2.6. Ликвидация бизнеса

Ликвидация бизнеса для физического лица – предпринимателя – означает прекращение его предпринимательской деятельности в результате , например, прекращения срока действия патента. Для фирмы ликвидация бизнеса есть ликвидация соответствующего юридического лица, т.е. прекращение действия его прав и обязанностей без перехода к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано учредителями либо органом государственной регистрации в связи с:
· истечением срока, на который оно создано;
· достижением цели его создания;
· признанием судом его регистрации недействительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях осуществления деятельности:
· без лицензии;
· запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
· противоречащей уставным целям общественной, религиозной организации или фонда.

Предприниматель может добровольно прекратить дело и закрыть свое предприятие. В этом случае он создает ликвидационную комиссию, рассчитывается по долгам, остаток имущества распределяется между владельцами в соответствии с уставом. Затем следует юридическое закрытие фирмы.

В жизни это чаще всего происходит в результате разорения фирмы. Так, на российском зерновом рынке в 1997 г. происходило массовое закрытие небольших и средних фирм. Один из менеджеров охарактеризовал причины массового «падежа» так: рынок стал слишком прозрачным, а потому невыгодным для спекулянтов. Действительно, в 1995 г. колебания цен на зерно достигали порой 2,5–3 раз, в 1996 г. диапазон сократился до 1,2 раз. В 1997 г. ничто не может сдвинуть цены с места и аналитики предполагают их неизменность до конца года. Мелкие компании, игравшие на неорганизованности рынка и высокой инфляции, в таких условиях работать не могут. Что же касается крупных оптовых торговцев, то они давно уже делают ставку не на спекулятивные игры, а на большой объем продаж и особые бартерные схемы работы с производителями зерна. Например, компания «Агроинком» поставляет сельскохозяйственным предприятиям юга России минеральные удобрения, ядохимикаты, семена, технику, получая взамен зерно и другую продукцию (см. Эксперт № 13 от 7 апреля 1997 г.).

Процесс ликвидации предприятий нередко связан с концентрацией производства в отрасли. Подобный процесс сейчас происходит на российском рынке пива. За 1994 – 1996 годы на этом рынке появилось два крупных холдинга. Англо-американская компания «Sun Brewing», вложив около 25 млн. долл., приобрела 7 российских пивоваренных заводов (Пермский, Саранский, Ивановский, Курский, Екатеринбургский, завод г. Волжского и питерскую «Баварию»). Другая западная компания, скандинавский концерн «Baltic Beverages Holding», инвестировав 45,5 млн. долл., купила контрольный пакет акций петербургской «Балтики», а недавно приобрела Ярославский пивной завод. Кроме того на рынке сейчас присутствуют десяток крупных региональных заводов и 170 мелких. Две трети российских заводов работает на устаревшем оборудовании, зачастую демонтированном и привезенном из Чехии и Германии после войны. Им нужны инвестиции для обновления производства, но инвесторов отпугивают плохой менеджмент, скромные объемы производства и долгий срок окупаемости – 7–10 лет. По прогнозам экспертов, через несколько лет отечественная пивная отрасль будет состоять из нескольких гигантов и десятка крупных заводов регионального значения. А сотня с лишним постсоветских малых пивзаводов обречена (Эксперт № 22 от 16 июня 1997 г.).

Следует сказать, что российская практика ликвидации бизнеса в корне расходится с мировой. Юридическая ликвидация требует заметных расходов, отказ же от ликвидации не влечет за собой никакой ответственности. В результате предприниматель, прекращающий дело, нередко распродает имущество, «обнуляет» расчетный счет и исчезает в неизвестном направлении. Фирма переходит в разряд «мертвых душ».

Другой формой ликвидации является банкротство по решению арбитражного суда. Юридическое лицо – коммерческая организация (кроме казенных предприятий), потребительский кооператив или фонд может быть ликвидирован вследствие признания его банкротом по решению суда либо добровольно по совместному с кредиторами решению.

Процедура банкротства расписана в законе РФ о банкротстве, вступившем в действие с 1 марта 1998 г.

Можно следующим образом описать последовательность применения закона в ситуациях банкротства.

1. Кредитор может подать заявление в арбитражный суд, если:
· просрочка долга достигла трех месяцев;
· сумма долга составляет не менее 500 минимальных месячных оплат труда.

2. Арбитражный суд рассматривает дело в присутствии истца и ответчика и может принять одно из следующих решений:
· прекращение дела ввиду фактической состоятельности должника;
· приостановление дела и реорганизация предприятия. В этом случае вводится внешнее управление сроком на 18 месяцев и проводятся санации (мероприятия по финансовому оздоровлению должника). Через 18 месяцев суд повторно рассматривает дело и принимает окончательное решение;
· открытие конкурсного производства (банкротство).

