По представлению Петра I Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть . »

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота – Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Они и составили Азовскую флотилию.

Первая крупная победа России за выход к морю одержана (19) 29 июля 1696 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов).

(20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть . », и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания.

С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву. В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные типы и классы кораблей с учетом поставленных им целей – не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота.

Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал (27 июля) 7 августа 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н.Эреншельда. А с разгромом шведского флота у Гренгама в 1720 году российский флот стал самым мощным на Балтике.

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море – с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись.

Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

www.calend.ru

Морским судам быть

Морским судам быть

Взятие Азова ни в коей мере не решило вопроса о возвращении выходов к морям для свободной морской торговли, тем более, что Россия продолжала находиться в состоянии войны с Турцией. Необходимо было решить проблему овладения берегами Керченского пролива, находившегося под контролем Турции. Кроме того, предстояла трудная и упорная борьба с одной из сильнейших держав того времени — Швецией, господствовавшей на Севере Европы уже около 150 лет и с особым упорством противодействовавшей попыткам русских выйти на побережье Балтики.

Взятие Азова явилось лишь началом того большого плана Петра I, к осуществлению которого он приступил сразу же по возвращении в Москву. Для закрепления первых успехов необходимо было создать регулярный военно-морской флот. Этот вопрос он выносит на решение Боярской думы. Выступая перед боярами, Петр I заявил: «Понеже фортуна сквозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре: разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым, да неподалеку оттуда, где заложена мною крепость Таганрог, сию крепость благоустроить и населить же… И еще потребно, — еще нам способнее морем воевать, нежели сухим путем, — построить караван в 40 али более того судов… Ничто же лучше мню быть ежели воевать морем, понеже зело близко есть и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К нему же потребен есть флот»[17].

После длительных горячих споров по настоянию Петра I Боярская дума 20 октября 1696 года приговорила: «Морским судам быть». Этот день принято считать датой основания русского регулярного военно-морского флота. Принятое Боярской думой решение гласило: «Корабли сделать со всей готовностью и с пушками, и с мелким ружьем, каким быть к войне». Предстоящее строительство требовало огромных средств. Только расходы на постройку одного большого корабля определялись в крупную по тому времени сумму — 10 тысяч рублей. К тому же для кораблей нужны были в большом количестве пушки, порох, боевое снаряжение, обмундирование для экипажей. Кроме этого требовались значительные расходы на постройку верфей, пристаней, освоение и расширение предприятий, обеспечивающих судостроение железом, тросами, парусиной, краской, смолой, паклей и т. п. Таких средств государство не имело. 4 ноября 1696 года, опять-таки по настоянию Петра I, Боярская дума принимает второе решение: о создании дворянских, монастырских и гостинных «кумпанств» (компаний), на которые возлагались задачи постройки и полного оснащения кораблей и судов.

Введение корабельной повинности было враждебно встречено со стороны многих землевладельцев и купцов, готовых откупиться от этой обязанности, а не обременять себя организацией кораблестроительных работ. Но Петр I жестко требовал выполнения этого решения и сурово наказывал виновных, лишал их земли и подвергал ссылке в отдаленные края.

К началу 1697 года было создано 52 «кумпанства». В течение года они должны были построить по одному кораблю и обеспечить его всем необходимым. Позднее задание увеличилось до 77 кораблей и срок их готовности был перенесен на конец 1698 года. Кроме больших кораблей намечалось построить также свыше 1500 стругов, лодок и плотов.

В январе 1697 года «кумпанствам» выделили в государственных рощах лесные участки, где они должны были заготовить и за свой счет доставить к месту постройки кораблей и судов необходимое количество леса, а только для одного корабля требовалось 1400–1500 дубовых и сосновых стволов.

Помимо Воронежа, строительство кораблей и судов началось в Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске, Ступине, Коротояне, Чертовицком и Чижове. В Воронеже, наряду с существующей верфью, ранней весной 1697 года выделили в центре города два участка для постройки больших кораблей и малых судов. Тут же началось строительство адмиралтейского двора, складов для хранения оружия, материалов и корабельных припасов, а также бараков и землянок тля работных людей и дома для царя.

С большим трудом шло комплектование строительных артелей. Особенно тяжело было с набором плотников. Только для постройки одного корабля требовалось свыше 60 плотников, 4 кузнеца, одни столяр, живописец, а также иноземные специалисты — мастер и два подмастерья.

