Кто выносит постановление о назначении экспертизы

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

Часть первая статьи 195 подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 429-О.

1) основания назначения судебной экспертизы;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 195

1. Экспертиза (от лат. expertus — опытный) — исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и т.д. Наиболее часто проводятся экспертизы планово-экономические, бухгалтерские, врачебно-трудовые, судебные.

Судебная экспертиза (далее в этой статье — СЭ) (п. 49 ст. 5 УПК) — экспертиза, производимая в порядке, установленном ст. ст. 195 — 207, 282, 283 УПК.

Заключение и показания эксперта рассматриваются как одно из доказательств по делу (ст. 74 УПК).

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 Закона о судебно-экспертной деятельности).

2. Судебная экспертиза назначается в случаях, когда при производстве предварительного расследования и при судебном разбирательстве необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза производится экспертами государственных и негосударственных соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения (см. коммент. к ст. 57).

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (ст. ст. 12, 13 Закона о судебно-экспертной деятельности).

3. Специальные знания — профессиональные знания в области науки, техники, искусства и т.д. либо в их отраслях, необходимые для проведения экспертного исследования и решения вопросов, возникших при предварительном расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел. Профессиональные правовые знания, необходимые для доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, по смыслу понятия СЭ к специальным не относятся.

Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями, назначенное при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства для проведения экспертизы.

4. О назначении СЭ выносится постановление.

Постановление о назначении СЭ состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части указывается: день, месяц, год и место его составления, кто составил постановление (с указанием должности и органа).

В описательной части кратко излагается фабула дела, что дает эксперту возможность решить вопрос о необходимости ознакомления с материалами дела, относящимися к предмету СЭ, называются конкретные обстоятельства и факты, указывается отрасль специальных знаний, необходимая для их экспертного исследования.

В резолютивной части указывается вид экспертизы, формулируются вопросы, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, приводится перечень материалов, направляемых для исследования.

5. В перечне указываются: объект исследования, образцы для сравнительного исследования, следственные материалы, знание которых необходимо эксперту (например, протокол осмотра места происшествия, фотоснимки при трасологической и судебно-технической экспертизах). Указывается также местонахождение объектов и образцов (направляются постановлением, находятся в деле, хранятся в другом месте), отмечается, как упакованы направляемые материалы.

6. Направлять эксперту все дело нецелесообразно. При наличии такой необходимости (например, при производстве судебно-психиатрической или психологической СЭ) надо согласовать время, необходимое экспертам для изучения материалов, относящихся к предмету экспертизы, и обязать их по истечении срока возвратить дело.

7. Вопросы эксперту должны вытекать из существа дела, они конкретизируются в отношении лиц, обстоятельств, объектов, времени. В случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК) в соответствии со ст. 165 УПК следователь, с согласия прокурора, возбуждает перед судом ходатайство о производстве СЭ, о чем выносится постановление. Вопросы, выходящие за пределы специальных знаний или процессуального положения эксперта, не допускаются. При формулировании вопросов допустимо пользоваться консультациями (в том числе лиц, которых предполагается привлечь в качестве экспертов).

8. Ходатайство о производстве СЭ подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства СЭ не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

9. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

10. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства СЭ или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

11. Согласно статье 10 Закона о введении в действие УПК ч. 2 ст. 29 УПК введена в действие с 1 января 2004 г.

До 1 января 2004 г. решение по этим вопросам принимал прокурор.

12. Способы производства СЭ определяются, как правило, экспертом. Вместе с тем следователь правомочен, исходя из обстоятельств дела, указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, стационарного при судебно-психиатрической СЭ).

13. Назначение СЭ включает отбор исследуемых объектов и образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК). Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы (истребовать и изымать документы, производить опросы, получать образцы и др.). Однако с разрешения следователя он может присутствовать при производстве следственных действий, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, в частности при получении образцов.

