Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 декабря 2011 г., 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Устанавливаются права подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения, основные требования, предъявляемые к обеспечению изоляции. Определяется материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых в случаях причинения ущерба государственному имуществу. Указываются основания освобождения из-под стражи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 2 ст.5, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации;

пунктов 5, 11 и 16 ч. 1 ст. 17 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания; частей первой (в части требований гигиены и санитарии), частей 2 и 5 ст. 23 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, которые вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»

Заключение под стражу — мера пресечения по уголовным делам, которая применяется по отношению к обвиняемому или подозреваемому. Его временно изолируют в конкретном помещении при рассмотрении материалов уголовного дела в судебной инстанции. После тщательного анализа рассматриваемых документов выносится приговор.

Если в отношении лиц выбрана эта мера пресечения, его отправляют во временный следственный изолятор.

Многие называют заключение под стражу арестом, что неверно в соответствии с Российским законодательством. Арест — это вид уголовного наказания, в результате которого виновный гражданин отправляется в тюрьму. Понятие не относится к системе мер пресечения. Арестованным считается человек, в отношении которого был исполнен судебный приговор, когда как заключенный под стражу гражданин ожидает решения суда.

Ниже рассматривается Федеральный закон №103, который описывает условия для содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых лиц. Под таким же номером есть ФЗ о деятельности по приему платежей. Подробности по ссылке:

Описание закона 103

Настоящим Федеральным законом контролируется порядок заключения под стражу, определяются условия содержания, а также перечисляются права и законные интересы задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ лиц. Граждане могут быть задержаны при совершении преступлений. В отношении их избирается мера пресечения в качестве заключения под стражу.

Обвиняемое и подозреваемое лицо — гражданин, который задержан по подозрению в совершении преступления.

Основная цель настоящего Федерального закона предусматривается уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Содержание под стражей должно соответствовать:

  • Законным принципам;
  • Справедливости;
  • Равенству всех граждан перед единым законодательством;
  • Презумпции невиновности;
  • Уважению человеческого достоинства;
  • Гуманизму.
  • При содержании под стражей исключаются физические пытки и другие действия, которые могут принести нравственные страдания обвиняемым и подозреваемым лицам в совершении преступления.

    Федеральный закон №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был принят 15 июля 1995 года. 28 декабря 2016 года в последнюю редакцию были внесены изменения.

    Скачать ФЗ «О СИЗО»

    Заключенные, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений считаются невиновными до того момента, пока их виновность не будет доказана в ходе судебного заседания. Если лица без гражданства или иностранные жители заключаются под стражу, они пользуются правами и обязанностями гражданина РФ. Исключением являются случаи, предусмотренные Конституцией РФ или другими федеральными законами. Дискриминация обвиняемых и подозреваемых по признакам расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, отношения к религии, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, убеждениям и другим обстоятельствам запрещается.

    Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

    Изменения в ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
    преступлений»

    Как уже говорилось выше, 28 декабря 2016 года в последнюю редакцию были внесены изменения. В частности, статья 44 утратила свою силу.

    Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения не вносились. Тем не менее, они содержат важные аспекты.

    Статья 13

    В ст 13 ФЗ «О содержании под стражей» описываются основания, которые способствуют переводу заключенных, обвиняемых и подозреваемых лиц в изолятор временного содержания. Обвиняемые и подозреваемые, которые содержатся в следственных изоляторах, имеют возможность перевестись в изоляторы временного содержания. Это нужно для выполнения следственных задач и рассмотрения судебного дела за пределами городских окрестностей. Обвиняемых и подозреваемых разрешается отправлять во временный следственный изолятор не более 10 суток в месяц.

    Статья 17

    В ст 17 перечисляются права обвиняемых и подозреваемых.

