Анализ деятельности Пенсионного фонда России (1)
1 Пенсионный фонд России.
1.1. Организация пенсионной системы в России.
1.2. Основные типы накопительных пенсионных систем и
организация накопительной пенсионной системы в России.
1.3 Пенсионная реформа.
2 Сравнительный анализ пенсионного фонда России и зарубежных стран.
2.1. Анализ функции пенсионного фонда России.
2.2. Анализ функции пенсионного фонда зарубежных стран.
3 Возможности использования зарубежного опыта для пенсионного фонда в отечественной практике.
3.1. Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда
3.2. Пути решения проблем пенсионного фонда за рубежом.
В 2001 г. в России началась радикальная реформа пенсионной системы. До этого момента пенсионная система в нашей стране носила чисто распределительный характер. То есть собранные за определенный год отчисления налога шли на выплаты текущим пенсионерам. Таким образом, происходило своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений: пенсии выплачивались за счет отчислений работающих.
С 2002 г. пенсионные отчисления российских граждан делятся на три части: базовую, страховую и накопительную. Соответственно, и будущая пенсия будет состоять из трех частей: базовой (фиксирована, зависит только от возраста и наличия иждивенцев), страховой (зависит от трудового стажа и заработной платы) и накопительной, размер которой определяется размером пенсионных накоплений, то есть суммой пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Переход к накопительной пенсионной системе может обеспечить решение сразу нескольких задач:
— более эффективной и справедливой организации поддержания доходов пожилых людей,
— восстановления зависимости между взносами по пенсионному страхованию и размером пенсии,
— снятия с государства и налогоплательщика части обязательств в условиях ухудшающейся демографической ситуации, приток «длинных денег» в экономику, развитие финансового сектора.
При этом следует отдавать себе отчет, что накопительная пенсионная система может породить многие организационные и структурные проблемы. При введении накопительной системы и выбора между институциональными структурами велик риск перекосов в сторону повышенного внимания не к реализации целей реформы, а к незначительным деталям и защите ведомственных интересов.
Учитывая сложность организации пенсионной системы и компромиссный характер законодательства о введении накопительного пенсионного страхования, долгий срок проявления последствий, множественность рисков, важность пенсий по старости для всего населения, структура пенсионной системы и ее нормативная база должны стать предметом переговоров государства, бизнеса и общества. То, что многие нормативные акты еще только предстоит принять, дает возможность провести строительство новой системы в интересах ее участников и с учетом мировой практики.
Данное исследование ставит своей целью анализ мирового опыта по введению накопительных пенсионных систем и выработку рекомендаций по предотвращению возможных проблем и рисков, связанных с внедрением новой пенсионной системы.
1.1. Организация пенсионной системы в России.
Начиная с 2001 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) будет состоять из трех элементов:
— базовая пенсия. В настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 450 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности I группы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета а также постепенное приближение ее к величине прожиточного минимума;
— страховая пенсия. Она рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
— накопительная пенсия. Это реально накопительная часть, размер которой определяется размером пенсионных накоплений, то есть суммой пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Базовая часть пенсии финансируется за счет социального налога, поступающего в бюджет, а страховая и накопительная — за счет страхового взноса, поступающего в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР). С 2004 г. накопительная часть страхового взноса может, по выбору граждан, перечисляться либо в ПФ РФ, либо в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Если формирование первых двух частей пенсии более-менее понятно и привычно для российских граждан, то накопительная схема является новой и непривычной. Опишем ее поподробнее.
Контуры этой системы определены законами: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ФЗ №173 от 17.12. 2001), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ФЗ №167 от 15.12.2001), «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ФЗ №27 от 1.04.1996), «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ФЗ №111 от 24.07.2002), «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ №75 от 7.05.1998).