14. Неполнота материалов, представленных эксперту, ставит под сомнение возможность исследования, создает неустранимое сомнение в правильности его выводов.

15. При назначении СЭ, которая будет производиться вне экспертного учреждения, следователь проверяет, нет ли обстоятельств, препятствующих привлечению эксперта к участию в производстве по уголовному делу (ст. ст. 61, 70 УПК), выясняет о уровне компетентности лица, назначаемого экспертом. С этой целью он опрашивает это лицо, проверяет документы, удостоверяющие его личность, образование, специальность, место и стаж научной, практической экспертной работы по данной специальности, узкую специализацию, выясняет отношение к участникам процесса.

16. Ответственность за выяснение компетентности и объективности эксперта, работающего в экспертном учреждении, несет руководитель учреждения. В ходе экспертизы и при оценке заключения следователь по мере необходимости выясняет эти вопросы и непосредственно.

17. По усмотрению следователя эксперт может присутствовать при ознакомлении обвиняемого с постановлением о назначении СЭ и разъяснении его прав.

18. Если СЭ назначается по делу несовершеннолетнего или лица, которое в силу своих физических или психических недостатков не в состоянии само осуществить право на защиту, при ознакомлении с постановлением может оказаться необходимым присутствие защитника, законного представителя, педагога (ст. ст. 48, 49, 426, 428 УПК).

19. Подозреваемому, обвиняемому и их защитнику не только оглашается ст. 198 УПК, но и разъясняется ее содержание. В случаях, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 196 УПК, содержание ст. 198 не разъясняется. Аналогично решается вопрос о невозможности объявлять таким лицам постановление о назначении СЭ. В таких случаях право знакомиться с постановлением имеют защитники и законный представитель. После отпадения обстоятельств, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 196, подозреваемому, обвиняемому и их защитнику объявляется постановление и разъясняются их права.

20. Протокол ознакомления с постановлением подписывают следователь, подозреваемый, обвиняемый, их защитник и другие присутствующие лица. При его составлении соблюдаются правила ст. ст. 83, 166, 259 УПК.

21. Если с постановлением знакомится лицо, не владеющее языком, на котором ведется судопроизводство, вызывается переводчик, осуществляющий устный перевод постановления. Это указывается в протоколе, который подписывает и переводчик.

22. Орган дознания не вправе назначать СЭ по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

23. Если следователь счел необходимым назначить конкретного эксперта из числа сотрудников экспертного учреждения, постановление тем не менее направляется через руководителя учреждения.

24. Поручая производство СЭ лицу, не являющемуся сотрудником государственного экспертного учреждения, следователь вправе согласовать с руководством этого учреждения условия предоставления эксперту аппаратуры, оборудования, материалов или возможности воспользоваться консультацией. Оплата производства СЭ, проводимых нештатными экспертами по назначению следователей прокуратуры, осуществляется в соответствии с указанием Генпрокуратуры РФ от 14.07.1994 N 10-726 .

Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора. М., 1999.

25. При необходимости комиссионной или комплексной экспертизы на это указывается в постановлении. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении такой экспертизы и по своей инициативе (или инициативе эксперта) (см. Положение о лаборатории судебной экспертизы).

26. Для производства СЭ в отношении потерпевшего и свидетеля необходимо получение их письменного согласия или письменного согласия их законных представителей. В этом случае следователь знакомит потерпевшего с постановлением о назначении СЭ, разъясняет потерпевшему его права, предусмотренные п. п. 1 и 2 ч. 1, ч. 2 ст. 198 УПК. Свидетелю разъясняют только содержание ч. 2 ст. 198 УПК.

27. В случаях, когда потерпевший подпадает под действие п. п. 3 и 4 ст. 196 УПК (обязательное назначение СЭ), письменного согласия не требуется.

ugolovno-processualniy-kodeks-rf.com

Ответы на экзаменационные билеты

Порядок назначения судебной экспертизы

Назначение судебной экспертизы включает следующие эле­менты:

— подготовка объектов экспертного исследования;

— выбор экспертного учреждения или эксперта;

— вынесение мотивированного постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним обвиняемого, разрешение заяв­ленных при этом ходатайств;

— исполнение постановления — направление его вместе с объ­ектами исследования в экспертное учреждение или эксперту.

