Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 2

Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными в организациях комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами (ст. 382 ТК РФ). При этом порядку разрешения трудовых споров в КТС Трудовой кодекс выделил небольшое количество статей, в связи с чем у сторон трудовых отношений могут возникать вопросы и проблемы, связанные с организацией и деятельностью КТС.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 391 ТК РФ определяет круг трудовых споров, подлежащих рассмотрению в суде.

Также в суде могут рассматриваться заявления лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций.

Возникает вопрос, куда следует обращаться лицу, устраивающемуся на работу, но не согласному с условиями трудового договора, поскольку в предложении работодателя были оговорены иные условия труда, при этом работодатель не отказывает лицу в приеме на работу, но несколько меняет первоначально оговоренные условия. Спора о дискриминации при этом нет. Вправе ли в этом случае такое лицо обратиться в КТС? В тексте гл. 60 ТК РФ законодатель всегда оперирует понятием «работник», а может ли в КТС обратиться также бывший работник, если при этом трудовой спор не находится в исключительной компетенции суда? Лишь комплексное применение норм трудового законодательства (особенно с учетом положений ст. 381 ТК РФ) позволяет с определенностью сказать, что эти лица также имеют право на обращение с заявлениями в КТС и на рассмотрение последними их заявлений . Однако другие утверждают, что споры «бывших» и «будущих» работников разрешаются судами общей юрисдикции .

Андреев В.П. Организация и деятельность комиссий по трудовым спорам на предприятиях // Трудовое право. — 2002, N 11, с. 86.

Бородин И. Участие представителей работников и работодателей в рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров как форма социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2007, N 1.

Таким образом, КТС вправе рассматривать только те споры, которые не отнесены к компетенции суда. КТС рассматривает споры:

— о признании недействительными условий, включенных в трудовой договор;

— об оплате труда;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;

— о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

— о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, если имеются на то основания;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о праве на основной и дополнительные отпуска и их оплате;

— об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановлением выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;

— о предоставлении работнику гарантированных законом, коллективным или трудовым договором льгот и преимуществ и др.;

— иные индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК РФ к непосредственной компетенции суда.

Предварительное урегулирование спора до рассмотрения КТС

В настоящее время ст. 385 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Вместе с тем данное положение ТК РФ носит большей частью декларативный характер, так как Кодекс не требует доказательств попыток разрешения разногласий . Данное правило не позволяет говорить, во-первых, об обязанности работника попытаться предварительно урегулировать трудовой спор с работодателем, поскольку ТК РФ не предусмотрен отказ в принятии заявления КТС в случае непредставления работником (заявителем) доказательств попытки урегулирования спора самостоятельно. Во-вторых, нельзя говорить и об отсутствии обязательной предварительной примирительной процедуры, поскольку ТК РФ все-таки закрепляет необходимость переговоров спорящих сторон до обращения в КТС. Таким образом, правило о проведении предварительных переговоров с работодателем не имеет абсолютного характера. Цель этой нормы состоит, вероятно, в том, чтобы избежать вынесения на рассмотрение КТС явных недоразумений, признаваемых работодателем (пропуск фамилии в ведомости на оплату, не оформлены вовремя необходимые документы и т.д.), а также в тех случаях, когда работодатель не выполнил возложенные на него по отношению к работнику обязанности, в связи с чем оказались нарушенными его права (невыплата заработной платы, невыдача спецодежды и т.д.) .

Соколова Г.А. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2007, N 10.

Устинова С.А. Некоторые вопросы правового регулирования создания и организации деятельности комиссии по трудовым спорам как внесудебного органа по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. — 2006, N 12, с. 88.

Однако на обязательные предварительные переговоры указывает Рекомендация МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения». Согласно п. 10 Рекомендации сначала должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным работником — независимо от того, пользуется ли он помощью другого лица или нет, — и его непосредственным начальником. В тех случаях, когда такие попытки не приводят к соглашению или когда характер жалобы таков, что обсуждение между заинтересованным работником и его непосредственным начальником не является целесообразным, работник должен иметь право на рассмотрение своей жалобы одной или несколькими более высокими инстанциями в зависимости от характера жалобы, структуры и размера предприятия.

Таким образом, предварительные переговоры должны стать обязательным этапом доюрисдикционного регулирования трудовых споров, что должно найти закрепление в трудовом законодательстве. Это необходимо как для работника, так и для работодателя. Работнику предварительные переговоры помогут лучше понять позицию работодателя. Работодатель же будет иметь возможность погасить конфликт на самой начальной стадии и найти компромиссное решение.