Пенсионные взносы граждан (накопительная часть) поступают в ПФР. ПФР ведет учет пенсионных средств на личных пенсионных счетах граждан. Раз в год, до 1 июля, ПФР должен рассылать гражданам выписку о состоянии их пенсионных счетов, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора управляющей компании (формы предоставления информации пока не утверждены). Гражданин, желающий, чтобы его средства были переданы в управление частной управляющей компании, должен заполнить соответствующее заявление и подать его в территориальный орган ПФР до 1 октября. Если заявление подается не лично, подпись должна быть удостоверена нотариусом или органом, с которым у ПФР заключено соглашение об удостоверении подписей (пока такие органы не определены). До 31 декабря ПФР должен перевести средства в выбранную управляющую компанию или дать мотивированный отказ в удовлетворении заявления. Отказ допускается, если нарушена форма заявления или компания, указанная в заявлении, не имеет права принимать деньги в доверительное управление. Заявления не рассматриваются, если поданы ненадлежащим лицом. Если гражданин не подает заявления о переводе денег в частную управляющую компанию по его выбору, то его пенсионные накопления передаются в управление государственной пенсионной компании (Постановлением Правительства государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк). Если заявление подано, то ПФР будет перечислять деньги в выбранную частную управляющую компанию ежегодно до тех пор, пока гражданином не будет подано новое заявление. За переход из одной компании в другую будет взиматься плата (размер ее пока не определен). Управляющие компании инвестируют пенсионные накопления в различные активы. Для частных управляющих компаний возможно инвестирование в государственный ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, акции российских компаний, иностранные ценные бумаги через индексные инвестиционные фонды (с 2004 г.), ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях, денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях. Государственная управляющая компания может инвестировать только в государственные ценные бумаги, средства на счетах в рублях и иностранной валюте и в ипотечные ценные бумаги, если они гарантированы Российской Федерацией. Собственно в Законе «Об инвестировании…» установлен ряд требований к структуре инвестиционного портфеля. В частности, в нем определены ограничения по инвестированию в ценные бумаги одного эмитента, ограничения доли средств, размещенных в иностранные ценные бумаги. Максимальная доля отдельных классов активов в инвестиционном портфеле должна определяться Правительством (пока не определена).
Все сведения о результатах инвестирования передаются управляющими компаниями в ПФР именно на нем лежит обязанность информирования граждан. Через ПФР будут также осуществляться пенсионные выплаты (но порядок таких выплат по накопительной части пока не определен).
На сегодняшний день принятая нормативная база определяет лишь общие контуры системы. В соответствии с Законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» требуется принять несколько других законов (в том числе закон, определяющий, как, собственно, будут осуществляться выплаты накопительной части пенсии), указов Президента и более двух десятков (!) постановлений Правительства. Без большинства из этих нормативных актов система просто не заработает.
С одной стороны, это создает большие проблемы для всех заинтересованных лиц. С другой, некоторая недоопределенность схемы позволяет учесть позитивный и негативный опыт других стран. В следующем разделе мы остановимся на ряде проблем, связанных с накопительными пенсионными системами, которые были выявлены при переходе к таким системам в разных странах. Список проблем, безусловно, не является исчерпывающим.
1.2. Основные типы накопительных пенсионных систем и
организация накопительной пенсионной системы в России.
При всем обилии и разнообразии существующих во всем мире пенсионных схем их можно разделить на две большие группы:
— схемы фиксированных выплат
— схемы фиксированных отчислений.
В первом случае каждому участнику пенсионной системы по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы в последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. Выплата пенсии производятся в виде пожизненного аннуитета с полной или частичной индексацией, согласно местному законодательству.
Во втором случае размер будущих выплат зависит от суммы совокупных отчислений и доходов от их инвестирования, которые могут быть как положительными, так и отрицательными, соответственно увеличивая или уменьшая размер выплат. Никакой гарантии на определенный размер пенсионных выплат не предоставляется, все зависит от размера накопленных средств. При выходе на пенсию, возможно и единовременная выплата всей суммы без конверсии ее в аннуитет.
В российской литературе разделяют накопительную и распределительную системы. При распределительной системе собранные за определенный год отчисления социального налога идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений за счет своеобразного налога с работающего населения на содержание пожилых людей. Никакого субсидирования между различными поколениями при этом не происходит, все пенсионная система фактически выполняет функции аккумулирования, и перераспределения во времени части дохода отдельного работника.
В предшествующий период для обеспечения социальной защиты пожилого населения в мире доминировали распределительные системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах) вкупе с резким увеличением соответствующих расходов толкает все большее количество стран к переходу к накопительной схеме фиксированных отчислений. Схемы, принятые в разных странах, отличаются друг от друга, но их объединяет то, что пенсионные выплаты определяются (полностью или частично) суммами пенсионных отчислений, учитываемых на индивидуальных счетах граждан.
