Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ
«О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1997 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 28 июня 2002 г., 22 августа 2004 г., 25 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 25 декабря 2012 г., 22 октября 2014 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

10 января 1996 года

Размеры должностных окладов судей РФ установлены в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ в соответствии с Приложением к Закону. Определены составляющие заработной платы судей РФ и работников аппаратов судов РФ. Размер денежных поощрений (премий) судей и работников аппаратов судов РФ по итогам работы за квартал и год не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.

Судьям РФ, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Рассмотрены вопросы возмещения расходов по переезду судей, переведенных в другую местность, компенсации понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им жилой площади, скидок по оплате жилой площади.

В стаж работы в качестве судьи РФ при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года, за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 января 1997 года.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 г., за исключением статей 1 и 3, которые вступают в силу с 1 января 1997 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. N 9-П положения части первой статьи 7 настоящего Федерального закона признаны не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой они распространяются на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года (даты введения в действие Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ) и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку — определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 января 1996 г. N 10, в Собрании законодательства Российской Федерации, от 15 января 1996 г. N 3 ст. 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие частей первой и второй статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части компенсации стоимости продовольственного пайка

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 115-ФЗ

base.garant.ru

Сотрудники аппаратов судов могут стать особым видом госслужащих

В России может появиться новый вид госслужбы – в особую категорию госслужащих предлагается выделить сотрудников аппаратов судов. Соответствующий пакет законопроектов внес в Госдуму председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

Статус ради зарплаты

Основной мотив выделения сотрудников аппаратов судов в особый вид госслужащих – низкие зарплаты и малое количество гарантий, из-за чего эта работа считается несерьезной и временной. Глава ВС РФ Вячеслав Лебедев не раз жаловался на высокую текучку кадров в рядах помощников и секретарей судов. По мнению Лебедева, это связано именно с невысоким уровнем зарплаты.

По информации СМИ, сейчас ведущие специалисты аппарата ВС РФ получают до 125 тыс. руб. в месяц. Зарплата руководителя отдела Мосгорсуда может достигать 83 тыс. руб. А вот руководители отделов районных судов получают не более 42 тыс. руб. в месяц. Доходы помощника судьи районного суда – до 33 тыс. руб.

Секретари судов получают еще меньше. Как результат, порой эти должности замещают студенты юридических вузов. Одна из таких студенток в 2015 году дала обширное анонимное интервью изданию «Медиазона». «Секретарям платят около 11 тысяч рублей, сколько платят помощникам, я не знаю, но не сильно больше – там для персонала все зарплаты в районе 20 тысяч», – рассказала девушка. Она призналась: «Я пришла в суд, вообще ничего не зная еще. Мне сказали: садись и работай. О ведении протокола я узнавала из протоколов предыдущих секретарей, причем те вещи, которые мне казались неважными, я просто оттуда вырезала – чего писать по пять раз все одно и то же? Уже по ходу дела судья подходила ко мне, говорила, вот это исправь, то перепиши и так далее».

При этом, по информации Института проблем правоприменения на 2012 год, 29% судей начинали свою карьеру как помощники и секретари. 62% из них получили юридическое образование заочно. Среди женщин-судей доля выходцев из аппарата выше, чем в среднем, – 49%.

Если работа в суде станет особым видом госслужбы – то сотрудники будут относиться к своему труду серьезнее. Это будет уже не способ студенческой подработки и приобретения опыта, а полноценная карьера с прицелом на всю жизнь. И о переходе в статус судьи аппаратчики будут задумываться реже. Возможно, это хорошо: ведь именно люди, начинавшие работу в аппарате, могут иметь повышенную склонность к формальному рассмотрению дел. Именно они часто чувствуют себя не самостоятельными «вершителями судеб», а техническими работниками, выносящими приговоры по принципу «как принято».

Законопроекты, выделяющие работу в аппарате суда в особый вид госслужбы, готовились Верховным судом как минимум с 2014 года. О том, что сотрудники аппаратов судов должны считаться особым видом госслужащих, было заявлено на пленуме Верховного суда в ноябре 2016 года.

