Подписан Федеральный закон «О безопасности»

Президент подписал Федеральный закон «О безопасности».

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года.

Справка Государственно-правового управления

За годы действия Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» существенно изменился характер реальных внешних и внутренних опасностей и угроз, участились природные и техногенные катастрофы, возникли принципиально новые проблемы в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами. Серьёзные изменения претерпела стратегия международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно потребовались корректировка действующего Закона «О безопасности», расширение и уточнение целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

В Федеральном законе в соответствии со статьёй 83 Конституции Российской Федерации определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации, его задачи, функции, состав и порядок организации деятельности.

К основным задачам Совета Безопасности Российской Федерации согласно Федеральному закону относятся: обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации, а также ряд других.

В соответствии с Федеральным законом Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

kremlin.ru

Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мансуров Гафур Закирович

Статья содержит сравнительно-правовой анализ ФЗ «О безопасности » от 28.12.2010 г. и Закона РФ от 5.03.1992 г. «О безопасности ». Отмечаются недостатки нового закона. Предлагаются меры по их исправлению. Обосновывается необходимость реализации принципа рамочного законодательного регулирования основ обеспечения безопасности .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мансуров Гафур Закирович,

Текст научной работы на тему «Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности»

МАНСУРОВ Гафур Закирович

Кандидат юридических наук, доцент кафедры права

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-26 е-таИ: mansuroff@yandex.ru

Новый закон о безопасности и старые проблемы законодательства о безопасности

Аннотация. Статья содержит сравнительно-правовой анализ Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. и Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Отмечаются недостатки нового закона. Предлагаются меры по их устранению. Обосновывается необходимость реализации принципа рамочного законодательного регулирования основ обеспечения безопасности.

29 декабря 2010 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О безопасности» (далее

— Закон-2010) [1. С. 21]. В пояснительной записке к проекту данного документа содержится лапидарная формулировка причины его принятия: «Практика применения Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» показала необходимость его корректировки, уточнения основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности, полномочий органов государственной власти в данной области, а также статуса Совета Безопасности Российской Федерации».

Целями данной статьи являются (1) сравнительно-правовой анализ старого и нового законов и (2) выявление роли ФЗ «О безопасности» в системе правовых регуляторов, обеспечивающих безопасность.

По мнению автора, данный документ приобрел ряд новых и сохранил ряд недостатков,

присущих старому закону, к числу важнейших из которых относятся следующие.

1 Несоответствие названия документа его содержанию. В Законе-2010, по сравнению с Законом РФ 1992 г. (далее

— Закон-1992), нарушение данного правила юридической техники является даже более серьезным: теперь уже три главы из четырех содержат нормы о статусе субъектов, обеспечивающих безопасность. Таким образом, судя по содержанию документа, он представляет собой не закон о безопасности, а закон об органах, обеспечивающих безопасность.

2 Несоответствие содержания документа статусу базового закона. Согласно ст. 1 Закона-2010, данный нормативный акт определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Соответственно, Закон-2010 должен быть базовым (рамочным) для иных нормативных актов в сфере обеспечения безопасно-

сти. Характеристика данного документа как основного в сфере обеспечения безопасности является распространенной в литературе [16. С. 62]. Поэтому он должен: (1) содержать унифицированный понятийный аппарат в сфере безопасности и основные параметры безопасности и (2) обеспечивать взаимодействие иных нормативных актов в области безопасности.

Следует учитывать, что в настоящее время, кроме вышеназванного Закона, действуют 86 законов, более 60 указов Президента РФ и других подзаконных актов, регламентирующих отдельные аспекты безопасности. Все они, в силу вышеуказанного обстоятельства, должны соответствовать Закону-2010. Однако особые режимы функционирования системы обеспечения безопасности — режим чрезвычайного положения и режим военного положения -регламентируются федеральными конституционными законами

[2; 3], в то время как Закон-2010 имеет статус обычного закона.

По этой причине представляется в определенной мере обоснованным высказанное в литературе суждение о том, что «защита национальной безопасности обеспечивается действием чрезвычайных правовых режимов, которые в перспективе могли бы быть объединены в кодекс законов о защите национальной безопасности» [8. С. 15].

