Конкурсное производство

Актуально на: 7 августа 2017 г.

Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая в отношении должника, признанного банкротом, для соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). В этом и заключается цель конкурсного производства. По статистике данная процедура – наиболее распространенная среди всех процедур банкротства (не считая наблюдения, которое при банкротстве юридических лиц вводится всегда в обязательном порядке).

Конкурсное производство применяется при банкротстве юридических лиц. В случае банкротства физических лиц оно не используется, за исключением глав крестьянских фермерских хозяйств, в отношении которых может быть открыто конкурсное производство при банкротстве (ст. 213.2, ст. 214.1, п. 1 ст. 221 Закона N 127-ФЗ ).

Конкурсное производство по сути является ликвидационной процедурой в процессе банкротства.

Последствия открытия конкурсного производства

Если должник признан банкротом, значит, велика вероятность того, что его имущества будет недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. В связи с этим открытие процедуры конкурсного производства ведет к определенным последствиям. А именно (п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ ):

  • считается наступившим срок исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, которые появились у должника до открытия конкурсного производства;
  • больше не начисляются проценты, неустойки и иные санкции по неисполненным обязательствам, кроме текущих платежей и процентов, начисляемых в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ ;
  • сведения о финансовом состоянии банкрота больше не являются конфиденциальными и не образуют коммерческой тайны;
  • вводятся ограничения в отношении сделок, связанных с отчуждением имущества должника и передачей его в пользование третьим лицам;
  • и другие.

Кроме того, после введения конкурсного производства полномочия руководящих органов организации-должника прекращаются. Руководство компании может только участвовать в обсуждении условий о предоставлении третьими лицами средств должнику для исполнения его обязательств и заключать соответствующие соглашения (п. 2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ ).

Еще одно важное последствие заключается в том, что после признания должника банкротом предъявление требований кредиторов, кроме текущих платежей, происходит только в конкурсном производстве (п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ ). Иначе говоря, обязательственные требования к должнику не должны рассматриваться вне дела о банкротстве (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Если кредитор подал исковое заявление о взыскании долга (кроме текущих платежей) до введения наблюдения, то в ходе процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления он может (п. 28 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2012 N 35):

  • или подать ходатайство в суд, рассматривающий его иск, о приостановлении производства по делу (п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ , ч. 2 ст. 143 АПК РФ). Впоследствии, если должника признают банкротом, то по приостановленному делу суд возобновит производство и оставит его без рассмотрения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Поскольку теперь требование должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве;
  • или не подавать такое ходатайство, и тогда суд продолжит рассмотрение дела. Но поскольку Законом 127-ФЗ прямо предусмотрен запрет на исполнительное производство по таким требованиям в рамках указанных процедур (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ ), то исполнительный лист выдан не будет. Кстати, если кредитор выбирает этот вариант, то он не должен предъявлять свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве и пытаться «включиться» в реестр требований кредиторов. Неприостановление и непрекращение отдельного искового производства по тому же требованию является основанием для суда, рассматривающего дело о банкротстве, оставить «запрос» кредитора о включении в реестр без рассмотрения (п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2012 N 35).
  • Отметим, что в отличие от других процедур банкротства в рамках конкурсного производства кредиторы могут предъявлять не только денежные, но и имущественные требования (п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

    glavkniga.ru

    Конкурсное управление при банкротстве и упрощенная процедура, зачем и кому это надо?

    Очень редко должник проходит все этапы банкротства, предусмотренные нашим законодательством. Обычно предприятия, в отношении которых рассматривается дело о несостоятельности, находятся в настолько плачевном положении, что спасти их уже практически невозможно.
    Для безнадежных должников законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства.
    В статье с расскажу об особенностях упрощенного судебного процесса, о положительных и негативных моментах такого способа ликвидации предприятия.

    ○ Видео.

    ○ Конкурсное управление при банкротстве и упрощенная процедура, зачем и кому это надо?

