1. Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики Российской Федерации.
2. Контрабанда заключается в незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов.
3. Таможенная граница РФ в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса определяется пределами таможенной территории сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ, а также территорий особых экономических зон.
4. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
5. Объективная сторона преступления выражается в перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.
6. Под перемещением через таможенную границу понимается ввоз на таможенную территорию РФ либо вывоз с нее любым способом товаров или иных предметов.
7. Перемещение производится: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; может быть сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
8. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.
9. Понятие крупного размера содержится в примеч. к ст. 169 УК.
10. Под сокрытием от таможенного контроля перемещаемых товаров или иных предметов понимается их утаивание, использование тайников.
11. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации выражается в предъявлении таможенным органам фальсифицированных пломб, печатей, маркировки, недействительных, содержащих ложные сведения поддельных документов и т.п.
12. Недекларирование или недостоверное декларирование имеет место, если при таможенном оформлении не сообщаются необходимые сведения либо сообщаются ложные сведения о перемещаемых товарах или иных предметах.
13. При отнесении предметов к культурным ценностям следует руководствоваться Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» .
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
14. О порядке ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также определения их номенклатуры и квот на ввоз (вывоз) см. Постановление Правительства РФ от 03.08.96 N 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств» (в ред. от 31.07.98) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4122; 1998. N 32. Ст. 3909.
15. Квалифицирующими признаками ч. 3 комментируемой статьи являются:
а) должностное лицо, использовавшее свое служебное положение;
б) применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
16. Согласно п. «б» ч. 3 комментируемой статьи под должностными лицами, совершающими контрабанду с использованием своего служебного положения, понимаются должностные лица таможенных органов РФ, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций за исполнением требований таможенного законодательства, а также специалисты по таможенному оформлению, состоящие на службе в таможенных органах.
17. Субъектами рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные в примеч. к ст. 285 УК, если они совершили контрабанду с использованием своего служебного положения.
18. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 комментируемой статьи), не должно содержать самостоятельный состав преступления. Оно может выражаться в психическом насилии, в нанесении побоев, ударов, сопротивлении и т.п.
19. Уголовная ответственность за контрабанду наступает с 16 лет.
20. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
www.ukrf.net
Контрабанда и ответственность за неё
Содержание
Согласно современному законодательству под контрабандой понимается перемещение товаров, ценных вещей и иных предметов через границу в нарушении установленных законом требований.
Как разъяснил в своем Пленуме от 27.08.2008 года, Верховный суд РФ объектом контрабанды может быть любое движимое имущество. На практике это чаще всего: предметы искусства, рукописи, валюта, наркотические и психотропные вещества и так далее.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с контрабандой, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Ответственность за контрабанду
Контрабанда является уголовно наказуемым и деянием и за её совершение Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.
До 2011 года наказание за контрабанду было предусмотрено ст. 188 УК РФ. После того, как данная статья утратила силу, в уголовный кодекс было введено сразу 3 статьи, касающиеся незаконному перемещению имущества через российскую границу.
Уголовная ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Преступление совершается с прямым умыслом, основным мотивом чаще всего выступает корысть.
Ст. 200.1 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду денежных средств в наличной форме или денежных инструментов. Обязательным условием для признания лица виновным по данной статье является крупный ущерб от его незаконных действий.
Наказание за контрабанду
В качестве наказания по ч.1 ст. 200.1 предусмотрено 3 вида наказания:
- крупный штраф, который рассчитывается исходя из незаконно перевозимой суммы, либо дохода обвиняемого за период до 2 лет;
- принудительные работы до 2 лет;
- ограничение свободы на тот же срок.
В ч.2 статьи указаны квалифицированные составы:
- особо крупный ущерб;
- совершение деяния группой лиц.
- Совершение деяния с применением насилия в отношения лица, который исполняет пограничный или таможенный контроль;
- С использованием служебного положения
В таких случаях, виновным грозит более строгое наказание — принудительные работы или ограничение свободы на срок до четырех лет, либо штраф в размере в 10-15 раз, превышающий контрабандную сумму или заработной платы преступника за период до 3 лет.
Крупный ущерб — это денежные средства или инструменты, сумма которых в 2 раза превышает разрешенную таможенным законодательством сумму для перевозки без письменного декларирования.