В случае необходимости эксперту могут быть направлены и материалы уголовного дела, касающиеся предмета экспертизы.

Таким образом, процессуальным основанием проведения су­дебной экспертизы является постановление о назначении экспер­тизы (в соответствии со ст. 195 УПК РФ). На практике принята структура постановления, состоящая из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части постановления о назначении экспертизы указываются: место и дата вынесения постановления, лицо, его составившее (фамилия, должность, стаж и место работы), номер уголовного дела, фамилия установленного обвиняемого, статьи УК РФ, в соответствии с которыми он привлечен к уголовной от­ветственности.

В описательной части постановления кратко излагается фа­була уголовного дела и обстоятельства, в связи с которыми воз­никла потребность в специальных знаниях, статья УПК РФ, в со­ответствии с которой назначена экспертиза.

В резолютивной части постановления указывается род или вид судебной экспертизы, эксперт или судебно-экспертное учре­ждение, которому поручается проведение экспертизы, приводится перечень представляемых на экспертизу материалов, формулиру­ются выносимые на разрешение эксперта вопросы.

Правильная формулировка вопросов эксперту имеет большое значение. Они должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими неоднозначного толкования. Задаваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить пи разрешение экспертизы вопросы правового характера, в частности о наличии состава преступления, виновности или невиновности лица, форме его вины. При формулировании вопросов следова­тель или суд могут проконсультироваться с экспертом или спе­циалистом соответствующей специальности.

К материалам, направляемым на экспертизу, относятся:

— объекты экспертного исследования;

— образцы для проведения сравнительных исследований;

— процессуальные документы — материалы уголовного дела (протоколы следственных действий и другие документы, необходи­мые эксперту для производства исследования и дачи заключения).

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

eksdan.ru

Вынесение постановления о назначении экспертизы

Признав необходимым назначение экспертизы, следователь выносит об этом мотивированное постановление. В постановлении кроме данных, предусмотренных ст. 130 УПК (место и время составления; должность лица, выносящего постановление, его фамилия; дело, по которому производится расследование; обоснование принятого решения; статья УПК, на основании которой принято решение), указывается также:

  • основания для производства экспертизы;
  • фамилия эксперта или наименование учреждения, экспертам которого поручается проведение экспертизы;
  • вопросы, по которым эксперт должен дать заключение;
  • объекты, которые должны быть исследованы;
  • материалы, предъявляемые эксперту для ознакомления.
  • Постановление о назначении экспертизы имеет определенную структуру:

  • вводная часть, в которой указываются дата и место его составления, фамилия следователя, уголовное дело, по которому назначена экспертиза;
  • описательная часть, где излагаются обстоятельства дела, имеющие значение для производства экспертизы, а также основания ее назначения;
  • резолютивная часть, в которой приводится решение следователя о назначении экспертизы с указанием ее вида; вопросы, подлежащие разрешению; указывается фамилия эксперта или наименование экспертного учреждения; перечисляются материалы, направляемые на экспертизу.

До направления постановления для исполнения следователь обязан ознакомить с ним обвиняемого (подозреваемого). При этом последний в соответствии со ст. 197 УПК имеет право:

  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, а также о постановке перед экспертизой дополнительных вопросов;
  • давать объяснения эксперту, предъявлять дополнительные документы, заявлять ходатайства о назначении новой или дополнительной экспертиз.
  • При ходатайстве обвиняемого (подозреваемого) следователь может разрешить ему присутствовать при производстве отдельных исследований и давать объяснения.

