Разъясняем законодательство

Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Слышал, что теперь органы государственного контроля могут проводить контрольные закупки в магазинах. Так ли это?

Отвечает прокурор Мантуровского района Иван Гуршумов: В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), с Нового года вводится новый вид контроля — контрольная закупка.

Согласно новой статье 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ «Контрольная закупка» органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемого, по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

О проведении контрольной закупки составляется акт. Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Контрольные закупки узаконили. Магазины ждут тайных покупателей из Роспотребнадзора

Проверки розничной торговли будут осуществляться путем проведения контрольных закупок сотрудниками Роспотребнадзора. До сих пор право на такой способ контроля имели только надзорные службы, ФНС и силовые ведомства. Соответствующий закон подписал Президент России Владимир Путин.

Что случилось?

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ о применении контрольных закупок Роспотребнадзором. Автором инициативы выступило Правительство РФ, а само ведомство еще в конце 2016 года первым предложило внедрить в России новый вид проверок бизнеса в виде контрольной закупки. Роспотребнадзор разработал и опубликовал проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Чиновники предложили, чтобы такие проверки проводили в розничных торговых точках сотрудники Роспотребнадзора. Об этой инициативе еще в 2016 году рассказывала руководитель ведомства Анна Попова.

Законодательные нормы

Нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ уже сейчас предусмотрена возможность проведения контрольных закупок у бизнеса в рамках действующего законодательства. Этот документ внес соответствующие поправки в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Такие контрольные закупки товаров или услуг в рамках контроля за соблюдением законодательства розничными продавцами могут проводить уполномоченные государственные органы. Согласно тексту этого документа, контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом госнадзора производятся действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Суть инициативы о контрольных закупках

До 1 января 2018 года российское законодательство позволяло осуществлять контрольные закупки только сотрудникам силовых ведомств в рамках оперативных мероприятий. Это часто использовалось полицейскими для выявления и задержания с поличными, к примеру, торговцев наркотиками или оружием. Надзорные ведомства такой возможности были лишены. В отношении торговых точек могли проходить только рейды с участием полицейских с целью выявления случаев продажи сигарет и алкоголя несовершеннолетним, что является серьезным административным правонарушением. А вот продукция с истекшим сроком годности, несоответствие цен и другие нарушения правил торговли, ценообразования и оборота наличности могут быть выявлены только в ходе плановых проверок или реагирования на обращение граждан.

Теперь законодательно позволено надзорным органам проводить контрольные закупки. Чиновники из Роспотребнадзора также получили право на:

  • опрос свидетелей;
  • осмотр территории и помещений;
  • ведение фото- и видеосъемки;
  • изучение документов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Такие действия по результатам контрольной закупки должны проводиться в присутствии понятых и оформляться протоколом. По мнению авторов инициативы, такие меры дадут возможность фискальным органам эффективней бороться с незаконным предпринимательством. Ведь сейчас, если чиновники таким образом выявляют нарушение, результат их работы «не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения», — именно такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ 2 сентября 2008 года № 3125/08 .

Теперь проверяющий получит право приходить в торговую точку для проведения контрольной закупки без предварительного предупреждения. Однако он не будет действовать инкогнито: он обязан будет предъявить удостоверение и приказ Роспотребнадзора о проведении контрольной закупки.

Чиновники провели предварительное обсуждение с представителями бизнеса и профильных торговых ассоциаций, которые поддержали такой вид контроля над продавцами. Поскольку в тексте закона нет особых указаний на сроки его вступления в силу, он начнет действовать спустя 10 дней, после официального опубликования, то есть 29 апреля 2018 года. С этой даты у Роспотребнадзора появятся все вышеперечисленные функции.

m.ppt.ru

Что надо знать о контрольных закупках, чтобы не угодить в ловушку ревизоров

Статьи по теме

Какие чиновники имеют право на контрольную закупку
Если предприниматель торгует за наличный расчет или принимает к оплате пластиковые карты, он должен использовать кассовую технику (ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Чтобы проверить, не нарушается ли это правило, контролеры могут провести контрольную закупку.
Понятие «контрольная закупка» давно закрепилось среди обывателей. Однако официально такие мероприятия называются «про-верочная закупка» (Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Правом на проведение контрольной закупки обладают представители органов внутренних дел и сотрудники Роспотребнадзора. Полицеские при проверках ориентируются на нормы Закона № 144‑ФЗ. В нем предусмотрено проведение проверочных закупок при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в рамках оперативно-розыскного мероприятия.
Сотрудники Роспотребнадзора проводят контрольные закупки на основании постановления Правительства РФ от 30.06.04 № 322*. В документе говорится, что в полномочия сотрудников ведомства входит контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также проверка правил продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Срочная новость для всех предпринимателей: Банки изменили правила работы с ИП. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

