На свадьбу до 18 лет потребуется обязательное согласие родителей

Как выяснили «Известия», Министерство юстиции выступило с инициативой изменить порядок вступления в брак несовершеннолетних, предусмотрев необходимость получения на это согласия их родителей. Сейчас подростки с 16 до 18 лет могут оформить брачные отношения вовсе без их ведома. Родители могут повлиять на браки детей до 16 лет, но при этом решающим всё равно является голос муниципальных властей. Предложение Минюста включено в проект плана мероприятий по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики до 2025 года. В конце февраля проект плана, который сводило Министерство труда и социальной защиты, был направлен в правительство. Вопрос крайне спорный: мнения экспертов разделились, у уполномоченного по правам ребенка тоже не сформировалось мнение.

Разработка поправок в действующее законодательство, регулирующее вопросы заключения брака, предусмотрена планом в 2016 году. Подготовка документа возложена на Минюст, ответственными также назначены Минобрнауки и Минтруда.

Сейчас по закону для вступления в брак лицу, которому исполнилось 18 лет, достаточно согласия жениха/невесты и отсутствия таких препятствий, как нерасторгнутый брак или близкое родство. Несовершеннолетнему, помимо этих условий, также нужно получить разрешение органа местного самоуправления по месту жительства (ст. 13 Семейного кодекса). Такое решение в зависимости от региона принимают различные органы — от местных администраций до министерств образования и науки. При этом учитывается как возраст заявителей, так и наличие уважительных причин для брака.

Семейный кодекс прямо допускает снижение брачного возраста только на 2 года, то есть до возраста 16 лет, ниже — по желанию региональных властей. В отдельных субъектах РФ приняты местные законы, в которых в исключительных случаях допускается заключение брака и более молодыми гражданами — и Семейный кодекс это допускает. Например, согласно законодательству Московской области, распоряжение об одобрении такого брака принимается членом правительства региона при наличии заявления от родителей — а в случае конфликта с родителями требуется согласие органа опеки и попечительства.

Уважительной причиной для вступления несовершеннолетнего в брак обычно выступает беременность или рождение ребенка. Конкретный список таких причин в Семейном кодексе не прописан, законы регионального уровня могут устанавливать свои особые условия для таких случаев.

В Минюсте не смогли дать оперативного комментария. Член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин в разговоре с «Известиям» отметил, что инициатива Минюста вполне логична.

— Родители несут ответственность за своих несовершеннолетних детей в рамках гражданского законодательства, и в том числе по обязательствам детей. Соответственно, родители имеют право решающего голоса в вопросах брака, — сказал депутат.

Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов сообщил «Известиям», что вопрос об обязательном согласии родителей на брак требует проработки. По его словам, таких историй, как у Ромео и Джульетты, сегодня нет.

— Остро стоят такие проблемы, как неравное вступление в брак и ранее вступление в половые отношения. Ежегодно около 12–15 тыс. девочек сталкиваются с незапланированной беременностью, многие из них, к сожалению, делают аборт. Это первоочередные проблемы, — указал Астахов.

По данным Росстата, в 2013 году в загсы пришло 9695 невест и 931 жених, которым не исполнилось 18 лет, то есть порядка 10 тыс. ранних браков на 1,22 млн браков за год. В современной России этот показатель неуклонно падал: в 1991 году, например, было зафиксировано 81 тыс. несовершеннолетних невест и 13,5 тыс. женихов.

Юрист «Национальной юридической службы» Александр Кожевников считает, что закрепление в законе обязательного согласия родителей на брак несовершеннолетних детей приведет к неблагоприятным последствиям.

— Например, девушка-сирота, родившая ребенка от желающего вступить с ней в брак юноши из полной семьи, будет вынуждена воспитывать ребенка без супруга столько лет, сколько остается до его совершеннолетия, если родители юноши не захотят видеть ее в своей семье. Эти годы для молодой мамы могут оказаться очень нелегкими, — отметил Кожевников.

По его мнению, нужно закрепить полномочия по выдаче согласия на вступление в брак несовершеннолетним за каким-то одним ведомством — например, за органом опеки и попечительства. Согласие родителей не должно быть обязательным, но если оно есть, то должно служить бесспорным основанием для регистрации брака несовершеннолетних, рассуждает собеседник.

