История знаменитых преступлений

Александр Дюма

В настоящее издание входят 18 исторических новелл великого французского писателя Александра Дюма, объединенные автором в цикл под названием «История знаменитых преступлений». Новеллы посвящены самым знаменитым преступлениям и преступникам в европейской истории, от Англии до России, от эпохи Возрождения до XIX века.
Драматические эпизоды из жизни Марии Стюарт, членов семейства Борджиа, Мюрата и других известных всему миру исторических персонажей, имена которых овеяны славой, почитанием и ужасом, описаны Дюма с тем же блеском, что и приключения его литературных героев.

В настоящее издание входят 18 исторических новелл великого французского писателя Александра Дюма, объединенные автором в цикл под названием «История знаменитых преступлений». Новеллы посвящены самым… Развернуть

Отчего-то нравятся мне эти маленькие истории от самых известных авторов. Вот уже какую имею возможность прочесть, за исключением единственной — радуюсь.
Итак, «Семейство Ченчи». Не смотря на описание, почему-то было приятной… Развернуть

Я мало наверно читала про Италию того времени, но кое что все же не прошло мимо меня. В то же время , эта история и даже эта семья мне были совершенно не знакомы. Я никогда не встречала упоминаний о них ни в литературе, ни на страницах интернета, хотя о них писали многие знаменитые авторы такие как Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Перси Шелли, Стендаль,Оскар Уайльд и другие , а так же художники. Вот где я была и куда смотрела столько лет, почему не видела всего этого, не могу понять.
Прочитав книгу Александра Дюма и поискав в интернете, увидела, что эта история получила широкое распространение и ее знают все наверное кроме меня.
Ужасное время. Дюма вначале вводит в курс дела- описывает то время, описывает сменяющихся пап и интриги по их избранию.
Но когда я прочла про отца семейства Франческо Ченчи в этой книге , я была в ужасе. И то , что случилось с ним , считаю справедливым возмездием за все что он умудрился натворить. Читать про пытки и смерть семейства было страшно. И помиловали только одного- того, кто не участвовал в этом. Ну прямо благородное дело сделали, надо воздать хвалу наверно за такое .Страшно, страшно читать было. Стойкость девушки вызывает восхищение, после того , что сотворил с ней отец. Ну такое были нравы в то время.
Хотя верить Дюма не знаю как, после его «Трех мушкетеров» например.
Историки выдвигают другую историю, где девушка предстает не такой наивной и притеснения её отцом, заточение в комнате справедливыми. И предполагается, что она не совершала преступления и на знала о нем, отсюда и стойкость на суде.
Так что чему верить и как рассматривать эту книгу , судить тому, кто сам прочитает. Читать конечно было жутко , но интересно. Придется наверно почитать и остальных авторов и их версии этой истории.

Я мало наверно читала про Италию того времени, но кое что все же не прошло мимо меня. В то же время , эта история и даже эта семья мне были совершенно не знакомы. Я никогда не встречала упоминаний о них ни в литературе, ни на… Развернуть

Книга «История знаменитых преступлений [Сборник]» автора Дюма Александр — Купить и скачать, читать онлайн

Формат: FB2 , ePub , TXT , RTF , PDF , HTML , MOBI , JAVA , LRF

онлайн фрагмент книги для ознакомления

фрагмент книги

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

«Знаменитые преступления» Александра Дюма-отца, быть может, известны менее его романов, однако не менее значимы в его творчестве. Это собрание интригующих историй о знаменитых преступниках и преступлениях в европейской истории – от эпохи Возрождения до XIX столетия, от Англии до России – представляет читателю живописную и устрашающую картину яростных страстей и ярких событий.
Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться.

www.rulit.me

История знаменитых преступлений (сборник)

«Знаменитые преступления» Александра Дюма-отца, быть может, известны менее его романов, однако не менее значимы в его творчестве. Это собрание интригующих историй о знаменитых преступниках и преступлениях в европейской истории – от эпохи Возрождения до XIX столетия, от Англии до России – представляет читателю живописную и устрашающую картину яростных страстей и ярких событий.

Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться.

Пока королева защищала себя перед папской курией, в Неаполитанском королевстве, а потом и во всей Италии разразилась эпидемия страшной болезни, называемой черной чумой, которую так хорошо описал Боккаччо. Согласно подсчетам Маттео Виллани, Флоренция потеряла три пятых своего населения, Болонья – две трети, да и по всей Европе потери были примерно такими же. Уставшие от варварства и алчности венгров неаполитанцы только и ждали случая, чтобы подняться на борьбу с чужеземными захватчиками и вернуть назад свою законную государыню, которую, несмотря ни на что, они продолжали любить – так на них действовали ее красота и молодость. Едва моровое поветрие внесло разброд в ряды войска и взволновало город, как тут же на головы тирана и его палачей посыпались проклятья. Оказавшись перед лицом угрозы гнева небесного и народного возмущения, испугавшись эпидемии восстания, Людовик Венгерский одной прекрасной ночью внезапно сбежал из Неаполя, оставив его на попечение одного из своих военачальников, Коррадо Лупо, сел в Барлетте на судно и покинул королевство, как это сделал несколько месяцев назад Людовик Тарантский.

