Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

ОПС, ОМС, ОСС: [ежеМЕСЯЧНО] Уплата не позднее [15 июля] 16 июля 2018 г. [включительно]

уплачивают ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ по СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ [исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно]

    взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ:

[18210202010061010160] [ОКТМО] [ТП] [МС.06.2018] [0] [0] — Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии

взносы, зачисляемые в ФФОМС РФ:

[18210202101081013160] [ОКТМО] [ТП] [МС.06.2018] [0] [0] — Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

взносы, зачисляемые в ФСС РФ:

[18210202090071010160] [ОКТМО] [ТП] [МС.06.2018] [0] [0] — Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

в ФНС РФ [Администратор] по месту регистрации Страхователя [на счет Федерального казначейства]

НК РФ: «Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.»

www.expert.byx.ru

Каковы страховые взносы на ОПС в 2017-2018 годах?

Отправить на почту

Страховые взносы на ОПС в 2017-2018 годах могут иметь разную величину тарифов, а также отличаться по КБК, указываемым в платежках. Рассмотрим эти различия, а также критерии, их предопределяющие.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2017-2018 годах

Основной критерий для классификации страховых взносов, предназначенных для ПФР, — тариф (ставка, по которой взносы начисляются в фонд). Эти тарифы можно подразделить на следующие категории:

1. Обычные (основные).

Применяются налогоплательщиками, у которых нет каких-либо льгот, т. е. в общем случае.

Соответствующие льготы с 2017 года указаны в ст. 427 НК РФ. Конкретная величина льготного тарифа может значительно разниться, исходя из:

  • сферы деятельности налогоплательщика;
  • организационно-правовой формы предприятия;
  • региона деятельности компании.
  • Соответствующие тарифы с 2017 года приведены в ст. 428 и 429 НК РФ. Они тоже могут разниться в зависимости от конкретных критериев, определенных законодательно.

    Обычные тарифы по взносам в фонд ПФР

    Организации и ИП, выплачивающие зарплату работникам, перечисляют в ПФР взносы, рассчитываемые от дохода, начисляемого каждому из работников, по ставкам:

  • 22% — в пределах значения дохода, устанавливаемого законодательно;
  • 10% — по доходам выше установленного предела.
  • Для 2017 года этот предел равен 876 000 руб. (постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255), а для 2018 года — 1 021 000 руб. (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

    ИП, не имеющие наемных работников, уплачивают взносы на ОПС за себя. Их общая величина устанавливается по формуле:

    ВЗС = ВЗС 1 + ВЗС 2,

    ВЗС 1 = МРОТ × 12 × 0,26 — для 2017 года, а для 2018 года ВЗС 1 = 26 545 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ в редакции, действующей с 2018 года и установившей также свои конкретные цифровые значения для платежей, подлежащих уплате в 2019 и 2020 годах);

    ВЗС 2 = Д300 × 0,01,

    ВЗС — взносы ИП за себя;

    Д300 — годовой доход предпринимателя, превышающий 300 000 руб.

    При этом общая величина показателя ВЗС не должна превышать сумму, определяемую по формуле:

    ВЗС (ПРЕДЕЛ) = МРОТ × 8 × 12 × 0,26 — в 2017 году;

    ВЗС (ПРЕДЕЛ) = 26 545 руб. × 12 = 318 540 руб. — в 2018 году,

    где ВЗС (ПРЕДЕЛ) — предельная величина взносов ИП за себя.

    Расчет льготных взносов в ПФР

    Значения льготных тарифов (при соблюдении прочих критериев, установленных ст. 427 НК РФ) могут оказаться такими:

    1. 8% в 2017 году, 13% в 2018-м и 20% в 2019-м для:

  • организаций, работающих в сфере интеллектуальных решений;
  • фирм и ИП, ведущих бизнес в особых экономических зонах.
  • 2. 8% в 2017–2023 годах — для организаций, которые ведут бизнес в IT-сферах за пределами особых экономических зон.