Руководитель центра «Общественная дума» Роман Терехин добавил, что в многонациональной стране могут существовать самые разные особенности и традиции, в связи с чем минимальный брачный возраст в регионах различен. В связи с этим, по его словам, урегулирование особенностей браков несовершеннолетних лиц на федеральном уровне не совсем корректно. С другой стороны, отметил эксперт, предлагаемые изменения позволили бы усилить защиту прав детей, слишком рано оказавшихся втянутыми в сексуальные отношения: лицу, подозреваемому в растлении несовершеннолетних, будет сложнее уйти от наказания, заключив брачный союз с этим подростком без ведома его родственников.

iz.ru

Возможен-ли брак до совершеннолетия?

C каждым годом статистические показатели ранних браков растут. В последнее время дискуссии на тему ранних браков возникают все чаще, и не только российская, но и общемировая юридическая практика идет по пути постепенного снижения минимального брачного возраста, установленного законом. Положения, касающиеся браков с несовершеннолетними лицами, изложены в ст. 13 Семейного Кодекса РФ.

В соответствии с этой статьей порядок заключения браков лицами, не достигшими брачного возраста, определяется соответствующими законодательными актами региональных органов местного самоуправления. Подобные законы установлены в Москве и ряде других субъектов Российской Федерации. Отдельного федерального закона, регулирующего порядок вступления в брак лиц, не достигших возраста 18 лет, за исключением Семейного Кодекса РФ, не существует.

Условия для заключения брака до совершеннолетия [↑]

В ст. 13 Семейного Кодекса РФ говорится: «. при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации».

Что же подразумевается под уважительными причинами при рассмотрении вопроса о вступлении в брак несовершеннолетних? Четкого их определения закон не дает, однако в качестве примеров приводятся следующие ситуации беременность несовершеннолетней девушки или рождение у нее ребенка, отсутствие у несовершеннолетней матери должных средств к воспитанию и уходу за ребенком, непосредственная угроза жизни несовершеннолетнего лица или признание его судом полностью дееспособным и т.д.

Минимальный возраст вступления в брак, установленный соответствующими законодательными актами в ряде субъектов Российской Федерации, составляет 14 лет (подробную информацию можно узнать в отделах ЗАГС конкретного субъекта — республики или автономной области в составе России).

Обстоятельства, которые могут служить поводом для заключения брака несовершеннолетним лицом, должны быть документально подтверждены. К таким документам могут относиться: справка из поликлиники или женской консультации о беременности несовершеннолетней, копия решения суда о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) и т.д. Помимо этих документов необходимо также иметь характеристику с места учебы или работы несовершеннолетнего, а также отзыв органа опеки и попечительства об исследовании жилищных условий и материального положения семьи несовершеннолетнего и его будущего супруга.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные выше обстоятельства являются возможными, при наличии которых несовершеннолетнее лицо может вступить в брак. Однако их наличие нельзя считать полной гарантией того, что разрешение на заключение брака будет выдано, поскольку последнее слово в решении этого вопроса остается за органами местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетнего лица, а в случае обжалования такого решения — за судом.

Кто разрешает вступать в брак несовершеннолетним? [↑]

Порядок выдачи разрешения о вступлении в брак несовершеннолетним определяется соответствующими региональными законами органов местного самоуправления. В соответствии с ними подобные разрешения выдаются главами администраций городов, районов, районов в городах и т.д. в порядке исключительного правового полномочия. Другими органами региональной власти вопросы о вступлении в брак несовершеннолетних решаться не могут.

Заявление о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего лица подается им лично вместе с документами, подтверждающими наличие особых обстоятельств, по месту государственной регистрации брака в администрацию города, района.

В соответствии с действующим региональным законодательством при подаче заявления о вступлении в брак несовершеннолетним лицом может потребоваться также разрешение его родителей (лиц, их заменяющих) либо представителя органа опеки и попечительства.

Каждое разрешение органов местного самоуправление на заключение брака с несовершеннолетним лицом выдается в индивидуальном порядке и рассматривается отдельно. Иными словами, органы местного самоуправления не могут разрешить (запретить) соответствующим законодательным актом вступать в брак сразу всем несовершеннолетним в подвластном им регионе.

