Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов. Закрепление

Цели урока:

  1. Закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце.
  2. Совершенствовать навыки последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
  3. Формировать умение объяснять написание слов.
  4. Развивать внимание и логическое мышление, орфографическую зоркость.
  5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  1. Карта путешествия.
  2. Видеокассеты с сюжетами из м/ф “Волшебник Изумрудного города”.
  3. Аудиокассета с уроком “Радионяня” о парных согласных.
  4. Иллюстрации моржа – ластоногого животного и моржа – закалённого мальчика.
  5. Плакаты с предложениями (омофоны).
  6. Индивидуальные карточки для составления и разбора предложений.
  7. Индивидуальные карточки – тесты для самостоятельной работы.
  8. Тетрадь, учебник, словарик.
  9. ХОД УРОКА

    I. Организационный момент:

    Долгожданный дан звонок,

    Садитесь. Урок сегодня необычный: вместе с героями мультфильма с помощью карты мы отправимся в грамматическое путешествие к волшебнику Изумрудного города. Подготовим тетради.

    Запишите: 1 декабря. Классная работа.

    — Видеосюжет (герои идут по дороге и поют песенку “Мы в город Изумрудный Идём дорогой трудной…”)

    II. Постановка цели. Минутка чистописания.

    На доске: б п в ф г к у д т ш з с

    — Что записано на доске? (буквы)

    — Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

    — Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

    Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания звонких и глухих парных согласных на конце слов.

    Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

    III. Словарная работа.

    Первое препятствие на пути – озеро словарных слов. Переплыть озеро поможет словарик. Вспомним написание словарных слов, которые оканчиваются на парную согласную.

    Народ, тетрадь, завод, ученик.

    Комментирование: народ – ударение падает на второй слог, гласную “о”; безударная гласная “а” в первом слоге и т.д.

    — Почему парную согласную на конце слов надо проверять? (потому что она находится в слабой позиции)

    — Как правильно подобрать проверочное слово? (правило)

    IV. Гимнастика для глаз.

    V. Подбор проверочных слов.

    Успешно переплыв озеро, мы оказались на поляне. Со всех концов к нам сбегаются зверята:

    Из всех названных зверят вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце парную согласную и доказать правильность написания.

    — Почему это слово можно назвать проверочным?

    VI. Работа с деформированным предложением.

    (Несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам.)

    Следующее препятствие – стог сена.

    — Что записано на доске? (слова)

    — Прочитаем хором: забрался в ёж сена стог

    — Можно ли эти слова назвать предложением? (нет)

    — Почему? (они не связаны по смыслу)

    — Что такое предложение? (правило)

    — Составьте предложение из данных слов.

    — О чём нужно помнить при записи предложения?

    — Есть ли слова на изучаемую орфограмму?

    — Найдите грамматическую основу.

    — Дайте характеристику этому предложению. (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию второстепенных членов – распространённое.)

    VII. Физкультурная пауза.

    VIII. Фонетический разбор.

    Следующее препятствие – льдина. Нам повстречался морж.

    Морж – это самый крупный представитель ластоногих среди обитающих в нашем полушарии. Вместо ног у них ласты, так как большую часть жизни они проводят в воде в поисках пищи. Питаются моржи водорослями, моллюсками, иногда совершают охоту на молодых тюленей. Толщина слоя подкожного сала достигает 15 см, поэтому морж не мёрзнет в ледяной воде.

    Знаете ли вы, кого ещё называют моржами?

    Чтение стихотворения учеником:

    “Я знаком с одним моржом,
    Ест он кашу, пьёт “Боржом”.
    Очень любит эскимо,
    Вместе ходим мы в кино.
    Он среди моржей один
    Не видам огромных льдин.
    Не видал он даже моря.
    Этот морж – Морковин Боря.
    Он спортсмен, приятель мой,
    Он купается зимой.”

    Морж – северное животное и “морж” — человек, который закалён, не боится холода, купается зимой в открытых водоёмах. Это слово многозначно.

    — Выполним фонетический разбор слова “морж”.

    — Почему буква “ж” обозначает звук [ш]?

