Закон Божий Часть 4 «Священное Писание. Библия» (Видео)

Когда христианин читает Священное Писание — он общается с Богом.
И.Е. Пестов

Наши знания о Боге больше всего укрепляются при рассмотрении всей окружающей нас и премудро устроенной природы. Еще более Бог являет себя в Божественном откровении, которое дано нам в Священном Писании и Священном Предании.

Священное Писание — это книги написанные Пророками и Апостолами при помощи Святого Духа Божия, открывающего им тайны будущего времени. Эти книги называются Библией.

Библия — это исторически сложившийся сборник книг, который охватывает — по Библейскому счету — возраст около пяти с половиной тысяч лет. Как литературное произведение она собиралась около двух тысяч лет.

Она делится по объему на две неравные части: большую — древнюю, то есть Ветхий Завет, и более позднюю — Новый Завет.

История Ветхого Завета готовила людей к пришествию Христа на протяжении около двух тысяч лет. Новый Завет охватывает земной период жизни Богочеловека Иисуса Христа и его ближайших последователей. Для нас, христиан, конечно, более важна история Нового Завета.

Тематика библейских книг весьма разнообразна. В начале она посвящена историческому прошлому с точки зрения философии истории и Богословия, происхождению мира, и сотворению человека. Именно этому посвящена древнейшая часть Библии.

Библейские книги делятся на четыре части. В первой из них говорится о законе, оставленном Богом народу через пророка Моисея. Эти заповеди посвящены правилам жизни и веры.

Вторая часть — историческая, в ней описываются все события, прошедшие за 1100 лет — до II в. нашей эры.

К третьей части книг относятся нравственно-назидательные. В их основе лежат поучительные истории из жизни людей, знаменитых теми или иными деяниями или же особым образом мысли и поведения.

Есть книги очень высокого поэтического, лирического содержания — например, Псалтирь, Песнь Песней. Особенно интересна Псалтирь. Это книга истории души, внутренней жизни человека, охватывающая диапазон внутренних состояний от духовного взлета до глубокого отчаяния из-за того или иного неправильного поступка.

Надо отметить, что из всех ветхозаветных книг Псалтирь была основной для формирования нашего русского мировоззрения. Эта книга была учебной — в допетровскую эпоху по ней учились грамоте все русские дети.

Четвертая часть книг — книги пророческие. Пророческие тексты это не просто чтение, а откровение — очень важное для жизни каждого из нас, так как наш внутренний мир все время находится в движении, стремясь достичь первозданной красоты человеческой души.

Рассказ о земной жизни Господа Иисуса Христа и суть его учения содержится во второй части Библии — Новом Завете. Новый Завет состоит из 27 книг. Это, прежде всего, четыре Евангелия — рассказ о жизни и трех с половиной годах проповеди Господа Иисуса Христа. Затем — книги, повествующие о Его учениках — книги Деяний Апостольских, а также книги самих Его учеников — Послания Апостолов, и, наконец, книга Апокалипсис, рассказывающая о конечных судьбах мира.

Нравственный закон, содержащийся в Новом Завете, более строг по сравнению с ветхозаветным. Здесь осуждаются не только греховные дела, но и мысли. Цель каждого человека — искоренить зло в самом себе. Победив зло, человек побеждает смерть.

Главное в христианском вероучении — это воскресение Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть и открывшего путь для всего человечества к жизни вечной. Именно этим радостным чувством освобождения проникнуты Новозаветные повествования. Само слово «Евангелие» переводится с греческого как «Благая весть».

Ветхий Завет — это древний союз Бога с человеком, в котором Бог обещал людям Божественного Спасителя и в течение многих веков приготовлял их к Его принятию.

Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, в лице Единородного Сына Своего, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Девы Марии, и страдавшего и распятого за нас, погребенного и Воскресшего в третий день по Писанию.

В Священном Писании объяснена судьба каждого человека и всех народов.
Святитель Николай Сербский

pocdk.ru

Библейские законы о войне

Что в Библии сказано о войне? Кого, согласно заповедям Господа, можно было призывать на воинскую службу, а кого нет? Зачем казаки носили серьгу в ухе? Почему царю Давиду не позволено было построить Храм? И почему на вернувшихся с войны накладывали епитимию? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

С тобою Господь, Бог твой

В Библии сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4).

