Налоги снс
7. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.
СНС унифицирована по основным методологическим положениям с платежным балансом, межотраслевым балансом, данные ее широко используются международными экономическими организациями.
Внедрение СНС в России было начато на основании утвержденной в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
В методологическом плане СНС России строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС, а также Статкомитета СНГ в части преломления основных положений СНС применительно к условиям переходного периода экономического развития страны. Результаты расчетов, как правило, проходят международную экспертизу в МВФ, ОЭСР, Мировом банке.
После принятия в 1993 г. пересмотренной версии системы национальных счетов, разработанной совместно ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом, Госкомстат России начал работу по приведению национальной методологии СНС в соответствие с новыми рекомендациями. Эта работа займет несколько лет.
Вместе с тем методология СНС России несколько отличается по ряду моментов от принятых в международной практике стандартов. В основном эти отклонения связаны с переходным характером российской экономики. Например, в связи с высокой степенью субсидируемости стоимость услуг жилищного хозяйства определяется по расходам на содержание жилья, а не по рыночной стоимости аренды. C развитием рыночных отношений эти отличия будут уменьшаться.
СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМЫ
Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.
Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии — от производства до конечного потребления и накопления.
Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в отчетном периоде и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости товаров и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.
Система национальных счетов в России в настоящее время включает следующие счета:
счет товаров и услуг;
счет образования первичных доходов;
счет распределения первичных доходов;
счет вторичного распределения доходов;
счет использования доходов;
счет операций с капиталом.
Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части «ресурсы» показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части «использование» — объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение», который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.
Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает предприятия, производящие товары и рыночные и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) услуги.
В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех продуктов независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство собственными силами и различные услуги, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленных доходов от проживания в собственных жилищах.
Производственная деятельность должна включать также скрытые, не учитываемые в обычном порядке, экономические операции, в том числе незаконные. Методология их определения осваивается, расчеты ведутся на основании косвенных данных и экспертных оценок. Данные эти пока неполные.
В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.
Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.
Выделяются следующие сектора национальной экономики : нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор «остальной мир», объединяющий все институционные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.
Согласно рекомендациям международных статистических организаций, для экономики в целом и для каждого из секторов должен составляться полный набор счетов. Однако лишь некоторые страны полностью выполняют это требование.
Счета производства и образования доходов составляются не только в целом по экономике и секторам, но также и по отраслям.
Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т.д. Отрасли могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с этим в общем выпуске продукции выделяется выпуск:
К отраслям, производящим товары, относятся : промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги. Рыночные услуги включают все услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.
Оценка в текущих ценах осуществляется в системе по ценам, фактически используемым в операциях.
Производство и использование ВВП оцениваются в текущих рыночных ценах, преобладающих в период, к которому относится производство или использование продукции.
Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов, отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу товара или услугу, исключая любые налоги на продукты, но с учетом субсидий на продукты.
Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).
Все показатели в текущих ценах, в том числе показатели изменения запасов материальных оборотных средств и потребления основного капитала, исчисляются в средних ценах рассматриваемого периода.
Переоценка в сопоставимые (предыдущего года) цены проводится как по произведенному валовому внутреннему продукту, так и по показателям его использования.
С учетом специфических условий развития российской экономики, высокой инфляции и недостатка первичной информации переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется с использованием метода прямого дефлятирования (переоценка добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метода экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли по каким-либо индексам физического объема или натуральным индикаторам, адекватно отражающим динамику развития производства в данной отрасли.В качестве таких индикаторов применяются либо показатели численности занятых в данной отрасли (например, численность занятых в органах государственного управления и численность военнослужащих использовались для экстраполяции показателей добавленной стоимости в отраслях «управление» и «оборона»), либо какие-либо натуральные показатели, характеризующие, в основном, деятельность этой отрасли (например, численность детей, обучающихся в школах, использовалась для переоценки добавленной стоимости в отрасли «образование» ).
Для переоценки в сопоставимые цены показателей использования ВВП применяются:
индекс потребительских цен — для расходов на конечное потребление домашних хозяйств;
натуральные индикаторы и численность занятых в отраслях — для расходов государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
индекс цен капитальных вложений — для накопления основного капитала;
индексы цен в промышленности и в сельском хозяйстве — для изменения запасов материальных оборотных средств;
индексы цен на экспортную и импортную продукцию с учетом изменения обменного курса рубля — для экспорта и импорта.
Основные показатели СНС и методы их расчета
Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде.
Выпуск оценивается на основе данных о стоимости реализованной продукции и изменений запасов готовой продукции и стоимости незавершенного производства.
