Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому

Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок расчета налога для многих организаций изменился.

ФОРМА

И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений. Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.

Кто платит налог на имущество и как рассчитать налоговую базу

Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества. НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м.

Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом:

Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте, найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес. Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы:

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости
Другие бланки

Налоговые ставки и льготы

Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ. Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки. Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2016 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%. При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2016 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

Посмотреть, какую ставку по какому виду имущества нужно применять в том или ином регионе, можно на официальном сайте ФНС России.

Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог. Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п. 24 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитывать налог на имущество по новым правилам

Рассмотрим на примере, как правильно рассчитать налог и заполнить декларацию.

Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом. Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы. Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.

Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м., при этом его кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб., при этом его общая площадь – 7003 кв. м.

Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения. Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения:

965 859 064 руб. / 7003 кв. м х 140 кв. м = 19 308 906 руб.

Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.

Исходя из этого рассчитаем налог – для этого налоговую базу умножим на ставку.

19 308 906 руб. х 1,5% = 289 634 руб.

СОВЕТ

Ознакомиться с порядком заполнения декларации по налогу на имущество организаций можно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», которым утверждена и сама форма декларации.

После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям. Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций).

www.garant.ru

Налог на имущество юридических лиц: изменения с 2014 года

Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что данный налог устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога (п.2 ст. 372 НК РФ). Также региональными законами могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ.

С 2014 года субъектам РФ дано право устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ

С 1 января 2014 года ст. 375 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если не предусмотрено иное. При определении налоговой базы указанным способом, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 3 ст. 375 НК РФ).

Еще одно нововведение по налогу на имущество юридических лиц, установлено ФЗ от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ» действует уже год. С 01 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. При этом закон субъекта РФ, который бы устанавливал особенности определения налоговой базы, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Речь идет о таких объектах как (ст. 378.2 НК РФ):

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

На территории города Москвы особенности обложения налогом на имущество организаций установлены законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64). Также в целях реализации указанного Закона N 64 на основании п. 7 ст. 378.2 НК РФ Правительством Москвы в Постановлении от 29.11.2013 N 772-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год (далее — Перечень). На 2015 год подобный перечень пока не утвержден.

С 01.01.2015 в Москве в число объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, будут включены также расположенные в многоквартирных домах, принадлежащие одному или нескольким собственникам, нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров (п. 2.1 ст. 1 Закона N 64 (в редакции Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 25)).

Отметим, что в Москве применяются два вида налоговых ставок, первый в размере 2,2 процента установлен для имущества, налоговая база по которому рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, и второй вид установлен в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,5 процента — в 2016 году;

4) 1,8 процента — в 2017 году;

5) 2,0 процента — в 2018 году.

Налог на имущество для плательщиков УСН

02 апреля 2014 года был принят федеральный закон № 52-ФЗ, который внес изменения в статью 346.11 НК РФ и с 01 января 2015 года они вступят в действие. Таким образом с нового года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество независимо от объекта налогообложения. На плательщиков УСН распространяются те же правила, что и на всех остальных, при исчислении налога на имущество налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества определяется исходя из его кадастровой стоимости при одновременном исполнении двух условий:

— объект указан в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ;

— объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (на соответствующий налоговый период), утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Что касается налогоплательщиков ЕНВД, ранее также освобожденных от уплаты налога на имущество, то они обязаны уплачивать данный налог, начиная с 01 июля 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июня 2014 г. N 03-05-05-01/26195). Это касается имущества, которое используется в облагаемой ЕНВД деятельности и включено в указанный перечень. Налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Минфин России разъяснил, как плательщикам ЕНВД исчислить авансовые платежи по налогу на имущество и налог с указанной даты

Для расчета авансового платежа за 9 месяцев 2014г. необходимо взять 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014г. и умножить эту величину на соответствующую налоговую ставку. Годовая сумма налога должна исчисляться за период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 г., умноженная на соответствующую налоговую ставку. Затем из результата нужно вычесть авансовый платеж за 9 месяцев 2014 г.