Все понимали, что даже если она говорит неправду, то боль ее сильна и неподдельна. Ангел, исчахнувший из-за совершенного им преступления, Иоанна лгала, словно сатана, однако бесконечные муки гордыни и угрызения совести раздирали ее тоже как сатану. Когда она закончила и, заливаясь слезами, попросила помощи и защиты от человека, узурпировавшего ее королевство, одобрительные возгласы, несшиеся со всех сторон, заглушили ее последние слова, множество рук потянулось к рукояткам мечей, и венгерским послам в смущении и стыде пришлось покинуть залу.В тот же вечер, ко всеобщему удовлетворению, было объявлено, что Иоанна Неаполитанская не виновна и не причастна к убийству своего мужа. Однако поскольку последующему поведению королевы и ее небрежению в преследовании преступников никаких оправданий не было, папа признал, что тут не обошлось без колдовства и что приписываемая Иоанне вина – не что иное, как наведенная на несчастную женщину порча, защититься от которой она не могла.

Следует заметить, что накануне дня, когда ей был вынесен оправдательный приговор, Иоанна продала папе город Авиньон за восемьдесят тысяч флоринов.

Во время пребывания в Авиньоне Иоанна своей королевской властью оставила после себя любопытный памятник. Возмущенная бесстыдством падших женщин, осквернявших своим присутствием все самое достойное в городе, неаполитанская королева издала знаменитый указ, первый в своем роде и в дальнейшем послуживший образцом для других ему подобных, по которому эти несчастные женщины, торговавшие своей честью, должны были жить в специальном пристанище, открытом круглый год, за исключением последних трех дней Страстной недели; доступ туда евреям был категорически запрещен. Этим своеобразным монастырем управляла аббатиса, избираемая каждый год. Были разработаны правила распорядка, за нарушение которых виновные строго наказывались. Законоведы того времени славили это полезное заведение на всех углах, прекрасные авиньонские дамы грудью встали на защиту королевы от порочащих ее репутацию слухов, все в один голос превозносили мудрость вдовы Андрея; в этот поток хвалы вмешивались лишь недовольные голоса отшельниц, которые без обиняков заявляли, что Иоанна Неаполитанская портит им весь промысел, поскольку стремится стать в нем монополисткой.

Стояло ясное майское утро; королева находилась под стражей в Аверсе, Оттон был отпущен на свободу при условии, что покинет Неаполь, Людовик Анжуйский, собрав пятнадцатитысячную армию, спешил покорить все королевство. До Иоанны новости не доходили: уже несколько дней она пребывала в полном одиночестве. Весна со всею пышностью расположилась на волшебных равнинах, прозванных счастливой и благословенной землей, campagna felice. Апельсинные деревья, покрытые белоснежной благоухающей пеной, стройные черешни с рубиновыми ягодами, оливы с их мелкой изумрудной листвой, гранатник, усеянный красными колокольчиками цветов, дикая шелковица, вечнозеленый лавр – вся эта пышная растительность, не требующая ухода человека в этих излюбленных природой местах, образовывала как бы громадный сад, который был там и сям прорезан тихими тенистыми тропками, окаймленными живой изгородью и орошаемыми подземными источниками. Этот очаровательный уголок мира походил на позабытый Эдем. Облокотившись о подоконник, Иоанна вдыхала весенние ароматы; ее подернутые влагой глаза отдыхали на ковре из травы и цветов; легкий ветерок, неся с собой благоухание, освежал ее горящий лоб и покрытое лихорадочной испариной лицо. И только далекие мелодичные голоса, напевавшие хорошо знакомую песенку, нарушали тишину убогой комнатки, одинокого гнезда, где в слезах и раскаянии угасала самая блистательная и беспокойная женщина этого бурного и яркого века.

Данная книга была «проглочена» мной как и многие другие. Автор пишет очень легко, поэтому читается книга «на одном дыхании» . Рекомендую всем интересующимся творчеством французских писателей читать книги А. Дюма!

pda.litres.ru

Знаменитые преступления (сборник)

В необозримом творческом наследии Александра Дюма «История знаменитых преступлений» занимает особое место, однако эта книга куда меньше известна русскому читателю, чем его прославленные романы «Три мушкетера», «Королева Марго» и др.
В настоящий сборник вошли четыре повести из книги Дюма «История знаменитых преступлений»: «Семейство Ченчи», «Маркиза де Бренвилье», «Мюрат» и «Дерю». Расследуя тему преступления и наказания, писатель свободно перемещается во времени и пространстве. Читатель попадает то в Италию эпохи Возрождения, то во Францию начала XIX века. Судьбы людей переплетаются с судьбами целых народов. Перед нами оживают зловещие события, необыкновенные страсти, неистовые желания.

