Как выбрать группу для своего «ФОПа»

Перед начинающими предпринимателями часто возникает вопрос, — какую из существующих систем налогообложения для физлиц выбрать. В украинском законодательстве их предусмотрено две — общая и упрощенная. В этой статье «Минфин» разбирался с упрощенной системой налогообложения.

Физлица-предприниматели (ФЛП или, как их часто называют «ФОПы»), работающие на упрощенной системе, могут выбрать одну из трех существующих групп плательщиков единого налога. Каждая из них имеет свои отличия, преимущества и недостатки.

Первый и самый важный критерий, по которому делятся группы — перечень видов хозяйственной деятельности (из числа разрешенных), которые можно осуществлять предпринимателю. Второй критерий — круг покупателей товаров и/или услуг, с которыми разрешено работать плательщикам ЕН.

• разрешенный размер дохода за календарный год;

• ставки единого налога (далее — ЕН) и единого социального взноса (далее — ЕСВ);

• число лиц, которые одновременно могут состоять в трудовых отношениях с плательщиками ЕН;

• место осуществления деятельности (только для ФЛП 1 группы );

• возможность регистрации плательщиком НДС (только для ФЛП 3 группы).

Первая группа плательщиков единого налога

К этой группе относятся физические лица – предприниматели, которые работают самостоятельно (другими словами, они не могут использовать труд наемных работников).

Разрешенные виды деятельности:

• розничная торговля товарами с торговых мест на рынках;

• предоставление бытовых услуг населению. Перечень таких услуг определен п.291.7 НКУ и содержит сорок видов услуг, которые мы для вашего удобства сгруппировали по нескольким группам:

1. Изготовление по индивидуальному заказу:

• изделий из кожи;

• изделий из меха;

• текстильных изделий и текстильной галантереи;

• ковров и ковровых изделий;

• плотничных и столярных изделий;

• кожаных галантерейных и дорожных изделий;

2. Услуги по ремонту:

• радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры;

• электробытовой техники и других бытовых приборов;

• одежды и бытовых текстильных изделий;

•других предметов личного пользования, домашнего потребления и металлоизделий;

• реставрации и обновления мебели;

• стирке, обработке белья и других текстильных изделий;

• чистке и покраске текстильных, трикотажных и меховых изделий;

• техническому обслуживанию и ремонту музыкальных инструментов;

• услуги по ремонту и реставрации ковров и ковровых изделий.

• связанные с сельским и лесным хозяйством;

• связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальному заказу.

5. Дополнительные услуги к изготовлению изделий по индивидуальному заказу.

6. Прокат предметов личного пользования и бытовых товаров.

7. Выделка меховых шкур по индивидуальному заказу.

8. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов по индивидуальному заказу.

Таким образом, клиентами первой группы плательщиков единого налога могут быть исключительно граждане. Их размер дохода за календарный год не может превышать 300 000 грн.

Ставка ЕН — не более 10% прожиточного минимума для трудоспособных граждан (далее — ПМТГ), установленного на 1 января текущего года (пп.1 п.293.2 НКУ). Конкретные размеры ставок определяются местными органами исполнительной власти. Размер ПМТГ на 1 января 2017 года — 1600 грн. Таким образом, в 2017 году максимальная ставка ЕН не может превышать 160 грн за календарный месяц.

minfin.com.ua

Единый налог 1, 2, 3 группы 2018 Украина. Всё по полочкам

Регистрация ФЛП / СПД / ФОП и ООО под ключ в Харькове и других регионах Украины: Киев, Днепропетровск, Полтава и т.д.

Расчёт ставки единого налога — 2018 для ФОП, ФЛП, СПД 1-ой и 2-ой гpупп происходит в процентах, в зависимости oт размера минимальной заработной платы и установленного прожиточного минимума нa 01.01.2018 года согласнo подпунктy 293.2 Налоговoго кодекca Украины.

Минимальная зарплата в Украине — 2018 устанавливается Закoном «О госбюджетe на 2018 год» после пpeдставления Кабинeта министров Украины (ответственный — Минфин). Согласно источнику: buhoblik.org.ua/kadry-zarplata/oplata-truda/1951-1951-minimalnaya-zarplata.html

Уплата единого налога 2018

Физические лица-предприниматели (ФОП, ФЛП, СПД), которые являются плательщиками единого налога разделены на три группы

3) ФОП выручка которых не превышает 300 тыс. грн. / один календарный год» data-order=»1) Торговля исключительно на рынках;

3) ФОП выручка которых не превышает 300 тыс. грн. / один календарный год» >1) Торговля исключительно на рынках;

2) ФОП, которые не используют труд наемных работников;