В ст. 385 ТК РФ не определен круг представителей работников, с помощью которых работник может урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Здесь, видимо, следует применять ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. ТК РФ ничего не говорит о представителях работника при рассмотрении спора в КТС. Вместе с тем согласно Рекомендации МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» заинтересованный работник должен иметь право принимать непосредственное участие в процедуре урегулирования жалобы и быть представленным при рассмотрении жалобы представителем организации работников, представителем работников предприятия, любым другим лицом по своему выбору или пользоваться помощью такого лица в соответствии с национальным законодательством или практикой.

Создание КТС на предприятии

Порядок образования КТС регулируется ст. 384 ТК РФ, в соответствии с которой КТС может быть образована по инициативе работников (их представителей), работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) или по их совместному решению. Работодатель или представительный орган работников, получив предложение о создании КТС, обязан в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Если предложение поступает от работодателя, то создание КТС происходит гораздо быстрее (работодатель издает приказ, которым предлагает создать КТС и назначает определенное число членов). В данном случае работники (их представительный орган) обязаны направить своих представителей в КТС в таком же количестве. Инициатор создания КТС фактически определяет количественный состав КТС. От работников в состав КТС направляются лица на основании решения общего собрания работников. Вопрос об изменении состава КТС в законодательстве не урегулирован. В случае если одна сторона изъявила желание изменить состав КТС, то у другой стороны тоже появляется право на изменение численного состава представителей в КТС. Таким образом, изменение состава КТС должно приводить к формированию нового состава КТС. Следовательно, КТС является постоянно действующим органом, и в изменении ее состава могут принимать участие обе стороны.

Как уже было сказано выше, ТК РФ содержит минимальное количество норм, регулирующих деятельность КТС, поэтому организации целесообразно иметь положение о КТС с формами документов. При этом положение не должно противоречить ТК РФ, поскольку если при рассмотрении дела КТС не будут соблюдены нормы ТК РФ, то решение КТС можно будет признать вынесенным с нарушением требований закона, а значит, не подлежащим исполнению. Положение о КТС может предусматривать регламент работы КТС, компетенции комиссии, время проведения заседаний, порядок вызова свидетелей, специалистов и т.д.

КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ по решению общего собрания работников КТС может создаваться в каждом структурном подразделении организации. При этом инициатива создания КТС в структурном подразделении может исходить от работников организации в целом, от работников структурного подразделения или от работодателя. В КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения и др.

Срок обращения работника в комиссию по трудовым спорам установлен ст. 386 ТК РФ, согласно которой работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Форма заявления в КТС не установлена, следовательно, достаточным является лишь заявление о нарушении права. Оставить заявление без движения КТС не может, так как это действие связано с формой заявления, а она отсутствует.

Заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).

Спор в КТС должен быть рассмотрен в течение 10 дней с момента поступления заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ).

В КТС заявление рассматривается в присутствии работника, который с ним обратился. Если работник два раза не явился на заседание КТС без уважительных причин, то вопрос снимается с рассмотрения КТС. Впрочем, это не лишает работника права подать повторное заявление о рассмотрении трудового спора. Однако сделать это нужно в пределах того же трехмесячного срока. В соответствии с ч. 3 ст. 387 ТК РФ по письменному заявлению работника или его представителя дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При этом рассмотрение дела в отсутствие работника является правом, а не обязанностью КТС.

КТС в заседании исследует доказательства, дает им оценку и устанавливает факты, распределяет бремя доказывания. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы

Решение КТС обязательно к исполнению?

Решение КТС принимается тайным голосованием большинством голосов (ч. 1 ст. 388 ТК РФ). Однако такой порядок принятия решения не соответствует паритетному порядку формирования данного органа. Если КТС создается на паритетных началах, то почему бы ей на таких же началах не выносить решения? При таком порядке вынесения решения КТС снимается проблема неравного представительства сторон трудового спора в составе КТС. Так, если решения будут приниматься КТС по соглашению сторон, а точнее, их представителей, то проблема с неравным количеством представителей сторон в составе КТС при рассмотрении дела решится сама собой. Даже если на рассмотрении дела будут присутствовать только один представитель от одной стороны и несколько от другой, то решение в этом случае не может быть заведомо принято в пользу какой-либо стороны спора. Таким образом, если считать КТС органом социального партнерства, то думается, что ее решения должны приниматься на компромиссной основе, то есть КТС должна стать примирительным органом. Надо отметить, что выработка взаимоприемлемого решения в большей степени отвечает интересам обеих сторон и способствует разрешению конфликта в кратчайшие сроки, что значительно повышает эффективность деятельности КТС . Поэтому считаем целесообразным вернуться к прежнему порядку принятия решения КТС на основе соглашения представителей сторон трудового спора.

Шмелева Н.С. Практика разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации и перспективы ее развития. М., 2004. С. 18.