Накопительная система обладает рядом преимуществ перед распределительной:
— размер пенсий прямо зависят от результатов инвестирования собранных средств, контроль вкладчиков за инвестированием собственных средств значительно возрастает;
— участники накопительной системы обычно лучше защищены от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной системой;
works.doklad.ru
Анализ изменений пенсионного законодательства с 1 января 2010 года. Валоризация
Валоризация — это мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования“» было дано следующее определение: валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года.
Согласно этому закону предусматривается единовременное повышение с 1 января 2010 года расчетного пенсионного капитала получателей трудовых пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) на 10 % тем, кто имел трудовой стаж до 2002 года. При этом дополнительно по 1 % будет без ограничения добавляться за каждый год трудового стажа в советское время (до 1 января 1991 года).
В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002 года, различается только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал был умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 года. То есть если у гражданина 40 лет трудового стажа до 1991 года, страховая часть его пенсии вырастет на 10+40=50 процентов.
В стаж будет включена служба в армии, что касается учебы в высших учебных заведениях и техникумах, то если выходя на пенсию был выбран вариант расчета пенсии по правилам «старого» законодательства, согласно которому учеба входила в трудовой стаж, то время учебы будет учтено и при валоризации. Если пенсия рассчитывалась по новым правилам, с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (это производная величина, получаемая в результате умножения размера пенсии в процентах на соотношение заработков), то периоды учебы в страховой стаж не включались. В данном случае время учебы для перерасчета пенсии с 1 января 2010 не войдет. В основном пенсионерам пенсия рассчитана по новым правилам.
www.strast10.ru
Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Косенкова Юлия Юрьевна, Зобова Елена Валерьевна
Статья посвящена анализу важнейших проблем, имеющихся в пенсионной системе РФ. В работе выделены основные факторы, оказывающие влияние на состояние пенсионной системы .
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Косенкова Юлия Юрьевна, Зобова Елена Валерьевна,
THE ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Текст научной работы на тему «Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской Федерации»
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю. Ю. КОСЕНКОВА, Е. В. ЗОБОВА
Статья посвящена анализу важнейших проблем, имеющихся в пенсионной системе РФ. В работе выделены основные факторы, оказывающие влияние на состояние пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионная система, система пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления, дефицит бюджета ПФР, накопительная часть пенсии.
Система пенсионного страхования в Российской Федерации действует в ныне существующем виде с 1 января 2002 г. С этого момента было положено начало очередному, принципиально новому этапу в развитии системы пенсионного обеспечения России. Ранее существующая модель была признана неэффективной, не отражающей объективно трудовой вклад каждого из работающих граждан в развитие экономики страны, уравнительной. Новая модель предполагала учет при формировании пенсионных прав размера заработка каждого застрахованного на всем протяжении трудовой деятельности, введение в пенсионную схему накопительной составляющей, создание системы индивидуального (персонифицированного) учета данных о застрахованных лицах. Предполагалось, что нововведения повысят заинтересованность граждан в формировании собственной пенсии, обеспечат финансовую устойчивость системы пенсионного страхования.
Десять лет реализации данной концепции не оправдали возложенных на них надежд. В пенсионной системе, как снежный ком, нарастает комплекс проблем. В рамках данной статьи рассмотрим основные проблемы, существующие на данный момент в пенсионной системе России и факторы, влияющие на нее.
На систему пенсионного страхования воздействует комплекс факторов как внешних к пенсионной системе, так и присущих ей самой. К внешним факторам, в первую очередь, необходимо отнести демографическую составляющую. Существенное влияние на состояние пенсионной системы оказывает, в первую очередь, соотношение числа лиц трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. Согласно про-
гнозам Федеральной службы государственной статистики доля населения трудоспособного возраста в процентах от численности населения сократится с 61,7 % в 2011 г. до 55 % в 2031 г. Соответственно доля населения старше трудоспособного возраста вырастет с 22 % в 2011 г. до 28,8 % в 2031 г. [5]. Таким образом, коэффициент демографической нагрузки, являющийся одним из важнейших показателей, влияющих на состояние пенсионной системы, рассчитываемый как отношение числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек, находящихся в трудоспособном возрасте, увеличится с 622 человек в 2011 г. до 818 в 2031 г. (из них на лиц старше трудоспособного возраста будет приходиться 524 человека) [1]. Следовательно, на одного гражданина пенсионного возраста будет приходиться 1,25 даже не занятого в экономике, а трудоспособного по возрасту гражданина (т. е. без учета безработицы, теневой занятости, инвалидности и т. д.). Если учесть, что основным источником финансирования выплаты текущих пенсий должны быть страховые взносы, уплачиваемые работодателями за работающих граждан, то демографическая ситуация представляется просто критической.
