2 ст. 362 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

    Исчисление суммы налога будет производиться с учетом повышающего коэффициента:

  • 1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
  • Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определен Минпромторгом России, а перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен размещаться ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте министерства.

    3. Изменен порядок получения имущественного налогового вычета (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Изменения вносятся в ст. 220 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

    Налоговый вычет на строительство или приобретение жилья (земельного участка под него) можно будет использовать в несколько этапов. Если налогоплательщик при покупке недвижимости не израсходовал вычет полностью, он вправе воспользоваться остатком при покупке жилья в будущем. При этом общая сумма вычета по-прежнему не сможет превышать 2 млн руб. (без учета процентов по кредитам и займам на соответствующие цели). Напомним, что на данный момент вычет можно использовать только один раз, даже если он израсходован не в полном объеме.

    Кроме того, вводятся ограничения по вычету в сумме расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на строительство и приобретение жилья (земельного участка под него). Он может быть предоставлен только один раз и в размере не более 3 млн руб. (прежде ограничение по сумме отсутствовало). Тем не менее, указанные изменения не коснутся займов (кредитов), выданных до вступления поправок в силу.

    Наряду с этим, закрепляется возможность получения имущественного налогового вычета при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, а также при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством). В таком случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этих имущественных прав.

    Также согласно поправкам налогоплательщик теперь сможет получить вычет как у одного, так и у нескольких налоговых агентов по своему выбору.

    Необходимо иметь в виду, что имущественный налоговый вычет предоставляется с учетом описанных выше изменений при соблюдении двух обязательных условий:

    • налогоплательщик ранее не получал имущественный налоговый вычет;
    • документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект (либо акт о передаче – при приобретении прав на объект долевого строительства), должны быть оформлены после 1 января 2014 года (см. письмо ФНС России от 18 сентября 2013 г. № БС-4-11/16779@).
    • Помимо этого, в новой редакции ст. 220 НК РФ будет прямо закреплено право родителей (усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей) на получение вычета, если жилье или земельный участок (или доля в данном имуществе) приобретаются в собственность их детей (подопечных) в возрасте до 18 лет.

      4. Пересмотрены размеры взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 237-ФЗ). Изменения вносятся в ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и вступают в силу 1 января 2014 года.

      Подробнее о новом порядке расчета страховых взносов для самозанятых лиц с 2014 года читайте в нашем материале: «Страховые взносы для ИП: перезагрузка«.

      Так, для лиц с годовым доходом до 300 тыс. руб. устанавливается фиксированный взнос на обязательное пенсионное страхование. Он определяется как произведение МРОТ 1 , тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз (5205 руб. х 26% х 12 = 16 239,6 руб.). Если годовой доход составляет свыше 300 тыс. руб., то внос будет исчисляться таким же образом, плюс 1% от суммы дохода превышающего 300 тыс. руб. Однако в любом случае взнос не может составлять сумму более произведения восьмикратного МРОТ, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенного в 12 раз (8 МРОТ х 26% х 12 = 129 916,8 руб.). При этом страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

      Напомним, что размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц был увеличен с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ (при расчетах взносов стал использоваться двукратный размер МРОТ вместо одного). Таким образом, взнос на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц в 2013 году составил 32 479,20 руб.

      5. Налоговые органы получили право требовать пояснения о размерах убытков и уменьшению суммы налога (подпункт «а» пункта 8 ст. 10 Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Поправки вносятся в п. 3 ст. 88 НК РФ и вступят в силу с 1 января 2014 года.

      Так, согласно поправкам, которые будут внесены в НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

      Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета) вправе требовать у налогоплательщика пояснения, если в декларации указана сумма, подлежащая уплате в бюджет, меньше той, что была прописана в ранее представленной налоговой декларации (расчете). Такие пояснения также должны быть представлены в налоговый орган в течение пяти дней.

      При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, а налоговые органы – истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы.

      6. Вводится ответственность для налоговых агентов за непредставление в установленный срок налоговой декларации (Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Изменения вносятся в п. 1 ст. 119 НК РФ и вступает в силу 1 января 2014 года.

      Совершение данного правонарушение повлечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации (не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.). На данный момент такая ответственность установлена только для налогоплательщиков.

      7. Вводится регулирование уплаты НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе (Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 198-ФЗ). Вводится ст. 214.7 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Суммы выигрышей подлежат обложению НДФЛ непосредственно у организаций, выплачивающих выигрыш (они являются в данном случае налоговыми агентами). При определении налоговой базы по таким доходам учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок.

      8. Сумма налога на прибыль должна исчисляться в полных рублях (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ). Изменения вносятся в п. 6 ст. 52 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года. Согласно новому правилу, сумма налога на прибыль менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

      9. Разграничена налоговая ответственность за непредоставление сведений и документов по контрагентам (Подпункт «б» п. 29 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ). Изменения вносятся в ст. 93.1 НК РФ, ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Сергей Зеленов, руководитель комиссии по налоговому учету и администрированию Московского городского отделения «ОПОРА России», владелец консалтинговой компании «Green Group»

      «Все чаще налоговые органы истребуют помимо первичных документов и иную информацию, которая, по сути, представляет собой анализ тех или иных фактов финансово-хозяйственной деятельности, который по существу должен осуществлять налоговый орган. На мой взгляд, введенная мера – это ничем не обоснованная попытка переложить на предпринимателей работу налоговых органов, а также дополнительный инструмент давления на бизнес«.