3) ФОП выручка которых не превышает 300 тыс. грн. / один календарный год

2) ФОП, которые используют не больше 10 наемных работников;» data-order=»1) ФОП выручка которых не превышает· 1,5 млн грн./один календарный год

2) ФОП, которые используют не больше 10 наемных работников;» >1) ФОП выручка которых не превышает· 1,5 млн грн./один календарный год

2) ФОП, которые используют не больше 10 наемных работников;

3) Деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Не могут во 2 группе ФЛП, которые осуществляют деятельность:

— услуги по оценке недвижимости;
— посреднические услуги в сфере недвижимости.
— продажа, ремонт, производство ювелирных изделий и изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов.» data-order=»1) Оние услуг (в том числе и бытовых) плательщикам единого налога и(или) населению. Не имеют права оказывать услуги юридическим лицам не плательщикам единого налога. Если оказывают услуги, то с суммы, полученной за услуги, нужно уплатить 18% НДФЛ и 22 % ЕСВ.

2) Производство и/или продажа товаров (кому угодно).

— услуги по оценке недвижимости;
— посреднические услуги в сфере недвижимости.
— продажа, ремонт, производство ювелирных изделий и изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов.» >1) Оние услуг (в том числе и бытовых) плательщикам единого налога и(или) населению. Не имеют права оказывать услуги юридическим лицам не плательщикам единого налога. Если оказывают услуги, то с суммы, полученной за услуги, нужно уплатить 18% НДФЛ и 22 % ЕСВ.

— услуги по оценке недвижимости;
— посреднические услуги в сфере недвижимости.
— продажа, ремонт, производство ювелирных изделий и изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов.

2) ФОП, которые используют наемных работников, без ограничений;» data-order=»1) ФОП выручка которых не превышает -5 млн грн./ один календарный год

2) ФОП, которые используют наемных работников, без ограничений;» >1) ФОП выручка которых не превышает -5 млн грн./ один календарный год

2) ФОП, которые используют наемных работников, без ограничений;

5 % от дохода
не плательщики НДС» data-order=» 3% от дохода
плательщики НДС

5 % от дохода
не плательщики НДС» > 3% от дохода
плательщики НДС

advocat-melkih.com.ua

Единщики третьей группы — это большой бизнес, который спрятался под малым

Как создать прозрачные и равные условия налогообложения, при которых построение сложных схем оптимизации потеряет смысл

Налоги на заработную плату

На сегодняшний день незначительное видоизменение транзакций позволяет снизить налоговую нагрузку с 60% до 4%. Самый банальный пример — это заработная плата. Можно быть наемным сотрудником, и при этом нагрузка на заработную плату будет 57-62%, а можно оформиться частным предпринимателем, и являясь по факту наемным работником, получать ежемесячную оплату услуг — в этом случае нагрузка будет 4%.

Или, например, директору, как собственнику, нужны наличные деньги. Он может выплатить себе заработную плату, и это будут те же 60%, а может заплатить налог на прибыль 18% и 5% налога на дивиденды — это будет 23%.

Система налогообложения должна быть такой, чтобы не было смысла менять коммерческую суть транзакций. Нагрузка должна быть примерно одинаковой, а суммы уплаченных налогов — сопоставимыми.

В Украине доля теневой экономики достаточно велика, гуляет много наличных средств. Поэтому методы других стран, которые проводили налоговые реформы, могут не сработать. Например, в Словакии сделали единую ставку подоходного налога 19%, но у них остался социальный налог 33%. В совокупности нагрузка получается не такой уж низкой. В Украине это не сработает — для наших людей одна гривня сегодня намного важнее, чем 5 гривень пенсии завтра. Если на рынке есть предложения работать за наличные, то они просто идут и работают, их мало волнует, идут отчисления в пенсионный фонд или нет. Поэтому одна из ключевых идей, которую мы отстаивали в налоговой реформе, — это кардинальное снижение налогов на заработную плату. Есть подоходный налог — 15-20%, есть социальный налог — 41,5% (как сумма, которую платит предприятие, так и сумма, которую платит работник), есть военный сбор. Мы хотим это все поместить в один налог, ставка которого должна постепенно снижаться с 29% до 20%.

У нас с Министерством финансов есть расчеты, которые показывают, что 29% — это рабочая ставка при условии бруттизации заработной платы. Схема следующая — в 2016 году мы отменяем единый социальный взнос, но та сумма, которую предприятие по этому сотруднику платило в виде ЕСВ, должна быть включена в его заработную плату. Таким образом, мы увеличим базу для начислений, предприятие при этом ничего не потеряет, а доходы сотрудника вырастут. По факту, понизив налоги, государство отдаст эти деньги гражданам.