Особо крупный ущерб — это денежные средства или финансовые инструменты, сумма которых в 5 раз превышает, разрешенную для перевозки сумму без составления декларации.
Важно! Если преступник в добровольном порядке стал денежные средства или инструменты, то при отсутствии в его действиях составов других преступлений, он освобождается от уголовной ответственности.
Денежные инструменты — это векселя, дорожные и банковские чеки, ценные бумаги.
За контрабанду алкогольной и табачной продукции грозит ответственность, предусмотренная ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ.
К лицу, вина которого доказана, будет применено одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.
Если вышеуказанное преступное деяние совершено с использованием служебного положения или группой лиц, то преступник будет отбывать наказания в местах лишения свободы от 3 до 7 лет. Кроме того, к нему может быть применено дополнительное наказание – штраф в размере до 1 миллиона рублей или его заработной платы за 3 года.
Если преступное деяние, предусмотрено ч.1 или 2 указанной статьи совершено организованной группой, то это является особо квалифицированным составом, представляющим наибольшую опасность. В качестве наказания виновным грозит лишение свободы на срок до 7 до 12 лет. В качестве дополнительных наказаний предусмотрен крупный штраф до 2 миллионов рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет.
Крупным признается ущерб, если стоимость перевозимой продукции составляет не менее 250 тысяч рублей.
Ст. 226.1 устанавливает уголовную ответственность за контрабанду вооружения, взрывчатки, боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ, оружия массового поражения, средств их доставки, а также предметов стратегического назначения, культурных ценностей, ценных животных и водных ресурсов.
Важно! Перечень предметов и ресурсов, которые представляют стратегическую важность, утвержден Постановлением Правительства РФ.
В качестве наказания по ч.1 данной статьи предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. При определенных обстоятельствах суд может назначить еще дополнительное наказание — большой штраф или ограничение свободы.
В ч.2 ст.226.1 перечислены квалифицирующие составы преступления:
При наличии одного из указанных обстоятельств виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или ограничением свободы, либо без них.
Если преступления, указанные в ч.1 и 2 ст. 226.1 совершены не одним лицом, а организованной группой, то к виновным будет применено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. В данном случае также возможно дополнительное применение штрафа или ограничения свободы.
Контрабанда наркотических средств
Еще одним объектом контрабанды являются наркотические и психотропные вещества, а также прекурсоры, их аналоги, растения, которые содержат наркотические вещества, а также оборудование и инструменты для их производства.
Ответственность за их контрабанду установлена в ст. 229.1 Уголовного кодекса РФ.
Виновному в совершении преступления грозит наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или без него, или с ограничением свободы на срок до 1 года или без.
При совершении данного преступления группой лиц, должностным лицом, либо если наркотические или психотропные средства перемещались в крупном размере, то при доказанности вины, преступник будет приговорен к отбыванию наказания в местах лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с применением дополнительного наказания – штрафа или ограничения свободы, или без них в зависимости от обстоятельств дела.
Повышенную опасность для общества представляет контрабанда наркотиков и психотропных средств, совершаемая организованной группой, либо в особо крупном размере.
При назначении наказания по ч.3 ст.229.1 УК РФ судья в приговоре указывает наказание в виде лишения свободы сроком от 15 до 20 лет, либо пожизненное заключение. В качестве дополнительной санкции также может быть ограничена свобода или наложен крупный штраф.
В случае, если у Вас возникли проблемы при пересечении границы РФ и Вас обвиняют в незаконной перевозке, то лучше не пытаться решить проблему самостоятельно. Чем скорей Вы обратитесь за квалифицированной юридической помощью, тем выше вероятность положительного исхода ситуации — освобождения от уголовной ответственности или смягчение наказания.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
opravdaem.ru
В результате декриминализации статьи «контрабанда» прекращено более тысячи дел
Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков рассказывает «Интерфаксу» о работе, связанной с декриминализацией статьи 188 УК РФ «контрабанда»
Москва. 2 мая. INTERFAX.RU — В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 420-ФЗ, который внес несколько серьезных изменений в УК, УПК, КоАП, направленных на декриминализацию ряда составов преступлений, и, в частности, на декриминализацию статьи 188 УК РФ «контрабанда». Что вызвало большой резонанс и неоднозначную реакцию в профессиональной среде. Как бы то ни было, закон надо исполнять. В каком состоянии сейчас эта работа?
