Стандарты > Общие требования > Экспертиза проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период
«Экспертиза проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период»
(рассмотрен на Коллегии Контрольно-счётной палаты города Сургута 08.11.2013, утвержден распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-87/13КСП, в редакции распоряжения от 31.01.2014 № 01-06-14/КСП)
- Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля «Экспертиза проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Стандарт) подготовлен для организации исполнения ст. 157, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава города Сургута, ст.7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут», утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение о бюджетном процессе), ст.9 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 г. № 21К (854)).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счётной палатой города Сургута (далее – КСП Сургута, КСП города) экспертизы проекта решения Думы города о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Думу города (далее – проект бюджета города) в пределах полномочий и задач, возложенных на КСП города.
1.4. Стандарт предназначен для использования сотрудниками КСП города при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, проведения экспертизы проекта и подготовки соответствующего заключения.
1.5. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
— определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период;
— установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период;
— определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП города на проект решения Думы города Сургута о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период;
— установление взаимодействия между направлениями деятельности КСП города в ходе проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
1.7. При проведении экспертизы проекта бюджета КСП Сургута в рамках своей компетенции вправе отражать возможные коррупциогенные риски, усматриваемые в ходе ее проведения.
1.8. В соответствии с подпунктами 6 и 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных» должностные лица главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств по требованию сотрудников КСП осуществляющих экспертизу проекта бюджета обязаны предоставлять запрашиваемую ими информацию, относящуюся к персональным данным. При этом, получение согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не требуется.
2. Требования к проведению экспертизы проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период
2.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения КСП города на проект решения Думы города о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период являются:
— определение соответствия действующему законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Думу города;
— определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;
— оценка эффективности проекта бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период, как инструмента социально-экономической политики муниципалитета, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики города Сургута, иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;
— оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики.
2.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета города являются проект решения Думы города о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Думу города, включая прогноз социально-экономического развития муниципального образования, муниципальные программы, муниципальные задания, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета города и показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
2.5. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период проверяется и анализируется соответствие проекта бюджета положениям Бюджетного кодекса и требованиям Положения о бюджетном процессе, в том числе:
2.5.1. При анализе экономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования необходимо обратить внимание на соблюдение закрепленного ст.37 Бюджетного кодекса РФ принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития города, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета.
2.5.2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации контролируется в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, определения сбалансированности бюджета, прозрачности, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы.
2.5.3. Соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении муниципальных программ, муниципальных заданий.
— доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета города и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета;
— следует оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе налоговых и неналоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в муниципальном образовании;
— проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов;
— проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов;
— проверить непротиворечивость данных о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям неналоговых доходов.
— обеспечение закрепленного в Бюджетном кодексе принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
— соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных Бюджетным кодексом, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;
— соблюдение правил формирования фрагментов планового реестра расходных обязательств в части своевременности представления фрагментов планового реестра расходных обязательств, полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;
— обеспеченность финансирования расходных обязательств, закрепленных в фрагментах планового реестра расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;
— обоснование бюджетных ассигнований в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных финансовым органом, организующим исполнение бюджета, в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; устойчивости системы показателей непосредственных результатов;
— анализ субсидий и нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.
2.5.6. При оценке и анализе межбюджетных отношений необходимо обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов.
2.5.7. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга необходимо отразить соблюдение требований Бюджетного кодекса по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципалитета.
2.6. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период по основным вопросам состоят в следующем:
2.6.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития города за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом анализируется состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
Анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.6.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляются с учетом проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2.6.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривает:
— анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменения законодательства на доходы бюджета;
— анализ нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;
— факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;
2.6.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает:
— сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете города и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
— анализ действующих и принимаемых расходных обязательств города и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой эффективности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета);
— анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных программ;
2.6.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период должна предусматривать:
— анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза бюджета, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;
2.6.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривают:
— сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;
— оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей;
2.6.7. При анализе доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета, предельных размеров муниципального долга рассчитываются коэффициенты автономии, соотношения безвозмездных перечислений и собственных доходов, бюджетной результативности, бюджетной обеспеченности населения, бюджетного покрытия и иные коэффициенты. [1]
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. Заключение КСП города на проект решения Думы города о бюджета города на очередной финансовый год и плановый период подготавливается на основе:
— результатов комплекса экспертно-аналитических действий и проверок обоснованности проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
— итогов проверки и анализа проекта решения Думы города о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
— итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных Администрацией города с проектом решения Думы города о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе;
— результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений КСП города на проекты решений Думы города об исполнении бюджета города за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;
— анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении города за предыдущие годы и истекший период текущего года.