Следующим серьезным фактором, воздействующим на систему пенсионного страхования, является существенный теневой сектор экономики, в первую очередь, теневая занятость. Так называемые «серые зарплаты» приводят к недопоступлению существенных сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). Это не позволяет как в должной мере обеспечить финансирование выплаты пенсий нынешним пенсионерам, так и сформировать в должном объеме пенсионные права работающих граждан.
Также на сбалансированность пенсионной системы влияют такие внешние факторы, как основные макроэкономические параметры, структура занятости, производительность труда, темп инфляции, номинальный размер заработной платы и другие.
Самой системе пенсионного страхования присущи следующие проблемы: во-первых, не сбалансирован тариф страховых взносов для самозанятых граждан. Размер уплачиваемых ими страховых взносов (из расчета установленного законодательством минимального размера оплаты труда) не позволяет им сформировать пенсионные права в объеме, позволяющем претендовать на достойную пенсию в будущем. В то же время, размер уплачиваемых ими взносов не позволяет ПФР использовать их для финансирования выплаты пенсии вышедшим на пенсию гражданам.
Во-вторых, одной из острых проблем остается неурегулированность вопроса о назначении досрочных пенсий широкому кругу застрахованных лиц. В связи с выходом на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста около 10 % пенсионеров пенсионная система несет большую дополнительную финансовую нагрузку [6]. С одной стороны, доходы ПФР уменьшаются на сумму неуплаченных страховых взносов за период с момента фактического выхода застрахованного лица на пенсию до момента достижения им общеустановленного пенсионного возраста. С другой стороны, в это же время возрастают расходы ПФР на сумму выплачиваемых таким гражданам трудовых пенсий по старости.
Еще одной существенной проблемой является неоправдавшая возложенных на нее надежд накопительная составляющая трудовой пенсии. В качестве основных причин сложившейся ситуации мы можем выделить:
1) недоверие государству со стороны граждан. Население не восприняло с энтузиазмом возможность самостоятельно определять судьбу своих пенсионных накоплений. Большая часть застрахованных граждан превратилась в так называемых «молчунов» — лиц, которые никак не выразили своего мнения по выбору субъекта инвестиционного рынка, которому они доверили бы для управления средства своих пенсионных накоплений. И, по умолчанию, средства таких граждан инвестируются Государственной управляющей компанией (ГУК). ГУК, хотя и обеспе-
чивает более высокий уровень гарантии сбережения средств пенсионных накоплений, располагает более узким набором инвестиционных инструментов, имеет более низкую доходность и, самое главное, испытывает чрезмерное давление от нарастающего объема пенсионных накоплений, достающихся ей для инвестирования (с учетом четко очерченного узкого круга инструментов для инвестирования). В настоящее время пенсионные накопления застрахованных лиц распределяются следующим образом: в ГУК остается 71,6 % совокупных пенсионных накоплений граждан (1358 млрд руб.), в негосударственных управляющих компаниях (УК) — 1,4 % (26,3 млрд руб.), в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) — 27 % (510,7 млрд руб.) [7]. То есть с каждым годом объем пенсионных накоплений, остающихся у государственной УК, сокращается, но темп изменений крайне невысок;
2) отсутствие грамотно проведенной разъяснительной кампании. Видимо государственные структуры восприняли частные УК и НПФ как конкурентов в борьбе за пенсионные накопления граждан. В то же время мы могли наблюдать возможности государства по проведению агитации по вопросам пенсионного страхования. В частности, активно стимулировалось участие граждан в программе государственного софи-нансирования пенсии. Проведение активной рекламной кампании принесло свои плоды. По данным Пенсионного фонда РФ в данной программе уже участвуют более 9 млн чел. [3];
3) Также мы считаем ошибочным отказ в возможности иметь накопительную часть пенсии гражданам 1966 г. р. и старше. Данная категория населения была наиболее активна в плане формирования собственной пенсии, наиболее заинтересована в различных пенсионных программах. Мы полагаем, что решение об отказе таким гражданам в формировании накопительной части пенсии было продиктовано стремлением увеличить отчисления на страховую часть пенсии (в ущерб накопительной) для решения сиюминутных задач покрытия дефицита бюджета ПФР.