    При проведении экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет постановление о назначении экспертизы совместно с материалами уголовного дела (по согласованию с экспертом) руководителю этого учреждения, который в соответствии со ст. 198 УПК поручает ее производство одному или нескольким экспертам. Эксперты дают заключения от своего имени и несут за него личную ответственность, указывая во вступительной части то, что они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и удостоверяют это своими подписями.

    Если экспертиза проводится не в экспертном учреждении, следователь до вынесения постановления о ее назначении должен удостовериться в личности и компетентности лица, которому предполагается поручить проведение экспертизы, выяснить его взаимоотношения с подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, проверить, не имеется ли оснований для отвода. Выяснив нужные сведения, следователь выносит постановление о назначении экспертизы, вручает его эксперту, разъясняет права и обязанности, предусмотренные ст. 77 УПК, предупреждает об уголовной ответственности по ст. 385 УК за отказ от выполнения возложенных на него обязанностей, а также об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 384 УК Украины. О выполнении указанных действий составляется соответствующий протокол.

    Надо отметить, что уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность назначения, в случае необходимости, нескольких экспертов, которые дают общее заключение (ст. 75 УПК). Так, для проведения сложных экспертных исследований одного профиля назначается комиссионная экспертиза, которая поручается нескольким экспертам одной специальности. Например, многообъектная почерковедческая экспертиза. В случаях, когда для производства исследований требуются познания в разных отраслях знаний, назначается комплексная экспертиза, которая проводится экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции. К примеру, определение дистанции выстрела в потерпевшего совместно экспертом-криминалистом и судебно-медицинским экспертом.

    Источник: глава из учебного пособия

    Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.

    www.pravo-znanie.ru

    Предчувствие ошибки, порожденное видением следователя, держащего в руках закрытый томик УПК

    Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации:

    1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

  1. основания назначения судебной экспертизы;
  2. фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;
  3. вопросы, поставленные перед экспертом;
  4. материалы, представляемые в распоряжение эксперта.

3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а так же в отношении свидетеля производится с согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

Статья 198. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы

1. При назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе:

  • знакомится с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  • заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  • присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  • знакомится с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.
  • 2. Свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась судебная экспертиза, вправе знакомится с заключением эксперта. Потерпевший пользуется также правами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи.

    Смысл написанного сформулирован законодателем настолько просто и емко, что не нужно быть профессиональным юристом, чтобы понять, что отступление от указанной процедуры невозможно. Особую важность неукоснительное соблюдение гарантий участников процесса имеет для лиц, чья судьба находится в непосредственной зависимости от таких авторитетных для суда доказательств как — заключение эксперта. Несвоевременное ознакомление подозреваемого (обвиняемого), а так же его защитника с постановлением о назначении экспертизы может отрицательно повлиять на полноту и всесторонность расследования.

    На практике складывается ощущение, что следователи зачастую руководствуются нормами закона выборочно, пользуясь только теми статьями, которые имеют нейтральное значение для их труда, открыто игнорируя определенные статьи. Последние несколько лет, большинство следователей не сговариваясь, забыли о том, что подозреваемых (обвиняемых) и их защитников нужно знакомить со всеми процессуальными документами немедленно. Разумеется, некоторые следователи делали и делают все строго по букве закона, но это считается дурным тоном и постепенно уходит в историю и забывается как кошмарный сон. Как правило, обо всех процедурах, о которых подозреваемый (обвиняемый) и его защитник не могли вовремя узнать по причине того, что они не обладают телепатическими способностями, их уведомляют в день ознакомления со всеми материалами дела, то есть в момент окончания предварительного расследования. Более того, документы об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, ознакомлении с заключением эксперта, протоколы ознакомления и т.д. приходиться подписывать «задними числами» о которых в Кодексе ни слова не сказано. Отказ от этой унизительной, для человека, который не знал, но видимо, должен был догадываться, процедуры, может повлечь гнев не только следователя, но и всей стороны обвинения в лице прокурора, с которым следователь, конечно, хорошо знаком (работают, по сути, в одной системе), а так же судьи, который будет рассматривать дело в суде (с ним следователь тоже работает, по сути, в одной государственной системе). Страшно то, что следователь ни на минуту не задумается о том, что он не прав. С его точки зрения, он за мизерную зарплату делает одолжение преступникам (презумпции невиновности для правоохранительных органов не существует), которые своими капризами – желанием вовремя все знать и своими адвокатами, портят ему положительные показатели работы, необходимые для получения премий, званий и 13-й зарплаты по итогам года.

