Общая характеристика действующей судебной системы РФ
Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.
2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.
Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.
Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».
Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
be5.biz
Функции судов субъектов рф
Суды субъектов РФ
Суд субъекта РФ – это Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.
Компетенция суда субъекта РФ:
1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
– о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни:
– об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и объединений;
– о прекращении или приостановлении деятельности меж региональных и региональных общественных объединений;
– об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий субъектов РФ по подготовке и проведению референдума РФ, региональных референдумов, выборов Президента РФ, выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, высшего должностного лица субъекта РФ, кроме решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий;
– дела, связанные с государственной тайной;
– дела по жалобам на решения районных судов, принятые ими и качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;
2) рассматривает в качестве суда кассационной инстанции:
– дела по жалобам на решения районных судов и мировых судей, вступившие в силу, а также в отношении решений, принятых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции;
– рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
3) иные полномочия.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа исполняет поручения судов иностранных государств, переданные ему в порядке, установленном федеральным законом или международным договором РФ.
Состав верховного суда субъекта РФ. Суд субъекта РФ рассматривает дела, отнесенные к его компетенции следующим составом: а) гражданские и административные дела – судьей единолично либо коллегией в составе трех судей; б) уголовные дела – коллегией в составе трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией в составе судьи и народных заседателей; в) дела по жалобам на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, – коллегией в составе трех судей, а жа лобы на решения районных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища, а также жалобы на решения и действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора, – судьей единолично; г) жалобы на решения районных судов, мировых судей, вступившие в силу, а также в отношении решений, принятых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции, – судьей единолично.
Помимо судей в состав суда субъекта РФ входят:
– президиум соответствующего суда;
– судебные коллегии и судебные присутствия.
Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007
www.tamognia.ru
5.3. Суды субъектов РФ
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:
– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
Состав и структура суда субъекта РФ. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.
Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа наделен следующими полномочиями:
– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
– заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;
– рассматривает вопросы работы аппарата суда;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.
Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.
Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
– руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;
– созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
– распределяет обязанности между заместителями председателя;
– организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;
– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
– председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;
– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
– образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
– представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;
Организация работы в краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа осуществляется в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов».
www.e-reading.mobi
23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции
Верховные суды занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Суды среднего звена равнозначны по компетенции, структуре и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.
В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.
Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.
В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).
Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Суды среднего звена состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда. Они действуют в составе:
судебной коллегии по гражданским делам;
судебной коллегии по уголовным делам.
Кроме того, в их состав входят аппараты судов, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.
24.Верховный суд рф: его полномочия и структура
На основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Также Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации.
Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основные подразделения Суда:
Пленум (включающий в свой состав всех судей Верховного суда, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства);
Президиум (рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства);
Апелляционная коллегия (рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции); . По гражданским делам с 1 января 2012 года, по уголовным с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия по гражданским делам;
Судебная коллегия по уголовным делам;
Судебная коллегия по административным делам;
Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и иные судебные решения, вступившие в силу.
При Верховном Суде РФ действуют следующие органы:
1) Судебный департамент (является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия);
2) Научно-консультативный совет (совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики).
studfiles.net
Правозащитная функция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Портнова Елена Витальевна
В статье рассматривается правозащитная функция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации . Конституционный (уставный) суд является гарантом верховенства конституции (устава) субъекта РФ. Верховенство норм федеральной Конституции, норм регионального Основного закона не может быть реализовано на практике без эффективного механизма приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации Выводы, представленные в статье, будут способствовать расширению теоретических и практических представлений относительно деятельности региональных органов конституционной юстиции, в связи с чем предполагается, что они могут иметь определенную ценность для науки Конституционное право. Публикация предназначена для научных работников, преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, судейского сообщества, а также всех, кто интересуется проблемами деятельности региональных органов конституционного контроля .
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Портнова Елена Витальевна,
HUMAN RIGHTS FUNCTION OF CONSTITUTIONAL (CHARTER) COURTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The aim is to highlight the human rights function in the work of the constitutional (authorized) vessels of subjects of the Russian Federation. Conclusions: constitutional (charter) court is the guarantor of the rule of the constitution (statute) of the RF subject. The rule of the rules of the Federal Constitution, the regional standards of the Basic Law cannot be practiced without an effective mechanism for bringing the normative-legal acts into conformity with the Constitution Practical value: the findings presented in this article will enhance theoretical and practical views on the activities of regional bodies of constitutional justice, in connection with which it is assumed that they may have some value to the science of constitutional law. Value: article is intended for researchers, lecturers-lei, students, post-graduate law schools, judicial community, as well as anyone interested in the problems of activities of the regional bodies of the constitutional control.