    3. 20% в 2017-2018 годах:

  • для фирм на УСН, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, если их годовой доход не превышает 79 млн. руб.;
  • фармацевтических организаций и ИП (с лицензией на фармацевтическую деятельность), работающих на ЕНВД;
  • благотворительных организаций;
  • НКО;
  • ИП на патенте при условии, что их деятельность не указана в подп. 19, 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
  • 4. 14% в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса — для участников проекта «Сколково».

    5. 6% в течение 10 лет после приобретения соответствующего статуса — резиденты:

  • свободных экономических зон в Севастополе и Крыму;
  • территорий опережающего развития;
  • свободного порта во Владивостоке;
  • особой экономической зоны в Калининградской области в отношении доходов работников, принимаемых на новые рабочие места, создаваемые в связи с реализацией инвестпроектов, — на период 2018-2022 годов, а для вновь включенных в реестр — до завершения 2025 года.
  • 6. 0% в 2017-2027 годах — для работодателей экипажей судов, которые прописаны в Российском международном реестре. При этом суда не должны использоваться для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов с использованием российских морских портов.

    Дополнительные взносы в ПФР

    Дополнительные взносы в ПФР установлены:

    1. Положениями ст. 428 НК РФ для работодателей, имеющих:

  • работников с опасными условиями труда (независимо от факта проведения спецоценки условий труда) — 8%;
  • работников с вредными условиями труда (не рассмотренными в рамках спецоценки) — 7%;
  • работников с вредными условиями труда (дифференцированными по спецоценке) — 2%, 4%, 6%, 7% (в зависимости от подкласса вредности).
  • 2. Положениями ст. 429 НК РФ:

  • для работодателей экипажей воздушных судов — 14%;
  • для работодателей в сфере угольной промышленности — 6,7%.
  • Перечни работодателей для целей применения ставок, указанных в ст. 429 НК РФ, устанавливаются отдельными нормативными актами.

    КБК по страховым взносам: классификация кодов

    Следующий важный нюанс уплаты страховых взносов в ПФР — применение КБК. Указание корректного КБК в платежке — важнейший критерий исполнения работодателем обязанности по уплате взносов.

    Узнать больше о значении КБК при уплате взносов можно здесь.

    В 2017 году полномочия по администрированию платежей в ПФР были переданы в налоговую службу. В то время как в 2016-м они еще принадлежали ПФР. В связи с этим в платежках по взносам могут отражаться разные КБК, выбираемые в зависимости от того, за какой период платятся взносы: до 2017 года или после 2016 года.

    КБК для взносов в ПФР за периоды до 2017 года

    Если взнос в ПФР уплачивается за тот или иной период до 2017 года (такие перечисления с 2017 года тоже осуществляются в ФНС), то плательщик применяет такие КБК:

  • на зарплату работников — 182 (код ФНС) 10202010061000160;
  • ИП за себя (показатель ВЗС 1 по формуле, рассмотренной нами выше) — 182 (код ФНС) 10202140061100160;
  • ИП за себя по доходам выше 300 000 руб. (показатель ВЗС 2) — 182 (код ФНС) 10202140061200160.
  • 2. По дополнительным взносам за работников:

    • опасных профессий (вне зависимости от наличия спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202131061000160;
    • вредных профессий (вне зависимости от наличия спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202132061000160;
    • экипажей судов — 182 (код ФНС) 10202080061000160;
    • сферы угольной промышленности — 182 (код ФНС) 10202120061000160.
    • Все указанные КБК применимы, в частности, при оплате задолженности по платежам на ОПС за 2016 год.

