Классическая и кейнсианская экономические школы о роли налоговой политики в государственном регулировании экономики
Разложение меркантилизма усилило нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью. В результате «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство», которое, по словам П.Самуэльсона, привело «к условиям полного laisser faire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь).
Период «полного laisser faire» стал девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. Классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время. Но прежде рассмотрим сущность «классической школы», охарактеризуем главные этапы ее развития.
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательству государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
Произошедшие социально-экономические преобразования изменили и характер политической экономии. Период начала XVII в. ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую называют классической прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку.
Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. В частности, ссылка на наблюдаемые «законы производства» снимала любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результате, свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.
Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам, Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.
1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.
3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».
Как видно из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
—равномерность,то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;
—определенность,означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);
—простота и удобство,понимаемые в прямом смысле этих слов;
—неотягощенность,то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.
Хотя налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных.Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.
Перечисленные выше исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо, рационально сочетать решение с помощью налогового инструментария фискальных задач, а также задач косвенного регулирования экономической деятельности.
Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования: первый подход, основанный на концепции государственного регулирования Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатах неоклассической теории. Первый исторически предшествует второму.
После второй мировой войны в течение ряда десятилетий и до начала 80-х годов господствовал кейнсианский подход. В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мёр должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет.
В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится прежде всего за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.
В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность. Однако на рубеже 70-80-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регулирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитых стран, связанные с ограничением сферы вмешательства государства в экономику.
Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.
Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой «в настоящее время правительствами экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого: «все решает рынок, а не государство». В рамках неоконсерватизма наиболее крупными течениями являются монетаризм (основан на количественной теории денег) и теория экономики предложения. Они служат методологической основой налоговой политики консерваторов в большинстве страну
Так, в соответствии с теорией предложения необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производствопутем целенаправленного и широкомасштабного снижения налогов.Налоговое регулирование должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. Также декларируется необходимость снижения государственных расходов, главным образом за счет сокращения государственных социальных программ.
До недавнего времени считалось, что значительный уровень налогообложения и высокая степень прогрессивности шкалы соответствуют, как правило, высокому уровню развития экономики и социальной инфраструктуры. Страны с высокими налоговыми ставками относились к лидирующим не только по производительности труда и по темпам экономического роста, но и по уровню социальной защищенности населения.
В 90-е годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бремени на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложения прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Япония, Великобритания) одновременно идет расширение базы налогообложения, уменьшение налоговых льгот. Поэтому при проведении налоговой реформы приходится искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета.
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название «кривой Лаффера»по имени американского экономиста А. Лаффера (рис.1)
Доходы бюджета (У)
Рисунок 1 — Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок
В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф.Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.
Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.
Однако для того, чтобы имел место процесс автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.
Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.
В связи со сказанным в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода.
В экономике Германии, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.
Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Приведем типичные примеры, характерные для развитых стран.
Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике. На степень регулирующей роли налогов влияет — причем достаточно двойственно — еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком систем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее любого предписания, выполненного в виде определенной обобщенной схемы).
Подводя итог характеристике финансового механизма, отметим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой системы считается желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.
studopedia.ru
Тема 1. ТЕОРИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Становление теории налогов и принципов налогообложения. Эволюция теорий переложения налогов. Формирование основных видов налогов. Экономическая сущность, основные функции и классификация налогов.
Налог — одно из основных понятий финансовой науки.
С развитием налоговой системы стали формироваться теоретические концепции объяснения процесса налогообложения, что выразилось в создании индивидуалистических теорий налогов, основывавшихся на идеях невмешательства государства в экономику, непроизводительного характера государственных услуг. К наиболее распространенным теориям относятся: 1.
Теория выгоды, связанная с учением о государстве как результате соглашения между гражданами. 2.
Теория обмена услуг (соответствовала средневековому строю с господством договорных отношений), характеризующая коллективный обмен как равенство суммы пожертвований населения в пользу государства и суммы получаемых населением услуг и государственных трансфертов. 3.
