Изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах»
01.09.2014 вступили в законную силу изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Так, с 1 сентября 2014 г. понятие «открытое» и «закрытое» акционерное общество не применяется, появилось понятие «публичное» и «непубличное» общество.
Согласно ст.66.3 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.
Если общество является публичным, то его устав и фирменное наименование должны содержать указание на то, что оно является таковым.
Статьей 67.1 п. 5 ГК РФ введена обязанность проведения обязательного аудита для всех акционерных обществ: как публичных, так и непубличных, вне зависимости от их величины.
Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров с долей более 10% от уставного капитала.
В отношении публичных акционерных обществ, согласно ст. 97 ГК РФ действуют следующие положения:
1) Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 г. и отвечающие признакам ПАО, признаются ПАО вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
2) ПАО обязано внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что оно публичное.
3) Публично размещать акции можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что акционерное общество публичное.
4) В ПАО обязательно образуется коллегиальный орган управления (совет), число членов которого составляет не менее 5.
5) Ведение реестра и выполнение функций счетной комиссии осуществляется регистратором.
6) Не может быть ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру. Действует свободное отчуждение акций. К компетенции общего собрания акционеров не могут быть отнесены вопросы, которые к ней не относятся.
7) ПАО требуется публичное раскрытие информации.
Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (п. 4 ст. 100 ГК РФ).
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 г., подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (п.7 ст.3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).
Со дня вступления в силу Федерального закона №99-ФЗ от 05.05.2014 г. к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах.
Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).
vladprok.ru
Федеральный закон «Об акционерных обществах» (АО) (208-ФЗ) 2018
Закон «Об АО» в последней действующей редакции от 8 июня 2018 года.
Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» создан для защиты прав и интересов акционеров, определяет права и обязанности акционеров и порядок создания акционерных обществ на территории Российской Федерации. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет правовое положение акционерного общества в банковской, страховой и инвестиционной деятельности, определяет высший орган управления обществом в виде общего собрания акционеров.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» уделяет большое внимание формированию уставного капитала акционерного общества, размещению акций и других ценных бумаг, а также определяет порядок создания, ликвидации, реорганизации, присоединения, разделения и слияния акционерных обществ.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет условия для создания филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ открытого и закрытого типа. Федеральный закон «Об акционерных обществах» устанавливает права и обязанности акционерного общества перед акционерами, наёмными работниками общества и государством.
Последние изменения Закона «Об АО»
- Изменения закона, вступающие в силу с 1 января 2017
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Закон «Об АО» не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.
Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.
Комментарии к закону
Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об акционерных обществах» (АО) (208-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.
dogovor-urist.ru
Как изменения в законе об акционерных обществах ущемили права миноритариев
— разбирается Владислав Цепков
1 августа 2017 года вступил в силу федеральный закон №233-ФЗ, внёсший изменения в закон об акционерных обществах и закон об обществах с ограниченной ответственностью.
Новый закон ограничил доступ акционеров к документам публичных компаний, затруднил оспаривание нелегитимных решений и сделок, снизил прозрачность и привлекательность рынка акций публичных обществ.
Споры вокруг этих изменений будут продолжатся ещё долго.
На что теперь могут рассчитывать акционеры
Раньше миноритарии обладали правом на получение всей информации (за исключением документов бухгалтерского учёта и протоколов правления). Сейчас всё гораздо сложнее.
Владельцы менее 1% акций больше не могут получить:
документы, подтверждающие права общества на имущество, которое находится на его балансе;
протоколы заседаний совета директоров;
внутренние документы (за исключением документов, утверждённых общим собранием, регулирующих деятельность его органов);
отчёты оценщиков (за исключением случаев выкупа акций обществом по требованию акционера).
Есть и другие ограничения.
Владельцы более 1% акций имеют право на получение информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и отчётов оценщиков об имуществе, которое участвовало в крупных сделках и сделках с заинтересованностью.
Деловая цель
Появилась ещё одна проблема: в законодательство ввели понятие «деловая цель». Она должна быть у любого миноритарного акционера, который запрашивает информацию.