Лучшая рецензия на книгу

Отчего-то нравятся мне эти маленькие истории от самых известных авторов. Вот уже какую имею возможность прочесть, за исключением единственной — радуюсь.
Итак, «Семейство Ченчи». Не смотря на описание, почему-то было приятной неожиданностью, что так много в этой малютке Италии. Моей любимой Италии, да еще и любимого периода ее! Все пара страничек, а сколько воспоминаний. Как геймер и сериаломан я тут же вспоминаю «Assassin’s Creed II» со всеми ее дополнениями и «Da Vinci’s Demons». И вот, в рассказе вновь напоминается о прекрасных местах, вновь заставляет окунуться в те нравы, а заодно увлекает и ужасной историей одного несчастного семейства, живущего под гнетом деспота-отца. Хотя сочувствия не вызывает ни один герой, воспоминания с лихвой это покрывают.
Вывод: 60 страниц Италии, инцеста, убийств, пафосных мучениц и немного религии. Чудесный подарок на 8 марта ;>

Отчего-то нравятся мне эти маленькие истории от самых известных авторов. Вот уже какую имею возможность прочесть, за исключением единственной — радуюсь.
Итак, «Семейство Ченчи». Не смотря на описание, почему-то было приятной неожиданностью, что так много в этой малютке Италии. Моей любимой Италии, да еще и любимого периода ее! Все пара страничек, а сколько воспоминаний. Как геймер и сериаломан я тут же вспоминаю «Assassin’s Creed II» со всеми ее дополнениями и «Da Vinci’s Demons». И вот, в рассказе вновь напоминается о прекрасных местах, вновь заставляет окунуться в те нравы, а заодно увлекает и ужасной историей одного несчастного семейства, живущего под гнетом деспота-отца. Хотя сочувствия не вызывает ни один герой, воспоминания с лихвой это покрывают.
Вывод: 60 страниц Италии, инцеста,… Развернуть

www.livelib.ru

«История преступлений»

Когда мне в первый раз на глаза попалась краткая аннотация этого цикла пера Дюма, я был, как, наверное, и многие, удивлен самим фактом существования «Истории Великих преступлений». Дело в том, что произведение находится на обочине общественного представления о произведениях великого французского автора и по всеобщей узнаваемости, пожалуй, не имеет и десятой доли этого показателя «Трех Мушкетеров» или «Графа Монте-Кристо» . Одна из причин – довольно поздняя публикация на русском языке и небольшой тираж – несоизмеримый с вышеобозначенными работами. Поэтому я давно хотел прочесть этот цикл новелл и сделать подробный обзор – написать материал, которого просто нет в рунете. Надеюсь, мой отзыв вдохновит поклонников творчества Дюма, и не только, на знакомство с новым произведением.

Содержание статьи:

Что же ждет вас на страницах цикла

Как указано в аннотациях изданий, автор представляет нашему вниманию художественный и местами документальный очерк разрозненных по времени и месту, но объединенных тяжестью последствий, преступлений. Если говорить о временных рамках, то цикл охватывает период с XIV по XIX века, вплоть до современников самого Дюма. Писатель, в свойственной ему мастерской манере, переносит читателя в конкретные исторические периоды, пытаясь, даже в коротких новеллах, передать атмосферу места и времени действия. Идет ли речь о римских улицах XIII века или французской провинции после падения режима Наполеона – пролог каждой истории обычно описывает антураж выбранной эпохи. И если и не успеваешь полностью представить город, то, во всяком случае, проникаешься классическим духом исторической прозы.

Что касается географии описанных преступлений, то она тоже довольно обширна. Мы побываем и в кулуарах дворцовых интриг королевы Шотландии, заглянем за толстый занавес борьбы за Святой престол в стенах Ватикана, несколько раз прогуляемся по улицам Неаполя, побываем на полях сражений, поучаствуем в политизированных студенческих движениях. Этим меня во многом и привлекла «История знаменитых преступлений» (Les Crimes célèbres, 1839—1856) – разнообразием. С одной стороны, дробление на почти два десятка составляющих может посеять сомнения, но по факту, это отличный пример составного произведения. Когда одна из историй кажется не интересной или наскучивает, до горизонта рукой подать. Поэтому я решил дать вам краткое представление о каждой новелле в цикле, чтобы вы могли, при необходимости, выборочно построить свой график.

