ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 26 декабря 1996 года №337-I

О политических партиях

(В редакции Законов Республики Узбекистан от 20.08.1999 г. №832-I, 12.12.2003 г. №568-II, 30.04.2004 г. №621-II, 03.12.2004 г. №714-II, 11.04.2007 г. №ЗРУ-90, 25.12.2008 г. №ЗРУ-194, 31.12.2008 г. №ЗРУ-197, 20.01.2014 г. №ЗРУ-365, 18.04.2018 г. №ЗРУ-476)

Статья 1. Понятие политической партии

Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.

Статья 2. Правовые основы деятельности политических партий

Статья 3. Принципы создания и деятельности политических партий

Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.

имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;

пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду;

посягающих на здоровье и нравственность народа;

Статья 4. Членство в политических партиях

Гражданин Республики Узбекистан одновременно может быть членом только одной политической партии.

Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.

Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.

сотрудники органов внутренних дел, службы национальной безопасности;

граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Статья 5. Гарантии деятельности политических партий

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.

На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон о партиях узбекистан

Законодательство РУз

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ОБ УСИЛЕНИИ РОЛИ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ОБНОВЛЕНИИ

И ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

И МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

Принят Законодательной палатой 28 февраля 2007 года

Одобрен Сенатом 29 марта 2007 года

Вступил в силу с 1 января 2008 года

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является усиление роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны.

Настоящий Закон является основанием для внесения соответствующих поправок в Конституцию Республики Узбекистан, а также изменений и дополнений в действующее законодательство.

Статья 2. Фракции политических партий

в Законодательной палате Олий Мажлиса

Фракция политической партии — депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения ее интересов в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и зарегистрированное в установленном порядке.

Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.

Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.

Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:

на внесение альтернативной редакции проекта закона до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, а также проекта постановления Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан ;

на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;

Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, может быть членом фракции только этой партии.

Статья 3. Порядок избрания заместителей

Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.

Заместители Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов на срок полномочий Законодательной палаты.

Фракция политической партии, созданная в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, имеет гарантированное право на замещение ее представителем одной должности заместителя Спикера Законодательной палаты.

Для избрания заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан фракция политической партии, как правило, вносит кандидатуру руководителя своей фракции.

В случае неизбрания представленной от фракции политической партии кандидатуры на должность заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан фракция политической партии имеет право представить другую кандидатуру из числа членов своей фракции.

Заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть избран в состав одного из комитетов Законодательной палаты.

Статья 4. Порядок назначения

Премьер-министра Республики Узбекистан

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается органом политической партии, уполномоченным ее уставом.

Предложение о кандидатуре Премьер-министра Республики Узбекистан вносится Президенту Республики Узбекистан не позднее двухнедельного срока со дня опубликования в печати сообщения Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан об итогах выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и списка избранных депутатов.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе Республики Узбекистан представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Если при голосовании кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан в Законодательной палате или Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан не удалось набрать большинство голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, еще раз представить кандидатуру на должность Премьер-министра.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру Республики Узбекистан считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Новая кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае двукратного отклонения Олий Мажлисом Республики Узбекистан кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра Республики Узбекистан и распускает Олий Мажлис Республики Узбекистан.

В случае роспуска Олий Мажлиса Республики Узбекистан новые выборы проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.

Статья 5. Порядок освобождения от должности

Премьер-министр Республики Узбекистан освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан:

а) по заявлению Премьер-министра об отставке;

б) в случае невозможности исполнения Премьер-министром своих полномочий;

в) в случае возникновения непреодолимых разногласий в составе Кабинета Министров Республики Узбекистан, ставящих под угрозу нормальное его функционирование, а также неоднократного принятия Кабинетом Министров решений, противоречащих Конституции , законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан;

г) по инициативе фракций политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представленной на рассмотрение Президента Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра Республики Узбекистан, если такая инициатива с необходимыми обоснованиями будет поддержана ведущими фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и при постановке Президентом Республики Узбекистан на голосование получит в Законодательной палате и Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответственно более двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

д) в случае выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Освобождение от должности Премьер-министра Республики Узбекистан одновременно влечет за собой отставку Правительства Республики Узбекистан.

Статья 6. Порядок назначения и утверждения

хокима области, города Ташкента

Кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах народных депутатов партийных групп.

Утвержденной считается кандидатура хокима области и города Ташкента, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Если при голосовании кандидатуры хокима области и города Ташкента не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций с партийными группами в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур хокима области и города Ташкента Президент Республики Узбекистан имеет право назначить исполняющего обязанности хокима области и города Ташкента, распустить соответствующий Кенгаш народных депутатов. При этом выборы в областной и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.