Согласно законопроектам, должности государственной судебной службы будут утверждать Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды. Сотрудники аппаратов Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов республик под действие реформы не попадают. Они занимают отдельную нишу в судебной системе и работают не совсем так, как обычные суды. Их цель – не разбирать конкретные дела, а оценивать степень соответствия законодательства Конституции РФ.

Помимо собственно закона о судебной службе, работа аппаратов судов будет регулироваться общим Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Законопроекты устанавливают некоторые ограничения для найма на службу в аппарат суда. Это недееспособность или ограниченная дееспособность, неснятая и непогашенная судимость, наличие определенных заболеваний (их перечень должно утвердить правительство РФ), и др. Среди препятствий есть и довольно специфические. Например, в аппарате суда не сможет работать человек, признанный не прошедшим военную службу без уважительных причин.

Кроме того, близкие родственники не смогут работать в непосредственном подчинении друг у друга. Предусмотрено и такое основание для увольнения со службы, как утрата доверия.

Законопроекты налагают на служащих судов многочисленные ограничения. В частности, сотрудники аппарата не смогут вступать в судах как представители граждан (за некоторыми исключениями). Им будет запрещено заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме образовательной, творческой и научной. Также для них ограничат возможность приобретения ценных бумаг.

Служащим нельзя будет принимать подарки и вознаграждение в связи с исполнением обязанностей. Если у служащего возникнет спор с руководством или коллегами – он не сможет в знак протеста отказаться от исполнения обязанностей. Среди запретов есть и политические – например, служащие не смогут создавать по месту работы ячейки политических партий или использовать свое положение для предвыборной агитации. Наконец, служащим запрещено брать на себя функции по осуществлению правосудия – это прерогатива судей.

Служащим судов, как и другим госслужащим, нельзя будет публично (в том числе через СМИ) оценивать деятельность государственных органов. Также они будут обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

В законопроектах классифицируются виды судебной службы. Предлагается ввести такие классные чины, как секретари первого, второго и третьего класса, референты трех классов, советники трех классов, государственные советники трех классов, действительные государственные советники трех классов. Тем служащим, которые обязаны иметь юридическое образование, будут присваиваться классные чины юстиции – юрист, советник юстиции, государственный советник юстиции, действительный государственный советник юстиции. Все они также будут делиться на три класса.

Законопроекты регулируют также процесс приема на службу, режим работы и отдыха, оплату труда, порядок поощрения и награждения, дисциплинарную ответственность, урегулирование конфликта интересов, порядок рассмотрения индивидуальных споров и многие другие вопросы судебной службы.

При этом стоит отметить, что идеи Верховного суда получили отрицательный отзыв комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Основная причина этого решения – нежелание тратить бюджетные деньги на содержание новой категории госслужащих.

В правительстве РФ подсчитали, что законопроекты предусматривают для сотрудников аппаратов судов более существенные доплаты за выслугу лет, чем для других госслужащих. Также комиссия отметила, что авторы законопроектов слукавили, заявив, будто реформа не потребует дополнительных расходов бюджета. Между тем, фонд оплаты труда в судах точно придется увеличить.

В ВС РФ, в свою очередь, считают, что достигнуть увеличения зарплат аппаратчиков можно будет за счет простого перераспределения средств внутри судебной системы. Предлагается создать в каждом регионе специальный фонд оплаты труда, порядок формирования которого будут определять региональные власти.

Судя по обсуждениям в профессиональных сообществах, самих работников аппаратов судов также волнует в первую очередь увеличение зарплаты, а не формальный статус, права и запреты. Некоторые из них опасаются, что по итогам реформы зарплата может даже снизиться. Другие полагают, что увеличение зарплаты может повлечь за собой сокращение штатов. Впрочем, большинство сходится на том, что реформа явно затянулась – а значит, протянется еще долго и вряд ли приведет к каким-то реальным результатам.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Получить судейские льготы будет вдвое сложнее

Госдума приняла сегодня во втором чтении правительственный законопроект, который вдвое – с пяти до 10 лет – увеличивает минимальный срок работы судьей, необходимый, чтобы в судейский стаж засчитали и труд прокурора, следователя или адвоката. Соответствующие изменения вносятся в закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации». Новое правило будет распространяться лишь на тех, кто станет судьей после вступления нового закона в силу.

