Дорогие посылки: почему покупки в интернете хотят обложить налогом

Прямо сейчас в России действует один из самых высоких в мире порог беспошлинной трансграничной торговли. Это означает, что без уплаты пошлин российские покупатели в месяц могут приобретать в иностранных интернет-магазинах товары на сумму до €1000 (76 тысяч рублей по текущему курсу ЦБ) или весом до 31 кг.

Такой порог установили в 2010 году и с тех пор не меняли. Покупки на сумму выше €1000 облагаются пошлиной в размере 30% от суммы покупки. Для сравнения, в Евросоюзе порог установлен на уровне €22, в Белоруссии — те же €22, в Китае — €7, а в некоторых странах любые покупки облагаются пошлинами. Россия готова последовать примеру других стран и либо ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных онлайн-площадок, либо заметно снизить порог беспошлинного ввоза.

Китайское превосходство

В правительстве уже как минимум пять лет обсуждает тему снижения порога беспошлинной торговли. Глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Марков в январе этого года оценил потери российского бюджета от высокого порога в 130 млрд рублей за 2017 год. В феврале премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал, как именно планируется снижать порог беспошлинной торговли. По словам политика, с 1 января 2019 года стоимость бесплатно ввозимых в России товаров снизят до €500, а с 2020 года до €200.

Замминистра финансов Илья Трунин позднее уточнил, что речь идет о взимании пошлин за каждое почтовое отправление, а не за объем покупок в месяц. А в апреле СМИ написали, что Минфин предлагает не дожидаться нового года, а снизить порог беспошлинной торговли до €500 уже с 1 июля 2018 года.

По идее, эти меры призваны помочь российским интернет-магазинам конкурировать с зарубежными. Тем не менее, снижение порога беспошлинной торговли до 500 или даже до €200 вряд ли кардинально изменит ситуацию. По данным Ассоциации компаний интернет-магазинов (АКИТ), 61,4% интернет-покупок в зарубежных интернет-магазинах не превышает €22, еще 22,2% приходятся на покупки в диапазоне €22-50. На покупки дороже €150 приходится менее 5%.

Если учесть, что в средняя зарплата по России составляет чуть больше 35000 рублей до вычета подоходного налога, то становится понятно, что даже за один месяц траты в €500 (более 38 тысяч рублей по курсу ЦБ) на зарубежные товары для подавляющего большинства российских покупателей останутся недоступными. Иными словами, предложенные пошлины почти не затронут отрасль и не приведут к существенным поступлениям в бюджет.

Российские покупатели могут вздохнуть спокойно: при снижении порога беспошлинной торговли даже до €200 (15000 рублей по текущему курсу ЦБ) за одно почтовое отправление большинство россиян по-прежнему смогут покупать дешевые товары из Китая без уплаты дополнительных пошлин. Не говоря уже о том, что китайского продавца всегда можно попросить указать нужную цену, чтобы не платить пошлины.

Выравниванию конкурентных условий для российских и зарубежных онлайн-магазинов это тоже не поможет. Интернет-магазин в России, как и любая компания, зарегистрированная в РФ, платит НДС в размере 18%, а также несет расходы в виде взносов в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования за каждого сотрудника (всего порядка 30% от оклада каждого работника), платит таможенные пошлины (в среднем 10%), содержит колл-центры в регионах и несет другие издержки. Кроме того, товары, продающиеся на территории России, подлежат обязательной сертификации, то есть покупатель, как минимум, может рассчитывать на какие-то гарантии качества и безопасности продукта и может быть уверен, что сможет вернуть товар, если не будет доволен его качеством.

Зарубежные интернет-магазины не платят никакие налоги и пошлины в России, не платят зарплаты российским сотрудникам. А товары, купленные в Китае, могут не иметь никаких сертификатов. Это приводит к заметной экономии иностранных игроков и, в конечном итоге, помогает им держать низкие цены.

