Районный суд как основное звено судебной системы
Районный суд-основное звено судебной системы…………..
Полномочия районного суда………………………………….
Организация деятельности районного суда………………….
Состав районного суда…………………………………………
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны ее осуществлять. К таким учреждениям относятся суды. Именно они наделены такими ответственными полномочиями, которые в совокупности образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти – судебной.
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»[1]. «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается»[2].
Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и сегодня, до реального становления в России института мировых судей, является основным звеном судебной системы, рассматривая и разрешая более 90% уголовных и гражданских дел.
Правовой основой деятельности районного суда является Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.
1.Районный суд-основное звено судебной системы
В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а так же тем объемом работы, который фактически ми выполняется.
Ежегодно федеральные суды общей юрисдикции всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях. Из общей массы таких дел на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции ( краевых, областных, военных судов, мировых судей и т.п.) или арбитражных судов.
Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях – они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами [4].
В связи с этим принято районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ. Их организация определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.
Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе(городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе.
Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов [3].
2.Полномочия районного суда
В наши дни районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций — первой инстанции, второй (апелляционной) инстанции и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции, по первой инстанции, т. е. принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.)[5].
Полномочия второй (апелляционной) инстанции выполняются районными судами сравнительно недавно — с момента принятия законов от 7 августа 2000 г., внесших коррективы в УПК и ГПК. В соответствии с этими коррективами районные суды получили возможность реально осуществлять контроль за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.
Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений прокуроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблюдением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установлена для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с участием сторон, с возможностью повторного непосредственного исследования всех или части доказательств. которые уже были рассмотрены мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жалобы или представления полностью или частично обоснованными районный судья выносит апелляционное решение или апелляционный приговор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апелляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд.
Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по гражданским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения (с 1980 г.), а по уголовным делам — приговоры мировых судей (с 1 июля 2002 г.).
Для характеристики полномочий районного суда важно иметь представление прежде всего о содержании выполняемой им работы в качестве суда первой инстанции при разбирательстве уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях[6].
Из общего числа уголовных дел ему подсудна преобладающая их часть. До начавшегося в 2000 г. проведения мероприятий по образованию мировых судов районные суды ежегодно рассматривали более одного млн. дел такого рода. К их ведению не относилось лишь сравнительно небольшое количество уголовных дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголовные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, районные суды загружены уголовными делами несколько меньше[3].
К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы «попутно». В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагалось разбирательство жалоб на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу на более длительный срок либо продление такого срока, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия районных судов. На них возложено принятие решений по ходатайствам должностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда следственных действий, которые могут ограничить конституционные права граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без разрешения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефонных переговоров, ареста имущества). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались. И данный участок работы составляет значительную долю того, чем призваны заниматься районные суды.
Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстанции. Фактически общее их количество превышает в 2—3 раза количество уголовных дел.
Гражданские дела подсудные судам районного уровня можно разделить на три группы:
дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
дела, возникающие из административно-правовых отношений;
дела особого производства.
Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т. д.
Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.
Ко второй группе гражданских дел относятся дела по спорам, возникающим между гражданами и административными органами. Например, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.
Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела третьей группы — дела т. н. особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.
Суд присяжных: понятие, особенности реализации процессуальных прав участниками уголовного судопроизводства. Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями: содержание и порядок постановки. Напутственное слово председательствующего.
Суд присяжных – это форма организации суда, которая предполагает раздельное существование в нем двух самостоятельных коллегий и разграничение между ними компетенции: коллегия присяжных заседателей, состоящая из двенадцати человек, в своем вердикте разрешает вопросы факта (виновности подсудимого), а профессиональный судья, на основе вердикта присяжных выносит приговор, в котором разрешает вопросы права.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.
Согласно содержанию ст. 324 УПК РФ производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, т.е. в соответствии с общими правилами, установленными УПК РФ для судов первой инстанции (часть первая «Общие положения», разд. IX «Производство в суде первой инстанции» части третьей УПК РФ и др.), но с учетом особенностей, предусмотренных разд. XII «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей».
Выбор данного состава суда носит добровольный характер и зависит от волеизъявления обвиняемого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то решается вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
Судья с учетом результатов судебного следствия, прений сторон формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, зачитывает их и передает сторонам.
Стороны вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов и внести предложения о постановке новых вопросов. При этом судья не вправе отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое преступление.
На время обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания.
С учетом замечаний и предложений сторон судья в совещательной комнате окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, и вносит их в вопросный лист, который подписывается им.
Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе получить от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям в связи с поставленными вопросами, не касаясь при этом существа возможных ответов на эти вопросы.
По каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:
- доказано ли, что деяние имело место;
- доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
- виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
- приводит содержание обвинения;
- сообщает содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, в котором обвиняется подсудимый;
- напоминает об исследованных в суде доказательствах, как уличающих подсудимого, так и оправдывающих его, не выражая при этом своего отношения к этим доказательствам и не делая выводов из них;
- излагает позиции государственного обвинителя и защиты;
- разъясняет присяжным основные правила оценки доказательств в их совокупности; сущность принципа презумпции невиновности; положение о толковании неустраненных сомнений в пользу подсудимого; положение о том, что их вердикт может быть основан лишь на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в судебном заседании, никакие доказательства для них не имеют заранее установленной силы, их выводы не могут основываться на предположениях, а также на доказательствах, признанных судом недопустимыми;
- обращает внимание коллегии присяжных заседателей на то, что отказ подсудимого от дачи показаний или его молчание в суде не имеют юридического значения и не могут быть истолкованы как свидетельство виновности подсудимого;
- разъясняет порядок совещания присяжных заседателей, подготовки ответов на поставленные вопросы, голосования по ответам и вынесения вердикта.