    В этой статье речь идет не только о заведомом неравенстве стороны обвинения, в лице следователя, и стороны защиты, представленной подозреваемым (обвиняемым) и его защитником, которые лишаются возможности своевременно отреагировать на возможные изменения в перечне доказательств, но и о неоспоримом преимуществе правоохранительных органов государства перед рядовыми гражданами, которое эти самые органы демонстративно использует.

    Не известив о назначении экспертизы, следователь лишает сторону защиты возможности выполнить хотя бы одно из действий, перечисленных в части первой статьи 198 УПК РФ, т.е. на корню пресекая возможные жалобы, ходатайства и просьбы.

    При этом забывается, что подобными действиями следователи нарушают права обвиняемого, что является грубейшим нарушением закона. Суды, иногда реагируя на жалобы адвокатов, прямо указывают, что зачастую факты такого нарушения не только не отрицаются представителями правоохранительных органов, но и дерзко комментируются.

    Отдельными представителями следствия делаются неуместные попытки новой интерпретации норм законодательства из которых следует, что если бы обвиняемый был заинтересован в своевременном информировании, то сам интересовался бы о планах следователя по поводу того или иного решения последнего. Большое распространение получила легенда о неком мифическом заявление подозреваемого (обвиняемого), в котором тот еще в начале досудебного расследования должен был заявить о своем желании быть поставленным следователем в известность о всех готовящихся процессуальных действиях с его участием. Отсутствие такого заявления якобы освобождает следователя от необходимости извещать о таких «мелочах» как постановление о назначении экспертизы. В подобном народном творчестве усматривается попытка выдать желаемое за действительное и не дюжее стремление государственных служащих переложить часть своих непосредственных обязанностей на кого-нибудь. Потому что, в официальных источниках толкования норм права, которые пока еще имеют больший авторитет, нежели частное мнение отдельных «новаторов» юриспруденции, выполнение требований любой нормы УПК РФ обязательно для следователя без каких-либо условий и оговорок, без учета возможных нарушений и реакций на нарушения со стороны субъектов, права которых ущемлены. Следователь обязан обеспечивать права обвиняемого, независимо от того, воспользуется ли последний этими правами или нет.

    www.samoupravlenie.ru

    Уголовный процесс
    Сайт Константина Калиновского

    Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

    Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

    1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

    1) основания назначения судебной экспертизы;

    2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

    3) вопросы, поставленные перед экспертом;

    4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

    2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

    3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

    4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

    1. Производство судебной экспертизы – это следственное действие, состоящее из: 1) назначения, 2) проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, и 3) ознакомление сторон с результатами исследования. О понятии экспертизы см. комментарий к п. 49 ст. 5 УПК.

    1.1. К специальным относятся познания в узкой области человеческой деятельности, требующие особой подготовки. Эти познания могут быть в науке, технике, искусстве или ремесле, за исключением области права (в котором специалистами считаются сам следователь, дознаватель, прокурор, суд). Допускается использование специальных познаний в сфере технического (а не общеправового) характера о нарушениях отдельных правил (о технике безопасности, дорожного движения). О понятии и статусе эксперта см. комментарий к ст. 57 УПК.

