Для дошкольников

  • Главная
  • Обучение
  • Николаева методика экологического воспитания дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников скачать книгу С. Н. Николаевой : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

В пособии представлено теоретическое (философское, естественно-научное и психолого-педагогическое) обоснование методики экологического воспитания дошкольников.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов и колледжей.

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «Лит Рес» (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.Комментарии

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей Скачать бесплатно

Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с. В учебном пособии излагаются научные основы экологического воспитания дошкольников, описываются психологические особенности формирования у них экологических представлений, раскрываются содержание, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессам в ДОУ. Может быть использовано преподавателями, специалистами, работающими в сфере непрерывного экологического образования.

Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа построения содержания экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое исследование формирования у дошкольников экологическихпредставлений.

Система экологического воспитания дошкольников-Светлана Николаева — Читать онлайн.

Система экологического воспитания дошкольников

Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Кудрявцев В. Т.– доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института им. Л. С. Выготского.

Кавтарадзе Д. Н.– доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологии и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Цветкова И. В.– доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Галицкая И. А кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Гос НИИ семьи и воспитания РАО.

Николаева Светлана Николаевна (р. 1940) – доктор педагогических наук, исследователь в области экологического образования, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Трудовую деятельность начинала воспитателем в одном из московских детских садов. После окончания МГПИ им. В. И. Ленина работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук.

Являлась ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) и педагогов (Э.

И. Залкинд, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Т. А. Маркова, Н. А. Ветлугина) . До 1979 года занималась исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой. С 1980 года и по сегодняшний день занимается исследованием в области экологического образования дошкольников.

С. Н. Николаева является автором первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993) , которая в дальнейшем стала программой «Юный эколог», и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников». В 1992 году опубликована теоретическая монография «Общение с природой начинается с детства», в которой автор анализирует и обобщает исследования, позволившие определить новый – экологический – подход в ознакомлении дошкольников с природой.

С этого момента начинается интенсивная работа автора в области экологического образования. В 2006 году С. Н. Николаева защитила диссертацию доктора педагогических наук.

Вкладом в дошкольную педагогику является разработанная автором целостная система экологического воспитания детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада и семьи, теоретическое обоснование которой представлено в данном издании. В системе определены содержание и методы экологического воспитания дошкольников, программа для дошкольных учреждений, раскрыто понятие «технология», представлена последовательность технологий для детей всех возрастных групп.

Технологии к программе «Юный эколог» позволяют практикам формировать у дошкольников начала экологической культуры. Звеном системы является и образование взрослых: подготовка специалистов в колледжах и вузах осуществляется по учебным пособиям С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений» и «Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие. Для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений».

В системе повышения квалификации дошкольных работников нередко используется пособие «Экологическое воспитание детей при подготовке к школе».

Сфера сегодняшних научных интересов С. Н. Николаевой – вопросы всестороннего интеллектуального и личностного развития детей в системе экологического образования.

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу,

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников | Live Earth

Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с. I$В 5-7695-0800-0 В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются Содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи С экологическим воспитанием. Книга может быть полезна также студентам дошкольных факультетов педвузов, воспитателям детских садов. Удк 372.85.046.12(075.32) ББК 74.262я723

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России — свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства.

Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Содержание пособия — это авторский взгляд на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста, который сложился в результате длительных (более 25 лет) исследований и постоянной их апробации на практике в детских садах России. В пособии не ставится задача соотнесения авторского взгляда с позициями других исследователей, занимающихся разработкой данного образовательного направления.Содержание экологического воспитания дошкольников.

Научная основа ознакомления детей с природой

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу.

В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым — экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии» (Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990. -С. 592) . Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология) ; 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология) ; 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология) .

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная пред-ставленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.’

1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут? 2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?

3. Каковы цель и задачи экологического воспитания? 4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга? 5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?

6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание? 7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей?

Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики? 8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования) . По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.

Существующие программы для детского сада содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания») . Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. 1 В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. Полное издание программы см. в кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) .

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми.

В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение». 14

Другие статьи по теме:

Николаева экологическое воспитание дошкольников

Система экологического воспитания дошкольников скачать книгу С. Н. Николаевой : скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации В пособии представлено теоретическое (философское, ест.

Система экологического воспитания дошкольников-Светлана Николаева — Читать онлайн. С. Н. Николаева Система экологического воспитания дошкольников Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогиче.

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше — окружающей природы Все больш.

Экологическая культура дошкольников

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников» Консультация для воспитателей Понятие экологической культуры старших дошкольников. Экологическая к.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормати.