Государственная регистрация брака, в котором один (оба) из супругов является несовершеннолетним, производится в порядке, предусмотренном федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (см. главу «Официальный брак»), на основании разрешения, выданного лицам, желающим вступить в брак, органами местного самоуправления.

Отказ органов местного самоуправления во вступлении в брак несовершеннолетним лицам либо отказ от регистрации такого брака в органах ЗАГС могут быть обжалованы в суде самими лицами, желающими вступить в брак, либо их родителями (лицами, их заменяющими) или представителем органа опеки и попечительства на общих основаниях.

Признание недействительным брака с несовершеннолетним [↑]

Брак, заключенный с несовершеннолетним лицом, может быть признан судом недействительным в том же порядке, по тем же основаниям и с теми же последствиями, что и брак с совершеннолетним.

Требовать признания такого брака недействительным вправе сам несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), представитель органа опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака с этим лицом до достижения им совершеннолетия. После достижения несовершеннолетним супругом возраста 18 лет требовать признания брака недействительным вправе только этот супруг.

Добросовестный супруг (то есть супруг, чьи права были нарушены заключением такого брака) вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда.

В случае если брак с несовершеннолетним супругом будет признан недействительным и последний по решению суда утратит полную дееспособность, приобретенную им с заключением брака, вопрос о повторном заключении брака с этим лицом до достижения им возраста 18 лет должен рассматриваться органами местного самоуправления независимо от принятого ранее решения и обстоятельств принятия такого решения.

Эмансипация несовершеннолетних [↑]

Под словом «эмансипация» в российском гражданском законодательстве подразумевается получение несовершеннолетними лицами прав совершеннолетних и признание их полностью дееспособными с юридической точки зрения. Порядок и условия эмансипации несовершеннолетних определены в Гражданском Кодексе РФ).

В соответствии с Российским Законодательством дееспособность гражданина, то есть способность его своими действиями в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности наступает с достижения им возраста 18 лет. Однако также закон предусматривает приобретение несовершеннолетним лицом дееспособности при условии его вступления в брак. Дееспособность, приобретенная по указанному выше обстоятельству, наступает «автоматически» с момента государственной регистрации брака и сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста.

В случае признания брака с несовершеннолетним лицом недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности (она вновь приобретается им с достижением возраста 18 лет). Российским гражданским правом предусмотрен также и иной порядок приобретения дееспособности (эмансипации) несовершеннолетним лицом. В соответствии со ст. 27 Гражданского Кодекса РФ эмансипация допускается в случае, когда несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия родителей или лиц, их заменяющих, занимается предпринимательской деятельностью. В отличие от приобретения полной дееспособности несовершеннолетним, вступившим в брак, этот порядок приобретения дееспособности предусматривает решение о признании факта эмансипации либо органом опеки и попечительства (при наличии согласия обоих родителей несовершеннолетнего либо лиц, их заменяющих), либо в судебном порядке, определенном в ГПК РФ (о порядке особого судопроизводства ).

Факт эмансипации несовершеннолетнего может быть принят органами местного самоуправления как обстоятельство, позволяющее ему вступить в брак до наступления совершеннолетия.

Эмансипированный несовершеннолетний приобретает все права дееспособных лиц, в частности на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов в суде, и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (перечень такого имущества утвержден в Гражданско-Процессуальном Кодексе РФ). Родители (лица, их заменяющие) эмансипированного несовершеннолетнего не несут ответственности по его обязательствам, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Однако эмансипированный несовершеннолетний либо совершеннолетний, приобретший полную дееспособность вступлением в брак, не подлежит уголовной ответственности до достижения им возраста 16 лет, а также в случае призыва в Вооруженные силы РФ — до достижения им возраста 18 лет.