    1.2. Экспертизу как основную форму использования специальных познаний необходимо отличать от двух других форм: 1) Использование специальных познаний самим следователем, например, при изъятии следов во время следственных действий. Эта форма явно отличается от экспертизы. При этом сам следователь не может выполнять обязанности эксперта. 2) Помощь специалиста, которая в свою очередь может состоять из (ст. 58 УПК): а) Содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применения технических средств в исследовании материалов дела. Такие действия являются не самостоятельным исследованием, производятся в рамках других следственных действий. б) Постановки вопросов эксперту. Эта деятельность составляет элемент назначения экспертизы, является ее подготовительным этапом. б) Справочной деятельности в виде даче разъяснений по специальным вопросам (справок), или дачи показаний в качестве «сведущего» свидетеля (например, о курсе валют или погоде в определенный день). В справочной деятельности сообщаются «готовые» данные без проведения исследования. в) Проведения непроцессуальных исследований. Они могут быть проведены по поручению следователя как до возбуждения уголовного дела (является ли вещество наркотическим, денежная купюра поддельной, предмет оружием), так и после (ревизии, документальные проверки). Непроцессуальные исследования проводятся и по инициативе сторон (калькуляция стоимости ремонта поврежденного автомобиля). Все такие исследования проходят вне уголовно-процессуальной формы, а их результаты приобщаются к делу в качестве иных документов (ст. 84 УПК). Следует учесть, что проведение непроцессуальных исследований прямо не предусмотрено процессуальным законом, однако распространено на практике. Исследования специалиста в отличие от экспертизы не обеспечены процессуальными гарантиями, поэтому после возбуждения уголовного дела вместо них следует назначать экспертизу.

    1.3. Специфика экспертизы как следственного действия состоит в том, что доказательственная информация получается не самим следователем, а по его поручению в результате исследования на основе специальных познаний процессуально собранных объектов. Поэтому доброкачественность заключения эксперта зависит не только от действий самого следователя, но и от качеств эксперта, самого исследования и представленных объектов.

    1.3. При применении норм главы 27 УПК РФ необходимо учитывать Закон РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 2001. 5 июня), который подлежит применению в части, не противоречащей УПК.

    2. Экспертиза является следственным действием, поэтому на нее распространяются общие правила производства следственных действий. См. комментарий к ст. 164 УПК.

    2.1. Цель производства экспертизы состоит в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (Ст. 2 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    2.2. Основанием для назначения экспертизы является необходимость установления фактов с помощью заключения эксперта – особого источника доказательств, как результата самостоятельного процессуального исследования на основе специальных познаний. Вопрос об этой необходимости решается субъектом, ведущим производство по делу. Однако в некоторых случаях назначение экспертизы является обязательным. См. комментарий к ст. 196 УПК.

    Если по делу достаточно получить справку (разъяснение) специалиста без проведения исследований, то основания для экспертизы отсутствуют.

    2.3. Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно-обоснованной экспертной методики по данному предмету и, по общему правилу, согласие свидетеля и потерпевшего на их исследование.

    Объекты экспертизы – это то, что исследуется (материалы дела, вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, изъятые образцы, живые лица – ст. 10 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    Предмет экспертизы – это та часть объектов, которая может быть исследована данными методами. Поэтому предмет экспертизы выражается в круге вопросов, на которые эксперт может ответить, круге обстоятельств, которые могут быть установлены средствами данной экспертизы. В одном и том же объекте может быть несколько предметов исследования (потожировой след пальца руки исследуется на предмет узора или химического состава пота-жира). По предмету проводится криминалистическая классификация экспертиз. Предмет экспертизы определяет пределы специальных познаний эксперта.

    Экспертиза производится после возбуждения уголовного дела. Однако постановление о назначении экспертизы может быть вынесено еще до получения согласия прокурора на возбуждение дела. В неотложных случаях производство экспертизы допускается и до получения согласия прокурора. Об этом см. комментарий к ст. 146 УПК.

    О других общих условиях назначения экспертизы см. комментарий к ст. 164 УПК.