Экологическое образование дошкольников

Экологическое образование дошкольников В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что.

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Строя свою «школ.

Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност.

Экономическое воспитание дошкольников

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста С изменение социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основа.

Воспитание и развитие дошкольников

Теоретические основы физического воспитания дошкольников — Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель.

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора.

Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Патриотическое воспитание дошкольников

Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С.

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д.

raguda.ru

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Транскрипт

1 СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С. Н. НИКОЛАЕВА ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по специальности «Дошкольное образование», профессиональный модуль «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» Регистрационный номер рецензии 659 от 18 декабря 2012 г. ФГАУ «ФИРО» 7-е издание, исправленное и дополненное

2 УДК (075.32) ББК я723 Н631 Рецензент преподаватель теории и методики экологического образования дошкольников ГБОУ СПО «Педагогический колледж 5» г. Москвы, заслуженный учитель РФ Л. Н. Иванова Николаева С. Н. Н631 Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. 7-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN В учебном пособии изложена авторская концепция экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии эколого-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием. 6-е издание книги выходило под названием «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие написано в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (МДК.03.03). Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно студентам дошкольных факультетов педвузов, воспитателям детских садов. УДК (075.32) ББК я723 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Николаева С. Н., 2005 Николаева С. Н., 2013, с изменениями Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 Оформление. Издательский центр «Академия», 2013

3 УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по специальности «Дошкольное образование». Учебное пособие предназначено для изучения профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (МДК ). Учебно-методические комплекты нового поколения включают традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит в себе учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя. Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам. Учебное пособие разработано на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования с учетом его профиля.

4 ПРЕДИСЛОВИЕ 4 Ведь если б ширь полей и прелесть тишины Нам не были милы, приятны и нужны, Откуда бы взялась в нас к ним такая тяга? Все втайне ценят их как истинное благо. Мудрец на склоне лет возделывает сад. Вельможа от балов в глуши укрыться рад. Поэт скрывается в беседке отдаленной. Купец, расчетами в конторке утомленный, Стремится сторговать богатый сельский дом; Он тешится мечтой, как обживется в нем, И рад заранее расписывать хозяйке, Какой там будет сад, и клумбы, и лужайки. В награду воинам в минувшие века Преподносили сад. И мощная рука Воителя, устав вершить свой подвиг ратный, Бралась за мирный труд, не менее приятный. Жак Делиль «Сады» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологических проблем не избежали ни один материк и ни одно государство. Есть они и в России свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха резко понизилось качество продуктов питания, люди пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», и в том числе понятия «экологическое воспитание дошкольников». В последнее время осуществляется поиск эффективных

5 методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. В этом учебном пособии представлен авторский взгляд на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста, который сложился в результате длительных (более 30 лет) исследований и постоянной их апробации на практике в детских садах России. Оно снабжено приложениями, в которых представлены Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста и программа «Юный эколог». Пособие содержит рисунки, которые существенно дополняют текст и делают методику наглядной. В новом варианте пособия в соответствии со стандартами представлен раздел «Теоретические основы методики», в котором дается теоретическое обоснование системы экологического воспитания дошкольников. К разделу дан краткий список научной литературы. Существенно изменена структура материала пособия она приобрела большую четкость и конкретность. Текст пособия сопровождают фрагменты поэмы французского поэта XVIII в. Жака Делиля «Сады» 1. Прекрасные стихи, воспевающие красоту природы одного из уголков нашей планеты, без сомнения, окажут влияние на развитие экологического сознания будущих воспитателей маленьких детей. 1 Цит. по: Делиль Жак. Сады / пер. с фр. И. Я. Шафаренко; сост. Н. А. Жирмунская, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, И. Я. Шафаренко. (Сер. «Литературные памятники»). Л., 1988.

6 Глава 1 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ) В 90-е годы прошлого столетия происходит интенсивное развитие нового направления дошкольной педагогики экологическое воспитание. В это время появляются и становятся востребованными парциальные программы экологического воспитания. В комплексных программах ему также уделяется должное внимание. Исследуются различные аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников. Большую активность проявляют регионы России там создаются свои программы экологического воспитания дошкольников с учетом местных природных условий и народных традиций. Многообразие эмпирического поиска исследователей и практиков, отсутствие обобщающих работ на эту тему высветили потребность комплексного подхода и системного рассмотрения вопроса экологического воспитания детей. Комплексность касается ряда взаимосвязанных, педагогически значимых аспектов: содержания эколого-образовательной работы с детьми в условиях дошкольного учреждения, методов ее осуществления, условий становления у детей начал экологической культуры, управления целостным процессом экологического воспитания в детском саду. Многолетние исследования этой проблемы позволили применить системный подход и выстроить теоретическую модель системы экологического воспитания, которая охватывает весь комплекс обозначенных вопросов.

