Злоупотребление должностными полномочиями сотрудниками полиции

За злоупотребление должностными полномочиями осуждены бывшие сотрудники ОМВД по Пресненскому району

Сегодня, 26 декабря 2017 года, Пресненский районный суд г. Москвы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении теперь уже бывших сотрудников отдела МВД России по Пресненском району ГУ МВД России по г. Москве: участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции Рената Зиннатулина, оперуполномоченного группы по противодействию незаконному обороту наркотических средств отделения уголовного розыска Ильдара Шакирова, временно исполняющего обязанности по должности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) Дениса Ромашкина.

Они осуждены за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, повлекшее тяжкие последствия).

Установлено, что 14 декабря 2015 года указанные лица, находясь при исполнении должностных обязанностей, прибыли по вызову в ресторан «Элементс» на Рочдельской улице. Проигнорировав поступающие обращения граждан о совершаемом особо тяжком преступлении, сотрудники полиции самоустранились от выполнения своих должностных обязанностей по пресечению противоправных действий. В результате в ходе дальнейшей перестрелки два человека скончались, другим участникам конфликта были причинены телесные повреждения.

С учетом позиции государственного обвинителя прокуратуры г. Москвы суд признал подсудимых виновными и приговорил Шакирова к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, Зиннатулина – к 2 годам, Ромашкина – к 4 годам. Все они будут отбывать наказания в исправительной колонии общего режима. Также они лишены права занимать должности в государственных и правоохранительных органах, связанные с функциями представителя власти Шакиров и Ромашкин – на 3 года, Зиннатулин – на 2 года.

www.mosproc.ru

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Не редко в российской правовой действительности встречаются случаи совершения преступлений, закрепленных в уголовном законодательстве в смежных статьях 285 и 286 Уголовного кодекса России. Это следующие преступления: злоупотребление и превышение должностных полномочий.

В этой статье будет рассмотрено совершение этих преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно сотрудниками полиции.

В первую очередь, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий стоит отграничивать друг от друга. При этом важно отметить, что рассматриваемые в данной статье преступления могут быть совершены только в том случае, когда субъект этого преступления осуществляет исполнение соответствующих должностных полномочий. То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.).

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением полномочий, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ — использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.

    В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

    Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

    В отличие от злоупотребления (статья 285 УК РФ), рассмотренного ранее, превышение должностных полномочий полицейским это совершение активных действий, явно выходящих за пределы полномочий сотрудника полиции. Совершая преступление, сотрудник полиции осознаёт, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Существенность нарушения прав и законных интересов устанавливается судом на основании разъяснений, данных в соответствующей Постановлении Пленума ВС РФ.

    Важно!Превышением должностных полномочий, например, будет являться незаконное и необоснованное применение сотрудником полиции оружия. В данном случае стоит отметить, что основания и пределы применения оружия (специальных средств) определены в ФЗ „О полиции” (например, основания и условия применения оружия полицейским закреплены в статье 23 указанного закона).

    Заявление о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции

    Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

    Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

    В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

В течение 10 суток с даты регистрации Ваше заявление должно быть рассмотрено комитетом и по нему будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, который предусмотрен статьями 144, 145, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению (обоснованный отказ придёт Вам по почте заказным письмом, зачастую в течение 14 суток с момента подачи заявления), Вы можете обжаловать данный отказ в порядке, предусмотренном статьями 124, 125, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Самым действенным способом считается обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру. В данной жалобе указываете, что Вы не согласны с доводами следователя следственного комитета, послужившими основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий полицейским. При наличии, можете также приложить дополнительные доказательства (копии документов, видео- или фотоматериалы) по делу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

opravdaem.ru

Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна. В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
  • Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

    Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

    По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

    Властные полномочия и их границы

    Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

    Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции». Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях. Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.
  • Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием. Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку — опасной и т.д. Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

    Когда полномочия превышены

    За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  • виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  • действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
    • наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
    • В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д., может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.д.

      Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

      Наказание за превышение по статье 286 УК РФ

      В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

      1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
        За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
      2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
        • штраф до 300000 рублей;
        • лишение свободы до 7 лет.

      Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

    • Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
      • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью — ст. 112, 111 УК РФ;
      • применением специальных средств или оружия;
      • причинением тяжких последствий.
      • За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

        Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах — обоснованное и довольно действенное наказание. Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом). Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

        Заявление в прокуратуру

        Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым. По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными. При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

        Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

        Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ. И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

        Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

        Прокурору Заводского района г. Архангельска
        Иванову И.И.
        Рябова Р.О., проживающего в
        кв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,
        Тел. 8922000000
        (если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

        Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

        23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

        Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г. Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли. (Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

        Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

        В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

        (Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

        Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

      • Провести проверку обоснованности содержания меня, то есть Рябова Р.О., в камере для административных задержанных в отделе № 3 полиции г. Архангельска, с 23.02.2017 по 28.02.2017.
      • Установить лиц, ответственных за незаконные действия по помещению меня в камеру без законных на то оснований.
      • Привлечь установленных должностных лиц отдела полиции № 3 г. Архангельска к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ (часть, пункт статьи указывать необязательно – вопрос квалификации будет решаться компетентными органами), возбудить уголовное дело.
      • Дата, подпись, Рябов Р.О.