Как видно, все налогоплательщики, независимо от системы налогообложения, организационно-правовой формы и формы собственности исчисляют и уплачивают налог по одним правилам. Для определения налоговой базы всем необходимо знать значение кадастровой стоимости объекта налогообложения. Единым систематизированным сводом сведений и документов о недвижимом имуществе в РФ является государственный кадастр недвижимости. Чтобы узнать информацию по интересующему объекту недвижимости необходимо зайти на сайт Росреестра (https://rosreestr.ru), выбрать среди заявленных услуг «Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» и подать заявление. Данная услуга является платной, перечисление платежа производится до представления запроса в орган кадастрового учета в случае представления такого запроса путем отправки по почте, а также если такой запрос представляется представителем юридического лица в виде бумажного документа при личном обращении. Для получения юридическим лицом кадастровой выписки по объекту недвижимости в виде бумажного документа, необходимо заплатить 1 200 рублей за один экземпляр.

Направить запрос можно лично уполномоченным, по почте или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

rosco.su

Налог на имущество организаций: новые правила с 2014 года

Автор: налоговый департамент Грант Торнтон в России

2 ноября 2013 года Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Более подробно об этом читайте в нашем информационном материале.

Объекты налогообложения

Указанные поправки распространяются на следующие виды недвижимого имущества:

Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

Нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства (ПП), или объекты недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности через ПП.

При этом в отношении первой группы объектов в Законе даны определения административно-делового и торгового центров. В отношении второй — указано, что назначение объектов недвижимости определяется в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) либо фактом фактического использования не менее 20% общей площади объекта для размещения указанных объектов. В отношении третьей группы Закон пояснений не содержит.

Порядок исчисления налога

Налог будет рассчитываться как произведение кадастровой стоимости недвижимого имущества на 1 января налогового периода и ставки налога.

Законом установлены предельные значения ставок налога:

2014 год

2015 год

2016 и последующие годы

Иные субъекты РФ

Исчисленный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества.

Полномочия субъектов РФ

Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъекта РФ должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).

Кадастровую оценку недвижимости органы власти субъекта РФ должны проводить не реже чем один раз в пять лет 1 .

По информации Росреестра, размещенной на его официальном сайте (www.rosreestr.ru), оценка кадастровой стоимости объектов капитального строительства проведена во всех субъектах РФ, однако до настоящего времени ее результаты в установленном действующим законодательством порядке не утверждены либо не вступили в силу в следующих субъектах РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Республики Татарстан, Марий Эл, Дагестан, Ленинградская и Тверская области. По этой причине отчеты об определении кадастровой стоимости в этих субъектах РФ в настоящее время не опубликованы на официальном сайте Росреестра. По всем остальным субъектам РФ информация доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Законом предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 января определяет на очередной год перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок, направляет его в налоговые органы и публикует его в интернете для всеобщего ознакомления.

Если в течение года выявлены объекты, не включенные в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (год).

Налог на имущество организаций в Москве

20 ноября 2013 года Мосгордумой был принят Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Согласно закону изменения в порядке определения налоговой базы коснутся административно-деловых и торговых центров (общей площадью свыше 5 тыс. кв. м) и помещений в них; зданий, предназначенных для использования или фактически используемых в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых и объектов бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через ПП.

Налоговая ставка для расчета налога в отношении рассматриваемых объектов составит 0,9% — в 2014 году и будет постепенно расти до 2% — в 2018 году.

Законом установлены льготы в виде налогового вычета кадастровой стоимости 300 кв. метров для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, закон уменьшает в четыре раза сумму налога в отношении тех объектов, которые используются для ведения образовательной или медицинской деятельности, а также для размещения научных организаций, выполняющих НИОКР за счет бюджета.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

Налог на имущество организаций в Московской области

Мособлдума 14 ноября 2013 года также внесла изменения в Закон Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

С 1 января 2014 года налог на имущество будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости в отношении торговых центров и комплексов площадью свыше 5 тыс. кв.м. и помещений в них и объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через ПП.

В 2014 году налоговая ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества составит 1%, в 2015 году – 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%. Никаких дополнительных льгот для владельцев указанного имущества данным документом не предусмотрено.

Физические лица

Введение единого налога на недвижимость для физических лиц отложено до 2015 года. Изначально предполагалось, что в регионах, которые готовы к введению налога, он должен был заработать с 1 января 2014 года, а остальные субъекты РФ должны были ввести его до 2018 года.

