Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ
«О Верховном Суде Российской Федерации»

Статья 4. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

1) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

2) первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

3) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

7) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

8) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

9) председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

10) судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

11) судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

12) судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

13) судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

14) судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

www.supcourt.ru

§ 4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собра­ния по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профессиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей — 5 лет.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо­ты по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впер­вые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В за­висимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

§ Судебная коллегия по гражданским делам;

§ Судебная коллегия по уголовным делам;

Большая часть судебной деятельности приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по предоставлению его Председателя из числа судей, назначен­ных в Верховный Суд РФ в установленном порядке. В Судебной коллегии по уголовным делам образуется кассационная палата.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и иные судебные решения, вступившие в силу.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше (см. пре­дыдущий параграф данной главы и § 4 гл. VII учебника). Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться в трех составах суда: в составе председательствующего (члена суда) и дв yx народных заседателей или в составе трех судей—членов суда. Второй из таких составов может быть образован по уголовным делам при наличии согласия подсудимого (при отсутствии согласия подсудимого дело должно рассматриваться судом в составе судьи и двух народных заседателей). В Военной коллегии, как отмечалось выше (см. § 4 гл. VII учебника), допускается разбирательство уголовных дел и с участием присяжных заседателей.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции могут рассматриваться единолично либо в составе судьи и двух народных заседателей. В Военной коллегии возможно образование коллегии, состоящей из трех судей-профессионалов (см. § 4 гл. VII учебника).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Как уже говорилось, приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном и городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату, образуемую в Судебной коллегии по уголовным делам. Вынесенные при этом кассационные определения могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ.

В качестве инстанций, проверяющих законность и обоснованность вступивших в силу приговоров и иных решений , судебные коллегии рассматривают дела по протестам Председателя Верховного Суда РФ или его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей. Надзорные определения судебной коллегии могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ Председателем Верховного Суда РФ или Генеральным прокурором РФ. Они также вправе проверять соответствующие приговоры и иные решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодичес­ки обобщают кассационную и надзорную практику, составляют об­зоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускае­мые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности.

www.bibliotekar.ru

Арбитражный суд Республики Северная Осетия — Алания

Порядок формирования и работы Президиума Арбитражного суда РСО-Алания

Порядок формирования и работы Президиума Арбитражного суда РСО-Алания определяется ст.ст. 37-39 Федерального Конституционного закона от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации»

Статья 37. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации

  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
    • Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.
    • Статья 38. Полномочия президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации

      Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

    • утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
    • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
    • рассматривает вопросы судебной практики.

    Статья 39. Порядок работы президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации

  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается председателем этого суда по мере необходимости.
  • Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.
  • Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
  • alania.arbitr.ru

    Судебная власть

    Судебная власть. Как и в других демократических странах, судеб­ная власть, правосудие в РФ осуществляется только судом. Это закреп­ляется ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и является одним из важнейших конституционных принципов судебной власти в РФ, направленным на обеспечение гарантий законности, охраны прав и интересов граждан и организаций. Носителями судебной власти являются только судьи, а в ряде случаев также присяжные и народные заседатели. В Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации»* (июнь 1992 г .) говорится, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа». При этом судьи — это «лица, наделенные в конституционном порядке полномо­чиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

    * ВВС РФ. 1992. №30. Ст. 1792. С изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 21 июня 1995 г . // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.

    Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких общедемократических принципов, как равенство всех граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбира­тельства, состязательность и равноправие сторон, обеспечение нацио­нального языка судопроизводства и др. Вместе с тем в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений она может осущест­вляться в специфически разных формах. В этой связи ч. 2 ст. 118 Кон­ституции РФ говорит о том, что судебная власть осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 127 отдельно закрепляется еще и арбитражное судопроизводство.

    Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Феде­ральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Она включает федеральные суды, а также конституцион­ные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ. Федеральные суды — это: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; верхов­ные суды республик, краевые и областные суды, суды городов феде­рального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитраж­ных судов. Суды субъектов РФ — это конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъ­ектов РФ. Таким образом, встречающиеся еще иногда товарищеские суды, третейские суды, как и некоторые другие квазисудебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Мор­ская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ или Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), являются, по сути дела, административными органами, в судеб­ную систему не входящими и судебной властью не обладающими. Кон­ституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо выделяет то, что создание чрезвычай­ных судов не допускается.

    О Конституционном Суде РФ речь уже подробно шла в гл. 2 учеб­ника. Что же касается Верховного Суда РФ, то он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ — это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дающий разъяснения по вопро­сам судебной практики (ст. 127). В апреле 1995 г . был принят Феде­ральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации», а с июля 1995 г . действует Арбитражный процессу­альный кодекс РФ.

    Одним из важнейших конституционных принципов в организации и осуществлении судебной власти в РФ является ее единство. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Рос­сийской Федерации» (ст. 3), единство судебной системы обеспечивает­ся: а) установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Феде­ральным конституционным законом; б) соблюдением всеми федераль­ными судами и мировыми судьями установленных федеральными за­конами правил судопроизводства; в) применением всеми судами Кон­ституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и дру­гих законов субъектов РФ; г) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в закон­ную силу; д) законодательным закреплением единства статуса судей; е) финансированием федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета. Вместе с тем нельзя не видеть, что единство судебной системы РФ не исключает создание ни специализированных судов, ни судов субъектов РФ, в том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые не составляют единой системы с Конституци­онным Судом РФ.

    Формирование судов РФ осуществляется по Конституции РФ (ст. 128) путем назначения на должность. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ на­значаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в по­рядке, установленном федеральном законом. Полномочия, порядок об­разования и деятельности федеральных судов устанавливаются феде­ральным конституционным законом. Как уже отмечалось, приняты фе­деральные конституционные законы «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (1994), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «О судебной системе Россий­ской Федерации» (1996) и др. Закон РФ «О статусе судей в Россий­ской Федерации» (в ред. 21 июня 1995 г .),* в частности, установил, что представление о кандидатах в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ вносит с учетом мнения соот­ветственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высше­го Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председате­ля Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения зако­нодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ. Для назначения судьи лю­бого суда необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

    * СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.

    К судьям закон предъявляет ряд базовых, минимальных требова­ний. Статья 119 Конституции РФ и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяет в этой связи, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция установила, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Указан­ный закон РФ о статусе судей РФ закрепил, что для кандидата на должность судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ минимальный стаж профессиональной деятельности установлен не пять, а десять лет.

    Конституция РФ (ст. 120—122, 124 и др.) и Федеральный консти­туционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5, 15, 16 и др.) четко определяют важнейшие черты конституционно-пра­вового статуса судей — их независимость, несменяемость и неприкос­новенность. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судьи не сменяемы; полно­мочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи неприкосновенны; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном феде­ральным законом (ст. 122).

    К числу важнейших гарантий независимости судей относятся: ус­тановленная законом процедура осуществления правосудия, исклю­чающая постороннее воздействие на судей и запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было; организация и действие системы органов судейского сообщества, выражающих интересы судей; право судьи на отставку с соответствую­щим материальным и социальным обеспечением; предоставление судье за счет государства обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их иму­щества; право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия и др. Целям обеспечения независимости судей служат и ст. 124 Конституции РФ, которая предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспе­чивать возможность полного и независимого осуществления правосу­дия в соответствии с федеральным законом.

    Независимость судей обеспечивается и принципами их несменяе­мости и неприкосновенности. В результате отказа от былой периоди­ческой выборности судей в нашей стране, как и в большинстве демо­кратических стран мира, утвердилась более стабильная судебная сис­тема, где судьи назначаются на неограниченный срок и поэтому оказы­ваются в более независимом положении, освобождаясь от чувства бо­язни быть неизбранным вновь. (Только начинающие судьи районных (городских) народных судов и судьи военных гарнизонов назначаются в испытательных целях сроком на три года.) Важно и то, что без его добровольного согласия судья не может быть перемещен на другую должность или в другой суд, а решение о приостановлении или прекра­щении полномочий судьи вправе принять только соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии одного из оснований, установленных в Законе РФ «О статусе судей Российской Федера­ции».