      КБК для взносов в ПФР за периоды после 1 января 2017 года

      При уплате взносов в ПФР за периоды, начиная с 2017 года, применяются КБК:

      1. По обычным взносам:

    • на зарплату работников — 182 (код ФНС) 10202010061010160;
    • ИП за себя (независимо от того, фиксированный это платеж или содержащий дополнительно рассчитываемую часть) — 182 (код ФНС) 10202140061110160.
  • опасных профессий (если тариф не зависит от спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202131061010160;
  • опасных профессий (если тариф зависит от спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202131061020160;
  • вредных профессий (если тариф не зависит от спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202132061010160;
  • вредных профессий (если тариф зависит от спецоценки) — 182 (код ФНС) 10202132061020160;
  • сферы угольной промышленности — 182 (код ФНС) 10202120061000 160.
  • О значениях КБК, применяемых для иных платежей с 2017 года, читайте здесь.

    Ставки по взносам в ПФР делятся на обычные, льготные (установлены ст. 427 НК РФ) и дополнительные (установлены ст. 428, 429 НК РФ). КБК по данным взносам за периоды до 2017 года и в 2017 году различаются.

    Узнать больше об особенностях начисления страховых взносов вы можете в статьях:

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    nalog-nalog.ru

    Что за налог на ОПС

    Содержание статьи

    • Что за налог на ОПС
    • Как получить лицензию на ОПС
    • Как заполнить расчет авансовых
    • Страховые взносы в 2014 году для работодателей

      Каждый работник обходится работодателю дороже, чем месячная зарплата, зафиксированная в договоре. Если НДФЛ (в размере 13%) со своего заработка работник платит самостоятельно, то все пенсионные и страховые взносы работодатель оплачивает из своего кармана.

      Каждый месяц с зарплаты работника (с суммы оклада, премий и других выплат), работодатель обязан перечислить 22% в ПФР, 5.1% в ФОМС, а также 2.9% в ФСС. Таким образом, помимо зарплаты, которая выдается работнику на руки, еще 30% перечисляется в бюджет. Произвести выплаты во внебюджетные фонды работодатель должен до 15 числа месяца, следующего за отчетным. При зарплате свыше предельной величины (в 2014 г. она составляет 624 тыс.р.) он перечисляет взносы в ПФР по тарифам 10%.

      Эти правила применимы для всех организаций и ИП, имеющих наемных работников, независимо от системы налогообложения (ОСНО, ЕНВД или УСН). Для некоторых организаций установлены льготные тарифы страховых взносов. Например, для ИТ-компаний тариф в ПФР составляет 8%, 4% — в ФОМС и 2% — в ФСС. Для отдельных видов деятельности для компаний на УСН (например, строительных компаний) тариф в ПФР составляет 20%, взносы в ФСС уплачиваются только на травматизм. Льготы есть и у резидентов «Сколково» — они платят только 14% в ПФР.

      По всем начисленным и уплаченным взносам работодатели обязаны ежеквартально предоставлять отчеты в ПФР и ФСС.

      Ранее все взносы в ПФР на работников до 1967 г.р. разделялись на две платежки — на накопительную часть пенсии (6%) и страховую часть (16%). С 2014 г. уплата всех страховых взносов производится единой платежкой на страховую часть (на КБК 392 1 02 02010 06 1000 160).

      С 2014 г. также увеличились страховые взносы для СМИ на 2% и отменены льготы для инжиниринговых организаций.

      Страховые взносы в 2014 году для ИП

      ИП не платят сами себе зарплату, поэтому они производят оплату взносов в фиксированном размере.

      В 2014 г. правила уплаты взносов ИП за себя изменились, теперь их размер зависит от величины полученного дохода.

      Взносы для ИП с доходом до 300 тыс. р. рассчитываются по формуле: 12 МРОТ*26%. С учетом того, что МРОТ на 2014 г. установлен на уровне 5554 р., размер взносов составит 17328.48 р. Таким образом, для небольших предпринимателей размер взносов по отношению к 2013 г. сократился практически в два раза с 35667.66 р. в 2013 г.

      Для ИП с суммой доходом более 300 тыс.р. составит 12 МРОТ*26% + (доход — 300 000)*1% но не более 12 МРОТ *8*26% (142 026.89 р.).