Почему НДС – это не только цена

Ключевой вопрос для трансграничной торговли – это не снижение порога беспошлинной торговли, а введение НДС на товары, купленные в иностранных интернет-магазинах. Тема активно обсуждалась в прошлом году, и та же АКИТ, в которую входят крупнейшие российские интернет-ретейлеры, в сентябре 2017 года предлагала ввести НДС. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, но решение еще не принято.

С точки зрения российских игроков, введение НДС кажется логичным. Это хоть как-то уравняет конкурентные условия для отечественных и зарубежных компаний. Скорее всего, иностранным интернет-магазинам придется повысить цены на 18% (то есть величину налога), что вряд ли понравится покупателям. После ожидаемого повышения цен в иностранных магазинах цены в российских станут конкурентоспособными – а именно цена является для покупателя определяющим фактором при выборе магазина.

Сейчас разница в ценах в российских и китайских магазинах не такая значительная. При этом сервис в России уже сейчас значительно лучше, чем у зарубежных магазинов: отечественный предприниматель вынужден выпрыгивать из штанов, чтобы в сложившейся ситуации хоть как-то конкурировать с иностранцами.

Но если спросить «среднестатистического россиянина», то вряд ли он одобрит введение НДС, которое спровоцирует рост цен и при этом поддержит российские компании, которые платят налоги, создают рабочие места и гарантируют качество товара. Скорее всего, рядовой покупатель товаров в интернете ответит, что низкие цены, конечно, лучше, а китайское качество его вполне устраивает. Обывателя можно понять: своя рубашка ближе к телу, а рассуждения об экономике и конкуренции слишком абстрактные материи.

Удивительно другое: аналогичную позицию можно услышать и от некоторых игроков рынка, считающих, что покупатель должен голосовать рублем. Что плохого в низких ценах? И посмотрите, как при таком положении вещей выросли с точки зрения качества сервиса российские интернет-магазины! Для покупателя вроде бы все отлично.

И все же, это не так. При сохранении статус-кво экономические реалии приведут к тому, что все больше российских интернет-магазинов будет закрываться. Особенно это коснется средних и мелких игроков, которые продают большое количество мелких товаров. Неравные условия, в которых одни игроки получают преференции, а другие вынуждены выживать, в итоге приведут к вымыванию игроков, появлению монополии и отсутствию конкуренции — а значит, и к снижению качества сервиса с повышением цен.

Если останутся только крупные российские интернет-магазины, в которых цены все-таки выше, чем в небольших, и китайские гиганты, то как долго последние будут держать низкие цены? У них не будет для этого никаких причин, и довольно скоро они поднимут цены до российских среднерыночных. Ситуацию можно сравнить с операторами связи: когда Tele2 вышел на федеральный уровень, тарифы поползли вниз, снова началась конкуренция за абонентов. А теперь представьте, какими были бы тарифы, если бы на рынке был всего один оператор связи.

Поэтому НДС — вместе со снижением порога беспошлинной торговли — необходим, и необходим не только как протекционная мера, но и для поддержания здоровой ситуации на рынке, выгодной и продавцам, и покупателям. Правда, иногда можно услышать мнение, что поступить нужно еще жестче: беспошлинный порог максимально снизить или убрать вообще, налоги для иностранных магазинов сделать максимально высокими. Но тогда мы опять возвращаемся к проблеме конкуренции, которая неизбежно в таком случае снизится — со всеми негативными последствиями для покупателей. Кроме того, моментально расцветут черные схемы.

Самое главное — у покупателей должен быть выбор, который он должен делать исходя из собственных предпочтений, а не тот, к которому его подталкивают искусственно сформированные условия. А компании, российские и зарубежные, должны конкурировать за покупателей в равных условиях. Только в этом случае в России будет формироваться по-настоящему рыночная экономика.

www.forbes.ru

Хотят ввести налог на интернет

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) прислушалась к идее Дмитрия Медведева ввести ограничение на покупку американских товаров для российских компаний и пользователей. Только АКИТ предлагает подойти к вопросу более грамотно: ввести не запрет на импорт, а НДС в размере 30% на покупки в онлайн-магазинах из «недружественных стран». Соответствующая инициатива 13 апреля 2018 года отправлена на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина.