Атомистическая теория (эпоха Просвещения, ХУП-ХУШ вв., Франция) рассматривала налоги как плату каждого гражданина за охрану его личного имущества, безопасность и другие услуги, оказываемые государством (А. Монтескье).
Итак, три вышеназванные теории исходили из частно-правового взгляда на государство и тесным образом связаны с теориями о государственном устройстве.
Теория страховой премии (XVIII в.) трактовала налог как страховую премию. Каждый налогоплательщик выступает как член страхового общества. Во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер развил данную идею. Он утверждал, что общество образует страховую компанию, где каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, так как издержки должны распространяться на всю охраняемую собственность. Данная теория имела своих последователей до первой половины XX в. Вместе с тем, как замечали русские исследователи, в частности М. Н. Соболев, не существует сходства между плательщиками налогов и страховщиками. Последний должен получать вознаграждение в случае наступления страхового случая, непредвиденного события. Государство же, обеспечивая охрану граждан, не берет на себя никаких обязательств фактически сберечь каждого от наступления чрезвычайного случая или вознаградить пострадавшего материально. Таким образом, отсутствует связь между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами, так как нет добровольности и свободного соглашения между участниками сделки, равенства между суммой уплаченных налогов и пользой, получаемой от деятельности государства.
Особое место в индивидуалистических теориях налогообложения занимает классическая школа. А. Смит исследовал экономическую природу налога, признавая за ним справедливую цену за оплату государственных услуг. Теория производительности труда А. Смита ограничивает сферу действия налогов. Он считал, что только расходы на оборону и государственное управление должны покрываться налоговыми сборами, а все остальные расходы должны оплачиваться дополнительными пошлинами. В трактовке налога А. Смит придерживался теории обмена, эквивалента.
Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, также исключал государственные услуги из ряда производственных затрат. Он считал, что нет таких налогов, которые не тормозили бы накопление. Они имеют тот же эффект, что и неплодородие почвы, плохой климат и т. д. Как А. Смита, так и Д. Рикардо обосновывают налогообложение теорией обмена.
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. С. Сисмон- ди формирует теорию налогов как теорию наслаждения. Основная ее идея состоит в следующем: налоги, уплачиваемые гражданами, должны соответствовать тем выгодам, которое общество им доставляет, и тем расходам, которое оно делает ради них. Цель богатства заключается, по мнению Ж. С. Сисмоди, в наслаждении. При помощи налогов плательщик покупает не что иное, как наслаждение, которое он извлекает из правосудия, общественного порядка, просвещения, национальной защиты. Итак, налог — это плата за полученное наслаждение. С другой стороны, налог у Ж. С. Сисмонди является и жертвой. Все зависит от соотношения между ценой блага, полученного от государства, и жертвой, приносимой налогом. Таким образом, у Ж. С. Сисмонди обоснованием налога выступает также теория обмена и эквивалента. Данной теории обмена придерживался и Ж. Б. Сэй и французская школа второй половины XIX в.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы., теории коллективных потребностей. Данные теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством, что, в свою очередь, обусловлено расширением задач и функций государства. Теория жертвы — одна из первых теорий, содержащая идею принудительного характера налогов. Вместе с тем данные положения можно найти у физиократов при обосновании единого поземельного налога, в теории налогов Ж. С. Сисмонди, русского экономиста Н. Тургенева, считавшего налоги пожертвованием на будущую пользу. Теория жертвы развивалась во второй половине XIX в. и в первое десятилетие XX в. Ее придерживались Д. С. Миль, Ж. Б. Сэй, С. Ю. Витте и др.
Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX в. — начала XX в. Все экономические направления данного периода рассматривали налог как эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги. Принудительный характер налогов становится отличительной чертой налогообложения, чем и отличает налог от пошлин, доходов с доменов и от регалий. Приверженцы данной теории рассматривали экономические функции государства, осуществление которых требует взимания налогов. Как отмечали Ф. Нит- ти, Э. Сакс, государство производит специальные продукты и услуги, удовлетворяющие особые нужды человеческой жизни. Государство рассматривалось как орган удовлетворения коллективных потребностей, для оплаты которых необходимы налоги. В западной финансовой науке теория коллективных потребностей в 30-е гг. XX в. занимала господствующее положение, а в конце XX в. использовалась с определенными коррективами. Так, А. Вагнер определял налог как принудительный взнос отдельных хозяйств для покрытия общих расходов государства. М. Фридман — как принудительный сбор в пользу государства, который не является платой за специальные услуги последнего. Американская школа в лице Э. Селигмена указывала на отсутствие выгоды у плательщиков при уплате налогов. Русская финансовая наука 20-х гг. XX в. придерживалась аналогичных взглядов, господствующих в западной финансовой науке. Теория коллективных потребностей, разработанная неоклассической школой, была полностью принята кейнсианским и неокейнсианским направлениями. П. Самуэльсон признавал принудительный характер налогообложения и отсутствие связи между выгодой граждан и налогом, который они платят.
Между тем заслуживает внимания и теория единого налога, в основе которой лежит идея единственного источника уплаты налога (дохода). Идея единого налога появилась еще в средние века, что выразилось в формировании теории единого акциза. Физиократы в своем учении о чистом доходе от земледелия определяли единственный объект обложения — земельную ренту, которая определялась на основе кадастра и соразмерности с производительностью земли. По мнению Ф. Кэне, данный налог должен составлять 2/7 земельного дохода. Все же остальные налоги, с точки зрения физиократов, являются обременительными. В XIX в. налоги превратились в один из главных источников государственного бюджета, а усложнение налогообложения поставило перед финансовой наукой задачу упростить налоговую систему, отменить множественность в налогообложении, унифицировать налоги. В XIX
в. сформировались разные формы единого налога: на расходы, капитал, доходы. Вместе с тем преимущества единого налога на капитал имели смысл только в теории, а на практике данный вид налога уплачивался из дохода, так как имущество без дохода не имеет смысла. На практике организовать систему взимания единого налога оказалось проблематично, а определить его объект — сложно. Ф. Нитти считал идею единого налога неосуществимой, так как его введение не позволило бы соблюдать принцип равенства и всеобщности, который соответствует идее справедливости. Э. Селигмен из анализа развития прямого обложения пришел к выводу, что в скором времени единый подоходный налог вытеснит все прямые налоги. Русский исследователь А. Исаев критиковал идею единого подоходного налога, не видя возможности реализации данной теории на практике, ибо определить доход очень сложно, это потребует многих затрат. Кроме того, разные доходы от разных источников сделали бы необходимым применение не одного, а нескольких способов определения дохода. Итак, по его мнению, единый подоходный налог естественно распадается на целый ряд налогов — поземельный, подомовой, промысловый и т. д.
Таким образом, практика налогообложения XX в. еще раз доказала несостоятельность и неосуществимость теории единого налога, но не без их влияния финансовая наука проводила исследование, связанное с поиском более справедливых способов налогообложения.
Превращение налогов в главный источник получения государственных доходов создает возможность исследования природы налогов, их источников и принципов обложения.
Меркантилисты не ставили проблемы разработки принципов налогообложения, но высказывали свое отношение к принципу равномерности относительно косвенного обложения.
Физиократы попытались сформулировать основные положения налогообложения: во-первых, налогообложение должно быть основано на самом источнике дохода; во-вторых, должно быть постоянное соотношение налога с данным доходом; в-третьих, налог не должен быть слишком обременен издержками взимания. Вместе с тем физиократы при ответе на вопрос: с чего брать налог — с валового или чистого дохода, отдавали предпочтение последнему. Заслуга физиократов состоит в том, что они первые поставили вопрос о принципах налогообложения.
Классическая школа пошла дальше физиократов. А. Смит впервые четко сформулировал основные принципы налогообложения, на которых основываются налоговые системы современных государств. Во- первых, подданные государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получают. Во-вторых, налог должен быть точно определен, а не быть произвольным. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны каждому. В- третьих, налоги должны взиматься в удобное для налогоплательщика время и удобным для него способом. В-четвертых, налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства (принцип дешевизны). Главная роль среди данных принципов отводилась принципу равномерности. Заслуга А. Смита состоит не в приоритетности открытия вышеперечисленных принципов, а в точной формулировке и обосновании их. Исходя из своей теории непроизводственного характера государственных расходов, А. Смит выступал против привлечения капитала в качестве налогового источника, так как это способствует уничтожению капитальных ресурсов. А. Смит, в отличие от физиократов, считал производительным труд во всех сферах материального производства. Он анализировал связь налогов с каждой отдельной категорией дохода, рассматривал налог на земельную ренту, прибыль, заработную плату.