Когда народ сталкивается с неизбежностью военного конфликта, Церковь может и должна давать свое благословение. Но церковное благословение военнослужащих – это наличие целого ряда ограничений для них. Во время Второй чеченской войны я, по благословению священноначалия, пять раз ездил в Чеченскую республику окормлять наших воинов, и меня часто просили освящать оружие. Я совершал чин освящения оружия и всегда особо подчеркивал: «Оружие освящено, и вы не имеете права применять его против безоружных людей, против мирного населения, против женщин, детей, стариков. Вы можете применять оружие только против людей, которые непосредственно нападают на вас».

Кого призывали на военную службу

Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, более гуманен, чем нынешний порядок

Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, как ни странно, более гуманен, чем тот порядок, который существует во всем мире сегодня.

Обратимся вновь к библейской книге Второзаконие: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5). О чем это? Дом – это семья, а семья – это супружество, жена, дети. Тот, кто построил новый дом, – создал семью. Обновить дом – значит, обжить его, начать жить со своей супругой, заиметь свое хозяйство. То есть на войну не брали человека, не создавшего семью, который еще ни любви не вкусил, ни радости отцовства не познал. Юношей 18–19 лет на войну, по закону Божию, не берут. А в Чеченскую кампанию – я сам был свидетелем этого – 18-летних ребят, необученных, несмышленых, кидали в самые кровопролитные бои – это ужасно.

Читаем дальше Библию: «И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» (Втор. 20: 6). Какой гуманный закон! Человек должен насадить виноградник, собрать первый урожай, приготовить свежее вино, выпить с друзьями, попеть песни… Потом он может пойти на войну. А тот, кто семью не создал, дома не построил, виноградника не насадил, еще не понимает жизни, не знает, что есть что. Он еще слишком юн и несмышлен, и считалось жестокостью брать такого человека на войну – на смерть. По библейским законам, человека можно было взять на войну в возрасте от 21 года до 50 лет.

«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» (Втор. 20: 7). Мужчина должен познать женскую любовь, полюбить свою жену, увидеть чад своих, стать отцом. Как говорится в знаменитом изречении: человек должен построить дом, посадить дерево, родить ребенка, тогда человек состоялся. И поверьте мне: люди семейные, те, кто состоялись в жизни, повзрослевшие, всегда лучше воюют. Когда началась Великая Отечественная война, в первый призыв брали 18-летних комсомольцев, и все они погибли. Когда стали призывать 40–50-летних мужиков, у которых семьи, дети, а у кого-то уже и внуки, ситуация переломилась. Кстати, это те, кто учились в воскресных школах еще до революции. Это всё были знающие жизнь люди. И Берлин брали 40–50-летние русские мужики, а не мальчишки, которые еще за плечами ничего не имеют. Человек должен знать, за что он жертвует своей жизнью, за что он умирает.

И снова обратимся к книге Второзаконие: «И еще объявят надзиратели народу и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Как видим, трусливых на войну тоже не брали. И очень понятно почему: чтобы они не смогли ослабить воинский дух идущих в сражение.

Итак, по закону Божию, на войну надо брать людей, которые уже состоялись, которые знают и понимают, почему они берут в руки оружие, за что они будут сражаться, что хотят оберегать.

Предложи мир

Война должна начинаться с предложения мира

Но самое интересное вот что: любая война начиналась с того, что, по закону Божию, врагу надо было предложить мир. В Библии сказано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20: 10–11). Здесь говорится о контрибуции, но, как правило, шли осаждать другие города, потому что враг нападал и разорял свои, родные и надо было восстанавливать порядок и справедливость. Но то, что война в библейском понимании должна начинаться с предложения мира, – поразительный факт, который необходимо пережить и осмыслить. Может быть, нашим военачальникам и тем, кто стоит у руля власти, стоит задуматься над этим библейским правилом.

