Индивидуальные жалобы в оон

23 часто задаваемых вопроса о действующих в договорных органах процедурах подачи и рассмотрения жалоб

Что такое механизм подачи и рассмотрения жалоб договорных органов по правам человека?
Договор по правам человека представляет собой официальный документ, налагающий на ратифицировавшие его или присоединившиеся к нему государства обязательства защищать и поощрять определенные права и свободы. Договорный орган (также именуемый «Комитетом») — это группа экспертов, которые осуществляют мониторинг за выполнением положений договора такими государствами («государствами-участниками»). При определенных обстоятельствах комитеты могут рассматривать индивидуальные жалобы от лиц, считающих, что государство-участник нарушило их права, которые предусмотрены тем или иным договором. Процедуры подачи и рассмотрения жалоб носят факультативный характер: в дополнение к основному договору государство-участник должно официально признать эту процедуру (обычно путем ратификации факультативного протокола) до того, как она сможет применяться.

На что можно жаловаться?
Жаловаться можно на нарушения прав, гарантированных договором, в соответствии с которым подается жалоба (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток, Конвенция о правах инвалидов). В соответствии с указанными договорами можно подавать жалобу в связи с нарушением права на жизнь; незаконным арестом и задержанием; пытками; условиями содержания в тюрьме; несправедливым судебным процессом; произвольным вмешательством в семейную или личную жизнь; отказом защитить семью или детей; нарушениями свободы мысли, религии или выражения мнений; нарушениями права на мирные собрания и свободы ассоциаций; нарушениями права меньшинств пользоваться своей культурой; дискриминацией на основании расы, половой принадлежности и других причин. Для получения исчерпывающего представления об охраняемых правах следует ознакомиться с полным текстом договоров (смотрите рубрику «Официальные документы по правам человека» на главной странице).

Существуют ли права человека, не охваченные действующими в договорных органах процедурами подачи и рассмотрения жалоб?
Действующие в договорных органах процедуры подачи и рассмотрения жалоб не распространяются на права, не предусмотренные договором, на основании которого подается жалоба. Например, право на достаточное жилище, право на социальные льготы и пособия и их размер, а также право собственности в настоящее время не входят в круг прав, подпадающих под компетенцию какого-либо из договорных органов, если только они не сопряжены с нарушениями других прав, таких, как право не подвергаться дискриминации.

Можно ли обжаловать судебное решение, с которым не согласен? Можно ли добиться проведения повторного судебного процесса?
Комитеты, как правило, не вправе оспаривать оценку фактов и доказательств, произведенную национальными судами, а также пересматривать решения относительно вины или невиновности того или иного лица, за исключением случаев, когда принятые решения были явно произвольными. Комитеты никогда не пересматривают дела по существу, но могут рекомендовать проведение повторного процесса по делу в качестве средства правовой защиты от нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Вместе с тем, это происходит довольно редко.

Кто может подавать жалобу? Можно ли подавать жалобу от имени другого лица или группы лиц?
Любое лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, или представляющее такую жертву, может подать жалобу в соответствии с механизмом подачи и рассмотрения жалоб договорного органа. Если вы хотите подать жалобу от имени другого лица или группы лиц, необходимо письменное согласие каждого из представляемых вами лиц. Лицо, которое не в состоянии выразить свое согласие, может быть представлено его родственником без письменной авторизации. Причины этого должны быть разъяснены. Комитеты не рассматривают жалобы в отношении каких-либо общих вопросов, поданные от имени неопределенного круга лиц, личность которых установить нельзя.

Чьи действия могут быть обжалованы?
К рассмотрению принимаются только жалобы в отношении государств. Жалоба может подаваться в отношении любого государства, юрисдикция которого распространялась на жертву в момент нарушения, которое также ратифицировало договор, служащий основанием для подачи жалобы, и которое признало процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений (с положением дел в области ратификации договоров Российской Федерацией можно ознакомиться на страницах соответствующих договоров). Договорные органы не занимаются жалобами на действия частных лиц, национальных или международных организаций.