3 Серьезным недостатком Закона-2010 является отсутствие понятийного аппарата. В частности, в отличие от Закона-1992 и Модельного закона стран СНГ «О безопасности» от 15 октября 1999 г., отсутствует определение термина «безопасность». Данный недостаток является особенно заметным в силу того, что другие страны СНГ включили в базовый закон определение безопасности (ст. 1 Закона Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 г. «О национальной безопасности», ст. 1 Закона Украины от 19 июня 2003 г. «Об основах национальной безопасности Украины», ст. 1 Закона Республики Казахстан от 26 июня 1998 г. (в ред. от 14 октября 2005 г.) «О национальной безопасности Республики Казахстан» и др.). По этой, в частности, причине является обоснованным предложение о принятии Федерального закона «О национальной безопасности» с учетом содержания нормативных актов стран СНГ [12. С. 179].

Отсутствие легитимного определения термина создает трудности для юрисдикционных органов при применении нормативных актов, содержащих соответствующий термин. Как справедливо отмечает в связи с этим Д.В. Чухвичев, внесение в текст определений используемых в нем понятий, неизвестных в обычном языке, используемом широким кругом людей, или имеющих в

законе иное значение, нежели в общепринятом языке, является тем самым инструментом, который позволяет обеспечить всеобщую ясность, популярность законодательства, в котором для обеспечения его полноты используется специальная терминология [14. С. 179].

В силу вышеизложенного при применении Закона-2010 необходимо руководствоваться доктринальным определением безопасности [7. Кн. 1. С. 75].

Частным случаем вышеуказанной проблемы является отсутствие легитимного перечня видов безопасности и, соответственно, «умножение объектов безопасности и элементов ее состава, а также выхолащивание ее подлинного содержания при акценте на множественность опасностей» [11. С. 28].

В новом законе, в отличие от прежнего, отсутствует преамбула, но ее содержание включено в ст. 1 Закона-2010. Под преамбулой понимается часть нормативного акта, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного документа, а также указание на задачи, которые должны быть достигнуты в процессе применения данного закона [9. С. 213], в то время как в Законе-1992 данная структурная единица фактически содержала предмет регулирования. Видимо, данное обстоятельство и послужило причиной ее невключения в новый закон.

4 Обращает на себя внимание и ряд иных недостатков Закона-2010. Так, например, Совет Безопасности характеризуется как совещательный орган (п. 1 ст. 13), но в то же время, согласно п. 3 ст. 18 Закона-2010, вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами. Как известно, совеща-

тельные органы не могут иметь полномочие на принятие обязательных актов. Очевидно, что по этой причине «предусмотренное в решениях указание о контроле за их исполнением аппаратом Совета Безопасности не подкрепляется специальной нормой об ответственности за невыполнение предложенных действий. Выполнение решения обеспечивается авторитетом и властью главы государства, в реализации полномочий которого участвует Совет» [5. С. 14].

Существующее мнение о том, что «Совет безопасности субъекта России является полноценным органом государственной власти» [15. С. 12] противоречит общепринятой точке зрения, согласно которой «орган государства — это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями» [13. С. 136].

В Законе-1992 в перечне лиц, участвующих в заседаниях Совета безопасности, был указан Председатель Верховного Совета РФ. В новом законе участие руководителей законодательного органа в деятельности Совета Безопасности прямо не предусмотрено, но включена отсылочная норма, согласно которой постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 15). Действующим в настоящее время Указом Президента РФ № 836 от 25 мая 2008 г. (ред. от 7 ноября 2010 г.) «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» в этот состав включены Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ [4]. Представляется, что данная (формулировка противоречит конституционному положению о равен-

Сравнительная таблица содержания Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. и Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в ред. от 26 июня 2008 г.)

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в ред. от 26 июня 2008 г. ) Федеральный акон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.

Преамбула Преамбула отсутствует, но ее содержание включено в ст. 1

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты Содержится толкование понятий «безопасность» и «жизненно важные интересы», перечислены основные объекты безопасности Отсутствует дефиниция как самой безопасности, так и ее элементов

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Иные субъекты — граждане, общественные и иные организации и объединения Термин «субъект обеспечения безопасности» отсутствует. Характеристика граждан и общественных объединений как субъектов безопасности исчезла, но сохранилась прежняя формулировка о том, что они «. участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности» (п. 4 ст. 4)

Статья 3. Угроза безопасности Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства Определение угрозы отсутствует, хотя данный термин содержится в п. 1 и 4 ст. 3 и в п. 3 ст. 14