Благодаря этим новеллам должен сократиться поток в судьи кандидатов-юристов, стремящихся быстро обеспечить достойную пенсию. Разработчик документа – Минфин, а затем и правительство отмечали, что «1/3 судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от пяти до 10 лет». Ситуацию, при которой судья, отработавший всю жизнь в суде, и пришедший на эту должность на 5–10 лет имеют одинаковые льготы, авторы документа называли несправедливой, неконструктивной. «[Это] не служит повышению престижа должности судьи», – говорилось в сопроводительной записке к законопроекту.

Поводом для корректировки стала неудачная попытка законодателя в 2008 году изменить закон «О дополнительных гарантиях…». Тогда, с 10 января 2009 года, судьи лишились права записать в свой судейский стаж периоды работы прокурором, следователем и адвокатом. До этого им разрешали приплюсовать это время к судейскому стажу, если последний сам по себе был не менее пяти лет. В апреле 2010 года КС признал ч. 1 ст. 7 закона «О дополнительных гарантиях…» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных на должность до вступления ее в силу в январе 2009 года (постановление № 9-П от 20 апреля 2010 года). В КС отмечали, что ушедшие в отставку до изменения закона могли зачесть в судейский стаж работу прокурором и адвокатом, а те, кто уходил позже – нет. «Такая дифференциация в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав на материальное обеспечение, связанное с высоким статусом судьи», – резюмировал КС и обязал законодателя поправить норму.

С текстом законопроекта № 236206-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (устранение неопределенности в вопросе установления стажа работы в качестве судьи)» можно ознакомиться здесь.

Зарплата аппарата суда в 2018 году

Одно из немногочисленных истинных предназначений института государства – поддержание в обществе справедливости. Этот «сервис» рынок никогда не сможет выполнять самостоятельно, потому что именно правовые ограничения направляют невидимую руку рынка, развивая экономику любого государства.

Закон оберегается правосудием, но последнее вершат люди. И ничто человеческое им не чуждо. Получается, что справедливость и исходящее из него общественное спокойствие зависит от хоть и большого, но все же ограниченного круга лиц, которые определяют истину в последней инстанции. И имя им – судьи.

Судебные дела не всегда бывают уголовными. Гораздо большее количество обращений в суды являются гражданскими, арбитражными спорами хозяйствующих субъектов. Здесь, при разборе многомиллионных исков сторон крайне сильны коррупционные риски: присутствует и взаимный мотив, и теоретическая возможность подкупа верховного арбитра. Этому эффекту исполнительная власть в государстве обязана что-то противопоставить. Конечно, с коррупцией борется полиция, но хватит ли ее «мощностей», чтобы отследить всех и каждого в этом вопросе? Ответ отрицательный.

Перспективным способом является перехват инициативы. Предлагать арбитрам больше, чем могут им потенциально посулить коррупционеры, безусловно, никто не собирается, но предложить им такие черты дохода, которые являются редкостью в обществе, — вполне реально. Речь, конечно же, идет о зарплатах, и чтобы быть ближе к действительности, предлагается рассмотреть подробнее систему материального поощрения сотрудников судебной системы, в том числе, какой будет зарплата судей в 2018 году.

Зарплата судей в 2018

Как и у любого служащего, получающего доход из государственной казны, зарплата судейского корпуса складывается из ряда компонентов, оценивающих различные стороны его профессиональной деятельности.

  1. Базовая окладная ставка.
  2. Квалификационная надбавочная выплата.
  3. Оплачиваемая выслуга лет.
  4. Индивидуальные спец.доплаты связанные со сложностью профессиональных задач.
  5. Иные премии.