Немалые трудности возникли при заготовке материалов. Для каждого судна требовалось более 20 тысяч железных гвоздей, 5 якорей, 1350 кусков парусиновых полотен, около 200 ружей и до 50 пушек.

Как ни было трудно, весной 1697 года кораблестроительные работы развернулись в полном объеме. Как и год назад, во время подготовки второго Азовского похода, в Воронеж и другие места судостроения стекались тысячи людей со всех сторон России; сюда же непрерывным потоком, шли материалы. Масштабы кораблестроения возрастали. Только на Воронежских верфях количество судов увеличилось вдвое. А ведь строились не гребные галеры с несколькими пушками на борту, а довольно большие для того времени двух- и трехмачтовые парусные корабли, вооруженные 25–40 орудиями каждый. Воронеж становился подлинной «колыбелью русского флота».

Наладив закладку судов, Петр I в составе большого посольства выехал за границу и 16 августа 1697 года прибыл в Голландию. Основная задача посольства заключалась в том, чтобы найти союзников в войне с Турцией и Швецией и получить заем, необходимый для ведения войны и создания военно-морского флота. Однако немаловажной целью было изучение зарубежного опыта в деле государственного устройства, реорганизации вооруженных сил, расширения внешних торговых и культурных связей.

Отправляясь на запад, Петр I взял с собой 30 волонтеров из числа давних соратников по «потешному флоту», сведущих в морском деле, и 69 молодых стольников, преимущественно из знатных боярских и дворянских родов, для обучения их кораблестроению и военно-морскому искусству.

На голландских верфях Петр I лично изучал правила постройки корабля — от закладки до спуска его на воду и получил звание «доброго корабельного мастера».

В начале 1698 года он отравился в Англию. Пробыв здесь 3 месяца, Петр I пришел к заключению, что способы английской постройки кораблей лучше голландских. Это послужило основанием для отстранения многих голландских мастеров от руководства строительством кораблей и приглашения большого числа английских специалистов.

Поездка Петра I в Западную Европу, завершившаяся в конце 1698 года, не полностью оправдала его надежды. Ему не удалось получить в Голландии и Англии займа. Эти крупные морские державы не хотели, чтобы Россия, считавшаяся великой сухопутной державой, обзавелась своим флотом и успешно конкурировала с ними на море.

В то же время поездка оказалась полезной, так как дала возможность Петру I и его сподвижникам глубоко изучить передовой опыт кораблестроения в наиболее развитых странах Западной Европы, подготовить значительную часы, отечественных морских специалистов, подобрать и пригласить на русскую службу около 600 иностранных специалистов-ученых, корабелов, порто-строителей, опытных судоводителей и моряков.

Вернувшись на Родину, Петр I сразу же отправляется в Воронеж. За полтора года здесь многое изменилось. Кругом кипела работа. Окруженные лесами, строились большие корабли. Повсеместно возвышались различные сооружения. Однако, критически оценивая увиденное, царь остался многим недоволен. На некоторых кораблях было слабое вооружение, плохая оснастка, допущены серьезные дефекты при постройке корпусов, доски из невыдержанного леса рассыхались. Но в письме, посланном в Москву, он писал: «Семь кораблей, которые строятся, не зело добрые, по голландскому образцу построены, однако к службе годны». Отмеченные недостатки и недочеты государь приказал устранить.

С приездом царя работы по строительству кораблей и судов значительно оживились. Официально занимая должность «адмиралтейской верфи баса» (мастера), Петр I активно включился в общее руководство строительством Азовского флота. Вместе с Федосеем Скляевым[18], одним из талантливых русских корабелов, он разработал таблицу типовых главных размерений для кораблей различных классов («добрых пропорций»). Царским указом строжайше запрещалось отступать от этой таблицы.

19 ноября 1698 года в торжественной обстановке Петр ? заложил свой первый «государев» корабль — 58-пушечный «Гото-Предестинация», длиной 36 и шириной 9,5 метра. Из соображения национального престижа его строили русские корабелы Федосей Скляев и Лукьян Верещагин[19].

К весне 1699 года на Воронежской и других верфях были спущены десятки кораблей и судов. Среди них 62-пушечнын корабль «Скорпион» и 46 пушечный «Крепость» — в Паншине, бомбардирские «Гром», «Молдовия», «Громовая стрела» и «Миротворен» — в Чижовке, 52 пушечный «Отворенные врага», 50 пушечный «Безбоязнь» и 34-пушечный «Благое начало» — на Хопре, корабли-барколоны «Три рюмки», «Стул», «Весы», галеры «Периная тягота» и «Заячий бег» — в Воронеже и другие.