Текст научной работы на тему «Правозащитная функция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации»
кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается правозащитная функция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд является гарантом верховенства конституции (устава) субъекта РФ. Верховенство норм федеральной Конституции, норм регионального Основного закона не может быть реализовано на практике без эффективного механизма приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации
Выводы, представленные в статье, будут способствовать расширению теоретических и практических представлений относительно деятельности региональных органов конституционной юстиции, в связи с чем предполагается, что они могут иметь определенную ценность для науки Конституционное право.
Публикация предназначена для научных работников, преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, судейского сообщества, а также всех, кто интересуется проблемами деятельности региональных органов конституционного контроля.
Ключевые слова: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, защита основных прав и свобод, правозащитная деятельность, конституционный контроль.
Candidate of law, associate professor Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
HUMAN RIGHTS FUNCTION OF CONSTITUTIONAL (CHARTER) COURTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The aim is to highlight the human rights function in the work of the constitutional (authorized) vessels of subjects of the Russian Federation. Conclusions: constitutional (charter) court is the guarantor of the rule of the constitution (statute) of the RF subject. The rule of the rules of the Federal Constitution, the regional standards of the Basic Law cannot be practiced without an effective mechanism for bringing the normative-legal acts into conformity with the Constitution
Practical value: the findings presented in this article will enhance theoretical and practical views on the activities of regional bodies of constitutional justice, in connection with which it is assumed that they may have some value to the science of constitutional law.
Value: article is intended for researchers, lecturers-lei, students, postgraduate law schools, judicial community, as well as anyone interested in the problems of activities of the regional bodies of the constitutional control.
Key words: constitutional (charter) courts of the subjects of the Russian-Federation, the protection of fundamental rights and freedoms, human rights work, the constitutional review.
Любое федеративное государство предполагает наличие двухуровневой системы законодательства — уровня федерации и уровня субъекта федерации. В Роcсийскoй Фeдерации федерaльный урoвeнь предcтавлeн Конституцией РФ,
федеральными конституционными и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Законодательство субъектов РФ представляют конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Конституции и уставы субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя Российской Федерации, институт прав и свобод человека и гражданина, систему органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и компетенцию. Сказанное означает, что учредительные акты субъектов РФ имеют для них конституционное значение.
В Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях созданы органы конституционного контроля, соответствующие указанным двум уровням законодательства федеративного государства. Создание данных органов обуславливалось необходимостью правовой охраны Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ от их нарушений нормативными правовыми актами более низкого уровня. На уровне Федерации эту роль выполняет Конституционный Суд РФ, в субъектах РФ — специализированные органы конституционного контроля как конституционные и уставные суды, занимающиеся обеспечением юридического верховенства учредительных актов субъектов РФ по сравнению с иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что само федеративное устройство России обуславливает существование двух уровней судебного конституционного контроля — Российской Федерации и субъектов РФ. Это объективная предпосылка формирования органов конституционной юстиции в современной России. Особенно это касается регионального уровня, поскольку основной массив законодательства Российской Федерации представлен именно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В последние годы в научных работах стал употребляться термин «судебный федерализм». Под ним исследователи понимают систему организационных, процессуальных, юридико-технических и организационных методов и приемов разрешения конституционно-правовых споров между федерацией и субъектами Федерации, разъяснение содержания конституционных норм и преодоление коллизий между ними с целью укрепления федеративных основ государства, расширения сотрудничества и взаимодействия между различными уровнями государственной власти в федеративном государстве [9, с. 6]. В научных работах также отмечается, что судебный федерализм представляет собой принцип, форму и режим устройства судебной власти, приспособленной к федеративному характеру государства и отношениям между Федерацией и субъектами Федерации [4, с. 62].
Институт судебного федерализма исследователи характеризуют также с позиций выявления особенностей организации судебной власти в федеративных государствах, которые вытекают из сочетания взаимодополняющих принципов централизации и децентрализации судебной власти, обусловленные формой государственного устройства [7, с. 19]. Вопрос создания органов конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ не утрачивает своей актуальности, а современные реалии заставляют по-новому взглянуть на проблему создания такого суда в каждом субъекте Российской Федерации [3, с. 34].