      Взносы в размере 17328.48 р. необходимо уплатить до конца декабря 2014 г. в ПФР, еще 3399.05 р. — перечислить в ФОМС.

      1% от суммы доходов свыше 300 р. ИП обязан перечислить до 1 апреля 2015 г. Сведения о доходе ИП ПФР будет получать из налоговых органов на основании представленных деклараций.

      www.kakprosto.ru

      Что такое ОПС

      Похожие публикации

      Аббревиатура ОПС расшифровывается, как обязательное пенсионное страхование и относится к системе пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное страхование является государственной пенсионной программой, которая начала функционировать на территории РФ с 2002 года, после прошедшей пенсионной реформы в системе ОПС. Расшифровка в Пенсионном фонде (внебюджетный фонд), дается, как система функционирования участников (страховщиков, страхователя и застрахованных лиц) в рамках государственной программы формирования накопительной пенсии у всех граждан трудоспособного возраста, в счет которых производятся страховые взносы.

      С 2002 года в пенсионной системе России произошли кардинальные изменения. На смену распределительной системе пришла распределительно-накопительная. Таким образом, с 2002 года у всех граждан 1967 года и моложе начал формироваться накопительный пенсионный капитал, который составляет 6% от ежемесячного официального заработка, может управляться собственником и наследоваться его правопреемниками. Получить право выплаты накопительной пенсии можно только при наступлении пенсионных оснований.

      Система ОПС

      Система обязательного пенсионного страхования включает следующих участников:

    • Страхователь – это ПФР. Что такое ОПС в Пенсионном фонде? ПФР в системе обязательного пенсионного страхования является центральным администратором. В него направляются все взносы работодателей, а он уже распределяет эти средства в счет страховой и накопительной пенсии. ПФР не занимается управлением пенсионных накоплений граждан. Внебюджетный фонд распределяет накопления по страховщикам, ведет персонифицированный учет средств (для УК и ГУК), занимается выплатами накопительной пенсии (для УК и ГУК).
    • Страховщики – НПФ, УК, ГУК. Страховщиками в системе ОПС выступают негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и государственная управляющая компания (Внешэкономбанк). Эти структуры занимаются инвестированием пенсионных накоплений, по личному выбору граждан.
    • Застрахованное лицо – гражданин. Собственник пенсионных накоплений является застрахованным лицом, если он выбрал страховщика для своих накоплений или «молчуном», если он не писал заявления о переводе средств в НПФ или УК.
    • Договор ОПС

      Договор ОПС расшифровывается, как договор обязательного пенсионного страхования. Он представляет собой юридический документ между страховщиком и застрахованным лицом, в результате подписания которого одна сторона передает свою накопительную пенсию в управление другой стороне. Данный договор – это свидетельство того, что гражданин, участник системы ОПС, становится клиентом негосударственного пенсионного фонда (НПФ).

      Кто имеет право заключить договор ОПС?

      Все граждане, которые официально трудоустроены на территории РФ, в счет которых производятся страховые взносы, подходят по установленному законом возрасту (моложе 1966 года рождения), имеют право подписать договор ОПС с любым НПФ, который включен в реестр АСВ.

      После заключения договора ОПС (иногда его еще называют свидетельство ОПС), ПФР передает все накопленные средства в управление выбранного человеком НПФ. Негосударственный пенсионный фонд при этом берет на себя право инвестировать пенсионные накопления своего клиента и в последующем приносить ему доход от инвестиционной деятельности. Заниматься инвестированием в системе ОПС могут только те НПФ, которые прошли проверку ЦБ и вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. По новым законодательным условиям все пенсионные фонды являются акционерными обществами и могут инвестировать пенсионные средства только в те финансовые инструменты, которые строго регламентированы законом.

      spmag.ru

      Уменьшение единого налога на страховые взносы

      Существуют специальные налоговые режимы, учет в рамках которых упрощен до такой степени, что налогоплательщикам, применяющим их, совсем не обязательно учитывать произведенные расходы, во всяком случае в целях налогообложения. Это «упрощенцы», выбравшие объектом налогообложения доходы, а также те, кто перешел на уплату ЕНВД. При этом они, как и прочие налогоплательщики, уплачивают пенсионные взносы, ведь ни один работающий не должен быть лишен пенсионного обеспечения.