Под деловой целью понимается законный интерес акционера в получении сведений. Они должны быть объективно необходимы ему для надлежащей реализации своих прав.
При этом закон устанавливает, что деловая цель не считается разумной, в частности, в следующих трёх случаях.
Если общество обладает сведениями о фактах недобросовестности акционера. Например, если миноритарий хочет использовать полученные документы во вред компании или фактически не заинтересован в них.
Если в получении совладельцем документов или информации есть необоснованный интерес. Пример обоснованного интереса — намерение продать акции компании.
Если акционер является конкурентом (либо его аффилированным лицом) и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, распространение которой может причинить вред коммерческим интересам общества. Например, акционеру-конкуренту могут отказать в предоставлении протоколов совета директоров, содержащих конфиденциальные планы компании. Это может быть, например, изменение технологии производства товара или смена поставщика.
Как и ранее, владельцы минимум 25% акций имеют привилегированное право на получение протоколов заседаний правления (дирекции) и бухгалтерских документов.
Уставом общества этот порог можно снизить. Но очевидно, что из публичных акционерных обществ на это вряд ли кто-либо решится. Миноритариев у нас не любят, а экономического смысла в раскрытии лишней информации лицам, от решения которых ничего не зависит, нет. Разве что компания захочет разместиться на одной из иностранных бирж (у них более жёсткие, чем у российских площадок, требования к раскрытию информации) или продать большой пакет акций (от 10% до 25%) стратегическому инвестору.
Шесть оснований отказать в раскрытии информации
Теперь законом определено шесть условий, при которых компания вправе отказать акционеру в доступе к корпоративной информации.
Запрашиваемый документ уже раскрыт в интернете.
Информация запрашивается повторно в течение трёх лет.
Документ относится к прошлым периодам деятельности общества (три года до момента обращения и ранее). Исключение — информация о сделках, которые продолжают исполняться на дату обращения акционера.
Не указана деловая цель, либо она не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели. Например, если акционер обосновал деловую цель подготовкой к годовому собранию акционеров, а запросил документы позапрошлого года, компания вправе отказать в их предоставлении.
Обратившееся лицо не обладает правом доступа к соответствующей категории документов.
Запрашиваемые данные относятся к периоду, когда у акционера не было акций компании. Исключение — информация о сделках, которые исполнялись в период, когда у обратившегося ещё были акции.
Кому это выгодно
Новый закон защищает прежде всего интересы акционерных обществ. В большей мере — публичных. В 2011 году его внесли в Государственную думу на волне громких судебных процессов, вызванных рейдерскими конфликтами и корпоративным шантажом (гринмейлом).
В 2000-х требования предоставить массу документов и обжалование всех возможных решений были стандартными инструментами миноритариев-шантажистов, желавших заработать сверхприбыль на продаже своих пакетов.
Но новый закон ударил и по добросовестным миноритариям. Фактически он лишил их гарантий на получение корпоративной информации, установив понятие «деловая цель» и запретив требовать документы, относящиеся к периодам, когда у них не было акций. Последнее противоречит духу статьи 65.2 Гражданского кодекса. Она устанавливает, что любой акционер, обжалующий сделки или решения компании, действует от её имени, что даёт ему возможность обжаловать её действия за любой период.
Последствия
Из положительного — усиливается защита компаний от гринмейлеров и рейдеров. Кроме того, компания теперь может отказать акционеру-конкуренту в предоставлении информации, что затруднит недобросовестную конкуренцию и использование коммерческой тайны или инсайдерской информации. Обойти это ограничение можно продажей акций формально не аффилированным лицам, но это не всегда возможно.
С другой стороны, принятый закон не соответствует принципам гражданского права, обычно защищающего слабую сторону правоотношений. В данном случае защищается явно не слабая сторона. Есть ощущение, что закон принят в угоду ограниченной группы госкомпаний, желающих скрыть от миноритариев информацию о своей реальной деятельности. Однако публичные АО потому и называют публичными, что их акционерами может стать кто угодно. Правила просты: хочешь привлекать деньги с рынка неквалифицированных инвесторов — раскрывай информацию.