Семейство Ченчи ( Les Cenci)

Первая новелла цикла начинается с пожеланий автора, а именно посетить могилу девушки, о которой слагали песни и портрет которой восхищал поэтов и путешественников, узревших его на протяжении столетий после ее смерти. Уже на второй странице Дюма уводит нас в короткую, но увлекательную ретроспективу, связанную с наследованием Божественного престола, а именно с преемственностью Пап Ватикана на протяжении столетия до основных событий произведения. Автор подводит нас к истории грехопадения главного отрицательного персонажа – Франческо Ченчи. Будучи наследником папского казначея, молодой римлянин был презираем, но богат и властен. Его развратная и эгоистичная жизнь не скрасилась даже после появления детей. Впоследствии алчный Франческо женился, уже после сорока и испустившая дух жена оставила тому семь детей. Он просто ненавидел своих наследников и очень быстро, путем хитростей и обмана, отослал от себя сыновей, лишив их наследства. Оставил при себе красавицу дочку Беатриче Ченчи.

Основная часть произведения повествует о попытке девочки и ее несчастной мачехи Лукреции вырваться из-под гнета старого развратника. Хотя сейчас в кино, литературе и просто за окном чего только не увидишь, Дюма, хоть и без подробностей, эмоционально рассказывает историю издевательств, вводит читателя в предысторию того самого предстоящего преступления. Пожилой и мерзкий Франческо соблазнил собственную дочь и, угрожая жене, занимался с девочкой кровосмесительством. После неудавшейся попытке законным путем избавиться от тирана, женщины, вместе с сыновьями старика, сговариваются на преступление, которое должно выглядеть, как несчастный случай. Вот об этом и повествует Дюма, о преступлении и его последствиях. Он не ограничивается судилищем и горем одной конкретной семьи, но показывает общественный резонанс, который вызвало то преступление. Покажет политику сильных мира сего, в том числе вовлечение тогдашнего Папы Римского. Новелла всего около 70 страниц и с интересом открывает большой цикл.

Маркиза де Бренвилье ( La marquise de Brinvilliers)

Хотя первые страницы повествования интригуют нас таинственным мужчиной, произведение расскажет о еще одной сильной духом и телом женщине. История француженки Маркизы де Бренвилье и ее преступления связаны с той группой насилия, которое обычно приписывают прерогативой трусов и женщин – отравительством. Я уверен, очень немногие читатели, увлекающиеся исторической прозой и не только, останутся равнодушными к теме алхимии и ядов. Хотя подана история женщины и ее любовника, за редким исключением, поверхностно, есть отдельные, врезающиеся в память сцены, как отравление отца и братьев героини. Отдельно стоит выделить правосудие, которое, как не трудно догадаться, последовало за совершенными преступлениями. Здесь вновь изобличаются стереотипы и предубеждения религиозности, переданные через тему пыток плоти. Апофеоза глупости, для людей, привыкших рационально и критически мыслить, история достигает между слов палача.

Уже несколько дней эта дама беспокоила меня, но я заказал шесть месс, так что сегодня, и в сердце, и в руке чувствовал уверенность.

Карл Занд (Karl Ludwig Sand)

Еще одно имя, уже современника Дюма, думаю, известно не многим, даже в контексте известных исторических преступлений. Трагедия этого молодого немца передана в большей степени через его собственное восприятие. Не способный мириться с раздираемыми его изнутри противоречиями и противиться напористым политическим убеждениям, Карл Людвиг Занд решается на убийство видного деятеля. Здесь Дюма дает общую характеристику разного рода студенческих и просто радиальных обществ в Германии того времени, что без дополнительных знаний не особо увлекает. Это история слабого духом человека, который предстает перед нами практически жертвой обстоятельств, а так ли это, каждый читатель должен решить для себя. Одна из самых скромных по объему миниатюр в цикле, прочитывается также быстро, как и после забывается. Интересна разве что отчасти нелинейная последовательность подачи событий по времени и личные письма от родственников заключенного.

— Беру Господа в свидетели, что умираю за свободу Германии.

Мария Стюарт ( Marie Stuart)

Наконец нас знакомят с историей женщины столь известной и влиятельной, что найдутся, наверняка, немногие, которые бы не слышали, по крайней мере, имени королевы Шотландии. Вот здесь Дюма предстает перед нами во всей своей творческой красе, проводя читателя за кулисы дел государственной важности. Новелла сразу напомнила мне небезызвестное произведение «Королева Марго», ведь здесь не последнюю роль играют любовные линии главной героини. Мария Стюарт, будучи пот отцу наследницей Шотландского престола и по матери Французского, а также претенденткой на Английский, вызывала у современников как восхищение своей красотой и положением, так и зависть по тем же причинам. Ее обвиняли в безрассудстве и выборе постоянных фаворитов, вопреки заветам церкви и негласным обязанностям правителей. Она была королевой Франции, королевой Шотландии, а среди ее непримиримых соперниц, а на публике – самых довереных друзей, была сама королева Елизавета.