А. Вагнер концептуально дополнил принципы налогообложения А. Смита, основываясь на теории коллективных потребностей, и классифицировал их в следующие группы: 1.
Финансовые принципы организации обложения: •
эластичность (подвижность) обложения, определяющая способность адаптации к государственным потребностям. 2.
выбор источника обложения (доход или капитал, отдельное лицо или население в целом); •
правильная комбинация различных налогов в системе с учетом последствий налогообложения и условий переложения налогов. 3.
равномерность обожения. 4.
удобство уплаты налогов; •
максимальное снижение издержек взимания.
На первом плане у А. Вагнера первая группа принципов, которые характеризуются необходимостью достаточности аккумулированных средств, а также включением в налоговую систему таких налогов, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить (примером может служить подоходный налог в Англии в начале XX
в.). А. Вагнер развивал идею справедливости по отношению к источникам налогообложения, считая, что капитал должен также облагаться налогом (Ж. Б. Сэй, Д. С. Милль). Позиция А. Вагнера была принята финансовой наукой. Борьба за равномерное распределение налогового бремени привела к тому, что к началу XX в. налог на собственность (капитал) занял ведущее место в доходах государственного бюджета наиболее развитых стран. В XX в. финансовая наука сумела решить проблему социальной справедливости и защиты интересов капитала одновременно, превратив индивидуальный подоходный налог в основной источник налоговых поступлений.
Вместе с тем необходимость совершенствования налоговой системы заставила выдвинуть еще дополнительно несколько принципов налогообложения. Во-первых, налог не должен мешать развитию производства (Ф. Нитти). Во-вторых, налоговые платежи не должны затрагивать капитал, предназначенный для воспроизводства. В-третьих, налоги должны быть отменены или снижены, если они ведут к уменьшению потребления и производства.
Вопрос о величине ставки налога был решен американским экономистом А. Лаффером в середине 70-х гг. XIX в. в рамках теории предложения, которая базировалась на теоретических концепциях неоклассической школы. Он проанализировал взаимосвязь между доходами государственного бюджета и величиной налоговой ставки. Определил, что увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует снижения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее влияние на совокупное предложение, что было учтено при проведении налоговой реформы в 80-х гг. XIX в.
Субъект налогообложения и носитель налога могут быть не одним и тем же лицом. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он не является носителем налога. В силу этого возникает несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком. Процесс переложения налогов стал важной проблемой.
Теории переложения налогов возникли одновременно с налоговыми теориями, являясь их составной частью. Абсолютные теории переложения налогов ставят проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости, используя априорный метод, связанный с попыткой абсолютно точно определить степень переложимости налогов и определить конкретного носителя налога. К данной группе относятся представители многих экономических школ и направлений. Например, меркантилист Д. Локк считал, что все налоги, в том числе и на потребление, падают на собственника земли. Физиократы, используя выводы Д. Локка и опираясь на свою теорию чистого дохода, полагали, что все налоги падают на чистый доход с земли, что ведет к установлению единого налога с земли. Классическая школа в дальнейшем развила абсолютные теории переложения налогов. В частности, А. Смит считал, что большинство налогов перекладываются или на земельного собственника или на богатого потребителя. Неперело- жимыми являются лишь поземельный налог, налог с собственности (недвижимость, предметы роскоши). Согласно теории земельной (дифференцированной) ренты, Д. Рикардо определил условия переложения земельного налога: налог взимается со всех земель, поэтому он ведет к увеличению цены и тем самым перекладывается на потребителя. При этом А. Смит и Д. Рикардо признавали переложимость налога на заработную плату и косвенных налогов. С данной концепцией был солидарен и Д. Милль.