Одним из возможных последствий принятия этого закона я вижу объединение миноритариев для получения документации. Возможно появление более или менее устойчивых групп акционеров, владеющих более чем 1% акций. Однако это не избавит их от указания правильной деловой цели, которую им надо будет сообщить в запросе.
Нормальная деловая цель в получении информации и документов — намерение акционера продать пакет акций либо подготовиться к собранию акционеров. Правомерным интересом также можно признать и намерение проверить законность и экономическую целесообразность принятых компанией решений для выявления потенциальных рисков, которые могут снизить стоимость акций.
Фотография на обложке: Alan Travers / Flickr
secretmag.ru
Изменения в закон об акционерных обществах: новый этап
Транскрипт
1 Обзор для клиентов Март 2016 Изменения в закон об акционерных 1 июля 2015 года был официально опубликован блок поправок в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее «Закон об АО»), принятых в рамках приведения норм Закона об АО в соответствие с новой редакцией положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее «ГК РФ»). Большая часть поправок вступила в силу с 1 июля 2015 года (со дня официального опубликования), но есть и положения с отложенным сроком вступления в силу с 1 июля 2016 года. Основные вопросы Регулирование публичных и непубличных акционерных обществ Изменения касательно компетенции органов управления, созыва и проведения ОСА Новшества в регулировании приобретений более 30, 50, 75 и 95% акций Новые уведомления в адрес других акционеров и общества Регулирование публичных и непубличных акционерных обществ Закон об АО отразил изменения форм акционерных обществ в соответствии с ГК РФ с привычных открытых и закрытых акционерных обществ на публичные акционерные общества («ПАО») и акционерные общества («АО») соответственно. Основным отличием, ПАО является возможность ПАО проводить размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции посредством открытой подписки, в том числе на бирже.
2 2 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных Детализация положений о непубличных акционерных обществах Преимущественное право на приобретение акций АО и запрет на отчуждение С 1 июля 2015 года акционеры АО уставом могут установить преимущественное право приобретения акций акционерами или обществом и запрет на отчуждение акций без согласия акционеров (максимальный срок запрета не превышает пяти лет) 1. Хотя установление запрета на 5 лет является достаточно распространенным при создании совместных предприятий, не совсем ясно, почему было принято решение о законодательном установлении такого срока. Новые нормы Закона об АО распространяют правила касательно преимущественного права приобретения в отношении акций, отчуждаемых не только на основании сделок купли-продажи, но и на основании договоров мены и иных возмездных сделок. Ранее нормы в отношении преимущественного права покупки применялись только к сделкам купли-продажи. 2 В случае установления преимущественного права в уставе по договорам иным, чем купля-продажа необходимо предусмотреть цену или порядок ее определения 3. Еще одной существенной новеллой является возможность закрепления в уставе АО порядка реализации преимущественного права, отличного от того, который предусмотрен в Законе об АО (в том числе непропорционально количеству принадлежащих акционерам акций или цене, которая, или порядок определения которой установлен уставом, при условии, что такая цена не будет существенно ниже рыночной). 4 Неограниченное число вариантов использования привилегированных акций в АО Законодатель установил более гибкий механизм регулирования в отношении привилегированных акций АО. Новые положения применяются с 1 июля 2015 года. привилегированными акциями АО, теперь не носит императивный характер и может быть полностью снято путем внесения соответствующих положений в устав АО по единогласному решению его акционеров. 5 Акционеры АО владельцы привилегированных акций могут быть наделены правами голосовать по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров наравне с другими акционерами, в том числе при возникновении или прекращении определенных обстоятельств или несовершении акционерами определенных действий. Данное положение может служить механизмом защиты прав инвесторов, которые не хотят быть вовлечены в оперативную деятельность общества, при заключении корпоративных договоров. Закон об АО не ограничивает перечень обстоятельств, с возникновением или прекращением которых может быть связано расширение прав голоса по привилегированным акциям АО 6. Примечательно, что после внесения соответствующих изменений в устав вновь ограничить права голоса по привилегированным акциям АО может быть затруднительно, поскольку это потребует, помимо прочего, согласия всех акционеров владельцев привилегированных акций АО. Вариативность соотношения с номинальной стоимостью обыкновенных акций. Изменения в Закон об АО повторяют положения ГК в части запрета на размещение привилегированных акций номинальной стоимостью ниже номинальной стоимости обыкновенных акций, установленного для ПАО. 7 Требования о раскрытии информации АО В Законе об АО вводится специальный режим раскрытия информации АО в зависимости от числа акционеров. Согласно изменениям в Закон об АО, вступившим в силу 1 июля 2015 года, АО с числом акционеров менее 50 не обязано раскрывать какуюлибо информацию, а АО с большим числом акционеров обязаны раскрывать только годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. 