Решение КТС должно быть мотивированным, с учетом исследованных в заседании доказательств. Решение КТС и его копии должны быть подписаны и вручены участникам процесса . Официально утвержденная форма решения КТС в российском законодательстве отсутствует, поэтому КТС самостоятельно разрабатывает форму решения. Однако ст. 388 ТК РФ указывает на обязательные реквизиты и содержание такого решения, к ним относятся:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Согласно ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, заверенное печатью и являющееся исполнительным документом. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Статья 8 указанного Закона наделяет взыскателя правом направлять исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию. Кроме того, согласно ст. 9 исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Однако в ТК РФ для решения КТС такая возможность не предусмотрена.

Подобная несогласованность законодательных актов не должна препятствовать стороне трудового спора (в чью пользу вынесено решение) исполнению решения КТС.

Следует напомнить, что в подавляющем большинстве организаций, а особенно в организациях малого и среднего бизнеса, КТС отсутствует. Однако наличие в организации КТС выгодно работодателю, так как она может рассматривать спор без вмешательства государственных органов. Решение КТС не может быть обжаловано государственными органами, в том числе и прокурором. Таким образом, работодатель может оградить себя от незаконного и необоснованного вмешательства государственных органов в его деятельность . При этом работникам разрешение спора в КТС также выгодно, поскольку это сокращает сроки рассмотрения дела и учитывает специфику производства.

Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров и конфликтов // Трудовое право. — 2008, N 4.

Досудебный порядок урегулирования трудовых споров

ТК РФ законодательно закрепляет индивидуальные трудовые споры и коллективные.
Индивидуальный трудовой спор подразумевает под собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таким органом может быть как суд, так и специальная комиссия по трудовым спорам. Рассмотрение спора в комиссии является досудебным вариантом урегулирования спора.
Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации. индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам. обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.
Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем- индивидуальным предпринимателем.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных
подразделениях организации. Они образуются и действуют на тех же основаниях, что и аналогичные комиссии всей организации, и правомерны рассматривать индивидуальные трудовые споры в пределах своих полномочий. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляет работодатель.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
ТК РФ (ст. 385) также определяет компетенцию комиссии по трудовым спорам. Комиссия рассматривает индивидуальный трудовой спор, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение трех месяцев со дня, когда он узнал
или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам (длительная командировка, болезнь, необходимость ухаживать за тяжело больными родственниками и пр.) установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Рассмотрим подробнее порядок урегулирования.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам. подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.
Спорная ситуация должна быть рассмотрена в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Слушание происходит в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.
Иначе необходимо письменное заявление работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке без уважительных причин комиссия мо­
жет вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать повторно заявление о разрешении трудового спора в пределах срока, установленного ТК РФ.
Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По ее требованию работодатель (его
представитель) обязан в установленный комиссией срок предоставить необходимые ей документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины
представителей работника и столько же работодателя.
Протокол. составленный на заседании комиссии, подписывает председатель комиссии или его заместитель, и заве­
ряют печатью.
Решение комиссии принимается тайным голосованием, подсчетом простого большинства голосов присутствующих
на заседании членов комиссии. В решении комиссии по трудовым спорам указывают:
— наименование организации либо фамилию, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в
случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации,

— наименование структурного подразделения, фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность обратившегася в комиссию работника;
— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, суть спора;
— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
— решение и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
— результаты голосования.

for-expert.ru

Досудебный порядок рассмотрения трудовых споров: способы, участие профсоюзов

«Кадровик. ру», 2010, N 8

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ: СПОСОБЫ, УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ

Наличие противоречий, базирующихся на противоположности интересов работодателей-собственников и наемных работников, создает почву для их разногласий, а следовательно, и трудовых конфликтов. Негативная внешняя среда (обострение экономических и социальных проблем) лишь усиливает такие противоречия и создает дополнительные предпосылки для возникновения споров.

Действительно, в настоящее время конфликты в социально-трудовой сфере связаны не только с прямыми нарушениями трудовых прав и гарантий, но и со столкновением интересов сторон при установлении новых условий труда, изменении кадровой политики работодателя, в том числе в связи с сохранением рабочих мест и обеспечением занятости.