В соответствии с решением областного и Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов по кандидатуре хокима Президент Республики Узбекистан принимает указ.

Статья 7. Контрольные функции депутатов областных

и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов

за деятельностью хокима области и города Ташкента

Партийным группам областных, Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов в целях повышения эффективности контрольных функций предоставляется право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента. В случае если эта инициатива поддерживается ведущими партийными группами, Президент Республики Узбекистан назначает обсуждение этой инициативы в Кенгаше народных депутатов и в соответствии с результатами обсуждения принимает решение.

Статья 8. Вступление в силу

настоящего Конституционного Закона

Настоящий Конституционный Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Республики Узбекистан И. Каримов

«Народное слово», 12 апреля 2007 г.

«Собрание законодательства Республики Узбекистан»,

2007 г., N 15, ст. 151

Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

nrm.uz

В Узбекистане внесены поправки в закон «О политических партиях»

Президент Узбекистана Ислам Каримов утвердил поправки в закон «О политических партиях», направленные на совершенствование и повышение эффективности деятельности партийных групп в представительных органах власти на местах.

Поправки в законодательство республики внесены законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», который был принят Законодательной палатой 4 декабря 2013 года, одобрен Сенатом 13 декабря 2013 года, подписан Президентом 20 января 2014 года, опубликован 21 января 2014 года в газете «Народное слово» и тем самым считается вступившим в силу.

Документом определяется нижний предел численного состава депутатов, необходимого для образования партийных групп в местных Кенгашах народных депутатов, — это не менее пяти человек. Также определен порядок прекращения деятельности партийных групп в местных представительных органах государственной власти. Помимо этого, закреплено, что предложения партийных групп по вопросам, вносимым соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов, подлежат обязательному рассмотрению. По мнению экспертов, это послужит дальнейшему повышению активности политических партий, их депутатских объединений, усилению конкурентной борьбы между ними на региональном уровне, а также дальнейшему повышению роли и места политических партий в решении социально-экономических задач на местах. Это также послужит усилению их активности в реализации предвыборной платформы и программных целей. Помимо этого, закон будет способствовать повышению ответственности государственных органов и должностных лиц при осуществлении ими своей деятельности.

Документом в закон «О политических партиях» внесены следующие изменение и дополнение:
1) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Партийные группы в Жокаргы Кенесе
Республики Каракалпакстан
и Кенгашах народных депутатов

Партийная группа – депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения интересов партии в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгаше народных депутатов и зарегистрированное в установленном порядке.
Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаш народных депутатов, может быть членом партийной группы только этой партии.
Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.
Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей, города Ташкента и городов (областных центров) образуются при условии, что в них объединяются не менее пяти депутатов, избранных в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаш народных депутатов от соответствующей политической партии.
Партийная группа подлежит учетной регистрации.
Деятельность партийной группы прекращается в случаях:
собственной инициативы партийной группы;
истечения срока полномочий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;
уменьшения числа депутатов, входящих в партийную группу, ниже предела, необходимого для ее образования;
прекращения деятельности соответствующей политической партии»;
2) дополнить статьей 14 1 следующего содержания:
«Статья 14 1 . Права партийных групп
Партийные группы имеют право:
участвовать в формировании повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;
вносить предложения по кандидатурам председателей, заместителей председателей и членов комитетов или комиссий соответствующего представительного органа государственной власти;
на гарантированное предоставление слова представителю партийной группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;
на обращение с запросом соответственно к Председателю Жокаргы Кенеса и Совету Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям отделов и управлений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;
на внесение предложения о заслушивании на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгаша народных депутатов отчета или информации руководителя государственного органа, расположенного на соответствующей территории, по вопросам их деятельности. Решение при этом принимается при условии поддержки более половины депутатов;
распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов.
Партийные группы в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента имеют право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента.
Предложение партийных групп по вопросам, вносимым соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаш народных депутатов, подлежит обязательному рассмотрению.
Партийные группы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан обеспечивается аппаратом Жокаргы Кенеса, а партийных групп в Кенгашах народных депутатов – соответствующими структурными подразделениями хокимиятов».

Ранее сообщалось, что в Узбекистане в декабре 2014 года пройдут всенародные выборы в Олий Мажлис и местные представительные органы власти.

www.mcfr.uz

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

О политических партиях

Статья 1. Понятие политической партии

Статья 2. Правовые основы деятельности политических партий

Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.

Статья 3. Принципы создания и деятельности политических партий

Запрещается создание и деятельность политических партий:

по национальному и религиозному признакам.

Статья 4. Членство в политических партиях

Не могут быть членами политических партий:

прокуроры и следователи прокуратуры;

Политические партии имеют фиксированное индивидуальное членство.