Права ребенка и родителей в «раннем» браке [↑]

Поскольку несовершеннолетние, вступившие в брак, в полной мере приобретают дееспособность, они также в полном объеме приобретают все имущественные права и обязанности, вытекающие из семейных отношений. Эти же права и обязанности сохраняются и в случае развода несовершеннолетних супругов.
Несовершеннолетние супруги имеют такие же права и обязанности перед своими детьми, что и совершеннолетние супруги, поскольку родительские права и обязанности возникают на основании происхождения ребенка от конкретного лица и не зависят от возраста родителей и детей.

www.legalneed.ru

О несовершеннолетних браках

В нашей стране возросло количество браков среди подростков. Все чаще и чаще возникают споры на тему ранних браков в обществе. В 13 статье Семейного Кодекса РФ говорится о браках с несовершеннолетними.
Согласно этой статье заключение браков с людьми небрачного возраста, определяется специальными законодательными актами региональных органов местного самоуправления. Такие законы действуют в столице нашей родины, а также в других российских регионах. Отдельного федерального закона, который регулировал бы порядок вступления в брак молодых людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста нет, не считая Семейного Кодекса Российской Федерации.

При каких условиях заключается брак у несовершеннолетних лиц

Минимальным возрастом для вступления в брак считается четырнадцать лет. Этот возраст установлен законодательными актами в некоторых субъектах РФ.
То, из-за чего несовершеннолетние лица заключают брак, то есть причины и обстоятельства, должны иметь документальное подтверждение. К такому документу, к примеру, относится медицинская справка от врача, подтверждающая беременность несовершеннолетней. Кроме этого необходима характеристика с места учебы или работы лица, желающего вступить в брак, а также отзыв, составленный и написанный представителями органов опеки и попечительства. В этом документе должны быть описаны условия, в которых проживают лица, желающие вступить в брак, а также указана информация о материальном достатке семей юных жениха и невесты.
Нет стопроцентной гарантии того, что между подростками будет заключен брак, даже если собраны все необходимые документы и доказательства. Разрешить несовершеннолетним вступить в официальный брак могут органы местного самоуправления по месту проживания подростков. В случае отказа решение может приниматься в суде.

Кто решает судьбу вступления в законный брак лиц, не достигших совершеннолетия

Разрешения о вступлении в брак выдается главами администраций районов, городов, селений и так далее. Такая выдача разрешений производится в порядке исключительного правового полномочия. Остальные органы региональной власти не занимаются подобными делами, касающимися вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия.
При подаче заявления в ЗАГС у несовершеннолетних лиц на законных основаниях могут попросить письменное разрешение их родителей или представителей органов попечительства, которые дают согласие на этот брак.
Органы местного самоуправления могут дать «добро» или отказать во вступлении подростков в брак. Каждый случай рассматривается индивидуально и отдельно.
Брак юных супругов зарегистрируют по причине предоставленного ими разрешения, которое было выдано несовершеннолетним.
Несогласие органов местного самоуправления или ЗАГСА в женитьбе лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, можно обжаловать в судебном порядке. Заявление должны подавать жених и невеста или их родители, а также заменяющие их лица.

О признании брака с несовершеннолетним недействительным

Суд может признать брак с несовершеннолетним супругом недействительным на тех же основаниях, что и брак с совершеннолетним.
Признать такой брак недействительным может не только совершеннолетний супруг, но и несовершеннолетний, а также его родители или представители органов опеки. При наступлении восемнадцатилетнего возраста этот супруг имеет право предъявить требования к суду, чтобы признать свой брак недействительным.
Супруг, чьи права были нарушены во время заключения такого брака, имеет полное право потребовать возместить причиненный ему моральный ущерб.

Об эмансипированных несовершеннолетних

Эмансипация – это получение лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, совершеннолетних прав, а также признание их дееспособными гражданами РФ.
Согласно российский законам восемнадцатилетний гражданин начинает исполнять гражданские обязанности. Такую дееспособность приобретает несовершеннолетний только при одном условии, если он вступил в законный брак. После регистрации такого брака несовершеннолетний супруг автоматически становится дееспособным, сохраняя за собой это право.
Если после заключения брака суд решит признать его недействительным, то несовершеннолетний супруг снова теряет право на самостоятельную дееспособность совершеннолетнего гражданина. Это право он снова обретет после того, как ему исполнится восемнадцать лет.
Согласно 27 статье ГК РФ эмансипация разрешается тогда, когда несовершеннолетний достигает шестнадцатилетия, работает официально по контракту или трудовому договору, занимается предпринимательством с разрешения его родителей, а также заменяющих их лиц.
Эмансипированное лицо несовершеннолетнего возраста получает все права дееспособности, имея право самостоятельно защищать свои права и законные интересы в суде. Также по закону он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, исключая имущество, которое нельзя взыскать.
У эмансипированного несовершеннолетнего, который получил полную дееспособность после женитьбы, есть свои преимущества: он не несет уголовную ответственность до наступления шестнадцатилетнего возраста, а также призывается в армию после достижения восемнадцати лет.