В Писании говорится и о том, что человек воюющий должен бережно относиться к миру вокруг себя. Сейчас бездумно разрушается природа. А Второзаконие предписывает: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20: 19). А ведь речь идет о чужой территории! Были также законы санитарного характера: каждый воин должен был иметь лопатку, чтобы, справляя свою нужду, делать это в вырытую ямку, которую потом нужно засыпать землей. «Ибо Господь ходит среди народа Своего».

Библия устанавливала и предел человеческому гневу и жестокости. Откроем книгу Бытия и прочтем удивительные слова, сказанные о двух сыновьях Иакова – братьях Симеоне и Левии: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7). Не всякую ярость Бог одобряет. Ты можешь проявлять гнев, но не до жестокости. Ты можешь проявить ярость, но не до звериной свирепости. Об этом всегда помнили люди, которые отправлялись на войну исполнить свой гражданский долг.

Господь промышляет обо всех

На вернувшихся с войны налагали епитимию: от года до двух лет воздерживаться от причастия

Во время военных действий Церковь никогда не отказывала военнослужащим в окормлении: всегда исповедовали воинов, причащали, крестили, если надо было. Но после войны налагали епитимию: от года до двух лет воздерживаться от причастия. Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.

В еврейском народе, который в древности постоянно участвовал в военных конфликтах, сохранилось очень красивое предание. Когда Моисей с евреями прошел сквозь Чермное море, он, обернувшись, увидел в волнах мертвых египтян: тела их всплыли, их стало прибивать к берегу. Моисей от радости запрыгал и захлопал в ладоши. Но услышал глас Божий с неба: «Моше, что ты радуешься? Это дети мои потонули». Потому что для Бога и египтяне, и евреи, и турки, и русские, и чеченцы – это Его народ, Его дети. Бог промышляет о каждом человеке, независимо от его национальности и цвета кожи, и каждому ищет благо. Бог заботится и о зверях диких, и о траве полевой, и о птицах небесных – Он промышляет обо всем Своем творении.

Если человек вынужденно идет на войну – это всегда крайняя мера. И он должен знать, какими принципами руководствоваться при этом. Наши предки знали. К примеру, у казаков всегда учитывался родовой статус человека. На это указывала… сережка в ухе. Если одна сережка в левом ухе, это означало, что казак у матери единственный сын; если сережка в правом ухе – что он последний носитель фамилии – последний в роду, где не было других наследников по мужской линии. Если в ухе у казака две серьги – значит, он единственный ребенок у родителей. Когда собирался казачий сход, атаман не знал всех по именам и в лицо, он по этим отличительным знакам всегда мог понять, кого можно послать в решительный бой первым, а кого и поберечь надо: единственного сына у матери – чтобы было кому позаботиться о ней в старости; последнего мужчину в роду – чтобы род продолжился.

Кстати, подобные правила были еще у древних греков. Вспомним 300 спартанцев. Геродот рассказывает, что царь Леонид сказал: «Погибнуть в этом деле могут только те спартанцы, у которых есть сыновья». Вот эти Божии законы были Господом открыты и язычникам – по слову апостола Павла о том, что у язычников закон написан в их сердцах.

Мы должны всегда руководствоваться заповедями Бога – живем ли мы мирной жизнью или ведем военные действия: закон Божий – для всех ситуаций. Священное Писание – это Господне руководство к действию.

Почему Давид не мог построить Храм

Война – это всегда демонстрация немощи и грехопадения человечества

Важно также сказать, что, хотя Церковь и может благословлять людей на войну, но сама война – это, конечно, всегда плохо, это демонстрация немощи и грехопадения человечества. Приведу историю, записанную в 1-й книге Царств. Был богатый человек по имени Навал, он имел обширное хозяйство. И вот Давид отправил к нему посольство, чтобы приветствовать его. Но Навал обошелся с ним грубо, и Давид решил наказать его мечом. Чтобы умилостивить царя, к нему пришла жена Навала Авигея, принесла с собой много различных яств и обратилась к Давиду со словами: «Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою» (1 Цар. 25: 28). И Давид благодарил эту умную женщину за то, что она удержала его от пролития крови. Но обратим внимание вот на что: Давид, избранник Божий, вел «войны Господа», он получил на это высшую санкцию, если можно так сказать, и все люди понимали это – тем не менее, как мы знаем, Бог не позволил Давиду построить Храм Божий. Почему? Именно по той причине, что Давид вел множество войн, умертвил и сделал несчастными многих людей. Храм построил сын Давида Соломон, чье имя переводится как «мир».

pravoslavie.ru

Библия 4 закон

Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому священные книги традиционных религий не могут признаваться экстремистскими. Согласно документу, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации, «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами».