    Упрощенная процедура применяется в двух случаях.

  1. У должника недостаточно имущества для погашения долгов. Кто инициирует на предприятии банкротство? По закону ликвидационная комиссия или собственник должны подать заявление о несостоятельности в Арбитражный суд при выявлении признаков невозможности погасить требования займодавцев
    (ст. 224 Закона № 127-ФЗ).
  2. Предприятие прекратило фактически деятельность, а его руководство отсутствует. В этом случае кредитор или государственный орган вправе обратиться в суд с заявелением о признании должника несостоятельным независимо от суммы непогашенной задолженности (п. 1 ст. 227 Закона № 127-ФЗ).

    В обоих случаях законодатель защищает интересы кредиторов, предоставляя им возможность вернуть долг хотя бы частично. Если у должника средств недостаточно, то заявление о банкротстве является не правом, а обязанностью ликвидатора или собственника. Если предприятие прекратило существовать, то рационально поделить его прибыль, пока оно не обанкротилось окончательно, поэтому кредиторам и дается право заявить о банкротстве такого юридического лица.

    Как выплачиваются кредиты при банкротстве? В указанных ситуациях в отношении должников проводится только конкурсное производство. Требования кредиторов заносятся в реестр и удовлетворяются в порядке очередности из оставшегося имущества и выручки.

    ○ Что такое банкротство ООО?

    Банкротство ООО – это процесс признания общества несостоятельным через арбитражный суд.

    Основные признаки банкротства, предусмотренные ст.ст. 3, 6 Закона № 127-ФЗ:

  3. Наличие долга как минимум в 300 000 рублей.
  4. Невозможность на протяжении 3 месяцев платить зарплату, осуществлять обязательные платежи, отдавать кредиты.

    Наряду с этими признаками можно выделить специфические признаки несостоятельности ООО, когда целесообразно обратиться в Арбитражный суд:

  5. На предприятии отсутствует чистая прибыль.
  6. Показатели ликвидности ниже нормы.
  7. Большое количество непогашенных кредитов.
  8. Наличие дебиторской задолженности, не подлежащей возврату.

    По упрощенной процедуре ООО может быть ликвидировано и без наличия указанных признаков. Для запуска упрощенной процедуры достаточно, чтобы предприятие не проводило на протяжении последнего года операции по счетам, не имело имущества даже на покрытие судебных расходов или фактически не функционировало (ст. 230 Закона № 127-ФЗ).

    ○ Регламентация деятельности по банкротству.

    Основным нормативным актом в сфере банкротства является Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.

    Правила конкурсного производства содержатся в Главе 8.

    Упрощенная процедура описана в Главе 11.

    ○ Конкурсное управление.

    Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

    «Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов»
    (абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

    ✔ Кто инициирует?

    Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

    «Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства»
    (п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

    Последствия начала процедуры:

  9. Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту.
  10. Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  11. Прекращают начисляться штрафные санкции.
  12. Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  13. Снимаются аресты с имущества.

    Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

    Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

    ✔ Сроки конкурсного производства.

    «Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев»
    (п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

    На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

    ✔ Конкурсный управляющий.

    «Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»
    (абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

    Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

    «При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано»
    (п. 1 ст. 127 Закона № 127).

    Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

    Обязанности конкурсного управляющего:

  14. В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  15. Привлечь эксперта по оценке.
  16. Принять меры по выявлению иного имущества.
  17. Уведомить персонал об увольнении.
  18. Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  19. Заявлять возражения кредиторам.
  20. Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

    В рамках упрощенного производства:

  21. Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  22. При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

    ✔ Конкурсная масса.

    «Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу»
    (п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

    Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

    ✔ Расчёт с кредиторами.

    Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

    • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность запричинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
    • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
    • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
      (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).
    • ○ Упрощенная процедура банкротства.

      Если у предприятия недостаточно средств для погашения долга, ликвидационная комиссия (а до ее учреждения – собственник) подает в суд заявление о признании юридического лица банкротом.