    3. Комментируемая статья регламентирует первый этап производства экспертизы – ее назначение. Он включает в себя: а) вынесение постановления о назначении экспертизы (о возбуждении перед судом ходатайства о назначении экспертизы связанной с помещением обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар); б) ознакомление с постановлением обвиняемого (подозреваемого), его защитника, потерпевшего, его представителя и разъяснение им прав; в) получение в необходимых случаях письменного согласия потерпевшего и свидетеля на их экспертное исследование.

    3.1. О помещении обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар для производства экспертизы см. комментарий к ст. 203 УПК.

    4. Часть 1 комментируемой статьи предъявляет специальные требования к содержанию постановления о назначении экспертизы (к его мотивированности). При этом особое внимание следует обратить на следующие моменты:

    А) Содержание постановления и прилагаемые к нему материалы должны быть достаточны для дачи заключения. При их недостаточности эксперт откажет в даче заключения (п. 6 ч. 3 ст. 57; ч. 5 ст. 199 УПК). Для обеспечения достаточности материалов в постановлении целесообразно описать суть дела (фабулу), к постановлению в некоторых случаях приложить копии материалов дела, а иногда и все уголовное дело.

    Б) Поставленные перед экспертом вопросы должны полно охватывать устанавливаемый факт, иметь недвусмысленную формулировку и не выходить за пределы специальных познаний эксперта. Для этого полезно ознакомиться с методическими рекомендациями для данного вида экспертиз и получить консультацию самого эксперта или специалиста (ч. 1 ст. 58 УПК).

    В) В постановлении должны быть указаны индивидуальные признаки объектов экспертизы, их упаковка, чтобы исключить сомнение в подмене объектов.

    Кроме того, в постановлении требуется сделать отметку о добровольном или принудительном проведении экспертизы в отношении живых лиц (см. комментарий к ч. 4 ст. 195), о решении следователя присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197).

    Если экспертиза производится вне экспертного учреждения (ч. 5 ст. 199 УПК), то предварительно следователь устанавливает компетентность эксперта и отсутствие оснований для его отвода. Эти обстоятельства также должны найти отражение в материалах дела и в постановлении о назначении экспертизы.

    Бланки постановлений предусмотрены приложениями № 62-65 к УПК и могут быть дополнены вышеуказанными отметками.

    4.1. Постановление (определение) о назначении экспертизы является единственным юридическим основанием для ее производства и не может быть заменено другим документом.

    5. Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Подробнее о судебно-экспертных учреждениях см. комментарий к п. 60 ст. 5 УПК.

    Уровень квалификации государственных судебных экспертов обеспечивается их специальной подготовкой и каждые пять лет подтверждается аттестацией (ст. 13 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Это отражается в специальных документах (например, для экспертов экспертных учреждений Министерства юстиции это свидетельство об аттестации эксперта, подтверждающее присвоение ему права самостоятельного производства экспертизы по конкретной специальности – см. Приказ Минюста России от 23.01.02 N 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях МЮ РФ»).

    5.1. Производство экспертизы по уголовному делу может быть поручено и «иному эксперту из числа лиц, обладающих специальными познаниями». Это может быть «частный» эксперт (сотрудник негосударственного экспертного учреждения, обладающий соответствующей лицензией специалист), или любое другое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями (например, специалист музея или кинокритик может произвести искусствоведческую экспертизу для ответа на вопрос о признании предмета порнографическим).

    При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении по ходатайству его руководителя органом, назначившим экспертизу, к участию в ней могут быть привлечены «иные эксперты», не работающие в данном учреждении (ст. 15 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    При этом государственный судебный эксперт не вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта, принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (ст. 16 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    Производство судебно-психиатрических экспертиз допускается только в государственных судебно-экспертных учреждениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 11 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ).

    5.2. О должностных правах и обязанностях государственного судебного эксперта см.: ст. 16, 17 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ.