По мнению авторов документа, введение такого налога решит сразу три задачи:

  1. Послужит ответной реакцией на недоброжелательную политику иностранных государств (контрсанкции).
  2. Станет стимулом к развитию импортозамещения, росту отечественной промышленности и торговли.
  3. Позволит получить более 30 млрд рублей дополнительных поступлений в российский бюджет.

В первую очередь налог коснётся магазинов eBay и Amazon, считают в АКИТ.

«Мы настаиваем на том, чтобы установить обязанность по уплате налогов и таможенных пошлин зарубежными интернет-магазинами с трансграничного потока торговли. Размер сбора должен составить не менее 30%, что соответствует сборам при классическом импорте (18% НДС и 10-15% — таможенная пошлина), в таком случае беспошлинный порог необходимо снизить до нуля», — сказал президент АКИТ Алексей Фёдоров.

Ассоциация компаний интернет-торговли давно выступает за повышение налоговой нагрузки на иностранные интернет-магазины, хотя всем понятно, что в итоге этот налог переложат на конечных покупателей.

Ещё в 2016 году АКИТ предлагала ввести НДС для иностранных магазинов по аналогии с «налогом на Google», который вводит НДС для иностранных интернет-компаний.

АКИТ считает, что в нынешней ситуации иностранные интернет-магазины имеют нечестное конкурентное преимущество. «Сегодня иностранные ритейлеры могут продавать в Россию товары через интернет без налогов и пошлин, получая тем самым ценовое конкурентное преимущество в среднем 30%», — говорил тогда Алексей Фёдоров. Его позиция не изменилась и сейчас.

Иностранные интернет-магазины стремительно наращивают объёмы поставок в Россию и могут вытеснить с рынка отечественных торговцев, считает АКИТ. По катастрофическому для отечественной торговли прогнозу, к 2020 году онлайн-торговля бытовой техникой и электроникой займёт 26% от всех продаж этого товара на российском рынке. В сегменте одежды аналогичный вид торговли вырастет до 20%, в обуви — до 17%.

АКИТ особенно подчёркивает, что наличие дешёвых товаров в зарубежных интернет-магазинах наносит ущерб государству. По подсчётам ассоциации, экспансия зарубежных интернет-площадок на российский рынок достигла рекордных значений в 36% от всего объёма рынка интернет-торговли. Объём безналоговой торговли в 2017 году достиг 374 млрд рублей, из которых 34% приходится на интернет-площадки США и стран Евросоюза. Отмечается, что бюджет России не получил никаких поступлений с этого коммерческого оборота. Общий объём выпадающих доходов составил более 80 млрд рублей.

Позицию АКИТ поддерживают не все эксперты. Некоторые считают, что обложить НДС сотни тысяч продавцов, например, на Aliexpress, будет несколько проблематично: «Большинство из них — частные лица, продающие чехлы для телефонов. Вы представляете, насколько мелкий у них оборот? А взимание налога с суммы менее 80 евро не имеет смысла», — сказал глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.

Новая инициатива обложить налогом только магазины из «недружественных стран» выглядит также труднореализуемой, как и предыдущая инициатива обложить НДС абсолютно все иностранные интернет-магазины. Ведь тот же eBay работает как большая торговая площадка для тысяч мелких продавцов. Вряд ли всех этих продавцов можно заставить зарегистрироваться в российской налоговой инспекции и уплачивать налог, как это заставили сделать представителей крупных интернет-компаний в соответствии с «налогом на Google».

Да и сама идея уплаты НДС на покупку в иностранном магазине выглядит сомнительно. Например, в Минпромторге считают, что покупку в иностранном интернет-магазине следует приравнивать к покупке в стационарном, то есть обычном магазине за рубежом. Если российский турист выезжает за рубеж и покупает товар в магазине, то эта покупка не облагается налогом в России.

На сегодняшний день в России один человек может в месяц без уплаты пошлины получить интернет-покупки на сумму не более €1000 и весом не более 31 кг. С 1 июля 2018 года беспошлинный порог планируют снизить до €500, а в 2019 году — до €200. При этом интернет-покупки из других стран не облагаются НДС.