Основным принципом оценки рыночного выпуска товаров и услуг является использование рыночных цен, преобладающих в период, к которому относится производство продукции.
Изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства определяется как разница между поступлениями в запасы и изъятиями из них в оценке по ценам, действующим, соответственно, в момент их поступления или изъятия.
Выпуск розничной и оптовой торговли измеряется величиной торговой наценки (реализованного наложения).
В жилищном хозяйстве к рыночным услугам отнесены доходы от сдачи жилья в аренду (квартирная плата). К нерыночным услугам отнесены затраты на текущее содержание жилья всех видов собственности, кроме муниципального, непокрываемые доходами и условно исчисленные услуги домашних хозяйств по проживанию в жилище, находящимся в частной собственности граждан. Продукция рассчитывается по затратам, которые несут владельцы жилья при его эксплуатации.
Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются по фактическим текущим расходам на оказание этих услуг (за вычетом пенсий, пособий и стипендий с добавлением потребления основного капитала). К текущим расходам относятся: материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства, расходы на заработную плату и др. Капитальные затраты, в том числе затраты на капитальный ремонт, к текущим затратам не относятся.
Для страховых организаций выпуск — это разница между страховыми премиями, полученными страховыми организациями по всем видам страхования плюс чистый доход от инвестирования технических резервов страхования минус страховые возмещения по всем видам страхования и изменение технических резервов страхования (скорректированное на изменение их стоимости в результате изменения цен).
Выпуск банковских услуг состоит из двух частей : непосредственной оплаты услуг банков (за ведение счетов и т.д.) и косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, определяемых как разница между процентами, полученными банками за предоставленные кредиты и процентами, выплаченными за полученные кредиты.
Промежуточное потребление равно стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства. Потребление основного капитала не включается в состав промежуточного потребления.
В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков). Согласно пересмотренному варианту СНС 1993 г. стоимость услуг банков должна быть распределена между конечным и промежуточным потреблением и последняя должна быть включена в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако, в большинстве случаев необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому в международной практике многими странами принято вводить в расчет, помимо всех прочих отраслей, производящих товары или оказывающих услуги, некоторую условную единицу, единственной экономической функцией которой является потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые невозможно учесть в составе промежуточного потребления отраслей.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
Чистые налоги на продукты и на импорт. Налоги на продукты включают налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др. Налоги на импорт — это налоги на импортируемые товары и услуги. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий на продукты и на импорт. Субсидии — текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям, при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.
Валовой внутренний продукт на стадии производства получается путем суммирования валовых добавленных стоимостей секторов или отраслей экономики. Валовой внутренний продукт рассчитывается в рыночных ценах, то есть включая чистые налоги на продукты и на импорт.
Оплата труда наемных работников определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемным работникам за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя фактические и условно исчисленные отчисления на социальное страхование (включая государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются ими непосредственно органам социального страхования, налоговым службам и так далее от лица наемного работника.
Другие налоги на производство состоят из всех налогов, которыми облагаются производящие единицы в связи с их производством или использованием факторов производства, кроме налогов на продукты. Размер таких налогов прямо не зависит от объема и рентабельности производства. Они не включают также любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые институционной единицей. К другим налогам на производство относятся: налог на рабочую силу, участвующую в процессе производства, периодические налоги на землю, здания и сооружения, используемые в производстве, налог на основные фонды, предпринимательские и профессиональные лицензии, гербовые сборы и некоторые другие.
Валовая (чистая) прибыль и валовые (чистые) смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и на импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала.
Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом.
Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений.
Доходы от собственности включают доходы, получаемые или выплачиваемые институционными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных активов (недра и другие природные активы, патенты, лицензии и т.п.).
Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институционных единиц-резидентов в результате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными доходами полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов, определенных на валовой основе, т.е. до вычета потребления основного капитала, равно валовому национальному доходу. Сальдо первичных доходов, определенных на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу.
Трансферт представляет собой операцию, когда одна институционная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Они могут производится в денежной и натуральной форме.
Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы, богатство и т.п., отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т.д.
Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институционной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капитальные трансферты.
Располагаемый доход представляет собой доход, которым иституционная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов, минус доходы, переданные в качестве текущих трансфертов, плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институционных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу .
На стадии использования валовой внутренний продукт рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг, валового накопления и чистого (за вычетом импорта) экспорта.
Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорганизованную (уличную) торговлю, предприятиях бытового обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, платных учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме — произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда.