— По состоянию на 31 декабря 2011 в производстве поднадзорных Московской межрегиональной транспортной прокуратуре следственных органов находилось 1098 уголовных дел о контрабанде. На сегодня в связи с декриминализацией статьи 188 УК РФ прекращено производство 1088 уголовных дел.
Из этих 1088 уголовных дел было выделено 165 материалов, по которым предстоит дать оценку по статье 194 УК РФ — «уклонение от уплаты таможенных платежей».
Диспозиция этой статьи осталась практически прежней. Однако изменился размер ущерба, с которого наступает уголовная ответственность. Раньше крупный размер составлял 500 тыс. рублей, а особо крупный — 1,5 млн. рублей. С 8 декабря 2011 года введена следующая градация: крупным размером признается ущерб с физического лица – 1 млн. рублей, с организации – 2 млн. рублей, а в особо крупном размере – с физического лица – 3 млн. рублей, с организации – 10 млн. рублей.
В настоящее время по ряду материалов рассчитываются суммы неуплаченных таможенных платежей, после чего органами Следственного комитета РФ будут приниматься решения о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.
Еще шесть уголовных дел переквалифицированы на ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов), и четыре уголовных дела на 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства). Здесь ситуация понятная: расследование этих дел ведется, а по некоторым уже даже завершено, и судами вынесены приговоры. Так, например, 18 сентября 2011 в аэропорту «Домодедово» после прибытия рейса № 645 сообщением «Худжад (Таджикистан) – Москва» при прохождении таможенного контроля по подозрению в перевозке наркотических средств был задержан гражданин Республики Таджикистан Зиёев М.А.. В ГКБ №7 Москвы после проведения медицинских процедур и динамического наблюдения из его желудочно-кишечного тракта было извлечено 124 контейнера с героином, общей массой 728,26 грамма. Уголовное дело было возбуждено по статье «контрабанда, а в дальнейшем, после 8 декабря, переквалифицировано на статью 229.1 («контрабанда наркотических средств. «). 15 февраля 2012 года приговором Домодедовского городского суда Московской области Зиёев был признан виновным и приговорен к 11 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.
При этом необходимо отметить, что Московской межрегиональной транспортной прокуратуре поднадзорен один из крупнейших таможенных органов на территории Российской Федерации — Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ. Кроме того, мы осуществляем надзор за Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ и Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу. И для нас работа по декриминализации статьи 188 УК РФ стала одной из основных — мы чаще других сталкивались с ней.
— А что с конфискованными товарами? Ведь до декабря прошлого года изъяты были несколько тысяч тонн контрабандных грузов.
— Действительно, на складах временного хранения скопилось множество вещественных доказательств по делам о контрабанде. С декриминализацией этой статьи таможня должна рассчитать стоимость неуплаченных в бюджет таможенных платежей, и определиться с мерой ответственности: если сумма меньше определенной в примечании к статье 194 УК РФ, то физическое лицо или организация должны оплатить таможенные платежи — и могут забирать товар. Так сейчас и происходит.
Но часть владельцев изъятого товара так и не удалось установить. Эти предметы должны быть обращены в доход государства. Но закон не позволяет сделать это росчерком пера таможенного чиновника или, например, моего как прокурора. Решение о признании товара бесхозным и обращении его в доход государства принимает только суд. Сейчас мы совместно с таможней ведем работу в этом направлении. Это — не быстрый процесс.
В конечном итоге следует понимать, что Генеральная прокуратура РФ поставила перед нами две задачи: никто, не смотря на определенные послабления, не должен уйти от ответственности и государство должно получить все положенные платежи.
— Получается, что работа идет гладко? И не вызывает никаких проблем? Но ведь так не бывает!
— Конечно, не бывает. Сложности есть, и порой очень большие. Нельзя не принять во внимание, что судебная и следственная практика по этим делам еще не сложилась.
Фабула статьи 188 УК РФ содержала исчерпывающий перечень способов незаконного перемещения товаров через таможенную границу: помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. А в статье 194 УК РФ указаний на способы совершения не содержится. И теперь следственным органам необходимо давать оценку — как лицо уклонялось от уплаты таможенных платежей, когда этот умысел возник, на какой стадии и каким образом он был реализован. А такого опыта даже у давно работающих следователей пока нет . И именно по этой причине в суд не направлено еще ни одного дела по статье «уклонение от уплаты таможенных платежей».