Целесообразно ли сразу же обращаться в ООН после того, как было нарушено право? Нужно ли сначала обратиться с иском в государственные суды?
До того как подавать жалобу в договорный орган, необходимо, чтобы дело было рассмотрено судами национальной судебной системы, вплоть до суда высшей инстанции (например, Верховного суда), и по нему было вынесено окончательное решение. Это требование называется «исчерпанием внутренних средств правовой защиты». Отступление от этого требования допускается только в том случае, если вы сможете доказать, что процедуры внутренних средств задействования правовой защиты неэффективны, недоступны или чрезмерно затянуты.

Существуют ли чрезвычайные процедуры?
В случае, когда имеются опасения, что вам может быть причинен непоправимый ущерб (например, в случаях неизбежного исполнения смертного приговора или высылки при наличии угрозы применения пыток) до рассмотрения вашего дела комитетом вы можете обратиться к нему с просьбой о немедленном вмешательстве с целью прекратить какое-либо действие (или бездействие) со стороны государства, которое может причинить вам такой вред. Такое обращение называется «просьбой о принятии предварительных мер защиты».

Целесообразно ли направлять жалобу одновременно в различные органы по правам человека?
Нет, комитеты не примут к рассмотрению ваше сообщение, если оно рассматривается в соответствии с другой международной или региональной процедурой, например, Европейским судом по правам человека или другим комитетом. В жалобе необходимо четко указать, в соответствии с какой процедурой вы хотели бы ее подать. Если по вашему делу уже было принято решение в соответствии с другой подобной процедурой, при определенных обстоятельствах и в соответствии с определенными договорами оно может быть рассмотрено повторно. Вместе с тем процедура рассмотрения жалоб договорными органами не является апелляционной процедурой.

Будет ли рассмотрена жалоба, касающаяся событий, которые произошли много лет назад?
Временных ограничений подачи жалобы не установлено, за исключением процедуры в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации расовой дискриминации (шесть месяцев после вынесения окончательного решения национальными судами), но лучше подать жалобу, как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. В определенных случаях комитеты могут счесть жалобу необоснованной в связи с тем, что она была подана спустя длительное время после событий. Можно подавать жалобу только в связи с событиями, имевшими место после того, как соответствующее государство признало процедуры подачи и рассмотрения жалоб, предусмотренные договором, на основании которой подается жалоба.

Можно ли подавать жалобу анонимно, если человек боится называть свое имя?
Анонимные жалобы комитеты не рассматривают. Можно обратиться с просьбой о том, чтобы окончательное решение публиковалось без указания имени.

Каким образом следует представлять жалобы?
Жалоба должна подаваться в письменном виде. Факты следует излагать в хронологическом порядке, включая средства правовой защиты, которыми вы воспользовались. Целесообразно привести выдержки из соответствующих статей договора, которые относятся к вашему делу. Вам следует пояснить, каким образом представленные вами факты свидетельствуют о нарушении указанных статей. Вы можете использовать образец формы жалобы: для сообщений в Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и для сообщений в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Может ли жалоба быть составлена на родном языке?
Жалобы могут составляться на одном из рабочих языков Секретариата: английском, французском, русском или испанском. Документы на других языках должны быть переведены или должно быть составлено их резюме на рабочем языке.

Предоставляет ли УВКПЧ помощь в подготовке или переводе жалобы? Оказывает ли оно правовое или финансовое содействие?
Механизм подачи жалоб должен быть простым и доступным для всех. Чтобы подавать жалобу в Комитет необязательно быть юристом или знать юридические и технические термины. УВКПЧ (включая его представительства на местах) не оказывает содействия заявителям при составлении жалоб и не оказывает в этой связи правовую или финансовую помощь. УВКПЧ не предоставляет услуг по письменному переводу и не оказывает финансовое содействие в этих целях. Если вам требуются какие-либо из этих услуг, обратитесь в неправительственную организацию (НПО), занимающуюся жалобами в связи с нарушениями прав человека в вашей стране.