Статья 4. Обеспечение безопасности Указываются разновидности мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в области поддержания безопасности Заменена более подробной статьей 3 «Содержание деятельности по обеспечению безопасности»

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности Установлены следующие основные принципы: 1) законность; 2) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; 4) интеграция с международными системами безопасности Принципы, в отличие от старого закона, нумеруются, а их количество увеличено до пяти. Исключены: (1) принцип соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и (2) принцип взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности. Включены: принципы (1) соблюдения и защиты прав человека и гражданина, (2) приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности и (3) системности и комплексности применения мер обеспечения безопасности. Изменена формулировка отдельных принципов (ст. 2)

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности Указаны основные нормативные акты, составляющие законодательную основу обеспечения безопасности Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности — изменения незначительны и носят в основном редакционный характер

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом Норма включена в состав принципов (п. 1 ст. 2)

Раздел II. Система безопасности Российской Федерации (ст. 8-12) Дублируется перечень субъектов, содержащийся в ст. 2 закона. Кроме того, указывается, что в эту систему включается законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности Упорядочены и расширены полномочия Президента РФ и Правительства РФ. Появилась норма (отсылочного характера) о полномочиях Федерального Собрания РФ (ст. 9)

Раздел III. Совет безопасности Российской Федерации (ст. 13-19) Совет безопасности является конституционным органом. Совет безопасности ответствен перед высшим законодательным органом (Верховным Советом РСФСР, а затем Федеральным Собранием РФ) (ст. 13) Глава 3. Статус Совета безопасности (ст. 13-18) Совет Безопасности является конституционным совещательным органом. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации (ст. 13)

Раздел IV. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности (ст. 20) Финансирование деятельности по обеспечению безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных средств Нормы о финансировании отсутствуют в силу того, что в настоящее время финансирование деятельности по обеспечению безопасности регламентируется бюджетным законодательством

Раздел V. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности (ст. 21-22). Ст. 21: органы государственной власти и управления РФ в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью субъектов, обеспечивающих безопасность. Ст. 22: общественные объединения и организации, граждане имеют право на получение ими информации о деятельности органов обеспечения безопасности Нормы о контроле и надзоре исключены как положения, дублирующие содержание нормативных актов, устанавливающих полномочия соответствующих органов государственной власти и управления (например, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 22 июля 2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации») или право граждан на получение ими информации о деятельности государственной власти и управления (например, ФЗ от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»)

Раздел «Заключительные положения» отсутствует Глава 4. Заключительные положения (ст. 19) — о признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. (в ред. от 26 июня 2008 г. )

стве и самостоятельности ветвей власти (ст. 10 Конституции РФ).

5 Согласно ст. 12 Закона-2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Однако данная норма требует узкого толкования в силу того, что из всех разновидностей безопасности в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится только обеспечение общественной безопасности (п. 1 ст. 72 Конституции РФ).

К числу существенных недостатков Закона-2010 следует отнести наличие серьезных пробелов в регулировании взаимодействия федеральных и региональных структур в сфере обеспечения безопасности, в частности, федерального и региональных советов безопасности. Следует согласиться со следующей предлагаемой схемой взаимодействия этих структур: «Региональные советы безопасности обобщают данные по состоянию безопасности в своих регионах и передают . непосредственно в Совет Безопасности РФ. . Совет Безопасности РФ анализирует поступившую информацию и докладывает ее Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ. В свою очередь, на основании поступившей в высшие органы государственной власти . информации разрабатывается программа действий по преодолению проблем в сфере региональной безопасности и в виде конкретных программ и проектов направляется в нижестоящие советы безопасности. которые следят за ее исполнением на местах» [10. С. 18].

В силу вышеизложенного является сомнительным утверждение о том, что «несмотря на отсутствие в нормативных актах ряда

субъектов Российской Федерации прямых указаний на наличие у советов безопасности властных полномочий, они являются органами исполнительной власти, производными от образующих их президентов, губернаторов, глав администраций» [15. С. 20].

Таким образом, предлагаются следующие меры по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасности.