        Приложение: акт медицинского освидетельствования, копия паспорта, копия листка нетрудоспособности. По делам таких категорий сложно собрать достаточную базу доказательств, но все же, по возможности, нужно постараться приобщить все, что касается происшествия. Конкретно в приведенном примере заявитель пытается доказать причинение ему телесных повреждений в день задержания (акт медосвидетельствования), наступление последствий (сведения о лечении), нахождение именное его в камере административных задержанных для сверки по журналу (предоставлены паспортные данные).

        Необходимо иметь ввиду, что прокуратура непосредственно не принимает решение о возбуждении уголовного дела, но она всецело контролирует принятие решения по вопросам, связанным с незаконными действиями полиции. Для этого прокурорскими работниками жалоба будет направлена в Следственный комитет, который обязан отчитываться перед прокурором о ходе проверки и об окончательном решении. О направлении жалобы в другой орган заявитель уведомляется в обязательном порядке.

        Когда превышает свои полномочия работник прокуратуры или следственного комитета, обращаться нужно в Генеральную прокуратуру РФ.

        Злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ

        Гражданам, которые пострадали от действий должностных лиц, особой разницы в квалификации преступлений не видят. Вместе с тем, отличие превышения от злоупотребления полномочиями довольно существенное.

        При злоупотреблении следует учитывать, что действия, которые представитель власти вправе совершать в интересах службы при определенных обстоятельствах, выполняются им без необходимости и только в своих личных (зачастую – в корыстных) интересах.

        Пример №5. Начальник колонии Потапов Е.Н. длительное время строил собственный дом. Для скорейшего завершения строительства он распорядился доставить четырех заключенных на место стройки. Каждый день несколько специально подобранных Потаповым Е.Н. конвоиров этапировали заключенных на объект, где они работали до самого вечера. Объективно в действиях Потапова Е.Н. имеются признаки злоупотребления наделенными полномочиями поскольку:

        • он использовал свое право организовать труд заключенных в своих личных целях;
        • результат содеянного противоречит принципам деятельности того государственного органа (в том числе правоохранительного), где работает представитель власти. Так, из приведенного примера видно, что вместо достижения цели исправления осужденных достигается цель благосостояния начальника колонии.
        • Как и при превышении, для квалификации по ст. 285 УК РФ должны наступить последствия в виде ущерба гражданам, организациям, интересам государства или общества.

          Как именно может быть причинен вред государственным интересам при злоупотреблении должностными правами?

          Таким образом, основные критерии разграничения превышения и злоупотребления следующие:

          juresovet.ru

          Превышение должностных полномочий сотрудником полиции по статье

          Как можно квалифицировать действия работника полиции в следующей ситуации:

          Работник полиции выезжает на место происшествия по вызову своих родственников находясь не при исполнении. Производит осмотр места происшествия, фотографирование, сбор улик в пользу родственника и передает их прибывшему позже участковому. Другой стороне конфликта угрожает обязательным лишением свободы, озвучивая номер статьи 119, грубит, делает движения головой имитируя, что нанесет удар, демонстрирует свою безнаказанность и утверждает что он при исполнении.

          Каким образом можно добиться наказания для данного сотрудника и в чем его можно обвинить? Можно ли обвинить по статье за превышение должностных полномочий? Как подать жалобу в следственный комитет?

          Ответы юристов (10)

          Теоретически полицейский совершил преступление

          Статья 286. Превышение должностных полномочий

          1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

          наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

          Но доказать это будет довольно тяжело. Я бы Вам советовал обратиться с заявлением в СК РФ по Вашему субъекту с просьбой провести проверку. Не факт, но если есть доказательства может выстрелить.

          Есть вопрос к юристу?

          Здравствуйте! Я бы скорей квалифицировал действия участкового уполномоченного как злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ. Сотрудник полиции действовал в пределах закона, но злоупотреблял своими полномочиями. Вы имеете право подать жалобу в прокуратуру о неправомерных действиях сотрудника полиции, а также заявление в Следственный комитет о привлечении сотрудника полиции к уголовной ответственности. Что касается производства осмотра места происшествия, то он имел такое право, но если при производстве осмотра имели место нарушения УПК РФ, то сторона защиты имеет право заявить ходатайство о признании данного доказательства недопустимым.