3.2. Структура заключение КСП города на проект бюджета включает в себя следующие основные тематические блоки:
— Общая характеристика проекта бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период (включая анализ реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципалитета);
— Доходная часть проекта бюджета города;
— Расходная часть проекта бюджета города;
— Долговая политика города;
— Текстовые статьи проекта решения Думы города о бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
— Выводы и предложения.
3.3. В заключении КСП города должны быть отражены следующие основные вопросы:
— оценка обоснованности и достоверности основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития города и его соответствие приоритетам Стратегии социально-экономического развития города;
— оценка обоснованности показателей (параметров и характеристик) проекта бюджета города;
— оценка соответствия положений проекта бюджета Бюджетному кодексу и Положению о бюджетном процессе;
— оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;
— предложения КСП города по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета на очередной финансовый год и плановый период, бюджетного процесса, результативности бюджетных расходов.
3.4. Заключение КСП Сургута по результатам экспертизы проекта бюджета направляется в установленном порядке Главе города и в Думу города Сургута, иным должностным лицам, определяемым Председателем КСП Сургута. Информация по результатам экспертизы проекта бюджета направляется в прокуратуру города Сургута.
[1] Анализируются, а в случае отсутствия рассчитываются:
Коэффициент автономии (Ка) рассчитывается как отношение собственных доходов (СД) к доходам бюджета (Д) в соответствующем периоде.
Коэффициента соотношения безвозмездных перечислений и собственных доходов (Кбс) рассчитывается как отношение безвозмездных перечислений (БП) к собственным доходам бюджета (СД).
Коэффициент бюджетной результативности (Кбр) рассчитывается как отношение собственных доходов бюджета (СД) к численности постоянного населения (Ч) в соответствующем периоде.
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения (Кбо) рассчитывается как отношение расходов бюджета (Р) к численности постоянного населения (Ч) в соответствующем периоде.
Коэффициент бюджетного покрытия (Кбп) рассчитывается как отношение доходов бюджета (Д) к расходам бюджета (Р) в соответствующем периоде.
kspsurgut.ru
Документ «Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (СФК 1/2013)»
ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД»
Распоряжением Контрольно-счетной палаты
1. Общие положения 3
2. Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета 5
3. Структура и основные положения заключения КСП по проекту бюджета на очередной финансовый год и на плановый период 13
1. Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля СФК (бюджет) «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Стандарт) подготовлен для организации исполнения ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава Воскресенского муниципального района Московской области, Уставов поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, нормативных правовых актов Воскресенского муниципального района Московской области и поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля в сфере бюджетного процесса и деятельности Контрольно-счетной палаты Воскресенского муниципального района Московской области (далее по тексту КСП ВМР).
1.3. При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 июля 2011 года (протокол № 38К (805)).
1.4. Стандарт предназначен для использования сотрудниками КСП ВМР при организации предварительного контроля формирования проекта бюджета Воскресенского муниципального района, бюджетов поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального государственного муниципального контроля на очередной финансовый год и плановый период, проведения экспертизы проекта и подготовки соответствующего заключения.
1.5. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.