8 Расширение прав голоса по привилегированным акциям АО. Согласно изменениям в Закон об АО, ограничение объема прав голоса, предоставляемых 1 п.5 ст.7 Закона об АО. 2 Постановление Пленума ВАС РФ N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 18 ноября п.3 ст.7 Закона об АО. 4 п. 3 ст. 7 Закона об АО. 5 п. 6 ст. 32 Закона об АО. 6 п. 6 ст. 32 Закона об АО. 7 п. 2 ст. 25 Закона об АО. 8 п. 1.1 ст. 92 Закона об АО.
3 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных обществах: новый этап 3 Изменение статуса акционерного общества с публичного на непубличное Изменениями в Закон об АО урегулированы некоторые пробелы в отношении порядка смены формы акционерного общества с непубличного на публичное. Эти изменения уже вступили в силу 1 июля 2015 года. Приобретение публичного статуса. Для изменения статуса с АО на ПАО необходимо: зарегистрировать проспект акций; заключить договор с организатором торговли о листинге его акций; общее собрание акционеров должно принять решения о внесении следующих изменений в устав: изменить статус общества на «публичный»; и привести в соответствие с требованиями к публичному обществу (уставный капитал, порядок управления). Решения общего собрания акционеров («ОСА») по вопросам внесения изменений в устав в части указания на то, что общество является публичным и приведения устава в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, принимается большинством в три четверти всех голосов владельцев акций общества всех категорий (типов), а при наличии голосующих привилегированных акций также единогласно всеми акционерами владельцами таких привилегированных акций 9. Прекращение публичного статуса. Для внесения изменений в устав касательно прекращения публичного статуса требуется решение ОСА о внесении в устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным, о делистинге (если применимо) и об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанностей по раскрытию информации. Для принятия такого решения необходимо 95% голосов акционеров владельцев акций общества всех категорий (типов). Таким образом, для изменения статуса с ПАО на АО, необходимо выполнение следующих условий: акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам; 9 Ст. 7.1 Закона об АО. Банк России освободил общество от обязанностей по раскрытию информации; в устав общества должны быть внесены изменения, отражающие, что общество не является публичным. 10 Момент, с которого общество приобретает или прекращает публичный статус Публичный статус общества прекращается со дня осуществления государственной регистрации изменений в уставе и о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом фирменном наименовании, содержащем или не содержащем указание на то, что общество является публичным. При этом общество подает в налоговый орган заявление о такой государственной регистрации лишь после принятия Банком России решения (i) о регистрации проспекта акций такого общества (при приобретении публичного статуса) или (ii) об освобождения от обязанностей по раскрытию информации (при прекращении публичного статуса). 11 Изменение переходных положений, касающихся ранее созданных обществ Открытые и закрытые акционерные общества должны были привести свои уставы в соответствие с изменениями в ГК РФ. Такие изменения вносились в устав исключительно на основании решения акционеров без каких-либо дополнительных требований. То есть, общество могло стать публичным, не имея ценные бумаги, которые бы котировались на бирже путем внесения изменений в устав с намерением разместить акции на бирже в будущем. Одновременно с внесением изменений в Закон об АО законодатель изменил переходные положения к новой редакции ГК РФ. Непубличность некоторых ЗАО и ОАО несмотря на факт публичного размещения (посредством открытой подписки) или публичного обращения их акций в прошлом После вступления в силу поправок в ГК РФ 1 сентября 2014 года был неясен статус акционерных обществ, чьи акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались в прошлом, к примеру, в результате приватизации. Данная правовая неопределенность отчасти устранялась разъяснениями 10 Ст. 7.2 Закона об АО. 11 п. 5.1 и 5.2 ст. 5 Федерального закона 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции.