Строительство Азовского флота проходило в сложной военно-политической обстановке. Турецкое правительство стремилось вернуть себе Азов. В мае 1697 года турецкий флот, пользуясь отсутствием основных русских сил, попытался высадить десант в устье Дона. Находившийся здесь отряд донских казаков вышел на лодках навстречу неприятельским десантным судам и в завязавшемся бою потопил часть из них, а остальные обратил в бегство.

В июле этого года 27-тысячное войско крымских татар и ногайцев подошло к Азовской крепости и пыталось захватить ее. В обороне города участвовали части армии А. С. Шеина и казаки. Сражение продолжалось более 10 часов. Русские выиграли бой, а преследовавшие отступающего противника казаки причинили ему тяжкие потери.

Через год к Азову подошла большая турецкая эскадра, которая блокировала город с моря. Однако и на этот раз русский Азов устоял. В это же время крупные турецкие силы были направлены против русской армии к устью Днепра.

Между тем союзники России — Австрия, Венеция, Польша — при посредничестве Англии и Голландии начали сепаративные переговоры с Турцией о заключении мирного договора. Россию в эти переговоры не включили. Выразив протест австрийскому правительству за нарушение союзнических обязательств, Петр I добился включения своего представителя в мирный конгресс. После долгих проволочек, направленных против выдвинутых русскими требований, между Россией и Турцией было заключено временное перемирие на два года, в течение которых предполагалось выработать условия мирного договора. С этой целью русское правительство решило направить в Константинополь опытного дипломата Емельяна Украинцева[20], препроводив его туда морем на своем военном корабле.

Весной 1699 года русская эскадра в составе 10 кораблей, 11 галиотов и 13 бригантин отправилась к Азову. Переждав непогоду и дождавшись высокой воды, основная часть судов прибыла в Таганрог. Здесь под защитой мола их конопатили, смолили, исправляли оснастку, грузили балластом. Целыми днями висел в люльке за бортом Петр I. Посвистывая, стучал молотком по конопати. Иногда занимался креплением новой реи, подводил хитрое крепление кормовых шпангоутов. На других кораблях трудились корабельные мастера Федосей Скляев, Михаил Аладушкин, Лукьян Верещагин, Джон Дрен, Осин Най и другие.

14 августа 1699 года «морской караван», состоящий из 10 кораблей и двух галер, под командованием адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря и направился в море. Начался первый морской поход русского флота. Во главе эскадры стал флагманский корабль «Скорпион», имевший 62 орудия и 253 члена экипажа, затем корабли «Благое начало» (капитан — вице-адмирал К. Крюйс[21]), «Крепость» (капитан — П. Памбург) с послом Емельяном Украинцевым на борту, «Отворенные врата» (капитан — Петр Михайлов — Петр I).

За трое суток корабли миновали Азовское море и оказались вблизи Керчи. Пораженный неожиданностью, турецкий градоначальник Асан-паша сделал все, чтобы не пропустить в Константинополь посольскую «Крепость» и сопровождающие ее корабли.

Целую неделю продолжались напряженные переговоры. Наконец, Асан-паша согласился пропустить «Крепость» в сопровождении четырех своих судов. Караван русских кораблей вышел в обратный путь, а «Крепость» взяла курс на столицу Турции.

7 сентября 1699 года первый военный корабль России «Крепость» встал на якорь против султанского дворца. Вскоре начались переговоры, которые длились около года. Турецкое правительство, поддерживаемое западно-европейскими дипломатами, категорически отказывалось дать выход России к Черному морю. «Послы английский и голландский, — писал Е. Украинцев Петру I, — во всем держат крепко турскую сторону… Торговля английская и голландская корабельная в турском государстве исстари премногая и пребогатая, и что у тебя, государя, завелось морское корабельное строение и плавание под Азов и у Архангельского города, тому они завидуют и того ненавидят, чая себе от того в морской своей торговле великой помешки».

И все-таки 3 июля 1700 года посольским дьяком Емельяном Украинцевым в Константинополе был подписан с Турцией мирный договор, сроком на 30 лет, согласно которому за Россией оставались Азов, Таганрог, побережье Азовского моря и приазовская степь до Днепра.