      «Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего»
      (п. 1 ст. 225 Закона № 127-ФЗ).

      Если руководство предприятия фактически отсутствует, а деятельность ООО не ведется, то Арбитражный суд принимает заявление кредитора. В месячный срок выносится решение о признании юридического лица банкротом и вводится процедура конкурсного производства. Инициировать переход к упрощенному порядку может также временный управляющий.

      «Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику»
      (п. 1 ст. 228 Закона № 127-ФЗ).

      Таким образом, при упрощенном порядке применяется лишь одна стадия банкротства – конкурсное производство.

      Упрощенная процедура имеет плюсы и минусы, рассмотрим их подробнее.

      ✔ Преимущества назначения.

    • Значительное сокращение сроков процедуры.
    • Экономия средств – происходит из-за сравнительно короткого периода работы управляющего.
    • Законное списание долгов.
    • ✔ Негативные моменты.

      Можно выделить следующие минусы процедуры:

    • Неминуемая ликвидация – без выявления имущества, достаточного для погашения долгов, невозможно восстановить деятельность предприятия.
    • Полное отстранение руководства от процедуры – невозможность контролировать процесс банкротства.
    • Полная продажа предприятия.
    • ○ Советы юриста:

      ✔ Будет ли организация исключена из ЕГРЮЛ, если банкротство проводится по упрощенной схеме?

      Да. Завершается конкурсное производство согласно ст. 149 Закона № 127-ФЗ. Конкурсный управляющий отчитывается перед судом о проделанной работе. Суд выносит определение о завершении процесса и направляет его на протяжении 1-2 месяцев в налоговую службу. Организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ на протяжении 5 дней с момента получения документа регистрирующим органом.

      ✔ Гражданин является единственным учредителем ООО, может ли он пройти упрощенную процедуру банкротства ООО?

      Да. Для этого ему необходимо собрать ликвидационную комиссию, которая заявит в суд о желании ликвидировать ООО через банкротство. Есть и альтернативный вариант – принять решение о ликвидации и заявить о банкротстве в суд самостоятельно (ст. 224 Закона № 127-ФЗ).

      В этои видео Вы узнаете о правовых особенностях и нюансах процедуры банкротства.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      topurist.ru

      Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка 1)

      Заметка №4 о реализации имущества должника:

      Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:

      Это первая заметка, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

      В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок о всей процедуре, по всем ключевым ее этапам.

      Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.

      План заметки.

      I. часть: Открытие конкурсного производства и последствия этого.

      II. часть: Общие последствия открытия процедуры конкурсного производства.

      I часть: Открытие конкурсного производства и последствия этого.

      Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 ЗоБ).

      Она, по общему правилу, не является процедурой, которой открывается дело о банкротстве, такой процедурой является — наблюдение. Применение процедуры конкурсного производства сразу по итогам рассмотрения заявления о признании должника банкротом может быть только в упрощенных процедурах банкротства (Глава 11 ЗоБ: ликвидируемый должник, отсутствующий должник, специализированное общество, ипотечный агент)

      Конкурсное производство всегда открывается решением (ст. 53 ЗоБ), тогда как о применении всех иных процедур выносится определение (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение)[1].

      Конкурсное производство открывается по итогам окончания введенной в отношении должника:

      1) процедуры наблюдения;

      2) процедуры финансового оздоровления;

      3) процедуры внешнего управления;

      4) процедуры мирового соглашения (в случае отмены или расторжения мирового соглашения в процедуре конкурсного производства)[2].

      Открытие конкурсного производства по итогам наблюдения.

      Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 ЗоБ).

      Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по итогам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Ранее наблюдение вводилось даже если на момент судебного заседания по рассмотрению вопроса о его введении должник погасил часть задолженности и размер требований переставал соответствовать минимально необходимым (п. 2 ст. 33 ЗоБ).