Таким образом, в федеративном правовом государстве каждому уровню представительной власти должен соответствовать собственный уровень конституционного контроля. В тех субъектах Российской Федерации, где нет органов конституционного контроля, можно говорить об усеченном действии принципа разделения властей [8, с. 70].
Тем не менее, Конституция РФ и федеральное законодательство прямо не предусматривают обязанности субъектов РФ создавать органы конституционного
контроля. Долгое время в юридической литературе продолжались споры о законности учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, которые были прекращены принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Согласно статьи 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов его органов государственной власти, а также органов местного самоуправления конституции (уставу) соответствующего субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ высказал правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации может избрать любую организационную модель органа региональной конституционной юстиции как в части определения его компетенции, так и в части наделения полномочиями судей, ориентируясь, в том числе и на нормы Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Вместе с тем региональный законодатель обязан предусмотреть все необходимые гарантии для сохранения баланса властей, не предоставляя каких-либо преимуществ одной из них, а также создавая применительно к избранной модели достаточные гарантии самостоятельности и независимости собственного органа конституционной юрисдикции [6, с. 737].
В итоге, руководствуясь положениями федерального законодательства и правовыми позициями Конституционного Суда РФ, многие субъекты Российской Федерации приняли законы о конституционных (уставных) судах. В последние годы процесс учреждения органов конституционного контроля в субъектах РФ начал набирать новые обороты (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Челябинская область) [5, с. 30]. На сегодняшний день конституционные (уставные) суды созданы в 18 из 83 субъектов Российской Федерации.
К сожалению, приходится констатировать, что с момента закрепления в учредительных актах субъектов Федерации норм о конституционных (уставных) судах до принятия специальных законов об органах конституционного контроля, а затем до начала функционирования самих судов проходит достаточно длительный период времени. Так, первый Закон Республики Тыва «О Конституционном Суде Республики Тыва» был принят еще 24 декабря 1994 года, и лишь в 2003 году он начал функционировать.
Если обратиться к региональному законодательству, то важно отметить, что более чем в половине субъектов Российской Федерации в их конституциях (уставах) предусматривается возможность создания конституционных (уставных) судов. Однако регионы не торопятся создавать такие органы, на что есть объективные причины.
Главной причиной противодействия созданию конституционных (уставных) судов является нежелание законодательных органов власти субъектов РФ включать мощный и эффективный контролирующий орган в лице конституционного (уставного) суда, а также опасение идти на самоограничение и установление судебного контроля за региональной нормотворческой деятельностью. В этом заключается превентивная роль судебного конституционного контроля — законодатель принимает нормативные правовые акты в условиях того, что он знает о возможном обжаловании его акта в будущем. Другой причиной выступает отсутствие профессионалов в области конституционного права для выполнения высококвалифицированной работы. Кроме того, на содержание конституционных (уставных) судов субъектов РФ требуются значительные финансовые вливания.
Вместе с тем, существующие на сегодняшний день конституционные (уставные) суды субъектов доказывают свою социальную значимость и выступают одним из факторов, способствующих формированию институтов гражданского общества. За небольшой период своего существования они провели значительную
работу по защите основных прав и свобод человека и гражданина, укреплению конституционной законности, формированию единого правового пространства.
Среди доводов, доказывающих необходимость создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах РФ, можно назвать следующие:
Во-первых, региональные органы конституционного правосудия разрешают публично-правовые споры, дают официальное толкование правовым нормам. Акты, признанные ими противоречащими конституции (уставу) субъекта РФ в целом либо в части, теряют юридическую силу со дня провозглашения решения.
Во-вторых, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые по результатам рассмотрения жалоб граждан на нарушение основных прав и свобод, выходят за рамки конкретного дела. Региональные органы конституционного контроля защищают интересы не только человека, который непосредственно подал жалобу, но и других лиц, в отношении которых неконституционный акт мог быть применен в будущем. Следовательно, в зависимости от места жительства в том или ином субъекте Российской Федерации граждане наделяются различным набором средств судебной защиты своих прав посредством конституционного судопроизводства. Граждане, имеющие место жительства в тех субъектах Российской Федерации, где действуют конституционные (уставные) суды, пользуются двойной судебной защитой прав и свобод. Это, в свою очередь, противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет принцип равенства всех перед законом и судом. Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, не только граждане, но и субъекты РФ оказываются в неравном положении в обеспечении защиты прав и свобод [2, с. 28].