Примечание: При комментировании этого материала просим соблюдать правила Geektimes. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения. В комментариях работает постмодерация.

m.habr.com

В России хотят ввести налоги на образование и лечение

18 октября, 2017

Поделиться в социальных сетях:

Высшая школа экономики предложила ввести дополнительные сборы с населения на улучшенные медицинские и образовательные услуги, предоставляемые государственными учреждениями. Эти инициативы ученые «Вышки» высказали в отзыве на проект бюджета 2018-2020 годов.

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, подобный сбор позволит привлечь средства, «эквивалентные 2-3% доходов населения», и тем сам восполнить дефицит региональных бюджетов. Кузьминов подчеркивает, что сбор предлагается сделать целевым («полученные средства государство сможет потратить только на означенные цели») и добровольным.

По информации СМИ, сейчас обсуждаются два основных механизма взимания «добровольного» сбора на поддержку медицины: либо при прохождении ежегодной диспансеризации, либо в качестве ежемесячного взноса в Фонд ОМС (как сейчас платят юридические лица).

Авторы инициативы уверены, что население с одобрением отнесется к этой идее. По словам Кузьминова, опросы, проведенные специалистами ВШЭ, показали, «что готовность населения доплачивать за получение бюджетных услуг более высокого качества за последние годы сильно возросла – качественное образование и здравоохранение готовы софинансировать 41% россиян, причем готовность эта наблюдается почти во всех доходных группах».

Впрочем, даже среди подчиненных Кузьминова не все разделяют его оптимизм. «Сложно говорить о том, какая часть населения к этому готова, – отметила в комментарии Национальной службе новостей профессор кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская. – Если судить по тому, что часть граждан реально вынуждена платить и за образование, и за медицину, только не в форме налогов, а через формальные и неформальные платежи, то очевидно, что потребность в этом уже есть. Только пока что это существует в несколько извращенных формах. У нас были исследования, которые показывают эту долю населения. В кризис, конечно, она уменьшилась».

Варшавская подчеркивает, что главным условием успешной реализации этой идеи является доверие населения к власти. «Население должно доверять не только своему ближайшему окружению, но и социальным институтам, и государству, – уверена она. – К сожалению, есть примеры, когда государство привлекало население к некоторому софинансированию, а потом говорило: «Вы знаете, мы передумали, все будет по-другому». В качестве примера Елена Варшавская напоминает историю с накопительными пенсиями, которые в России заморожены уже на протяжении последних четырех лет, и планируется продление этой заморозки как минимум до 2020 года.

«Добровольный» – принудительно

Поскольку понятно, что при нынешнем уровне доверия к государству добровольный социальный налог платить никто не будет, чиновники разрабатывают различные схемы для стимулирования граждан. Схемы сводятся к ограничению доступа к социальным госуслугам для тех, кто не заплатит добровольный налог.

В частности, прорабатывается вариант составления ограниченного перечня услуг, которые будут оказываться всем бесплатно, остальные (в частности, высокотехнологичные) – только плательщикам добровольного взноса. Специалисты по этому поводу напоминают, что Минздрав в нескольких регионах экспериментировал с системой «ОМС+», когда за те виды услуг, которых нет в ОМС, больным в госбольницах предлагалось доплатить по цене ниже, чем в коммерческих клиниках. Этот эксперимент полностью провалился – люди просто отказывались платить и требовали бесплатной медпомощи, ссылаясь на свои конституционные права.

Альтернативный вариант – сделать для неплательщиков добровольного налога бесплатными ограниченное число посещений врача (три в год), а за остальные – взимать плату. При этом чиновники признают, что главным препятствием для реализации обоих вариантов является Конституция, которая гарантирует бесплатное медицинское обслуживание для всех граждан.

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает компромисс – все медицинские услуги, которые сегодня гарантирует ОМС, остаются бесплатными, а новые высокотехнологичные услуги предоставляются на условиях «софинансирования». «По мере удешевления технологий они могут перемещаться в бесплатную область», – обещают аналитики Кудрина.