          Доброго дня, на самом деле Вы пояснили ситуацию так как видите её Вы, что происходило в дальнейшем? какие документы оформлены, кто присутствовал и так же в связи в с чем вообще произошло указанное событие неизвестно, самый дельный совет один — с материалами хотя бы к знакомому адвокату в городе, чтобы дать оценку событий, в рамках интернет консультации можно получить только самые общие пояснения по подобным вопросам.

          По указанной статье как пояснил коллега привлечь довольно непросто, соответственно необходимо работать и не Вам а адвокату, и тут становится вопрос необходимости.

          В данном случае необходимо доказать две позиции. «Работник полиции выезжает на место происшествия по вызову своих родственников находясь не при исполнении. Производит осмотр места происшествия, фотографирование, сбор улик в пользу родственника и передает их прибывшему позже участковому».

          При злоупотреблении должностными полномочиями сотрудник полиции должен действовать вопреки интересам службы. Это основное различие диспозиции данного преступления от диспозиции преступления предусматривающего превышение должностных полномочий. В данном случае должностное лицо выполняет действия, не входящие в его полномочия на тот момент. Для осуществления данных действий сотрудник полиции должен находиться при исполнении служебных обязанностей.Доказывать потребуется то что действия сотрудника полиции повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -Если этого не произошло, то состав преступления в действиях сотрудника полиции отсутствует.

          Если произошло, то состав преступления имеется.По Вашему сообщению нельзя сделать вывод об обстоятельствах совершенного. События, происходящие до приезда сотрудника полиции Вы не описываете.Не известно также о том, что происходит впоследствии. При таком количестве информации юристам будет трудно дать Вам информацию кроме той, которую Вы уже получили.

          В данном случае должностное лицо выполняет действия, не входящие в его
          полномочия на тот момент. Для осуществления данных действий сотрудник
          полиции должен находиться при исполнении служебных обязанностей.

          Почему? Ст. 27, ч.2 п.2 Закона о полиции:

          Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

          в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об
          административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления
          преступления, административного правонарушения, происшествия принять
          меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению
          преступления, административного правонарушения, задержанию лиц,
          подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления,
          административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в
          ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

          По смыслу этой нормы не имеет значения, находится сотрудник при исполнении или нет.
          Тут, безусловно, будут иметь значения конкретные обстоятельства. Занимаясь сбором улик, родственник-полицейский, конечно, все-таки свои полномочия в данном случае превышает. Но сбор улик — это трактовка автора вопроса. Вполне возможно, под сбором улик подразумевается, например, сохранение орудия преступления.
          Я хотел сказать, что то, что сотрудник совершал определенные действия вне служебного времени само по себе не является априори превышением его полномочий.

          Добрый день — перспективы уголовного преследования этого сотрудника весьма призрачны, но вы можете обратиться в прокуратуру или к начальнику полиции с заявлением о нарушении ваших прав – проведут проверку и дадут юридическую оценку действиям данного должностного лица вам направят письменный ответ по данному случаю. Есть нормы о поведении сотрудника полиции которые он должен соблюдать :

          Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

          Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

          1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

          3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

          Статья 7. Беспристрастность

          4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

          Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

          3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

          В действиях данного лица можно усмотреть превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), однако для этого необходимо достаточных доказательств, чтобы проверка по данному факту действительно закончилась возбуждение уголовного дела. Если данный сотрудник действительно составлял протокол и получал объяснения в нерабочее время и не в период дежурства в следственно-оперативной группе, то на основании данных документов можно установить превышение им полномочий, но, думаю, по практике, если Вы и обратитесь в прокуратуру или следственный комитет с соответствующим заявлением, то ограничиться все служебной проверкой и даже в случае подтверждения данного факта привлечением такого сотрудника к дисциплинарной ответственности, так как в данном случае составление документов без фальфикации не влечет существенного нарушения прав, что означает отсутствие существенного нарушения прав. Но, заявление в прокуратуру или жалобу руководству МВД написать можно, хотя бы как минимум психологически это подействует на такого сотрудника и послужит пристальному контролю за объективностью проверки по факту указанного вызова.

          Я не считаю возможным закрыть этот вопрос, поскольку с ответами большинства коллег согласиться не могу. На мой взгляд, многими даны ответы клиенту с уклоном успокоить и обнадежить его, квалифицируя действия сотрудника полиции по ст. 285 или 286 УК РФ. По моему убеждению, в действиях сотрудника полиции, осматривающего место происшествия, нет состава преступления, предусмотренного как ст. 285, так и 286 УК РФ, где одним из квалифицирующих признаков является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Из вопроса клиента таковых последствий никак не усматривается. Сотрудник полиции при изложенных в вопросе обстоятельствах может быть привлечен к дисциплинарной ответственности — не более, поэтому правы только те коллеги, которые рекомендовали клиенту направить жалобу руководству полиции либо прокурору.

          Изложив свое мнение по вопросу, я не вправе его закрывать.

          Ищете ответ?
          Спросить юриста проще!

          Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

          m.pravoved.ru