      Ранее в ст. 93.1 НК РФ закреплялось, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»). Согласно поправкам, совершение данного правонарушения теперь влечет ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).

      Одновременно вводится новое положение, предусматривающее, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (Неправомерное несообщение сведений налоговому органу). Таким образом, лицо, нарушившее порядок, предусмотренный ст. 93.1 НК РФ, теперь может быть подвергнуто двум разным видам штрафов – в случае непредставления документов и в случае непредставления информации.

      10. Ответственность за грубые нарушения в налоговом учете и отказ от представления документов будет распространяться не только на организации, но и на ИП (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ). Изменения вносятся в п. 1 ст. 120 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      В настоящее время ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, предусмотрена только для организаций (штраф в размере 10 тыс. руб.). Если те же деяния совершены в течение более чем одного налогового периода – 30 тыс. руб. Такое же наказание теперь будет применяться и в отношении индивидуальных предпринимателей.

      Кроме того, ответственность за отказ или уклонение от предоставления документов, а также предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ теперь также будут нести не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Штраф предусмотрен в размере 10 тыс. руб. (отдельно введен штраф для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем – 1 тыс. руб.).

      11. Вводится обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ). Изменения вносятся в ст. 101, ст. 101.2, ст. 101.4, ст. 138, 139-139.3, ст. 140, ст. 141 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Подробнее об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров читайте в нашем материале: «Претензионный порядок рассмотрения налоговых споров: когда он станет обязательным для всех?«.

      На данный момент согласно ст. 101.2. НК РФ в обязательном порядке обжалуются в вышестоящий налоговый орган только решения о привлечении (или отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения, принятые по результатам налоговых проверок. С 1 января 2014 года в вышестоящий налоговый орган обязательно будут обжаловаться как ненормативные акты налоговых органов, так и действия (бездействие) их должностных лиц. Однако ненормативные акты, принятые непосредственно ФНС России, а также действия (бездействие) ее должностных лиц будут обжаловаться только в судебном порядке. Жалоба в вышестоящий налоговый орган будет подаваться через орган, акты (действия или бездействия должностных лиц) которого оспариваются. После рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, заявитель сможет по своему выбору: либо продолжить оспаривание в ФНС России, либо обратиться в суд.

      12. Если операции по счету организации в банке приостановлены, то она не сможет открыть новый счет даже в другом банке (см. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ). Изменения вносятся в п. 12 ст. 76 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      При этом в НК РФ закрепляется, что при наличии решения о приостановлении в банке операций по счетам организации и переводов ее электронных денежных средств, банки не вправе открывать этой организации счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Ранее в статье речь шла не обо всех банках, а только о том, в котором заблокирован изначальный счет.

      Данные положения также распространяются на приостановления операций по счетам в банках:

    • налогового агента – организации и плательщика сбора – организации;
    • индивидуальных предпринимателей (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов);
    • нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) – налогоплательщиков, налоговых агентов.
    • 13. Скорректированы правила применения коэффициентов амортизации для отдельных видов имущества (Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ). Изменения вносятся в п. 5 ст. 259.3 НК РФ и вступают в силу с1 января 2014 года.

      Одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента не допускается, когда речь идет об особых видах имущества, указанных в п. 1- 3 ст. 259.3 НК РФ среди них. К ним относятся собственные амортизируемые основные средства налогоплательщиков – сельскохозяйственных организаций промышленного типа, основные средства, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, амортизируемые основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности и другие.

      14. Изменен порядок расчета и уплаты налога на прибыль, а также начисления амортизации для театров, концертных организаций, музеев и библиотек – бюджетных организаций (п. 7 и п. 8, подпункт «а» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 215-ФЗ). Изменения вносятся в п. 3 ст. 286, и п. 2 ст. 289 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Согласно поправкам, такие организации представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода (т.е. раз в год), а также не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи. Кроме того, они имеют право не применять установленный порядок амортизации, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

      15. Изменены условия амортизации и определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного с использованием бюджетных средств целевого финансирования (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 215-ФЗ). Изменения вносятся в подпункт 3 п. 2 ст. 256, п. 1 и п. 3 ст. 257 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Так, закрепляется, что не подлежат амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет (в нынешней редакции – «с использованием») бюджетных средств целевого финансирования. Как и прежде, указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации. Наряду с этим, закрепляется новое положение, согласно которому первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов), уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Также исключительное право на аудиовизуальные произведения для целей определения стоимости амортизируемого имущества теперь отнесено к нематериальным активам.

      16. Вместо ОКАТО при заполнении налоговых деклараций рекомендуется указывать код ОКТМО (Письмо ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18585 «О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы»).