Судейский корпус разделен на уровни: федеральный и местный. Выплаты судьям федерального уровня значительно превосходят зарплаты местному судейскому составу. Кроме того, доход судьи зависит от того суда, где он работает:

  • Мировой суд – з/п до 85 тыс.р. (в месяц)
  • Арбитражный суд (включая Высший) – з/п до 200 тыс.р.
  • Конституционный суд – з/п от 500 тыс.р.
  • Федеральные судьи получают в среднем в районе 150 тыс.р. в месяц.

    С 2014 по 2016 год государство старалось делать так, чтобы судьи и общественная справедливость, которую они олицетворяют, не страдали от кризисных явлений в экономике. Не смотря на отказ от практики ежегодной индексации зарплат и пособий в разных секторах социальной жизни, базовая окладная часть судейских вознаграждений регулярно повышалась (почти на 1/3 за указанный промежуток). Затем последовал вынужденный мораторий, но как только госбюджет обрел стабильность, в исполнительной администрации вернулись к идее необходимости возмещения инфляционных потерь сотрудникам Фемиды.

    На данный момент можно с уверенностью констатировать, что индексация зарплат судьям в 2018 году будет проведена, но ее детали станут известны ближе к концу года.

    Зарплата судебных приставов в 2018 году

    Эта служба как обеспечивает работу, так и отслеживает исполнение предписаний суда, являясь своеобразным диспетчерским центром по документообороту и общению с заинтересованными (или не очень) сторонами. Организация работы происходит, в том числе, путем задействования профильных ведомств (конвойных служб, например). А при нарушении ограничений, наложенных арбитрами, приказы о полагающихся законных санкциях приставы отправляют на исполнение в соответствующие ведомства.

    Итак, с общим принципом функционирования разобрались. Теперь выясним относительно оплаты труда приставов. Факторы, влияющие на размер их зарплат, следующие:

    • условия трудовой деятельности;
    • перегрузки (измеряемые в доп. рабочих часах);
    • звание.
    • В текущем году (в конце июня) зарплата судебных приставов выросла на 30%. При этом до повышения специалист в этой сфере мог рассчитывать на доход от 16 до 23 тыс.р. в месяц. В планах Правительства повышение зарплаты судебным приставам в 2018 году. По мнению экспертов, это обеспечит качественное судебное исполнение и эффективно предупредит коррупционные риски.

      Повышение зарплаты аппарату суда в 2018 году

      Если рассмотреть ситуацию гроссом по всем ведомствам судейского аппарата с разбегом в 3 года, то диапазон ежегодного роста будет от 12% до 42%. Если учесть, что в иных отраслях действует мораторий на всевозможные повышения з/п, то показатель весьма недурной.

      При обсуждении новых уровней зарплат особое внимание уделяется высокой текучке кадров младшего должностного состава. Те, кто только вливается в ряды сотрудников судейского аппарата, зачастую не видит перспектив карьерного роста, а уровень доходов на низах не обеспечивает достойный уровень жизни.

      В этой связи Министерство финансов РФ находится в процессе подготовке проекта закона, который бы гарантировал, во-первых, увеличение минимального уровня зарплат помощников, сотрудников канцелярии и др. обслуживающего персонала в судах, а во-вторых, утвердил бы регулярное поддержание этого уровня на величину инфляции. Зарплата судебных приставов в 2018 году (равно как секретарей, архивариусов и пр.) не должна быть ниже 30 тыс.р. Что ж, инициатива благая – дело за законодателями.

      Повышение зарплаты судьям в 2018 году

      Помимо индексации, которая была затронута выше, назревает насущная необходимость коррекции принципов формирования зарплат судьям. Маяком здесь выступает судебная система Великобритании, служители Фемиды которой достаточно неплохо обеспечены. Но при этом их доход формируется абсолютно прозрачно, и никто не посмеет отрицать, что такая зарплата заслуженна.

      В отечественном «конструкторе» (рассмотрен в разделе «Зарплата судей в 2018») присутствует такой пункт, как «Прочие» (выплаты), что никак не свидетельствует о прозрачности. Поэтому вопрос — повысят ли зарплату судьям в 2018 году? – Да, даже при неизменности структуры формирования доходов судей Министерство финансов настаивает на росте их «денежного довольствия». Итак, зарплата судей РФ – 2018, последние новости:

      Прибавка будет полагаться лишь мировым судьям. По прогнозам рост составит не более 5,5% (предполагаемый уровень инфляции), что доведет их зарплаты до уровня в 52 450 р. в месяц.