Социальное страхование в сегодняшних реалиях все равно не работает. Сколько бы человек ни работал и какие суммы ни отчислял бы в Пенсионный фонд, больше 10 минимальных заработных плат в виде пенсии он не получит. Но если это социальное страхование, он ведь имеет право на эти деньги. Более того, из 230 млрд грн бюджета Пенсионного фонда в прошлом году 130 млрд грн пришло из бюджета.

Сейчас у нас есть:

• ЕСВ, который идет в Пенсионный фонд и три фонда социального страхования;

• НДФЛ, который делится на два платежа: в местный и в государственный бюджет;

Будь то социальный взнос, или налог, является ли плательщиком компания, или физлицо — источник один. Это доходы предприятия. Что мешает нам сделать один платеж? Зачем нужны три отчета? Мы построили некую пропорцию и посчитали, сколько процентов от поступлений получит ПФ, сколько местные бюджеты и сколько — государственный бюджет. Если поступления снизятся, то каждый из них получит провисание в своей пропорции. Но если пойдет детенизация и мы начнем собирать больше, то поступления вырастут у всех. Кроме того, значительно упростится администрирование для предприятия — бизнес лишь будет удерживать налог с получателя, и каждый сотрудник будет видеть, сколько он отдает государству, что очень важно.

Третья группа единого налога

У нас в стране всего было 284 тысячи плательщиков единого налога третьей группы, из них около 240 тыс. это реально работающие плательщики (те, кто не в состоянии ликвидации и получили хотя бы гривню дохода в 2014 году). В основном они сосредоточены в пяти основных группах по видам деятельности: операции с недвижимостью, торговля, IT-услуги, научная деятельность и логистика. Четкая сегментация. 94% получили доход до 1 миллиона гривень в 2014 году, 30% — до 50 тыс. 97% не используют наемный труд. Почему они не работали на второй группе? Ключевая суть — это соприкосновение с юрлицом. Я себе слабо представляю бизнес с точки зрения услуг юрлицам, который приносит пять тысяч гривень в месяц — это больше похоже на зарплату. Опять-таки, мы получаем парадокс — в одном случае ставка налога на прибыль 4%, а в другом — 18% или 60% на зарплату.

Третья группа единого налога — это законный способ минимизации налогообложения. В ситуации, когда налоги на зарплату достигают 60% — я могу это понять. Но если мы снижаем ставку НДФЛ до 20% — я не согласен, чтобы ставка единого налога была в пять раз ниже. Давайте сделаем тогда для всех 4%, я буду «за», но вопрос лишь в том, может ли страна себе это позволить?

Я не против малого бизнеса, я против того, чтобы привилегиями малого пользовался крупный.

Когда 3,5 тыс. наемных сотрудников оформлены ФЛП — это нонсенс. Когда доход второй группы 153 млрд грн — что-то тут не так. Когда я захожу в ресторан, а мне выдают три чека и чек от ФЛП второй группы, я этого не понимаю. Это большой бизнес, который спрятался под маленьким.

Мы предлагаем поднять обязательный порог регистрации плательщика НДС с 1 до 5 млн гривень, чтобы, оказывая услуги, предприниматели не получали дополнительные 20% налога. Параллельно для физлиц с доходами до 5 млн нужно убрать какие-либо налоговые разницы — т.е. вы должны показать расходы, но у вас их нельзя снять. Ведь на едином налоге мы не контролируем куда вы тратите деньги. Предприниматели должны быть уверены, что к ним не придет налоговик и не будет что-то требовать. Соответственно, отпадет необходимость содержать столько налоговиков в райцентрах.

Налог на дивиденды

Для юрлиц на едином налоге с этого года ставка на дивиденды составляет 20%. Получается, что физлицо платит 4%, а юрлицо — 4% плюс 20%. Если это малый бизнес, то почему у них разные ставки? Только лишь потому, что это юрлицо? Бизнес — он же не глупый, он умеет считать. Он будет создавать себе 5 физлиц, не консолидируя доход на компанию, чтобы получить ставку в шесть раз ниже. Проще заплатить единый налог и оплатить услуги своему ФЛП и не выводить дивиденды.

Поэтому сейчас поступления налога на дивиденды упали. Налог на дивиденды — это фактически или налог на прибыль (если это между юрлицами), или подоходный налог. Мы предлагаем его отдельно не взымать, только в составе прибыли или в составе подоходного налога. Если мы говорим о едином налоге, то у физлица ставка 20%, у юрлица — 20%, соответственно на дивиденды юрлица должна быть ставка 0%. Так же на общей системе: если оставить налог на дивиденды, собственник будет пытаться больше получить в виде заработной платы и меньше — в виде дивидендов.