И самой главной проблемой, квинтэссенцией кризисного состояния пенсионной системы России является нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Дефицит бюджета ПФР является индикатором, который привлекает внимание к проблемам пенсионной системы. Данные о размере дефицита бюджета ПФР приведены в таблице 1 [2].
Показатели бюджета Пенсионного фонда России, млрд. руб.
Год Доходы Расходы Дефицит/профицит
2006 (исполнено) 1 637,58 1 537,26 100,32
2007(исполнено) 1 946,82 1 786,46 160,36
2008(исполнено) 2 730,17 2 357,79 372,38
2009(исполнено) 3 222,65 3 008,66 213,99
201О(исполнено) 4 610,08 4 249,23 360,85
2011(исполнено) 5 255,64 4 922,11 333,53
2012(утверждено) 5 696,86 5 407,31 289,55
2013(утверждено) 6 280,07 5 948,08 331,99
2014(утверждено) 6 938,64 6 567,61 371,03
Нарастание дефицита бюджета ПФР может привести к тому, что по оценкам Минфина России трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП [4].
Таким образом, к настоящему моменту система пенсионного обеспечения России накопила целый комплекс взаимосвязанных проблем. Предлагается достаточно много вариантов выхода из сложившейся ситуации, во многом противоречащих друг другу. Даже в рамках Правительства РФ нет единодушия, так как различные министерства и ведомства видят выход из кризиса пенсионной системы в диаметрально противоположных действиях. Единственный неоспоримый факт заключается в том, что отсутствие изменений в сложившейся ситуации приведет либо к краху пенсионной системы в целом, либо к серьезному кризису государственных финансов.
1. Коэффициент демографической нагрузки. URL: http://www.gks.ru
2. Показатели бюджета Пенсионного фонда России URL: http://info.minfin.ru/pf.php
3. Программа государственного софинансирова-ния пенсии. URL: http://www.pfrf.ru
4. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru
5. Численность населения по отдельным возрастным группам. URL: http://www.gks.ru
6. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. URL: http://www.gks.ru
7. Investfunds URL: http://npf.investfunds.ru
THE ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Yu. Yu. Kosenkova, Ye. V. Zobova
Article is devoted to the analysis of the major problems which are available in pension system of the Russian Federation. In work the major factors having impact on a condition of pension system are allocated.
Key words: pension system, system of pension insurance, Pension fund of the Russian Federation, pension accumulation, RPF budget deficit, accumulative part of pension.
cyberleninka.ru
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
18 декабря 2017
Сегодня в Москве проходит расширенное заседание Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. В нем принимают участие Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, Председатель Правления ПФР Антон Дроздов, представители Федерального Собрания РФ и Федерации независимых профсоюзов России, управляющие отделениями ПФР из всех субъектов Российской Федерации, руководители структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР.
Ключевые темы заседания Правления ПФР – обсуждение предварительных итогов работы ПФР в 2017 году и определение приоритетных задач, стоящих перед Фондом в 2018 году. С основным докладом выступил Председатель Правления ПФР Антон Дроздов.
Выплата пенсий и пособий
В 2017 году страховые пенсии более 31 млн неработающих пенсионеров были увеличены на 5,8% (индексация с 1 февраля на 5,4% и с 1 апреля на 0,38%). В августе Пенсионный фонд провел ежегодную корректировку страховых пенсий более 11,8 млн работавших в 2016 году пенсионеров.
В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2017 году составил 13,8 тыс. рублей (164,1% к прожиточному минимуму пенсионера).
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 года были проиндексированы как работающим, так и неработающим пенсионерам на 1,5%. Это повышение коснулось 3,9 млн пенсионеров.
В итоге в 2017 году среднегодовой размер социальной пенсии составил 8,8 тыс. рублей (104,1% к прожиточному минимуму пенсионера). Среднегодовой размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы составляет 13,2 тыс. рублей.
В Российской Федерации нет пенсионеров, находящихся за чертой бедности: нет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам производится социальная доплата к пенсии до уровня ПМП в регионе проживания. В 2017 году федеральную социальную доплату к пенсии, которую осуществляет ПФР, получали 3,9 млн человек.