      Минфином России принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО кодов ОКТМО (см. письмо Минфина России от 25 апреля 2013 г. № 02-04-05/14508). В этой связи ФНС России рекомендует налогоплательщикам и налоговым агентам при заполнении налоговых деклараций, начиная с 1 января 2014 года до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО.

      Цитата

      «На мой взгляд, механизм формирования кадастровой стоимости не прозрачен, и не привязан напрямую к рыночной цене. Кроме того, не все объекты недвижимости в настоящее время имеют кадастровую стоимость. В любом случае, стоимость, определенную соответствующими органами, можно оспорить в судебном порядке.

      Увеличение налоговой нагрузки в любом случае приведет к попытке собственников объектов недвижимости «переложить» налоговую нагрузку на арендаторов, путем увеличения стоимости арены. В этом случае, при «рынке продавца» из торговых центов будет «выдавливаться» средний и малый бизнес. Кроме того, собственники таких нежилых помещений могут начать процесс их «дробления» на несколько физических и/или юридических лиц.

      Скорее всего, стоит ждать большого количества судебных дел, которые и сформируют правоприменительную практику. После этого, переход на определение налоговой базы по налогу на имущество с помощью кадастровой стоимости будет распространяться и на остальные объекты недвижимости».

      17. Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости будет определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода (ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ). Изменения вносятся в гл. 30 части второй НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания, либо которые фактически используются под них. Также новые правила распространяются и на объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также объекты, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

      В отношении объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2014, 2015 и 2016 годах не может превышать соответственно 1%, 1,5% и 2% (для Москвы – 1,5%, 1,7% и 2%). При этом региональные законы, устанавливающие особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, смогут приниматься только после утверждения субъектами РФ результатов такой стоимости. Перечень соответствующих объектов ежегодно утверждается уполномоченным органом субъекта РФ и размещается в сети Интернет.

      18. Вводится в действие глава НК РФ о льготном налогообложении региональных проектов (ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ). Изменения вносятся в часть первую НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Региональным инвестиционным проектом признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров на территории Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

      При этом региональный инвестиционный проект не может быть направлен на добычу или переработку нефти, добычу природного газа или газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти или нефтепродуктов, газа или газового конденсата, производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Также в рамках проекта не должна осуществляться деятельность, для которой применяется ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

      На земельных участках, на которых предполагается реализация проекта, не могут располагаться здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся его участником (кроме подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и другой инфраструктуры). Объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее: 50 млн руб. (в срок не превышающий трех лет) или 500 млн руб. (в срок, не превышающий пяти лет).

      Каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником. При этом налогоплательщиком, имеющим право на льготы, организация признается, если она:

    • зарегистрирована на территории субъекта РФ, в котором реализуется региональный инвестиционный проект;
    • не имеет обособленных подразделений за пределами территории данного субъекта РФ
    • не применяет специальные налоговые режимы;
    • не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
    • не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), НПФ, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
    • не была участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта;
    • имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) землю на которой планируется реализация регионального инвестиционного проекта;
    • имеет разрешение на строительство в случае, если оно необходимо для реализации регионального инвестиционного проекта;
    • не является резидентом особой экономической зоны любого типа.
    • Для участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет составляет 0% в течение 10 лет. Ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10% в течение пяти лет и не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. Отсчет указанных сроков ведется с налогового периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта. Данные льготные ставки могут применяться при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

      19. Повышаются ставки акцизов (Федеральный закон от 30 сентября 2013 №269-ФЗ). Изменения вносятся в ст. 193 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      В частности, с 1 января 2014 года повышаются акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9%: до 500 руб. (сейчас – 400 руб. за литр), на алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9% включительно до 400 руб. (настоящее время размер акциза – 320 руб.). Помимо этого, повышаются акцизы на сигареты, папиросы (до 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук). Напомним, что в текущем году размер акциза на сигареты составляет 500 руб. за 1000 штук + 8% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 руб. за 1000 штук. Также увеличивается ставки акциза на автомобильный бензин 4 и 5 класса они составят 9 916 руб. и 6 450 за 1 т. соответственно (в текущем году – 8560 руб. и 5143 руб.).

      Кроме того, от налогообложения освобождается передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае их реализации за границу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Также теперь налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации товаров за пределы России только при представлении банковской гарантии (ранее также принималось и поручительство банка). Форма свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом и свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином теперь будет утверждаться ФНС России, а не Минфином России.

      20. Вводится обязанность представителей, не являющихся налогоплательщиками, вести журнал учета счетов-фактур (Федеральный закон от 28 июня 2013 № 134-ФЗ). Изменения вносятся в п. 3.1 ст. 169 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2014 года.

      Изменения касаются лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Если такое лицо не является налогоплательщиком, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур оно обязано вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

      Продолжение: о законодательных инициативах в налоговой и бухгалтерской сфере, которые могут вступить в силу в начале 2014 года, читайте далее.

      Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

      1 Установленного на начало финансового года, за который уплачиваются взносы.

      www.garant.ru