Часть или пункт статьи закона

Часть или пункт статьи закона — статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

Разъяснение

В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на:

Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.

Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)

Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями (например, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В то же время, есть исключения, не всегда логически объяснимые. Так, к примеру, в Гражданском кодексе Российской Федерации статья делится на пункты, а не на части. Так, в п. 2 ст. 3 указывается: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. «.

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в п. 1 ст. 5 НК РФ указывается: «Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. «.

Поэтому, рекомендуется уточнить в тексте закона то, каким образом обозначаются в нем структурные единицы статьи.

Пример

Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории — статья

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: — часть

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; — пункт

Ниже приведено, как обозначаются в основных нормативных актах части статьи.

Конституция Российской Федерации

Статья Конституции России может подразделяться на части.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. — часть

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья ГК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей — статья

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. — пункт

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; — подпункт

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья ТК РФ может подразделяться на части. Части статьи выделяются как абзацы и не пронумерованы.

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права — статья

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. — часть 1

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. — часть 2

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах — статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: — пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; — подпункт

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья БК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Статья 20. Классификация доходов бюджетов — статья

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: — пункт

1) кода главного администратора доходов бюджета; — подпункт

2) кода вида доходов; — подпункт

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья УК РФ может подразделяться на части.

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации — статья

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. — часть

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ может подразделяться на части и подпункты.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях — статья

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: — часть

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; — пункт

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; — пункт

Описание структуры статьи нормативного правового акта в п. 9 раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

является его основной структурной единицей;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Статья 33. Сертификация

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

1) . ; (пункт 1 части 2)

2) . (пункт 2 части 2)

а) . ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) . (подпункт «б» пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3)

план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)

график погашения задолженности; (абзац третий части 3)

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (абзац четвертый части 3)

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума; (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт «а» пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (подпункт «б» пункта 2 части 3)

В этом же документы указывается, как структурируется нормативный правовой акт и в более крупные единицы: части, разделы, подразделы и т.д. (п. 2 — 8) раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

2. Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

может иметь наименование:

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

нумеруется арабскими цифрами;

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Обзор структуры нормативных актов

taxslov.ru

Статья 27 ФЗ 114 о порядке выезда из РФ и въезда в РФ

Право на въезд и выезд с территории Российской Федерации, включая временный проезд, регулируется Конституцией РФ, межнациональными соглашениями, Федеральным законом №114, постановлениями Правительства РФ и другими общефедеральными законами.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 18 июня 1996 года. Согласно данному документу, каждый желающий горожанин имеет право выезжать за пределы Российской Федерации, а также не имеет никаких препятствий для возвращения обратно.

Структура настоящего Федерального закона состоит из 8 разделов и 40 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-6). Основные положения закона;
  • раздел 2 (ст 7-14). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда граждан РФ с территории России;
  • раздел 3 (ст 15-23). Порядок выезда иностранного гражданина РФ из Российской Федерации;
  • раздел 4 (ст 24-25.10). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • раздел 5 (ст 25.11-28). Въезд и выезд с территории РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство;
  • раздел 6 (ст 29-32). Порядок временного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России;
  • раздел 7. Был исключен из соответствующего Федерального закона;
  • раздел 8 (ст 36-40). Заключительные положения нормативно-правового акта.
  • 27 статья закона № 114 устанавливает ограничения относительно получения соответствующего разрешения для въезда и выезда с российской территории иностранным гражданам.

    210fz.ru

    Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

    Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

    Комментарий к ст. 4 Закона о Рекламе

    В комментируемой статье определена система законодательства Российской Федерации о рекламе.

    В отличие от старой редакции Закона законодатель отмечает, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит только из Федерального закона «О рекламе».

    В силу пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.

    В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации принятые по предметам ведения Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

    Федеральный закон «О рекламе» содержит императивные нормы, устанавливающие требования к размещаемой рекламной информации, и тем самым определяет параметры единого рынка Российской Федерации, на котором распространяется реклама.

    Учитывая изложенное, комментируемый Закон не допускает возможность регулирования субъектом Российской Федерации отношений в области рекламы. Регулирование этих правоотношений в силу указанных норм находится в ведении Российской Федерации.