Наличие Азовского флота и продолжавшееся строительство новых кораблей сделало турецкое правительство более сговорчивым. Заключением Константинопольского договора был завершен первый этап борьбы России за выход к берегам Азовского и Черного морей.

…Вернувшись из Керчи в Таганрог и пробыв в нем три дня, Петр I 4 сентября направляется в Воронеж. Накануне отъезда он отдал распоряжение провести зимовку флота в Азове, так как Таганрогская гавань была еще не готова. Однако корабли «Крепость», «Безбоязнь», «Святой Петр» и «Святой Павел» зимовали в Таганроге.

В Воронеже предметом особой царской заботы стал корабль «Гото-Предестинация», при строительстве которого были внесены весьма существенные конструктивные усовершенствования. Если до этого киль изготавливался из одного массивного бруса, то Петр I и Федосей Скляев решили изготовить его из двух брусьев, скрепленных между собой деревянными нагелями. В случае удара о грунт отваливался только нижний брус, само же судно оставалось неповрежденным. Небезынтересно, что киль такой конструкции стали применять в других странах только в первой половине XIX века.

В конце апреля 1700 года корабль «Гото-Предестинация» был в торжественной обстановке спущен на воду. Присутствующие на церемонии спуска иностранные дипломаты и специалисты, многочисленные гости с восхищением смотрели на петровское детище. Крутая корма его, с тремя ярусами квадратных окошек, была искусно изукрашена дубовой резьбой. По черным бортам пролегали две белые полосы. На медных петлях откинуты пушечные люки. На тупом носу, расположенном значительно ниже кормы, длинный бушприт, несущий, в отличие от прежних кораблей, одни только косые паруса.

Датский посланник об этом корабле писал на родину: «Понимающие люди единогласно признали его как превосходный корабль». Посол из Голландии Ван-де-Гульстр, еще недавно сообщавший из Воронежа, что «из 30 кораблей четыре пли пять во всем исправны, остальные же, построенные итальянскими мастерами, немного стоят», о «Гото-Предестинации» писал следующее: «Будучи в Воронеже, мы там видели спуск корабля… Корабль сей весьма красивый, был сооружен русскими без содействия немецких мастеров».

Восторженно отозвался о своем корабле Петр I: «Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».

В апреле 1701 года «Гото-Предестинация» прибыла в Азов. В Таганроге ее достроили, дооснастили и вооружили. Она обладала хорошей устойчивостью, великолепной маневренностью и оказалась самым быстроходным кораблем Азовского флота.

К весне 1700 года «кумпанства» в основном выполнили судовую повинность, и Петр I издал указ о приеме построенных кораблей. Часть судов находилась в разных стадиях готовности и продолжала достраиваться. Прекратив постройку новых судов через «кумпанства», царь повел дальнейшее строительство за счет государства. К этому времени для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. Большинство из них находилось на Азовском море и надежно охраняло южные морские рубежи.

Создавая регулярный военный флот, Петр I думал и о завтрашнем дне. В 1701 году в Москве была основана первая в стране школа математических и навигационных наук для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Возглавил ее один из ближайших сподвижников царя — генерал-адмирал Ф. А. Головин.

В школу принимались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных. Обучалось в ней от 300 до 500 человек. Курс обучения состоял из трех ступеней или классов. Готовя флотские кадры, навигационная школа проводила важные исследования и вскоре стала центром научной мысли. «Школа оная, — говорилось в одном из указов царя, — не только потребна единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе».

Для подготовки низшего кадрового звена отечественного кораблестроения в Воронеже, Архангельске, позже в Санкт-Петербурге и Казани стали создаваться «цифирные» школы, а затем адмиралтейские, которые готовили старших плотников, десятников, корабельных комендоров, мастеров парусного, мачтового, блокового, машинного дела и «разных художеств».

После заключения Константинопольского договора Россия получила право владеть Азовским морем, но свободного выхода в Черное море не добилась. В договоре был даже пункт, запрещающий «своевольным казакам выходить с чайками и с суды водяными в Черное море».