1.6. Задачи, решаемые Стандартом:
— определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проектов бюджета Воскресенского муниципального района и бюджетов поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля на очередной финансовый год и на плановый период;
— установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период;
— определение структуры, содержания и основных требований к заключению контрольно-счетного органа на проекты решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района о бюджете Воскресенского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, решений Совета депутатов поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля на очередной финансовый год и на плановый период;
— установление взаимодействия между направлениями деятельности КСП ВМР, между сотрудниками КСП ВМР в ходе проведения предварительного контроля формирования проектов бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.7. Основные термины и понятия:
анализ – базовый метод научного познания, состоящий в разложении целого на составные части, рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета;
бюджет Воскресенского муниципального района – совокупность доходов и расходов на определенный срок, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления;
бюджет поселения, входящего в состав Воскресенского муниципального района – совокупность доходов и расходов на определенный срок, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления;
бюджетная заявка – специальный документ в виде заявления, составляемого бюджетным учреждением, на очередной финансовый год на основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации – аналитический документ стратегического характера, раскрывающий основные направления финансовой политики государства;
бюджетные полномочия – права и обязанности участников бюджетного процесса;
муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг;
достоверность бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
заключение Контрольно-счетной палаты – документ, составляемый по итогам финансовой экспертизы проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
запрос Контрольно-счетной палаты – требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета;
прогноз – программа прогностического характера, основу которой составляют обоснованные заключения о предстоящем развитии и исходе экономических процессов;
экспертиза проекта бюджета – специальное исследование проекта бюджета и прилагаемых к нему документов, направленное на определение его доходных и расходных статей, размеров внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета;
эффективность – один из принципов бюджетной системы, означающий, что при составлении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
2. Основы осуществления предварительного
контроля проекта бюджета
2.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета Воскресенского муниципального района и проектов бюджетов поселений, входящих в состав Воскресенского муниципального района, передавших полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля на очередной финансовый год и на плановый период, состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения КСП ВМР на проекты решений Совета депутатов на очередной финансовый год и на плановый период.
2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
— определение соответствия действующему законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в представительный орган;
— определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;
— оценка эффективности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики муниципального образования, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования, иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;
— оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
2.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект решения Совета депутатов муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в представительный орган, включая прогноз социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочные и ведомственные муниципальные целевые программы, муниципальные адресные инвестиционные программы, муниципальные задания, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
2.5. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в представительный орган, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:
2.5.1. При оценке экономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования необходимо обратить внимание на соблюдение закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета.
2.5.2. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации контролируется в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; определения сбалансированности бюджета; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
2.5.3. Соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий.
2.5.4. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на следующее:
— доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета;
— проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании неналоговых доходов;
2.5.5. При оценке и анализе расходов бюджета необходимо обратить внимание на:
— соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в части своевременности представления планового реестра расходных обязательств, полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств;
— обеспеченность финансирования расходных обязательств, закрепленных в плановом реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;
— обоснование бюджетных ассигнований в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных органом, организующим исполнение бюджета, в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; устойчивости системы показателей непосредственных результатов;
— соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Бюджетным кодексом в части наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания, определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица), требований к объему и качеству муниципальных услуг, порядка оказания муниципальных услуг для физических и (или) юридических лиц, порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги, порядка контроля за исполнением муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения, требований к отчетности об исполнении муниципального задания;
— анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.
2.5.6. При оценке и анализе межбюджетных отношений обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов.
2.5.7. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований Бюджетного кодекса по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципального образования.
2.6. Основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период являются:
— сравнительный анализ соответствия проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам муниципальной социально-экономической политики, целям и задачам, определенным в Основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального образования;
— сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;
— сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджетов муниципальных образований за три последние года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2.7. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по основным вопросам состоят в следующем:
2.7.1. Проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития города за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчета показателей прогноза социально-экономического развития страны анализируются фактически используемые методические приемы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.7.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются с учетом информации по муниципальным программам, представленным главными распорядителями бюджетных средств в аналитическом виде, в результате которых следует дать оценку:
— планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия приоритетам, целям и задачам, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;
— степени обоснованности целей и тактических задач, их соответствию приоритетам политики и функциям муниципального образования;
— сбалансированности целей и тактических задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объему расходных обязательств;
— обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов, в том числе в разрезе главных администраторов доходов местного бюджета;
— обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа целевых программ.
2.7.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
— сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
— анализ законодательства субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов субъекта Российской Федерации об изменении законодательства субъекта о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета, последствий влияния изменений законодательства на доходы бюджета;
— анализ нормативно правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;
— факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;
— сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;
— оценку обоснованности расчетов иных доходов в части дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий.
2.7.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
— сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
— анализ действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета);
— анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных адресных инвестиционных программ, долгосрочных и ведомственных целевых программ;
— анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
2.7.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:
— сравнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
2.7.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
— сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;
— оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.
2.8. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных нормативно-правовыми актами местного самоуправления этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:
www.vmr-mo.ru