Статья 5. Гарантии деятельности политических партий

Статья 6. Создание политической партии

Для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.

Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет имеет право действовать не более трех месяцев со дня его создания.

Политическая партия образовывается на учредительном съезде или конференции.

Учредительный съезд или конференция принимает устав и программу партии, образует ее выборные органы.

Статья 7. Устав политической партии

Устав политической партии должен предусматривать:

название, цели и задачи партии;

условия и порядок приема в члены партии и выхода из нее;

права и обязанности членов партии;

компетенцию и порядок образования (созыва) руководящих органов партии и ее организаций, сроки их полномочий;

порядок осуществления контроля за деятельностью руководящих органов партии;

источники формирования средств и приобретения иного имущества партии и ее организаций;

место нахождения руководящего органа партии;

порядок принятия устава и программы партии, внесения в них изменений и дополнений;

порядок реорганизации или прекращения деятельности партии.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности партии.

Статья 8. Регистрация политических партий

Регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава подаются:

заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;

протокол учредительного съезда или конференции;

документ банка, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере, установленном законодательством;

материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе список двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан, выразивших желание объединиться в эту партию, с их подписями, сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона), решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде.

Заявление о регистрации политической партии рассматривается в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.

Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.

Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей для регистрации уставов.

Сообщение о регистрации политической партии публикуется в средствах массовой информации.

Статья 9. Отказ в регистрации политической партии

Не подлежит регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.

В случае отказа зарегистрировать политическую партию Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы. Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право в течение месяца со дня получения отказа в регистрации повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.

Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.

Статья 10. Приостановление деятельности политической партии

При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием какие нормы законодательства или устава нарушены и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.

При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.

Статья 11. Прекращение деятельности политической партии

Деятельность политической партии прекращается:

самороспуском партии в соответствии с ее уставом, о чем высший орган партии в трехдневный срок информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан;

решением Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан в случаях совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона, или повторного в течение года совершения действий, за которые ее деятельность была приостановлена.

Прекращение деятельности политической партии наступает со дня опубликования об этом официального сообщения Министерства юстиции Республики Узбекистан в средствах массовой информации.

Статья 12. Права политических партий

Политические партии имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;

участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;

проводить собрания, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью партии;

в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;

вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.

Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 13. Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан*

Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Фракции регистрируются Законодательной палатой Олий Мажлиса на основании соответствующего заявления руководителя фракции и учредительных документов.

Фракция политической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан имеет право:

участвовать в формировании повестки дня заседания Законодательной палаты;

обращаться к Президенту Республики Узбекистан с инициативой об освобождении от должности Премьер-министра Республики Узбекистан;

на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты;

на обращение с запросом соответственно к Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов;

вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателей комитетов и комиссий Законодательной палаты;

распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов;

осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты.

Руководитель фракции политической партии входит в состав Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности фракций обеспечивается аппаратом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 13 1 . Парламентское большинство и парламентская

оппозиция. Объединение фракций политических

Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий и депутатов, избранных от Экологического движения Узбекистана, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.

Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от Экологического движения Узбекистана, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.

на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.

Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.

Статья 14. Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики

Каракалпакстан и местных представительных

органах государственной власти*

Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, местными представительными органами государственной власти на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.

Партийные группы имеют право:

участвовать в формировании повестки дня сессии;

на гарантированное предоставление слова представителю группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии;

на обращение с запросом соответственно к Председателю Жокаргы Кенеса и Совету Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям отделов и управлений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;

вносить предложения по кандидатурам председателей комитетов или комиссий соответствующего представительного органа;

распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;

инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента;

осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов соответствующих представительных органов государственной власти.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти обеспечивается соответствующими структурными подразделениями этих органов.

Статья 15. Собственность политических партий

Политические партии могут иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, издательства, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.

Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан “О финансировании политических партий”.

Политические партии в порядке, определяемом законодательством, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в целях выполнения уставных задач. Результаты предпринимательской деятельности политической партии должны быть отражены в ее финансовом отчете.

Доходы от предпринимательской деятельности политических партий не могут перераспределяться между членами партии и используются только для выполнения уставных задач.

Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан или уполномоченному ею органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.

Собственность политических партий охраняется законом

Статья 17. Контроль за соответствием деятельности политических

партий законодательству и их уставам

Контроль за соответствием деятельности политическихпартий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Республики Узбекистан И.Каримов

26 декабря 1996 г.,

* ст. ст. 13 (ч.2), ст. 131, ст.14 (абз.7 ч.2) вводится в действие с 1. 01. 2008 г.

parliament.gov.uz