3. Конкурсное производство.

В этом случае предприятие полностью ликвидируется. Последовательность ликвидации следующая:
· назначается конкурсный управляющий (специально обученный и получивший соответствующий аттестат) и собирается собрание кредиторов;
· конкурсный управляющий проводит анализ финансового состояния должника и формирует конкурсную массу (активы предприятия);
· конкурсный управляющий совместно с собранием кредиторов продает имущество предприятия (выбирается форма продаж, срок начала продаж, начальная цена имущества).

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющему. Затем выделяются средства на:
· компенсации гражданам, потерявшим здоровье или жизнь на данном производстве;
· оплату труда работников и выходные пособия;
· платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
· выплаты конкурсным кредиторам;
· выплаты работникам, имеющим долю в имуществе предприятия;
· выплаты прочим собственникам;
· оплату остальных требований.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если денег на всех не хватит, то они выплачиваются пропорционально требованиям.

На любом этапе суда может быть заключено мировое соглашение между должником и кредиторами. Арбитражный суд обязан в этом случае прекратить дело о банкротстве.

Официальные банкроты появились в России после принятия закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий в 1992 г. поначалу в небольших количествах: в 1993 г. в стране было 9 банкротств предприятий, в 1994 – 300, в 1995 – 1108, в 1996 – 2800, в 1997 – 3700.

Можно привести следующие примеры из этой области: руководство волгоградского сталелитейного завода «Красный Октябрь» инициирует процедуру банкротства, после того как кредиторская задолженность достигла 1 трлн. руб.; кредиторы «Национального кредита» подали ходатайство о признании этого банка банкротом после того как общий объем его задолженности превысил 1,5 трлн. руб. (Эксперт, №№ 2, 7, 1997 г.).

Для сравнения: по данным административного управления по делам американских судов, в течение 1996 г. поступило 1178555 заявлений о банкротстве, в том числе от юридических лиц – 53 тысячи. Число банкротств в Европе в 1995 г. составило: во Франции – 55987, в Англии – 41303, в Германии – 22500, в Италии – 15700, в Швеции – 10930, в Швейцарии – 9761, в Бельгии – 6942, в Финляндии – 5234, в Голландии – 5796, в Австрии – 4994, в Испании – 4846, в Ирландии – 571. Всего в Европе в 1995 г. закрылось около 200 тысяч предприятий.

Вывод очевиден: институт банкротств до сих пор не стал обязательным элементом нашей экономики. Между тем – это единственный способ оздоровить рынок, цивилизованно очистить его от «мертвых» предприятий и запустить те из них, которые еще способны «дышать». По данным Федеральной службы по делам о несостоятельности, из двух миллионов российских предприятий 800 тысяч «лежат на боку», а значит рано или поздно попадут под действие нового закона.

В новом законе основные положения и общая схема банкротства остались прежними. Вместе с тем целый ряд положений получил уточнение, дополнение, а в некоторых случаях и изменения.

Назовем основные изменения.

1. В случае просрочки долга размером в 500 минимальных месячных оплат труда в течение трех месяцев кредитор может обратиться в арбитражный суд, и суд обязан открыть дело о банкротстве.

2. Приняв заявление кредитора, арбитражный суд в течение недели вводит процедуру наблюдения, которая может длиться до трех, а иногда и до пяти месяцев. Для этого назначается временный управляющий, который готовит и проводит собрание кредиторов и докладывает о результатах наблюдения.

3. Арбитражный суд по рекомендации собрания кредиторов может принять одно из следующих решений:
· внешнее управление. В этом случае назначается внешний управляющий, который на срок введения внешнего управления (от 12 до 18 месяцев) руководит предприятием. После этого суд возвращается к повторному рассмотрению дела;
· мировое соглашение. При его достижении судебное разбирательство прекращается;
· конкурсное производство.

4. Для брошенных фирм, «мертвых душ» предусматривается упрощенная процедура банкротства и исключения фирмы из числа существующих.

5. Восстановлено понятие банкротства физического лица. Несостоятельным признается гражданин, задолжавший более 100 минимальных окладов. Для физических лиц закон вступит в силу после внесения соответствующих дополнений в Гражданский кодекс РФ. Как ожидается, это произойдет не ранее 1999 г., после начала действия системы судебных приставов.