      Естественно и то, что законодатели нашли способ, как такие налогоплательщики смогут все же уменьшить уплачиваемый ими единый налог на сумму страховых взносов. О нюансах этой процедуры расскажем в данной статье.

      Налоговая служба разъясняет

      Начнем с упрощенной системы налогообложения. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма единого налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта обложения налогом доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

      ФНС решила раз и навсегда покончить с возникающими по этому поводу вопросами и выпустила довольно большое Письмо от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@. По мнению налоговиков, условия уменьшения единого налога на суммы страховых взносов изложены в п. 3 ст. 346.21 НК РФ предельно четко.

      Так, они считают, что налог можно уменьшить на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов. Получается, что сумма налога по УСНО за календарный год может быть уменьшена только на суммы страховых взносов на ОПС за период с 1 января по 31 декабря этого же года.

      Налоговики настаивают на том, что суммы взносов должны быть именно исчислены за данный период, повторив это в Письме еще раз. И таковыми считаются те суммы пенсионных взносов, которые отражены в декларациях по ОПС, представленных в налоговый орган.

      Примечание. Единый налог уменьшается на суммы исчисленных и уплаченных за календарный год пенсионных взносов.

      Соответственно, если налогоплательщик уплатил вдруг больше, чем было указано в декларации по ОПС, превышение никак не может быть засчитано в счет уменьшения единого налога.

      Все бы ничего, но ведь есть типичная ситуация, основанная, между прочим, на нормах Налогового кодекса, согласно которым пенсионные взносы за декабрь вполне законно можно уплатить в январе следующего года. Но в таком случае они не пойдут в уменьшение единого налога ни в периоде исчисления, ни в периоде уплаты.

      Налоговики дают вполне удовлетворительный для налогоплательщиков ответ. Сначала они обращают внимание на разные сроки представления деклараций и уплаты единого налога на УСНО и пенсионных взносов. «Упрощенцы» отчитываются по налогу один раз в год, организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, предприниматели — не позднее 30 апреля (ст. 346.23 НК РФ). В эти же сроки следует уплатить налог по итогам года с учетом авансовых платежей, которые уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом) (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

      Уплата авансовых платежей страховых взносов производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

      Соответствующий расчет (за I, II и III кварталы) представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, подается также и декларация (п. п. 2 и 6 ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).

      Итак, сроки отчетности и уплаты по пенсионным взносам наступают раньше, чем по единому налогу на УСНО. Исходя из этого, налоговики считают возможным учитывать в вычетах из единого налога пенсионные взносы (в пределах исчисленных за налоговый (отчетный) период), если они уплачены не позже установленной даты уплаты авансовых платежей (15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам), а по итогам года — не позднее даты подачи налоговой декларации (не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом).

      Внимание! Данный подход несколько отличается от позиции Минфина. В Письме от 05.02.2009 N 03-11-06/2/16 он указал, что при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО за I квартал 2008 г., учитываются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные в январе 2008 г. за декабрь 2007 г., а взносы за июнь 2008 г., уплаченные в июле 2008 г., учитываются по итогам 9 месяцев 2008 г. (см. также Письма от 18.06.2009 N 03-11-06/2/105, от 31.03.2009 N 03-11-06/2/53, от 07.07.2008 N 03-11-04/2/97).

      Это можно трактовать так: если пенсионные взносы были уплачены позднее того отчетного (налогового) периода, за который были исчислены, то и уменьшать они будут единый налог, рассчитанный именно за тот период, когда пенсионные взносы были уплачены.