В хвосте рейтингов

С экспертами ВШЭ можно согласиться только в одном – россияне уже платят и за медицинские, и за образовательные услуги. Родители постоянно вносят деньги в рамках школьной программы обучения и даже в детском саду. Больные платят врачам и медсестрам.

Однако и в том и в другом случае люди платят конкретным специалистам за конкретные услуги и за конкретный результат. А чиновники, выступающие за новые «добровольные» налоги, хотят, чтобы деньги сваливались в общий непрозрачный федеральный котел типа Фонда ОМС, расходование средств которого неподконтрольно гражданам.

Но есть и более важный момент – почему люди платят деньги за услуги, которые по Конституции должны получать бесплатно? Потому что в результате модернизаций и оптимизаций последних лет качество услуг, предоставляемых государством бесплатно, не выдерживает никакой критики.

В прошлом году агентство Bloomberg составило рейтинг эффективности системы здравоохранения на основе сопоставления расходов на медицину и продолжительности жизни. Россия с общими расходами на здравоохранение в размере 7,07% ВВП, что в абсолютных цифрах составляет 893 доллара на человека, заняла в нем последнее место, поскольку при этом средняя продолжительность жизни россиян составляет всего 70,37 года.

Примечательно, что в рейтинге имеется множество стран с меньшими медицинскими расходами на душу населения, но при этом обеспечивающими более высокую продолжительность жизни, и соответственно, занимающими более высокие строчки рейтинга: Аргентина (605 долларов на человека, средняя продолжительность жизни – 76 лет, 11-е место), Мексика (677 долларов, 76 года, 17-е место), Китай (420 долларов, 75 лет, 19-е место) и другие.

Авторитетный медицинский журнал Lancet, в свою очередь, составил рейтинг здоровья населения в разных странах. Его авторы сравнили уровень здоровья в разных странах по 33 показателям, включая доступность чистой воды, уровень гигиены, использование средств контрацепции, употребление алкоголя и курение, лишний вес, младенческую смертность, уровень заболеваемости неизлечимыми инфекциями (СПИД, туберкулез, малярия, гепатит B), а также количество людей, погибших в ДТП, в результате войн, покончивших жизнь самоубийством, переживших насилие. По каждому из показателей стране выставляются баллы от 0 до 100, затем высчитывается среднее значение по всем показателям.

Россия набрала 54 балла из 100 возможных и заняла 119-е место из 188. Такое же количество баллов набрали Сирия и Украина, на один балл больше – Северная Корея, Гондурас и Бутан. 53 балла набрали Беларусь, Боливия и Египет.

Медицина на троечку Сами россияне доступность и качество отечественной медицины в среднем оценивают как весьма посредственные. Каждый третий россиянин считает, что «медицина сейчас в основном платная, но найти хорошего врача с каждым годом все сложнее и сложнее». Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в прошлом году исследовательским центром портала Suprejob.ru.

Доступность медицинских услуг россияне в среднем оценивают на 2,7 балла из 5. Хорошие оценки доступности медицины чаще всего выставляла молодежь: средний балл в возрастной категории до 24 лет самый высокий – 3,0. Старшее поколение, напротив, поставило больше всего отрицательных отметок – в среднем 2,5 балла.

Качество медицинской помощи заслужило у наших граждан оценку в 2,6 балла. В оценках качества медобслуживания молодежь вновь оказалась более лояльной, чем старшее поколение: 2,8 против 2,4 балла.

Среди наиболее часто критикуемых недостатков современной медицины респонденты отмечают большие очереди, трудности с записью на прием и сложные исследования (МРТ, КТ и проч.), нехватка квалифицированных врачей. Еще одна острая проблема – навязывание врачами платных обследований, услуг и дорогих лекарств.

Примечательно, что сами врачи главным виновником проблем считают ту самую систему ОМС, в которую россиян хотят заставить платить «добровольные» взносы. Еще в 2014 году президент Путин дал поручение завершить переход системы ОМС на страховые принципы. Главный из них установлен законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ – это эквивалентность бюджета ОМС ее обязательствам по оплате гарантированной населению медицинской помощи при обеспечении ее доступности для населения.