7 История познания мира человеком свидетельствует о его постепенном восхождении к пониманию всеединства и системности. Философы утверждают: структурность и системная организация бытия и материи относятся к числу их важнейших характеристик. Современное знание должно быть ориентировано на целостность, системность, глобальный эволюционизм. Исследователи подчеркивают: природа Земли, человек, общество и культура образуют макросистему, в которой все ее компоненты, объединенные множеством взаимосвязей, составляют целостность. Устойчивость макросистемы обусловлена согласованным взаимодействием ее частей. Появившись на определенном этапе эволюции природы, человечество и его деятельность стали ведущим фактором, влияющим на синхронность и гармоничность развития всех частей этой системы. Уровень и характер этого влияния определяет культура. Работы философов уже давно демонстрируют возможность использования системно-структурного подхода в построении педагогических теорий (В. Г. Афанасьев и др.). Использование системного подхода в дошкольной педагогике впервые осуществлено А. В. Запорожцем, который рассматривает в качестве этого предмета целостный процесс совокупной коллективной деятельности детей и педагога. В ходе такой деятельности дети под целенаправленным руководством воспитателя активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры, созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Вслед за А. В. Запорожцем системный подход в сфере дошкольной педагогики разрабатывают Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова и Н. Н. Кондратьева. Работы убеждают: экологическое воспитание детей необходимо рассматривать комплексно, как системное явление, как единство взаимосвязанных компонентов содержания, способов и условий его реализации в дошкольном учреждении. Такой подход требует выделения центрального системообразующего компонента, который обеспечит взаимосвязь и целостность функционирования всей обозначенной области. Таким системообразующим компонентом может стать одно из направлений естествознания теоретическая экология, которая дает возможность перехода от антропоцентрической к биоцентрической позиции взаимодействия с природой человека и общества в целом. Необходимость и значимость такого перехода показана природоориентированными философами (В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Н. М. Мамедов и др.). 7

8 Естествознание это целостный взгляд на явления и процессы материального мира. В последний период своего развития оно претерпело существенные изменения: от познания различных форм движения оно перешло к познанию различных форм организованности материального мира. Характерной чертой новейшего периода естествознания является возникновение наук биосферного класса, в которых все процессы рассматриваются во взаимо связи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Возникновение биосферных наук связывают с именем В. В. До кучаева, который перевел почвоведение в разряд наук этого класса. Он проанализировал понятие «почва» с новых позиций и показал, что в почве сходятся все земные оболочки: литосфера (твердый компонент почвы), атмосфера (воздух), гидросфера (вода), биосфера (растительные и животные организмы, проживающие в почве), ноосфера (духовность любовь человека, работающего с почвой). Работы В. И. Вернадского, ведущих отечественных специалистов в области естествознания (Н. Ф. Реймерс и др.) позволяют вывести экологию в число наиважнейших наук она становится необходимой естественно-научной предпосылкой для создания теоретических основ экологии человека, преобразования окружающей среды. Экология как наука быстро эволюционирует: в 50-е годы прошлого столетия в центре ее внимания было изучение взаимодействия организмов, образующих сообщества-системы (биоэкология); к 70-м годам складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества людей и окружающей среды. В конце столетия происходит «экологизация» целого ряда естественных наук, образуются связи экологии с философией, она активно влияет на формирование современной научной картины мира. Исследователи подчеркивают: в основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм). Экологическая философия хорошо коррелирует с коэволюционной стратегией (Н. Н. Моисеев), ориентированной на сотрудничество с природой. Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития (по В. И. Вер надскому). Одним из механизмов (если не ведущим) создания нового типа равновесия в биосфере становится экологическое образование, которое формирует у человека экологическое 8

9 сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, а в итоге экологическую культуру. Общее строение системы экологического воспитания дошкольников включает пять взаимосвязанных блоков (пять подсистем), которые охватывают все стороны экологопедагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом (рис. 1). «Фундамент» всей системы теоретический блок (подсистема А основы экологии), раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии, имеет большое значение для специали- Рис. 1. Графическая Модель системы экологического воспитания детей в ДОУ 9