      Повышение зарплаты судебным приставам в 2018

      Кризис, как правило, рождает повышенное количество должников, так что профессиональная нагрузка на судебных приставов будет только расти. Государство не оставляет своим вниманием этот момент и з/п сотрудников будут проиндексированы. Но величина этого возмещения, скорей всего, не будет выше прогнозируемого значения инфляции, т.е. будет таким же, как и повышение судьям зарплаты в 2018 году — 5,5%. Пока решение не просматривается, но перед Правительством стоит задача – добиться чтобы абсолютный уровень зарплат в сфере исполнения судебных решений находился в диапазоне от 50 до 100 тыс.р. в месяц.

      Кстати, есть и приятная новость. В отличии от ситуации с военнослужащими, где уже запрограммировано сокращение численности кадровых военных, уменьшать сотрудников аппарата судебных приставов не планируется. Главным образом, чтобы не ухудшить качество исполнения решений в связи с растущей нагрузкой.

      Кроме того, еще есть премиальный фонд. И за работу с гос. тайной пристав вправе рассчитывать на разовую прибавку в 65% от базового оклада. Также на единовременное удвоение оклада могут претендовать те, кто достиг значимых результатов при повышении квалификации.

      Повышение зарплаты помощникам судей 2018

      При том, что величина ежемесячного дохода мировых судей — от 50 тыс.р., федеральных – 150 тыс.р., а судьи Суда Верховного зарабатывают от 300 тыс.р., их помощники, занимающиеся всей подготовительной работой, имеют оплату труда значительно меньшую.

      Так, для помощника мировой судьи хорошей считается зарплата в 25 тыс.р., доход ассистентов федеральных судей не превышает 42 тыс.р. Ну а помощники судей в Арбитражных и Верховном Судах являются элитой — наиболее высокооплачиваемыми представителями своей профессии. Их заработок начинается от 52 тыс.р.

      Согласно представлению Министерства финансов, их доходы в начале 2018 года также будут подвергнуты индексации. Ее примерная величина – 5,5% (по годовому уровню инфляции).

      www.proprof.ru

      Аппарату судов придется ждать повышения зарплат до 2018 года

      Думский комитет по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, который предполагает повышение вознаграждения судей на 12,5 % до 42,5 % в период до 2017 года. Это оправданно, уверен глава комитета Владимир Плигин, так как нагрузка на судей районного и мирового звена «зашкаливает». А вот сотрудникам аппарата судов хороших новостей о зарплатах ждать не скоро.

      Второй год судьи живут в новых финансовых условиях: с 1 января 2013 года им выдают не зарплату, а ежемесячное денежное вознаграждение, а раз в квартал – дополнительную выплату в размере ежемесячного поощрения. Изменение системы оплаты положительно отразилось на доходах судей высших судов, а работающие «на земле» прибавки почти не ощутили. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко обещала, что в среднем «зарплата» у судей высших судов увеличится со 170 000 до 286 000 руб., а рядовые судьи из первой инстанции будут получать на 2000 больше – 104 000 руб. Ее прогнозы подтвердились. Например, судья ВС РФ Олег Зателепин за 2013 год заработал 3,37 млн руб., что в пересчете на месяц составляет 280 000 руб., а судья Дорогомиловского райсуда Москвы Антон Толстой – 1,29 млн руб., то есть приблизительно 107 564 руб. в месяц, у его коллеги Ольги Солоповой показатели такие: 1,2 млн и 100 598 руб.