Расходы на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, состоят из расходов сектора государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет Государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.
Расходы на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих коллективные потребности. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет Государственного бюджета предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домохозяйств, а общества в целом или отдельных групп населения. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, шоссейное хозяйство, а также расходы на нерыночную науку, коммунальное хозяйство, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства — расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги социального характера, оказываемые коммерческими предприятиями и организациями своим работникам.
С другой стороны, конечное потребление может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг. Для домашних хозяйств оно включает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от государственных учреждений и от некоммерческих организаций бесплатно в качестве социальных трансфертов в натуре. Для государственных учреждений фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует.
Сбережение — часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.
Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде или поступивших по импорту, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты : а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; в) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов; незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в средних рыночных ценах рассматриваемого периода для устранения влияния изменения цен.
Чистое приобретение ценностей — стоимость покупок за вычетом продаж ценностей, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений изобразительного искусства.
Чистое приобретение земли и других нефинансовых непроизведенных активов — стоимость покупок за вычетом продаж природных активов, таких как земля, недра, некультивируемые (естественные) биологические ресурсы, водные ресурсы под землей, а также непроизведенных нематериальных активов, состоящих из авторских прав, патентов, лицензий,торговых знаков, прав на аренду и других передаваемых контрактов, купленных деловых связей («гудвиллов») и др.
Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финансирования по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом чистое кредитование или чистое заимствование показывает количество ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение «остального мира» или которое «остальной мир» предоставляет стране.
Чистый экспорт рассчитывается во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли с зарубежными странами, включая страны СНГ.
Импорт и экспорт товаров и услуг складывается из «видимых товаров» (материальных ценностей, немонетарного золота и серебра, которое не выступает в качестве платежного средства; товаров, предоставляемых в качестве даров, безвозмездной помощи и т.д.) и услуг. Стоимость экспорта и импорта в СНС корреспондируется с аналогичными показателями платежного баланса.
В расчетах по СНС показатели: выпуск, прибыль, промежуточное потребление и прирост материальных оборотных средств — исчисляются без холдинговой прибыли (убытка), представляющей собой ту величину стоимости продукции, которая образовалась в результате изменения цен на нее за период нахождения продукции в запасах и которая в условиях инфляции может быть довольно значительной.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
www.gks.ru
Система цен и налогов в СНС;
В практике составления СНС и межотраслевого баланса применяются следующие виды цен: факторные и основные, цены производителя и покупателя. Различают текущие и сопоставимые цены. В межотраслевом балансе используются факторные цены. Показатели СНС оцениваются в основном в рыночных ценах. Цена производителя равняется стоимости товара на предприятии, то есть не включает затраты на доставку товара потребителю (промежуточное потребление+оплата труда+валовая прибыль+другие чистые налоги на производство+чистые налоги на продукты). Цена покупателя, наоборот, включает и торговые, и транспортные наценки, относящиеся к реализации данного товара (промежуточное потребление+оплата труда+валовая прибыль+другие чистые налоги на производство+чистые налоги на продукты+транспортные издержки). Факторная цена включает издержки факторов производства: расходы на оплату труда наемных работников, промежуточное потребление и валовую прибыль: Основная цена — эта цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты и на импорт, но с учетом субсидий на продукты и импорт (промежуточное потребление+оплата труда+валовая прибыль+другие чистые налоги на производство). Налоги на производство и импорт – это обязательные, и безвозмездные, невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Налоги на производство и импорт включают следующие группы налогов: 1. налоги на продукты и импорт; 2. другие налоги на производство. Налоги на продукты и импорт – это налоги, взимаемые пропорционально кол-ву или стоимости товаров и услуг, производимых или импортируемых предприятиями — резидентами. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на отдельные виды услуг; прочие общие налоги на товары и услуги; поступления биржевых операций; отчисления в целевые бюджетные фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда; отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; налоги на импорт и др. Другие налоги на производство – это налоги, которыми предприятия облагаются в результате их участия в процессе производства. Другие налоги на производство включают: налоги на пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на используемую в процессе производства землю (земельный налог); налог на недвижимость; плату за патенты; государственные пошлины и сборы с предприятий и организаций; платежи за предпринимательские и профессиональные лицензии; чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; другие обязательные платежи.
19. Показатели валового выпуска товаров и услуг.
Валовой выпуск– это стоимость всех произведенных товаров и услуг. Показатель называется «валовым» потому, что при его исчислении не исключается стоимость товаров и услуг, израсходованных в процессе производства. Следовательно, валовой выпуск содержит повторный счет.
studopedia.su