В то же время Порта предприняла меры по дополнительному укреплению Керченского пролива. С этой целью турки начали строить недалеко от Еникале крепость на берегу, а на противоположной стороне — подводную каменную насыпь, которая должна была перекрыть пролив на глубину в 12 футов. На ее конце предполагалось построить крепостную башню Побывавшие в этом районе с разведывательной целью подполковник Иван Нестеров (1703 г.) и штурман Давыд Волганов, (1704 г.) стали свидетелями усиленных фортификационных работ турок. Первый сделал зарисовку увиденного, а второй произвел глазомерную съемку и составил план Керчь-Еникальского пролива. В связи с грубыми техническими просчетами, допущенными турецкими специалистами при сооружении подводных укреплений, осенью 1704 года они были выбиты льдом и разнесены по проливу.

В самом начале XVIII века, в связи с обмелением реки Воронеж, встал вопрос о строительстве новой верфи для постройки больших линейных кораблей. Выбор пал на село Таврово, расположенное вблизи впадения р. Воронеж в Дон. Уже к концу 1703 года на стапелях Тавровской верфи можно было заложить четыре 60-пушечных и два 80-пушечных корабля.

Несмотря на то, что значительная часть судостроительного хозяйства из Воронежа была переведена в Тавров, Воронежская верфь продолжала играть важную роль в строительстве кораблей. В 1705–1709 годы с ее стапелей сошли на воду 50-пушечная «Ласка», 60-пушечные «Шпага», «Сулица», «Скорпион» и «Цвет войны», 70-пушечные «Старый дуб», «Спящий лев» и самый большой 80-пушечный корабль «Старый орел». Достраивались, оснащались и вооружались эти корабли в Таврове.

К этому времени Тавров стал главным центром донского судостроения. Только в 1709 году здесь были спущены на воду четыре новых корабля. За эти годы на Тавровской верфи был сооружен также плавучий док, в котором годные суда ремонтировались, а устаревшие разбирались.

В этот период на других воронежских, донских и хоперских верфях продолжали строиться бригантины, галеры, галиоты, фрегаты, шнявы, десантные и другие лодки.

В петровский период в России было 26 крупных верфей, из них 10 располагались на Дону и его притоках. Об их вкладе в создание Азовского флота наглядно свидетельствует следующая таблица, позаимствованная авторами из книги П. А. Быховского «Петровские корабелы».

Таблица 1. Верфи

В строительство многих кораблей для Азовского флота вложил свой талант, труд, умение первый отечественный «корабельный бас» Петр Михайлов — Петр I. Он непосредственно занимался проектированием и постройкой кораблей, фрегатов, шняв и других судов. При личном участии царя было построено более двух десятков судов, из которых половину строили под его руководством.

В этот период в России была воспитана целая плеяда замечательных отечественных кораблестроителей, многие из которых трудились на воронежских и донских верфях. Наиболее талантливые из них Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Гаврила Меншиков, Иван Немцов, Анисим Моляров, Филипп Пальчиков.

В подготовке русских мастеров-судостроителей, в постройке многих военных кораблей для Азовского флота огромная заслуга иностранных корабельных специалистов, среди которых на первом месте стоят англичане Осип Най и Ричард Козенц. Только О. Най за годы службы в России построил более 40 военных и иных судов, из которых половину составили многопушечные корабли и фрегаты. В ознаменование его заслуг перед российским кораблестроением Адмиралтейств-коллегий установила ему пожизненную пенсию в размере 500 рублей в год.

С 1700 но 1707 гг. отечественное кораблестроение возглавлял Ф. М. Апраксин[22]. За 7 лет под его руководством для Азовского флота были построены десятки кораблей и судов, расширена, оборудована доками и шлюзами Воронежская верфь, перестроена Азовская крепость, выполнен большой объем работ на строительстве Таганрогской гавани, заново сооружена Петропавловская верфь. За это время возглавляемый Апраксиным Азовский флот стал реальной силой.

history.wikireading.ru

«Морским судам быть»: в России отмечается День основания Военно-морского флота

Строительство в Воронеже флотилии для второго Азовского похода Петром I в 1696 году. / Картина Юрия Кушевского

Петр I после создания флота поднял на кораблях Андреевский флаг. С того же времени на мачтах появились другие военно-морские флаги: авангарда (синий с белым крестом в крыже), гюйсы и крепостные флаги (красные с белым прямым и синим диагональным крестами). / Картина Евгения Лансере

Репродукция гравюры «Взятие в плен двух шведских судов в устье Невы 7 мая 1703 года» работы Алексея Зубова с рисунка Петра Пикара начала XVIII века. / РИА Новости

Репродукция картины И.М. Прянишникова «Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе». / Репродукция картины И.М.Прянишникова