4 4 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных Банка России, но до последнего времени не была урегулирована на законодательном уровне. Теперь все акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года, чьи акции или ценные бумаги которых, конвертируемые в их акции, публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались, относятся к непубличным, если по состоянию на 1 сентября 2014 года указанные общества: являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; или погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались. 12 Упрощенный порядок прекращения публичного статуса акционерных обществ, созданных до 1 сентября 2014 года Согласно переходным положениям акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года и подпадающие под критерии публичности, вправе отказаться от своего публичного статуса в упрощенном порядке, если на 1 сентября 2014 года акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, такого общества не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот. 13 Как и при прекращении публичного статуса по общему правилу, процедура включает в себя проведение ОСА и обращение в Банк России с заявлением об освобождении от обязанностей по раскрытию информации. Однако в этом случае принятие соответствующего решения ОСА осуществляется большинством голосов в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, 12 пп. 11 ст. 3 Федерального закона 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в новой редакции. 13 пп ст. 3 Федерального закона 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в новой редакции. принимающих участие в собрании, а не большинством в 95% голосов акционеров владельцев акций общества всех категорий (типов). Переходные положения также урегулируют статус акционерных обществ, созданных до 1 сентября 2014 года, которые по состоянию на 1 июля 2015 года включили в устав указание на то, что они являются публичными, но к которым не применяются положения ГК РФ, определяющие признаки публичности акционерного общества. 14 Акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года, обязаны до 1 июля 2020 года либо осуществить публичное размещение (посредством открытой подписки) своих акций, либо провести ОСА и обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанностей по раскрытию информации и прекратить публичный статус. В этом случае принятие соответствующего решения ОСА также осуществляется в упрощенном порядке большинством голосов в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, а не большинством в 95% голосов акционеров владельцев акций общества всех категорий (типов). Изменения касательно компетенции органов управления, созыва и проведения ОСА Компетенция органов управления C 1 июля 2015 года система корпоративного управления АО стала более гибкой. Во-первых, упрощен порядок созыва и проведения ОСА, например, повестка дня ОСА может изменяться акционерами, при 15 условии 100% присутствия. Во-вторых, лишь ограниченный перечень вопросов в АО нельзя передать в компетенцию совета директоров (изменение устава, реорганизация, ликвидация, определение количественного состава совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение полномочий, определение номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставленных этими акциями, распределение прибыли и убытков, выплата дивидендов, одобрение крупных сделок и утверждение 14 п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 15 п. 3 ст ГК РФ,
5 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных обществах: новый этап 5 внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества). 16 Устав АО может предусматривать, что для утверждения решения требуется большее количество голосов, чем установлено Законом об АО. Это в особенности актуально при создании совместных предприятий и заключении корпоративных договоров. 17 Созыв и проведение ОСА В Закон об АО были внесены многочисленные изменения в части порядка и сроков проведения ОСА. Новые положения подлежат применению с 1 июля 2016 года. Сокращены сроки для уведомления акционеров о проведении ОСА, если повестка дня включает вопрос об избрании членов совета директоров (не позднее, чем за 50 дней (а не за 70 дней, как сейчас) до даты проведения собрания. 