В январе 2017 года пенсионеры получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей. Эту выплату получили абсолютно все пенсионеры, проживающие в России: как гражданские, так и военные – в общей сложности 43,7 млн человек. На эти цели было выделено 221,7 млрд рублей.
С 1 февраля 2017 года размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают 15,6 млн федеральных льготников, были проиндексированы на 5,4%.
В целом в 2017 году Пенсионный фонд направил на пенсионное и социальное обеспечение 8,1 трлн рублей.
Пенсионный фонд в последних числах декабря 2017 года профинансирует выплату пенсий и социальных пособий на период праздничных дней. Таким образом, часть пенсионеров получит выплаты на свои банковские счета еще до наступления нового 2018 года. «Почта России» будет доставлять пенсии и социальные пособия по обычному графику.
В 2018 году страховые пенсии, включая фиксированную выплату, неработающих пенсионеров будут с 1 января увеличены на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – 81,49 рубля (в 2017 году – 78,58 рубля). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров – 14 329 рублей.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2018 года будут повышены работающим и неработающим пенсионерам.
В августе 2018 года Пенсионный фонд проведет корректировку страховых пенсий работавших в 2017 году пенсионеров.
С 1 февраля 2018 года размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники, будут проиндексированы на 3,2%.
Материнский капитал
В рамках реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей, за 10 месяцев 2017 года Пенсионный фонд выдал почти 600 тыс. сертификатов на материнский капитал. В целом за более чем десять лет действия программы заявление на получение материнского сертификата подали 8,5 млн российских семей (выдано более 8,2 млн сертификатов).
Самым популярным направлением расходования материнского капитала остается улучшение жилищных условий – 91,1% от подавших заявление. С начала действия программы материнского капитала благодаря его средствам жилищные условия улучшили 5 млн российских семей. Из них 3,2 млн семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты. Еще более 1,8 млн семей улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств.
Помимо этого ПФР принял 482 тыс. заявок на обучение детей, 3,8 тыс. заявок на перевод средств материнского капитала на накопительную пенсию мамы и 115 заявок на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.
Полностью распорядились средствами материнского капитала 58% владельцев сертификата.
Размер материнского капитала в 2017 году составляет 453 026 рублей. За все время действия программы было выплачено почти 2 млрд средств материнского капитала.
В настоящее время в Государственной Думе РФ находятся законопроекты, которые с 2018 года вводят в правила получения и использования материнского капитала ряд нововведений, а именно: продление возможности вступления в программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, снятие трехлетнего моратория при направлении материнского капитала на дошкольное образование, а также получение малоимущими семьями, в которых в 2018-2021 гг. появится второй или последующий ребенок, ежемесячной выплаты из средств материнского капитала. В данном случае под малоимущими имеются в виду семьи, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Размер ежемесячной выплаты будет равен размеру прожиточного минимума для детей в субъекте РФ за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты (при обращении за выплатой в 2018 году ее размером будет прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года).
Электронные сервисы
Пенсионный фонд продолжает активную работу по развитию своих электронных сервисов. В 2017 году функции Личного кабинета гражданина на сайте ПФР значительно расширились, в результате чего сегодня он охватывает практически все выплаты по линии ПФР: пенсии, ежемесячную денежную выплату, федеральную социальную доплату к пенсии, набор социальных услуг, материнский капитал и др., а также информирует о всех установленных социальных выплатах.
Электронные сервисы ПФР доступны не только на сайте Пенсионного фонда и портале госуслуг, но в мобильном приложении для смартфонов, которое ПФР представил весной этого года. В целом более 24 млн человек воспользовались услугами и сервисами ПФР в электронном виде.
В свете развития электронных сервисов Пенсионный фонд фиксирует рост подачи заявлений на назначение пенсии в электронном виде. Так, в среднем по России доля граждан, подавших электронное заявление на назначение или смену доставки пенсии, в 2017 году составляет 63,1%. В некоторых регионах этот показатель превышает 90%: в Республике Карелия (96,3%), Республике Бурятия (95,5%), Волгоградской области (93,8%), Белгородской области (91,2%). За все время работы этого сервиса заявление через интернет на назначение пенсии или изменение способа ее доставки подали 5,25 млн человек.
Также важно отметить, что в 2017 году в Республике Бурятия Пенсионный фонд запустил в пилотном режиме первую виртуальную клиентскую службу. Виртуальная клиентская служба – это система взаимодействия «ПФР-гражданин», которая направлена на предоставление услуг без посещения клиентских служб Пенсионного фонда.