    В подтверждение данного вывода можно привести выдержки из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П.

    Законодательство о рекламе, регулирующее гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, ни в ведении субъектов Российской Федерации, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.

    Правовое регулирование рекламной деятельности и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.

    Однако Конституционный Суд Российской Федерации делает оговорку, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с выдачей разрешений на размещение средств наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью, так как данные вопросы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации.

    Указанные вопросы урегулированы статьей 19 Федерального закона «О рекламе».

    Некоторые отраслевые законы включают отсылочные к законодательству о рекламе нормы.

    Так, статья 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» устанавливает, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Статья 5 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» устанавливает, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Статья 43 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусматривает, что реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

    Рассредоточение норм, регулирующих отношения по производству, размещению и распространению рекламы, по отдельным отраслевым законам, характерное для предыдущей редакции Федерального закона «О рекламе», которое приводило к серьезным проблемам в процессе правоприменения, в данный момент устранено.

    Так, в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» глава 9 «О рекламе на рынке ценных бумаг» утратила силу с 1 февраля 2007 года. Части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», предусматривавшие особенности рекламы пестицидов и агрохимикатов, также утратили силу в связи с принятием комментируемого Закона. Статья 17 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» также утратила силу.

    Установление требований к рекламе одного товара, например алкогольной продукции, в рамках двух федеральных законов вызывало их различное толкование как субъектами рекламной деятельности, так и правоохранительными органами, вызывая негативные последствия на рекламном рынке.

    Дробление рекламного законодательства подрывало целостность системы регулирования такой сферы деятельности, как реклама.

    Во избежание проблем правоприменения была проведена консолидация норм, регулирующих отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках Федерального закона «О рекламе» и исключения соответствующих положений из отдельных отраслевых законов.

    Помимо федеральных законов отношения в области производства, размещения и распространения рекламы регулируются указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

    Так, продолжает действовать Указ Президента Российской Федерации от 17.02.1995 N 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», принятый до вступления в силу Федерального закона «О рекламе», однако лишь в части недопущения распространения в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений согласно статьям 56 и 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

    Среди подзаконных нормативных правовых актов особое место занимают Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и Приказ ФАС России от 28.12.2007 N 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2008 N 11380).

    Указанные Правила устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

    Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России, территориальных органов ФАС России и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами ФАС России, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов ФАС России с иными организациями при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

    www.zakonrf.info

    Статья 31 ЗоЗПП РФ. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

    Последняя редакция Ст. 31 Закона о ЗПП

    1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

    2. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

    3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

    В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.

    Комментарий к Статье 31 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

    Законодательство, защищающее права потребителей, определяет некоторые обязанности исполнителя работ или услуг по отношению исполнения заключенного договора. Если сроки, указанные в соглашении, были нарушены, то приобретатель вправе требовать исправления ситуации в установленные законом временные рамки.

    Сфера регулирования

    Статья 31 ЗоЗПП РФ регулирует исполнение временных ограничений удовлетворения некоторых претензий потребителя, на предъявление которых он имеет право при обнаружении недостатков в исполненной работе или оказанной услуге. Важность статьи обусловлена тем, что при наличии в выполненной работе недостатков, они должны быть исправлены в максимально короткий период. Если же приобретатель предъявит иные требования, они также должны обязательно исполняться вовремя.

    Из чего состоит статья?

    Структура статьи 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» предполагает наличие 3 пунктов:

  • пункт 1 устанавливает срок удовлетворения некоторых требований потребителя, которые он вправе предъявлять при обнаружении недостатков в проделанной работе. Временной период, в течение которого должны быть удовлетворены просьбы приобретателя о соразмерном уменьшении стоимости, возмещении затрат на исправление недостатков, возврат потраченных денежных средств, должны быть выполнены в срок до 10 суток;
  • п.2 описывает правила и периоды исполнения иных требований потребителя: об изготовлении такой же вещи или о повторном проделывании работы, которая была предусмотрена договором. Эти просьбы выполняются в период, предусмотренный для отдельных категорий видов деятельности, а если таковой не установлен, то в период, определенный соглашением между сторонами;
  • пункт 3 фиксирует право потребителя на предъявления исполнителю просьбы о погашении неустойки, если последний не уложился в границы, определенные сторонами или законом. Размер ее устанавливается ст. 28 ЗоЗПП РФ.
  • В итоге, статья 31 ЗоЗПП РФ налагает на исполнителя обязательство соблюдать сроки удовлетворения некоторых требований приобретателя. Это необходимо для соблюдения прав последнего. Кроме того, возможно наложение обязательства выплаты неустойки в размере, определяемом тем же нормативно-правовым актом.

    zakonozpp.ru

    Пункт или часть?

