Кодекс этики прокурора приказ

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

О Кодексе этики прокурорского работника

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности в системе органов прокуратуры Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 утвержден и введен в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.

Исходя из закрепленных в Кодексе положений, прокурорский работник при осуществлении служебной деятельности обязан стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, добросовестно выполнять возложенные на него служебные функции; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кем бы они не совершались; не допускать проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан; использовать должностные полномочия взвешенно и гуманно, воздерживаться от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных полномочий; придерживаться общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Во внеслужебной деятельности прокурорский работник соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым; не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц; пользуется свободой слова, вероисповедания.

Нарушение прокурорским работником норм Кодекса, выразившееся в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

www.prockomi.ru

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации»

В целях установления единых этических норм и правил служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (прилагается).

2. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур организовать изучение и принять меры к обеспечению соблюдения подчиненными работниками Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.

3. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы управления кадров.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Кодекс этики и служебного поведения
федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации
(утв. приказом Генерального прокурора РФ от 25 марта 2011 г. № 79)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (далее — Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 23 декабря 2010 г. № 21), нормативных правовых актов Российской Федерации, а также с учетом общепризнанных нравственных принципов и норм российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми необходимо руководствоваться федеральному государственному гражданскому служащему органов прокуратуры Российской Федерации (далее — гражданский служащий) независимо от замещаемой им должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в органы прокуратуры Российской Федерации, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданского служащего для достойного осуществления им своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданского служащего, доверия граждан к органам прокуратуры и обеспечение норм поведения гражданского служащего, соответствующих единым нормам поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

7. Гражданскому служащему надлежит руководствоваться принципами морали в сфере государственной службы Российской Федерации.

Наряду с Кодексом этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 114, настоящий Кодекс служит основой для формирования в обществе уважительного отношения к федеральной государственной службе в органах прокуратуры, выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданского служащего, его самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданским служащим положений Кодекса являются одними из основных критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры

9. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего являются обязательными для граждан Российской Федерации, находящихся на федеральной государственной гражданской службе в органах прокуратуры.

10. Гражданский служащий, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов прокуратуры;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл его профессиональной служебной деятельности и деятельности органов прокуратуры в целом;

в) осуществлять служебную деятельность в пределах своих должностных полномочий и компетенции соответствующего органа прокуратуры;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы;

ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

з) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

и) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим органов прокуратуры должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органа прокуратуры, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего органов прокуратуры;

о) соблюдать установленные в органах прокуратуры Российской Федерации правила публичных выступлений;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органов прокуратуры Российской Федерации, а также оказывать содействие в получении указанными лицами достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11. Гражданский служащий обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также руководствоваться общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

12. Гражданский служащий при исполнении своих должностных полномочий обязан руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий.

13. Гражданский служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Гражданский служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Гражданский служащий, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы, указанную в разделах I и III Перечня должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, и в соответствующих организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обязан представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

16. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.

17. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в орган прокуратуры, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органах прокуратуры норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

20. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе прокуратуры либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Этические нормы служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры

22. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

23. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:

а) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

б) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами в помещениях, занимаемых органами прокуратуры, за исключением курения табака в специально отведенных местах.

24. Гражданский служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества.

Гражданский служащий должен быть образцом добропорядочности и честности, сохранять в любой ситуации личное достоинство, быть вежливым, доброжелательным, корректным и внимательным, проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Взаимоотношения между гражданскими служащими должны основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи.

Критика недостатков в работе должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем гражданским служащим, к которому она обращена.

25. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность, разумная достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.

26. Гражданский служащий обязан постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

IV. Ответственность федерального государственного гражданского служащего за нарушение положений Кодекса

27. За нарушение положений Кодекса к гражданскому служащему могут быть применены меры морального воздействия в виде устного замечания, предупреждения о недопустимости неэтичного поведения, требования о публичном извинении и другие, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — меры юридической ответственности.

Соблюдение гражданским служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при решении вопросов поощрения или наложения дисциплинарных взысканий.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации»

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Утвержден Кодекс этики и служебного поведения госслужащих органов прокуратуры РФ. Он представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения. Госслужащие должны руководствоваться ими независимо от замещаемой должности.

В частности, госслужащий должен исполнять свои должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне, проявлять корректность и терпимость. Ему следует уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях склонения к коррупции, соблюдать установленные ограничения и запреты.

Госслужащему нельзя использовать служебное положение для влияния на деятельность органов госвласти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и др. при решении личных вопросов.

Названным лицам запрещается принимать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Речь идет о подарках, деньгах, ссудах, услугах материального характера и т. п.

Соблюдение положений кодекса учитывается при аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, при наложении дисциплинарных взысканий.

www.garant.ru

В целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (приложение N 1) и Концепцию воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (приложение N 2).

2. Руководителям органов и учреждений прокуратуры исходить из того, что нарушение прокурорским работником норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации учитывается при решении вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а в случае, когда данное нарушение выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, влечет наложение дисциплинарного взыскания.

