1 год — 3 года

Как только ребенку исполняется 1,5 года и заканчивается выплата соответствующего пособия, у многих мам появляется необходимость выйти на работу. Но отдать ребенка в детский сад бывает очень проблематично: во многих регионах нашей страны по-прежнему катастрофически не хватает мест.

Для того, чтобы помочь родителям, оказавшимся в подобной ситуации, в июне 2012 года Госдумой был рассмотрен проект поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Планировалось принять поправку о денежной компенсации за детский сад тем родителям, которые не смогли устроить туда своих детей по причине длинной очереди. Однако данная поправка так и не была принята. 29 декабря 2012 года был принят закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в который не вошла поправка о денежной компенсации за непредоставление места в детском саду.

Единственная денежная выплата, перешедшая из прежнего Закона — это компенсация в виде материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольное учебное заведение. Распределение размера компенсации передано на усмотрение администрации субъектов федераций. Законодательно был определен минимум такой поддержки:

• не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка;
• не менее 50% за второго ребенка;
• не менее 70% за третьего ребенка.

Таким образом, с 1 января 2013 года родители получат минимальную поддержку в сумме 20% от стоимости затрат на содержание в дошкольном учреждении первого ребенка в семье, 50% — на второго и 70% — на третьего.

Пример. Если плата за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении составляет 5000 рублей в месяц, то семья, в которой воспитывается трое детей, получит компенсацию на первого ребенка в размере 1000 рублей в месяц, на второго – 2500 рублей в месяц и на третьего – 3500 рублей в месяц. Итого сумма компенсации на трех детей составит 7000 рублей в месяц.

Дополнительно в некоторых субъектах РФ имеются компенсации за непредоставление ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении, их размер различается в зависимости от размеров бюджета субъекта РФ. В любом случае, обращаться за подобной компенсацией надо в местные органы социальной защиты населения (РУСЗН). На форумах в различных областях РФ обсуждалась такая проблема: зачастую в органах РУСЗН ничего не знают о программе выдачи такой компенсации. В таких случаях родителям рекомендуется обращаться в Департамент образования, где должны знать о решении местных властей по этому поводу.

Перечень документов, необходимых для получения компенсации (оригиналы и копии обязательны):

• заявление на предоставление компенсации;
• паспорт заявителя;
• копия счета заявителя в банке (если потребуется);
• свидетельства о рождении детей;
• справка о составе семьи (с места жительства);
• справка из ДДОУ (детского дошкольного образовательного учреждения), что ребенок стоит на очереди в сад, но не посещает его в связи с отсутствием мест;
• приказ о декретном отпуске мамы с места работы (или трудовая книжка);
• медицинский полис мамы и ребенка.

В среднем, размер компенсации за непредоставление ребенку места в детском саду с 1,5 лет должен составлять примерно 5000 рублей ежемесячно и выплачиваться до того момента, пока не появится место в детском дошкольном учреждении. По достижении ребенком трехлетнего возраста независимо от наличия места в детском саду выплата компенсации прекращается. На нее имеют право как работающие женщины, так и неработающие (не имеющие возможности устроиться на работу из-за невозможности отдать ребенка в детский сад), а также студенты.

По данным, указанным пользователями форумов некоторых городов и областей Российской Федерации, решение выплачивать такую компенсацию уже приняли в Красноярском крае, Кирове, Архангельске, Перми, Липецке, Самаре, Томске, Ямало-Ненецком АО, Смоленской области, Ярославле, Ханты-Мансийском АО, Березниках (Пермский край). Для того, чтобы выяснить, выплачивается ли компенсация за непредоставление ребенку с 1,5 лет места в детском дошкольном учреждении в вашем регионе, родителям необходимо обратиться с таким вопросом в местные органы социальной защиты населения (РУСЗН) или в региональный отдел Департамента образования.

Телепнёва Ника, юрист с 10-летним опытом работы в области Гражданского законодательства.
Окончила Университет Российской Академии образования.

deti.mail.ru

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет (регистрации ребенка в управлении образования), если только вы сами не указали иной срок для его поступления в ДОУ.