Понятие «трудовой конфликт» во всем его многообразии содержит различные аспекты — социальный, экономический, правовой, моральный, этический, психологический и даже этнический. Но с юридической точки зрения трудовой конфликт рассматривается не так широко и квалифицируется как трудовой спор, причем лишь в том случае, если работодателю и работнику (коллективу работников) не удалось урегулировать свои разногласия и они передают их на рассмотрение специальных юрисдикционных органов. Но далеко не всегда трудовой конфликт трансформируется в трудовой спор: нередко стороны не предпринимают никаких правовых действий и никуда не обращаются, хотя противоречия сохраняются. Такие неразрешенные, подавленные (в том числе и «самоподавленные») конфликты имеют серьезные негативные последствия для обеих сторон. Для работника неразрешенный трудовой конфликт может повлечь за собой неудовлетворение, стресс, снижение мотивации к работе и производительности, что сказывается и на интересах работодателя: снижаются качество и количество продукции, возникают управленческие проблемы, происходит утечка кадров и т. п. Кроме того, если пустить конфликт «на самотек», накопленная негативная энергия может трансформироваться в реальную протестную акцию — такие примеры хорошо известны и перестали быть редкостью в современной России.

Вполне понятно, что лучше до этого не доводить и попытаться найти компромисс. Но как? Способы и механизмы разрешения трудовых конфликтов (в широком понимании) не предусмотрены ни законами, ни иными актами. Их могут изыскивать и применять по своему усмотрению сами стороны, в том числе и в рамках социального партнерства. Так, например, после того, как в 2002 г. был принят Федеральный закон о третейских судах, возможно попытаться разрешить свои разногласия в этих органах . Кроме того, в мае 2010 г. был принят в первом чтении законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» , согласно которому на условиях взаимного согласия сторон можно будет обратиться к медиатору (посреднику). В настоящее время в сложных ситуациях нередко прибегают к советам профессиональных психологов-конфликтологов, которые помогают сторонам, во-первых, понять, что конфликт — дело двустороннее, а во-вторых, найти взаимопонимание и с помощью допустимых уступок принять приемлемое для обеих сторон решение.

Возможность рассматривать в этих судах споры, вытекающие из трудовых правоотношений, воспринимается неоднозначно, поэтому в 2008 г. Общественной палатой был подготовлен еще один законопроект о третейских судах именно для рассмотрения трудовых споров.

Вступление Закона в силу предполагается с 1 января 2011 г.

Что же касается юридического понятия «трудовые споры», то законом установлены правовые способы их рассмотрения и разрешения. Если споры возникают между конкретным работником и работодателем (индивидуальные), то их рассматривают комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. Рассмотрение споров между коллективом работников и работодателем (коллективных) передается в примирительные органы (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж). В качестве крайней меры для разрешения коллективных трудовых споров допускается забастовка (ст. 37 Конституции РФ, ст. 409 ТК РФ).

В этой статье мы рассматриваем досудебный порядок разрешения трудовых споров, который относится только к индивидуальным разногласиям. Коллективные же трудовые споры вообще неподведомственны судам, поэтому и досудебного порядка в их отношении быть не может.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются лишь неурегулированные разногласия между сторонами, что предполагает попытки разрешить возникшие разногласия посредством переговоров (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Интересы сторон могут отстаивать их представители (например, от лица работника могут выступать профсоюзы или приглашенный им адвокат, работодателя — руководитель организации или уполномоченные им лица).

Попытка урегулировать разногласия может быть предпринята и путем обращения в надзорные государственные органы, например в прокуратуру или федеральную инспекцию труда. Не являясь специализированными органами по рассмотрению трудовых споров, они осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Поэтому, если спор возник из-за правонарушения, в их компетенции — опротестовать соответствующие незаконные действия работодателя и потребовать приведения их в соответствие с нормами закона (например, отменить незаконный приказ о дисциплинарном наказании или незаконном переводе на другую работу и т. п.). Члены профсоюза могут также обратиться за помощью в профсоюзную трудовую инспекцию. Если предписания этих органов об устранении допущенного нарушения будут своевременно выполнены работодателем, имеющийся конфликт, скорее всего, будет исчерпан и не перерастет в трудовой спор. Вместе с тем закон не возлагает на конфликтующие стороны обязанности обращаться в государственные надзорные органы: это зависит от их воли и желания. Они вообще могут никуда не обращаться, а отказаться от своих требований и притязаний, и тогда конфликта не будет за отсутствием предмета. Результаты многочисленных исследований показывают, что чаще всего работники «уходят» из конфликта, либо смирившись с ситуацией и приняв ее, либо уволившись «по собственному желанию». Но если работник продолжает настаивать на своих требованиях, он имеет право обратиться в органы по рассмотрению трудовых споров, т. е. начать трудовой спор. Причем это право предоставлено законом исключительно работнику, хотя виновником конфликта может быть любая из сторон .

Единственный случай, когда инициировать трудовой спор может работодатель, — это причинение работником материального вреда (ущерба): работодателю предоставлено право обращаться в суд с иском о соответствующем взыскании.

Стороны, предмет индивидуальных трудовых споров и органы,

в компетенцию которых входит их рассмотрение

www.hr-portal.ru