Согласно оптимистической теории переложения налогов, все налоги распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности (Н. Канар). Равновесие налогового бремени наступает не сразу. Со временем уплаченные ранее налоги совершенствуются, что способствует его равномерному распределению. Таким образом, каждый новый налог плох, так как представляет собой более или менее значительную тяжесть, а каждый старый налог хорош, ибо путем переложения он становится равномерным. Оптимистическая теория переложения налогов появилась в начале XIX в. как потребность в защите существующей системы налогообложения, которая способствовала увеличению налоговой нагрузки на неимущие слои населения. Тем самым теория являлась выразителем интересов имущих слоев капиталистического общества. Пессимистическая теория переложения была создана П. Прудоном и призвана была защищать наибеднейшие слои населения. Согласно данной теории любой налог обременяет главным образом бедных и приносит только вред.
Во второй половине XIX в. сформировались национальные финансовые школы. Например, германская финансовая школа отказалась от абсолютных теорий переложения. По мнению представителей данной школы, процесс переложения — это «вопрос экономической силы», т.
Американская финансовая школа в лице Э. Селигмена внесла значительный вклад в развитие теории переложения. Заслуга Э. Селигмена заключается в анализе переложения налогов с выделением условий, которые имеют значение для решения практических вопросов о вероятности переложения того или иного вида налога. По его мнению, вопрос о переложении — это вопрос о цене, где важно не только учитывать теорию стоимости, но и конкретные условия, влияющие на переложения налогов, с тем чтобы установить, в какой мере налог входит в состав цены, как он распределяется между производителем и потребителем. Таким образом определяется степень переложимости налогов, и с учетом этого классифицируются основные виды налогов, что особенно важно при формировании и совершенствовании налоговой системы государства.
Финансовая наука 20-30-х гг. XX в. более конкретно сформулировала закономерности процесса переложения налогов: виды переложения, размеры, условия переложения, структуру налогов. К основным видам переложения налогов относятся: •
переложения с продавца на покупателя, когда налоги включаются в отпускную цену продукции (косвенные налоги); •
переложение с покупателя на продавца, которое встречается редко, но возможно в период экономических кризисов, когда устанавливаются высокие налоги.
По размерам переложение может быть полным (перекладывается налог полностью) или частичным (перекладывается определенная доля, часть налога). К условиям переложения относятся: уклонение от налога (легальное или нелегальное), амортизация (или погашение) налога, поглощение, капитализация налога. Амортизация налога — уменьшение ценности облагаемого предмета. Поглощение налога — налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета. Капитализация налога — ценность предмета увеличивается благодаря уменьшению налога. Кроме того, к условиям переложения могут относиться обязательность уплаты налога, где тот, кто фактически уплачивает налог, является и носителем и плательщиком налога одновременно (в данном случае не существует процесса переложения налога). При переложении налога носитель и плательщик налога могут быть разными лицами. Чем легче налог, по мнению Э. Селигмена, тем меньше возможность его переложить, так как налогоплательщик легко с ним мирится и отказывается от борьбы за его переложение. Таким образом, финансовая наука рекомендует практике облагать те источники, с которых можно взыскать налог и он не будет переложен на третьи лица. Условия переложения налогов позволяют классифицировать налоги по их переложимости в целях управления процессом переложения и исчисления реальной налоговой нагрузки.
В качестве основных, практиковавшихся во всех странах, выступают следующие виды налогов: поземельные, налоги со строений, подушные (поголовные), акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.
Поземельный налог выступал в двух формах — в виде десятины и налога на доход. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях.
Вторым реальным налогом являлся подомовый налог, который появился в практике европейских стран в XVI в., когда стали развиваться города, субъект налога — собственник дома. Подомовый налог взимался с дохода собственника. Собственник мог получать доход двух видов: 1)
прибыль на капитал, который собственник вложил в дом, и которую он получал в виде платы за квартиры с живущих в его доме; 2)
поземельную ренту с того участка земли, который занимает дом собственника. Земельная рента в городах была выше, чем в деревне.