10 стов, реализующих на практике данную систему воспитания детей, он обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим он функционально объединяет все остальные блоки системы, «пронизывает» и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Что входит в этот блок? Основополагающей является идея взаимосвязи организма и среды ее постепенное раскрытие от отдельно взятого организма и условий его существования через сообщество организмов и среду их совместного проживания к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества. Идея включает ряд значимых понятий, таких, как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания. Именно это понятие создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие. Идея организма и среды это ведущая идея биоэкологии, корневой экологии, из которой выросли и продолжают вырастать все остальные «экологии». Биоэкология содержит три раздела аутэкологию, демэкологию, синэкологию 1. Специалистам дошкольного воспитания необходимо владеть минимальным объемом теоретического знания этих областей и практическими навыками его применения в педагогической деятельности. На основе теоретического блока строится дидактическая система экологических знаний о природе для детей подсистема В. Отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии выстраиваются в программу экологического воспитания. Такая программа, включающая экологические знания о жизни растений и животных, находящихся в пространстве жизнедеятельности дошкольников, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, является содержательным стержнем всей эколого-педагогической работы в детском саду. Значимым является то, что дидактическая система 10 1 Детальнее этот вопрос рассматривается в следующем параграфе.

11 раскрывает различные с т о роны взаимосвязи живых организмов с внешней средой. 1. Связь с внешней средой как единственно возможный вариант существования живого, обладающего определенными потребностями, удовлетворение которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере всех видов растений и животных в любой момент их жизни. 2. Протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру связь организма со средой в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития. Эту связь дошкольники могут познать на примерах наблюдения за жизнью конкретных растений и животных от их зарождения до взрослого состояния. 3. Конвергентное сходство группы очень разных организмов, которые находятся в одинаковых условиях и являются итогом филогенетического (исторического) развития форм живой природы. Это сходство можно показать на примере групп растений и животных, хорошо знакомых дошкольникам и доступных наблюдению (летающие животные птицы, насекомые, летучие мыши; быстро плавающие животные рыбы, дельфин, лягушка и др.). Сходство демонстрирует морфофункциональное единство живых организмов в их многообразии. Однотипный характер их взаимосвязи со средой обитания позволяет формировать у детей обобщенное представление о некоторых явлениях природы. Этот тип связи опирается на предыдущие и подводит детей к пониманию более сложных зависимостей биоценологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе. Таким образом, в построении системы экологического воспитания программа, предназначенная для детей, является образовательным стержнем, второй (дидактической) подсистемой, вырастающей из теоретического фундамента первой подсистемы. Функция «образовательного стержня» это трансляция в среду детей адаптированных экологических знаний и формирование на их основе экологических представлений о природе. Формирующиеся представления становятся основой развития осознанно-правильного отношения детей к природе, становления у них начал экологической культуры. Реализация в дошкольном учреждении программы экологического воспитания детей возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми, а также специальных способов управления экологопедагогическим процессом. Эти три компонента системы экологического воспитания дошкольников Методы, Технологии, Орга- 11

12 низация и управление являются следующими подсистемами (С D Е) общей системы экологического воспитания и требуют теоретического обоснования. Принципиальная возможность реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении базируется на главных теоретических положениях отечественной психологии: теории деятельности (А. Н. Леонтьев) и игры как ведущей деятельности детей в дошкольном периоде (Д. Б. Эльконин), теории развития ведущих психических функций (Л. С. Выготский), положениях, вскрывающих особенности становления разных форм мышления ребенка (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер), теориях развития личности дошкольника (Л. И. Божович, В. С. Мухина), общения и речевой деятельности, ее значении в социализации детей (М. И. Лисина, Ф. А. Сохин). Специально следует остановиться на обосновании интеллектуальных возможностей детей дошкольного возраста усваивать систематизированные знания, отражающие причинно-следственные связи. Умственное развитие ребенка рассматривается психологами как процесс постепенного развертывания основных форм мышления от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. Для гармоничного развития человеческой личности важно своевременное становление всех форм мышления. В работах детских психологов показано большое значение допонятийных форм мышления в развитии детей, в усвоении ими разнообразных знаний, в том числе и систематизированных. Н. Н. Поддьяков установил: наиболее значимые стороны практического интеллекта сводятся к тому, что решение возникшей перед ребенком задачи проходит в плане непосредственных манипуляций с объектами. В дошкольном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление, когда решение задач проходит в плане представлений. Уточнение образного отражения действительности идет по нескольким направлениям: усложняются образы самих объектов; появляется возможность оперировать имеющимися объектами мысленно устанавливать связи с другими объектами. Исследования А. В. Запорожца показали: в период дошкольного детства берет свое начало и логическое мышление при условии, что причинноследственные связи представлены наглядно. Переходом от наглядно-образного к логическому служит наглядно-схематическое мышление (Л. А. Венгер). Другим психологическим аспектом, значимым для реализации системы экологического воспитания дошкольников, являются особенности развития эмоциональной сферы. Чувства (эстетические, 12