    — Как не ошибиться в написании парной согласной на конце слова?

    IX. Слова – омофоны.

    (Работа с учебником, упр. 174.)

    — Ребята, на нашем пути – учебник.

    — В русском языке есть слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию (омофоны).

    На доске появляются две иллюстрации с записями предложений:

    “Мама несёт домой луг”, “Пастух гонит стадо на лук”.

    — В чём здесь ошибка?

    — Что значит слово “луг”? “лук”?

    — Почему произошло недоразумение?

    — Как правильно нужно записать?

    1 вариант – записывает 1 предложение,

    2 вариант – 2 предложение. Подчеркнуть парную согласную на конце слова.

    X. Пальчиковая гимнастика.

    XI. Самостоятельная работа, взаимопроверка. (Работа по карточкам)

    — Молодцы, ребята. Вы успешно преодолели все препятствия и вот перед нами – Изумрудный город! Но ворота почему-то закрыты…Давайте выполним задания по карточкам, это и будет входным билетом в Изумрудный город!

    1. Вставь пропущенные согласные. На месте пропусков напиши проверочные слова.

    2. Исправь ошибки, если они есть.

    Холот, столб, арбус.

    — Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.

    XII. Видеосюжет на фоне песенки из “Радионяни” о парных согласных.

    — Добро пожаловать! А вот и волшебник! (Показан отрывок из м/ф, где герои встречаются с “волшебником”.)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2-й класс

    Цели:

    • Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;
    • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
    • Воспитывать аккуратность.
    • I. Организационный момент

      Прозвенел звонок.
      Начинается урок.

      – Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

      II. Минутка чистописания

      – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

      На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

      – Что записано на доске? (Буквы)
      Какая буква лишняя и почему? (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
      – Какие это согласные? (Звонкие – глухие, парные)
      Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

      III. Словарная работа

      Невидимкой осторожно
      Он является ко мне
      И рисует, как художник,
      Он узоры на окне.
      Это – клён, а это – ива,
      Вот и пальма предо мной.
      Как рисует он красиво
      Белой краскою одной! (Мороз.)

      – Что называет это слово? (Предмет)
      – Что можете ещё сказать про это слово? (Нарицательное, неодушевлённое, м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
      – Образуйте родственные (однокоренные) слова.
      (Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
      – Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
      – Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)

      – Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)

      – Между чем мы выбираем?

      IV. Постановка темы урока

      – Догадались, какая у нас тема урока?
      – На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
      – Для чего надо изучать эту тему?

      V. Введение в тему

      День вступил в свои права,
      Снова в дверь стучат слова.

      – Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):

      – Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.

      – Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
      – Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме? (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)

      VI. Отработка нового материала

      – Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)

      – А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
      – Что требует слабая позиция? (Проверки)
      – Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
      – Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
      – Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)

      – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

      Парные согласные –
      Самые опасные.
      Парный в слове проверяй,
      Рядом гласный подставляй.

      (С опорой на схему)

      – Какие слова будут проверочными для наших слов?

      арбуз – арбузы
      завод – заводы
      класс – классы
      мальчик – мальчики
      ученик – ученики
      платок – платки

      7. Физминутка

      8. Обобщение и систематизация знаний

      – Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.

      1) Чтобы в цель попасть не раз,
      Зоркий требуется … (глаз).

      2) Всё перетрут терпение и … (труд).

      3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг).

      4) Весь я сделан из железа,
      У меня ни ног, ни рук.
      Я по шляпку в доску влезу,
      А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)

      5) Под сосною у дорожки,
      Кто стоит среди травы?
      Ножка есть, но нет сапожек,
      Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

      IX. Итог урока

      – Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
      – Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
      – Что нужно делать с парными согласными в конце слов?

      X. Самостоятельная работа

      – А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

      1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
      2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …

      Взаимопроверка.

      – Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

      XI. Домашнее задание: стр.111, упр.141.

      1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

      Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

      1.15.1. Звонкие – глухие согласные

      1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

      Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

      Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

      2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

      3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

      Зубрить – зубр ёжк а.