      Причем Минфин настаивает на своей позиции, озвученной в указанных Письмах, он подчеркнул это в Письме от 01.10.2009 N 03-11-11/193. Данное Письмо выглядит как ответ на разъяснения ФНС, при этом финансисты пытаются найти новые, но, по нашему мнению, сомнительные аргументы. Они ссылаются на ст. 346.17 НК РФ. В п. 2 названной статьи указывается, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

      При этом в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов и сборов включаются в состав расходов в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Учитывая, что начисление и уплата страховых взносов на ОПС производится так же, как по налогам, Минфин пришел к выводу: в отношении страховых взносов на ОПС должен применяться аналогичный порядок включения в состав расходов.

      Спору нет, это так, вот только при чем здесь расходы на ОПС, ведь в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ речь идет о вычетах пенсионных взносов, к чему ст. 346.17 НК РФ не имеет никакого отношения.

      Читатели сами могут решить для себя, чьим мнением им стоит руководствоваться, не забывая при этом уточнить позицию налоговиков на местах.

      Не пропадут и страховые взносы, уплаченные после указанных сроков. Поскольку УСНО в течение года исчисляется нарастающим итогом, «опоздавшие» взносы можно учесть в следующий отчетный период, вплоть до момента внесения последнего годового платежа (31 марта следующего года — для организаций, 30 апреля — для предпринимателей). Если же взносы были уплачены после указанных дат, то поможет только подача уточненной декларации по УСНО, где эту дополнительную уплату можно учесть в качестве вычета.

      Именно подачу уточненной налоговой декларации в такой ситуации назвали правильным действием судьи ФАС СКО в Постановлении от 25.09.2007 N Ф08-5887/2007-2217А. Кроме того, они указали, что занижение суммы единого налога по УСНО по причине неполной уплаты исчисленных пенсионных взносов нельзя признать неправомерным действием (бездействием), поэтому оно не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ (аналогичный вывод в отношении ЕНВД приведен, например, в Постановлении ФАС ЗСО от 14.07.2009 N Ф04-4125/2009(10394-А03-46)).

      Ну и последний критерий, упомянутый налоговиками в Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@ (не вызывающий никакого сомнения): страховые взносы на ОПС могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа) по УСНО не более чем на 50%.

      А как на ЕНВД?

      Любопытно то, что для «вмененщиков» Минфин дает иные разъяснения. Напомним, что согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная «вмененщиками» за налоговый период, уменьшается ими на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

      В Письме Минфина России от 22.07.2009 N 03-11-06/3/193 сказано, что ЕНВД уменьшается на сумму фактически уплаченных (в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период на дату представления налоговой декларации по ЕНВД) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ это 20-е число первого месяца следующего налогового периода.

      В соответствии со ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. В связи с этим в целях гл. 26.3 НК РФ уменьшение налогоплательщиками исчисленной за налоговый период суммы ЕНВД на сумму страховых взносов производится поквартально. Так, уменьшение ЕНВД за налоговый период осуществляется налогоплательщиком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени. Поэтому сумма страховых взносов за I и II квартал 2009 г., уплаченных во II квартале 2009 г., не должна уменьшать сумму ЕНВД по налоговой декларации за III квартал 2009 г. (Письмо Минфина России от 07.10.2009 N 03-11-09/340).

      Так вот, если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были уплачены после подачи в налоговый орган декларации по ЕНВД (в следующем налоговом периоде), то, по мнению Минфина, после их уплаты организации следует подать уточненную декларацию за тот квартал, за который уплачены указанные взносы (см. также Письмо Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-05/302 в отношении уплаты фиксированных взносов в ПФР).

      Еще о вычетах из единого налога

      В Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@ налоговики затрагивают и тему выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые также можно вычитать из суммы единого налога по УСНО. Речь идет именно об оплаченных больничных, в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ об этом сказано однозначно.

      Уменьшение суммы налога производится на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности без уменьшения суммы пособия на сумму исчисленного с нее НДФЛ (Письмо Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/2/216).