Третий реальный налог — промысловый. Объектом его является промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это — налог на хозяйственную деятельность в виде промысла, которая приносила определенный доход. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, торговли и транспорта и разные виды профессий (врачи, адвокаты, литераторы и пр.). Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом. Субъектом промыслового налога являлось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. В основу промыслового налога был положен промысловый кадастр, т. е. финансовая операция, имеющая целью определить объект обложения и средние нормы доходности, по которым определяется размер обложения. Этот кадастр не имел в виду определение действительного дохода каждого предприятия. По выбранным признакам предприятия располагались по группам, каждой из которых назначался определенный оклад налога. Кадастр и должен установить эти признаки и по ним назначить разряды обложения, а затем разнести все имеющиеся предприятия по разрядам. На смену промысловому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль.
Четвертый реальный налог — налог на денежный капитал. Его объектом выступает денежный, свободный капитал. Рантье могли получать свой капитал в виде вклада в банк, покупать акции или какие-нибудь процентные бумаги, могли давать ссуды частным лицам под векселя. С XIX в. государство стало облагать их особым налогом на денежный капитал, но в небольших размерах (налог не поднимался выше 5 % с дохода от капиталов). К денежному капиталу относились прежде всего все бумаги, приносящие определенный и неизменный процент (облигации государственных займов, облигации промышленных предприятий, железных дорог, городов). Причитающийся налог вычитался из получаемых процентов и вносился в казну. Банк, выдавая вкладчику начисленные на его вклад или текущий счет проценты, обязан был удержать установленный налог.
Налогами на обращение называются налоги, взимаемые в момент перехода каких-либо имущественных ценностей из рук одного лица в руки другого. Данные налоги возникли в XIX в. в период развития денежного оборота. Налоги на производство могли охватить далеко не все платежные средства граждан. Во многих случаях имущество и доход, подлежавшие обложению, миновали его, однако в момент передачи имущества другому лицу государство использовало его для обложения налогом. Налоги на обращение служили существенным дополнением к налогам на производство. Объектом этих налогов обычно являлись те действия, которые заключаются в передаче имущества в другие руки. Так, в биржевом налоге объектом являлась биржевая сделка двух лиц по купле- продаже ценных бумаг, в налоге на счета объектом налога выступала сделка продажи купцом товара, в вексельном налоге — кредитная сделка кредитора с должником и т. д. Субъектом этих налогов являлись участники соответствующих сделок по переходу имущества.
Из всех налогов на обращение наибольшее значение имел наследственный налог. Усиление процессов накопления выразилось в увеличении значительного количества ценностей, переходящих по наследству, что превратило налог на наследство в крупный источник государственных доходов, особенно в начале XX в., когда почти во всех странах были подняты ставки налога. Наследственный налог строился на началах прогрессивного обложения. Причем процент обложения повышался в зависимости от двух обстоятельств: от увеличения суммы наследства и от степени родства наследника. Законодатель исходил при этом из условия: чем крупнее наследство, тем платежеспособнее наследник, и из того, что ближайшие родственники в той или иной степени участвовали в созидании наследственного имущества и поэтому имеют большее право на наследство, чем отдаленные родственники.
Налог на прирост ценностей возник в Западной Европе в конце XIX
в. и связан с быстрым ростом городов. Повышение ренты привело к соответствующему росту цены городских земель. При быстром росте этой цены многие участки, земли, купленные за бесценок, дорожали за несколько лет в десятки раз. Обложение производилось при переходе земли к новому владельцу по сделке купли-продажи. Определялась цена земельного участка, за которую он был приобретен предшествующим владельцем, и цена, за которую он продавался теперь, и разница между ними облагалась налогом на прирост ценности. Так был построен налог в Англии, где он составлял 20 % с разницы между ценой приобретения и ценой продажи.
Классификация изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.
Деление налогов на прямые и косвенные впервые было определено Д. Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий пе- релагаемости налогов. Прямой налог- это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследства и др. Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовой положение плательщика (К. Маркс отмечал, что прямые налоги — это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет); во- вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты. Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену выпускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения — их регрессивный и инфляционный характер.
Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя. Система прямых налогов начала формироваться с возникновением реальных налогов: поземельного, подомового, промыслового (XVII — начало XIX в.). В результате дальнейшего развития производства, обмена, увеличения потребностей государства, развития товарно-денежных отношений, а также совершенствования техники, учета и отчетности обложения на смену формам реального обложения приходят личные подоходные налоги. Реальные и личные налоги имеют отличия. Реальные налоги взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, основное внимание уделяется не доходности, а факту обладания имуществом. Личные налоги взимаются по фактическому доходу с учетом положения налогоплательщика. При этом устанавливается необлагаемый минимум дохода.
В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходами определяются прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода. Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается. Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.
В соответствии с различными уровнями бюджетной системы определяются республиканские (федеральные), местные (территориальные), региональные налоги, налоги местных административных групп. В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги обыкновенные, нацеленные на решение постоянных задач, и чрезвычайные. В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются налоги с дохода с земли, налоги с капитала (с доходов от капитала), налоги с заработной платы. В исторической ретроспективе можно определить налоги двух видов: натуральные и денежные. В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов: налоги, включаемые в отпускную цену продукции, в себестоимость продукции (относимые на затраты) и налоги, уплачиваемые из прибыли.
Контрольные вопросы 1.
Определите основные причины возникновения налогов и теорий налогообложения. 2.
Охарактеризуйте индивидуалистические теории налогообложения. 3.
В чем заключается значение классической школы в процессе формирования теории налогообложения? 4.
В чем состоит роль теории единого налога? 5.
Охарактеризуйте формирование и развитие принципов налогообложения. 6.
Какие вопросы рассматривают теории переложения налогов? 7.
Каков вклад национальных финансовых школ в развитие теории переложения налогов? 8.
Определите виды, размеры и условия переложения налогов. 9.
Какие классификации налогов определяет теория налогообложения? 10.
В чем различие косвенных и прямых налогов? 11.
Объясните прогрессивный, пропорциональный и регрессивный характер системы налогообложения.
Тематика выступлений, рефератов, докладов 1.
Социальные и экономические предпосылки появления налогов и сборов. 2.
Общая теория налогов. 3.
Теория единого налога. 4.
Принципы налогообложения: возникновение и развитие. 5.
Теории переложения налогов. 6.
Формирование основных форм налогообложения (косвенных и прямых налогов). 7.
Исчисление тяжести налогового бремени в исторической ретроспективе. 8.
Возникновение, формирование и развитие основных видов налогов: поземельного, промыслового, подушного (подоходного налога с физических лиц), наследственного, налога на сделки (биржевые, вексельные налоги), на капитал и собственность (на имущество, наследство и дарение, прирост капитала), корпоративных налогов, налога с процентных доходов (на доход от денежного капитала, от сбережений, от ценных бумаг), с оборота (НДС), с продаж, акцизов и т. д.
ГрисимоваЕ. Н. Налогообложение: Учеб. пособие. СПб., 2000.
Евстигнеев В. Н Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2001.
Налоги в развитых странах / Под ред. И. Г. Русаковой. М., 1991.
Налоги / Под ред. Д. Г.Черника. 2-е изд. М., 1997.
ПушкареваВ. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.
ЧерникД. Г Налоги в рыночной экономике. М., 1997.
ШмарловскаяГ. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. Мн., 1996.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 1993.
Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н И, Тютюрюков Н Н Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: Учебное пособие. М.,
Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. М., 1929 .
Дадалко В. А., Румянцева Е Е, ДемчукН. Н Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие. Мн., 2000.
МакконнеллК Р., Брю С. Л Экономикс. М., 1992 .
Мещерская О. Н Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.,
Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под. ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. 2-е изд. М., 1997.
Титова Е. О. Налоговое регулирование как средство макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь. Мн., 2001.
Фридман М. Конспекты лекций по науке о финансах. М., 1938.
ЧерникД. Г Финансы и налоги зарубежных стран. М., 1993.
Шмарловская Г. А. Концепция налогообложения в условиях перехода к рыночной экономике. Мн., 1996.
Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М., 1999.
ЯнжулИ И Основные начала финансовой науки. СПб., 1904.
finlit.online