18 Общество приобретет большую свободу в выборе способа уведомления акционеров об ОСА, которое возможно путем применения электронных средств связи 19 и проведения ОСА в очной форме путем дистанционного участия с помощью информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность такого дистанционного участия, если такая возможность предусмотрена уставом общества. 20 Выкуп обществом его акций по требованию акционеров Напомним, что Закон об АО в ряде случаев предоставляет акционерам дополнительную защиту в виде права требовать выкупа своих акций обществом в случае принятия ОСА решений по наиболее значимым вопросам. С 1 июля 2016 года к списку таких наиболее значимых вопросов добавится принятие ОСА решения о 21 прекращении публичного статуса общества. Акционеры, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании, смогут требовать выкупа всех или части своих акций обществом. При этом, если в ПАО были размещены привилегированные акции с расширенными правами голоса, право требовать выкупа возникнет и у владельцев таких привилегированных акций. 22 Новшества в регулировании приобретений более 30, 50, 75 и 95% акций Добровольное и обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Фактически, процедура осуществления обязательного и добровольного предложения о приобретении ценных бумаг была полностью пересмотрена. Данные изменения вступят в силу 1 июля 2016 года. Нормы главы XI.1 Закона об АО о приобретении более 30 процентов акций публичного общества теперь распространяются только на публичные акционерные общества, а также на непубличные общества, которые по состоянию на 1 сентября 2014 года являлись открытыми акционерными обществами. 23 Принятие акционерами обязательного и добровольного предложения Заявления о продаже будут направляться не лицу, направившему обязательное или добровольное предложение («Оферент»), а регистратору общества/номинальному держателю, что вполне отражает сложившуюся практику. При этом в заявлениях должны будут обязательно указываться сведения, идентифицирующие владельца ценных бумаг. 24 Данное дополнение призвано сократить количество неисполненных заявлений. Блокировка акций после подачи заявления До сих пор на практике нередко акции, в отношении которых поступило заявление о продаже, перепродавались и фактически не могли быть переведены на счет Оферента без заявления о продаже от нового владельца акций. Закон об АО был дополнен положениями, обеспечивающими защиту Оферента от такой непредсказуемой перепродажи 16 п. 2.1 ст. 48 Закона об АО. 17 п. 5.1 ст. 49 Закона об АО. 18 п. 1 ст. 52 Закона об АО. 19 п. 1.2 ст. 52 Закона об АО. 20 п. 11 ст. 49 Закона об АО. 21 п. 1 ст. 75 Закона об АО. 22 п. 1.1 ст. 75 Закона об АО. 23 п. 8 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 24 п. 4.1 и 4.2 ст Закона об АО.
6 6 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных акций. Акции, в отношении которых регистратор/номинальный держатель получил заявления о продаже, будут блокироваться регистратором/номинальным держателем со дня получения соответствующих заявлений. Владелец таких акций не будет иметь право распоряжаться акциями (передавать их в залог, обременять другими способами). Снятие блокировки акций возможно после отзыва заявления о продаже владельцем акций. 25 Оплата акций Оплата акций Оферентом будет осуществляться до зачисления акций на его счет. Для целей осуществления Оферентом оплаты регистратор будет передавать Оференту полученные регистратором заявления о продаже в течение 2 дней с момента истечения срока принятия обязательного или добровольного предложения. 26 Максимальный срок оплаты по обязательному предложению будет составлять не более 17 дней с момента истечения срока его принятия (а не 15 дней с момента зачисления акций на счет Оферента, как сейчас). 27 Срок оплаты по добровольному предложению по-прежнему может устанавливаться по усмотрению Оферента. Обязанность по оплате акций Оферентом будет считаться исполненной не с даты платежного поручения на перевод, а с даты поступления денежных средств в банк получателя. 28 С учетом того, что у банка получателя отсутствует юридическая обязанность сообщать Оференту о факте поступления от него на чей-либо счет денежных средств, на данный момент трудно однозначно сказать, как данное положение будет применяться на практике. Порядок зачисления акций на счет Оферента Сейчас акции зачисляются на счет Оферента до их оплаты на основании встречных распоряжений продавца и покупателя. Это дестабилизирует ход обязательного и добровольного предложения. Владелец акций может отказаться направлять распоряжение о списании и, тем самым, избежать продажи акций по уже направленному заявлению о продаже. С 1 июля 2016 года для зачисления акций на счет Оферента никаких дополнительных распоряжений от владельца акций или Оферента не требуется. 