    6. После вынесения постановления о назначении экспертизы следователь знакомит с ним заинтересованных лиц. Содержание ч. 3 ст. 195 УПК нуждается в расширительном толковании с учетом следующих моментов. С постановлением о назначении экспертизы знакомятся:

    А) Каждый подозреваемый и обвиняемый по данному делу и их защитники. Ознакомление с постановлением должно состояться даже тогда, когда экспертиза проведена до появления в деле подозреваемого и обвиняемого. О правах данных лиц при ознакомлении см. комментарий к ст. 198 УПК.

    Б) Потерпевший, в отношении которого назначена экспертиза, его представители (ч. 2 ст. 198 УПК).

    В) Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, если экспертиза была назначена по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42; п. 10 ч. 4 ст. 44; ч. 2 ст. 159 УПК).

    Г) Адвокат и законные представители свидетеля, если экспертиза производится в его отношении. Это правило вытекает из конституционного права на обжалование (ст. 46 Конституции РФ. Указанные лица вправе принести жалобу в суд на постановление о назначении экспертизы в порядке ст. 125 УПК, следовательно, они имеют право с ним ознакомиться. Косвенно данное правило вытекает из ст. 48 Конституции РФ. Кроме того, для получения согласия законных представителей свидетеля на его экспертное исследование им должно быть предъявлено постановление. В связи с этим при назначении экспертизы должны применяться по аналогии ч. 5 ст. 189; ст. 191 УПК).

    6.1. Следователь вправе ознакомить с постановлением о назначении экспертизы и других лиц (например, гражданского ответчика).

    6.2. Ознакомление с постановлением о назначении экспертизы предполагает некоторое изучение и объектов экспертизы.

    6.3. Если психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего делает невозможным их ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, то вместо них ознакомление производится их представителями. В отличие от УПК РСФСР (ст. 184) новый Кодекс прямо не закрепил это правило, однако оно объективно необходимо.

    6.4. Об ознакомлении заинтересованных лиц с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении им соответствующих прав составляется протокол (приложение № 68, 69 к УПК). В протокол заносятся ходатайства заинтересованных лиц (об отводе эксперта, о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении и др.). Ходатайства рассматриваются по правилам ст. 159 УПК. При удовлетворении ходатайства изменяется постановление о назначении экспертизы.

    7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает специальное условие для производства экспертизы в отношении потерпевшего и свидетеля – письменное согласие их самих или их законных представителей (если потерпевший или свидетель не достиг 16 лет или является недееспособным – ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 31.05.01 N 73-ФЗ). Согласие можно получить в виде надписи в постановлении о назначении экспертизы или в виде отдельного документа.

    7.1. Принудительное экспертное исследование возможно в отношении потерпевшего для установления: а) характера и степени вреда, причиненного здоровью; б) его психического или физического состояния, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства дела и давать о них показания; в) его возраста, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнения (ч. 4 ст. 195, ст. 196 УПК).

    7.2. Комментируемая статья прямо не предусматривает возможность принудительного экспертного исследования свидетеля. Однако она конкурирует с содержанием ч. 5 ст. 56 УПК, в которой предусмотрено принудительное производство экспертизы в отношении свидетеля в случаях, когда необходима оценка достоверности его показаний (ч. 1 ст. 179 УПК). Сопоставление данных норм и отсутствие специальных указаний о принудительном исследовании потерпевшего (ст. 42) приводит к выводу о приоритете нормы ч. 5 ст. 56 УПК, как специальной. В то же время для оценки достоверности показаний свидетеля назначение экспертизы является необязательным (ст. 196 УПК), это право, а не обязанность следователя.

    Необходимость оценки достоверности показаний свидетеля может быть связана с исследованием его психических и физических способностей и состояний.

    8. Решение о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано в досудебном производстве заинтересованными лицами в порядке ст. 124, 125 УПК. Если экспертиза назначена судом в связи с помещением обвиняемого (подозреваемого) в медицинский стационар, то постановление суда может быть обжаловано в кассационном порядке (ст. 127 УПК).

    kalinovsky-k.narod.ru