Вторая проблема. Она существовала и раньше, но не была так распространена. Зачастую субъекты внешнеэкономической деятельности, чтобы снизить суммы платежей, либо декларируют только часть груза, либо делят всю партию на несколько мелких поставок. Сложность квалификации здесь в том, чтобы доказать умысел на уклонение от уплат при перемещении всей партии товара. Здесь в каждом конкретном случае надо смотреть и доказывать: на каком этапе возник преступный умысел, если он был. Сколько по одному договору было поставок, сколько машин пересекло границу, сколько контейнеров.
Третья серьезная проблема — в изменении устоявшихся схем работы. Федеральный закон № 420-ФЗ внес изменения, в том числе и в уголовно-процессуальный кодекс. Если раньше дела об уклонении таможенных платежей находились в производстве таможенных органов, то теперь все они отнесены к ведению Следственного комитета РФ. А таможня имеет право проводить неотложные следственные действия только в течение 10 дней. Соответственно, практика показала, что этого недостаточно: раньше таможенные органы дознание проводили в полном объеме, и осуществляли оперативное сопровождение на всех этапах дознания. И, наверное, это все-таки было правильно. Теперь они вынуждены передавать эти дела в органы Следственного комитета РФ, что не прибавляет оперативности в расследовании.
Но ведь у таможенных органов за годы работы сложились оперативные позиции, которых нет у других подразделений. И ориентированы они именно на пресечение незаконных перемещений через границу РФ.
Здесь есть пути решения: это улучшение межведомственного взаимодействия путем организации совместной работы. Мы эти вопросы организуем и контролируем.
Четвертая проблема — чисто законодательная. Спектр оценки ныне действующей статьи 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей статьи 188 УК РФ. Это создает основы для свободного трактования, и, не могу не отметить, порождает предпосылки коррупционной составляющей. Поэтому контроль со стороны прокуратуры за этим будет очень серьезен, особенно на этапе формирования следственной и судебной практики. Но и законодателю необходимо обратиться к этой проблеме — может быть, расширив формулировки самой статьи.
— Декриминализация УК затронула не только статью «контрабанда».
— Да, законодатели внесли изменения в несколько статей уголовного кодекса. Так, утратили силу пять статей УК, в том числе — клевета и оскорбление (они теперь не являются уголовно-наказуемыми), изменены диспозиции нескольких статей, в том числе вся глава о компьютерных преступлениях, были введены несколько статей. Соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный Кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях. Нас, как транспортных прокуроров, в большей степени затронула именно статья «контрабанда».
— А другие изменения?
— В гораздо меньшей степени. Например, уголовных дел по незаконному предпринимательству в производстве поднадзорных нам правоохранительных органов было всего 10, причем одно из них было прекращено в связи с деятельным раскаянием обвиняемого. По остальным уголовным делам предварительное следствие неоднократно приостанавливалось, мы эти решения отменяли, производство возобновлялось, потом вновь приостанавливалось. Сейчас производство по всем этим делам прекращено.
Дел об оскорблении и о клевете в нашей зоне ответственности не было. Как и дел по преступлениям в сфере высоких технологий.
— Но, кроме декриминализации статей Уголовного Кодекса РФ, Президент России, являвшийся инициатором этого закона, внес предложение разрешить прекращать уголовные дела, в том числе и на стадии расследования, если ущерб возмещен.
— Да, теперь такое право дано не только судам, но и следователям и дознавателям с согласия прокурора. В нашей практике пока зарегистрирован один случай прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием. В Смоленске на железнодорожной станции предприниматель в течение месяца занимался сбором и переработкой металлолома, не имея обязательной лицензии на указанный вид деятельности. В дальнейшем она была получена. Было возбуждено уголовное дело. При изучении его личности выяснилось, что характеризуется он положительно, однако своевременно не продлил лицензию. С согласия прокурора уголовное дело в отношении него было прекращено на стадии следствия в связи с деятельным раскаянием. И, как я считаю, сделано это было абсолютно правильно: судьбу мы предпринимателю не поломали, как это могло произойти в случае осуждения.
www.interfax.ru
Контрабанда закон о ней
Декриминализация контрабанды — на бумаге
Заявленная в России декриминализация «контрабанды», похоже, оказалась весьма условной. Следственные органы попросту переименовывают обвинения на новые статьи Уголовного кодекса, а суды не считают нужным даже рассматривать жалобы на такие действия. Исключение составляет товарная контрабанда — только она оказалась действительно декриминализованной.