25 п. 4.1, 4.2 и 4.3 ст Закона об АО. 26 п. 5 ст Закона об АО. 27 п. 2 ст Закона об АО. 28 п. 7.1 и 7.2 ст Закона об АО. Зачисление осуществляется регистратором на основании: документов, подтверждающих исполнение обязанности по оплате акций; отчета об итогах принятия обязательного или добровольного предложения с отметкой Банка России о получении; распоряжения номинального держателя, подписанного не позднее чем через 2 рабочих дня с момента поступления денежных средств на счет номинального держателя 29 (здесь возникает вопрос, что происходит, если номинальный держатель не направляет такое распоряжение регистратору). Процедура оспаривания После 1 июля 2016 года, акционер утрачивает право требовать возврата акций в случае их неоплаты, что представляется логичным с учетом того, что теперь зачисление акций на счет Оферента будет осуществляться только после представления регистратору документов, подтверждающих исполнение обязанности по оплате акций. В случае возникновения спора касательно оплаты акций, в отношении которых установлена блокировка, акционер будет вправе только обратиться к гаранту с требованием об оплате цены. 30 Принудительный выкуп ценных бумаг Нормы, касающиеся порядка принудительного выкупа ценных бумаг, были изменены в меньшей степени. Изменения коснулись в основном порядка оплаты акций. Был также урегулирован вопрос о принудительном выкупе ценных бумаг, на которые наложен арест. Данные изменения также вступят в силу 1 июля 2016 года. Оплата акций До настоящего времени мажоритарный акционер, направляющий требование о принудительном выкупе («Выкупающий акционер») имел право выбора между самостоятельной оплатой акций и заключением договора с регистратором об оказании услуг по оплате акций от его имени. Согласно процедуре, которая будет после 1 июля 2016 года, хотя указанное право выбора сохраняется, оплата акций без содействия регистратора может быть затруднительна. Так, заявления с указанием банковских реквизитов будут направляться не Выкупающему акционеру, а регистратору общества. Регистратор обязан передать Выкупающему акционеру полученную информацию о 29 п. 7.1 и 7.2 ст Закона об АО. 30 п. 8 ст Закона об АО.
7 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных обществах: новый этап 7 банковских реквизитах, однако, предельный срок, в течение которого регистратор должен исполнить 31 данную обязанность, не устанавливается. Следовательно, Выкупающий акционер несет риск несвоевременной оплаты акции в установленный законом 25-дневный срок в случае, если он вовремя не получает от регистратора информацию о банковских реквизитах для целей самостоятельной оплаты акций. Как и в случае с добровольным и обязательным предложением, при принудительном выкупе обязанность по оплате акций Выкупающим акционером будет считаться исполненной не с даты платежного поручения на перевод, а с даты поступления денежных средств в банк получателя или на банковский счет нотариуса. 32 Вместе с тем, у банка получателя отсутствует юридическая обязанность сообщать Выкупающему акционеру о факте поступления от него на чей-либо счет денежных средств. На данный момент трудно однозначно сказать, как данное положение будет применяться на практике. Снятие ареста акций Акции, на которые наложен арест, долгое время были «ночным кошмаром» любого Выкупающего акционера. Такие акции не могли быть перечислены на счет Выкупающего акционера в установленный законом 3- дневный срок, а их дальнейшая судьба была непредсказуема и решалась в каждом случае по усмотрению суда. Выкупающий акционер мог оказаться в ситуации, когда все процедуры по обязательному и (или) добровольному предложению и последующему принудительному выкупу завершены, однако Выкупающий акционер по-прежнему должен соблюдать ограничения, связанные с управлением бизнесом компании в связи с наличием миноритарных акционеров (например, необходимость получения одобрения незаинтересованных акционеров для сделок с заинтересованностью). Изменения в Закон об АО, которые вступят в силу с 1 июля 2016 года решают описанную выше проблему. Законодатель прямо указал, что акции, на которые установлен арест, после снятия ареста должны быть перечислены на счет Выкупающего акционера. 