      Теперь Минфин решил исправить перекос в доходах судей в зависимости от инстанции так, чтобы судьи «на земле», а также находящиеся в отставке стали получать больше. Осуществить эту идею решили с помощью изменений коэффициентов в законе о статусе судей, по которым исчисляется поощрение в зависимости от оклада (наибольший у председателя Конституционного суда – 10,5, минимальный у «рядовых» судей на всех уровнях – 1,3). Их предлагается увеличивать на 0,3 сначала в октябре 2014 года, затем через год и через два. В результате в 2015 году, по подсчетам «Право.Ru», выплаты на низших ступеньках судейской иерархии должны увеличиться приблизительно на 18 %. Мировым, например, дополнительно обещают около 6000 руб., что приведет к увеличению выплат до 32 508 руб. в регионах и до 34 675 руб. в столицах, судьям районного звена – 6800–7300 руб., а это обеспечит рост вознаграждения в Москве до 39 009 руб., а по стране до 36 300 руб.

      Правительство с этим согласилось и 5 декабря внесло законопроект в Госдуму. А сегодня его перед первым чтением изучали члены думского комитета по госстроительству. Отстаивать законопроект перед депутатами пришла глава департамента бюджетной политики в сфере госуправления, судебной системы, государственной гражданской службы Минфина Елена Яковлева. Она рассказывала о том, что документ предусматривает «системное повышение оплаты труда судей», а для снижения нагрузки на бюджет предлагается сделать это поэтапно. «Реализация завершающего этапа законопроекта в 2017 году позволит увеличить уровень среднемесячного денежного содержания у судей [на величину] от 12,5 % до 42,5 % в зависимости от статуса должности и уровня соответствующего суда», – говорила Яковлева.

      На выплату обещанного в 2014 году потребуется 1,7 млрд руб., эти деньги уже зарезервированы на Минфин. В 2015 году необходимо будут еще 8,8 млрд руб., в 2016-м – 16,2 млрд руб. Эти суммы, по словам представительницы Минфина, зарезервированы Конституционным и Верховным судами, а также Судебным департаментом при ВС.

      – Сам подход понятен. Что касается техники изложения, то нам нужно будет [текст] доработать. Это минимальные совершенно правки, – сказал единоросс, глава думского комитет по госстроительству Владимир Плигин. Однако у его коллег были вопросы.

      – Сколько вешать в граммах? – интересовался депутат от ЛДПР Сергей Иванов. – Сколько будет получать судья в абсолютных цифрах?

      – Среднемесячная зарплата председателя КС в 2014 году составляет 627 000 руб., а будет составлять 705 000 руб., – ответила Яковлева. Далее она попытался объяснить парламентариям, как определяется размер должностных окладов у судей в зависимости от оклада главы КС, который составляет 34 544 руб. По словам представительницы Минфина, самый маленький оклад у мирового судьи – около 21 000 руб.

      Плигин попытался свернуть дискуссию, отметив, что в законе перечислены все выплаты для судей. «После комитета поговорите, пожалуйста, все цифры получите. Не хотелось бы останавливаться на конкретных окладах», – сказал он. Но бумагу с этими данными Яковлева Иванову так и не оставила. А Плигин убеждал коллег в том, что повышение зарплат судей оправданно и «соответствует действительности». По его словам, в городах нагрузка на судей районного и мирового звена «зашкаливает».

      В итоге комитет рекомендовал депутатам принять документ в первом чтении, однако до этого первый зампред комитета Вячеслав Лысаков успел вспомнить про оплату труда сотрудников аппарата судов. «[Она] настолько низка. что судьи скоро останутся одни», – говорил Лысаков и интересовался перспективами.

      Представитель Минфина в ответ сказала, что министерство разработало законопроект, который предусматривает «существенное» повышение окладов для сотрудников аппарата судов с 2018 год, и сейчас этот документ проходит межведомственное согласование. Кроме того, чиновница убеждала депутатов, что эти зарплаты растут «путем увеличения бюджетных ассигнований на материальное стимулирование». Впрочем, абсолютных цифр она не назвала, как не сказала ни слова и о законопроекте Суддепартамента «О судебной службе РФ», который среди прочего предполагает повышение зарплат судебным чиновникам.

      С текстом законопроекта № 669297-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (о совершенствовании системы оплаты труда судей)» можно ознакомиться здесь.

      pravo.ru