В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением вышеназванных вопросов.
После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.
Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.
Формулировки вопросов не должны допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому государственный обвинитель не предъявлял ему обвинение либо не поддерживает обвинение к моменту постановки вопросов.
Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.
Вопросы ставятся в понятных присяжным заседателям формулировках.
Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.
При произнесении напутственного слова председательствующему запрещается в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.
В напутственном слове председательствующий:
Председательствующий завершает свое напутственное слово напоминанием присяжным заседателям содержания данной ими присяги и обращает их внимание на то, что в случае вынесения обвинительного вердикта они могут признать подсудимого заслуживающим снисхождения.
Присяжные заседатели, выслушав напутственное слово председательствующего и ознакомившись с поставленными перед ними вопросами, вправе получить от него дополнительные разъяснения.
Стороны вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности.
Становление и развитие суда присяжных заседателей. Зарубежный опыт: Видео
legalquest.ru
Арбитражный суд Новосибирской области
Круглый стол по теме «Студенческие практики в Арбитражном суде Новосибирской области»
Заседание круглого стола организовано совместно с Новосибирским региональным отделением Общероссийской общественной организации Ассоциации юристов России.
В заседании приняли участие представители ВУЗов г. Новосибирска, судебных и следственных органов, прокуратуры и нотариата.
Открыла заседание председатель суда О.Л. Герасимова,рассказав об особенностях прохождения студенческих практик в арбитражном суде. Ольга Леонтьевна подчеркнула важность и значимость знакомства студентов с практическим применением их теоретических знаний, получаемых в процессе обучения. В заключении своего выступления Ольга Леонтьевна поблагодарила ВУЗы за активное сотрудничество и высокое качество подготовки студентов, вручив благодарственные письма от арбитражного суда.
С приветственным словом в адрес присутствующих выступила председатель Новосибирского регионального отделения Ассоциации юристов России Л.Е. Бурда. Любовь Евгеньевна поблагодарила арбитражный суд за сотрудничество с Новосибирским отделением Ассоциацией юристов России и обратила внимание на значимость проведения подобных мероприятий на современном этапе развития нашего государства, в котором образовательная система подвергается существенным изменениям.
Руководитель и организатор студенческих практик в арбитраже судья И.В. Киселёва и помощник судьи О.Л. Калинина поделились опытом прохождения студентами практики в нашем суде. Ирина Валерьевна и Олеся Леонидовна рассказали о достигнутых успехах и преодолённых трудностях, сделали акценты на вопросах, над которыми ещё необходимо поработать. С докладом на тему «Эффективность прохождения практики в Арбитражном суде Новосибирской области студентами Новосибирского государственного университета экономики и управления» выступила заведующая кафедрой гражданского права и процесса Новосибирского государственного университета экономики и управления Л.Л. Леонова.
Заведующая кафедрой гражданского права и процесса Новосибирского государственного технического университета М.Н. Рахвалова представила собравшимся доклад на тему: «Организация практики студентов Новосибирского государственного технического университета. Взаимодействие с Арбитражным судом Новосибирской области по данному вопросу».
Подводя итоги круглого стола собравшиеся признали практическую ценность подобных встреч и приняли решение обобщить выработанные предложения, опубликовав их в журнале «Вестник», выпускаемом Новосибирским отделением Ассоциации юристов.
Завершилось мероприятие посещением гостями музея арбитражного суда.
novosib.arbitr.ru
Судебная власть в РФ (1)
Глава I. Судебная власть в системе органов Российского государства…. 5 — 7
Глава II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……. 8 — 14
Глава III. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской Федерации…………………………………………………………………. 15 — 33
III. 1. Конституционный Суд Российской Федерации……………..20 — 23
III. 2. Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды..24 — 30
III. 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации……….31 — 33
Глава IV. Проблемы становления эффективной судебной власти в Российской Федерации……………………………………………………..34 — 36
Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир.
Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации , носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализации.
Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”. Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу, властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”.
Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
Данная работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации судов России.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают вопросы организации судебной власти в Российской Федерации.
Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правовых основ судебной власти в Российской Федерации.
В задачи работы входит:
— изучение понятия судебной власти в системе органов РФ;
— определение понятия правосудия. Признаки и принципы правосудия;
— описание организации деятельности судов;
— определение полномочий судов РФ;
— проблемы становления эффективной судебной власти в РФ.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации — Конституция России 1993 г., Федеральные законы, некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
ГЛАВА I. Судебная власть в системе органов Российского государства.
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. «Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков.
Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды.
Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. 1
Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
ГЛАВА II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.
По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, … правда». 2 С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов». 3 В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства (юстиция)» вообще. 4
В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность.
Конституция России указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит). Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» 5 в части первой ст. 4 также подчёркивает:
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».
Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.
Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки правосудия:
— принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
— общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
— правосудие осуществляется только судом (судьей);
works.doklad.ru