Налоговикам запретили контрольную закупку
Проводить контрольные закупки любят и сотрудники налоговой службы. Но вправе ли они это делать?
При проведении контрольных закупок налоговики опираются на Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах РФ» и Положение о ФНС России (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506). В этих документах установлена обязанность налоговой службы следить за соблюдением требований к ККТ, условиям ее регистрации и применения.
Минфин России подтвердил право налоговиков проводить контрольные закупки (письмо от 07.02.06 № 03-01-15/1-23). Аналогичное мнение высказывали арбитражные судьи (см., например постановления ФАС Дальневосточного от 10.05.06 № Ф03-А51/06-2/1259, Западно-Сибирского от 26.07.04 № Ф04-5024/2004(А70-3099-27) округов).
Но существует и противоположная позиция. Дело в том, что по Закону № 54‑ФЗ проверки применения ККТ возможны только в рамках оперативно-розыскной деятельности. И поскольку в Законе № 144‑ФЗ не сказано, что налоговики могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, значит, они не имеют права проверять применение ККТ без сотрудников милиции. На необ-ходимость взаимодействия налоговиков и милиции при контрольных закупках указывает статья 7 Закона № 54-ФЗ. В ряде округов арбитражные суды поддерживают эту позицию (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.09.06 № Ф04-7909/2005(25811-А03-29), Поволжского от 19.01.06 № А65-15804/05-СА1-36 округов).
Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что налоговые инспекторы могут проверить только наличие кассового аппарата, кассовой ленты и правильность установки ККТ, но не правила выдачи чека (постановление от 02.09.08 № 3125/08). Таким образом, если налоговики пришли в торговую точку проводить контрольную закупку – это незаконно.

Как проверить ревизора
Со стороны контрольная закупка выглядит как обычный визит покупателя. Если ее проводят сотрудники Роспотребнадзора, им достаточно сделать одну покупку. Процедура контрольной закупки, которую организовала милиция, несколько сложнее. Помимо сотрудника внутренних органов, в этой операции должны участвовать двое обычных граждан. При этом приобрести товар или услугу должен каждый из трех человек.
После контрольной закупки проверяющие обязаны представиться, предъявить удостоверения и распоряжение, на основании которого проводится мероприятие. «Если контролер, предъявивший свое служебное удостоверение, не назван в распоряжении, проводить проверку он не вправе, – отмечает аудитор компании “Вече-Инвест” Валерия Кузнецова. – Кроме того, надо знать, что контролеры не могут требовать документы, не относящиеся к вопросам проверки». По возможности лучше всего сделать копии предъявленных ревизорами документов или хотя бы переписать данные проверяющих.

На чем чаще всего «подлавливают» продавцов и кассиров
Кассовый чек необходимо вручать вместе со сдачей. Если вначале кассир положил деньги, то это нарушение.
Другая ситуация – проверяющий просит продавца отдать сдачу до того, как выбит чек. Так часто происходит, если покупатель уже отдал деньги продавцу и получил товар. Продавец, желая скорее рассчитаться с клиентом, пробивает чек после того, как отдал сдачу, а это нарушение.
Еще один распространенный прием контролеров – отказ от мелкой сдачи. Покупая товар, стоящий, к примеру, 31 руб. 25 коп., проверяющий дает четыре десятирублевые купюры, надеясь на нехватку сдачи. Если продавец не вернет 75 коп., то в акте проверке будет указано: «Уплаченная сумма выше указанной в чеке». Такой поступок продавца считается нарушением (постановление Пле-нума ВАС РФ от 31.07.03 № 16).
Юрист Московской коллегии адвокатов «АННЭКСУС» Ольга Почечуева обращает внимание еще на один нюанс: «Следует проявлять особую предусмотрительность при осуществлении деятельности, которая предполагает наличие временного разрыва между получением денежных средств и оказанием услуги. Ведь невыдача чека покупателю в момент оплаты может рассматри-ваться контролерами как неприменение ККТ».

www.26-2.ru

Контрольная закупка

Что такое контрольная закупка

Согласно статье 16.1 Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена статья 16.1 следующего содержания:

Статья 16.1. Контрольная закупка

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. При осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Полезные ссылки по теме «Контрольная закупка»

Налоговые проверки

yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Кто имеет право на контрольную закупку

А вот налоговики проводить контрольную закупку вообще права не имеют. По крайней мере, нигде в законодательстве такое право для них не предусмотрено (письмо Госкомаредпринимательства от 14.05.2003 г. №2911), соответственно и порядка проведения таких закупок-проверок у них нет.
Тем не менее это налоговиков вовсе не останавливает. На практике контрольные закупки они проводят чаще, чем все иные органы, вместе взятые.