Завершая описание процессов смены стадий и внутристадийной эволюции бизнеса, отметим, что идентификация положения бизнеса (предприятия) внутри стадии и тенденции его движения представляют собой не простую, но крайне важную для определения стратегии бизнеса задачу. Для ее решения следует использовать как фактические данные о динамике показателей самого предприятия, так и данные о положении аналогичных предприятий, а также теоретические концепции, элементы которых были изложены в гл. 1 и данной главе. Большое значение имеет также опыт руководителя предприятия и его принадлежность к одному из «стратегических типов», описанных в п. 1.7. Отказ от использования хотя бы одного из перечисленных видов информации существенно затруднит принятие правильных решений относительно развития бизнеса.

www.aup.ru

Ликвидация предприятий

Наша компания оказывает услуги по ликвидации фирм – это прекращение юридического лица без правопреемства (перехода прав собственности и обязанностей к другим лицам). Возможны два варианта ликвидации фирмы – Вы можете продать свою фирму (мы готовы Вам в этом помочь), или исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидация бывает добровольной и принудительной:
Принудительная ликвидация фирм осуществляется по решению суда, в случаях, предусмотренных законодательством: осуществлении запрещенной законом деятельности, отсутствии лицензии, банкротство предприятия и т.д.

Основная причина добровольной ликвидации фирмы- наличие у нее кредиторской задолженности.
Ликвидация компаний может быть осуществлена несколькими способами. Определится с оптимальным вариантом закрытия фирмы и оценить все риски возможно только после консультации с нашими профессиональными юристами.
Мы предлагаем следующие способы ликвидации компаний:

Наша компания предлагает следующие виды юридических адресов:

Прохождение процедуры ликвидации включает в себя несколько этапов:

  • принятие учредителями решения о ликвидации, назначении ликвидатора;
  • уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации;
  • опубликование в органе печати сообщения о предстоящей ликвидации, уведомление кредиторов;
  • проведение сверки с налоговыми органами и внебюджетными фондами, погашение задолженности (в случае ее наличия);
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • составление ликвидационного баланса;
  • закрытие счетов;
  • получение свидетельства о прекращении деятельности.

Данная процедура применяется для предприятий, не имеющих кредиторской задолженности и располагающих достаточным временем.
Срок осуществления процедуры ликвидации от 3-6 месяцев.

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации:

  • Свидетельство о регистрации ОГРН.
  • Прежде всего нужно отметить, что продажа предприятия в чистом виде ликвидацией не является, так как не влечет исключение из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В случае продажи предприятия осуществляется подыскание покупателя на доли в уставном капитале (акции) предприятия. Проводится смена учредителей предприятия с обязательной регистрацией соответствующих изменений в регистрирующем органе и внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о новых собственниках предприятия. Новый владелец предприятия принимает решение о смене руководящих органов.
    При необходимости можно предусмотреть смену наименования и адреса (в том числе с переводом в другую инспекцию) продаваемого юридического лица новым собственником предприятия.

    Таким образом, само предприятие как юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц остается, но прежние собственники (учредители, акционеры) и руководители больше не имеют отношения к данному предприятию.

    Преимущества данного варианта заключаются в том, что дают возможность быстро избавиться от ставшего по каким-либо причинам ненужным юридического лица.

    Сроки: документы на продажу предприятия готовятся в течение 2-3 дней, регистрация в ИФНС занимает 1,5-3 недели.

    Документы, необходимые для продажи:

  • Свидетельство о регистрации ОГРН
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  • Учредительный договор (при наличии).
  • Изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (последняя).
  • Бухгалтерская и налоговая отчетность за последний налоговый период.
  • Наиболее распространенными являются слияние и присоединение компаний, также в определенных случаях может быть произведена реорганизация в форме разделения или выделения.

    При реорганизации в форме слияния или присоединения юридическое лицо получает свидетельство о прекращении деятельности, исключается из Единого государственного реестра юридических лиц, у него аннулируется ОГРН и ИНН. Все права и обязанности предприятия, прекратившего деятельность (в том числе кредиторская задолженность) переходят правопреемнику (в случае слияния – вновь созданному юридическому лицу, в случае реорганизации – к юридическому лицу, к которому осуществлялось присоединение).

    Документы, необходимые для реорганизации:

  • Устав.
  • Печать.
  • Действующим законодательством предусмотрена упрощенная процедура банкротства: банкротство ликвидируемого должника. Она применяется, если в процессе добровольной ликвидации при составлении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества общества недостаточно для покрытия его долгов.