33 Новые уведомления в адрес других акционеров и общества Уведомление общества о намерении обратиться в суд с иском к обществу или иным лицам В ГК РФ ранее были включены положения, направленные на исключение конкуренции исков и многократное оспаривание одних и тех же сделок или 34 их последствий разными лицами. Акционеры общества, которые были предварительно уведомлены об иске к обществу или иным лицам и не присоединились к такому иску в предусмотренном процессуальным законодательством порядке, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными. Данное правило распространяется на иски акционеров об оспаривании решения ОСА, а также на иски акционера или члена совета директоров о возмещении причиненных обществу убытков или о признании недействительной совершенной обществом сделки или применении последствий недействительности сделки. Изменения в Закон об АО, вступившие в силу 1 июля 2015 года, вносят ясность в отношении порядка направления указанного уведомления. Уведомление о намерении обратиться в суд с иском к обществу или иным лицам направляется другим акционерам через общество не менее чем за 5 дней до обращения в суд. 35 Уведомление составляется в письменной форме и должно содержать информацию, обязательную к включению согласно Закону об АО. АО направляет полученное уведомление с приложениями акционерам, а ПАО размещает его в Интернете не позднее трех дней со дня получения подтверждения о принятии иска к производству. АО может предусмотреть иной порядок доведения уведомления до сведения акционеров. Уведомление общества о заключении акционерного соглашения Как и по действующему регулированию корпоративных договоров по ГК РФ, акционеры общества, заключившие акционерное соглашение, обязаны довести до сведения общества, что они заключили акционерное соглашение, т.е. раскрыть сам факт его заключения, не раскрывая его содержание п. 7 ст Закона об АО. 32 п. 7 и 7.1 ст Закона об АО. 33 п. 8 ст Закона об АО. 34 Ст ГК РФ. 35 Ст Закона об АО. 36 п. 4 ст ГК РФ, п. 4.1 ст.32.1 Закона об АО.
8 8 Изменения в закон об акционерных Изменения в закон об акционерных Начиная с 1 июля 2015 года, Закон об АО устанавливает сроки направления уведомления о факте заключения акционерного соглашения, а именно не позднее 15 дней со дня его заключения. Стороны акционерного соглашения могут согласовать, кто из них исполняет обязанность по уведомлению общества. ПАО размещает полученное уведомление в Интернете в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. В случае неуведомления акционеры, не являющиеся сторонами акционерного соглашения, вправе требовать возмещения причиненных им убытков. Заключение Настоящий обзор не дает исчерпывающего представления обо всех изменениях, принятых в Закон об АО. Внимание было сфокусировано лишь на тех изменениях и новеллах, которые, по нашему мнению, являются наиболее важными. Мы также попытались отразить те положения нового регулирования, которые не до конца понятны. Содержание указанных положений будут проясняться по мере появления дополнительного нормативного регулирования, судебной практики и в ходе применения указанных положений на практике. Приведенный выше анализ может отличаться в зависимости от особенностей сделки, и в связи с этим не может заменить получение консультации по конкретной сделке. Авторы Артур Илиев Партнер T: E: Екатерина Матвейчук Старший юрист T: E: Алина Левчук Юрист Т: E: В данном обзоре для клиентов рассматриваются не все аспекты и разделы, касающиеся данной темы. Назначением данного обзора для клиентов не является предоставление консультирования юридического или иного характера. Клиффорд Чанс, Ул. Гашека 6, Москва, Россия Клиффорд Чанс 2016 Клиффорд Чанс СНГ Лимитед Абу-Даби Амстердам Бангкок Барселона Пекин Брюссель Бухарест Касабланка Доха Дубай Дюссельдорф Франкфурт Гонконг Стамбул Джакарта* Лондон Люксембург Мадрид Милан Москва Мюнхен Нью-Йорк Париж Перт Прага Эр-Рияд Рим Сан-Паулу Сеул Шанхай Сингапур Сидней Токио Варшава Вашингтон *Linda Widyati & Partners в сотрудничестве с Клиффорд Чанс. **Клиффорд Чанс сотрудничает с Redcliffe Partners в Украине.
docplayer.ru