13 моральные, интеллектуальные) относятся к сложным эмоциональным проявлениям, они отражают духовную сферу человека. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: чувства человека как сложные целостные образования имеют свое содержание, они организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей и определенных сфер деятельности. Ценность чувств всегда зависит от содержания, от того, какое отношение они выражают и к какому объекту относятся. Исследования, выполненные под руководством А. В. Запорожца, демонстрируют зависимость развития эмоционально-чувственной сферы ребенка в период дошкольного детства от социальных условий и воспитания. Реализации системы экологического воспитания дошкольников в ДОУ способствуют многочисленные педагогические исследования. В работах А. И. Васильевой, Л. М. Маневцевой, Е. И. Золотовой, Н. Г. Постниковой, Д. Ф. Петяевой и др. показан большой интерес детей к явлениям природы, фактам взаимосвязи животных и растений со средой обитания. В работах В. П. Арсентьевой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, О. Ю. Тютюнник, А. М. Федотовой, Т. А. Федоровой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др. выявлена способность старших дошкольников усваивать системы локальных экологических знаний. Установлено, что упорядоченные экологические знания являются необходимым условием формирования правильного отношения детей к природе: заботливого, бережного, экономно-бережного, осознанного (И. А. Комарова, Н. Н. Кондратьева, Л. Л. Кшнясева, Т. А. Маркова, З. П. Плохий, Л. И. Пономарева, В. Г. Фо кина и др.). В ряде исследований осуществлен культурологический подход, который показывает: в дошкольном детстве могут быть заложены начала экологической культуры на основе интеграции знаний, чувств, поведения детей (Н. В. Бутенко, Г. В. Васюкова, О. А. Воронкевич, Н. А. Гуняга, А. А. Зарипова, Т. А. Федорова и др.). Теоретического обоснования требуют методы экологического воспитания дошкольников (подсистема С). Обсуждая проблемы дошкольной педагогики, методов воспитания и обучения детей, А. В. Запорожец и Т. А. Маркова вводят понятие «педагогического метода». Их интересует воздействие взрослого на содержание и характер деятельности дошкольников. Именно поэтому они переходят от понятия «метод обучения» к понятию «педагогический метод», вкладывая в него более широкий контекст не только обучение, но и организация разных видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. При этом исследователи концентрируют 13

14 внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Все, что касается педагогических методов, имеет прямое отношение к методам экологического воспитания дошкольников. Их разработка базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, предполагающей знание педагогом биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; если деятельность систематическая, регулярно повторяющаяся, планируется и организуется воспитателем; 3) одновременном решении воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании: компоненты образования обязательны, так как они способствуют формированию у детей осознанного и экологически правильного отношения к природе, т. е. обеспечивают решение воспитательных задач. В систему экологического воспитания входит три группы методов: практические (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, речь и общение); «отобразительные» (моделирование, игра). Функция методов в системе экологического воспитания это формирование у детей через разные виды деятельностей экологических представлений и правильного отношения к природе. Главными являются практические методы создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, находящихся рядом с детьми. Их реализация возможна при наличии достаточной и правильно организованной экологоразвивающей среды в ДОУ. Совместная деятельность детей и воспитателей в любом «экологическом пространстве» такой среды формирует навыки правильного и осознанного взаимодействия 14

15 дошкольников с живой природой, развивает познавательный интерес и практические умения бережного обращения с растениями и животными. Наблюдение всегда являлся ведущим методом познания природы. Педагогами-исследователями установлено: правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых конкретных представлений о животных и растениях, сезонных явлениях природы. С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет как развитие высших форм восприятия; по мере того как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в собственно наблюдение. Развитие разных форм восприятия и наблюдения С. Л. Рубинштейн связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Для того чтобы от восприятия подняться к наблюдению, нужно знать, что и как наблюдать. С каждым годом расширяется кругозор ребенка, вместе с ростом знаний и развитием мышления происходит непрерывное углубление и преобразование восприятия. По мере того как ребенок познает окружающее, меняется его восприятие мира. В рассуждениях С. Л. Рубинштейна важны два положения: о процессе формирования наблюдения и его содержании. Следование этим положениям позволяет рассматривать наблюдение как метод экологического воспитания. В высшем своем проявлении наблюдение это познавательная деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важное место в системе экологического воспитания занимает метод моделирования процесс создания на основе наблюдений различных календарей природы (графических моделей), отражающих закономерные, длительно протекающие явления природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ). Исследования психологов показывают: использование моделирования 15