Кормление паразита

Основной механизм сбалансированности бюджета ОМС и финансовой доступности помощи населению – экономически обоснованная цена страхования. Очевидно, эта цена должна определяться статистикой заболеваемости населения (т.е. вероятностью обращений за медуслугами) и тарифами ОМС на эти услуги.

Однако существующая статистика по заболеваемости недостоверна, поскольку государственные лечебные учреждения регулярно искажают отчетность: по одним показателям (за которые платят) выгодны массовые приписки и гипердиагностика, по другим (за которые наказывают) – наоборот. Частные же клиники не сдают статистику вообще, поскольку ответственности за непредоставление информации они не несут.

Что касается тарифов ОМС, то они никогда не имели экономического обоснования. Объем финансирования ОМС – программы госгарантий (сейчас почти 1,5 трлн рублей) – рассчитывается исходя из затрат прошлых лет, доступного бюджета и административного веса отраслевых лоббистов. Проще говоря, стоимость медуслуг берется с потолка, поскольку их себестоимость опять же никому не известна.

Дело в том, что затраты лечебных учреждений сегодня никто не контролирует. Минздрав отказался и от нормативно-сметного бюджетного финансирования госбольниц, и от их приватизации, но за 25 лет не разработал единую систему учета затрат медицинских учреждений. Поэтому каждая больница сама определяет свою учетную политику и считает себестоимость услуг так, как ей выгоднее.

Главное следствие этого для больных заключается в том, что при нынешней системе ОМС больницам выгоднее лечить, но не излечивать. И неудивительно, что почти все ее средства ОМС уходят на медикаментозную терапию. Отметим, что здесь огромную роль играет и лоббизм фармацевтических компаний.

Кроме того, при фактическом отсутствии учета затрат финансовые злоупотребления в медицине становятся правилом: коррупция, закупки по завышенным ценам, строительство новых центров на фоне невозможности адекватного финансирования уже имеющихся, приобретение ненужного оборудования и материальных запасов, раздутый штат и космические зарплаты администраций – уже привычные атрибуты российской системы здравоохранения.

Дело дошло до того, что осенью прошлого года Совет Федерации выступил с предложением вообще упразднить систему ОМС. «Согласно ст. 41 Конституции, в России бесплатная медицинская помощь, – заявил председатель комиссии СФ по мониторингу экономической ситуации Сергей Калашников. – Это значит, что здравоохранение нужно брать на госбюджет – и никаких вариантов! А мы придумали еще посредников, которые вообще непонятно за что отсасывают часть денег».

Впрочем, Минздрав сразу же заявил, что на это не согласен. «Нужно не упразднять страховые структуры, а оптимизировать их работу», – заявил представитель Минздрава. А теперь для россиян придумали «добровольный» сбор, который увеличит финансовые потоки системы ОМС.

Аналитики сходятся во мнении, что до президентских выборов никаких конкретных решений по добровольным налогам на образование и лечение озвучиваться не будет. Но после марта 2018 года серьезные ограничения бесплатных госуслуг практически неизбежны.

www.m24.ru

Налог на eBay

Правительство может ввести налог для eBay и AliExpress

Российские онлайн-магазины предлагают ввести налог для своих иностранных конкурентов. Поправки разработала ассоциация компаний интернет-торговли, и они уже обсуждаются в правительстве, сообщают СМИ. Если они будут приняты, налогом обложат товары в популярных у россиян китайских интернет-магазинах: AliExpress, Amazon и eBay. Эксперты предполагают, что инициатива будет поддержана правительством.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупные российские онлайн-ритейлеры (Юлмарт», Ozon.ru, re:Store, KupiVIP, Lamoda, «М.Видео» и другие), попросила ввести налог для своих иностранных конкурентов. Как сообщает газета «Коммерсант», АКИТ разработала поправки в Налоговый кодекс и закон «Об информации», которые лишат иностранные интернет-площадки конкурентного преимущества в виде освобождения от НДС и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до €1 тыс. и весом до 31 кг. Это инициативы обсуждаются в правительстве.