3. Работу с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации осуществлять с учетом положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.

4. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур организовать изучение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.04.2011 N 104)

5. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первых заместителей и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям главных управлений и управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, районам и городам, других территориальных, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных органов, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение N 1
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2010 N 114

www.zakonprost.ru

Кодекс этики прокурорского работника, воспитательная работа и профилактика коррупционных правонарушений в системе прокуратуры

Прокурорская служба как составная часть государственной службы помимо наличия обязательных требований к профессионализму диктует необходимость определения специфических «цеховых» правил, имеющих отношение к формированию и поддержанию позитивного менталитета прокурорских работников, содержащих требования к их морально-этическому облику. Способствовать этому призван Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114. Следует отметить, что подобный подход создания внутриведомственных правил поведения ранее был апробирован в отношении судей и адвокатов, однако в основе прокурорского кодекса лежат положения Указа Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также международные стандарты, предъявляемые к моральным аспектам деятельности прокуроров.

Кодексом этики, в частности, определено, что прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

• неукоснительно соблюдать законодательство, нормы международного права и международных договоров РФ, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора, и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма;

• руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям;

• стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

• избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры РФ;

• воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности;

• не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций;

• постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

За нарушение положений Кодекса этики руководителем органа прокуратуры лично или при необходимости в присутствии трудового коллектива к прокурорскому работнику могут быть применены такие меры воздействия, как:

• предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;

• требование о публичном извинении.

Если нарушение норм Кодекса выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, то данное обстоятельство является основанием для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности.

Названным выше приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114 утверждена также Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, которая включает в себя совокупность базовых положений, регламентирующих воспитательный процесс в качестве важного условия повышения эффективности работы органов и организаций прокуратуры по достижению целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Под воспитательной работой в указанной Концепции понимается комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, экономических, психолого-педагогических мероприятий по воспитанию работников системы органов и учреждений прокуратуры РФ в духе неуклонного соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, служения интересам общества и государства, исполнения требований закона и профессиональной этики прокурорских работников.

Основополагающими принципами воспитательной работы являются:

• системность, непрерывность и обязательность воспитательного процесса;

• многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания;

• индивидуальный подход к формированию и развитию необходимых деловых и личных качеств у работников органов и учреждений прокуратуры;

• объективность оценки деятельности работников органов и учреждений прокуратуры, требовательность, справедливость, взаимопонимание, товарищеская поддержка и взаимопомощь.

При этом основными направлениями воспитательного процесса в прокуратуре РФ выступают:

1) профессиональное — формирование добросовестного и ответственного отношения к служебным обязанностям, стремления к наиболее полной реализации способностей и профессиональных качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей;

2) историко-патриотическое — осознание неповторимости Отечества, личной ответственности за его судьбу; верность традициям российской прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, служение законности как средству политического, социально-экономического и духовного развития российского многонационального народа;

3) психологическое — укомплектование кадрового корпуса органов прокуратуры интеллектуально развитыми, морально зрелыми и эмоционально устойчивыми специалистами, но своим психологическим характеристикам способными успешно решать сложные и ответственные задачи в любых условиях деятельности, готовыми преодолевать правовые конфликты, тяготы прокурорской службы.

Поскольку служба в органах прокуратуры является составной частью государственной службы и сопряжена с принятием важных решений, законодатель предъявляет к прокурорским работникам требования, целью которых является профилактика коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 8 Закона о противодействии коррупции прокурорские работники обязаны ежегодно представлять в кадровые службы достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, в силу положений ст. 9 названного Закона прокурорский работник обязан уведомлять своего руководителя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. В ст. 10 Закона о противодействии коррупции предусмотрено недопущение конфликта интересов, когда у прокурорского работника может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и решением определенной жизненной ситуации, связанной с осуществлением им своих служебных обязанностей, в результате чего может быть причинен вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Внесенные в конце 2011 г. изменения в Закон о прокуратуре подкрепили обязанность соблюдения антикоррупционных мер ответственностью за их нарушение. В частности, ст. 41.8 Закона о прокуратуре предусмотрено, что за несоблюдение прокурорским работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные для лиц, наказываемых в дисциплинарном порядке. Более того, появилось новое основание для увольнения прокурорского работника в связи с утратой доверия. Согласно ст. 41.9 Закона о прокуратуре в качестве оснований для его применения выступают:

• непринятие работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

• непредставление работником сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

• участие работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

• осуществление работником предпринимательской деятельности;

• вхождение работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или федеральным законодательством.

Более того, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия руководитель органа или учреждения прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник.

Таким образом, действующие правовые нормы предъявляют высокие требования к профессиональным и морально-этическим качествам современных прокурорских работников, что обусловлено в том числе и взятыми Российской Федерацией на себя обязательствами но приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами в отношении государственных служащих. Безусловное соблюдение указанных норм и реализация в случае необходимости репрессивных механизмов позволят повысить ответственность прокуроров за порученное им дело, что, в свою очередь, должно повысить и рейтинг доверия общества к прокуратуре РФ как системе органов, стоящих на страже законности.

studme.org