11 ноября законопроект приняли депутаты Госдумы, а 18 ноября его одобрил Совет Федерации. В пояснительной записке при рассмотрении президентского законопроекта в Госдуме отмечалось, что Конституция России гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Кроме того, в записке содержалась ссылка на преамбулу закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой «именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

«В связи с изложенным и в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом предлагается установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами», — подчеркивалось в материале.

Первый замглавы фракции «Единая Россия» Сергей Попов, комментируя документ, заявил, что с учетом «необходимости сохранения нашего духовного, межнационального, межрелигиозного единства очень важно поставить барьер для того, чтобы оградить и не дать возможности использовать в этих целях эти очень важные, дорогие для всех верующих в России священные писания».

Первый зампредседателя Комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич в свою очередь после одобрения законопроекта указал, что «по сути дела, право встает на сторону здравого смысла, многовековой мудрости народов, заключенной в текстах этих священных книг». «Тем самым еще раз подчеркивается как равенство религий, так и обязанность государства уважать свободный выбор своих граждан на религиозные предпочтения», — сказал политик.

Поводом для появления законопроекта стало принятое в августе этого года решение судьи Южно-Сахалинского суда Натальи Перченко. По иску прокурора она признала «экстремистским материалом» книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе». В частности, экстремистскими были названы цитаты из Корана «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»). Это решение возмутило главу Чечни Рамзана Кадырова, который заявил, что «вместо защиты закона и интересов России» судья и прокурор «глупыми решениями подрывают основы стабильности и безопасности» и «публично оскорбили миллионы россиян и полтора миллиарда мусульман мира». Жалоба главы Чечни на решение суда была передана в Сахалинский областной суд, и позднее решение судьи Южно-Сахалинского суда было отменено.

Представители традиционных религий России в целом одобрили документ. Так, Рамзан Кадыров выразил мнение, что благодаря принятию этого документа «подводится черта под парадом запрета Аятов Священного Корана, Хадисов Посланника Аллаха (с.а.в.)». «Новый Закон будет способствовать серьезному оздоровлению общества, укреплению взаимопонимания между религиями и конфессиями», — написал он после принятия законопроекта Госдумой на своей странице в Instagram.

Русская церковь, со своей стороны, признала, что это «шаг в правильном направлении», однако посчитала, что мнение верующих учтено в документе не в полной мере. «Многие пожелания религиозных общин остались без ответа, проблема не ушла», — утверждал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин (цитаты по «Интерфаксу»).

Глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода в свою очередь полагает, что принятие такого закона может стать цивилизационным шагом вперед (его слова приводит ТАСС).

www.vedomosti.ru

Науке известно сегодня, что атом, эта ничтожно малая частица, является одной из чрезвычайно сложных и сбалансированных систем во Вселенной. Неукоснительно подчиняясь внутренним законам своего существования, он обеспечивает порядок в нашем мире, и малейшие сбои в этой микросистеме могли бы привести к глобальным космическим катастрофам.

Все творения Бога, начиная с невидимого глазу атома и кончая галактиками невообразимых размеров, существуют не хаотично, но подчиняются определенным законам, необходимым для гармоничного существования Вселенной. «Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Книга пророка Исаии 45:12), — говорит Господь.

Для всего материального мира Бог установил постоянные математические, физические, химические, биологические законы. Для сотворенных Им разумных существ Он определил духовно-нравственный, или моральный, закон. Счастье человека и всех остальных обитателей Вселенной связано с соблюдением морального закона. Его нарушение ведет в конечном итоге к смерти.

Как нелепа мысль о непостоянстве законов физического мира, так безумием было бы предположить, что человек может менять по своему усмотрению нравственный закон Божий. В нем отражается неизменный характер Творца. Он говорит: «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Книга пророка Малахии 3:6).

