Налоговые льготы в 2018 году
Налоговые льготы: кому положены и как получить? Рассказывают специалисты портала бесплатных юридических консультаций «ЦентрСовета».
Что такое налоговые льготы?
В соответствии с положениями ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Как правило, к таким преимуществам относятся:
- Более низкая налоговая ставка;
- Перенос срока уплаты налогов;
- Право на различные налоговые вычеты;
- Полное освобождение от уплаты налогов.
- Военнослужащие;
- Герои Российской Федерации;
- Герои Советского Союза;
- Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
- Граждане, уволенные с военной службы и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- Инвалиды I группы инвалидности;
- Инвалиды II группы инвалидности;
- Инвалиды с детства;
- Лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- Лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;
- Лица, принимавшие участие в ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- Пенсионеры;
- Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- Участники боевых операций по защите СССР;
- Участники Великой Отечественной войны;
- Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок;
- Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
- Гараж или машино-место;
- Жилой дом;
- Квартира;
- Комната (в общежитии или коммунальной квартире);
- Помещение, предназначенное для творческой деятельности (творческая мастерская, студия, ателье и т.д.).
- Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и/или законами субъектов Российской Федерации о налогах;
- Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;
- При предоставлении налоговых льгот законодатель обязан учитывать имущественное положение налогоплательщиков;
- Налоговые льготы могут быть предусмотрены только в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика и не используемых налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
- Налогоплательщик имеет право отказаться от использования любых налоговых льгот.
- Изъятие (исключение из налогооблагаемой базы отдельных видов доходов, предметов, товаров или услуг);
- Скидка (уменьшение налогооблагаемой базы);
- Снижение ставки налога (возможность уплачивать налог по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке);
- Освобождение от уплаты налога (полная или частичная отмена налоговой ставки);
- Изменение срока уплаты налога (возможность уплачивать налоги в более поздние сроки);
- Реструктуризация задолженности по налогам (отсрочка исполнения обязанностей по уплате недоимок, пеней и штрафов);
Кто имеет право на налоговые льготы в 2018 году?
В 2018 году право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:
Налоговые льготы в 2018 году: объекты налогообложения
В 2018 году налоговые льготы предоставляются в отношении следующих видов объектов налогообложения:
Налоговые льготы в 2018 году: основные особенности
К основным особенностям налоговых льгот в 2018 году можно отнести следующее:
Виды налоговых льгот в 2018 году
На сегодняшний день в России действуют следующие виды налоговых льгот:
Обратите внимание! Информацию о налоговых льготах, которые положены именно вам, можно получить на официальном сайте налоговой службы или по телефону горячей линии ФНС: 8 800 222-22-22.
Как оформить налоговые льготы в 2018 году?
Для того чтобы самостоятельно оформить налоговые льготы, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Шаг 1: заполните заявление
В заявлении о предоставлении льготы необходимо указать следующие сведения:
- Полное наименование налоговой инспекции;
- Вид налога (имущественный, земельный или транспортный);
- Сведения об объекте налогообложения;
- Основания для налоговой льготы (наименование и реквизиты документа, подтверждающего право на льготу);
- Данные налогоплательщика (ФИО, ИНН, контактный телефон, адрес электронной почты);
- Срок предоставления льготы;
- Дата заполнения.
- Паспорт (оригинал и копия);
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
- Документы, подтверждающие право на льготу;
- Документы на имущество, в отношении которого будет применена льгота.
- Лично (через канцелярию налоговой инспекции);
- По почте (заказным письмом с уведомлением);
- В электронном виде (с помощью специального сервиса на сайте nalog.ru).
Скачать бланк заявления
Шаг 2: подготовьте необходимые документы
Перед визитом в налоговую инспекцию вам потребуется собрать следующий пакет документов:
Шаг 3: обратитесь в налоговую инспекцию
На этом этапе вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения имущества:
Шаг 4: дождитесь решения налогового органа
В течение 30 дней с момента регистрации вашего заявления налоговая инспекция должна проверить представленную документацию и принять решение о назначении или неназначении налоговых льгот.
www.centersoveta.ru
Налоговые льготы
Налоговые льготы — предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме.
Комментарий
Налоговые льготы устанавливаются соответствующей главой второй части налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая регулирует этот налог. Для региональных и местных налогов, дополнительные налоговые льготы могут быть установлены региональными и местными нормативными актами.
Правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить налоговую нагрузку.
Анализ налоговых льгот входит в состав Налогового бенчмаркинга — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.
Налоговый орган вправе, при проведении камеральных налоговых проверок, требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и (или) истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). То есть, льготы могут проверяться не только в рамках выездных, но и в рамках камеральных налоговых проверок.
Общие правила, регулирующие установление и использование налоговых льгот, регулируются статьей 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам»:
«1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)».
Оглавление
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения
Налоговые льготы по НДС перечислены в статье 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». В этой статье налоговые льготы сгруппированы в 3 группы (п. 1 – 3). В пункте 1 установлен один вид льготы. В пункте 2 около 30 видов льгот и в пункте 3 более 30 видов льгот.
Отказ от льгот по НДС
По налоговым льготам, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлено право отказаться от их применения.
Следует отметить, что по льготам, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст. 149 НК РФ, отказ от льгот не допускается.
Как ни странно, в некоторых случаях отказ от льгот выгоден. Связано это с тем, что покупатель вправе произвести вычет НДС уплаченного продавцу, уменьшив тем самым свой налог.
Чтобы отказаться от льготы по НДС следует представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 145 НК РФ предусматривает возможность не уплачивать НДС налогоплательщикам с небольшими суммами доходов. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Льгота для участников проекта в инновационном центре «Сколково»
Статья 145.1 НК РФ предусматривает, что организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Льготы регулируются ст. 150 НК РФ.
Льготные налоговые ставки
Основная ставка НДС установлена как 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В то же время, предусмотрены льготные ставки НДС 10% и 0%.
Ставка НДС 0% предусмотрена пунктом 1 ст. 164 НК РФ для экспортируемых товаров (работ, услуг). Применение ставки 0% намного выгоднее чем освобождения от НДС, так как при ставке 0% налогоплательщик справе применять вычет входящего НДС, возмещая его из бюджета. При освобождении же от НДС вычет входящего НДС не разрешается (такой НДС признается расходами).
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов регулируется статьей 165 НК РФ.
Ставка НДС 10% предусмотрена пунктом 2 ст. 164 НК РФ для отдельных категорий (перечень указан в НК РФ) продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; медицинских товаров.
Операции, не являющиеся объектом обложения НДС
Операции, не являющиеся объектом обложения НДС указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ. Такие операции не облагаются НДС. К примеру, не является объектом обложения НДС — операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Место реализации за пределами России
НДС облагается реализация товаров, работ, услуг на территории России (ст. 146 НК РФ). Это означает, что если реализация производится за пределами России, то такая реализация не облагается НДС. Так, если российская организация приобрела товар на территории Франции и реализовала его на территории Германии, то такая реализация за пределами территории России и НДС не облагается (эта операция наверняка будет облагаться НДС в Германии, но уже по законам и ставкам налога Евросоюза).
Правила определения места реализации товаров регулируются ст. 147 НК РФ, а работ и услуг, ст. 148 НК РФ.
Следует отметить, что освобождение от НДС операций за пределами России формально не является налоговой льготой. Такое освобождение связано с тем, что Россия не распространяет свои права на НДС, который возник не на ее территории.
Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС
Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, не уплачивают НДС. К таким лицам относятся лица, применяющие:
Акцизы регулируются главой 22 «Акцизы» НК РФ.
Льготы по акцизам указаны в пункте 1 статьи 183 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ. Льгот по акцизам мало. Освобождаются от акцизов передача внутри организации, а также реализация подакцизных товаров на экспорт.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц».
Льготы по НДФЛ предусмотрены статьей 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».
Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты, которые являются, по своей сути, также налоговыми льготами:
Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2. НК РФ)
Статья 222 НК РФ позволяет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные размеры вычетов, предусмотренных статьями 219 и 220 НК РФ. Но этим правом не воспользовался пока ни один регион.
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций».
Термин «льгота» в главе 25 не упоминается, но льготы по этому налогу все-таки есть. Так статьей 251 определены «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», многие из которых и есть льготы.
Статья 246.1., совместно с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов ( участник проекта инновационного центра «Сколково» ).
Льготная ставка 0% (что есть отсутствие налога) установлена для:
— полученных российскими организациями дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (см. Черный список офшорных зон Минфина );
— доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).
— доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Условия этой льготы изложены в ст. 284.2 НК РФ.
— организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (статья 284.1 НК РФ).
Региональные льготы по налогу на прибыль:
Пониженная ставка налога
Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, из которых (п. 1 ст. 284 НК РФ):
2 процентов (3 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2020 годах) (за некоторым исключением, установленным НК РФ).
Применение инвестиционного налогового вычета
Инвестиционный налоговый вычет — налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный для некоторых расходов на капитальные вложения.
Инвестиционный налоговый вычет регулируется статьей 286.1. НК РФ.
Основные параметры инвестиционного налогового вычета регулируются законом субъекта Российской Федерации.
Так, регион определяет вводить на своей территории Инвестиционный налоговый вычет или нет.
Также регион определяет (п. 6 ст. 286.1. НК РФ):
— размеры инвестиционного налогового вычета
— категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета
— категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета
Ставка налога для участников региональных инвестиционных проектов
Статьей 284.3. НК РФ определяются особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов. При этом п. 3 определяет, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.
Льготная ставка налога установлена для категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 6-9 ст. 333.3 НК РФ.
Государственная пошлина
Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».
Установлены следующие категории льгот:
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (статья 333.35.)
Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (статья 333.36.)
Льготы при обращении в арбитражные суды (статья 333.37.)
Льготы при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38.)
Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния (статья 333.39.)
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».
Льготная ставка налога 0% (0 рублей) предусмотрена для некоторых видов добычи полезных ископаемых п. 1 статьи 342 НК РФ.
Кроме того, предусмотрено уменьшение суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда (статья 343.1.), а также уменьшение суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2. НК РФ).
Транспортный налог
Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ «Транспортный налог».
Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).
Ставки налога установлены статьей 361 НК РФ. Пункт 2 ст. 361 НК РФ дает право субъектам Российской Федерации увеличить (уменьшить) эти ставки, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций».
Льготы по налогу на имущество предусмотрены статьей 381 НК РФ.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).
Налоговые ставки определяются статьей 380 НК РФ:
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать с 2017 года 2 процента.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ).
Земельный налог
Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ «Земельный налог».
Налоговые льготы предусмотрены статьей 395 НК РФ.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).
Статья 394 НК РФ устанавливает, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не могут превышать предельные размеры, установленные этой статьей.
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц».
Налоговые льготы предусмотрены статьей 407 НК РФ.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).
Статьей 406 НК РФ установлены налоговые ставки.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ (ст. 407 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).
Патентная система налогообложения
Индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации (п. 3 ст. 346.50 НК РФ)
Оценка налоговых льгот
Рекомендуется регулярно проводить анализ налоговых льгот, на предмет правильности их применения, оценки рисков применения льгот, изучения возможности применения новых льгот.
Ниже приведена форма отчета, по результатам такого анализа:
Анализ налоговых льгот
По состоянию на ______________
Оценка риска льготы
Мероприятия по снижению риска льготы
Руководитель подразделения _____________________
Примечания
Льгота – приводится краткое описание льготы
Анализ льготы – указываются нормативные акты, на основании которых применяется льгота, условия применения, налог. Если есть спорные вопросы, то анализируются аргументы за и против – нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов
Сумма льготы – указываются сведения о сумме льготы для налогоплательщика
Оценка риска льготы – вероятность отказа в льготе со стороны налоговых органов. Указывается в случае, если применение льготы рискованно. Если рисков нет, то указывается «Рисков нет». Для оценки рисков рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий. Оценка риска льготы осуществляется на основании анализа льготы.
Мероприятия по снижению риска – указываются в случае, если применение льготы имеет риски. Указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска льготы формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.
Пример из судебной практики
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу пункта 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.
Документ: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 5).
Практика по камеральным проверкам налоговых льгот
Постановление арбитражного суда Московского округа от 07.12.2017 по делу № А40-40587/2017 по ПАО «МОСЭНЕРГО»
Налоговый орган не вправе истребовать в рамках камеральной проверки подтверждающие документы по применению пониженной ставки по налогу на имущество, так как пониженная ставка налога не является налоговой льготой.
На основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые подтверждают право налогоплательщика на налоговые льготы. По налогу на имущество налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 372-О-П от 15.05.2007, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. Из изложенного следует, что применение установленной НК РФ пониженной налоговой ставки хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле ст. ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности применения такой пониженной ставки налогообложения.
Дополнительно
Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.
taxslov.ru