      4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

      Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

      Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

      Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

      Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

      1.15.2. Непроизносимые согласные

      1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

      Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

      Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

      2. Необходимо различать следующие пары слов:

      • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
      • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
      • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
      • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).

      3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

      буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

      До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

      конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

      Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

      4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

      Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

      5. Следует различать сочетания чн и шн .

      Сочетание чн пишется в следующих случаях:

      перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

      Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

      Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

      в женских отчествах на -ична .

      Мария Савви ч на.

      Сочетание шн пишется в следующих случаях:

      в словах, образованных от основ на х ;

      Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

      в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

      Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

      в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

      Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

      искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

      2) Произносятся и пишутся без н слова:

      прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

      licey.net

      9.1. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

      9.1.1. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з на конце слова соответственно произносится [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

      Примеры с глухими согласными в произношении на месте звонких на конце слова:

      на месте б—хле[п], бо[п], сру[п], гро [п], клу [п], ду [п], коро[п], Гле[п], погре[п], озно[п], спосо[п],- микро [п], гри[п], уха[п], гардерб[п]; гер[п], гор[п], ям[п], тром[п], стол [п], гру [п], ела [п]; озя [п], трущб [п], глы [п], шу [п], ры [п], тум [nj, вер [п] (род. пад. мн. ч.); дро[п’], голу[п’], (зып’], ря[п’], прбру [п’], вглу [п’];

      на месте д — скла [т], а [т], мё [т], еле [т], пара [т], са [т], поса [т], отря [т] ^ ря [т], вхо [т], горо [т], выпа [т], нарб [т], вре [т], урб [т], докла [т], ра [т], гор [т], лор [т], авангар [т], наза [т], вперё [т]; бесе [т], подвб [т], порб [т], колб [т], яго [т] ,мор [т] (род. пад. мн. ч.); медвё[т’], лбша[т’], лёбе[т’], ме[т’] (медь), пря[т’] (прядь), 6чере[т’], площа [т’], йзгоро(т’], жер[т’] (жердь), ся[т’] (сядь);

      на месте ж — му[ш], стбро[ш], но[ш], гара[ш], бага[ш], экипа[ш], фура[ш], манё(ш], тира[ш], чертё[ш], пля[ш] (пляж), стри[ш] (стриж), чи[ш] (чиж), ё[ш] (ёж), мор[ш] (морж) ; лу[ш], ко[ш], кра[ш], покла[ш], пропа [ш], невё[ш] (род. пад. мн. ч. от лужа, кожа, кража, поклажа, пропажа, невежа); ро[ш] (рожь), ло[ш] (ложь), бла[ш] (блажь), дро[ш] (дрожь), молодё[ш], отрё[ш] (отрежь);

      на месте з — морб [с], гру [с], лаба [с], во [с], ту [с], Сою [с нака[с], та [с] (таз), гла[с] (глаз), курьё[с], сйнте[с], разрё с эскй[с], обо [с], совхб[с], арбу [с]; слё[с], ба [с], ко [с], ро[с фра [с], грё[с], гипбте[с], му [с] (род. пад. мн. ч. от слеза, база, коза, роза, фраза, грёза, гипотеза, муза); еле [с], завя[с], загры[с], еле [с’] (слезь), гря[с’] (грязь), бя[с’] (бязь), кня[с’] (князь), свя[с’], вро[с’], скво [с’], бли[с’].

      Особое внимание следует уделить тому, чтобы на месте г и в на конце слова произносили [к] и [ф] (подробнее об этом см. ниже, § 9.1.3, 9.1.4):

      на месте г — сне [к], пиро [к], сапб [к]; на месте в — улб [ф], здорб [ф], клю [ф].

      При наличии на конце слова двух звонких согласных оглушаются оба согласных звука: пое[ст] (поезд), дро[ст] (дрозд), звё[ст] (звёзд), боро[ст] (борозд), гора[ст] (горазд), дря[ск] (дрязг), ля[ск] (лязг), ви[ск] (визг), мо[ск] (мозг), гво [с’т’] (гвоздь), гро[сѴ] (гроздь), гру[с’т’] (груздь), и[сп] (изб), надё[шт] (надежд), невё[шт] (невежд), одё[шт] (одежд), ну[шт] (нужд), тя[шп] (тяжб), слу[шп] (служб), во[шт’] (вождь).