По мнению российских продавцов, можно ввести механизм НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов по аналогии с так называемым налогом на Google. Его начали взимать с 1 января 2017 года. Он подразумевает, что иностранные компании, продающие электронный контент или софт через интернет в России, должны встать на учет в налоговую службу и платить НДС наравне со своими российскими коллегами.

Впрочем, для иностранных онлайн магазинов предлагается исчислять налог упрощенным методом. В итоге он составит 15,25% от конечной цены товара. Если продавец не уплатит НДС, то Федеральная налоговая служба потребует у электронной торговой площадки заблокировать его страницу. Кроме того, она может обратиться в Роскомнадзор.

В последние годы среди россиян растет популярность покупок в онлайн-магазинах. По данным АКИТ, по итогам 2016 года объем рынка интернет-торговли в России составил 920 млрд руб., что на 21% больше показателя 2015 года.

Существенная доля посылок заказывается из-за рубежа, заявил в начале сентября глава АКИТ Алексей Федоров. Объем заказов из-за рубежа в первом полугодии 2017 года вырос на 34% по сравнению с первым полугодием 2016 года — до 178 миллиардов рублей.

Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае, отмечали в АКИТ. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, США — 2%.

Несмотря на большие объемы, из Китая россияне заказывают в основном недорогие товары. Так, в денежном выражении доля покупок в Китае составляет 52%, в Евросоюзе — 23%, США — 12%. Более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро, а более 96% укладываются в 150 евро, констатировали в АКИТ.

По мнению Алексея Федорова, в этом году россияне закажут в российских и зарубежных интернет-магазинах товаров на 1,1 триллиона рублей. При этом, по прогнозу АКИТ, по результатам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте интернет-торговли России составит 37%, а ее объем — 420 миллиардов рублей.

Эксперты указывают, что такие ограничения заставят иностранных продавцов либо сильно сократить ассортимент товаров, которые доставляются в Россию, либо вообще этих прекратить.

У россиян упал интерес к онлайн-покупкам в 2016 году

«Никакой необходимости во введении предлагаемых налогов нет, а реализация предложения может значительно сократить ассортимент поставляемого в Россию товара. Если говорить о конкуренции с российскими площадками, то опускается момент с тем, что они не платят такие сборы за доставку, что и дает им преимущество, поэтому говорить о неравном положении некорректно. Розничный импорт в настоящий момент регулируется таможенными пошлинами, поэтому введение дополнительного налога может сильно ухудшить положение иностранных площадок, что в итоге скажется на потребителях – либо площадки сократят свое присутствие в России, либо все дополнительные расходы придется оплачивать покупателям», — комментирует инициативу руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.

По словам первого вице президента Опоры России Павла Сигала, если эта инициатива будет введена, то можно будет говорить о снижении конкуренции в онлайн-ритейле.

«Российские компании окажутся в довольно хорошем положении, что позволит им существенно увеличивать цены на продукцию, а это в свою очередь серьезно затормозит весть интернет-рынок, учитывая постоянно падающие доходы населения.

Кроме того, появятся альтернативные – серые каналы доставки товаров из-за рубежа, например, транзитом через физических лиц. Россиянин, покупающий на AliExpress что-то за 5 долларов, никогда не будет покупать тоже самое в российском магазине за 1500 руб», — уверен эксперт.

По словам эксперта, при этом не понятно, как будет происходить администрирование взимания НДС по новому правилу и как оно будет работать на практике. Сегодня предлагается осуществить администрирование посредством механизма НДС-регистрации, который является совершенно новым и неотработанным в России, отмечает она.

Доля иностранных интернет продавцов на российском рынке велика, поэтому скорее всего эта инициатива будет поддержана: дополнительные сборы в виде НДС и дополнительные ввозные таможенные платежи смогут обеспечить большой прирост в федеральный бюджет, уверен Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнер».

m.gazeta.ru