Произведение уже больше по объему, чем предыдущие, но читается на одном дыхании, и за исключением, может, не таких интересных, приведенных, как указывает автор, в цитировании, исторических документов, погружает в исторический антураж XVI в. Даже сам автор в своем предисловии отмечает, что судьба Марии Стюарт отличается своей трагичностью. Действительно, пока читаешь, стараясь не упускать все хитросплетения описанных событий, ощущаешь себя причастным к делам высшей важности Европы того времени. Придворные заговоры и правительственные склоки, зависть и предательство, самопожертвование и мятежи, государственный долг и услужливость законам церкви. О таких жизнях обычно говорят следующее: даже талантливому автору будет сложно превзойти настоящую, имевшую место историю. Вот и Дюма, как всегда филигранно справляется с достоверными фактами, обрамляя их в художественную кайму исторической прозы. По своему духу повесть напомнила мне «Железного Короля» Мориса Дрюона.

— Милорды, — объявила она, — вы совершенно зря проводите секретные совещания. Я осведомлена о ваших кознях и, Божьей помощью, вскоре применю свои средства.

Маркиза де Ганж (La marquise de Ganges)

Эта новелла переносит нас во вторую половину XVI века и знакомит, по уверению автора, с одной из красивейших женщин французского королевства за всю его долгую историю. Молодая Маркиза очаровывает представителя знатного рода, но со временем в их брак вмешиваются не только постоянные проявления ревности, но и вполне живой человек – себялюбивый аббат и по совместительству деверь. На молодую девушку начинают оказывать давление, а после того, как она, по лини родителей, наследует целое состояние, злоумышленник решаются лишить ее жизни, чтобы завладеть богатствами. Повесть пленяет своей насыщенностью, ведь в пять десятков страниц автор вместил достаточно описаний и событий, напряженных сцен. Само преступление наверняка заставит вас изумляться дерзости, с которой оно было совершенно, и лично я с этого момента не смог оторваться от чтива, пока не прочитал произведение до конца. Такая небольшая, но интересная история может стать лакмусовой бумажкой для людей, которые хотят испытать свои эмоции в исторической прозе.

Внезапно она вырвалась из рук женщин и бросилась бежать со всех ног: шагах в двадцати от себя, на пороге двери, из которой только что вышла, маркиза увидела обоих своих убийц.

Мюрат (Murat)

Это, совсем скромное по объему произведение, уже повествует о современнике самого Дюма и событиях вполне осязаемых для великого французского автора событиях. Нам рассказывают историю одного из наделенных властью приближенных Наполеона Бонапарта, который после долгой узурпации власти, вынужден избегать расправы над собой от рук нового правительства и просто людей на улицах. Интриги здесь отведены на второй план, ведь исправить ситуацию уже было невозможно, и в этом смысле особенно примечательна одна из сцен с призывом общества к повиновению. Новелла интересна самой предысторией событий и курьезом положения, в которую попал генерал Иоахим Мюрат. Еще совсем недавно эти люди имели неограниченную власть, которую, казалось, никто не мог поставить под сомнение, а теперь они – изгои и преступники канувшего в историю режима.

Несколько минут Мюрат широкими шагами мерил комнату, потом сел на кровать и уронил голову на руки. В течение четверти часа, что он сидел, погруженный в думы, перед ним прошла вся его жизнь – начиная с трактира, из которого он вышел , и кончая дворцом, в который попал.

Борджиа (Les Borgia)

Признаюсь, что желание познакомиться с историей этого небезызвестного европейского рода и их вызывающими прегрешениями было одним из побудительных мотивов прочитать весь цикл. Кто читал «Граф Монте-Кристо», должен помнить происхождение несметного клада на одноименном острове. Новелла охватывает пятнадцать лет истории этого старинного и влиятельного семейства, которое у многих людей ассоциируется с порочностью, алчностью и блудом. Дюма играет сразу на двух флейтах художественной прозы. Во-первых, он тщательным образом описывает политическую обстановку в Европе на рубеже XV и XVI веков, с перепутьями престолонаследия, браков между государственными деятелями, завистью и войнами. После описания прихода Родриго Борджиа к власти, автор дает подробную вводную о том политическом фоне, который унаследовал от предшественника новоизбранный Александр VI. Даже удивительно, сколько интересных и волнительных событий произошло за столь скромный, с исторической точки зрения, период в полтора десятилетия. Одни правители свергают других, под угрозами перераспределяют земли, предательство и обиды порождают многовековую ненависть.