О правах родителей и детей в раннем браке

Супруги несовершеннолетнего возраста имеют такие же обязанности перед рожденными детьми, как и совершеннолетние супруги, так как родительские права и соответственно обязанности появляются автоматически после рождения ребенка независимо от родительского возраста.
Также официально вступившие в брак несовершеннолетние супруги получают все права на имущество, а также приобретают семейные обязанности.

Актуальность статьи: 31.07.2013 01:31:51

pravoforyou.ru

Разрешение органа опеки и попечительства на вступление в брак

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Общее описание

Лица, достигшие возраста 16 лет и желающие вступить в брак до достижения 18 лет, при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, фактические брачные отношения и др.) могут представить заявление о получении разрешения органа опеки и попечительства на вступление в брак в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (далее — орган местного самоуправления Санкт‑Петербурга) по месту жительства (заявление могут представить их уполномоченные представители).

Орган местного самоуправления Санкт‑Петербурга принимает решение коллегиально — вопрос о признании причин уважительными в каждом случае решается индивидуально с учетом интересов несовершеннолетнего.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Направление (вручение) заявителю постановления о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
  2. Направление (вручение) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги в виде письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин.
  3. Срок предоставления услуги

    I. Получатели муниципальной услуги:

    • Несовершеннолетние граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, имеющие место жительства на территории муниципального образования, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) с запросом о предоставлении муниципальной услуги.

    II. Заявители, обращающиеся за предоставлением муниципальной услуги:

  4. Лица, имеющие право на получение муниципальной услуги в соответствии с п. I;
  5. Представители заявителей при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или других документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.
  6. Порядок действий

    Порядок действий заявителя

  7. Лично обращается с документами в МФЦ;
  8. Подает необходимые документы и заявление: от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме либо от законных представителей по форме;
  9. Получает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты получения;
  10. В случае принятия решения о выдаче разрешения на вступление в брак — получает копию постановления (с уведомлением о результатах предоставления муниципальной услуги);
  11. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на вступление в брак — получает письмо об отказе.
  12. Порядок действий уполномоченной организации

    I. Прием заявлений и проверка представленных документов граждан

    Специалист МФЦ, ответственный за прием комплекта документов:

  13. Определяет предмет обращения;
  14. Устанавливает личность заявителя и его полномочия;
  15. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления;
  16. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом Местной администрацией решении по предоставлению муниципальной услуги о чем на заявлении делается соответствующая запись;
  17. Передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
  18. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов;
  19. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы государственной власти (организации) субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись;
  20. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования личного дела;

Заверяет электронное дело своей электронной подписью;

  • Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации;
  • Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема (расписка не выдается в случае поступления документов по почте, а также по информационным системам общего пользования);
  • В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы;
  • Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку решения.
  • II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (продолжительность административной процедуры — не более 6 рабочих дней):

    Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  • Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы;
  • Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа;
  • Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи;
  • Направляет межведомственные запросы;
  • Получает ответы на межведомственные запросы;
  • Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу;
  • Передает полученные документы (информацию) в Комиссию.
  • II. Принятие Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Вызов заявителя в Местную администрацию:

    Комиссия:

    Осуществляет объективную, полную и всестороннюю оценку комплекта документов;

    В случае необходимости подтверждения обстоятельств указанных в документах, поданных заявителем, либо устранения противоречий, выявленных в ходе проверки данных в указанных документах, вызывает заявителя и (или) его законных представителей на прием в Местную администрацию;

    Принимает решение о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

    Комментарий: решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

    Секретарь Комиссии:

    Передает заявление, комплекта документов и протокол заседания Комиссии работнику Местной администрации, ответственному за подготовку проекта решения;

  • Делает соответствующие отметки в журнале регистрации, в том числе в электронной форме.
  • III. Подготовка решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, информирование заявителя о результате предоставления муниципальной услуги

    Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения:

    В случае принятия Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги готовит проект решения Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет;

    В случае принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги готовит проект письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин;

  • Передает подготовленные документы Главе Местной администрации.
  • Глава Местной администрации:

    Изучает представленные документы и подписывает их;

    В случае несогласия – излагает замечания и возвращает указанные документы на доработку.