По статистике Минфина, раз в три месяца происходит колоссальный прыжок по уплате подоходного налога. Минфин это списывает на Новый год, Пасху, отпуска. На самом деле работодателю проще заплатить раз в три месяца премию, чем ежемесячно платить высокую зарплату, так как в данном случае социальный взнос упирается в потолок в 17 заработных плат. На самом деле это игра, а не Пасха — бизнес умеет считать лучше, чем кто-либо. Нужно делать нормальные прозрачные условия и адекватные ставки, при которых проще заплатить, чем искать механизмы оптимизации. Это просто — путь к наличным должен лежать через одну ставку, которая в любом случае должна быть 20%. Все.

Мы посчитали, что если третью группу перевести на 20%, то этого в принципе достаточно, чтобы перекрыть возможные потери при уменьшении ставки налогов на зарплату до 20%. При 25% детенизации (при самом пессимистичном сценарии) мы получим 12 млрд гривень дополнительных поступлений. По расчетам Минфина, в тени находится 40% ВВП. Но по последним данным Минэкономики — это больше 60%.

На сегодняшний день в части налогообложения зарплат Минфин поддерживает мою концепцию. Хочется верить, что он останется на этой позиции, но окончательное решение будет принимать Нацсовет реформ. Но кроме налогов на зарплаты есть еще один посыл, без которого налоговая реформа не состоится — это реформирование ГФС.

Реформа ГФС

Давайте оставим 500 аналитиков, а не 6 тысяч налоговых милиционеров, которые ходят и издеваются над бизнесом. Когда мы смотрим на статистику работы налоговой милиции за 2014 год, оказывается, что им нечего показать. Есть тысячи уголовных дел, а в суд передано с обвинительными выводами 49. Что решил суд — не знаю. Но зачем мы их возбуждаем? В чем игра? Интерес, очевидно, в другом. У нас есть зарегистрированный альтернативный законопроект о ликвидации налоговой милиции и передаче ее функций МВД, а дальше пусть там правительство, если им нужно, создает отдельное ведомство.

Тот руководитель налоговой службы, который решится распустить налоговую милицию, просто себя увековечит. В нынешнем виде она не нужна. Она себя не окупает. Их даже не надо менять — их надо разогнать.

По информации за июнь, 80% доходов в бюджет отдало 1,5 тыс. компаний. Эти 1,5 тыс. компаний обслуживаются в семи отделениях крупных плательщиков. Почему бы не ликвидировать все отделения ниже области? Зачем они нужны? Можно оставить лишь областные управления ГФС, где будут в электронном виде принимать всю отчетность и предоставлять электронные сервисы. Нужна ли огромная махина со всеми ее машинами, зданиями, работниками, которая при этом не выполняет своих функций? Особенно если мы говорим о налоговой инспекции в каком-нибудь Крыжополе.

Если предприниматель не понимает, как подать отчетность и ему нужна консультация, то будут частные лица, которые предоставят эту услугу даже лучше, чем налоговая — они будут бороться за своего клиента. Возможно, это будут те же налоговики — им же нужно где-то работать и зарабатывать.

Налоговая приводит данные, что у нас в стране 1,2 млн субъектов хозяйствования. Мы делали запрос с просьбой дать нам расшифровку: сколько из них находятся в состоянии ликвидации, сколько из них не подают отчетность и сколько из них подают отчетность, из которой видно, что они не ведут деятельность. Это 74%. То есть из зарегистрированных субъектов реально работает 26%. Каждая налоговая показывает, что у нее толпа клиентов, которых они должны обслуживать. Но на самом деле обслуживать некого.

Я убежден, что бизнес сразу почувствовал бы отсутствие налоговых инспекций в маленьких городах, где почти все на едином налоге. Те пару небольших предприятий, которые работают в районах, сейчас подают отчетность в электронном виде, только эту отчетность будет проверять не районная налоговая, а областная. Если есть вопросы — они позвонят, проконсультируются. Но никто не будет приходить и рассказывать им, что они что-то не выполняют. Если в налоговой видят, что предприятие рисковое — пожалуйста, выезжайте, проверяйте. Но малый и средний бизнес — это не точка риска.

Реформа ГФС, презентованная Насировым — это больше марафет и распределение полномочий, чем реальное сокращение и строительство сервисных функций. Любого бизнесмена спросите — он чувствует этот сервис? Или он чувствует давление? Мы можем долго говорить, «ой, как сладко», но сладко не станет. Заявлено, что до конца года они сократят 20%, но я не думаю, что этого достаточно. Мы же хотим освободить ресурс для того, чтобы нанять качественных специалистов и платить высокие зарплаты. Для этого сокращать нужно кардинально. Даже не на 50%.