Вторая, по условному делению, часть истории погружает нас в интриги самого известного семейства. Как с помощью посулов, лжи, подкупов, угроз, фиктивных браков, продаж индульгенций, убийств, кутежей и грабежей сильные мира сего помыкают слабыми. Эти страницы увлекают моментально, особенно если вы являетесь поклонником исторической прозы, творчества Александра Дюма, Мориса Дрюона и Джорджа Мартина. Дворцовые, как их часто называют, интриги здесь описаны во всем своем пугающем великолепии. По объему это самая большая новелла в цикле, но читается на одном духу. Единственное, то и дело начинаешь путаться в десятках и сотнях имен, титулов и названиях территорий, но это приятные излишки.

А поскольку подлость повинующихся всегда сильнее гордыни повелителей, его приказание было не только выполнено, но исполнено с лихвой.

Юрбен Грандье (Urbain Grandier)

На момент прочтения этой повести, наряду с Карлом Зандом, показалась мне самой скучной из рассказанных историй, хотя здесь объективно есть аргументы в противовес этому. Перед нами история молодого священнослужителя, который нежился в женском внимании и, будучи красивым и популярным, снискал себе целый строй недругов и откровенных завистников. Чем интересна история жизни Грандье, так это борьбой с клеветниками в рясах, которые мстительно плели паутину заговоров и обвинений против своего оппонента. Сюжет развивается вокруг обвинения главного героя в распутстве и поклонении бесам и сатане. Якобы сразу несколько человек испытывают одержимость дьяволом и в процессе изгонения упоминают Грандье, как виновника таких страшных душевных и телесных недугов. Дюма приготовил для нас протоколы и свидетельства заседаний церковного суда, а также тех самых противоречивых церемоний, которые сегодня модно называть экзорцизмом.

После Юрбена Грандье явились врачи, присутствовавшие при изгнании дьявола, — они принесли свое заключение.

Ванинка (Vaninka)

Начинается это повествование довольно необычными подробностями, кои можно отнести к ненамеренным неточностям автора, на тот момент плохо знакомого с бытом и культурой Российской империи. Это история двух молодых людей, в паре которых, как это часто бывает, один любил неистово, а вторая позволяла себя любить. Таковой девушкой была молоденькая, красивая, но властолюбивая дочь генерала Чермайлова. Несмотря на то, что ее отец уже имел договоренность относительно будущего брака, девушке приглянул молодой офицер Федор, который по долгу службы у ее отца, часто бывал у них в доме. Мне понравился один интересный поворот событий, которого никак не ожидаешь, и который придает происходящему свою изюминку на последних двадцати страницах. Немного заскучал от скрупулезного описания европейского похода Суворова , потому как новелла сама по себе небольшая и такое солидное отвлечение нарушает вовлекаемость в историю Федора и Ванинки.

Он застал Ванинку в белом платье, еще более бледную, чем обычно. Федор замер в дверях – ему показалось, что перед ним надгробная статуя.

Кровопролития на Юге (Massacres du Midi)

Наряду с историей семейства Борджиа, еще одна солидная по объему новелла во втором томе цикла. Автор с самого начала делает ремарку, что охват отрезка времени в два с половиной столетия, оправдан необходимостью показать разные этапы преступлений на почве религиозных убеждений. Написанное в большей степени напоминает смягченную энциклопедическую выкладку со скрупулезно описывает волнения на Юге Франции, в частности в городке Ним . Католики и протестанты, кажется, совсем забыв о ценности человеческой жизни, десятилетиями вырезали друг друга, орудовали хитростью и силой. У произведения есть одна большая проблема – здесь нет основной линии с главными героями, по понятным причинам. Есть попытки передать внушительные отрезки времени с упоминанием одних семейств, но новелла без героев, к которым возникают эмоции – ощутимый минус. Примерно на середине я откровенно заскучал и дочитывал эту часть цикла без какого-либо энтузиазма. Хотя узнал многое о французских религиозных распрях с гугенотами.

Я знаю, протестанты не вправе навязывать свои условия, но я надеюсь, что им будет представлено право оспаривать те условия, которые им предложат.

Графиня де Сен-Жеран (La comtesse de Saint-Géran)

Это история преступления, которое хоть и трудно причислить к разряду великих, по уверению автора оставило свой след в истории и я далее объясню, каким же образом. Новелла и поведанная в ней трагедия наверняка заденут за живое женскую аудиторию читателей, ведь речь здесь о наглых попытках избавиться от наследника знатного рода. Граф и Графиня Сен-Жеран двадцать лет безутешно ждали наследника и вот, когда казалось, надежда обзавестись ребенком была утрачена, судьба распорядилась иначе. После того, как новость о столь ожидаемой беременности разлетелась округой, сразу нашлись люди, которым ребенок был помехой на пути дальнейшего обогащения. Они решили его умертвить в утробе матери, а зачем судьба этого мальчика сложилось хоть и не трагично, но интересно. Дюма приводит записи судебного процесса и отмечает что объем документов и свидетельств, как и упорство с обеих сторон, в бытовом вопросе, были беспрецедентными. Новелла объемом всего около 40 страниц и отлично воспринимается за один присест.