16 как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.). С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Следующий метод словесный чрезвычайно важен в становлении у дошкольников начал экологической культуры, ибо речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Фундаментальные исследования М. И. Лисиной и ее сотрудников показали, что общение взрослого с ребенком является деятельностью, обеспечивающей оптимальный путь его развития и социализации ребенка. Установлено: общение обусловлено потребностью ребенка в контакте с взрослым, во взаимодействии с ним, оно непрерывно развивается: от рождения до школы проходит разные стадии, имеет разное содержание и мотивы. Эмоциональный контакт взрослого с младенцем пробуждает «комплекс оживления», у детей 2 4 лет в процессе такого контакта формируются ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения: ребенку интересно все, что делает взрослый с предметами; он хочет участвовать в этих процессах. Далее постепенно начинает зарождаться принципиально новая форма взаимодействия познавательное и личностное общение: интересы ребенка расширяются, его вопросы выходят за пределы окружающего предметного мира; ему важны оценки своих и чужих действий, поступков, проявлений, очень важна оценка своих успехов; нужна помощь и поддержка в формирующейся самооценке, в осознании себя как личности. М. И. Лисина обращает внимание на то, что общение это обязательное сопровождение любой совместной деятельности. Оно может проходить в разных формах (взгляд, мимика, действенный контакт), но основной все же является речевая форма общения. Поэтому важно: как воспитатель разговаривает с детьми, как часто и каким тоном, в какой форме обращается к ним, что является содержанием общения с дошкольниками. В системе экологического воспитания словесный метод имеет место в повседневной жизни и на экологических занятиях. На последних он приобретает решающее значение: от «слова» воспитателя (вопросов, пояснений, обобщений, общей логики построения беседы) зависит итоговый результат занятия с детьми любого воз- 16

17 раста, процесс формирования полноценных (конкретных и обобщенных) представлений о природе и осознанного отношения к ней. Следующий метод игровой. Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений. Игра, по выражению А. В. Запорожца, это эмоциональная деятельность: существует особый, эмоциональный план игры, понимание которого необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. Эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации занятия. Несомненно, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе может создать эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат в усвоении знаний. А. В. Запорожец подчеркивает: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко на умственную активность ребенка и на его творческие способности. Игровой метод в экологическом воспитании это включение в занятия или другие формы педагогической работы игровых обучающих ситуаций (ИОС) коротких сюжетно-ролевых игр с экологическим содержанием. ИОС это специально продуманная игра воспитателя с детьми, которая включает дидактическое содержание и решение тех или других экологических задач. Таким образом, в общей системе экологического воспитания третья подсистема (С) подсистема методов выполняет свою особую и очень важную функцию воплощение экологического содержания в разные виды деятельности, через которые происходит формирование у детей положительного отношения к объектам природы. Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. Психологи (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности, как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и проявляется в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе зна- 17

18 ния к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Установлено, что экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения, как осознанно-правильного. При этом под правильным понимается такое отношение, которое соответствует конкретным экологическим зависимостям, существующим между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под осознанным подразумевается, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивает весь процесс его формирования. Исследования показывают, что осознанно-правильное это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Все вышеописанные методы экологического воспитания, базирующиеся на совместной деятельности, позволяют формировать у детей осознанно-правильное отношение к природе. Практический метод способствует формированию отношения к природе, прежде всего, через действия ухода за живыми существами. Выявлено, что наравне с действиями имеет значение содержание конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец правильного взаимодействия человека с природой. Методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетическое видение растений и животных, сочувствие. Стойкое познавательное отношение формируется благодаря многократному обращению к объекту (циклу наблюдений), а также благодаря тому, что взрослый демонстрирует не замечаемые ребенком причинноследственные связи живого организма со средой его обитания. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, особенно если они сопряжены с действием, с желанием оказать помощь. Знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно- 18