Мне бы не хотелось касаться темы «почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое» — потому что «другое» происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь рада норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

— всеобщего равенства возможностей для развития личности;
— всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

— с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

— для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

— родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

— состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

— его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т.е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно-отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично-правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично-правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Все типовые обращения в органы местного самоуправления, прокуратуру и суд (с полным юридическим обоснованием), а также алгоритм действий в случае если вам отказывают в предоставлении места в садике, вы можете увидеть в моем блоге, специально созданном для этих целей. Мне, после отказа управления образования и обещания устроить ребенка в сад только в случае высвобождения другим ребенком занятого места, оказалось достаточно обратиться к мэру о создании места. Я написал заявление 11 мая, с 25 июня моя дочь начнет посещать садик. Суд и прокуратура не понадобились.

Теперь, будучи довольно основательно подкованными в законодательстве, вы, уважаемые родители, можете сами проверить, не обманывают ли вас местные чиновники, говоря, что они ничего вам не должны, что закон предусматривает посещение детьми садиков только с 2 лет, или соответствуют ли закону сроки комплектования детских садов в вашем городе, а также условие комплектования ваших садиков только при условии наличия свободных мест.

letidor.livejournal.com

Малышам до трех лет отказывают в бесплатных яслях под предлогом новых правил Минобразования

Обещания правительства покончить с очередями в детские сады начали выполняться — по стране рапортуют о тысячах дополнительных мест. А после того, как житель Зеленограда подал в Европейский суд по правам человека жалобу на отказ записать ребенка в садик, чиновники меняют и инструкции, кого куда брать.

Причем новые места для детей где-то появляются после реконструкции закрытых садов, где-то — строят новые. Однако есть те, кто нашел лазейку в документах и проблему решили просто — за счет самих детей. Там закрыли ясли. Ведь проблему яслей решать не поручали.

Очередь на запись детей в очередь. Парадокс, но правда — родители боятся, что их ребенку просто не хватит места в детском саду. Голодовки матерей в Екатеринбурге. Пикеты с колясками в Йошкар-Оле.

Ситуация с детскими садами уже много лет была головной болью как родителей, так и городских властей. Еще год назад Президент издал указ — ликвидировать очередь в детские сады и стопроцентно обеспечить дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет. В Министерстве Образования тут же подписали новый документ, который вступил в силу с сентября этого года.

Термин «дошкольное образование для детей от 2 месяцев до 3 лет», т.е. ясли, заменили «дошкольным развитием». Вроде бы особо ничего и не поменялось, вот только в приложении есть еще вот такой, 31-й, пункт:

«Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем»

А учредитель — это муниципалитет, т.е. городские власти. И это значит, что они сами решают, кого брать в детский сад и ясли, а кого не брать. Конечно, после указа Президента места в детских садах тут же появились. Вот только, почему-то, никто не стал афишировать, что эти самые места просто позаимствовали у яслей. Получается, проблему одних детей решили за счет других детей.

Наталья забирает дочку из ясельной группы детского садика. Частного. За который она платит почти 19 тысяч рублей в месяц. В муниципальном, по словам девушки, места ее ребенку не нашли.

«Я со своей стороны сделала все от себя зависящее. Поставила ребенка в очередь на третий день после рождения, за два года заявила о своей потребности», — рассказывает Наталья Боровская.

Однако в одном из детских садиков, в которые обращалась Наталья, говорят: Яслей в этого года нет, их отменили.

У Татьяны малоимущая семья. Чтобы прокормить полуторагодовалую Вику, ей нужно выйти на работу. Но дочку нигде не берут в ясли.

«На что-то надо жить. Потому что пособие на ребенка поле полутора лет составляет 50 рублей», — говорит Татьяна Томилова.

И так по всему городу. Мамы, которые не могут устроить детей, объединяются в группы, создают интернет форумы. При этом в Министерстве Образования Свердловской области этот факт отрицают.

«На сегодняшний день, по тем данным, которые мы получаем с муниципалитетов, количество групп с пребыванием детей ясельного возраста не уменьшается», — отмечает министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов.