Граф извещал своих близких и всех в доме, что у графини обнаружились несомненные признаки беременности, что, едва приехав в Париж, она стала страдать от слабости и обмороков, тошноты и рвоты, но она с радостью переносит недомогания, которые свидетельствуют о зарождении в ней новой жизни.

Иоанна Неаполитанская (Jeanne de Naples)

Новелла, открывающая третий том серии, рассказывает нам о еще одном примере сильной, не идущей на поводу судьбы, женщины. Автор переносит нас в середину XIV века и знакомит с молодой королевой Иоанной. Восхищающая всех своей красотой и непокорностью, молодая дева берется за государственные дела с неистовым упорством. Оно из преступлений, как раз и описанных в произведении, направлено против ее бывшего мужа. Женщина, неоднозначное отношение собственного народа к которой только нарастало, решает избавиться от опасной фигуры на шахматной доске борьбы за власть – от собственного мужа. Это коварное и жестокое преступление еще не раз будет в центре внимания. На самом деле, образ главной героини показался мне двусмысленным и не выраженным – я так для себя и не определил, как к ней относится. Как к блуднице и себялюбивой женщине, или как к жертве постороннего влияния. Частые отвлечения на исторические пояснения, в данном случае, отвлекают от довольно короткой сюжетной линии, и общее впечатление вытягивает разве что развязка.

Внешность ее являла собой тот контраст умиротворенности и страдания, что свидетельствует о душе, перенесшей несчастье и нашедшей утешение в религии.

Низида

Еще одно короткое произведение объемом всего около сорока страниц – можно без зазрений скуки прочитать за один присест. Интересное, что первая половина и без того небольшой новеллы совершенно безынтересно представляет нам историю наглого желания овладеть женщиной. В основе этого трагического повествования желание князя и молодого красавца ди Бранкалеона заполучить самую красивую девушку Неаполя, не отвечающего на его лестные уговоры и обещания. Он в дерзкой манере решает силой овладеть этой красавицей и встречает искренне сопротивление брата и отца несчастной. Я с упоением читал апогей истории и с интересом подтвердил догадка о эпилоге. Могу сказать, что Низида напомнила мне знаменитый «Собор Парижской Богоматери» , где причиной бед и смертей стала внеземная красота девушки. Прочитать однозначно стоит.

— Я не могу ни минуты сомневаться, — говорила она, расшнуровывая платье, — в любви отца. Если он и запретит мне разговаривать с незнакомцем, то для моего же блага.

Дерю (Derues)

Здесь автор приводит нам историю одного молодого человека, который предстает порочным, изворотливым и жестоким извергом. Французский мальчишка Антуан Дерю жестоко расправляется со своим ровесником в ответ на детские оскорбления и унижения. Выйдя сухим из воды, для него открывается целый новый мир притворства, борьбы за власть и положение. Дюма знакомит нас с несколькими десятилетиями жизни этого француза, сыскавшего себе дурную славу во многих городах и провинциях. Эта новелла действительно интересна, особенно сквозь осознание реальности описанных событий. Главный герой предстает перед нами почти что воплощением зла, почти идеальным антигероем. Здесь мало отвлечений от главной сюжетной линии и в своеобразной манере поочередно описываются злодеяния Дерю. Тот самый случай, когда хочешь достойного наказания для героя, о котором читаешь – соразмерного его бесчинствам. Здесь и убийства, вымогательство, кражи и лжесвидетельство, насилие и финансовые махинации.

Дерю остановился, хотя было очевидно, что он лишь подобрался к самой интересной части своего рассказа.

Мартен Герр (Martin Guerre)

Еще одна история о беспринципном человеке, не гнушающемся подлых и жестоких поступков на пути достижения своей цели и получения персональной выгоды. Автор интересным образом делай экскурс в описание ситуации конкретного преступления – поясняет его суть с самого начала. Нам рассказывают о кровавой битве между французами с одной стороны и испанцами и англичанами с другой на равнинах Сен-Кантена. В пылу сражения герой романа встретил своего двойника. Мужчин почти невозможно отличить друг от друга и Мартен Герр, решил воспользоваться слабостью раненного и выведать у того интересующую его личную информацию. Затем преступник бросил француза умирать, а сам отправился занять его место, в чину наследника и в кровати жены несчастного. Далее нам показывают подробности этой дерзкой аферы для всех ее участников, а развязка заставила меня из любопытства прильнуть к страницам. Новелла интересна самой идеей, которую довольно мало эксплуатировали в литературе и чуть чаще в кино.

Солдат зашевелился, вышел на свет, и необходимость задавать другие вопросы отпала: он так походил на своего товарища, что с первого взгляда их можно было принять за братьев-близнецов.