Налог на прибыль и НДС

Нам нужно создать стимулы, чтобы бизнес не прятал деньги, не уклонялся, а вкладывал их в развитие. Например, перейти, хотя бы добровольно, к налогу на распределенную прибыль — это так называемый эстонский вариант, когда налог на прибыль уплачивается не в момент получения, а в момент распределения. Пока вы зарабатываете и не выплачиваете дивиденды, у вас нет налога на прибыль. Соответственно, нет смысла выводить эти деньги в оффшоры, а потом заводить обратно как инвестиции, нет смысла нарушать трансфертное ценообразование. Деньги легально останутся в Украине и будут вложены в развитие бизнеса, а государство может получить дополнительный НДС.

Сейчас налог на прибыль собирается больше административными методами, и это в основном переплаты и авансы. Данная система не создает никаких стимулов и способствует структурированию украинского бизнеса с использованием иностранного элемента. В данном случае теряют все — мы просто работаем на чужую экономику.

При этом систему электронного администрирования НДС необходимо сохранить. Однако ее нужно дорабатывать — система должна исключить вымывание оборотных средств. Сейчас в момент регистрации налоговой накладной на НДС-счету должны быть деньги — фактически это уплата налога авансом.

Мы в последние три месяца отстаивали обязательную регистрацию не позднее 30 числа месяца, следующего после дня уплаты налога. Говорят, что это приведет к массовой регистрации накладных 30 числа. Но я уверен в том, что бизнес этот вопрос отрегулирует намного лучше, чем государство. Даже если это так, то государство должно обеспечить возможность принять все накладные в последний день. Тем более, что количество налоговых накладных сейчас серьезно уменьшится в результате того, что ГФС позволила при ряде обстоятельств подписывать одну налоговую накладную на две или больше поставок.

С точки зрения регистрации и обработки, для бизнеса это будет проще, при этом в систему невозможно вбрасывать НДС без денег, как было раньше. Это должно избавить бизнес от проверок входящего НДС, так как он обеспечен деньгами. СЭА НДС должна создать условия для автоматического возмещения НДС.

delo.ua

Группы плательщиков единого налога — 2018

Всего 4 группы плательщиков.

1 группа ЕН: годовой лимит дохода — дo 300000 гривен; ставка с 2018 года — до 10% размера прожиточного минимума, то есть 176,20 грн., ставка с 2017 года — до 10% размера прожиточного минимума, то есть 160,00 грн

2 группа ЕН: годовой лимит дохода — дo 1500000 гривен; ставка — дo 20% минимальной зарплаты (что составляет в 2018 году — до 744,60 грн., в 2017 году — до 640 грн.).

3 группа ЕН: годовой лимит дохода — дo 5 000 000 гривен; ставка — 3% (плательщики НДС) или 5% (НЕплательщики НДС) от оборота (в 2015 гoду было 2% и 4% соответственно, пpи лимите оборота 20 млн.грн); лимита наемных работников НЕТ.

Напомню, что кроме указанных лимитов дохода у предпринимателей еще действует лимит для неприменения кассовых аппаратов. Подробнее — на странице Кассовые аппараты для единщиков.

Подробное описание каждой группы плательщиков единого налога — 2018 смотрите на страницах: 1 группа , 2 группа , 3 группа .

К четвертой группе с 2015 года отнесли бывших плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога. Подрoбнее смотрите на страницe 4 группа .

Для налогоплательщиков с наемными работниками рекомендуем тему Налоги на зарплату с примерами расчетов ЕСВ, НДФЛ, военного сбора.

Скачайте Календарь предпринимателя [отчетность, уплaтa налогов . ]

Смотрите также тематические сборники:
Единый налог Единый социальный взнос НДФЛ Военный сбор

Смена группы единого налога

Смена группы плательщика единого налога проводится как добровольно так и в обязательном порядке. Обязательной причиной перехода является превышение установленного объема годового дохода.

Обязательная смена группы плательщиков единого налога

Обязательная сменa группы регламентирована п. 293.8 НК, согласнo которому при превышении в отчетном квартале установленногo объема дохода наступают следующие последствия для плательщиков единого налога. Плательщики 1, 2 групп единого налога в следующем квартале по поданным ими заявлениям переходят нa применение ставки единого налога, установленнoй для 3 группы с бoльшим объемом годового дохода и увеличеннoй ставкой (или придется отказаться oт упрощенной системы). Заявление подается не позднеe 20 числа месяца, следующего зa отчетным кварталом, в котором допущенo превышение объема дохода. Плательщик единого налога — физическое лицо можeт из низшей группы перейти в любую высшую при условии, чтo фактический объем дохода у нeго меньше, чем в выбранной им новой группе. Поэтому плательщик из первой группы может перейти в третью (миновав 2 группу), если объем дохода нe превышает 5 млн грн., нo не может перейти во 2 гр., если полученный доход превышает 1,5млн гpн.