    Для выявления имущества ликвидируемого юридического лица подаются запросы в ГИБДД, Регистрационную службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ИФНС, получаются выписки из банков об остатках средств на счетах, проводится сверка по оплате налогов, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Далее в Арбитражный суд подается заявление о признании юридического лица банкротом (ликвидация юридического лица). Суд принимает решение о признании банкротом и открывает конкурсное производство, утверждает кандидатуру конкурсного управляющего, который в ходе конкурсного производства проводит инвентаризацию, взыскивает дебиторскую задолженность, удовлетворяет в порядке очередности люстры для спальни потолочные требования кредиторов, закрывает счета, сдает документы юридического лица в архив. По отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Юридическое лицо снимается с учета в ИФНС, фондах, госкомстате, получает свидетельство ЕГРЮЛ о регистрации ликвидации юридического лица.

    Документы, необходимые для начала процедуры банкротства:

    1. Протокол (решение) о назначении руководителя.
    2. Копии паспортов учредителей.

    Одним из наиболее распространенных способов является продажа предприятий. Этот метод ликвидации предполагает, что само юридическое лицо остается в Едином государственном реестре, но его прежние собственники больше не имеют к нему отношения. Преимущества метода заключаются в том, что Вы имеете возможность избавиться от фирмы оперативно и без каких-либо последствий.

    Альтернативный вариант закрытия бизнеса – реорганизация, которая чаще всего происходит в форме слияния и присоединения. При реорганизации компания получает свидетельство о прекращении деятельности, затем исключается из Единого государственного реестра, а после этого все права и обязанности переходят к правопреемнику.

    Официальная ликвидация ООО или ЗАО является довольно сложной, длительной процедурой. Она предусматривает полное прекращение деятельности юридического лица с исключением его из Единого государственного реестра и сдачей документов в государственные архивы. Данный способ ликвидации является наиболее эффективным, но он может применяться только для компаний, не имеющих кредиторской задолженности.

    Ликвидация организации может производиться под видом банкротства. Банкротство – в настоящий момент редко применяемый в повседневной практике инструмент прекращения деятельности юридического лица. Это очень ответственное мероприятие, занимающее немало времени и предусматривающее прохождение многочисленных процедур.

    Ликвидация юридического лица – это длительный и сложный процесс, связанный с разнообразными трудностями и препятствиями на разных этапах. Поэтому ликвидацию фирм необходимо поручить только квалифицированным специалистам, имеющим большой практический опыт в решении подобных вопросов.

    Ликвидация предприятия может сопровождаться налоговой проверкой.

    tbkf.ru

    Реорганизация ликвидация бизнеса

    Добровольно закрыться вправе любая компания, но есть нюанс – хозяйствующий субъект не может «избавиться» от обязательств только по желанию собственников. Даже «нулевая» компания, которая фактически не функционирует, должна подтвердить отсутствие задолженностей (как правило, доказательством служит регулярная подача «нулевок»).

    Добровольно закрыть фирму можно по разным причинам – закончился уставный срок деятельности, достигнуты цели, бизнес стал убыточным или неактуальным. В любом случае есть единая процедура, по которой проходит ликвидация предприятия – документы, этапы и сроки четко регламентированы. Чтобы закрытие уложилось в законные рамки, нужно досконально разобраться в нюансах процесса.

    Если по каким-то причинам необходимо закрыть фирму, законодательство «не чинит» препятствий. Более того, нефункционирующее предприятие без планов дальнейшей работы желательно ликвидировать своевременно и в добровольном порядке. Это избавит от лишних налоговых и фондовых начислений, поможет избежать пристального внимания со стороны контролирующих органов.

    Собственники вправе инициировать закрытие фирмы по любой причине – такая возможность закреплена законодательно. Более того, если предприятие не планирует продолжать работу, добровольная ликвидация – единственный способ легально и с минимальными затратами освободиться от обязательств.

    Нефункционирующее предприятие убыточно – прибыли нет, при этом, как минимум, нужно платить бухгалтеру за своевременное составление и подачу нулевых деклараций/отчетов. Если фирма не ведет хозяйственной деятельности и не планирует продолжить работу, оптимальный вариант – официально закрыться в добровольном порядке. Лучше не ждать принудительной ликвидации по инициативе госорганов.

    Как и любая некоммерческая организация, образовательное учреждение (ОУ) может закрыться в добровольном или принудительном порядке. Добровольная ликвидация полностью укладывается в правовые рамки, но процесс довольно сложный и длительный – нужно соблюсти законодательный регламент и учесть нюансы для государственных, муниципальных, частных учреждений.

    В законодательстве практически нет ограничений на добровольную ликвидацию предприятия – собственники могут закрыть фирму по разным причинам, от окончания уставного срока работы до нерентабельности бизнеса. При этом нужно понимать, что есть последствия ликвидации ООО (любой другой формы юрлица) – нельзя просто подать заявление, предварительно придется закрыть все имеющиеся обязательства.