    Заключенные, обвиняемые и подозреваемые, имеют право:

  • на доступ к информации о собственных обязанностях и правах, распорядке содержания под стражей, условия дисциплинарного порядка, периоде подачи заявлений, предложений и жалоб;
  • на собственную безопасность в местах, заключенных под охраной;
  • на обращение с просьбой о личном приеме к начальнику;
  • на встречу с защитником;
  • на встречу с близкими людьми и другими гражданами, которые обозначены в статье 18 ФЗ-103;
  • на хранение собственных официальных бумаг и письменных доказательств, которые относятся к уголовному процессу. Исключением считаются важные бумаги, которые могут быть использованы в нарушающих законодательство действиях или которые содержат информацию о государственной тайне;
  • на обращение с просьбой, жалобой или заявлениями. Обратиться можно в судебную инстанцию;
  • на другие права, перечисленные в настоящей статье для заключенных, подозреваемых или обвиняемых.

Статья 18

103 ФЗ статья 18 описывает условия, которые необходимо создать заключенным для свидания с защитником, родственниками или другими близкими людьми.

Если подозреваемого или обвиняемого задерживают, то с начала момента задержания он имеет право на свидание с защитником. Встречи должны быть секретными. То есть предоставляются наедине. Защитник может поговорить с обвиняемым или подозреваемым после предоставления сотрудникам полиции удостоверения адвоката или ордера об этом. Требовать другие документы для удостоверения личности адвоката запрещено. Защитнику также не разрешается проносить на территорию заключения под стражу подозреваемого средства связи, которые способны осуществить киносъемку, видеозапись и т.д.

Статья 33

Ст 33 ФЗ 103 «О содержании под стражей» описывает условия, при которых заключенные под стражу лица размещаются раздельно.

Размещение заключенных, обвиняемых и подозреваемых, в камерах, производится с учетом психологической совместимости и личности. Курящие помещаются по возможности отдельно от некурящих. Также существуют общие условия, при которых действуют нормы разделения.

По общему правилу заключенные содержатся раздельно:

  • Женщины и мужчины;
  • Взрослые и несовершеннолетние лица. Если характеристика взрослого человека положительная, то в исключительных случаях с согласия начальника допускается совмещение взрослого и несовершеннолетнего лица;
  • Лица, которые впервые привлекались к уголовной ответственности.
  • Эти и другие правила содержатся в статье 33.

    Чтобы скачать законодательство с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

    210fz.ru

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 103-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года

    Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года

    Внести в часть 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 50, ст. 5281; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3367; N 41, ст. 5642; 2016, N 26, ст. 3864; 2017, N 17, ст. 2450; N 22, ст. 3069) изменение, изложив ее в следующей редакции:

    «4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.».

    rg.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.95 N 103-ФЗ (ред. от 21.07.98) «О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
    • В данном виде документ опубликован не был.
    • (в ред. от 15.07.95 — «Российская газета», N 139, 20.07.95;
    • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 29, ст. 2759)
    • Статья 33. Раздельное размещение в камерах

      Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

      При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

      1) раздельно содержатся:

      мужчины и женщины;

      несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким;

      лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

      подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

      подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

      2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

      подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;

      подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

      подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;

      осужденные к смертной казни;

      иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;

      лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

      по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

      больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

      (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ)

      zakonbase.ru

      Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

      О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,

      ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ

      22 мая 2009 года

      27 мая 2009 года

      Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

      1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

      2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

      1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

      2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

      3) в пользу иностранных юридических лиц;

      4) осуществляемых в безналичном порядке;

      5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

      3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

      1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

      2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

      3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

      4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

      5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

      6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

      Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

      1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

      2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

      3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

      Статья 4. Условия осуществления приема платежей

      1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

      2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

      2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

      3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

      4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

      5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

      7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

      8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

      10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

      11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

      12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

      13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

      1) адреса места приема платежей;

      2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

      3) наименования поставщика;

      4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

      5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

      6) способов подачи претензий;

      7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

      8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

      14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

      15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

      16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

      1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

      2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

      3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

      4) списание денежных средств на банковские счета.

      17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

      18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

      19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

      1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

      2) списание денежных средств на банковские счета.

      20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

      21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

      Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

      1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

      2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

      3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

      4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

      Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

      1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

      1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

      2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

      3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

      4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

      2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

      3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ.

      5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

      6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

      7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

      Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

      1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

      2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

      3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

      4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

      5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

      6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      7. Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

      8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Статья 8. Заключительные положения

      1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

      2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

      3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

      4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

      Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

      2. Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

      legalacts.ru