В-третьих, правовые позиции, высказанные конституционными (уставными) судами субъектов РФ, являются ориентирами для дальнейшей деятельности представительных органов в сфере обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, конституционные и уставные суды субъектов РФ выполняют важнейшую функцию одновременно в трех сферах: охрана Основного закона субъекта РФ, официальное толкование конституции (устава) субъекта РФ, защита основных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, региональные органы конституционного правосудия не разделяют свою деятельность в этих сферах, поскольку цели и задачи конституционного правосудия неразрывно связаны между собой, а защита основных прав и свобод осуществляется при рассмотрении всех категорий дел.
В-пятых, конституционный (уставный) суд субъекта РФ завершает развернутое построение трех ветвей власти, обосновывает принцип разделения властей и в значительной степени оформляет «государственно-правовой» статус субъекта Российской Федерации как государственного территориального образования в составе федеративного государства. Наличие конституционного (уставного) суда в российском субъекте способствует окончательному достраиванию принципа разделения властей на региональном уровне [1, с. 30].
Таким образом, конституционный (уставный) суд является гарантом верховенства конституции (устава) субъекта РФ. Верховенство норм федеральной Конституции, норм регионального Основного закона не может быть реализовано на практике без эффективного механизма приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруков А.В. О необходимости создания и совершенствования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А.В. Безруков, А.О. Казанцев // Журнал конституционного правосудия. — 2012. — № 2. — С. 28-34.
2. Безруков А.В. Уставный Суд как необходимый элемент государственно-правовой системы объединенного Красноярского края / А.В. Безруков, А.А. Кондрашев // Журнал конституционного правосудия. — 2008. — № 5. — С. 28-33.
3. Демидов В.Н. Актуальные вопросы развития региональной конституционной (уставной) юстиции в Российской Федерации / В.Н. Демидов // Журнал конституционного правосудия. — 2011. — № 1. — С. 33-37.
4. Жарков М.О. Юридическая природа конституционных (уставных) судов субъектов и необходимость их дальнейшего развития в судебной системе Российской Федерации / М.О. Жарков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 1. — С. 60-68.
5. Заболотских Е.М. Межрегиональный круглый стол «Уставный суд Кировской области: проблемы и перспективы создания» / Е.М. Заболотских // Журнал конституционного правосудия. — 2010. — № 1. — С. 28-32.
6. Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения, 2005 / сост. В. Г. Стрекозов. — М. : Юристъ, 2006. — 863 с.
7. Нелюбина А.А. Мировые судьи в Российской Федерации: комплексный анализ: дисс. . канд. юрид. наук / А.А. Нелюбина. — Екатеринбург, 2006. — 226 с.
8. Цалиев А.М. Законодательное и организационно-практическое обеспечение создания и развития конституционных (уставных) судов в субъектах РФ / А.М. Цалиев // Юридическая наука. — 2013. — № 3. — С. 66-71.
9. Чурбаков А.В. Канадская конституция и судебный федерализм: автореф. дис.канд. юрид. наук / А.В. Чурбаков. — СПб., 2000. — 164 с.
1. Bezrukov A.V. Kazantsev A.O. On Necessity of Establishing and Improving Competence of Constitutional (Charter) Courts of Constituent Entities of the Russian Federation.
Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia = Journal of Constitutional Justice, 2012, no. 2, pp. 2834 (in Russian).
2. Bezrukov A.V., Kondrashev A.A. Authorized Court as Necessary Element of State and Legal System of the United Krasnoyarsk Region. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia = Journal of Constitutional Justice, 2008, no. 5, pp. 28-33 (in Russian).
3. Demidov V.N. Topical Issues of Development of Regional Constitutional (Authorized) Justice in the Russian Federation. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia = Journal of Constitutional Justice, 2011, no. 1, pp. 33-37 (in Russian).
4. Zharkov M.O. Legal Nature of the Constitutional (Statutory) Courts in the Subjects and Necessity of Further Development thereof in the Judicial System of the Russian Federation. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences, 2015, no. 1, pp. 60-68 (in Russian).
5. Zabolotskikh E.M. Interregional Roundtable Discussions «Authorized Court of the Kirov Region: Problems and Prospects of Creation. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia = Journal of Constitutional Justice, 2010, no. 1, pp. 28-32 (in Russian).
6. Strekozov V. G. (ed.) Konstitutsionnyi sud Rossiiskoi Federatsii: Postanovleniia. Opre-deleniia 2005 [Constitutional court of the Russian Federation: Resolutions. Definitions, 2005].Moscow, Iurist» Publ., 2006,863 p.
cyberleninka.ru