19 правильное понимание того, что происходит, почему надо (или, наоборот, не надо) что-то делать. Формированию эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей формы, окраски, пропорций, размера и др. Следует отметить: все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют изначальную морфофункциональную красоту красоту строения и различных проявлений. При этом красота растений и животных имеет свою видовую специфику. Наблюдения, включенные в цикл и специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения. Для формирования осознанно-правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования совместное заполнение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Важно, что эта деятельность осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, что имеет значение для развития личности ребенка накануне школы. Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словесного метода обусловлено тем, что общение является для детей желанной деятельностью, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми формируют их положительное отношение к его содержанию. Игровая деятельность, как самомотивированная и, несомненно, желанная, приносящая дошкольникам большое удовлетворение, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Эффект возрастает от того, что эта совместная со взрослым деятельность осуществляется в форме игры. Наряду с методами большое значение в реализации всей системы экологического воспитания имеют технологии (четвертая подсистема D). Исследования дидактов (М. В. Кларин, В. В. Гузеев, В. П. Беспалько) показали, что «педагогическая технология» это относительно новое понятие для школьного образования в России. Особенность технологического подхода, как утверждает М. В. Кла рин, состоит в 19

20 процедурном воплощении всех компонентов постановки общей цели, проведения совокупности учебных процедур, диагностики учащихся, оценки результата. Данные этапы являются фактически циклическим алгоритмом действий учителя: цель процедура результат. Технологический подход потенциально может быть распространен и на воспитательные аспекты учебно-воспитательного процесса, что особенно важно для внедрения этого понятия в дошкольную педагогику. Педагогическая технология, по мнению М. В. Кларина, как бы снимает различия между обучением и воспитанием. В. П. Беспалько, определяя педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, выделяет ее конкретные материальные носители учебники, методики обучения, самого учителя и его деятельность. Автор приходит к выводу, что перспективная педагогическая технология это результат специального проектирования и экспериментального доведения ее до оптимального состояния. Теоретический анализ понятия «педагогическая технология» на основе изучения отечественной и зарубежной литературы представлен в работе В. М. Минбулатова и С. Д. Неверковича. Сопоставление позиций разных авторов в понимании педагогической технологии высвечивает множество с ущественных признаков понятия: педагогическая технология может быть общедидактической и частнодидактической: первая охватывает учебно-воспитательный процесс в целом, вторая конкретную учебную дисциплину; педагогическая технология это совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса, совокупность действий учащихся и учителя, направленных на организацию и осуществление этого процесса; педагогическая технология охватывает определенный временной интервал (учебный год, семестр и пр.); педагогическая технология это система конкретного воспитательно-образовательного процесса, которая проектируется с обязательным учетом реальных условий функционирования учреждения и реализуется на практике; педагогическая технология направлена на достижение поставленных целей, что требует использования системного анализа как методологии построения учебного процесса; педагогическая технология реализуется на практике комплексом мероприятий и современных методов, способствует ради- 20

21 кальному изменению характера мышления и практических действий педагогов и учащихся. Использование педагогической технологии заключает в себе большие резервы творческого подхода к модернизации учебновоспитательного процесса. В экологическом воспитании разработаны и используются технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста, которые являются локальными системами экологических мероприятий одного учебного года. Компетентное использование технологии это одновременно педагогическая и экологическая культура воспитателя, которая поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми. Именно применение эколого-педагогических технологий позволяет добиться значительного эффекта в экологическом воспитании повышения уровня экологической воспитанности детей к концу учебного года. Для успешной реализации эколого-педагогической технологии необходимо четко представлять цели и задачи, способы организации, сценарии занятий, проводить помесячно-недельное планирование всех мероприятий. На практике для реализации всей системы экологического воспитания детей в ДОУ большое значение имеет пятая подсистема Е «управленческая», которая ориентируется на новые тенденции в этой области, а именно на качество образования. Исследователи (Л. И. Фалюшина и др.) рассматривают качество образования как интегральную характеристику показателей и признаков, отражающих уровень процесса и результатов образования, которое соответствует требованиям образовательных стандартов или превосходит их. Качество образования обеспечивается программно-целевым управлением, сосредотачивающим свое внимание на воспитательно-образовательных процессах. Управление с такой ориентацией стимулирует положительные тенденции развития учреждения, корректирует их в нужном направлении, инициирует новые процессы, блокирует случайные и негативные явления. Качество образовательного процесса в ДОУ Л. И. Фалюшина связывает не с детьми уровнем усвоения программы, их знаниями, умениями, которые выявляются с помощью диагностики, а с хорошим выполнением функций учреждения. Детский сад это единая система, и деятельность всех сотрудников, без исключения, должна быть направлена на качественное осуществление функциональных задач. Для воспитателя это обеспече- 21