«Синопский бой» в изображении Ивана Айвазовского. В 1853 году русский Черноморский флот разгромил турецкую эксадру. В историю бой вошёл как последнее крупное сражение парусных флотов. / Картина Ивана Айвазовского

Картина художника Владимира Илюхина «Встреча А. Суворова и Ф. Ушакова в Севастополе». / Картина В.Д.Илюхина

Российский крейсер «Варяг» (1904 год). / Wikipedia

Крейсер «Аврора» на испытаниях (14 июня 1903 года). / ст-петербург.рф

Торпедные атомные подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». / U.S. Navy

Крейсер «Ворошилов» (20 июня 1941 года). / Wikipedia

Атомный ледокол «Ленин» во льдах. / РИА Новости

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в Атлантическом океане. / Пресс-служба Северного флота

Ракетный крейсер 1-го ранга «Москва» (проекта 1164 «Атлант») во время военно-морского парада в честь празднования Дня Военно-Морского Флота России в Севастополе. / РИА Новости

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» во время прохода авианосной группы Северного флота России в Норвежском море. / The Norwegian Armed Forces

Сторожевой корабль «Стойкий» (справа) и десантный катер проекта 1176 «Акула» во время главного военно-морского парада в честь Дня Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге. / РИА Новости

russian.rt.com

«Морским судам быть!»

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская дума по докладу Петра I постановила: «морским судам быть». Сегодня российский флот насчитывает более 200 надводных боевых кораблей. Лучшие из лучших — в подборке РИА Новости.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» во время прохода авианосной группы Северного флота России через пролив Ла-Манш

Крейсер «Петр Великий» — флагман Северного флота ВМФ России и самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль с атомной энергетической установкой. Его основное предназначение — поражать авианосные группы противника и уничтожать как надводные, так и береговые цели, обеспечивать комплексную противовоздушную и противолодочную оборону.

«Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Авианосец рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Возможности «Адмирала Кузнецова» позволяют использовать его в качестве корабля управления Средиземноморской эскадрой ВМФ России.

Ракетный крейсер «Москва»

Ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота России и его единственный корабль первого ранга. Предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, прежде всего авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того, корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений и огневую поддержку десанта. «

Крейсер Тихоокеанского флота «Варяг»

Флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» — своего рода «близнец» крейсера «Москва». Он выполнен по тому же проекту и имеет такое же вооружение. Корабль развивает скорость 60 км/ч и может находиться в автономном плавании 30 суток.

«Настойчивый»

Эскадренный миноносец «Настойчивый», или «Sovremenny class destroyer», как его называют в НАТО, является флагманом Балтийского флота. Среди оперативно-тактических задач эсминца — подавление наземных целей, противовоздушная и противокорабельная оборона, борьба с десантно-высадочными средствами противника.

Ракетный корабль «Татарстан»

Сторожевой корабль «Татарстан» — флагман Каспийской флотилии. Малая заметность этого корабля обеспечивается за счет надстройки, которая изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов. Основное предназначение «Татарстана» — поиск и борьба с подводными, надводными и воздушными целями, несение дозорной службы, проведение конвойных операций, а также охрана морской экономической зоны.

«Сообразительный»

Корвет «Сообразительный», входящий в состав Балтийского флота, получил почетное наименование «гвардейский» в 2012 году. Корабль предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками, а также для артиллерийской поддержки морского десанта.

Дополнения-опровержения от Морячка.

РИА-новости, конечно, неплохой информационный ресурс. Но их рейтинг топ-кораблей — полное . овно!

1. Бесспорно, тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» — это красавчик. Как по по вооружению, так и по архитектуре. Нет никаких возражений! Ждем ему в помощь собрата «Адмирала Нахимова», который сейчас на модернизации.

Дорогой «петруша» на Севере, в Арктике, на Ближнем Востоке .

2. Наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» до сих пор в составе Флота по нескольким причинам.

Во-первых, мы обязаны сохранить кадры палубной авиации. «Кузя» этому способствует напрямую.

Во-вторых, все таки, это символ Флота. Его нужно беречь.

Однако, я бы не стал вносить этот корабль в топ «лучших из лучших». И на то есть ряд причин:

— «Кузнецов» давно уже не крейсер. Он не способен выполнять ракетные стрельбы главным комплексом «Гранит». Технически!