    В ГПК и АПК РФ часть статьи, обозначенная арабской буквой, именуется частью (напр. ч. 1 ст. 49 АПК РФ). В ГК РФ это же называется пунктом (напр. п. 1 ст. 365 ГК РФ).

    Согласно документу, который называется «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) правильной является система, которая применяется в ГПК и АПК РФ. Однако указанный документ не является правовым актом и имеет лишь силу рекомендаций.

    Кроме того, есть еще законы, где составные части статьи не нумеруются. Например, так построен Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Технически это очень не удобно, т.к. чтобы дать ссылку на составную часть статьи приходится отсчитывать абзацы, а например, в ст. 11 указанного закона их целых 17.

    Когда арабских цифр нет, то суды путаются, называя составные части статей то пунктами, то частями. Но если посмотреть законы о внесении изменений в Закон о банковской деятельности, то видно, что законодатель называет составные части статьи частями.

    Получается, что система ГК РФ, где статья делится на пункты, выбивается из общепринятых правил?

    При этом надо сказать, в судебных решениях ссылки на ГК РФ тоже делаются по разному. Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А43-24096/2010 сделана ссылка на пункт 3 части 1 статьи 387 ГК РФ. Ссылка сделана верна с точки зрения указанных выше рекомендаций, но в соответствии с устоявшимися традициями правильно отсылка будет звучать подпункт 3 пункта 1 статьи 387 ГК РФ.

    Почему же при ссылке на нормы ГК РФ традиционно применяются другие правила, чем при ссылке на АПК и ГПК РФ? И какие правила все-таки являются верными, когда статья делится на пункты или на части? Мы знаем, что в ГК РФ пункты, а в АПК и ГПК РФ части, но как понять как сделать правильную отсылку на иные законы? Каждый раз смотреть, как делают ссылки судьи в судебных актах или законодатель, внося в закон изменения, слишком долго и неудобно.

    И откуда вообще пошли эти правила (часть или пункт) исторически, какова история вопроса?

    P.S. Кстати, в спс Консультант плюс тоже путаница. Напротив статей там есть синие квадратики со значком i. Если наводишь мышкой к этому квадратику, то появляется надпись, например: «Дополнительная информация к «Пункт 1». Так вот, в УК почему-то используется «пункт», хотя там на самом деле части. В других законах тоже ошибки встречал.

  • 15429
  • рейтинг 1
  • Основные проблемы гражданского права

    Совместная программа МГУ им. М.В. Ломоносова и Школы права «СТАТУТ» сентябрь-декабрь 2018 г.

    Подписка на журналы для юристов

    Выгодное предложение на годовую подписку 2018 г.

    Заключение, исполнение и расторжение потребительских договоров купли-продажи

    • 23 ноября 2018. Москва
    • Лектор: Белов В.А.

    Похожие материалы

    Комментарии (34)

    Есть Методические рекомендации Госдумы. В них сказано, что статьи закона должны делится на части, номер части пишется через точку, а части делятся на пункты с номером и скобкой. Но для «старых» законов даже при изменениях используется структура, которая имеется в таком законе.

    Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов»
    (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490)

    9. .
    Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
    Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
    Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
    Статья подразделяется на части.
    Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
    Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей
    круглой скобкой.
    Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с
    закрывающей круглой скобкой. :

    105. На законодательные акты, которые были приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Методических рекомендаций.
    Например, в полной мере Методические рекомендации будут действовать в отношении ранее принятого федерального закона, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного законодательного акта на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.
    106. В отношении ранее принятых законодательных актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Методических рекомендаций, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Методическими рекомендациями структуры статьи).
    При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах.

    zakon.ru