С запуском виртуальной клиентской службы клиентам ПФР в Бурятии предоставляется возможность получать услуги, консультации, заказывать документы и справки по телефону, через терминалы, Личный кабинет на сайте ПФР и портал госуслуг. Помимо этого предусмотрено sms-информирование граждан. Чат-бот, реализованный в мессенджере Telegram, автоматически отвечает на самые часто задаваемые вопросы по пенсионному законодательству.
В целом доля услуг ПФР, которые предоставляются в электронной форме, к 2018 году составит 70% (на конец III квартала 2017 года – 67%).
Софинансирование социальных программ регионов
В 2017 году ПФР продолжает предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на региональные социальные программы. Распределено субсидий на общую сумму более миллиарда рублей, из них: на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания – 983,7 млн рублей, обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров – 36,7 млн рублей, оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями, – 31,0 млн рублей.
Мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания населения в рамках реализации социальных программ проводились в 82 субъектах РФ. В 2017 году осуществлялось строительство организаций социального обслуживания в 7 субъектах РФ, проводилась реконструкция организаций социального обслуживания в 4 субъектах РФ.
С участием средств Фонда в субъектах Российской Федерации проведен ремонт 162 объектов стационарных и полустационарных организаций социального обслуживания.
Для оснащения 72 организаций социального обслуживания приобретены технологическое оборудование и предметы длительного пользования.
В результате проведения этих мероприятий улучшены условия проживания и обслуживания в организациях социального обслуживания более 23 тыс. пожилых граждан и инвалидов, увеличена вместимость данных организаций более чем на 1,1 тыс. мест.
В ходе выполнения социальных программ в 10 субъектах РФ приобретено 45 автомашин для оснащения мобильных бригад, действующих при 45 организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на мобильной основе.
Почти 32 тыс. неработающих пожилых граждан прошли обучение компьютерной грамотности. Оказана адресная социальная помощь более 3,4 тыс. неработающих пенсионеров, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.
Сумма средств, предусмотренная в бюджете ПФР на 2018 на софинансирование социальных программ регионов, увеличилась с 1 до 2 млрд рублей.
ФРИ и ЕГИССО
В 2017 году Пенсионный фонд продолжает реализацию двух федеральных проектов: Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Запуск ФРИ и ЕГИССО позволяет учитывать весь комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, которые получают государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней. Их реализация дает возможность повысить эффективность социальных расходов и уровень информированности граждан о правах на получение мер социальной поддержки.
Федеральный реестр инвалидов содержит информацию об установлении гражданам инвалидности, о рекомендованных МСЭ и исполненных мероприятиях по программам реабилитации и других социальных выплатах инвалидам. Это позволяет избежать многократного и разнонаправленного документооборота между органами власти и необходимости предоставления инвалидом документов для получения услуг. Благодаря ФРИ государство по модели одного окна может иметь статистическую информацию для анализа программ помощи инвалидам по любому параметру, будь то обеспечение их техническими средствами реабилитации или предоставление образовательных услуг.
Как информационная система ФРИ был введен в эксплуатацию с 1 января 2017 года. С конца 2016 года в режиме опытной эксплуатации работает Личный кабинет инвалида и мобильное приложение ФРИ. В 2017 году велась и ведется активная работа по подключению к системе всех ведомств – как поставщиков, так и пользователей информации ФРИ, в том числе на уровне субъектов РФ. В ФРИ аккумулировано уже более 125 млн сведений об инвалидах. В 2018 году планируется расширение перечня поставщиков информации и объема передаваемых в реестр сведений, развитие функционала Личного кабинета в части создания тематических форумов, интеграция ФРИ с ЕГИССО.
ЕГИССО будет аккумулировать и предоставлять органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых населению России в персонифицированном виде. Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере социальной поддержки.
В 2017 году ПФР завершил разработку платформы ЕГИССО, ввел систему в опытную эксплуатацию и проводит подключение к ней органов государственной власти, которые являются поставщиками и пользователями информации. Запуск ЕГИССО в промышленную эксплуатацию – с января 2018 года. Помимо этого в 2018 году на портале госуслуг будет запущен сервис по предоставлению гражданам информации из ЕГИССО.
www.pfrf.ru