Фемида — головой в песке
Эта тенденция прекрасно прослеживается на примере уголовного дела бывшего снайпера российской армии, а ныне бизнесмена Сергея Татаринцева. Его и ещё троих граждан обвиняли в контрабанде через российско-финляндскую границу гражданского оружия. Следователь по особо важным делам Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ капитан юстиции Матвеев вынес постановление, в котором переквалифицировал обвинение Татаринцеву и его товарищам с исключённой из Уголовного кодекса 188-й статьи на новую 3-ю часть новой статьи 226.1, предусматривающую ответственность за контрабанду оружия.
Следователь так и написал: «Уголовная ответственность за контрабанду оружия из закона не исключена, а произошло переименование статьи Уголовного кодекса РФ. »
Защищающий Татаринцева адвокат Евгений Тонков не скрывал возмущения: закон обратной силы не имеет, соответственно, следователь не может инкриминировать гражданину статью Уголовного кодекса за действия, которые произошли раньше появления самой статьи! По мнению адвоката, разночтений тут быть не может: раз 188-ю статью законодатель исключил из Уголовного кодекса, значит, уголовное преследование всех привлекавшихся по ней граждан должно быть прекращено. Вне зависимости от того, что этих граждан привлекали за контрабанду оружия, наркотиков или телевизоров.
Только так, по мнению адвоката Тонкова, можно трактовать вступивший 8 декабря 2011 года в силу Федеральный закон № 420 ФЗ, который, в частности, исключил 188-ю статью из Уголовного кодекса.
Напомним, из закона следует, что претензии государственных органов по перемещению через границу товаров оказываются в ведении гражданского права. Уголовное преследование теперь распространяется только на нарушения при экспорте-импорте наркотиков, боевого оружия, психотропных веществ и культурных ценностей, для чего в Уголовный кодекс включены две новые статьи: 226.1 и 229.1.
Развитие событий показало: исключение из УК РФ 188-й статьи вовсе не означает её полной декриминализации, как это было заявлено. Следственные органы попросту переименовывают старую 188-ю статью на одну из двух новых, если речь идёт о нетоварной контрабанде, а суды вообще отказываются в это вмешиваться. Адвокат Тонков называет такую позицию судов страусиной — судьи стараются не давать оценку тому, что вызывает у них недопонимание.
Например, вопрос об отмене постановления следователя Медведева, которым тот «переименовал» 188-ю статью, суды завернули уже трижды.
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Шевцова отказалась принимать жалобу к рассмотрению, мотивируя это процессуальной независимостью следователей.
Судья Выборгского городского суда Ленобласти Мазуров отказался принимать жалобу к производству в связи с тем, что постановление следователя Медведева, по мнению судьи, ничего в процессуальном положении Татаринцева не изменило (за исключением номера статьи УК РФ) — значит, его конституционные права не нарушены.
Судья же Калининского районного суда Петербурга Пилехин (где Сергей Татаринцев также пытался обжаловать постановление о «переименовании») направил жалобу снова в Выборгский городской суд Ленинградской области — по подсудности.
С процессуальной точки зрения это весьма интересный момент — согласно Уголовно-процессуальному кодексу, суд не может не принять к рассмотрению жалобу, поступившую из другого суда. Так что у этой занимательной истории будет продолжение.
Показателен и случай, который произошёл с уже осуждённым за контрабанду культурных ценностей (предметов археологических раскопок в Краснодарском крае) генеральным директором ООО «Витамин-Д» гражданином Израиля Евгением Годовиком. В июне прошлого года вынесенный в отношении него Выборгским городским судом Ленинградской области обвинительный приговор вступил в законную силу. Евгений Годовик получил 4 года условного лишение свободы с испытательным сроком 2 года — в связи с деятельным раскаянием.