      Теперь же, с учетом изменений внесенных в ст. 48 ЗоБ Федеральным законом №482-ФЗ от 29.12.2014г., если к моменту заседания о разрешении вопроса о введении наблюдения будет установлено, что размер требования составляет меньше минимального (т.е. должник погасил часть и требование составляет менее 300 000 рублей), то заявление оставляется без рассмотрения. Однако, для этого также необходимо наличие иного заявления о признании должника банкротом.

      Если же иные заявления о признании должника банкротом отсутствуют и на дату рассмотрения вопроса о введении наблюдения размер неудовлетворенных требований составляет меньше минимально требуемой суммы (300 000р.), то в таком случае наблюдение вводится (абз. 13 п. 3 ст. 48 ЗоБ). Данный подход изменений не претерпел, соответствующая норма также присутствует и в прошлых редакциях ЗоБ. Отмечу, что судебная практика в данном вопросе может отходить от буквального текста ЗоБ и отказывать во введении наблюдения при соответствии заявления о признании должника банкротом на момент его принятия к производству, но отсутствия, при рассмотрении вопроса о введении наблюдения по существу, минимально необходимого требования согласно п. 2 ст. 33 ЗоБ[3].

      Срок наблюдения определяется судом с учетом конкретных обстоятельств, однако, он не должен превышать семи месяцев — т.е. не более срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 51 ЗоБ). Данный срок, по указанной статье, исчисляется с даты поступления заявления в суд.

      В случае, если заявление оставлялось без движения, то такой срок исчисляется с момента принятия заявления к производству (т.е. вынесения определения о принятии заявления к производству)[4].

      Срок рассмотрения дела о банкротстве (как и срок процедуры наблюдения) может быть соответственно продлен на три месяца применительно к ч. 2 ст. 152 АПК РФ — ввиду особой сложности дела, большим количеством участников процесса. Разъяснение о возможности продления срока рассмотрения дела о банкротстве дал Пленум ВАС РФ в п. 27 Постановления от 25.12.2013г. №99.

      До окончания срока рассмотрения дела о банкротстве суд должен принять соответствующее правовое решение, которым окончится рассмотрение дела по существу (ст. 52 ЗоБ).

      В случае если процедура наблюдения уже введена и вопрос о рассмотрении дела по существу откладывать нельзя ввиду истечения сроков, суд должен, независимо от того, было ли принято первым собранием кредиторов какое-либо решение, с учетом ст. 75 ЗоБ принять соответствующее решение.

      Однако, на практике суды в нарушение сроков часто откладывают судебные заседания давая кредиторам принять соответствующее решение о судьбе должника.

      Продлить фактический срок проведения наблюдения также можно, например, через приостановление производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 58 ЗоБ (в частности, при обжаловании решений собрания кредиторов, а также в случаях, предусмотренных АПК РФ).

      Следует учитывать, что ст. 58 ЗоБ говорит о праве суда приостановить производство по делу, даже в тех случаях, когда АПК РФ (ст. 143) говорит о такой обязанности[5].

      Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если собранием кредиторов принято соответствующее решение либо без такого решения, если срок проведения наблюдения подошел к концу и нет возможности отложить рассмотрение дела ввиду достижения предельного срока рассмотрения дела о банкротстве, и при этом нет оснований для применения иных процедур — финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения (ст. 51, п. п. 1, 2 ст. 75 ЗоБ).

      Необходимым условием для признания должника банкротом является наличие на момент рассмотрения этого вопроса признаков банкротства (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 53, п. 2 ст. 75 ЗоБ). Данное условие является необходимым независимо от того, какое решение приняло собрание кредиторов.

      Отсюда, интерес представляет ситуация, когда к дате рассмотрения дела о банкротстве по существу (т.е. окончание наблюдения) у должника отсутствует задолженность в размере, требуемом для возбуждения дела (т.е. стала составлять менее 300 т.р.), но формально имеются признаки банкротства, установленные п. 2 ст. 3 ЗоБ — т.е. имеются обязательства не исполненные в течение трех месяцев.