      Примечание. Конец слова дождь, утвердившегося в церковно- славянском написании с жд, в современном русском языке произносится неодинаково. Это связано с тем, какой звук произносят в этом слове на месте сочетания жд перед гласными. В соответствии со старыми московскими нормами на конце этого слова произносится^ [пГ:|: до[ш’:],^ ср. перед гласным: до[ж’:а]; при наличии перед гласным [ж’д’ж’]: [длж’д’ж»а], на конце слова при огЛушении произносят до[ш’ч’]; наконец, при наличии перед гласными сочетания [жд’] (т. е. при укреплении в этом слове буквенного произношения) на конце слова при оглушении соответственно произносится [шт’]: до[шт’]. О произношении этого слова см. также ниже, § 14.3.

      9.1.2. При наличии в конце слова перед звонким согласным одного из сонорных согласных [р] или [л] эти согласные, как и конечный звонкий, оглушаются (полностью или частично). Согласные [р] и [л] в этом положении обычно произносятся так же, как и перед соответствующим глухим, т. е. становятся глухими или полуглухими. Ср. серб и серп: [с’ерп]; корд и корт: [корт];

      столб и столп: [столп] (знак ‘ под буквой р или л обозначает глухость Или полуглухость [р] или [л]).

      Примеры: ска[рп] (скарб), го[рп] (горб), ге[рп] (герб); акко[рт], ломба[рт], аванга[рт], миллиа[рт], го[рт] (горд); траве [рс]; каве [рс], му [рс] (род. пад. мн. ч. от каверза, мурза);

      мо [рк] (морг), то [рк], хиру [рк], четвё [рк], йзве [рк], восто [рк],

      комсо[рк], ко[рш] (корж), мо[рш] (морж), сто[лп] (столб), до[лк] (долг), по [лс] (полз).

      Ср. глухие и полуглухие [р] и [л] перед конечным глухим согласным спи [рт], бо [рт], по [рт], мо [рс], во [рс], то [рс], ку [рс],

      пи [рс]; па[рк], фа[рш]; по [лк], шё[лк], то [лк], бо [лт].

      При изложении правила о произношении глухих согласных на конце слова на месте звонких особо следует выделить случаи с г и в. Это объясняется тем, что по отношению к этим звукам особенно часто отмечается нарушение норм литературного языка под влиянием родного диалекта или языка говорящего. Разберем случаи с г и в раздельно.

      9.1.3. На месте г на конце слова, как уже было указано выше, в русском литературном языке произносится [к]: сне [к], плу[к ша [к], пиро [к], сапо [к], бере [к], ело [к], ро [к], дру [к], фла [к вра [к], овра [к], рыча [к], набё [к], шлан [к], флан [к], подло [к биоло[к], поро [к], вокру[к], вдру[к], доро[к] (род. пад. мн. ч.

      от дорога), продрб [к], помб [к] (от помогу), лё[к], ля [к], сберё [к], стерё[к], остри [к], зап[р’-6к] (запряг), дёне[к] (от деньги)-, ду [к], но [к] (род. пад. мн. ч. от дуга, нога).

      Согласные [г] и [к] на конце слова совпадают. Ср. он мне помб [к] и он весь промо [к].

      Представители южнорусских говоров, имея вообще [г] фрикативный (т. е. [у]), на конце слова при оглушении на его месте произносят звук [х]: сне [у] а — сне [х], дру [у] а — дру [х], но [у] а но [х], сапо [у] а — сапб [х], пиро [у] а — пиро [х]. Нередко, даже усвоив основные нормы литературного произношения, в частности усвоив взрывное образование [г] перед гласными, они все же на конце слова упорно продолжают произносить [х] вместо принятого в литературном языке [к], т. е. правильно произносят:

      [г]усь, [г] брод, сапо [г] а, пиро [г] а, дру [г] а, при неправильном сапб [х], пиро [х], дву [х], дёне [х] и т. д. Произношение [х] на месте г на конце слова, в особенности в отдельных словах, например в слове ша [х], встречается и в некоторых северно- русских говорах.