После появления декриминализовавшего контрабанду федерального закона № 420 бизнесмен обратился в Выборгский городской суд Ленобласти с просьбой освободить его от исполнения наказания. 1 февраля 2012 года судья Петров отказал Евгению Годовику в удовлетворении ходатайства об освобождении от исполнении наказания. Судья мотивировал это почти столь же просто, как и капитан Матвеев из Следственного комитета: мол, 188-я статья декриминализована, но само преступление (контрабанда культурных ценностей) — нет, так что пусть отбывает наказание.
«Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния», — процитировал судья Петров в подтверждение своей позиции Уголовно-процессуальный кодекс.
Уголовное преследование бизнесмена Максима Иванова, обвинявшегося в контрабанде бытовой техники в особо крупных размерах, старший следователь 4-го отдела следственной части Главного следственного управления питерского ГУ МВД майор юстиции Беляков без всяких проблем прекратил через несколько дней после вступления в силу нового закона. Но и тут не обошлось без курьёза.
На сайте ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленинградской области имеется раздел «Разыскиваемые преступники». По словам адвоката Евгения Тонкова, с 1 июля 2010 года до середины марта 2012-го в соответствующем списке значился Максим Иванов, который, как написано на сайте, «находился в федеральном розыске как скрывшийся от органов следствия МВД, обвиняемый по ст.188, ч. 4, УК РФ». После прекращения уголовного преследования защищающий Иванова адвокат Евгений Тонков попытался убедить сотрудников полиции убрать из раздела «разыскиваемые преступники» своего сайта объявление о розыске Иванова.
Ну в самом деле: как можно разыскивать того, чьё уголовное преследование прекращено? Однако добиться этой, на первый взгляд, мелочи адвокату Тонкову долго не удавалось. Более того, в объявлении имелась любопытная фраза: «Всем, кто обладает какой-либо информацией о его местонахождении, просьба сообщить по телефонам: 8-81378-351ХХ или 02».
Про 02 всё понятно, но корреспондент «Фонтанки» решил позвонить по второму телефонному номеру, предполагая, что это номер полицейского подразделения, которое является инициатором розыска (так должно быть по сложившейся практике). Выяснилось, что и тут не всё соответствует здравому смыслу. Этот телефонный номер оказался номером домашнего телефона заместителя начальника учебного отдела Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний Ирины Изюмской! Сначала мы решили, что полицейское ведомство отрабатывает новые технологии, предлагая сообщать о местонахождении разыскиваемых преступников сразу лично работникам ФСИН, в системе которой эти преступники рано или поздно окажутся. По этому поводу корреспондент «Фонтанки» связался с Ириной Изюмской (она сейчас работает в Самаре), которая призналась, что про столь нетрадиционное использование полицейскими номера её домашнего телефона ей известно, но её это ничуть не радует. Ей домой постоянно звонят граждане, которые думают, что это телефон полиции, — они не пытаются помочь в поимке Максима Иванова, зато пытаются просить помощи в своих личных проблемах. Ирина Изюмская назвала происшедшее «человеческим фактором».
Статьи нет, а наказание осталось
Все эти три истории имеют много общего, хотя кое-чем различаются.
Следователь СК РФ Матвеев «переименовал» обвинение Сергея Татаринцева и его товарищей с декриминализованной 188-й статьи УК РФ на новую статью 226.1, которая предусматривает уголовную ответственность за контрабанду оружия.
Судья Выборгского городского суда Ленобласти Петров отказался освободить от исполнения наказания Евгения Годовика, сославшись на новую статью 229.1, предусматривающую уголовную ответственность за контрабанду культурных ценностей.
Следователь питерского ГСУ Беляков же сразу прекратил уголовное преследование Максима Иванова и его бывшего подельника — но им инкриминировалась товарная контрабанда (бытовая техника), уголовная ответственность за которую сегодня вообще не предусмотрена.
Таким образом, определённая логика в действиях представителей правоохранительной и судебной систем прослеживается: людей продолжают обвинять в совершении деяний, которые были и остались уголовно наказуемыми, вне зависимости от того, какой статьёй в Уголовном кодексе это предусмотрено. И с обывательской точки зрения это, наверное, правильно. Только остаются большие сомнения: насколько это соответствует действующему законодательству?
m.fontanka.ru