Зато в Самаре уже год, как чиновники, не стесняясь, сокращают ясельные места. Говорят, мол, градостроительство не позволяет построить сразу несколько детских садов. Приходится, почти как Робин Гуд: отнимать у одних, чтобы отдать другим. Вот только те, у кого отнимают, отнюдь не богатые злодеи.

«Ясельные группы в Самаре сохранились. Их стало чуть меньше, в половину», — отмечает руководитель Департамента Образования Администрации г.о. Самара Надежда Колесникова. При этом на вопрос, достаточно ли этого, ответа пока нет.

В Департаменте образования дают такую статистику: впервые за последние 20 лет ведется строительство 5 детских садов. А рядом еще одна информация, что за последние два года в Самаре родилось около 30 тысяч детей. А ясельных мест в детских садах на сегодняшний день здесь всего две тысячи.

То есть получается, что по арифметике самарского департамента образования из 30000 новорожденных в яслях нуждаются всего 4000 детей, из которых 2000 могут и потерпеть.

Ирина как раз одна из тех 2000 мам, которым никак не удается устроить ребенка в ясли. Во всех садах, где они стояли на очереди, ясельные группы уже ликвидировали.

Во всех ближайших детских садах от дома Ирины даже в нескольких соседних районах ответ один и тот же как будто бы под копирку: «Городские власти нам запретили брать в ясли. Так что помочь вам мы ничем не можем. Платите деньги. Отводите ребенка в частный детский сад». При этом частный садик стоит около 15 тысяч рублей. Когда средняя зарплата по Самаре чуть больше 20.

И все региональные департаменты ссылаются на закон. Но в правительственном приказе нигде не сказано, что ясельные места нужно сокращать, да еще и в таком количестве.

«Здесь в первую очередь разница именно юридическая Развитие сейчас не входит в понятие образования, и получается, поскольку нет обязательности предоставлять развитие ребенку в детском саду, они этого делать не будут», — говорит председатель совета координаторов движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Кирилл Дружинин.

При этом так и получается: местные чиновники просто трактуют закон так, как им удобно.

«Есть стандарт: с двух месяцев его можно отдавать в ясли. Это Конституция Российской Федерации», — отмечает директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки Александр Асмолов.

Это значит, что отказывая вашему ребенку в ясельном месте, местные начальники департаментов не очень-то считаются с конституцией. И вы в полном праве подать жалобу в прокуратуру или суд. Вероятно, еще не все чиновники осознают, что теперь штурмовать детские сады, и создавать очереди, чтобы занять очередь, начнут уже те родители, чьих детей не берут в ясли.

www.1tv.ru

Что говорит закон о детских садах 2018: предоставление мест, компенсации и другие вопросы

Что говорит закон о детских садах 2018 года, есть ли изменения в предоставлении компенсаций и как их можно оформить? Являются ли добровольные взносы законными и как их не платить, имеет ли право руководство дошкольных учреждений устанавливать видеонаблюдение в помещениях, где находятся дети? Эти и многие другие вопросы очень волнуют родителей малышей, особенно сегодня, когда устроиться в детский садик не так просто из-за нехватки мест.

Компенсации и особенности оформления выплат

Возврат денег за детский сад законом определяется в качестве частичной компенсации затрат, то есть материальной помощи малоимущим или многодетным семьям (родителям или официальному представителю ребенка), которая помогает сэкономить определенную сумму, уплаченную за содержание малыша. Но, кроме этого, действующим законодательством предусмотрен ряд выплат за непредоставление таких мест, что регулируется ФЗ «Об образовании в РФ» (п.3 ч.1 ст.8). Унифицированной практики нет, но региональные законы о предоставлении места в детском саду предусматривают, что такие компенсации выплачиваются в следующем порядке для разных регионов:

  1. Матпомощь выплачивается на детей в возрасте 1,5-6 лет, но в Кирове, Самаре, Красноярске время выплат сокращено до достижения малышом трех лет, а в Липецке она производится в возрасте 3-6 лет. При этом в Самаре размер компенсации зависит от очередности: 1 тыс. руб. за первого ребенка, 1,5 тыс. руб. за второго, 2 тыс. руб. за третьего и каждого последующего.
  2. Размер матпомощи в Томске, Архангельске, Березинке будет равным для любого возраста, в Перми – от 5 295 руб. в возрасте 1,5-3 лет, от 4 490 руб. для детей 3-6 лет.
  3. В Ямало-Ненецком округе сумма меньше, она колеблется от 3210 до 4210 руб., а с 5-6 лет не назначается вообще.