      Звук [х] на месте г на конце слова в литературном языке произносится лишь в одном слове бог: бо [х]. Это объясняется тем, что в этом слове, церковном по своему значению, с давних пор в литературном языке установилось произношение фрикативного [г]: 66 [у] а, 66 [у] у. Лишь в последнее время звук [у] в этом слове уступил звуку [г]: 66[г]а, 66[г]у. Однако взрывное [г] появилось в этом слове лишь перед гласным; на конце слова по старой норме продолжают и теперь произносить [х].

      Звук [х] на месте г на конце слова может произноситься также в род. пад. мн. ч. от слова благо: бла [х]. Это также связано с тем, что в соответствии со старыми нормами литературного языка в этом слове, как церковном по происхождению, мог произноситься фрикативный [г], т. е. [у]. Однако нормой для современного литературного языка уже является произношение бла [к].

      О произношении слов бог и благо см. выше, § 7.1.

      Ввиду всего сказанного произношение согласного на месте г на конце слова требует особого к себе внимания.

      О произношении звука на месте г до некоторой степени можно судить по рифмам в поэзии XIX в. и — шире — вообще в поэзии, придерживающейся точной рифмы. Элементы церковного произношения в XIX в. были, естественно, много сильнее, чем в последующее время. Высокому стилю, особенно в поэзии, было свойственно произношение [у], а на конце слова по общему правилу оглушенное [у], т. е. [х]; произносили снё [у] а — сне [х], ДРУ М а — ДРУ [х] и т. д. (см. § 1.5).

      Другое дело у С. Есенина: Затуманились лощины, / Серебром покрылся мох. / Через прясла и овины / Кажет месяц белый рог («На лазоревые ткани. »). Или: Парень бравый, синеглазый / Загляделся не на смех.

      словно снег («Плясунья»). Есенин рифмует также доспех — снег, враг — в облаках, дух — друг, дух — круг, петух — луг, других — миг, порог — вздох, страх — очаг, очаг — плечах и т. д.

      Правда, С. Есенину, в особенности в его ранней поэзии, не чужды были элементы церковного языка. Однако можно не сомневаться, что то самое явление, которое в поэзии Тютчева и Фета можно считать скорее принадлежностью высокого стиля, у Есенина представляет собой элемент родного рязанского говора (который широко отражается и в других сторонах его поэтического языка, например в лексике).

      То же, в общем, можно сказать и об М. Исаковском. Правда, у него встречается рифмовка г с к (огонёк — прилёг, что может предполагать нечуждость ему и литературного произношения ([к] на месте г в конце слова). Есть у него и неточная рифмовка, например к с х (типа стих — блик). Однако очень часто М. Исаковский, как и Есенин, рифмует г с х. Приведем несколько примеров. Все коровы через луг — /В лес поодиночке./ Утомился дед-пастух / и заснул на кочке («Подпаски»), Или: Дрова таскаю. Печь топлю в квартире. /Курю какой-то невозможный мох, /Варю и ем картошку в вицмундире, /Как выразился здешний педагог («Зима в Чистополе»), М. Исаковский рифмует друг — пастух, отдых — подвиг, миг — своих, на миг — из них. Многочисленность таких примеров скорее всего свидетельствует о наличии у него родного смоленского произношения звука [х] на месте г в конце слов.

      Итак, норма современного литературного языка — взрывное, мгновенное произношение [г] — звонкое в положениях, где различаются [г] и [к], и глухое ([к]) на конце слова. Что касается чтения стихов, то надо учитывать их характер, стиль, звучание, время издания, преобладающий характер рифмы (точной или неточной). Имеют значение, конечно, также места, где родился, провел юные годы или жил поэт.