Али-Паша (Ali Pacha)

Условно все злодеяния в цикле можно поделить на описание одного преступления, и на продолжительную безнаказанность какой-то исторической личности. Так вот история правления ставленника Османской Империи Али Тепелинского – это хроника жестокого и часто беспринципного правления, твердой мстительной рукой державшей подданных в страхе и уважении на протяжении пятидесяти лет. Перед нами жизнеописание правителя Албании, который успешно, для него, лавировал между обязанностями вассала турков и христианами. Просто диву даешься, как один человек столько раз обеспечивал собственные же заверения мира и дружбы, нанося подлые удары в спину. Как истреблял целые города и народы, прикрывая свое положение подкупами и запугиваниями. Во время прочтения отдаешь себе отчет в том, что жизнь бывает куда изощренней и более жестокой, чем, если бы история создавалась только художественным вымыслом. Пожалуй, наряду с Борджиа, это одна из интереснейших частей трехтомника. Конечно, уху чужды многочисленные имена и титулы, в которых очень быстро начинаешься путаться. Вместе с этим, пропускать отдельные описания не хочется.

Как мы уже говорили, отец и сыновья, соревнуясь в бесчинстве и распутстве, развратились сами и растлили свое окружение. Всем и каждому было суждено отведать горьких плодов, порожденных падением нравов.

Вдова Константен (La Constantin)

Дюма делает многозначительное вступление, подчеркивая чудовищность разыгравшейся трагедии и совершенного преступления. Автор утверждает, что перед нами почти что дьявольский поступок, который трудно объяснить и даже передать в классическом изложении. Действительно новелла подана с нелинейным сюжетом, вот только она получилась сомнительного интереса. Действительно, совершенно наглое убийство на почве ревностей и алчности, но лично на меня оно не произвело никакого впечатления, и просто-таки меркнет на фоне зверств и сумасбродства того же семейства Борджа или Али-Паши из предыдущих повестей. Поэтому необычное и интригующее предисловие только усугубило разочарование конкретно этим произведением цикла. Вместе с этим, небольшой объем позволяет охватить рассказанную историю за один присест.

Железная маска (L’homme au masque de fer)

Я долго предвкушал прочтение именно этого произведения в цикле, так как имел любопытство слышать выражение Человек в железной маске, в том числе и в одноименном фильме с Леонардо Ди Каприо. Только сама мысль о столь жестоком заточении заставляет кровь стынуть в жилах. Дюма в данном случае берет на себя роль пересказчика мемуаров исторических персон, так или иначе излагавших свою версию о жизни самого загадочного узника в истории Франции. Эта тема, затрагивающая одну из самых скрываемых тайн в европейской истории, неоднократно попадала на суд общественного мнения из уст разных людей. Вот и наш автор берется лишь систематизировать и, в свойственной ему увлекательной манере, передать имеющуюся информацию. Дюма заходит издалека, уделяя внимания почти что мифам и слухам, и приближается к таким будоражащим вариантам личности узника, как родной брат короля Людовика XIV. К сожалению, не хватает как раз таки художественного стиля, не хватает мнимого погружения в дела государственной важности, коими славен автор. Он мог бы пересказать одну из версий на свой манер, но ограничился пересказом. К тому же новелла совсем скромная по объему, поэтому и окончание цикла подходит очень быстро.

Итак, предсказание сбылось, и королева, пока король – ужинал, родила дофина, который был миловидней и красивей, чем первый; новорожденный непрестанно плакал, кричал, словно заранее сожалел, что явился на свет, где ему предстояло претерпеть столько страданий.

Ниже я подведу краткий итог, подчеркиваю, основанный на моих личных ощущениях. В вашем случае впечатления от каждой отдельной истории наверняка будет отличаться, поэтому я не претендую на авторитет. Просто делюсь мнением – надеюсь, вам оно будет полезным.

Эпилог

По окончанию цикла я ощутил почти традиционное ощущение печали, что очередное произведение Александра Дюма-отца прочитано мной до конца и занимает место на полке домашней библиотеки. Конечно, как можно понять из моего обзора, не все произведения цикла одинаково интересны. Одни буквально с головой погружают вас в описанное преступление, ведут за читательскую руку к самому финалу. Другие откровенно тяготят и вызывают желание перелистнуть книгу в поисках истории поинтересней. Как указывает автор предисловия в моем трехтомном издании – нам еще предстоит дать оценку некоторым из жестоких убийств и обманов, предательств, описанных Дюма в своем труде. Желаю вам интересного досуга в кампании этого не маленького по объему, но редкого и интересного произведения.

Моя оценка: 8,5 из 10

Советую заглянуть в мой подробный материал по Основному инстинкт. Смежная тема преступления будет интерес любителя покопаться в сюжете.

www.recenzent.org.ua