Сегодня законы о компенсации за детский сад предусматривают, что для получения денежной помощи следует обратиться в органы местного самоуправления или соцобеспечения (зависит от региона), предоставив следующий пакет документов:

  • паспорта обоих родителей;
  • св-во рождении малыша;
  • св-во о браке/разводе его родителей;
  • справки о нахождении в очереди в детский садик, составе семьи;
  • справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком;
  • письменный отказ в предоставлении места ребенку в дошкольном учреждении;
  • реквизиты для р/с, открытого в банке.
  • Принятый закон о детских садах гласит, что выплачиваемые суммы не будут облагаться налогами на ДФЛ (до 2015 года необходимо было выплачивать 13% от полученной суммы).

    А какой вообще будет сумма компенсации и могут ли ее получить опекуны? Согласно действующему законодательству в этой области, опекуны имеют равные права с родителями. Закон о приеме детей в детский сад (ч.5 ст.65 ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ) предусматривает такую величину выплачиваемых денежных компенсационных средств:

    • на 1-го ребенка – 20% от общей суммы оплаты;
    • на 2-го – 50%;
    • на 3-го и больше – 70%.

    Особенности организации видеонаблюдения в детсадах

    Кроме компенсаций расходов или не предоставления места в дошкольных учреждениях, довольно много вопросов вызывает организация видеонаблюдения. Семейный кодекс устанавливает, что во время нахождения малышей в детсадах ответственность за них несут лица, замещающие родителей, то есть воспитатели. Но, если родители будут не согласны с видеофиксацией, то они вправе отказаться от нахождения малыша в данном заведении или обратиться к его руководству с просьбой о прекращении видеонаблюдения.

    Законно ли видеонаблюдение в детских садах? Законом это поощряется, например, Пр. № 582 от 03.06.2008, но оператор обязан сообщить родителям о сборе таких персональных данных, получить их согласие и при необходимости предоставить собранную информацию. Предоставлять данные оператор должен в течение 30 дней от момента получения запроса, при этом доступ будет безвозмездным или в виде возможности свободного ознакомления с информацией.

    Добровольные пожертвования: законны ли они?

    Еще одним важным вопросом являются добровольные пожертвования в детских садах, закон насчет которых однозначен, но на деле нарушается часто. Закон № 273-ФЗ (ч.2 ст.65) устанавливает, что каждое дошкольное учреждение имеет право самостоятельно устанавливать плату за содержание ребенка, а отдельным категориям родителей (законных представителей) предоставлять льготы.

    Оплата уже включает в себя такие услуги, как на связь, оплаты труда, транспортные и коммунальные услуги, материальные запасы на содержание малышей, арендную плату и многое другое, включая игрушки, ремонт помещений, мебель, канцелярские товары. Ранее в Законе о дошкольном образовании, ныне утратившем силу, существовала норма о том, что детские садики имеют право привлекать дополнительные финансовые средства, если это предусмотрено уставом. В действующем Законе об образовании № 273-ФЗ подобное положение отсутствует. Однако Федеральный закон «О благотворительной помощи и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. предусматривает возможность добровольных пожертвований на любые цели, в т.ч. для оказания спонсорской помощи детсадам. Подобные пожертвования вносятся добровольно, но только на специальный расчетный счет и со строго определенным целевым назначением. Поэтому внесение пожертвований «на руки» руководителю или воспитателю без предоставления каких-либо документальных подтверждений, является незаконным.

    Действующие сегодня законы о детских садах регламентируют многие моменты, включая компенсации при отказе предоставления места или расходов, связанных с содержанием малыша, размер оплаты услуг и даже установку систем видеонаблюдения. Чтобы не столкнуться с «неприятными сюрпризами», касающимися многих моментов, включая материальные вопросы, специалисты рекомендуют внимательно читать заключаемые договора, при малейших сомнениях выбирать другое дошкольное учреждение.

    subsidii.net