      выше, в русском литературном языке произносится [ф]: ро кро[ф , боро[ф], клю[ф], поры[ф], ло[ф], норо[ф], нра залй ф], пролй [ф], ле [ф], бура [ф], соста [ф], вызо [ф], остро не [рф], резё [рф], здорб [ф], труслй [ф], ечастли [ф], спеси болтлй [ф], довёрчи [ф], настбйчи [ф], он пра [ф]; ело [ф], ели

      9.1.4. На месте буквы в на конце слова, как уже было указано

      тра [ф], брит [ф], поч[ф], коро [ф], дро[ф], столб [ф], домб плодб ф], пирогб[ф], краё[ф] (род. пад. мн. ч.); узна приня [ф], призна [ф], увйде[ф], сказа[ф], нарёза[ф], подума [ф]; кро[ф’] (кровь), любб[ф’], бро[ф’] (бровь), морко[ф’], цёрко[ф’|, че[р’ф’] (червь), ве[т’ф’] (ветвь), 6бу[ф’] (обувь), я[ф’] (явь), вно[ф’] (вновь), вкри[ф’] (вкривь), впла[ф’] (вплавь), пра[ф’] (правь), ста[ф’] (ставь), не дыря[ф’],- не шепеля[ф’], не слюня [ф’), уба [ф’] (убавь), оста [ф’] (оставь), приготб[ф’], напра[ф’].

      Эта норма нарушается представителями ряда говоров (чаще

      южнорусских), а также украинцами или белорусами, произносящими вместо [ф] в этом положении [у] неслоговой ([у]) или губно-губной (иначе — билабиальный) [в], т. е. [w]: здорб[у] или здорб [w], нары [у] или нары [w], коро [у] или коро [w], столб [у] или столб [w]. Следует твердо помнить, что на месте в на конце слова должен произноситься глухой согласный, и притом губно-зубной, а не губно-губной, т. е. нижняя губа должна приближаться к верхним зубам, а не к верхней губе; иными словами, верхняя губа не должна принимать участия в образовании этого звука.

      9.1.5. Вместо звонкого согласного на конце слова произносится соответствующий глухой не только тогда, когда конец слова является в то же время концом фразы или части фразы, отделенной от следующей части паузой, но во многих случаях также и при слитном произношении данного слова с последующим, т. е. при отсутствии между ними паузы[18]. При этом глухой согласный вместо звонкого в конце данного слова обычно произносится не только перед глухим согласным следующего слова (например, хлё[п-х]орбший), но и в тех случаях, когда следующее слово начинается с гласного звука или одного из сонорных согласных— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также [в].

      Перед гласными: медвё [т’-у] бйт; скла [т-л] ткрыт; гбро[т- а] страхань; лоша [т’-л] пять остановилась; пбгре [п-л] пять оставили открытым; гри[п-э]тот хороший; озя [п-6] чень; голу [п’-у] ле- тёл; пиро [к-у]дался; бёре [к-л] пять показался; дёне [к-у] меня нет; продрб [к-о] н очень; не мб [к-о] н зайти; стерё [к-л] ндрёй стадо; опять морб [с-у] дарил; залё [с-л] пять на крышу; гря [с’-у] жасная; гру [с-л]тправили; лаба [с-л] ткрыт; слё[с’-л]ттуда; рб[ш-у] родилась; стбро [ш-у] шёл, отрё [ш-л] ндрёю хлеба; бла[ш-э]ту брось; тара [ш-л] ткрыт; дрб[ф-л] пять навезли; улб[ф-6]чень

      большой; слб[ф-ё]тих я не знаю; на грядке моркб[ф’-л]дна; коро [ф-у] нас много; увйде [ф-а] нну; крб [ф’-и] дёт.

      Примеры на сочетания согласных в конце слова: звё[ст- ё]тих; пбе [ст-л] пять опоздал; дрб [ст-у] летёл.

      Перед сонорными: [р] —снё [к-p] астаял; медвё [т’-р] ычйт; клу [п-р] аббтает; моркб[ф’-р]астёт; нарё[ш-р] ыбу; завхб [с-р] аз- решйл; [л] —дру [к-л’] юбймый; дбро [к-л’и] хлеб; отря [т-л] ыжни- ков; не озя[п-л’и]; голу [п’-л’]етйт; здорб [ф-л’и] ты; крб[ф’- л’]6]тся; не загры [с-л’и] волк; расска[с-л’]ескбва; нарё[ш- л’]имбн; [м] —дёне [к-м] ало; скла [т-м] ашйн; дрб[ф-м]ало; хлё [п-м]олбтят; рб [ш-м] олбтят; привё[с-м]ыло; нама[ш-м] ас- лом; [н] —лё [к-н] авзничь, дёне[к-н’]е надо; дорб [к-н’] ет; вперё [т-н] адо; нары[ф-н]а ноге; грй[п-н]ашлй; нб[ш-н]а столё.