    Сотрудник Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения после подписания Главой Местной администрации документов:

    Регистрирует их в журнале регистрации;

    Направляет решение Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, либо письмо о невозможности исполнения запроса с указанием причин заявителю. В случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления муниципальной услуги в МФЦ направляет указанные документы в МФЦ для последующей передачи заявителю.

    Перечень оснований для приостановления, прекращения и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги:

    Непредставление заявителем необходимых документов;

    Отсутствие уважительных причин для вступления в брак лица, достигшего возраста шестнадцати лет.

    Документы, представляемые заявителем

    I. Заявитель в обязательном порядке представляет:

    1. Заявление от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме и от законных представителей по форме;
    2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет;
    3. Копия документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего вступить в брак с несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
    4. Документ, подтверждающий наличие уважительных причин для вступления в брак (например, медицинская справка либо заключение о беременности невесты, документ подтверждающий призыв жениха в ряды вооруженных сил, свидетельство о рождении ребенка, за исключением документа, выданного на территории Санкт-Петербурга)
    5. Согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем;
    6. Справка о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА или справка о регистрации несовершеннолетнего на территории муниципального образования.

    II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

    1. Свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Санкт-Петербурга;

      Справка о регистрации по месту жительства (форма № 9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА.

      III. При обращении представителя заявителя, имеющего право на получение муниципальной услуги, дополнительно представляются:

      Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя лица, имеющего право на получение муниципальной услуги;

      Документы, подтверждающие полномочия представителя.

      Организации, участвующие в предоставлении услуги

      Организации, принимающие документы

      Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

      Организации, выдающие конечные документы

      Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

      Порядок обжалования

      Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Местной администрацией, должностными лицами, муниципальными служащими Местной администрации, в ходе предоставления муниципальной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

      Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

      нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;

      нарушение срока предоставления муниципальной услуги;

      требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;

      Отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;

      отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

      затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

      отказ Местной администрации, должностного лица Местной администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Срок исправления описок, технических ошибок, допущенных при оформлении документов, не должен превышать 5 рабочих дней с момента обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

      Прием жалоб в письменной форме осуществляется Местной администрацией по адресу и в соответствии с графиком работы.

      Жалоба в письменной форме может быть направлена по почте.

      В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

      оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

      оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

      копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

      В электронной форме в Местную администрацию жалоба может быть подана заявителем посредством:

      официального сайта Местной администрации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;

      федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или Портала.

      При подаче жалоб в электронном виде документы, указанные в пункте 5.4 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя не требуется.

      Жалоба рассматривается Местной администрацией.

      Жалоба может быть подана заявителем через структурные подразделения МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Местную администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Местной администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

      Жалоба должна содержать:

      наименование Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего Местной администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

      фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

      сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего;

      доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Местной администрации, должностного лица Местной администрации, либо муниципального служащего Местной администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      Жалоба, поступившая в Местную администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом Местной администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

      В случае обжалования отказа Местной администрации, должностного лица Местной администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

      По результатам рассмотрения жалобы Местная администрация принимает одно из следующих решений:

      об удовлетворении жалобы;

      об отказе в удовлетворении жалобы.

      Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

      В ответе по результатам жалобы указываются:

      наименование Местной администрации, рассмотревшей жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица Местной администрации, приявшего решение по жалобе;

      номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице Местной администрации, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

      фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

      основания для принятия решения по жалобе;

      в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата муниципальной услуги;

      сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

      Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным
      на рассмотрение жалобы должностным лицом Местной администрации.

      По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

      Местная администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

      наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

      подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;

      неподтверждения доводов жалобы.

      Должностные лица Местной администрации обязаны сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом в следующих случаях:

      наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

      отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

      Сообщение о недопустимости злоупотребления правом осуществляется должностными лицами Местной администрации в течение семи дней со дня регистрации обращения об оставлении жалобы без ответа, если фамилия и почтовый адрес гражданина, подавшего жалобу, поддаются прочтению.

      gu.spb.ru