Указанный налог должен заменить действующие налог на имущество и земельный налог. При этом планируется рассчитывать данный налог на основании кадастровой стоимости недвижимости, а не суммарной инвентаризационной стоимости.

Информация о кадастровой стоимости недвижимого имущества доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью собственники недвижимости могут ее оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке 2 .

Досудебный порядок предусматривает обжалование результатов кадастровой оценки в специальных комиссиях, которые созданы при каждом территориальном органе Росреестра. Однако сделать это можно только в течение шести месяцев с даты внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 3 . В случае несогласия с решением комиссии, а также после истечения шестимесячного срока обжаловать кадастровую стоимость можно только в арбитражном суде. По этому вопросу имеется обширная положительная судебная практика (оспаривание стоимости земельных участков) 4 .

Для того, чтобы доказать, что кадастровая стоимость недвижимости завышена, необходимо иметь отчет об индивидуальной рыночной оценке объекта недвижимости.

Заказать проведение такой оценки и составление соответствующего отчета можно у независимого оценщика.

Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков, перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра в сети интернет. При выборе оценщика следует руководствоваться такими критериями как опыт работы в области проведения оценки, знание специалистами учреждения российского законодательства в области оценки, наличие опыта в данной сфере.

1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

4 Например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2013 по делу N А53-30579/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2013 по делу N А11-13011/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А10-5305/2012, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2013 N Ф03-240/2013 по делу N А51-14261/2012

www.audit-it.ru

Аналитические обзоры

Налог на имущество организаций. Новые правила.

VEGAS LEX_Налог на имущество организаций. Новые правила

6 ноября 2013 года в «Российской Газете» (Федеральный выпуск №6225) опубликован Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон о внесении изменений»), предусматривающий существенные поправки в части определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Закон предполагает определение налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости в отношении:

▪ административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них;

▪ нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

▪ объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство.

В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Новый порядок определения налоговой базы вступает в силу с 01.01.2014, однако фактическое начало применения новых положений налогоплательщиками зависит от даты опубликования результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее 1 января очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, и размещает его на своем сайте или на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет», а также направляет его в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.

Если объект не включен в указанный перечень на 1 января соответствующего налогового периода, то налоговая база и суммы налога (суммы авансового платежа) по текущему налоговому периоду определяются исходя из среднегодовой стоимости в порядке, аналогичном действующему.

Исключением является, в частности, случай, когда не определена кадастровая стоимость помещения, являющегося объектом налогообложения, но определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено данное помещение. В таком случае налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания пропорционально площади помещения в общей площади здания.

Также особое положение предусмотрено для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, – для них налоговая база по налогу на имущество организаций считается равной нулю, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не определена.

Кроме изложенного, в Законе о внесении изменений имеются следующие существенные положения:

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, установлен предельный размер налоговых ставок. Так, максимальный размер ставки налога для г.Москвы в 2014 году составит 1,5 %, в 2015 году – 1,7 %, в 2016 и последующие годы – 2 %, для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 %, в 2015 году – 1,5 %, в 2016 и последующие годы – 2 %.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации получили право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, однако соответствующий закон субъекта Российской Федерации может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В отношении объектов налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости, такая стоимость определяется на 1 января соответствующего налогового периода. Соответственно, изменение кадастровой стоимости, связанное с изменением качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, будет учитываться только со следующего налогового периода.

В свою очередь, вопрос определения налоговой базы в случае, если объект налогообложения [1] находится в собственности (или на балансе лизингополучателя, концессионера и т.д.) налогоплательщика неполный налоговый период, в новой редакции главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» недостаточно урегулирован.

Также новые положения не содержат порядок определения налоговой базы в случае обжалования/оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и соответствующего изменения стоимости данных объектов.

Напоминаем, что в соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой, созданной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящий момент уже сформирована арбитражная практика, когда налогоплательщики земельного налога успешно оспаривали результаты кадастровой оценки земельных участков.

В досудебном порядке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в досудебном порядке являются:

▪ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

▪ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [2] комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости:

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости не более чем на 30%;

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и заявителем представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.

[1] Объект налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, за исключением объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство

[2] Утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263

www.vegaslex.ru