      Перед [j] ([і]): ело [ф-j’a] не расслышал; дрб [ф-уа] нарубил много; fle [k-j-a] uia спать; озя] п-j’a] что-то; расска [c-j’h6] го мне понравился; ро [ш-іэ] ровая давно поспела.

      Перед [в]: ду[п-в]ырос; сру [п-в]ывезли; стерё[к-в]ам стадо, дру [к-в] аш; пара [т-в] бйск; ро [ш-в] ысбкая; не ле [с’-в] огонь, влёс[с-в]окнб.

      При стечении на стыке слов двух [в] первый из них обычно оглушается, и вместо него произносится [ф]: здорб [ф-в] аш сын; рб[ф-в]ыкопали; домб [ф-в] ыстроили много; любо [ф’-в’] еры; слб[ф-в]аших я не слыхал.

      Примеры на сочетания согласных в конце слова: надё[шт- н]аших не оправдал; й [сп-в] аших не вйдел; ля [ск-м]ашйн; грб [с’т’-в’и] нограда.

      9.1.6. Предлоги близ (произносится бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг, а также частицы ведь, уж произносятся с глухими согласными на конце не только перед глухими согласными следующего слова, но также и перед гласными, сонорными согласными [р], [л], [м], [н], [j], ([і]) и, кроме того, перед [в]. Таким образом, произносится не только блй [с’-с’]ела; напроти [ф-ш] колы; вокру [к-п] руда; ве[т’-т]ам он; у[ш-т]ы сделай это, но также бли[с’-6’]зера; проти [ф-6] кон; напроти [ф-у]лицы; вокру [к-о-] зера; ве[т’-6]н уже приехал; у[ш-л]нй-то знают, что делать; блй [с’-р’] екй; скво [с’-л’] ёс; проти [ф-л] авки; проти [ф- м]оегб дома; вокру [к-н] ашей школы; ве[т’-м]ы не знали этого; блй [с’-в] оды; у[ш-н’]е вы ли это сдёлали; вокру [к-уо]лки; ве[т’-]’а] это знаю; y[ui-j’a]-TO это сдёлаю и т. д.

      9.1.7. Особо следует отметить произношение имен и отчеств в тех случаях, когда имя кончается звонким согласным: на месте звонкого согласного произносится глухой не только перед глухим согласным, с которого начинается отчество, но также и перед гласным, сонорным согласным— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также перед [в]. Примеры:

      глухой согласный перед глухим — Глё [п] -Сергёевич, Лё[ф]- Петрбвич, Олё [к] -Константйнович;

      глухой согласный перед гласным — Глё[п-ы]ванович, Лё[ф]- Антбнович, Любо [ф’] -Алексёевна, Про [ф-ы] ванович, Олё [к] — Александрович, Леонй [т-ы] ванович;

      глухой согласный перед сонорными и [в] — Глё [п] -Миронович, Лё [ф] -Михайлович, Олё [к] -Романович, Леонй [т] -Лазаревич, Любо [ф’]-Никйтична;

      Леонй [т-jy] рьевич, Леонй [т-м] аксймович, Любо [ф’-j ‘а] ков- левна, Глё[п]-Васйльевич, Олё [к]-Владймирович, Леонй [^-Витальевич.

      При сочетании двух [в] (на конце имени и в начале отчества) на месте первого [в] произносится [ф]: Лё [ф]-Владймирович, Про [ф]-Васйльевич, Любо [ф’]-Васйльевна. Так же произносятся имена с фамилиями: Глё [п]-Успёнский, Леонй [т]-Андрёев.

      scicenter.online