1В целях оптимизации системы правовых регуляторов необходимо реализовать принцип рамочного законодательного регулирования основ обеспечения безопасности. Исходя из этого принципа, предлагается, во-первых, включить в Закон-2010 основные элементы системы обеспечения национальной безопасности России (раздел 1 «Общие положения» Закона-1992) и, во-вторых, наделить Закон-2010 статусом федерального конституционного закона и, соответственно, исключить из их числа ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2 Следует отменить п. 3 ст. 18 Закона-2010 в силу несоответствия статусу Совета Безопасности как совещательного органа (п. 1 ст. 13 Закона-2010).

3Исключить из Указа Президента РФ № 836 от 25 мая 2008 г. (ред. от 7 ноября 2010 г.) «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» норму о включении в состав Совета Безопасности Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ в силу ее несоответствия ст. 10 Конституции РФ.

1. О безопасности: Федер. закон от 28 декабря 2010 г. // Российская газета. 2010. 29 декабря.

2. О военном положении: Федер. консти-туц. закон от 30 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3. О чрезвычайном положении: Федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753.

4. Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 836 от 25 мая 2008 г. (ред. от 7 ноября 2010 г.) // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2534; 2010. № 45. Ст. 5774.

5. Барышникова В.В. Решения Совета Безопасности Российской Федерации: понятие, правовая природа, виды и юридическая сила // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

6. Белхароев Х.У. Правовое обеспечение продовольственной безопасности современной России: автореф. дис. . канд. юр. наук. М., 2003.

7. Дворядкина Е.Б. Национальная экономика. Екатеринбург, 2001.

8. Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юр. наук. М., 2002.

9. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2008.

10. Кирьянов А.Ю. Соотношение полномочий властных субъектов обеспечения региональной безопасности в рамках институциональной подсистемы // Юридический мир. 2010. № 1.

11. Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: автореф. дис. . д-ра юр. наук. СПб., 2005.

12. Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» // Право и государство. 2008. № 3 (39).

13. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.

14. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. М., 2008.

15. Шабрин А.И. Совет безопасности в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. . канд. юр. наук. СПб., 2000.

16. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2005.

cyberleninka.ru

Новый федеральный закон «О безопасности» РФ

Новый федеральный закон «О безопасности» РФ

Основным документом, посвящённым проблеме безопасности граждан в РФ является Закон «О безопасности». Законодательным документам свойственно периодическое обновление. Этим обусловлен тот факт, что рано или поздно должна была появиться новая редакция закона о безопасности.

Предшествующий Федеральный Закон О безопасности РФ был принят 5 марта 1992 и некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности. Если в общих чертах описывать прежний Федеральный Закон О безопасности РФ: документ содержит V разделов и 22 нормативные статьи. Содержание статей первого раздела содержат определения основных понятий, таких как «безопасность, жизненно важные интересы, объекты и субъекты обеспечения безопасности, угрозы безопасности, обеспечение безопасности». Второй раздел Закона рассматривает основные параметры системы безопасности в Российской Федерации, особенности функционирования данной системы. В третьем разделе Федеральный Закон О безопасности РФ рассматривает статус и основные полномочия Совета Безопасности России. Четвёртый раздел – финансирование деятельности по обеспечению безопасности, пятый – контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности.

Новый закон о безопасности

Новый закон о безопасности определяет основные принципы обеспечения безопасности государства, общественной, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, и устанавливаются полномочия всех органов власти в области безопасности. Новый закон о безопасности закрепляет статус Совета Безопасности РФ как конституционного совещательного органа, который занимается подготовкой решений президента по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Новая редакция закона О безопасности предусматривает также изменения по другим вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, и вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Новый закон о безопасности устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности. Документом также устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ, федеральных органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ, а также муниципалитетов. Закон закрепляет за гражданами и общественными объединениями право на участие в реализации госполитики в области обеспечения безопасности.

Основные принципы обеспечения безопасности:

Наиболее важной частью новой редакции можно назвать основные принципы обеспечения безопасности, которые регламентирует документ. Законопроект предусматривает 11 направлений деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, а также безопасности личности. Итак, основные принципы обеспечения безопасности в новой редакции — прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления. Согласно документу, основные принципы обеспечения безопасности — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Законопроект провозглашает «приоритет предупредительных мер».

По сравнению со старой – новая редакция Закона О безопасности более подробно прописывает полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.

secandsafe.ru

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности

1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности

1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446/I-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 770);

3) Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4235-I «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 77);

4) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4236-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 78);

5) статью 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

6) статью 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763);

7) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);

8) статью 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);

9) статью 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3022).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

rg.ru