Как видим, теоретически проверять субъектов хозяйствования имеют право только органы Госпотребстандарта и силовики (при наличии ОРД). Остальным контролирующим органам такое право законодательством не предоставлено.
Но, несмотря на это, самая распространенная ситуация — это контрольная закупка товара, проводимая налоговиками. Именно о ней мы и будем говорить далее. Итак, если налоговики произвели контрольную закупку, это означает, что они пришли с проверкой наличных расчетов (РРО). Но, даже закрывая глаза на тот факт, что совершать контрольную закупку они не имеют права, с самими проверками РРО проверяющие допускают столько нарушений, что зачастую их можно просто к проверке не допустить, а контрольную закупку объявить неправомерной и не возвращать деньги за купленный налоговиками товар. А для этого нужно знать все требования, которые обязаны выполнять налоговики при проверках наличных расчетов (РРО).

Требования к проверкам РРО (расчетов)
Несмотря на то что проверки наличных расчетов — одни из самых популярных проверок, законодательство, регулирующее порядок их проведения, весьма запутано. А это, в свою очередь, дает возможность проверяющим трактовать спорные моменты отнюдь не в пользу субъекта хозяйствования. Поэтому прежде всего нужно разобраться, как понимать законодательство.

Если проводятся у единоналожников
и предпринимателей на фикспатенте, которые не используют РРО, то обязательно должно быть постановление следователя, органа дознания или решение суда (статья 16 Закона об РРО). Если проверяющие не предоставят предпринимателю такое постановление, их к проверке можно смело не допускать.
Ну а у тех предпринимателей, которые используют РРО, внеплановые проверки проводятся без решения суда, в обычном порядке (статья 16 Закона об РРО)

Отдельных правил проведения внеплановых проверок Закон об РРО не предусматривает. Поэтому следует руководствоваться общими правилами проведения внеплановой проверки, изложенными в статье 111 Закона № 509. Значит, проверяющие:
— не обязаны присылать уведомление
о проверке;
обязаны предъявить удостоверение, направление на проверку и копию приказа начальника ГНИ
на проведение внеплановой проверки
(статья 11 2 Закона № 509). А если копии приказа или других вышеперечисленных документов у проверяющих нет (даже при наличии решения суда), можно не допускать их к проверке. При этом нужно требовать именно копию приказа, а не выписку из него

Ну а что делать тем предпринимателям, которые, несмотря на ряд нарушений со стороны налоговиков, к поверке их допустили, деньги за контрольную закупку вернули и оказались перед угрозой штрафов (как описано в преамбуле статьи)? Сейчас и посмотрим.

Спасаем ситуацию
Конечно же, предприниматель, который нe желает уплачивать штраф, должен настраиваться на судебное разбирательство с налоговиками. Причем ситуация здесь совсем непростая. Дело в том, что оспаривать только незаконность проверки уже после ее проведения не выход. Зачастую суды, соглашаясь с тем, что проверка была проведена незаконно (или с нарушениями), не считают это достаточным основанием для отмены штрафов (определение ВАСУот21.042009 г. № К-11412/07).(Хотя есть решения и в пользу субъектов хозяйствования, при которых ВАСУ считал, что акт проверки, проведенной с нарушением требований законодательства, не может быть доказательством нарушений субъектом хозяйствования законодательства (определения ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07. от 25.03.2008 г. № К-14460/07).) Иными словами, доказательства налоговиков признаются, даже если они получены незаконным путем.

Таким образом, исковое заявление предпринимателя в суд должно базироваться на двух основаниях:
1) неправомерность проведения налоговиками проверки
(отсутствие у налоговиков прав на проведение контрольной закупки, отсутствие необходимых документов на проверку, наличие моратория на проверки и иные основания, описанные в разделе «Требования к проверкам РРО (расчетов)»;
2) неправомерность наложения штрафа, так как отсутствует нарушение.

Урок на будущее (вместо заключения)
Поскольку контрольная закупка, проводимая налоговиками, — дело обыденное, предпринимателю следует из описанной ситуации вынести для себя урок на будущее: как правильно себя вести в подобной ситуации.

Документы консультации
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ.
Закон об ОРД — Закон Украины «Об оперативно-розыскной дежельности» от 18.02.92 г, № 2135-ХІІ;.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ.
Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине-» от 04.12.90 г. № 509-ХІІ.
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Порядок № 215 — Порядок проведения контрольной проверки правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМ У от 02.04.94 г. №215.
Постановление № 502 — постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.
Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

advocat-cons.info