      Если толковать признаки банкротства только по ст. 3 ЗоБ, то следует сделать вывод, что независимо от суммы, включенной в реестр — должно быть открыто конкурсное производство, в случае отсутствия оснований для применения иных процедур.

      Однако, для определения признаков банкротства следует учитывать и положения ст. 4 ЗоБ, которая говорит о составе требований, принимаемых во внимание для определения признаков банкротства. Например, финансовые санкции не учитываются при определении признаков банкротства. Следовательно, можно сделать вывод, что при наличии в реестре только требований об уплате финансовых санкций (иных требований, не учитываемых для определения признаков банкротства) — признаки банкротства, несмотря на достаточный срок просрочки, отсутствуют и в признании должника банкротом должно быть отказано на основании ст. 55 ЗоБ — отсутствие признаков банкротства (именно отказано, а не прекращено дело о банкротстве в порядке ст. 57 ЗоБ)[6].

      Судебная практика идет дальше и отказывает в признании банкротом если задолженность учитываемая для целей определения признаков банкротства имеется, но при этом ее размер менее необходимой для возбуждения дела о банкротстве (300 т.р. в действующей редакции ЗоБ и 100 т.р. в ред. ЗоБ до вступления в силу ФЗ №482-ФЗ от 29.12.2014г.)[7].

      Открытие конкурсного производства по итогам финансового оздоровления.

      Из процедуры финансового оздоровления переход в конкурсное производство может осуществляться в результате:

      досрочного прекращения финансового оздоровления (ст. 87 ЗоБ);

      окончания финансового оздоровления (ст. 88 ЗоБ).

      Открытие конкурсного производства по итогам внешнего управления.

      Конкурсное производство вводится, если:

      собрание кредиторов приняло решение отклонить план внешнего управления и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 3 п. 3 ст. 107 ЗоБ);

      в арбитражный суд в течение четырех[8] месяцев со дня введения внешнего управления не представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и собранием кредиторов не заявлено ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5 ст. 107 ЗоБ);

      при наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 4 п. 3 ст. 118, п. 7 ст. 119 ЗоБ);

      в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления (п. 7 ст. 119 ЗоБ).

      Открытие конкурсного производства по итогам мирового соглашения.

      По итогам мирового соглашения возбуждение процедуры конкурсного производства возможно в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения (ст. 163 ЗоБ) либо расторжения мирового соглашения (166 ЗоБ). В любом из обоих случаев происходит возобновление процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Возобновление происходит, если на этот момент не имеется вновь введенной процедуры банкротства в рамках нового дела о банкротстве. Следовательно, если мировое соглашение (отмененное либо расторгнутое) было заключено в ходе конкурсного производства — то процедура конкурсного производства будет открыта заново.

      II часть: Общие последствия открытия процедуры конкурсного производства.

      С момента открытия процедуры конкурсного производства наступают последствия предусмотренные нормами ст. 126 ЗоБ (перечислены основные последствия), а также иными нормами ЗоБ. В настоящей заметке дана общая характеристика последствиям, наступающим при признании должника банкротом. Это также должно сориентировать по дальнейшим заметкам — далее (по ходу и публикации) практически каждое из указанных последствий открытия конкурсного производства будет рассматриваться более детальней.

      Условно, последствия открытия конкурсного производства можно разделить на два блока: организационные и имущественные.

      [1] ст. 48, п. 1 ст. 52 ЗоБ

      [2] п. 1 ст. 163, п. 1 ст. 166 ЗоБ

      [3] Постановление ФАС ВВО от 23.04.2014г. по делу №А39-5264/2013

      [4] п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009г. №60

      [5] Постановление ФАС МО от 13.12.2011г. по делу №А40-97844/10-44-511Б

      [6] Постановление АС СКО от 03.03.2015г. по делу №А63-6172/2011 (Определением ВС РФ от 10.07.2015г. №308-ЭС14-3043(10,11) по делу №А63-6172/2011 отказано в передаче в ВС РФ для кассационного пересмотра)

      [7] Постановление ФАС ВСО от 28.07.2014г. по делу №А10-2071/2013, Постановление ФАС УО от 02.12.2011г. по делу №А76-9129/2010

      [8] если же судом против воли собрания кредиторов было введено финансовое оздоровление вместо внешнего управления (п. 3 ст. 75 ЗоБ), а затем в порядке п. 6 ст. 87 ЗоБ введено внешнее управление, то суд может ввести конкурсное производство в случае непредставления в арбитражный суд утвержденного плана внешнего управления в течение двух месяцев с момента введения процедуры.