    Не стоит ждать, пока неработающую фирму закроют в принудительном порядке по судебному решению. К таким предприятиям, независимо от причины бездействия, налоговая инспекция относится особенно тщательно – неожиданная проверка принесет лишние хлопоты, помимо имеющихся долгов придется оплачивать административные штрафы. Добровольный порядок ликвидации ООО предпочтителен, ведь процедура проходит в рамках закона.

    Чтобы закрыть фирму в добровольном порядке, придется выполнить целый ряд регламентированных процедур. В первую очередь нужно принять решение о ликвидации ООО. Оно становится основанием для начала мероприятий внутри компании и взаимодействия с государственными структурами.

    Если по каким-то причинам компания прекратила работу и не намерена ее продолжать, стоит выполнить добровольную ликвидацию. Можно ждать принудительного закрытия через суд, но обязательства никуда не исчезнут – придется погасить все долги, а вдобавок еще и штрафы. С большой вероятностью будут инициированы проверки, причем к нарушителям законодательства налоговая особенно требовательна.

    rosco.su

    Как закрыть бизнес (ликвидация бизнеса)

    Общество может быть ликвидировано по единогласному решению его участников

    Порядок ликвидации компании

    Общество может быть ликвидировано по единогласному решению его участников, либо по решению общего собрания акционеров (п. 2 ст. 61, ст.104 Гражданского кодека РФ, далее – ГК РФ, п. 8 ст. 37, ст. 57, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст.21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».)

    После принятия решения о ликвидации Общества, участники Общества или орган обязаны в трехдневный срок c момента принятия решения о ликвидации юридического лица в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, а так же налоговый орган по месту своей регистрации (ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пп. 4. п.2 ст. 23 НК РФ).

    Уведомление подается в регистрирующий орган по установленной форме (N Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица»). Следует обратить внимание, что данная форма с 22.07.2009 требует нотариального заверения.

    Помимо уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица Вам необходимо направить ещё одну форму в налоговую инспекцию: «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации».

    В АО решение о ликвидации общества принимается общим собранием квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций. ООО может быть ликвидировано только при наличии единогласия участников по данному вопросу (ст. 92 ГК РФ, ст. 37 Закона). Данные правила сформулированы в императивных нормах, поэтому в уставе Вы не сможете установить иное количество голосов, необходимое для принятия указанных решений.

    На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации и выдает заявителю соответствующие подтверждающие документы.

    С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    После этого, участники Общества, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством РФ (пп. 2 ст. 62 ГК РФ), о чем уведомляют регистрирующий орган (ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

    В ООО данное решение может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. В АО — решение о назначении ликвидационной комиссии принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Общества (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

    Далее ликвидация Общества происходит в следующем порядке (ст. 63 ГК РФ):

    1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента публикации) заявления требований его кредиторами («Вестник государственной регистрации»).

    2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества (подтвержденных актами инвентаризации) ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Так же к нему следует приложить перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Указанный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

    В регистрирующий орган необходимо направить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, с приложением промежуточного бухгалтерского баланса (ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    4. При наличии кредиторской задолженности ликвидационная комиссия производит выплаты денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

    5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица распределяется между его учредителями (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

    6. После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган заявление о регистрации в связи ликвидацией юридического лица. К заявлению прилагаются (ст. 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

    · документ об уплате государственной пошлины ;

    С 1 июля 2011 года документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предоставлять не нужно, указанный документ представляется по межведомственному запросу.

    На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ.

    Ликвидация считается завершенной (а Общество – прекратившим существование) с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    В соответствии с положениями п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается с момента в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

    Таким образом, до внесения записи об исключении в ЕГРЮЛ, Общество продолжает существовать, и обязано нести возложенные на него обязательства.

    Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

    Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

    Предусмотрены следующие основания для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:

    · заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

    · сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (представляются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ);

    · копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

    · копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;

    · копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

    · информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

    При добровольном решении о прекращении предпринимательской деятельности, предприниматель подает в регистрирующий орган следующие документы:

    · подписанное им заявление о государственной регистрации;

    · документ об уплате государственной пошлины.

    При поступлении вышеназванных документов регистрирующий орган осуществляет следующие действия:

    · делает запись об этом в книге учета;

    · выдает расписку о принятии документов;

    · принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

    · вносит соответствующую запись в ЕГРИП;

    · выдает заявителю Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

    При внесении соответствующих записей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по той или иной причине на основании выписки из ЕГРИП налоговый орган снимает индивидуального предпринимателя с налогового учета.

    Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

    Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

    oldsmb.economy.gov.ru