Об этом также говорит апостол Иаков:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Послание Иакова 1:17).

Если бы в нашем Небесном Отце произошла хотя бы «тень перемены», если бы Он перестал быть совершенным, то неизменный закон и порядок сменились бы беззаконием и все сотворенные миры были бы быстро повержены в хаос. Нам даже не нужно особенно фантазировать, чтобы представить себе эту страшную картину. Достаточно оглянуться вокруг и увидеть горькие плоды разрушения устоев человеческого общества, возникшие в результате отказа от нравственных законов, установленных Богом.

«. земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней. » (Книга пророка Исаии 24:5,6).

К счастью, в отличие от человека наш Небесный Отец неизменен в Своем совершенстве. Он является воплощением любви — безграничной и вечной. Каждым мгновением своей жизни мы обязаны только Ему. Почему же мы считаем, что можно пренебрегать Его законом? Неужели мы хотим отказаться от Его мира, защиты и попечения?

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН БОГА

В Библии закон Божий назван «совершенным», «укрепляющим», «праведным»,

«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Псалтирь 18:8,9).

«Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Псалтирь 110:7,8).

Закон Божий был хорошо известен самому первому человеку, и после грехопадения в течение 2 000 лет он передавался из уст в уста, от поколения к поколению. Во времена Моисея Бог дал его человеку в виде десяти заповедей. Сам Творец Вселенной сошел тогда на нашу Землю. Он Сам начертал Свой закон

Давайте прочитаем этот извечный и неизменный закон — Десять заповедей:

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:2-17).

«Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне… И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег» (Второзаконие 5:22; 10:5), — так заканчивает Моисей повествование о заповедях Господних, данных нам Богом.

Ни один земной законодатель не смог бы издать такой лаконичный закон, совершенный и всеобъемлющий, определяющий наши отношения и с Богом, и в семье, и в обществе в целом. Все самые справедливые человеческие постановления, конституции и законы большинства стран можно разглядеть в строках этого немногословного кодекса нравственности.

О, если бы только люди соблюдали десять заповедей! Мы жили бы сегодня счастливо в мире добра и процветания.

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА — ЭТО НЕ РАБСТВО

Кого Вы скорее назовете свободным человеком: безудержно употребляющего

Кого можно назвать свободным — законопослушного гражданина или нарушителя общественного порядка? Ответ тоже ясен: первого. В чем заключается свобода для преступника? В том, чтобы переступить через нравственный и юридический кодекс? Но тогда он теряет свою свободу не только в физическом, но и в моральном смысле, попадая под всеобщее осуждение. А человек, соблюдающий законы, продолжает с чистой совестью пользоваться преимуществами свободы.

«Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Псалтирь 118:45).

«. кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Послание Иакова 1:25). Да, действительно, заповеди даны нам не для того, чтобы урезать наши права и возможности, но, напротив, чтобы указать дорогу к подлинной свободе.

ЗАКОН, БЫВШИЙ В САМОМ НАЧАЛЕ

Человек, начинающий изучать Библию, может засомневаться: существовал ли Закон Божий до того, как Господь дал десять заповедей на горе Синай? Библия говорит нам, что принципы, на которых построены Божьи заповеди, существовали всегда. Фактически, нравственный закон был вписан в сердце человека при сотворении. Но и до появления первых людей он уже существовал и лежал в основе Божьего управления Вселенной: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой. Слушайте, потому что я буду говорить важное и изречение уст моих — правда… Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли… Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» (Притчи 8:1,6,22,23,25,26). Зло является следствием греха, который «есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 3:4). Библия говорит, что первый человек, съев плод с дерева познания добра и зла, совершил грех. Доверившись сатане, Адам нарушил первую заповедь закона Божьего:«. да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Из-за этого он сам и все человечество вместе с ним оказались в плену у смерти: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Ибо возмездие за грех — смерть» (Послание к Римлянам 5:12; 6:23).

Задолго до того, как Господь записал десять заповедей на скрижалях, Авраам, призванный Богом, уже знал Его Закон: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5).