Нужно ли направлять какие-либо документы?
Вы должны представить копии любых судебных решений по вашему делу, а если документ составлен на другом языке, то представить его резюме на одном из рабочих языков Секретариата. Можно также приложить копии медицинских справок или других документов, подтверждающих ваши утверждения. Вместе с тем не следует направлять аудио- и видеозаписи, компакт-диски, а также информацию на других электронных носителях, кроме как в случае наличия конкретной просьбы на этот счет.

Мне бы хотелось побеседовать с кем-нибудь. Можно ли организовать такую беседу, чтобы объяснить мою проблему?
Процедура осуществляется исключительно в письменной форме. УВКПЧ не организовывает встречи с заявителями и не проводит с ними бесед.

Смогу ли я представить свои комментарии на ответ государства-участника?
Вам будет предоставлена возможность прокомментировать все замечания государства-участника обычно в течение двух месяцев после их получения.

Какое средство правовой защиты может быть предоставлено в случае вынесения решения в мою пользу?
Комитеты рекомендовали различные виды средств правовой защиты в связи с нарушениями прав человека. Наиболее распространенным средством является предоставление компенсации. Комитеты могут также рекомендовать освобождение лица, проведение расследования, повторное рассмотрение дела, замену смертной казни другим видом наказания и т.д. Решения не являются юридически обязательными, государства-участники имеют лишь моральное обязательство в отношении их выполнения. Это означает, что осуществление решения комитета зависит от усмотрения государства-участника.

Как со мной свяжутся?
С вами свяжутся по указанному вами адресу. Если вы находитесь в тюрьме, вы можете сообщить адрес родственника и попросить, чтобы копии всей корреспонденции направлялись также ему.

Как долго продлится процедура?
Длительность процедуры в различных комитетах неодинакова. В настоящее время дело рассматривается в течение одного-двух лет с момента его регистрации (с момента его включения в список дел, подлежащих рассмотрению комитетом). Вместе с тем в Комитете по правам человека (осуществляющем наблюдение за выполнением положений Международного пакта о гражданских и политических правах) скопилось большое количество нерассмотренных дел, и процедура в соответствии с этим договором, как правило, более продолжительна.

Куда следует направлять жалобу?
Petitions Team OHCHR-UNOG 1211 Geneva 10 Switzerland Fax: +41 22 917 90 22

Какие договоры предусматривают процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений?
— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД)
— Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП)
— Конвенция о правах инвалидов (КПИ) — процедура подачи жалоб в рамках этой Конвенции на момент выпуска диска не имела силы на территории Российской Федерации

Договоры, предусматривающие механизмы подачи и рассмотрения жалоб, которые на момент выпуска диска не могли применяться:
— Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (МКПН) (1990 год)
— Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (МКЗНИ) (2006 год)

Где можно получить дополнительную информацию о действующих в договорных органах процедурах подачи и рассмотрения жалоб?

Ссылки, указанные выше, ведут на страницы процедур подачи и рассмотрения жалоб в рамках соответствующих договоров.

www.cdep.ru

С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.

В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.

Права человека, которые могут быть предметом жалобы

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .

Это нижеследующие права:

  • Право на жизнь (ст. 6).
  • Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
  • На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).

    • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
    • Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
    • Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
    • Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
    • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
    • Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
    • Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
    • Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
    • Свобода слова (ст. 19).
    • Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
    • Право на мирные собрания (ст. 21).
    • Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
    • Права супругов и семьи (ст. 23).
    • Права ребенка (ст. 24).
    • Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
    • Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
    • Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
    • Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.

      Основные формальные требования

      • Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет необходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

      Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совершенно исключительных случаях Комитет рассматривает жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

      Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено. Это отличает КПЧ ООН от ЕСПЧ.

    • Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
    • Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы. Однако, если ЕСПЧ уже рассмотрел Вашу жалобу и отказал Вам по каким-то причинам, Вы можете обратиться в КПЧ ООН.
    • Содержание и форма жалобы

      Жалоба должна содержать следующее:

  1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
  2. указание на государство, против которого подается жалоба;
  3. содержание обвинений;
  4. статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комитета по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Отправка жалобы

Направляйте вашу корреспонденцию и запросы в отношении жалоб в Комитет по правам человека, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации по следующему адресу:

Корреспонденцию и запросы в связи с жалобами в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин направляйте по следующему адресу:

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов: — первый завершается решением о приемлемости жалобы; — во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права человека.

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Процедура носит конфиденциальный характер. Однако, лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом. Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству. В назначенный Комитетом срок государство представляет ему объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу. В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также — правда, редко, — что сама констатация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует обратить внимание, что возмещение или компенсация присуждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол, увы, не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую и моральную обязаннсть подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах. Комитет ежегодно назначает также специального докладчика, который оценивает предпринятые государствами меры в пользу жертв нарушения прав человека. Комитет помещает в своем ежегодном докладе — который является официальным документом ООН — информацию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдельными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили подавшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Автор статьи:

Роман Владимирович Чорный,

президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека,

правозащитник с 10-летним стажем, прошедший специализацию в области

прав человека в Московской школе прав человека

vestnikk.ru

Направление жалоб в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам человека. В России это право закреплено в ст. 46 Конституции.

Непременным условием обращения лица в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, является участие страны, под юрисдикцией которой находится это лицо, в этом Пакте и Факультативном протоколе к нему. Россия ратифицировала и сам Пакт и Факультативный протокол.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.96 г. Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку. Законы страны и другие правовые акты должны соответствовать положениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуальные решения, — например, прокурор, суд, орган администрации — обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека и стоит Комитет по правам человека.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб урегулирована в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах.

С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи. С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Жалоба, как уже указывалось выше, может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, судебное решение, решение административного органа или прокурора и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Предметом жалобы, как указывалось выше, могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте, а именно:

Право на жизнь (ст. 6). Включает в себя также принципы вынесения решений и приведения в исполнение смертной казни, помилования и изменения наказания.

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7). На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

— Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аресту.

Право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение (ст. 10). Касается, в частности, обращения с обвиняемыми и осужденными — совершеннолетними и несовершеннолетними.

— Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).

— Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).

— Право иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

— Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

— Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17). Не может относиться к арестованным и осужденным, переписка которых может подвергаться цензуре.

— Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

— Свобода слова (ст. 19).

— Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21). Не может относиться к арестованным и осужденным, собрания которых могут осуществляться только под контролем администрации.

— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

— Права супругов и семьи (ст. 23).

— Права ребенка (ст. 24).

— Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2 п. 1; ст. 26).

Прежде чем писать жалобу в Комитет по правам человека, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей Пакта, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалобы, касающихся нарушений прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на нарушения таких прав человека, как право на труд или право на образование.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах предварительно следует обжаловать решение в суде вышестоящей (кассационной) инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в суд. Однако нет необходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к Уполномоченному по правам человека, заявление о возобновлении судебного производства). Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение) 4 . Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования. В совершенно исключительных случаях Комитет может рассмотреть жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство по делу необоснованно затягивается). Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено 5 .

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например в ЕСПЧ. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы одновременно.

Содержание и форма жалобы

Жалоба должна содержать следующие данные:

1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;

2. указание на государство, против которого подается жалоба;

3. содержание обвинений;

4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

первый завершается решением о приемлемости жалобы;

во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права конкретного человека.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимна или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представляет Комитету объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу лицу, которое может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека.

Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета.

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило и признает международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так и поступает большинство государств.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.

(По материалам брошюры, изданной ООН «Международный пакт о гражданских и политических правах. Жалоба в Комитет по правам человека в Женеве. Братислава, 1999 г.)

4 Таким образом, обжалование приговора в надзорные инстанции не является обязательным условием для направления жалобы в Комитет по правам человека.

5 В этом состоит основное отличие от процедуры обращения в ЕСПЧ.

www.democracy.ru