      Примечание. Вычет следует подтверждать авансовыми расчетами и налоговыми декларациями по пенсионным взносам, платежками, удостоверяющими их уплату в фонд, больничными листами и расходными кассовыми ордерами на выплату работникам пособий.

      Налогоплательщикам с объектом налогообложения «доходы» в целях налогового учета необязательно документально подтверждать произведенные расходы, за исключением документального подтверждения расходов в виде уплаченных ими сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082). Под этим надо понимать авансовые расчеты и налоговые декларации по пенсионным взносам, платежки, подтверждающие их уплату в фонд, больничные листы и расходные кассовые ордера на выплату работникам пособий.

      Внимание! В редакции абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ, которая будет действовать с 01.01.2010, учтена замена ЕСН страховыми взносами. Поскольку «упрощенцы» станут плательщиками страховых взносов (изменены п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), они смогут вычитать из единого налога страховые взносы не только на обязательное пенсионное страхование, но и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование (п. 12 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

      Более того, вычитать можно будет также и исчисленные и уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. «Упрощенцы» и сейчас являются плательщиками этих взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Однако в случае, когда объектом обложения признаются доходы, на величину единого налога это никак не влияет.

      Значит, величина возможного вычета явно возрастет, но по-прежнему единый налог можно будет уменьшить не более чем на 50% от его рассчитанной величины.

      Здесь укажем также, что согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который он начисляется. В соответствии с п. 9 той же статьи до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.

      Это к вопросу о том, до какого срока можно будет учесть уплаченные страховые взносы в счет уменьшения единого налога исходя из логики разъяснений, данных налоговой службой в Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@. А она подсказывает, что если страховые взносы, исчисленные за год, будут уплачены после 15 января, то придется подать уточненную декларацию за IV квартал.

      Заметим, что есть еще одна проблема. Контролеры всегда настаивали на том, что для вычета из единого налога страховые взносы должны быть не только исчислены, но и уплачены. Однако согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС, должна быть уменьшена плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

      Иначе говоря, многие налогоплательщики, имеющие расходы на цели обязательного социального страхования, уплачивают взносов в ФСС меньше, чем начисляют, так как часть расходов просто возмещают. В новой редакции Налогового кодекса по этому поводу не сказано ничего, однако мы полагаем, что будет естественно считать возмещенные Фондом социального страхования суммы уплаченными в целях применения абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Именно на такой взгляд чиновников на данную проблему мы рассчитываем, надеясь, что их разъяснения появятся раньше, чем начнутся споры в арбитражном суде.

      Аналогичные изменения с 01.01.2010 коснутся и «вмененщиков» (п. 16 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

      Остановимся на фиксированном платеже

      Не лишены права уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО, и те «упрощенцы», которые уплачивают пенсионные взносы в виде фиксированного платежа (ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании), в том числе и предприниматели, перешедшие на патент. При этом учитываются как взносы, начисленные на оплату труда наемных работников, так и собственные платежи предпринимателя в виде фиксированного взноса (Письмо Минфина России от 26.12.2008 N 03-11-02/162). Это следует из п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ. Но уменьшение стоимости патента на сумму уплаченных пособий по временной нетрудоспособности для данной категории налогоплательщиков указанным пунктом не предусмотрено.

      При этом учесть сумму уплаты страховых взносов можно только при выплате последней части стоимости патента, срок для уплаты которой — не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

      В отличие от абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ прямо не сказано, что вычет в виде страховых взносов не должен превышать 50% единого налога. Но, руководствуясь здравым смыслом, Минфин в том же Письме указал, что стоимость патента не может быть уменьшена суммой страховых взносов более чем на 50%. В качестве основания финансисты отметили, что УСНО на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ, является разновидностью УСНО в целом, применение которой регулируется гл. 26.2 НК РФ.

      Внимание! Как и прочие «упрощенцы», те, кто перешел на патент, с 01.01.2010 смогут вычитать из единого налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 14 ст. 24 Федерального закона N 213-ФЗ).