    Для приостановления полномочий судьи основаниями являются: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступив­шим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве канди­дата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ и органа законодательной (представительной) власти субъ­екта РФ. Для прекращения полномочий судьи основаниями являются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребыва­ния на военной службе; прекращение гражданства РФ; занятие дея­тельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в закон­ную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер меди­цинского характера; совершение поступка, позорящего честь и досто­инство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособности; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    Неприкосновенность — еще одна важная гарантия независимости судей. Она распространяется и на их жилище, имущество, служебное помещение, используемые ими транспорт и средства связи, документы и корреспонденцию. Судьи не могут привлекаться к административной и дисциплинарной ответственности, а будучи задержанными, подлежат немедленному освобождению по установлению их личности. Уголов­ное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генераль­ным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбира­тельства, рассматривается только Верховным Судом РФ. Сказанное не означает, что судьи вообще освобождаются от уголовной или иной ответственности. Речь идет об особом, усложненном порядке возбуж­дения соответствующих уголовных дел, являющемся процедурным ме­ханизмом и способом обеспечения независимости судей.

    Конституция РФ закрепляет демократические основы не только организации, но и функционирования судебной власти, ее процессу­альных форм, что является одной из важнейших гарантий прав и сво­бод человека и гражданина. Частично об этом уже говорилось в связи с рассмотрением в главе 4 учебника положений ст. 46—51 Конституции РФ, связанных с обеспечением судебной защиты прав и свобод граж­дан, признанием презумпции невиновности и др. Вместе с этим Кон­ституция РФ в главе 7 «Судебная власть» закрепляет общепризнанные демократические принципы судопроизводства. В ст. 123 говорится, что разбирательство дел во всех судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным за­коном. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопрои­зводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопрои­зводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Согласно федеральному законодательству закрытые судебные за­седания допускаются, когда этого требуют интересы охраны государст­венной или коммерческой тайны, а также при рассмотрении дел, свя­занных с половыми преступлениями, с преступлениями лиц, не достиг­ших 16-летнего возраста, и ряде других случаев. Но приговоры и решения судов во всех случаях оглашаются публично, в открытых заседани­ях суда. Заочное разбирательство уголовных дел допускается в таких исключительных случаях, как отсутствие подсудимого в пределах стра­ны и его уклонение от явки в суд, а также ходатайство подсудимого о разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Такое отступление от очного су­дебного разбирательства возможно только при условии, что это не пре­пятствует установлению истины, в связи с чем суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

    Делу установления истины служит и принцип состязательности и равноправия сторон. Он направлен на обеспечение оптимальных усло­вий для принятия судом правильного и справедливого решения, на преодоление одностороннего преувеличения места и роли прокурора в судебном процессе, чрезмерно обвинительного характера его деятель­ности, да и деятельности суда в прошлом. В ходе осуществления в нашей стране судебной реформы в начале 90-х гг. были учреждены суды присяжных заседателей для рассмотрения дел о наиболее тяжких и опасных преступлениях (государственная измена, терроризм, банди­тизм и др.), за которые предусмотрены суровые наказания. В связи с этим обвиняемому предоставлено право ходатайствовать о рассмотре­нии его дела судом присяжных и такое ходатайство должно быть удов­летворено. Суд присяжных образуется в краевом, областном и равно­значном им суде субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседа­телей, списки которых составляются соответствующей администра­цией на основе списков избирателей и с учетом требований закона. Особенности деятельности судов присяжных подробно рассматрива­ются законом.

    Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

    Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

    1) конституционное правосудие;

    2) общее правосудие;

    3) арбитражное правосудие.

    Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

    3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

    4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

    Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

    1) между федеральными органами государственной власти;

    2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

    3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

    Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

    1) гражданство РФ;

    2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

    3) высшее юридическое образование;

    4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

    Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

    Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

    Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

    Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

    Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

    Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

    Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.

    www.strategplann.ru