— Соотношение водоизмещения корабля (65000 тонн) к количеству палубной авиации плачевно. Достаточно посмотреть на другие авианосцы и все станет ясно.

— Само техническое состояние корабля достаточно посредственное. Требуется не просто капитальный ремонт, а глубокая модернизация.

Однако. Я искренне желаю удачи Экипажу в Боевой службе на «южных рубежах»! Братцы, когда будете возвращаться обратно через Ла-Манш, перейдите на полный ход. Пусть бритты вдохнут полной грудью русский мазут :)))

3. Ракетный крейсер «Москва», не смотря на свой преклонный возраст, бесспорно является гордостью нашего Флота. РИА так же делает акцент на его брате-близнеце крейсере «Варяг», но совершенно забывает о крейсере «Устинов», который сейчас находится в составе Северного флота на заводе на модернизации.

Четвертый корпус проекта 1164 крейсер «Украина» вероятно будет распилен недостроенным

4. Эсминец «Настойчивый» точно не входит в топ лучших кораблей Флота. И на то есть ряд причин. Для 80-х прошлого столетия этот проект был Звездой. Однако сегодня их активно выводят и состава Флота. На Северном и Тихоокенском флотах осталось по одному ходовому кораблю. На Балтике недавно списали эсминец «Беспокойный». А он 1994 года рождения. Я проходил на нем курсантскую практику. Проблема в том, что со Сцены уходит крылатая ракета комплекса «Москит». Модернизация этой ракеты с увеличенной дальностью стрельбы до 250 км не получила поддержки «на верхах».

К тому же, у них достаточно капризная Главная энергетическая установка. Котлы очень «сопливые». Этим эсминцам я уже посвещал несколько статей. Если Читателю интересно, то рекомендую ознакомиться с одной из них -«Недооцененные красавцы».

Вообще мне очень жаль этот проект. Он так и не успел расправить свои крылья на морях. Хочу напомнить Читателю, что в Китайских ВМС активно бегают четыре корабля этого проекта, построенных в 90-х.

Флагман БФ эсминец «Настойчивый». Пр.956

Эсминец «Адмирал Ушаков» СФ. Пр.956

Эсминец «Быстрый» в составе ТОФ. Пр.956

5. Ракетный корабль 2 ранга «Татарстан» — это мой любимый друг. Я служил на нем с первого дня его рождения. На 2003-й год — это был самый новый корабль в составе ВМФ. Однако, в топ лучших я бы его не вносил. Его «длинная рука» — это восемь крылатых ракет 3М-24(Уран). А у его собрата ракетного корабля 2 ранга «Дагестан» восемь крылатых ракет 3м-54 (Калибр-НК). Дальность комплекса «Уран» не превышает 130 км, а у «Калибра» 350 км. К тому же в составе «Калибра» есть крылатая ракета 3М-14 с гарантированной дальностью поражения 1500 км. Вариант это ракеты со специальной боевой частью (ядерная) имеет дальность поражения 2500 км. Согласитесь — разница очевидная!

Два брата в Махачкале. Пр. 11661К

5. Корвет «Сообразительный» проекта 20380 достаточно интересен. На этот проект у нас на Флоте сделана большая ставка. Есть много вопросов по вооружению, но на них не буду заострять внимание.

«Сообразительный» на Службе. Пр.20380.

Что не вошло в ТОП, а должно было войти?

Очень странно, но где «буяны»?

МРК «Град Свияжск». Каспийская флотилия. Пр.21631

МРК «Серпухов» и «Зеленый Дол» в составе Черноморского флота. Пр.21631

МРК «Углич» в Баку. Каспийская флотилия. Пр.21631

Если РИА заговорила про эсминцы с «москитами», то где «Бора» и «Самум» с аналогичным вооружением?

МРК «Самум». Черноморский флот. Пр. 1239.

МРК «Бора». Черноморский флот. Пр. 1239

Два брата-акробата пр.1239

В то же время, мне интересно, а где представители «старой адмиральской серии»? «Григорович», «Эссен» и «Макаров» по своему вооружению на голову превосходит как эсминец «Настойчивый», так и «Татарстан».

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович» пр.11356

Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» пр.11356

Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» пр.11356

Можно также РИА задать вопрос — а где фрегат «Адмирал Горшков». Он в свою очередь, превосходит по вооружению «старых адмиралов».

Красавчик «Адмирал Горшков» пр.22350.

cont.ws