      Конкурсное производство: алгоритм работы с долгами банкрота (заметка 3.2)

      ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, — ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.

      Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:

      Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:

      Стандартное примечание: часть третьей заметки, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

      В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.

      План заметки:

    • Ситуация первая: товар передан (услуги оказаны, работы выполнены, арендованным имуществом воспользовались) должником в пользу третьего лица, однако встречное исполнение отсутствует.
    • Ситуация вторая: должник оплатил соответствующий товар (услуги, работы, аренду), однако он третьим лицом не передан.
    • Ситуация третья: неосновательное обогащение за счет должника.
  1. Общее.

    Часто в ходе конкурсного производства выясняется, что у третьих лиц имеется непогашенная перед должником задолженность. Следовательно, конкурсный управляющий, действуя добросовестно и разумно должен предпринять действия по взысканию имеющейся задолженности в пользу должника.

    В силу п. 2 ст. 126 ЗоБ конкурсный управляющий реализует полномочия органов управления должника; п. 2 ст. 129 ЗоБ предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном ЗоБ.

    То есть у конкурсного управляющего уже в силу того, что к нему перешли полномочия органов управления должника имеется право на представление интересов должника в судах со всеми полномочиями (ч. 4 ст. 59 АПК РФ, ч. 2 ст. 48 ГПК РФ), а обязанность по взысканию задолженности говорит о необходимости данных действий, если имеются сведения о задолженности.

    Поскольку этот цикл заметок посвящен именно конкурсному производству, то вопросы взыскания задолженности (возврата имущества) от контрагентов должника не могут быть подробно рассмотрены — здесь разбираются только типичные ситуации возникновения задолженности и схемы работы с ней .

    II. Ситуация первая: товар передан (услуги оказаны, работы выполнены, арендованным имуществом воспользовались) должником в пользу третьего лица, однако встречное исполнение отсутствует.

    В таком случае следует исходить из того, что обязательства возникшие из договоров должны исполняться надлежащим образом и одностороннее изменение либо односторонний отказ от исполнения обязательств по общему правилу не допускается (ст. 309, ст. 310 ГК РФ).

    Если, исходя из характера договора, имеется возможность вернуть (переданный товар) либо удержать (результат работ) имущество, являющееся предметом договора, то следует взвесить «за» и «против»: что выгодней для целей конкурсного производства взыскать денежные средства либо вернуть (удержать) соответствующее имущество и в последующем его реализовать согласно правилам о реализации имущества должника.

    При этом следует понимать, что если идет речь о возврате вещей (ст. 128 ГК РФ), то следует учитывать, что им будет необходимо обеспечить сохранность и, возможно, транспортировку. Кроме того, нет гарантии, что возвращенная вещь будет в надлежащем состоянии.

    Взыскание же денежных средств может быть невыгодным в том случае, если у ответчика отсутствует соответствующее имущество за счет которого можно удовлетворить исковые требования.

    В любом случае, при удовлетворении требований о взыскании денежных средств либо возврате переданного имущества у банкрота появляется соответствующее имущественное право, которое также может быть реализовано в ходе конкурсного производства (ст. 140 ЗоБ).

    Взыскание денег, возврат имущества в данном случае осуществляется по общим правилам искового производства вне рамок дела о банкротстве.

    По отношениям, возникающим из договора купли-продажи следует рассмотреть следующие варианты:

    zakon.ru