      Предприниматели, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, могут дополнительно добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании). Это выражается в уплате фиксированного платежа в размере, превышающем его установленный минимальный размер. Согласно п. 3 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

      Конечно, установление минимального размера фиксированного платежа давно уже потеряло какой-либо практический смысл. Ведь, например, в 2009 г. фактическая величина фиксированного платежа составляет 7274 руб. 40 коп., что намного превосходит минимальный размер.

      Но надо понимать, что сумму единого налога на УСНО уменьшают уплаченные обязательные пенсионные взносы, а не добровольные. В подтверждение этого можно привести даже Определение КС РФ от 06.03.2008 N 430-О-О, а также Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 8919/07.

      Отметим, хотя из ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании следует, что застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа, это не означает, что добровольной будет признана вся сумма платежа, превышающая минимальный размер. Речь здесь может идти только о добровольных платежах, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

      Уплата страховых взносов в части, превышающей сумму установленного фиксированного платежа, осуществляется на основании договора с ПФР, заключаемого добровольно. При этом такие платежи производятся физическими лицами не в связи с наличием их регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлением ими предпринимательской деятельности. Ввиду изложенного индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при применении налогового вычета в размере суммы страховых взносов, уплаченных за свое страхование, вправе учитывать только взносы, уплачиваемые в обязательном порядке (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123, см. также Письма Минфина России от 10.03.2009 N 03-11-09/92, от 30.01.2009 N 03-11-09/28).

      О совмещении спецрежимов

      Нередко два специальных режима, УСНО и ЕНВД, совмещаются. При этом часть персонала может участвовать одновременно в обоих видах деятельности, то есть пенсионные взносы, начисляемые на оплату труда, следует распределить между двумя видами деятельности, чтобы они пошли в уменьшение обоих налогов. Казалось бы, простая задача, но сложность в том, что у названных режимов разные налоговые периоды.

      Для «упрощенцев» это год, причем есть также понятие и отчетного периода, равного кварталу, полугодию и девяти месяцам, то есть учет доходов и расходов ведется нарастающим итогом (ст. 346.19, п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

      Для «вмененщиков» налоговый период — каждый отдельный квартал (ст. 346.30 НК РФ).

      По мнению Минфина, при распределении общих расходов следует руководствоваться принципом, установленным Налоговым кодексом для УСНО. Финансисты считают, что распределение расходов между видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках УСНО и в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, должно осуществляться также нарастающим итогом с начала календарного года. В таком же порядке надо распределять суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающие суммы налогов, исчисленных при применении указанных специальных режимов налогообложения (Письма от 31.12.2008 N 03-11-05/325, от 04.09.2008 N 03-11-05/208).

      Примечание. При совмещении УСНО и ЕНВД суммы вычитаемых из исчисленных налогов пенсионных взносов следует распределять, исчисляя их нарастающим итогом с начала года.

      Данный порядок не изменится до конца календарного года, даже если в течение этого года налогоплательщик прекратит заниматься деятельностью, переводимой на УСНО, хотя бы уже и после I квартала. То есть до конца года придется суммировать доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, нарастающим итогом с целью определить его долю в общей сумме доходов за год (Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-11-05/70).

      Заметим, что это может привести к постоянным пересчетам ЕНВД и подаче уточненных деклараций по данному налогу в определенных ситуациях, например, если доход по деятельности, облагаемой ЕНВД, имеется не в каждом квартале или есть существенные поквартальные различия в сумме оплаты труда, подлежащей распределению.

      Здесь же укажем, что, если налогоплательщик занимается облагаемыми ЕНВД видами деятельности в разных муниципальных образованиях, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, произведенных работникам административно-управленческого персонала, следует распределять пропорционально доходам от реализации товаров по каждому муниципальному образованию в общей сумме доходов от реализации товаров (Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-11-04/3/309).

      www.pnalog.ru