Открывая перед учениками истинные ценности Божьего Царства, Иисус всегда подчеркивал важность соблюдения непреходящих заповедей Божьих:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Евангелие от Матфея 5:17-19).

Закон Божий не изменяем «ни на йоту», «ни на черту» (на греч. — «титло»). Дадим пояснение: йота — это маленькая буква греческого алфавита, а титло — особый знак, позволяющий отличить одну букву от другой. Никогда без ущерба для всего сущего даже в чем-то самом малом не может быть изменен закон Творца. Выраженный в десяти заповедях, он, по словам Иисуса, так же вечен, как вечны Божьи небеса.

Освободив Израильский народ из египетского рабства, Господь начертал на камне Свой вечный закон, который в начале истории земли был записан

Вместе с законом израильтянами был забыт и план спасения рода человеческого, появившийся сразу же после грехопадения Адама и Евы. Господь заново представил людям этот план, изложив его очень ясно, просто и наглядно.

По Божьему повелению было построено святилище и установлены правила служения, которые иллюстрировали будущее прощение, искупление и оправдание грешного человека через Иисуса Христа.

Подробные наставления об этом записаны в начале Библии — в «книге закона», объединяющей в себе пять первых книг Библии: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» (Второзаконие 31:24-26).

Давайте разберемся в идее святилища. Представляя какое-либо изобретение,

Невинные животные, приносимые в жертву за грехи, символизировали Агнца Божьего, Иисуса Христа, принимающего на Себя вину и наказание за преступления всего мира. Кровь животных указывала на цену, которую Христос должен был заплатить в назначенный час за наше спасение. Центральное место во святилище занимало Святое святых, где хранился ковчег со скрижалями Закона Божьего. Ковчег вместе с крышкой, на которой стояли два золотых херувима, обращенных лицами друг к другу, был сделан из дорогого дерева и обложен золотом. Там Сам Бог в виде ослепительного облака являл израильскому народу славу Своего присутствия: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою . посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения.

скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему . В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской» (Исход 25:22; Левит 16:2; Числа 7:89; 3 Царств 8:9). Мы видим, что Бог связывал Свое присутствие среди народа с нравственным законом. Только осознавая святость заповедей, находившихся в ковчеге, человек мог увидеть всю глубину своей греховности и величие Божьего прощения.

Но, подобно тому, как изобретение, реализуясь, уже перестает нуждаться в модели, так и потребность в святилище и производимых в нем обрядах, отпала сразу же после того, как славное дело искупления человечества исполнилось на Голгофе. Не стало больше необходимо-сти в символических образах.

Последним возгласом умирающего на кресте Спасителя было: «Совершилось!» После этого Он, «преклонив главу, предал дух» (Евангелие от Иоанна 19:30). В это же время, как повествует Священное Писание, завеса в храме, скрывавшая от глаз святой ковчег, «раздралась по средине» «надвое, сверху донизу» (Евангелие от Луки 23:45; от Марка 15:38). Отныне не нужно было больше убивать овец и ягнят. Истинная жертва, Иисус Христос, была принесена, и через нее верующий человек оправдан Божьей благодатью, незаслуженным даром Его любви. На кресте «тень будущего» (Послание к Колоссянам 2:17) стала

«Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон» (Книга пророка Исаии 42:21).

ЗАКОН ИЛИ БЛАГОДАТЬ?

«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Послание Иакова 2:10).

Если человек висит над пропастью на цепи, состоящей из десяти звеньев,

Возможно, кто-то считает себя очень добрым человеком, потому что никого не убивал, ни у кого не крал и никогда не изменял своему мужу или жене. Но Священное Писание показывает нам, что сущность нравственного закона гораздо глубже, чем его обычно понимают. Апостол Иоанн пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человеко- убийца» (1 Послание Иоанна 3:15). А Христос, обличая уверенных в своей праведности людей, говорит в Нагорной проповеди: «. всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Матфея 5:28). Позже на вопрос ученого книжника о том, какая заповедь самая важная, Он отвечает, акцентируя внимание на сущности закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон» (Евангелие от Матфея 22:37-40).

