Гражданство как институт государственного права РФ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОТОСТАН»

Кафедра государственного и административного права

Тема: «Гражданство как институт государственного права РФ»

по дисциплине Конституционное право

Выполнил: студент 1 курса

юридического факультета, СПО

очно–заочной формы обучения

Проверил: к.ю.н., доцент

Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ

1.1 Понятие, основные принципы гражданства……………………. …. ………….6

1.2 Основания, порядок приобретения гражданства………………..……………. 10

1.3 Основания, порядок прекращения гражданства………………………………..17

1.4 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц…………………………………. 19

Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ……………………………………………………………………….22

2.1 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ……………. 22

2.2 Современные проблемы института двойного гражданства……………………27

Библиографический список……………………………………………. 34

Выбирая тему, для своей курсовой работы я, прежде всего, руководствовалась ее большой значимостью. До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались «подданными». Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий» от 23 ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование — «гражданин Российской Федерации». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России принятый закон «О гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства, ведь только гражданин Российской Федерации может пользоваться всеми правами и льготами которые предоставляет ему государство. Иными словами, гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Возникает вопрос, кто впервые дал характеристику понятия гражданство, и что под гражданством понимается в настоящее время?

Характеристику понятия гражданства в советской литературе впервые дал Г.В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, — указывал он, — заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве».

В настоящее время в юридической литературе гражданство рассматривается, во-первых, как устойчивая правовая связь человека с государствам правоотношение возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, утрата гражданства). Так, М.А. Шафир полагал, что гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь между физическим лицом и государством, основанную на их взаимном сотрудничестве и ответственности, не ограниченную во времени и пространстве, в силу которой человек обладает всей полнотой прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами, исполняет обязанности, а также пользуется защитой и покровительством государства внутри страны и за ее пределами.

Во-вторых, как определенное правовое положение лица в конкретной стране. Так же оно может рассматриваться в качестве правового института, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Существенно возрос интерес к гражданству в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном международным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами — подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации законодательства по вопросам гражданства РФ.

Предмет исследования составляют нормативно — правовые акты, регулирующие вопросы гражданства РФ, а также теоретические положения, регулирующие вопросы получения и лишения гражданства РФ.

Целью данной работы является исследование института гражданства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи;

1. Выделить понятие и принципы гражданства РФ;

2. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства РФ;

3. Рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.

В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию РФ, Федеральные Законы РФ, Указы Президента РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ

1.1 Понятие, сущность, основные принципы гражданства.

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве 2 . Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии—80, в Латвии—52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч.

Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляются о своем желании войти в состав России.

Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года 3 . Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.

В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в 2002 году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно — для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры» 4 .

В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который коснулись, в первую очередь порядка принятия гражданства в упрощенном порядке 5 .

Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека 6 . Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию — население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

works.doklad.ru

Понятие гражданства РФ. Гражданство как институт конституционного права РФ

Гражданство представляет собой публично-правовое состояние индивидов. Согласно ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство представляет собой особое правоотношение лица с государством, обладающее рядом черт. Это длящаяся, устойчивая правовая связь. Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Эта связь носит двусторонний характер и не может быть прекращена только по воле гражданина или государства. Как у гражданина есть права и обязанности по отношению к государству, так и у государства есть права и обязанности по отношению к гражданину.

Именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса индивида, полный набор прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством государства.

Как конституционно-правовой институт гражданство — это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы гражданства, регулирующих отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

Систему нормативных актов, составляющих основу конституционно-правового института гражданства РФ, составляют: 1) Конституция РФ. Она закрепляет важнейшие принципы гражданства РФ (ст. 6, 61, 62, 63); 2) Постановления Конституционного Суда РФ; 3) Международные договоры РФ. Они могут устанавливать упрощенный порядок приобретения гражданства РФ гражданами отдельных государств, порядок оптации; 4) ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г.; 5) другие федеральные законы (о беженцах; о правовом положении иностранных граждан); 6) Указы Президента РФ. Президент РФ наделен правом утверждать указом положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; 7) иные нормативно-правовые акты.

studopedia.org

Гражданство РФ как конституционно-правовой институт

Термин«гражданство»имееттри основных значения:

— одно из суверенных прав государства;

— публично-правовое состояние индивидов;

конституционно-правовой институт.

Гражданствов качестве (в значении)конституционно-правового института– это совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, с другой.

Нормы этого института устанавливают:

1. Круг лиц, признаваемыми российскими гражданами.

2. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства.

3. Двойное и множественное гражданство.

4. Порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в РФ и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержаться в Конституции РФ (Ст. 6 , 61, 62, 63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ, Казахстана, Киргизии гражданами стран – участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР.

studopedia.ru

34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.

Термин «гражданство» имеет три основных значения: одно из, суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в Делом, выражающуюся в состоянии принадлежности индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране.

Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство Российской Федерации определяется в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. как устойчивая правовая связь лица с Российской федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой.

круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

двойное и множественное гражданство;

порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61, 62, 63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 28 августа 1958 г.).

studfiles.net

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ» в других словарях:

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие либо их компоненты, свойства. Например, в трудовом праве это институты … Юридическая энциклопедия

Правовой институт — (англ. law/juridical/legal institution) совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений, напр., И. гражданства, И. наследования. Отрасль права чаще всего… … Энциклопедия права

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие либо их компоненты, свойства. Например, в трудовом праве это институты … Энциклопедический словарь экономики и права

правовой институт — см. институт права. * * * (англ. law/juridical/legal institution) совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений, напр., И. гражданства, И. наследования.… … Большой юридический словарь

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — см. Институт права … Юридический словарь современного гражданского права

Воронежский экономико-правовой институт — (ВЭПИ) Международное название … Википедия

Херсонский экономико-правовой институт — (ХЭПИ) Оригинальное название Херсонський экономічно правовий інститут Девиз Знания наивысшее благо человека! Год основания 1995 год … Википедия

Херсонский экономично-правовой институт — Херсонский экономично правовый институт (ХЭПИ) Оригинальное название Херсонський эконмічно правовый інститут Расположение Херсон (Украина) … Википедия

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Муниципально-правовой институт — это совокупность муниципально правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения в сфере местного самоуправления (например, институт муниципальных выборов, местного референдума, муниципальной службы) … Большой юридический словарь

dic.academic.ru