Все, превысившие допустимый размер оборота должны оплатить от суммы превышения дохода ед.налог по увеличенным ставкам. Физ.лица из 1, 2, 3 групп уплачивают налог 15% oт суммы превышения, юридические лица из 4 группы — в размерe двойной ставки, установленной для этoй группы, т. е. соответственно 6% (в 2015 году было 4%) пpи уплате НДС и 10% (в 2015 гoду было 8%) пpи работе без НДС. Налог зa превышение объема дохода уплачиваетcя в течение 10 календарных днeй по истечении предельного срока предоставления налоговой декларации зa налоговый квартал. Такую декларацию сдают тaкже плательщики первой группы, котoрым в этом случае предоставлять годовую декларацию не нужно.

Налогоплательщики, отказавшиеся oт перехода в другую группу, также и все налогоплательщики, превысившие максимальный объем дохода 5 млн. гpн., обязаны перейти нa общую систему налогообложения с 01 числа месяца, следующего зa кварталом, в котором допущено превышениe. Заявление об отказе oт упрощенной системы налогообложения подается нe позднее чем за 10 календарныx дней до начала следующего кварталa (года). Если такое заявление нe будет подано своевременно, то свидетельство плательщика единого налога будeт аннулировано органом ГНС в пoследний день налогового (отчетного) периодa, в котором был превышен объем дохода.

Смотрите также: Часто задаваемые вoпpoсы о едином налоге

Добровольнaя смена группы единого налога

Пп.298.1.5 НК оговаривает право единоналожников на добровольный переход из одной группы в дpугую:

«При условии соблюдeния плательщиком единого налога требований, установленныx настоящим Кодексом для избраннoй им группы, такoй плательщик может самостоятельно перейти нa уплату единого налога, установленногo для другиx групп плательщиков единого налога, путeм подачи заявления в орган государственнoй налоговой службы не позднее чeм за 15 календарных дней дo начала следующего квартала. Пpи этом у плательщика единого нaлога третьей группы, являющегoся плательщиком налога на добавленную стоимоcть, аннулируется свидетельство плательщика налога нa добавленную стоимость в порядке, установленнoм настоящим Кодексом.»

Как видим, теперь ограничение количества переходов в год отсутствует. Группу можно менять теоретически раз в квартал, подав заявление за 15 календарных днeй до начала следующего квартала. Возможны переходы из низшиx в высшие группы и нaоборот, а также переход «черeз» группу, например, минуя вторую группу, переход из третьей непосредственно в первую.

Еще страницы по теме Группы плательщиков единого налога :

www.buhoblik.org.ua

Единый налог для частных предпринимателей. Особенности работы на упрощенной системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения регулируется гл. 1 р. XIV Налогового кодекса Украины (НК).

Упрощенная система налогообложения – это особый механизм взимания налогов и сборов, который заменяет уплату отдельных налогов и сборов на уплату единого налога с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности (п. 291.2 ст. 291 НКУ).

Предприниматель может самостоятельно избрать для себя такую систему налогообложения доходов, если он отвечает определенным требованиям и зарегистрируется плательщиком единого налога.

Не могут применять упрощенную систему налогообложения физические лица – нерезиденты (п. 291.5.7 ст. 291 НКУ). Если физлицо зарегистрировано в Украине в качестве предпринимателя, оно является резидентом Украины и имеет право на общих основаниях применять упрощенную систему налогообложения.

Все субъекты хозяйствования, которые могут работать на едином налоге, разделены на четыре группы, три из которых могут применять физические лица – предприниматели. Четвертую группу могут применять только юридические лица – сельскохозяйственные товаропроизводители. Каждая группа имеет свои критерии, при соблюдении которых можно ее избрать.

Какие условия работы в каждой из групп единщиков?

В таблице приведены основные показатели для каждой из трех групп, предусмотренных для предпринимателей.

Основные показатели для выбора единщиком группы

Не могут работать во второй группе предприниматели:

  • предоставляющие посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества;
  • осуществляющие деятельность по производству, поставке, продаже ювелирных изделий.
  • Такие предприниматели вправе применять только третью группу единого налога по ставке 5%.

    Плательщики единого налога всех групп должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной). Это установлено п. 291.6 ст. 291 НКУ.

    Для единщиков первой и второй группы ставки налога устанавливаются решениями местного совета в фиксированной сумме на месяц. То есть налог придется платить даже в том случае, если в отчетном месяце дохода не будет.

    Максимальная ставка единого налога в 2018 году для единщиков первой группы составляет 176,20 грн., а для второй группы – 744,60 грн.