Итак, зависть, осуждение, ненависть, гнев, обман, жадность, эгоизм — все это является нарушением закона любви. И как бы сильно люди ни хотели считать себя непорочными и добродетельными, горькая библейская истина гласит: нет на земле «праведного ни одного… все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам 3:10,23).

Апостол Павел говорит: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… закон духовен, а я плотян, продан греху… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Послание к Римлянам 7:12,14,18).

Но милостью Божьей человечество не оставлено погибать в своем беззаконии. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам 6:23). Этот дар, предложенный каждому кающемуся грешнику, Священное Писание называет

Глядя в зеркало, мы можем увидеть грязь на нашей одежде, но оно не способно избавить нас от нее. Мы не станем чище, если отбросим или разобьем зеркало. Для того, чтобы стать чистым, понадобятся мыло и вода.

Человек, всматриваясь в десять заповедей, как в зеркало, сравнивая себя с образом Божьим, видит свою загрязненность грехом. Но он не может разбить зеркало закона и облегченно сказать: «Теперь я чист, так как ничто меня больше не осуждает». Если мы хотим действительно освободиться от греха, нам следует искать другого очищения. Оно предлагается нам благодатью, то есть незаслуженной милостью Христовой к грешному человеку.

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:8,9).

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будет красны, как пурпур, — как волну убелю» (Книга пророка Исаии 1:18).

«Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Послание к Галатам 3:21-24).

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Послание к Римлянам 8:3,4).

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Послание к Римлянам 3:24).

Когда всем сердцем мы принимаем Иисуса, Он прощает нам прошлые грехи. Пребывая в нас, Он дает нам силу побеждать новые искушения, и мы все

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9).

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Послание Иоанна 5:3).

Закон, представлявшийся вначале излишне требовательным и суровым, вдруг становится для нас естественным и необходимым, послушание дает глубокое удовлетворение, и то совершенное счастье, которого Господь желает каждому, все более и более наполняет нашу жизнь. В этом и заключается подлинная свобода человека.

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Евангелие от Иоанна 8:36).

Свидетельства о спасенных через веру в Искупителя мы можем найти и в Ветхом, и в Новом Заветах. Господь, предвидя грехопадение людей, даровал им благодать «во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Послание к Тимофею 1:9). Адам и Ева смогли избежать заслуженного наказания, приняв Божье обетование о грядущем Спасителе. Подобным образом и все остальные верующие ветхозаветного времени были оправданы Божьей благодатью: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Бытие 6:8); «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:6); «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исход 33:17); «. поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: ”. нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои”. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деяния святых Апостолов 13:23); «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу» (Псалтирь 83:12).

И в новозаветные времена прощение и оправдание во Христе принимается как дар любви, дар незаслуженный, дар благодати.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Послание к Ефесянам 2:8).

Благодать — это рука Господа, простертая к людям. Вера — это рука

Итак, благодать, принятая верой, оправдывает человека и делает его послушным исполнителем воли Творца. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Послание к Римлянам 6:14).

Возможны только два состояния. Первое — «под законом». Оно означает, что человек осужден законом, который он нарушил. Второе — «под благодатью». Оно подразумевает освобождение от осуждения милостью Божьей.

Грех не властен более над принявшими Божью благодать, и проклятие закона не висит над ними «дамокловым мечом». Восстановленные взаимоотношения с Богом и людьми, любовь, управляющая жизнью, делает бесконечно счастливыми обладателей драгоценного дара благодати.

Невозможно, приняв спасение, не исполниться благодарности и сильного желания ответить Господу любовью на Его призыв: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15).

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Послание к Римлянам 3:31).

«Господи, я благодарен Тебе за десять справедливых заповедей, в которых отражается Твой характер и Твоя любовь. Ты знаешь, что я так же, как и все остальные люди, виновен перед Твоим законом, виновен перед Тобой. Пусть Твое чудесное обетование о прощении и оправдании через Иисуса Христа исполнится в моей жизни. Помоги мне верою принять Твою благодать и напиши святые заповеди в моем сердце, чтобы я мог следовать им с радостью. Благодарю Тебя за все, что Ты для меня сделал. Во имя Иисуса Христа. Аминь».

www.golosnadezhdi.ru