22 ние эффективного обучения и воспитания детей, для руководителя обеспечение управления качеством педагогического процесса. Снижение статуса детского сада как образовательного учреждения происходит из-за низкого качества обучения детей. Для привлечения клиентов в ДОУ необходимо воспитывать и обучать, готовить детей к школе так, чтобы они получили реальное преимущество в уровне их подготовки по сравнению с теми детьми, которые не посещают детский сад. А для этого необходимо повысить качество педагогического процесса. Л. И. Фалюшина связывает повышение качества образования в ДОУ с рядом педагогических явлений, одним из которых является целеобразование. В массовой практике наблюдается низкий уровень профессионального умения определять конкретные педагогические цели. Целеобразование это составная часть педагогической (управленческой) деятельности, которая заключается в построении иерархии целей. Большие цели должны быть представлены рядом задач, каждая из которых конкретизируется еще более мелкими задачами, которые должны быть поставлены так, чтобы любой эксперт (сам воспитатель, руководитель) мог бы однозначно сказать, выполнена задача или нет. Управляя экологическим воспитанием, руководители ДОУ сосредоточивают свое внимание на: поддержании в педагогическом коллективе интереса к этой области; создании хорошей экологоразвивающей среды учреждения; реализации в разных возрастных группах технологий экологического воспитания; организации мероприятий, обеспечивающих развитие экологической культуры у воспитателей и родителей. Экологическая культура это относительно новое очень емкое понятие. На рубеже тысячелетий у философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов складывается широкое понимание экологической культуры, понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. По мнению С. Н. Глазачева и О. Н. Козловой, должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», изучение не отдельных объектов, а современное культурное восприятие мира в целом, необходима ориентация на абсолютные ценности. В основу этого принципа должны быть положены космические идеи В. И. Вернадского (космическое мироощущение ученого, которое сродни чувству мировой гармонии). Учение о Ноосфере это философская концепция 22

23 Система экологического воспитания детей в ДОУ Подсистема системы экологического воспитания Содержание подсистемы Подсистема В дидактическая Программа экологического воспитания детей в дошкольном учреждении Подсистема С методическая Методы экологического воспитания: практические, познавательные, отобразительные Подсистема D технологическая Технологии экологического воспитания детей: 2 4 лет; 5, 6, 7 лет Подсистема Е управленческая Создание экологоразвивающей среды, повышение квалификации педколлектива, реализация системы экологического воспитания детей, работа с родителями Подсистема А Ведущие идеи и понятия биоэкологии, экологии человека и социальной экологии Значение подсистемы для работника ДОУ Знание программы, проецирование теоретической экологии на объекты природы ДОУ Владение методами экологического воспитания, умение организовать с детьми разные виды деятельности Экологическая культура воспитателя: владение технологиями экологического воспитания детей разных групп и диагностическими методами Экологическая культура руководителя ДОУ владение основами экологии, методикой экологического воспитания, создание условий для экологопедагогической работы воспитателей Экологическое мировоззрение, сознание педагогов Значение подсистемы для ребенка Конкретные экологические представления о природе Эмоциональное отношение к разным видам деятельности Формирование системы экологических представлений, развитие добрых чувств по отношению к природе Экологическая воспитанность старших дошкольников начала экологической культуры (экологические знания и осознанно-правильное отношение к природе) 23

24 единства Человека и Вселенной, позволяющая осознать, что Разум, управляющий нашими поступками, действует как в сфере материального, так и в сфере духовного. Разум создает среду, в которой мы живем. Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии первоосновы всего экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Н. М. Чернова, И. Н. Пономарева и др.). Природа существует объективно, изначально независимо от человека, развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Поэтому при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. В подготовке специалиста Н. Н. Моисеев выделяет как значимые мировоззренческий аспект, аспект экологического профессионализма и деятельности. Будущий педагог должен обрести общее широкое представление о природе, процессах, происходящих в ней, о взаимодействии человека с ней. «Картина мира» станет тем философским фундаментом, с позиций которого он будет осуществлять свою конкретную деятельность с детьми. Исследования показывают: профессиональная экологическая культура дошкольного работника (руководителя, воспитателя) должна включать: проблемно-экологическое видение мира, государства, своего региона; понимание необходимости участия в решении экологических проблем; знание основ экологии в объеме, необходимом для осуществления эколого-педагогической работы в детском саду; знание программы, методов и технологий экологического воспитания дошкольников, их реализация в работе с детьми. Таким образом, всю систему экологического воспитания дошкольников можно представить в виде таблицы, представленной на с. 23. Очевидно, что качество экологического воспитания детей в ДОУ обеспечивается функциональной связью подсистем в целостной системе. 24

docplayer.ru