    В третьей группе единый налог уплачивается не в фиксированной сумме, а в зависимости от величины полученного дохода. Нет дохода – нет и налога. Но при больших оборотах налоговые обязательства существенно возрастают. При ведении «затратного» бизнеса (т. е. с большим количеством расходов) применение третьей группы может оказаться невыгодным. В этом случае есть смысл сравнить условия работы с условиями общей системы налогообложения и взвесить все за и против.

    Также обратим внимание, что с дохода, полученного с нарушением условий работы на упрощенной системе налогообложения, единый налог уплачивается по ставке 15% (п. 293.4 ст. 293 НКУ). Такая ставка применяется к:

  • сумме превышения разрешенного объема дохода для избранной группы;
  • доходу единщиков первой и второй групп от вида деятельности, не указанного в реестре плательщиков единого налога;
  • доходу, полученному при применении неденежных форм расчетов;
  • доходу, полученному от запрещенного для упрощенной системы налогообложения вида деятельности;
  • доходу, полученному единщиком первой или второй группы, от запрещенного вида деятельности для соответствующей группы (например, за предоставление услуг юрлицам — не единщикам).
  • Какие виды деятельности запрещены на упрощенной системе налогообложения?

    Перечень видов деятельности, которые вообще нельзя осуществлять на условиях уплаты единого налога (ни в одной из групп) приведен в п. 291.5 ст. 291 НКУ. Не могут быть единщиками предприниматели, которые осуществляют:

    • деятельность по организации и проведению азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерское пари, пари тотализатора);
    • обмен иностранной валюты;
    • производство, экспорт, импорт, продажу (любую – оптовую, розничную, комиссионную и др.) подакцизных товаров (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 20 л, пива и столовых вин);
    • добычу, производство, реализацию драгметаллов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий с драгметаллов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней);
    • добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения;
    • деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности страховыми агентами, сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными р. ІІІ НКУ;
    • деятельность по управлению предприятиями;
    • предоставление услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежащей лицензированию);
    • деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, по организации торгов (аукционов) предметами искусства, коллекционирования или антиквариата;
    • организацию и проведение гастрольных мероприятий;
    • технические испытания и исследования (гр. 74.3 КВЭД ДК 009:2005);
    • деятельность в сфере аудита;
    • предоставление в аренду земельных участков общей площадью более 0,2 га, жилых помещений общей площадью более 100 кв. м, нежилых помещений (сооружений, зданий) и/или их частей общей площадью свыше 300 кв. м;
    • деятельность страховых (перестраховых) брокеров.

    Не переведут на единый налог и субъектов хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации единщиком имеют налоговый долг (кроме безнадежного долга, возникшего по форс-мажорным обстоятельствам).

    Предприниматели указывают виды деятельности, которые планируют осуществлять на едином налоге в заявлении о применении упрощенной системы согласно КВЭД ДК 009:2010.

    Если код КВЭД содержит разрешенные и запрещенные виды деятельности, предпринимателю необходимо указывать разрешенные. Например, код 69.2 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения». Деятельность в сфере аудита запрещена, а в сфере бухгалтерского учета нет. Поэтому предприниматель, предоставляющий бухгалтерские услуги, указывая данный код КВЭД, должен написать вид осуществляемой деятельности – деятельность в сфере бухгалтерского учета.

    Как применяется ограничение по количеству наемных работников?

    Предприниматели первой группы не могут использовать труд наемных работников. Во второй разрешено иметь 10 работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателем одновременно. В третьей группе количество работников не ограничено. При этом единщики второй и третьей группы не обязаны иметь работников и тоже могут осуществлять деятельность без них, если условия их бизнеса это позволяют.

    При расчете общей численности работников не учитываются наемные работники, которые находятся в отпуске по беременности и родам и в отпуске до достижения ребенком предусмотренного законодательством возраста (т. е. трех или шести лет).С 2017 года из общей численности работников также исключаются лица, призванные на военную службу во время мобилизации, на особый период. Таким образом, в некоторых случаях одновременно у предпринимателя могут быть заключены трудовые договоры и с большим количеством наемных лиц, но фактически трудиться должно не более установленного ограничения.

    Условия нахождения в группах единого налога могут изменяться. Чтобы всегда знать об этих изменениях и не нарушать условий нахождения в избранной группе – смотрите здесь.

    Что считается доходом единщика?

    Доходом предпринимателя-единщика является доход, полученный в течение отчетного периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), материальной или нематериальной форме (ст. 292 НКУ).

    В доход единщика также включается стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг).

    Бесплатно полученные товары – это «товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога в соответствии с письменными договорами дарения и другими письменными договорами, заключенными согласно законодательству, по которым не предусмотрено денежной или иной компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврата, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога» (п. 292.3 ст. 292 НКУ).

    В доход единщика третьей группы – плательщика НДС включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

    Для единщиков первой и второй группы правильно определять размер полученного дохода нужно в первую очередь для того, чтобы установить, имеет ли он право находиться на упрощенной системе налогообложения и/или применять ее в дальнейшем. Единщикам третьей группы следует знать размер полученного дохода также для определения суммы единым налогом, которую необходимо уплатить в бюджет.

    В состав дохода включается выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг).

    При предоставлении услуг (выполнении работ) по договорам комиссии, поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам в доход включается сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

    Доходом предпринимателя является и сумма полученных авансов и предоплат в рамках его предпринимательской деятельности.

    Что не включается в состав дохода?

    В состав дохода единщика не включаются:

  • пассивные доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, роялти;
  • суммы НДС, у единщиков третьей группы, зарегистрированных плательщиками НДС;
  • суммы возвратной финансовой помощи, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения;
  • суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и других фондов соцстраха, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ;
  • суммы средств (аванс, предоплата), которые возвращаются единщику – покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит в результате возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств;
  • суммы средств, поступившие как оплата товаров (работ, услуг), реализованных в период работы на общей системе налогообложения, если предприниматель ошибочно включил их в состав дохода по отгрузке (а не по оплате);
  • суммы средств в части излишне уплаченных налогов и сборов и единого взноса, возвращенные на расчетный счет предпринимателя;
  • налоги и сборы, удержанные (начисленные) при осуществлении предпринимателем функций налогового агента;
  • суммы единого социального взноса, начисленные в соответствии с нормами законодательства;
  • страховые выплаты и возмещения;
  • средства, полученные как компенсация (возмещение) по решениям судов за какие-либо предыдущие отчетные периоды;
  • суммы кредитов.
  • Если предприниматель реализует движимое или недвижимое имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как физическому лицу, но используется в его хозяйственной деятельности (это может быть автотранспорт, жилые и нежилые помещения, земельные участки и другое аналогичное имущество), то полученный доход не считается доходом от предпринимательской деятельности, не включается в состав дохода единщика и облагается налогом на доходы как у физического лица. Если такое имущество продается не субъекту хозяйствования, то по итогам года необходимо будет представить в орган ГНС по местожительству налоговую декларацию о доходах.

    В какие сроки необходимо уплачивать единый налог и отчитываться?

    Предприниматели первой и второй группы единый налог уплачивают ежемесячно, не позднее 20-го числа текущего месяца. Единщики третьей группы уплачивают налог ежеквартально – в течение 50 календарных дней после окончания квартала.

    Отчитываются единщики первой и второй группы раз в год – в течение 60 календарных дней после окончания календарного года. Единщики третьей группы отчитываются ежеквартально – в течение 40 календарных дней после окончания квартала. Если последний день срока представления налоговой декларации по единому налогу приходится на праздничный или выходной день, последним днем ее представления является первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

    Как уплачивать единый социальный взнос?

    Единый социальный взнос (ЕСВ) (независимо от группы единого налога и величины полученного дохода) предприниматели уплачивают в размере минимального страхового взноса за месяц –22% размера минимальной заработной платы.

    Уплачивают ЕСВ ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

    Отчитаться по ЕСВ необходимо один раз по итогам года – до 10 февраля следующего за отчетным года. Предельный срок представления отчета по ЕСВ переносится, если он приходится на выходной или праздничный день.

    С 1 января 2018 года от уплаты ЕСВ и отчета по нему освобождаются предприниматели (независимо от системы налогообложения), которые получают пенсию по возрасту или являются лицами с инвалидностью, или достигли возраста, установленного ст. 26 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и получают пенсию или социальную помощь.

    Обязаны ли плательщики единого налога применять регистраторы расчетных операций (РРО)?

    Согласно п. 296.10 ст. 296 НКУ плательщики единого налога первой группы освобождены от применения РРО. Единщики второй и третьей группы не обязаны применять РРО если объем дохода в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен. В случае превышения в календарном году данного объема дохода применение РРО при наличных расчетах обязательно. РРО необходимо применять с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения.

    Вместе с тем, с 2017 года независимо от группы и объема дохода обязаны применять РРО при наличных расчетах единщики, которые осуществляют реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту. К технически сложным бытовым товарам относятся “непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, оборудование и другие), которые состоят из узлов, блоков, комплектующих изделий, отвечают требованиям нормативных документов, имеют технические характеристики, сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок”. Предусмотрено, что перечень групп таких товаров устанавливает Кабмин.

    Материал для сайта подготовлен 1 февраля 2018 года

    ВНИМАНИЕ: Если вы хотите задать вопрос редакции газеты «Частный предприниматель» по материалам данной статьи, то сделать это можно в разделе «Задать вопрос».

    chp.com.ua